Имеет ли право путин распустить парламент

Обновлено: 07.07.2024

Роспуск парламента – это прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначения новых выборов, он является одним из средств разрешения правительственного (политического) кризиса либо назначения выборов на более подходящее время.

Роспуск парламента подразумевает прекращение его деятельности в государствах с парламентскими и смешанными формами правления, которое сопровождается назначением новых выборов.

Институт роспуска парламента представляет собой один из основных элементов конституционного механизма реализации государственной власти. Этот институт закреплен в конституциях всех европейских стран. Институт роспуска парламента помогает реализовать принцип разделения властей. При этом глава государства отправляют действующий парламент в отставку и назначает новые выборы.

Практика роспуска парламента наблюдается уже в Средние века. Так, в 1356 году во Франции по инициативе дофина Карла были распущены Генеральные штаты. В результате Генеральные штаты отказались подчиняться и подняли в Париже восстание. Карл был вынужден принять Великий мартовский ордонанс – законодательный документ об ограничении во Франции исполнительной власти.

В Новое время парламент распускался во многих странах мира:

  • дважды распускал парламент Карл I (1629 и 1640 гг.);
  • разгон парламента Кромвелем, или Прайдова По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Соучастие подробнее чистка в Англии По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Англия подробнее (1648 г.);
  • роспуск долгого парламента в Англии (1653 г.);
  • роспуск английского парламента Уильямом Питтом младшим (1784 г.);
  • роспуск немецкого парламента в 1848 г.;
  • роспуск парламента Наполеоном III Бонапартом в 1851 г.;
  • роспуск парламента в Венгрии (1861 г.);
  • роспуск парламента в Японии (1895 г.).

Готовые работы на аналогичную тему

Огромное влияние на историческое развитие Франции оказал роспуск парламента Людовиком XVI 23 июня 1789 г. Король объявил о роспуске Национального собрание, в ответ на что в Париже началось восстание, переросшее в Великую Французскую революцию.

Много раз распускался парламент на протяжении XX – XXI вв.: роспуск Первой и Второй Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная Дума РФ подробнее Российской империи (1906 и 1907 гг.); роспуск Четвертой Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Депутат подробнее в 1917 г.; роспуск В.И. Лениным Учредительного собрания в 1918 г.; роспуски парламентов в Бельгии (1961 г.), Конго (1963 г.), Германии По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система Германии подробнее (1972, 1982, 2005 гг.), России (1993 г.), Молдовы (2009 г.), Киргизии (2007 г.), Казахстана и Латвии По данной теме мы уже выполнили реферат История Латвии подробнее (2011 г.), Армении (2018 г.) и др. Несколько раз распускался парламент в Украине (2007, 2008, 2014 гг.).

Как проходит роспуск парламента

В соответствии с конституциями стран и действующим законодательство парламент должен прекратить свою деятельность с истечением срока его полномочий, избранием нового состава и началом его работы. Досрочный роспуск парламента допускается не во всех странах и только при наличии определенных условий. В Италии, например, допускается роспуск обеих палат, но рассматривается вопрос о роспуске какой-то из палат (чаще всего, нижней).

Право роспуска парламента принадлежит главе государства. В некоторых странах (Венгрия) возможен самороспуск парламента. Обычно парламент не может быть распущен в условиях особого, чрезвычайного или военного положения, за несколько месяцев до окончания полномочий парламента, до окончания срока полномочий президента. Иногда возможно только строго определенное число роспусков парламента за какой-то определенный период или перед роспуском парламента предусмотрено проведение соответствующего референдума.

Наиболее типичные основания для роспуска парламента (в разных странах):

  • выражение парламентом недоверия правительству;
  • неоднократное выражение парламентом недоверия правительству за определенный период;
  • неоднократное отклонение парламентом рекомендованной кандидатуры премьер-министра;
  • отказ правительства в доверии парламенту;
  • неспособность сформировать правительство в указанный срок;
  • непринятие в установленные сроки государственного бюджета и др.

Роспуск парламента в монархиях и парламентских республиках осуществляется по представлению правительством главой государства, при иных формах правления – по собственному усмотрению.

Особенности роспуска парламента в России

Роспуск Государственной Думы – это крайнее средство преодоления разногласий между исполнительной и законодательной властями: Правительством и Государственной Думой. Если разного рода согласительные процедуры между этими ветвями власти к положительному результату не привели, Президент РФ вправе распустить Государственную Думу (на основании Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее страны, в которой указано, что глава государства должен обеспечить согласованное взаимодействие и функционирование органов государственной власти. И отставка Правительства, и роспуск Государственной Думы являются взаимосвязанными и взаимообусловленными конституционными формами ответственности за свою деятельность.

В российском парламенте существует возможность роспуска только Государственной Думы (одной палаты). Закрепление данного правомочия за Президентом обусловлено его полномочием обеспечить согласованное функционирование государственной власти.

Президент не обладает абсолютным правом роспуска Государственной Думы. Роспуск Думы Президентом возможен только в случаях, предусмотренных Конституцией РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО подробнее .

Согласно с Конституцией, Президент России имеет право в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством страны (досрочное прекращение деятельности палаты). Институт роспуска парламента предусмотрен на случаи проявления непримиримых разногласий между исполнительной и законодательной ветвями власти. Этот институт обладает определенным устрашающим воздействием на Государственную Думу, что может побудить ее пойти на компромисс.

Порядок роспуска Государственной Думы отражен в ст. 1009 Конституции РФ.

В Конституции закреплено (ч. 2 ст. 109), что в случае роспуска Думы Президент назначает дату выборов для того, чтобы вновь избранная Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее смогла собраться не позднее, чем через 4 месяца с момента роспуска предыдущей.


В статье авторы пытаются определить степень влияния конституционных поправок на форму правления в Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция, президент, поправка, республика.

Президентская форма власти — представляет собой власть высшего должностного лица в странах с республиканской формой правления. Исторически президентская власть заменила власть монарха в основном в части представительских функций, в качестве института, традиционно олицетворяющего завершенность государственной конструкции [3].

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Черты президентской республики:

— внепарламентский метод избрания президента;

Таким образом, власть президента в президентской республике значительно шире по сравнению с другими высшими органами власти. Президент занимает главное место в структуре органов, формирующих правительство и управляющих им.

В конституционном праве общепризнанным фактом является определение Российской Федерации как смешанной республики. Во время учёбы студенты юридических факультетов узнают о существовании президентских республик и знакомятся с основаниями, по которым Российская Федерация к таковым не относится. Стоит заметить, что даже до внесения поправок в Конституцию РФ в 2020 году, в характеристике российского государства присутствовали элементы президентской республики. Например, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Российской Федерации Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111). Также, когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117). Эти конституционные положения свидетельствуют о несоразмерном разделении власти между Президентом и Государственной Думой. В перечисленных выше случаях несогласие Государственной Думы с кандидатурой Председателя Правительства РФ, Президента РФ с решением Государственной Думы о недоверии Правительству РФ дают Президенту РФ возможность распустить Государственную Думу и объявить новые выборы, фактически прекращая полномочия несговорчивого законодательного (представительного) властного органа Российской Федерации.

Для полноты освещения рассматриваемого вопроса обратимся к Конституциям союзных государств и сравним их системы публичной власти. К примеру, Казахстан имеет президентскую систему правления, хотя в 2017 году парламент Казахстана принял поправки к Конституции, которые усилили роль самого парламента и заново выстроили границы между тремя ветвями власти. Теперь у президента больше нет права вето на решения конституционного суда, а часть его полномочий по подготовке законопроектов или консультированию переходит под руководство премьера и аппарата правительства. Кроме того новая Конституция Казахстана значительно усиливает полномочия местных уровней власти, выводя их из-под административной опеки центра и давая автономию. Изменения Конституции РФ, одобренные на всероссийском голосовании, наоборот, значительно увеличили влияние Президента РФ на другие ветви власти. И хоть формального закрепления статуса президентской республики в новой редакции Конституции РФ нет, предполагаем, что с расширением полномочий Президента РФ, переход возможен.

Такую вероятность публично озвучивал сам Президент РФ Путин В. В. Он неоднократно утверждал, что Российской Федерации нужна все же крепкая президентская власть, и что наша страна не может нормально развиваться, просто существовать стабильно в форме парламентской республики. Россия должна оставаться сильной президентской республикой [5]. Из сказанного можно сделать вывод, что имеется политическая воля и стремление главы государства к фактическому переходу от смешанной к президентской республике.

Одновременно существует ряд аргументов на нормативном и доктринальном уровне, подтверждающих смешанный характер республики в Российской Федерации. К их числу можно отнести положения первой главы Конституции России, где отсутствует прямое указание на то, что Президент является главой исполнительной ветви власти.

Отсутствие абсолютного президентского права вето, которое, хотя и не является неотъемлемым признаком президентской республики, но, тем не менее, встречается в странах с подобной моделью организации власти, также может рассматриваться применительно к России как элемент или косвенный признак смешанной модели организации власти.

Проведённый анализ вопроса о возможности перехода Российской Федерации к президентской республике, позволяет констатировать, что в настоящее время в России сложилась реальная возможность для указанных действий, подкрепляемая новыми поправками в Конституцию РФ а также заявлениями самого Президента РФ.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, президентская республика, Государственная Дума, Президент, Президент РФ, Конституция РФ, ветвь власти, Россия, форма правления, парламентская республика.


Конституция

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 3
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Полномочиям Президента посвящена 4-ая глава Конституции. В данном материале приводятся комментарии из разных источников:

Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

Глава 1
Статья 10 Конституции
1. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

То есть, Президент не руководит властями, а координирует.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 83

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства без ее согласия, распускает Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111 Конституции). Но выборы остаются, а любой партии нужны деньги на выборы. Бюджет партий за 2014 год. Источник — сайт Министерства юстиции РФ.Основные Думские партии.

  1. Единая Россия – 3 441 704 261 рублей (в том числе от государства получено – 1 793 070 512 руб.)
  2. КПРФ – 871 396 182 рублей (в том числе от государства получено – 697 881 874 руб.)
  3. ЛДПР – 1 891 118 441 рублей (в том числе от государства получено – 424 537 541 руб.)

Гос. Дума это компромисс между бизнесом и другими силами. Также надо учитывать, что крупный бизнес в России оффшорный, иностранный, из-за высокой, запретительной ключевой ставки ЦБ, на протяжении всего существования ЦБ, что, в свою очередь, делает выгодным взятие кредита за рубежом, а не в России. Роспуск Гос. Думы приведёт к нарушению компромисса и к конфликту с законодательной властью после выборов. Кроме того, избранная Дума все равно должна дать согласие на кандидатуру Председателя Правительства.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. 4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

При конфликте Гос. Дума может выдвинуть обвинение против Президента по 93 статье по инициативе не менее трети депутатов и решению не менее двух третей. После этого Конституционный Суд, руководствуясь частью 7 ст. 125 Конституции, дает заключение о соблюдении или несоблюдении процедуры. Окончательное решение принимает Совет Федерации голосованием.

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся: е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

По предложению органа власти − по сути, это нотариальная функция.

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Статья 84

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

При всех вариантах событий, которые могут позволить Президенту распустить Гос. Думу, инициатива исходит не от Президента. По ст.109 ч.1 Конституции РФ, ст. 111 и 117 условия для роспуска Гос. Думы такие:

  • если Дума три раза отклоняет кандидатуры, предложенные Президентом на должность Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111);
  • если Дума в течение трех месяцев два раза выразит недоверие Правительству (ч. 3 ст. 117);
  • если откажет в доверии Правительству, когда вопрос о таком доверии поставит перед ней Председатель Правительства (ч. 4 ст. 117).

Гос. Думу нельзя распустить:

  • по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания (ч.3 ст. 109);
  • с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст. 109);
  • в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109).

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

Назначает, а не инициирует, это большая разница. Президент по статье 23 фед. конст. закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" - лишь промежуточное звено в процессе, он реализует инициативу, выполняет техническую роль — передаёт Конституционному Суду документы из Центр. избир. комиссии РФ, и, если КС определяет, что инициатива не противоречит Конституции, — только тогда в течение 15 дней Президент назначает референдум; если инициатива КС не проходит, все действия прекращаются. В 14 статье этого же закона написано, кому принадлежит право инициировать референдум:

  • 2 миллионам дееспособных граждан РФ, из разных субъектов РФ (не более 50 тыс. на субъект), имеющим право голоса;
  • Конституционному собранию, по части 3 статьи 135 Конституции, закон о котором не принят до сих пор (Март 2016) с 1993 года;
  • федеральным органам государственной власти — в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и ФКЗ "О референдуме РФ".

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

Это право есть у любого депутата, никаких особых полномочий тут нет.

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

Комментарий из научной работы — «Президент вправе отклонить федеральный закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение в палатах; если при повторном рассмотрении закон будет одобрен палатами в ранее принятой редакции квалифицированным большинством голосов, он подлежит подписанию Президентом и обнародованию в течение семи дней (ч. 3 ст. 107 Конституции).

Президент может не подписать, если в законе ошибки, нарушена процедура, противоречие Конституции.

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 85

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Правительству РФ как коллегиальному органу власти Конституцией предоставлено право принимать обязательные к исполнению в Российской Федерации правовые акты (ст. 115 ч.2), которые могут быть отменены Президентом РФ только в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации, при том, что указы Президента, в свою очередь, не должны противоречить Конституции и фед. законам изначально ст. 90 ч.3 и являются подзаконными актами.

Статья 86

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Статья 87

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся: г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся: б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Статья 88

Президент и тут не самостоятелен.

Статья 89

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Статья 90

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Только над Президентом есть судебная, самостоятельная власть. И не всегда его указы обязательны на всей территории.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Решения самостоятельной законодательной власти выше по статусу, чем указы Президента, нормативные акты которого носят подзаконный характер.

Статья 80 3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Соответствие Конституции нормативных указов Президента проверяется Конституционным Судом (ч. 2 ст. 125 Конституции). Указы или их отдельные положения, признанные неконституционными, в силу ч. 6 ст. 125 Конституции утрачивают силу. Проверка соответствия правовых актов Президента федеральным законам возложена Конституцией на суды общей юрисдикции и арбитражные суды. При этом суд, установив несоответствие акта государственного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120). По ст. 134 Президент может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции, так же, как и Совет Федерации, Гос. Дума, Правительство. Но принимает решение, если предложение касается 3-8 глав Конституции, по ст. 136 Федеральное собрание, то есть Гос. Дума и Совет Федерации. Если же вопрос касается 1, 2 и 9 глав, то решение принимают Федеральное и Конституционное собрание, закон о котором не был принят за 24 года существования действующей Конституции.

Вывод: полномочия у Президента есть во внешней политике и в командовании вооружёнными силами России. На картинке (см. выше, в начале статьи) приводится сравнение полномочий Президиума Верховного Совета СССР, по Конституциям 1977 и 1936 годов, с полномочиями Президента РФ по Конституции 1993 года. Из этого сравнения видно, что полномочия очень похожи или, по большей части, совпадают. Различия в том, что Президент имеет более расширенное участие в кадровых назначениях и в том, что он может давать рекомендации в виде посланий Фед. собранию, является Главнокомандующим, но Президент не может толковать законы, в отличие от Президиума, и не имеет некоторых других полномочий.

По поводу Президиума Верховного Совета СССР, даже в Википедии написано — "Фактически ни Президиум, ни его Председатель не имели той власти, какая была у Генерального (Первого) секретаря ЦК КПСС и даже Председателя СНК (СМ) СССР. Особенно сильно это проявлялось при Сталине, когда ни Калинина, ни Шверника нельзя было относить к фигурам, сколько-либо влияющим на реальную политику".

Вместо 6 статьи Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС в Конституции 1993 года записаны "общепризнанные принципы и нормы международного права", которые вырабатывают специализированные международные учреждения (см. разбор Конституции ст. 15 ч. 4).

Возможная война и давление элиты вынуждают президента откладывать свой уход

Сергей Аксенов

На фото: президент РФ Владимир Путин в тренажерном зале в резиденции

Кто сменит Владимир Путина на посту президента России по-прежнему неизвестно. Сам глава государства по этому поводу предпочитает многозначительно молчать. На его недавней ежегодной пресс-конференции о такой кандидатуре, преемственности власти не было сказано ни слова. Если у кого-то из 507 акул пера, допущенных в Манеж, и был соответствующий вопрос, задать его не дали. Но, интуиция, знание российских политических реалий, подсказывает, что такого вопроса и не было.

И если Запад (и его креатура в РФ — либеральная оппозиция) без сомнения жаждет скорейшего ухода Путина, то, например, Пекин, имеющий опыт событий на площади Тяньаньмэнь, и наблюдавший, как спускали красный флаг над Кремлем, вероятнее всего, хочет сохранения статус-кво. В условиях, когда США сколотили военный блок против Китая на Тихом океане и подбираются с ракетами к Москве на Украине, союз двух стран становится жизненно необходимым. А значит, тема преемника в Кремле обретает глобальное, а не локальное значение.

Кроме того, за 20 лет Путин завязал свои собственные политические узлы, развязать которые в случае его ухода из власти без серьезного ущерба для страны невозможно. Например, Чечня, которую президент, будучи еще в статусе главы ФСБ, успешно замирил. Однако, сложившаяся там форма правления настолько эффективна с точки зрения подавления терроризма и сепаратизма, что ее возможный демонтаж (предложение режиссера Сокурова), вызванный уходом Путина, немедленно вернет в Россию хаос 1990-х.

Им преемник и не нужен. Что если он окажется слабым и разбазарит все достижения Путина? Только вчера встали с колен и опять пасть? Тот, кто кричит, что никаких достижений нет, конечно, не прав. Они есть, хотя многие россияне хотели бы более заметных успехов за 20 лет. Но условные Горбачев или Ельцин у власти могли бы наломать столько дров, продолжив дробить страну, порождая новые локальные войны и еще более глубокую нищету, что нынешняя скучная стабильность покажется раем. И в этом есть своя правда.

Неудивительно, что российские избиратели в массе своей поддержали поправки в Конституцию, обнуляющие президентские сроки, и открывающие Путину дорогу фактически к пожизненному правлению. Для президента это важно — он ведь законник и любит, когда формальная сторона дела не вызывает вопросов. Конституция разрешает? Да, и поэтому споры неуместны. Захочет — пойдет на новый, пятый уже по счету срок. А там и шестой, седьмой… Причин, не воспользоваться этой возможностью не видно. Разве что форс-мажор.

Но если Путин и решится отойти в 2024 году от президентства, то он, конечно, не уйдет в никуда и постарается сохранить себя в системе власти в какой-то форме (Госсовет?), дабы задействовать в случае нужды свой авторитет для коррекции новой конструкции. Нечто похожее на спецоперацию, которую в своей стране провернул опытный Нурсултан Назарбаев. Несмотря на фактический отход от дел, его авторитет в обществе таков, что случись Токаеву оступиться всерьез, Назарбаев сможет пусть и неформально вмешаться. И его мнение пока еще будет принято элитой и обществом.

Что касается кандидатуры преемника-2024, за которым Путин будет присматривать, например, из Госсовета, то им вряд ли будет какая-то из давно известных всей стране фигур. Верный урокам своего политического отца — Ельцина, Путин выберет кого-то из молодых, поколения 40−50-летних (сам он стал президентом в 47 лет). Ведь преемник должен иметь достаточный резерв времени, чтобы продолжить и закрепить путинский курс. Ну, а если он не справится, такого — молодого и малоизвестного, проще будет заменить на нового. Пока хватает авторитета…

Читайте также: