Имеет ли право прокурор на ознакомление с делами оперативного учета в полном объеме

Обновлено: 28.06.2024

Такие ограничения предусмотрены в ч. 3 ст. 21 ФЗ об ОРД. В ней изложен круг данных, которые не входят в предмет прокурорского надзора. Этими данными являются сведения о лицах:

  • внедренных в организованные преступные группы;
  • штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД;
  • оказывающих содействие в ОРД на конфиденциальной основе. Информация о них представляется соответствующим прокурорам только с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Кроме того, в предмет прокурорского надзора не входит проверка законности решения судьи о допустимости проведения ОРМ, влекущего ограничение конституционного права гражданина.

Обязанности прокурора в ОРД.

На прокуроров обязанности в ОРД возложены Федеральным законом о прокуратуре (ст. 30), ФЗ об ОРД, а также УПК. Полномочия прокурора носят исключительный характер, установленный законодателем (см. ст. 30 Федерального закона о прокуратуре), и не могут дополняться каким-либо должностным лицом, включая Генерального прокурора РФ (например, в его приказах).

Законом предусмотрены следующие обязанности уполномоченного прокурора в ОРД:

Права прокурора в ОРД.

Как и обязанности, права уполномоченным прокурорам в ОРД предоставлены Федеральным законом о прокуратуре (ст. 30), ФЗ об ОРД и УПК. Полномочия прокурора носят исключительный характер, установленный законодателем (см. ст. 30 Федерального закона о прокуратуре), и не могут дополняться каким-либо должностным лицом, включая Генерального прокурора РФ (например, в его приказах).

Права уполномоченного прокурора в ОРД:

  • требовать объяснения от соответствующих должностных лиц по поводу нарушений ими федерального закона, а также от иных лиц, которым известны обстоятельства нарушения (ч. 1 ст. 22 Федерального закона о прокуратуре);
  • давать указания оперативно-розыскному органу: по уголовному делу, находящемуся в его производстве (п. 3 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД); в письменной форме — о проведении ОРМ по уголовному делу, принятому им к производству (п. 2 ст. 14 ФЗ об ОРД); затребовать (в письменной форме) необходимые оперативно-служебные документы (дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств и др.), учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные акты (ч. 2 ст. 21 Федерального закона о прокуратуре).

В случае незаконного отказа в представлении документов в зависимости от обстоятельств такой отказ должен расцениваться как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности (см. приказ Генерального прокурора от 25 апреля 2000 г. № 56) Прокурору предписывается в этих случаях при наличии оснований принимать меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном порядке к ответственности, вплоть до уголовной;

  • опротестовывать противоречащие ФЗ об ОРД решения руководителей оперативно-розыскных органов (например, незаконное и необоснованное постановление); выносить постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении (при наличии к тому оснований); требовать привлечение лица, нарушившего ФЗ об ОРД, к иному виду юридической ответственности, помимо уголовной (посредством возбуждения уголовного дела). Вместе с тем следует учитывать, что решением Генерального прокурора РФ уполномоченным прокурорам предписано при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от их нарушений должностными лицами, осуществляющими ОРД, и проведении проверок по другим основаниям использовать определенные федеральным законом методы прокурорского надзора: давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам ОРМ, расширении их комплекса или требовать их прекращения;
  • требовать письменные объяснения от оперативников, допустивших нарушение федерального закона при проведении ОРМ;
  • опротестовывать противоречащие закону ведомственные нормативные акты, а также незаконные и необоснованные решения руководителей оперативно-розыскных органов, включая постановление о передаче результатов ОРД следователю и органу дознания;
  • вносить представления об устранении нарушений федерального закона, допущенных должностными лицами оперативно-розыскных органов;
  • требовать от руководителей оперативно-розыскных органов отстранения подчиненных им оперативников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими федерального закона.

Уполномоченный прокурор не вправе:

  • участвовать в осуществлении любого ОРМ или самому его готовить или проводить; отменить решение о проведении ОРМ. Решение о проведении конкретного ОРМ: 1) принимает оперативник самостоятельно, 2) или разрешает его проведение руководитель оперативно-розыскного органа, 3) или санкционирует проведение ОРМ, ограничивающее конституционные права гражданина, судья (причем, два последних решения должны быть приняты в форме постановления). Правом отмены ни одного из трех решений законодатель уполномоченного прокурора не наделяет. Однако прокурор при наличии к тому оснований может опротестовать решение, принятое оперативником или руководителем оперативно-розыскного органа (решение судьи о проведении ОРМ прокурор опротестовывать не вправе);
  • отменить решение о заведении (прекращении) дела оперативного учета. Вместе с тем прокурор полномочен проверить законность решения оперативно-розыскного органа о заведении (прекращении) дела оперативного учета (ч. 2 ст. 21 ФЗ об ОРД).

Поводы прокурорского надзора за ОРД.

Различают два повода прокурорского надзора за ОРД:

1) в связи с поступившей в прокуратуру информацией (заявление и др.) о нарушении закона оперативно-розыскным органом (его должностным лицом);
2) по инициативе уполномоченного прокурора.

Оба вида законны и требуют соответствующего реагирования со стороны оперативников.

Нормативно предписано проводить проверки установленного порядка осуществления ОРД и законности принимаемых при этом решений:

  • по жалобам граждан и обращениям должностных лиц;
  • по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указаний уполномоченного прокурора; в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;
  • в других случаях с учетом состояния законности в ОРД и отсутствия положительных результатов по выявлению и раскрытию преступлений, розыску обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Вопросы для повторения

1. Кто является субъектом внешнего государственного контроля над ОРД? Каков перечень этих субъектов?
2. В чем состоят полномочия Президента РФ как субъекта внешнего контроля над ОРД?
3. Что в ОРД полномочно контролировать Федеральное Собрание РФ?
4. Какова компетенция Правительства РФ как субъекта внешнего контроля над ОРД?
5. В чем заключаются полномочия представителя Минфина России как субъекта финансового контроля над ОРД?
6. Кто является уполномоченным на осуществление прокурорского надзора за ОРД прокурором?
7. Каково содержание предмета прокурорского надзора за ОРД? В чем заключаются его ограничения?
8. Каковы обязанности уполномоченного прокурора в ОРД?
9. Каковы права уполномоченного прокурора в ОРД?
10. Какие вам известны поводы прокурорского надзора за ОРД?

В связи с многократным увеличением в последнее время случаев обжалвоания действий и решений прокурорских работников в суды, юристами АНО "Глобус" постоянно анализируется законодательство и судебная практика в данной сфере, что позволяет более качественно отстаивать интересы лиц, обратившихся к нам за защитой своих прав.

Прокурорская проверка может быть документарной или выездной. В обоих случаях прокурор (или его помощник, см. письмо Генеральной прокуратуры РФ от 11.01.2016 N 72/1-р-2016) вправе истребовать необходимые ему документы, материалы, статистические и иные сведения ( абзацы 2 , 3 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре), которые предоставляются ему бесплатно ( п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре). Если документы для изучения запрашиваются в преддверии выездной проверки, то прокурорам запрещено истребование излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место ( п. 15 Приказа N 195).

В любом случае прокурору запрещено требовать предоставления документов (их копий), материалов и сведений:

- которые официально опубликованы в СМИ или размещены на официальном сайте органа или организации, если создание такого сайта предусмотрено ее учредительными документами (абз. 3 п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре). Если прокурор запросил именно такие документы, то в ответе на запрос следует указать, в каком СМИ или на какой веб-странице опубликованы документы, и актуальны ли они на момент запроса (п. 2.4 ст. 6 Закона о прокуратуре);

- которые могут быть получены у других госорганов или из открытых источников (абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П);

- которые уже передавались в прокуратуру в связи с ранее проводимой проверкой (абз. 3 п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре, абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П). Если прокурор запросил именно такие документы, то в ответе на запрос следует указать сведения о проверке, в рамках которой передавалась запрошенная информация, и ее актуальность (п. 2.4 ст. 6 Закона о прокуратуре);

- которые проверяемое лицо не обязано иметь в соответствии с законодательством (абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П;

- которые выходят за пределы конкретной проверки (абз. 2 п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре, абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П, абз. 2 п. 15 Приказа N 195).

При этом, согласно закону, некоторые из документов, которые прокурор не может запрашивать (из "прошлой" проверки и официально опубликованные), проверяющие лица все же обязаны ему предоставить, если требования прокурора обусловлены необходимостью проведения исследований для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проводимой проверки, либо наличием ЧС или угрозы причинения вреда жизни или здоровью, имуществу, окружающей среде, безопасности государства ( п. 2.5 ст. 6 Закона о прокуратуре). Отметим, однако, что сформулированный в Постановлении N 2-П запрет на требование документов и информации не предполагает подобных изъятий.

Прокуратуре также запрещено требовать от проверяемого лица формировать те документы, которые не имелись на момент предъявления требования ( абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П).

Срок предоставления истребуемых документов будет указан в требовании (запросе). Если же нет, то документы нужно предоставить прокурору в течение двух рабочих дней с момента поступления требования, если проводится проверка в рамках надзора за исполнением законов, и пяти рабочих дней - если это проверка в рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина ( п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре).

Если проверка приостановлена, то те документы и материалы, которые были изъяты непосредственно у проверяемого лица (а не запрошены у третьих лиц), возвращаются проверяемому лицу . исключения составляют случаи, когда изъятые материалы используются для решения вопроса об уголовном преследовании или для проведения исследований, результаты которых могут повлиять на выводы проводимой проверки ( п. 10 ст. 21 Закона о прокуратуре).

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 сентября 2008 года N 215/69

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 сентября 2008 года N 1/7818

О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"

В целях установления единого в Российской Федерации порядка представления органами внутренних дел материалов, в том числе секретных, совершенно секретных оперативно-служебных документов, а также документов, содержащих сведения особой важности, об основаниях, порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий и их результатах, необходимых для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности",

1. При проведении проверок соблюдения Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" уполномоченным прокурорам обращать особое внимание на обеспечение гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, выполнение задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.

Руководителям органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представлять по требованию уполномоченных прокуроров подлинные оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Учитывать, что вопросы, касающиеся организации, тактики, методов и средств осуществления оперативно-розыскной деятельности, в предмет прокурорского надзора не входят, а данные о внедренных в организованные преступные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе, представляются только с их письменного согласия, за исключением случаев, требующих привлечения их к уголовной ответственности.

Иметь в виду, что незаконный отказ от исполнения требований уполномоченного прокурора влечет за собой привлечение виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.

2. Учитывать, что надзор за исполнением органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в силу ст.21 названного Закона возлагается на Генерального прокурора Российской Федерации и уполномоченных им прокуроров, которыми являются прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры, прокуроры городов, округов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры, а также выделенные для этой цели приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченные прокуроры, а в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - заместители Генерального прокурора Российской Федерации, Главный военный прокурор и его заместители, начальники главных управлений, управлений и отделов и их заместители (старшие помощники и помощники), старшие прокуроры и прокуроры управлений (отделов) в соответствии с их функциональными обязанностями.

Руководителям прокуратур обеспечить наличие у уполномоченных прокуроров и лиц, на которых возложено ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, оформленного в установленном порядке допуска к секретным, совершенно секретным сведениям или сведениям особой важности.

Уполномоченным прокурорам иметь для работы с документами надлежаще оформленный допуск.

Перечень уполномоченных прокуроров своевременно доводить до соответствующих органов внутренних дел, а также направлять его в вышестоящую прокуратуру.

Руководителям органов прокуратуры создать условия, обеспечивающие защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных прокурору оперативно-служебных документах, в максимально возможной степени исключающие утечку секретной информации.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.Чайка

Министр внутренних дел
Российской Федерации
генерал армии
Р.Г.Нургалиев

Изучив постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, может возникнуть несколько ситуаций. Первая - все понятно, правильно и справедливо в данном случае можно просто оставить постановление на память. Вторая - по Вашему мнению, ничего непонятно и неправильно. Третья - когда все понятно, но неправильно и имеется необходимость обжаловать постановление.

Во втором и третьем случаях, чтобы понять, насколько объективно и полно проведена проверка, будет целесообразно ознакомиться с материалами проведенной проверки на основании которых принято такое решение. Для возможности последующего детального изучения этих материалов, используйте при этом технические средства фиксирования (фотоаппарат).

Для этого необходимо подготовить и подать заявление об ознакомлении с материалами проверки. В заявлении необходимо сослаться на нормативные документы, на основании которых Вас должны ознакомить с материалами. Образец заявления смотрите 1. Конституция РФ - ч. 2 ст. 24

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

2. ФЗ- 59 от 02.05.2006 - п. 2 ст. 5. Права гражданина при рассмотрении обращения.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3. Приказ МВД РФ № 707 от 12.09.2013 - п. 9, 9.2, 91 Инструкции

9. Гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность:

9.2. Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

91. Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

4. Приказ СК № 17 от 19.09.2007 - п. 4.16, 5.1 Инструкции

По окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами по поводу рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

5.1. Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации. В том случае, когда установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

Ссылка в заявлении на приказ МВД или следственного комитета в зависимости от того кем принято решение.

5. Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1251-О-О

Статья 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Данная правовая позиция, сформулированная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", полностью применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, к материалам, на основании которых было вынесено это решение.

Читайте также: