Имеет ли право родственник присутствовать на приеме у врача

Обновлено: 30.06.2024

Основные положения морально-этического кодекса сформулированы по результатам анализа нормативно-правовых актов, регулирующих сферу медицины, российских и международных этических кодексов врача, предложений и комментариев, оставленных населением.

Морально-этический Кодекс представляет свод морально-этических правил, которые являются обязательными для врачей и пациентов, административного и ученых, работающих в сфере здравоохранения.персонала

Основная цель кодекса – упорядочить взаимоотношения между врачами, пациентами, медицинскими организациями, а также определить этические нормы.

Настоящий Кодекс представляет собой нравственный ориентир для врача и пациента.

Морально - этический кодекс врача и пациента состоит из шести разделов, которые посвящены моральным аспектам деятельности врача в обществе, работе с пациентами, взаимоотношениям с медицинскими организациями и коллегами.

1. Основные термины, используемые в настоящем Кодексе, и их определение

1.4. Врач - лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Врач - лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности.

1.5. Пациент (лат. patiens — терпящий, страдающий) — человек, получающий медицинскую помощь, подвергающийся медицинскому наблюдению и/или лечению по поводу какого-либо заболевания, патологического состояния или иного нарушения здоровья и жизнедеятельности, а также пользующийся медицинскими услугами независимо от наличия у него заболевания

1.6. Права – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

1.7. Обязанности – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

1.8. Конфликтные ситуации:

  • оказание пациенту медицинской помощи ненадлежащего качества (невыполнение, несвоевременное, некачественное инеобоснованное выполнение диагностических, лечебных,профилактических и реабилитационных мероприятий);
  • нарушения в работе учреждения здравоохранения, наносящие ущерб здоровьюпациента (внутрибольничное инфицирование, осложнения после медицинских манипуляций);
  • нарушение норм медицинской этики и деонтологии со стороны медицинских работников в отношении пациента, его родственников.

2. Права пациента

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

  • уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и других лиц, участвующих в оказании медицинской помощи;
  • информацию о фамилии, имени, отчестве, должности и квалификации его лечащего врача и других лиц,непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;
  • выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ;
  • на доступность медицинских услуг, требующихся по состоянию здоровья без дискриминации по признакам наличия финансовых ресурсов, места проживания, вида заболевания или времени обращения за помощью;
  • обследование,лечение и нахождение в учреждении здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям;
  • облегчение боли,связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  • добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с законодательными актами;
  • отказ от оказания (прекращение) медицинской помощи, от госпитализации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
  • сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
  • получение в доступной для него форме полной информации о состоянии своего здоровья,применяемых методах диагностики и лечения, о медицинских услугах и способах получения этих услуг, которая позволит активно участвовать в принятии решений относительно своего здоровья, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • на получение необходимого лечения без промедления, в течение установленных законодательством Российской Федерации сроков, определенного на основе конкретных стандартов и в зависимости от неотложности клинического случая;
  • на предотвращение по мере возможности страданий и боли на каждом этапе своего заболевания;
  • на подачу жалобы и получение ответа или иной обратной связи в случае причинения вреда;
  • запрашивать копию амбулаторной карты пациента по месту постоянного наблюдения в случае посещения других лечебных учреждений с целью получения медицинской помощи

3. Обязанности пациента

  • заботиться о сохранении своего здоровья;
  • уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи;
  • уважительно относиться к другим пациентам, соблюдать очередность, пропускать лиц, имеющих право на внеочередное обслуживание;
  • представлять лицу, оказывающему медицинскую помощь, известную ему достоверную информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях;
  • выполнять медицинские предписания;
  • сотрудничать с врачом на всех этапах оказания медицинской помощи;
  • соблюдать санитарно-гигиенические нормы: (вход в отделения поликлиники в сменной обуви или бахилах, верхнюю одежду оставлять в гардеробе);
  • соблюдать правила запрета курения в медицинских учреждениях, курить только в специально отведенных для курения местах;
  • сохранять копии медицинских заключений и других документов, подтверждающих прохождение медицинского обследования.

4. Обязанности врача в отношении к пациенту

  • заботиться одинаково обо всех своих пациентах, не дискриминируя их по материальному состоянию, социальному или моральному статусу, личному отношению врача к пациенту, религиозным убеждениям;
  • назначать только необходимые пациенту обследования и избегать назначения обследований, не относящихся к его заболеванию;
  • прежде, чем поставить диагноз и начать лечение, врач должен записать в карточку состояние больного, а также изучить личную и наследственные заболевания;
  • письменно и четко записывать рецепты, указывая дозировку и способ приёма;
  • рассказать пациенту или его представителю о типе, причинах и осложнениях заболевания пациента, о пользе диагностических и терапевтических процедур;
  • перед приемом пациента обеспечить наличие медицинской карты в кабинете;
  • обеспечить регулирование очереди и соблюдение записи приема медицинской сестрой;
  • соблюдать прием в соответствии с записью (допустимая погрешность 10-15 минут);
  • информировать пациента об отмене приема с возможностью переноса даты приема по согласованию с пациентом;
  • разъяснять пациенту рекомендации по дальнейшему лечению в доступной форме;
  • ознакомить и проинформировать пациента о стандарте лечения или обследования в соответствии с его заболеванием;
  • назначать только необходимые пациенту обследования и избегать назначения обследований, не относящихся к его заболеванию;
  • в ходе приема пациента давать полную, актуальную и в доступной форме информацию относительно его здоровья, алгоритма дальнейшего лечения, профилактики и риска возникновения других заболеваний;
  • держать настойчивую позицию в отношении соблюдения пациентом ранее сделанных рекомендаций по его дальнейшему лечению.

5. Права врача

Врач имеет право:

5.1. отказаться от приема, наблюдения и лечения пациента:

  • если пациент находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • если действия пациента угрожают жизни и здоровью окружающих и ;персонала
  • в случае несоблюдения пациентом предписаний и правил внутреннего распорядка медицинской организации;
  • при агрессивном поведении пациента и нарушении им и его родственниками этических норм и правил;
  • когда врач не в состоянии установить с пациентом терапевтического сотрудничества.

5.2. отказ пациенту в приеме, наблюдении и лечении врачом при вышеперечисленных ситуациях принимается самостоятельно, по согласованию с вышестоящим должностным лицом.

5.3. отказ пациенту в приеме, наблюдении и лечении медицинской организации при вышеперечисленных ситуациях принимается этическим комитетом учреждения с письменным уведомлением пациента за месяц.

5.4. врач имеет право на защиту своих прав и свобод. Защита прав врачей в сферах трудовых отношений, социального обеспечения, административно-уголовной ответственности осуществляется при содействии медицинских профессиональных некоммерческих организаций.

5.5. врач имеет право на защиту своей чести и достоинства.

5.6. врач имеет право на создание комфортных условий для осуществления качественного трудового процесса.

6. Порядок разрешения конфликтных ситуаций между медицинским работником (организацией) и пациентом

6.1. К числу наиболее типичных конфликтных ситуаций в сфере медицинской помощи относятся:

  • оказание пациенту медицинской помощи не надлежащего качества (невыполнение, несвоевременное, некачественное и необоснованное выполнение диагностических, лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий);
  • нарушения в работе учреждения здравоохранения, наносящие ущерб здоровью пациента (внутрибольничное инфицирование, осложнения после медицинских манипуляций);
  • нарушение норм медицинской этики и деонтологии со стороны медицинских работников в отношении пациента, его родственников.

6.2. В случае нарушения прав пациента он (его законный представитель) может обращаться с жалобой непосредственно к главному врачу или иному должностному лицу Учреждения.

6.3. Жалоба подается в письменном виде: первый экземпляр - лицу, ответственному за делопроизводство(либо непосредственно главному врачу), а второй экземпляр остается на руках у подающего жалобу. При этом следует получить подпись лица, ответственного за делопроизводство с указанием входящего номера либо подпись главного врача с указанием даты.

6.4. Жалоба должна содержать конкретную информацию, вопросы и четко сформулированные требования, подпись гражданина с указанием фамилии, имени, отчества, данные о месте жительства или работы (учебы). При наличии подтверждающих документов они должны быть приложены. В случае если обстоятельства дела требуют немедленного и неординарного реагирования на ситуацию, жалоба может быть направлена сразу в несколько инстанций.

6.5. Ответ пациенту на жалобу предоставляется в письменном виде в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

6.6. В спорных случаях пациент имеет право обращаться в вышестоящий орган или суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Выбор врача и медицинской организации

1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона, а также с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

(часть 8 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Выбор врача и медицинской организации задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьей 26 настоящего Федерального закона.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 131-ФЗ)

9. При оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.

Кому жаловаться на халатность врача?

Каждому из нас хоть раз приходилось слышать о том, как из-за ошибки некомпетентного медика пациент получил тяжелые осложнения. На что имеет право человек в таких случаях и куда можно обратиться с жалобой – разберемся в этой публикации.

Какие права дает пациенту закон?

Права на охрану здоровья и медпомощь гарантированы ст. 41 Конституции РФ.

  • выбор врача и медицинской организации;
  • профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • получение консультаций врачей-специалистов;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, в том числе наркотическими и психотропными лекарственными препаратами;
  • получение информации о своих правах и обязанностях;
  • получение сведений о состоянии своего здоровья и выбор лиц, которым они могут быть переданы;
  • получение питания во время лечения в стационарных условиях;
  • защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  • отказ от медицинского вмешательства;
  • возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медпомощи;
  • допуск адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
  • допуск священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Как минимизировать вероятность получения некачественных медицинских услуг?

Оказание медпомощи в России является лицензируемой деятельностью. И при обращении в медицинскую организацию пациент вправе удостовериться в законности ее осуществления, запросив лицензию. В данном документе фиксируются название, реквизиты организации и место ее деятельности. Эти сведения нужно сопоставить с данными на сайте государственного органа, выдавшего лицензию. Вместе с ней пациенту обязаны предоставить приложение, в котором указаны конкретные виды медицинской деятельности организации.

Кроме того, пациент вправе запросить документы, подтверждающие квалификацию специалиста, который будет оказывать ему медицинскую помощь, и его сертификат. Их отсутствие должно насторожить. Медицинскую деятельность такой специалист может осуществлять незаконно, а потому стоит отказаться от получения услуг во избежание проблем со здоровьем.

Так, в апреле этого года в Краснодаре серьезные осложнения возникли у пациенток пластического хирурга, который оказывал медицинские услуги, не имея диплома врача. По заявлениям пострадавших было возбуждено уголовное дело. Врачу предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья пациентов.

Что делать, если из-за врачебной ошибки здоровью пациента был причинен вред?

Давайте разберемся, куда обращаться пациенту, если ему не оказали помощь или сделали это несвоевременно либо если были предоставлены некачественные медицинские услуги.

1. Пациент вправе обратиться в общественную приемную территориального органа Министерства здравоохранения РФ с заявлением о проведении служебной проверки в связи с ненадлежащим оказанием медпомощи.

2. В Росздравнадзор или Роспотребнадзор можно подать заявление о проведении проверки по факту предоставления медицинских услуг. Заявитель получит акт проверки, в котором будет указано, обнаружено ли нарушение его прав.

3. Если пациенту отказывают в выдаче медицинских документов или требуют за это плату, а также в случае иных неправомерных действий со стороны сотрудников медучреждения можно обратиться в прокуратуру с заявлением о проведении проверки законности действий или бездействия медперсонала.

4. Для выяснения качества оказанных медицинских услуг необходимо обратиться в страховую компанию. Для этого нужно подать заявление о проведении экспертизы в страховую организацию, указанную в полисе обязательного медицинского страхования (ОМС). После проверки страховая компания предоставит экспертное заключение.

5. Если в ходе проверок были выявлены дефекты оказания медицинской помощи, то заявитель вправе обратиться в суд. В исковом заявлении необходимо изложить суть спора и указать, какие именно права были нарушены. Также нужно приложить доказательства, подтверждающие указанные в заявлении обстоятельства, а именно: медицинскую карту стационарного или амбулаторного больного, выписной эпикриз из медицинского учреждения, кассовые чеки (платежные документы), договор на оказание медицинских услуг и т.д.

6. Если пациент не получил медицинскую помощь или его здоровью был причинен вред, то следует обращаться в следственные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела и привлечении виновных к ответственности. Заявление подается в свободной форме с указанием обстоятельств происшедшего в отделение полиции или территориальный отдел Следственного комитета.

Сложность рассмотрения таких дел связана с их спецификой. Суд не обладает специальными познаниями в медицине, и чтобы выявить нарушения, необходимо будет проведение судебно-медицинской экспертизы.

Вместе с тем имеются особенности, усиливающие позицию пациентов в суде. При рассмотрении таких дел суды применяют в том числе положения Закона о защите прав потребителей. Это дает дополнительную защиту пострадавшему. Суды исходят из того, что пациент является потребителем и не обладает специальными медицинскими познаниями, а медицинское учреждение – исполнителем, и оно должно предоставить потребителю полную и достоверную информацию о способах лечения и конкретной медицинской услуге. В противном случае права пациента будут считаться нарушенными, и медучреждение понесет за это ответственность. Это касается как обследования, так и лечения (ст. 12 Закона о защите прав потребителей).

Медицинское учреждение может избежать ответственности только в том случае, если докажет, что его сотрудники все сделали правильно, т.е. отсутствие их вины. Если это сделать не удастся, учреждение должно будет возместить ущерб пациенту (п. 4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Кроме того, если медицинская организация не возместила пациенту ущерб добровольно до суда, то она должна будет дополнительно выплатить пациенту 50% от присужденной суммы. Законом также предусмотрено взыскание неустойки, компенсации морального и материального вреда. Для обращения в суд уплачивать госпошлину не понадобится.

Какое наказание предусмотрено в законе для безответственного медицинского работника?

Если врач не исполнил свои обязанности по профилактике, диагностике или лечению пациента, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Руководство может сделать ему замечание, выговор или уволить.

Уголовным кодексом предусмотрена ответственность медицинского персонала в виде штрафа, обязательных или исправительных работ, запрета заниматься медицинской деятельностью и лишения свободы.


Лежачим больным часто требуется круглосуточный уход и медицинское наблюдение.

Ухаживать за больным тяжело не только в физическом и моральном плане — это еще и постоянные материальные расходы. Поэтому стоит разобраться, куда обращаться за помощью, если в доме лежачий больной.

I. Обратитесь в поликлинику по месту жительства

Состояние лежачего больного нужно контролировать ежедневно. На дом к лежачему больному обязаны приходить терапевт и профильные врачи из территориальной поликлиники. Вызовите на дом участкового терапевта. Он осмотрит больного, назначит лечение и решит, какого профильного специалиста пригласить дополнительно.

На дом к лежачему больному по заявке терапевта обязаны приходить все узкие специалисты: невролог, окулист, отоларинголог (лор), хирург, онколог, уролог, эндокринолог, кардиолог и другие врачи.

Дома делают электрокардиограмму, берут анализы, проводят лечение. К примеру, при наличии трофических язв хирург назначает лечение с обязательным посещением больного медсестрой для выполнения перевязок.

При необходимости на дом придет окулист. Он определит дефекты зрения, подберет линзы или выпишет очки, найдет глаукому, катаракту или отслоение сетчатки глаз. Невролог может назначить курс лечения с инъекциями, проводить которые должна медсестра из поликлиники.

Если терапевт говорит, что профильные врачи на дом не приходят — не верьте. Обратитесь к заместителю главного врача поликлиники по лечебной работе или руководителю и добейтесь, чтобы к вам направили узких специалистов.

Выдержка из закона: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-03

Статья 19. Право на медицинскую помощь

  1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
  2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

II. Если вам нужна помощь в обеспечении ухода, информация о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, обратитесь в орган в орган социальной защиты населения по месту жительства лежачего больного

В случае признания лежачего больного нуждающимся в предоставлении социальных услуг, ему выдадут индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ), в которой будет указаны необходимые виды социальных услуг, их количество, периодичность и срок предоставления.

Статья 16. Индивидуальная программа

  1. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Социальные услуги делятся на гарантированные и дополнительные. Гарантированные бесплатны или оплачиваются частично. Дополнительные оказываются на условиях полной оплаты.

Дальше вы выбираете, куда обратиться за помощью — в государственную или негосударственную организацию социального обслуживания.

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей- инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

Социальный работник может посещать лежачего больного 1-2 раза в день 5 раз в неделю. При необходимости гражданин может быть временно размещен в стационарном учреждении социального обслуживания.

Если нужна сиделка, нанимать ее придется дополнительно по объявлениям, через знакомых или кадровые агентства.

III. Поставьте больного на очередь в государственный хоспис

При некоторых неизлечимых заболеваниях больные имеют право обратиться за помощью в государственный хоспис, который относится к учреждениям паллиативной медицинской помощи. Хоспис — специальное учреждение, в котором больные и их родственники получают медицинскую, социальную, психологическую и иную помощь.

Показания для обращения — онкология, хронические прогрессирующие заболевания терапевтического профиля, последствия травм, необратимые нарушения мозгового кровообращения, различные формы деменции, в том числе болезнь Альцгеймера и другие заболевания.

Для того чтобы встать на учет в государственный хоспис, необходимо направление. Например, если у вас онкологический больной 4-й клинической группы, направление даст районный онколог.

  1. Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
  2. Паллиативная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.

IV. Позвоните в негосударственные организации

Есть много общественных, социально ориентированных организаций и фондов, которые могут оказать лежачему больному необходимую помощь и под держку. Найдите список организаций в вашем городе и обзвоните их.

С учетом имеющихся возможностей во временное пользование может быть предоставлено в пользование оборудование для больного: специальная кровать, противопролежневый матрас, инвалидная кресло — коляска.

Пригласите в дом сотрудника патронажной службы. Он покажет и расскажет, как правильно ухаживать за лежачим больным.

V. Оформите инвалидность и (или) уход за больным

Инвалидность дает право больному на получение пенсии от государства и льготы. Постарайтесь оформить инвалидность и (или) уход за инвалидом — это поможет материально.

Вызовите участкового терапевта. Он определит, есть ли у больного показания для установления инвалидности и оформит документы по форме 088/у для прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Если при оформлении документов потребуется заключение узких специалистов, то заявку на их приход к больному подают родственники в территориальной поликлинике.

Если инвалидность установлена, то с решением комиссии (розовой справкой) необходимо обратиться:

  1. В территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФРФ) по месту жительства для оформления ежемесячных выплат. В ПФРФ можно заменить льготы на лекарства, санаторно-курортное лечение, льготы на оплату коммунальных услуг и проезд в транспорте на денежные выплаты.
  2. В управление соцзащиты по месту жительства для получения социальных услуг, которые положены в зависимости от группы инвалидности.
  3. В МФЦ для получения льгот по оплате коммунальных услуг.
  4. В территориальную поликлинику для получения льгот на лекарства.

Это примерный список учреждений. Полный перечень зависит от группы инвалидности и льгот, которые положены инвалиду.

Статья 28.1. Ежемесячная денежная выплата инвалидам

  1. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей. Ежемесячная денежная выплата инвалидам и детям-инвалидам индексируется каждый год и по состоянию на 31.05.2018 ее размер составляет:

1) инвалидам I группы — 3236,98рублей;

2) инвалидам II группы, детям-инвалидам — 2590,24рублей;

3) инвалидам III группы — 2073,51 рублей.

Если вы сами ухаживаете за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет, обратитесь в ПФРФ по месту жительства для оформления ухода за инвалидом.

Так вы будете получать ежемесячное пособие, время ухода будет учтено в трудовой стаж. Оформить уход можно если вы нигде не работаете, не получаете пособий и не имеете дохода в виде зарплаты или пенсии.

Установить с 1 июля 2008 г. ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее — компенсационные выплаты).

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

Читайте также: