Имеет ли право президент распустить парламент в парламентской республике

Обновлено: 25.06.2024

  • Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.

Глава государства отправляет в отставку данный состав парламента и назначает новые выборы.

Связанные понятия

Императивный мандат — ограничение в действиях выборного должностного лица какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом на выход из фракции, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока, образовавшего эту фракцию. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего этих требований. Она может представлять.

Во́тум дове́рия в режиме парламентской демократии — голосование парламента, на котором депутаты решают, оказывать или нет своё доверие действующему правительству. Это голосование часто заканчивается положительно, так как действующие правительства зачастую имеют большинство в парламенте.

Досрочные выборы (также внеочередные выборы) — выборы в представительный орган власти или на выборную должность, проводимые до окончания срока полномочий действующего созыва органа или лица, занимающего должность. Основанием для проведения досрочных выборов может быть роспуск представительного органа, отставка выборного лица, отрешение его от должности или смерть. Условия и порядок процедуры определяются национальным законодательством и в разных странах могут существенно различаться. В ряде парламентских.

Контрасигнатура, контрасигнация, контрасигиляция (лат. contrasignatura — министерская скрепа, подпись) — порядок, при котором утверждённые главой государства или парламентом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра или уполномоченного министра для придания этому акту юридической силы.

В политике мандат означает полномочия, предоставленные избирательным округом лицу или группе лиц на то, чтобы действовать от его имени.

Упоминания в литературе

Важнейшая отличительная черта парламентской республики – формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства осуществляет в системе властных органов парламентской республики представительские и публичные функции. Парламент издает законы и принимает бюджет, а также имеет право контроля за деятельностью правительства. Формально правительство назначает глава государства, но по представлению партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте (его нижней палате). Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов, либо то и другое.

В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В большинстве стран с парламентской формой правления членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Глава правительства (премьер-министр, канцлер) реально является первым лицом в политической иерархии. Президент же занимает в ней более скромное место, осуществляя главным образом представительские и церемониальные функции. Глава государства избирается, как правило, парламентским путем, т. е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. К парламентским республикам относятся Италия, Германия, Индия, Турция, Израиль и др.

В парламентской республике верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности и остается у власти, пока партия обладают большинством голосов в парламенте. В случае недоверия парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Сам глава государства избирается парламентом или парламентской коллегией.

Президентская республика представляет форму правления, при которой глава государства – президент одновременно возглавляет правительство. Президент избирается непосредственно населением или по законодательно установленным процедурам представителями населения – выборщиками. Президент формирует правительство при возможном участии со стороны парламента. Правительство не отвечает перед парламентом, оно ответственно перед президентом. Полномочия президента значительны. Он, например, обладает правом роспуска парламента , правом вето, является верховным главнокомандующим (примеры: США, Мексика).

Наряду с объединением полномочий главы государства и главы правительства в руках президента президентская республика отличается следующими характерными особенностями: внепарламентский метод избрания президента; внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие института парламентской ответственности; отсутствие у президента права роспуска парламента .

Связанные понятия (продолжение)

Прямые выборы — избирательная система, при которой избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительные органы власти. В отличие от косвенных многостепенных выборов, прямые выборы — наиболее демократический способ формирования представительских учреждений, эффективно выражающий волю избирателей и дающий возможность осуществлять право отзыва депутатов, не оправдавших их доверия.

Во́тум (лат. votum — желание, воля) — мнение, выраженное путём голосования. В парламентской практике ряда государств в таком порядке выражается одобрение или неодобрение деятельности правительства или министра (вотум недоверия). При получении вотума недоверия правительство или министр уходит в отставку.

Непрямые выборы (косвенные выборы, многостепенные выборы, многоступенчатые выборы) — избирательная система, при которой воля избирателя опосредуется специальными лицами — выборщиками или специальными органами.

Парла́ментская се́ссия — период, в течение которого парламент собирается для обсуждений законопроектов или просто текущих событий.

Парламентская демократия — форма демократии, при которой правительство назначается депутатами парламента, в противоположность президентскому правлению. В парламентской демократии законодательный орган власти делегирует своих представителей в исполнительные министерства и осуществляет надзор над ними. В некоторых разновидностях этой системы предусмотрена пожизненная или передаваемая по наследству должность главы государства, чьи полномочия крайне ограничены и который играет представительскую или церемониальную.

Смешанная республика (президентско-парламентская республика, парламентско-президентская республика, президенциализм) — форма государственного правления, находящая баланс между президентом и парламентом.

Коллегия выборщиков — система непрямых выборов, при которой делегируемые по должности или специально избираемые выборщики образуют не имеющую иных обязанностей коллегию, избирающую высших должностных лиц. Кроме этого, в ряде стран по разным причинам традиционно практикуется институт непропорционального распределения голосов избирателей между регионами для повышения представительства в избранных органах власти небольших сельских округов, национальных, религиозных и прочих меньшинств. Данный феномен.

Обнародование закона, или промульгация (от лат. promulgatio — оглашение) — санкционирование главой государства закона в сроки, указанные в конституции и публикация его в официальном издании. С помощью этой процедуры акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти.

Квалифицированное большинство — большинство в ⅔ или ¾ голосов присутствующих или списочного состава, необходимое в ряде случаев для принятия правомочных решений. Например, в большинстве стран квалифицированное большинство необходимо для принятия конституции или внесения в неё изменений. Преодоление вето, как правило, также требует квалифицированного большинства.

Пассивное избирательное право — право граждан быть избранными в органы власти. Наряду с активным избирательным правом — часть субъективного избирательного права. Закреплено (наряду с активным избирательным правом) статьёй 25 МПГПП, статьёй 3 протокола № 1 к ЕКПЧ. Однако, в отличие от активного избирательного права, пассивное избирательное право может быть ограничено более высоким возрастным или имущественным цензом. Также, оно может быть ограничено в ходе люстрации для конкретных личностей, а также.

Субъективное избирательное право — право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Активное избирательное право принято обозначать еще как "право избирателей", а пассивное избирательное право как "право кандидатов".

Конституцио́нный обы́чай — исторически принятое и юридически признаваемое правило, существующее и применяемое наравне с нормами конституции страны. В ряде стран, использующих общее право в своей законодательной и исполнительной практике, конституционные обычаи являются неотъемлемой (хотя и не всегда обязательной к исполнению) частью некодифицированных конституций. В ряде случаев конституционные обычаи являются формальным закреплением исторически сложившейся практики администрирования и управления.

Избирательная система (система голосования, система выборов) — набор правил, методов, процессов и расчётов, а также правовых норм в деле выборов, обеспечивающих и регулирующих легитимное избрание граждан на какие-либо государственные должности, формирование органов публичной власти путём их избрания при голосовании избирателей, выборщиков.

Конституционное собрание — представительный орган Российской Федерации, обладающий полномочиями учредительной власти.

Законопроект — документ c текстом закона, предлагаемый к принятию законодательному органу или на референдум.

Правительство большинства — термин, обозначающий при многопартийной парламентской системе правительство, образуемое одной политической партией, имеющей абсолютное большинство в парламенте.

Парла́ментская процеду́ра — это комплекс процедурных, этических и традиционных правил, используемых при проведении митингов и в повседневной работе общественных организаций, политических партий, клубов, религиозных общин, законодательных собраний и других общественных собраний. Парламентская процедура — это отрасль обычного права, берущая начало в практиках работы Палаты общин Парламента Соединённого королевства.

Та́йное голосова́ние — вид голосования, при котором участники голосуют анонимно. При тайном голосовании исключается контроль за волеизъявлением избирателей. Также — право каждого избирателя на сохранение в тайне его волеизъявления. Частая форма голосования на многих уровнях выборов. В России наиболее масштабными применениями тайного голосования являются референдумы, президентские выборы и выборы депутатов государственной думы.

Тро́нная речь, также называемая коронной речью,— обычная для ряда монархий мира процедура, во время которой монарх (или его представитель) произносит подготовленное обращение перед собравшимся в полном составе парламентом, чтобы представить программу правительства на предстоящий год. Речь пишется не самим главой государства, а партией, преобладающей в нижней палате парламента.

Однопалатный парламент (однопалатная парламентская система) — функционирование одной парламентской палаты в государстве. Таким образом, однопалатный парламент, или однопалатное законодательное собрание — это законодательный орган, состоящий из одной палаты. Зачастую страны, в которых функционируют однопалатные законодательные органы, являются небольшими однородными унитарными государствами, для которых необходимость в верхней или второй палате отсутствует.

Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.

День голосова́ния — день, на который в соответствии с законодательством назначается голосование на выборах или референдуме.

Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

Досрочное голосование — процесс, при котором избиратели могут проголосовать в течение одного или нескольких установленных дней до выборов. Досрочное голосование может проводиться как дистанционно (например, почтой), так и с личной явкой избирателей, обычно на установленные пункты досрочного голосования. Возможность и время досрочного голосования обычно устанавливается на основании законов и типа выборов. Целью досрочного голосования является увеличение показателей явки избирателей и уменьшение их.

Парламентский контроль — контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.

Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным.

Кабине́т мини́стров — высший орган исполнительной власти, осуществляющий административно-распорядительные функции в сфере государственного управления.

Избиратель — лицо, обладающее активным избирательным правом (соответствующее требованиям избирательных цензов) и внесённое в соответствующие списки. Избиратель участвует в выборах и референдумах, а также совместно с другими избирателями может вносить на рассмотрение представительных органов проекты законов (в Италии, Австрии, Швейцарии) и нормативных актов (в России). В большинстве стран участие в голосовании рассматривается как право гражданина, а в некоторых государствах (в Бельгии, Бразилии, Греции.

Законодательная инициатива — стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определяется национальным законодательством, при этом внесение предложения в законодательное учреждение таковым субъектом влечёт за собой обязанность рассмотреть данное предложение в соответствии с установленной процедурой.

Рейтинговое голосование (также альтернативное голосование) — система выборов, используемая, для того что избрать одного победителя из двух и более представленных. Это одна из систем преференциального голосования, в которой избиратели располагают кандидатов в порядке предпочтения, а не просто голосуют за одного кандидата.

Акти́вное избира́тельное пра́во — право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и так далее) в качестве избирателя. Сегодня во многих странах мира активным избирательным правом обладают все совершеннолетние граждане, независимо от рода занятий, социального положения, образования и др. В некоторых государствах имеются ограничения активного избирательного права (например, возрастной ценз: в Греции — 20 лет, в Малайзии, Боливии и.

Двухпалатный парламент (Бикамеризм, Бикамерализм или Двухпалатная система) — структура парламента (а иногда и других представительных органов), при которой он состоит из двух палат.

С момента патриации Конституции Канады в 1982 было произведено лишь десять небольших поправок. Однако было и несколько неуда́вшихся прое́ктов попра́вок к Конститу́ции согласно новой процедуре внесения поправок.

Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) — совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны. Относительно понимания объективного избирательного права следует выделить четыре основные точки зрения: 1) избирательное право является институтом конституционного права; 2) избирательное.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Бойкот выборов или референдума — отказ от голосования на выборах или референдуме, предпринятый значительной группой избирателей. От прочих форм абсентеизма отличается своей демонстративностью и массовостью. Обычно сопровождается агитацией в пользу бойкота, призывами к широким кругам избирателей присоединиться к нему. Бойкоту могут также сопутствовать другие действия, направленные на подчёркивание демонстративного его характера. Например, участник акции может потребовать исключить себя из списка избирателей.

Хартия Европейского союза по правам человека является документом, закрепляющим некоторые основные права.

2-е Учредительное собрание Непала — однопалатный законодательный орган Федеративной Демократической Республики Непал, состоящий из 601 члена, которым поручено подготовить проект новой конституции Непала. Сформирован по результатам выборов в Учредительное собрание 2013 года после невозможности принятия конституции 1-м Учредительным собранием.

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

И́збранный Президе́нт — лицо, избранное на выборах в качестве Президента (Главы государства), но ещё не вступившее в должность и не приступившее к исполнению своих обязанностей.

Чтение законопроекта — организационно-правовая форма рассмотрения законопроекта парламентом и определённая стадия его обсуждения. Как правило, по каждому внесённому законопроекту проводится три чтения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идёт детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В третьем чтении идёт голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки.

Упоминания в литературе (продолжение)

Президент парламентской республики обладает обширными полномочиями: он глава государства, формирует правительство, назначает на высшие государственные должности, созывает парламент и др. Он также обладает правом роспуска парламента .

Не во всех странах выражение парламентом или палатой парламента недоверия правительству приводит как к отставке правительства, так и роспуску парламента , палаты.

На начало этого года в мире насчитывалось 195 независимых государств (члены ООН и Ватикан), из которых около 150 имеют президентскую форму правления

Что могут президенты

Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер представляет страну в международно-правовых отношениях, всем остальным занимается федеральный канцлер / Фото REUTERS

Сегодня институт президентства — неотъемлемый элемент политических систем многих стран, хотя функции и роль фактического (или формального) главы государства везде различны. В мире существует множество исторически сложившихся форм государственного управления. Но все они подразделяются на две принципиальные модели: парламентарную (глава государства — номинальный, не имеющий реальной исполнительной власти, которая предоставлена правительству, подконтрольному парламенту) и президентскую (глава государства обладает полномочиями, равными или большими, чем у других институтов госуправления).

В президентских республиках президент избирается внепарламентским путем — посредством косвенных (США) или прямых (Россия) выборов и обладает обширными фактическими полномочиями, так как он соединяет в своих руках функции главы государства и главы правительства. В парламентарных он избирается либо парламентом, либо особой коллегией, основу которой составляют парламентарии. Конституции почти всех парламентарных республик формально наделяют президента широкими полномочиями, но фактически они осуществляются премьер-министром…

ШТАТНАЯ СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

Несмотря на то, что впервые должность президента появилась в Великобритании, первой полноценной моделью института президентства является американская, сложившаяся за 200 лет истории США, предоставляющая главе государства значительные полномочия, поскольку он в одном лице совмещает еще и обязанности руководителя правительства (впрочем, эта значительность проявляется лишь в отношении федеральных органов исполнительной власти). При этом существующая в Штатах система разделения властей с большим числом так называемых сдержек и противовесов не позволяет ни одной из властных ветвей захватить полное управление государством в свои руки.

Конгресс обладает всей полнотой законодательной власти (принимая законы, обязательные к исполнению всеми должностными лицами, в том числе президентом), которая, однако, ограничивается президентским правом вето, преодолеваемым 2/3 голосов конгресса, а также правом верховного суда США признать неконституционным любой закон. В свою очередь, у конгресса нет полномочий признавать неконституционными указы президента, связанные с осуществлением полномочий федеральными органами исполнительной власти, хотя такое право есть у верховного суда. Президент США является верховным главнокомандующим вооруженными силами, но их финансовое обеспечение, а также вопросы объявления войны и заключения мира находятся в ведении конгресса, с разрешения которого в стране также может вводиться чрезвычайное положение. А подписанные президентом международные договоры подлежат обязательному утверждению сенатом.

В результате ни один американский президент за всю историю США не смог существенно влиять на вопросы внутренней или внешней политики, не заручившись поддержкой парламентского большинства. Что особо наглядно подтверждает пример Дональда Трампа.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПОЛУПРЕЗИДЕНТСТВО

Специфичная модель президентства сформировалась в Европе, где системы правления являются полупрезидентскими или парламентскими. В первом варианте наиболее характерным примером является Франция, где президент, являющийся главой государства, не осуществляет руководство правительством (главу которого утверждает парламент), хотя и обладает рядом возможностей по влиянию на его политику, утверждая или нет правительственные правовые акты и обладая правом вето на законы. Также он может ввести чрезвычайное положение в стране, распустить парламент и назначить референдум. Кроме того, как верховный главнокомандующий осуществляет определение и проведение внешней политики.

Однако в современных условиях западных демократий даже в таком статусе всенародно избранный глава государства имеет политические влияние и авторитет, позволяющие так или иначе влиять на формирование внутренней и внешней политики (Чехия).

Кроме функций высшего арбитра, он — верховный главнокомандующий Вооруженными силами, имеет право назначать руководителей силовых ведомств, государственных телевизионных и радиоканалов, председателей судов, а также шестерых из двенадцати членов Совета стражей Конституции, влиятельнейшего контрольного органа, который может блокировать решение любой из трех ветвей власти. Рахбар избирается Советом экспертов, состоящим из 86 муджтахидов (авторитетных мусульманских законоведов), избираемых населением на восьмилетний срок. Все остальные органы власти и должностные лица, в том числе президент, подчинены ему. С июня 1989 года и поныне Верховным руководителем является Али Хосейни Хаменеи.

Президентский пост в Иране был введен после того, как страна стала республикой в результате свержения монархии в 1979 году. Президент избирается прямым всенародным голосованием на четырехлетний срок (не более двух раз подряд) и является вторым по значимости должностным лицом в Иране. Он — гарант Конституции и глава исполнительной власти, имеющий право назначать членов Совета министров и координировать работу правительства (при этом вице-президентов и 21 министра правительства утверждает парламент). С августа 2013 года президентом является Хасан Рухани.

Во многих государствах Азии и Африки фактически власть принадлежит не высшему должностному лицу, а выдвинувшему его руководящему органу правящей партии.


Избранный на прямых всенародных выборах президент Ирана Хасан Рухани (на фото справа) является лишь вторым лицом в государстве и подчинен высшему религиозному иерарху – Верховному руководителю страны Али Хосейни Хаменеи (слева) / Фото SalamPix/ABACA/TASS

РОССИЯ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ЕДИНИЧНАЯ

Современную форму правления в России одни эксперты определяют как смешанную, предлагая считать ее индивидуальной (единичной), а другие — одной из разновидностей президентской, характеризующейся сильной президентской властью.

Полномочия Президента России четко прописаны в Основном законе страны. В частности, глава государства имеет право назначать председателя Правительства РФ (с согласия Госдумы) и отправлять в отставку кабинет министров; предлагать Госдуме кандидатуру на пост главы Центробанка РФ или освобождать его от этой должности; по предложению председателя Правительства назначать или освобождать его заместителей и федеральных министров; представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного и Верховного судов РФ, Генпрокурора РФ и его заместителей (и об их увольнении), назначать судей других федеральных судов и прокуроров субъектов РФ; назначает и освобождает представителей РФ в Совете Федерации; формирует и возглавляет Совет безопасности РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ, полномочных представителей Президента РФ, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Помимо этого, глава государства вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции страны, федеральным законам или международным обязательствам.

Роспуск парламента – это прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначения новых выборов, он является одним из средств разрешения правительственного (политического) кризиса либо назначения выборов на более подходящее время.

Роспуск парламента подразумевает прекращение его деятельности в государствах с парламентскими и смешанными формами правления, которое сопровождается назначением новых выборов.

Институт роспуска парламента представляет собой один из основных элементов конституционного механизма реализации государственной власти. Этот институт закреплен в конституциях всех европейских стран. Институт роспуска парламента помогает реализовать принцип разделения властей. При этом глава государства отправляют действующий парламент в отставку и назначает новые выборы.

Практика роспуска парламента наблюдается уже в Средние века. Так, в 1356 году во Франции по инициативе дофина Карла были распущены Генеральные штаты. В результате Генеральные штаты отказались подчиняться и подняли в Париже восстание. Карл был вынужден принять Великий мартовский ордонанс – законодательный документ об ограничении во Франции исполнительной власти.

В Новое время парламент распускался во многих странах мира:

  • дважды распускал парламент Карл I (1629 и 1640 гг.);
  • разгон парламента Кромвелем, или Прайдова По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Соучастие подробнее чистка в Англии По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Англия подробнее (1648 г.);
  • роспуск долгого парламента в Англии (1653 г.);
  • роспуск английского парламента Уильямом Питтом младшим (1784 г.);
  • роспуск немецкого парламента в 1848 г.;
  • роспуск парламента Наполеоном III Бонапартом в 1851 г.;
  • роспуск парламента в Венгрии (1861 г.);
  • роспуск парламента в Японии (1895 г.).

Готовые работы на аналогичную тему

Огромное влияние на историческое развитие Франции оказал роспуск парламента Людовиком XVI 23 июня 1789 г. Король объявил о роспуске Национального собрание, в ответ на что в Париже началось восстание, переросшее в Великую Французскую революцию.

Много раз распускался парламент на протяжении XX – XXI вв.: роспуск Первой и Второй Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная Дума РФ подробнее Российской империи (1906 и 1907 гг.); роспуск Четвертой Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Депутат подробнее в 1917 г.; роспуск В.И. Лениным Учредительного собрания в 1918 г.; роспуски парламентов в Бельгии (1961 г.), Конго (1963 г.), Германии По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система Германии подробнее (1972, 1982, 2005 гг.), России (1993 г.), Молдовы (2009 г.), Киргизии (2007 г.), Казахстана и Латвии По данной теме мы уже выполнили реферат История Латвии подробнее (2011 г.), Армении (2018 г.) и др. Несколько раз распускался парламент в Украине (2007, 2008, 2014 гг.).

Как проходит роспуск парламента

В соответствии с конституциями стран и действующим законодательство парламент должен прекратить свою деятельность с истечением срока его полномочий, избранием нового состава и началом его работы. Досрочный роспуск парламента допускается не во всех странах и только при наличии определенных условий. В Италии, например, допускается роспуск обеих палат, но рассматривается вопрос о роспуске какой-то из палат (чаще всего, нижней).

Право роспуска парламента принадлежит главе государства. В некоторых странах (Венгрия) возможен самороспуск парламента. Обычно парламент не может быть распущен в условиях особого, чрезвычайного или военного положения, за несколько месяцев до окончания полномочий парламента, до окончания срока полномочий президента. Иногда возможно только строго определенное число роспусков парламента за какой-то определенный период или перед роспуском парламента предусмотрено проведение соответствующего референдума.

Наиболее типичные основания для роспуска парламента (в разных странах):

  • выражение парламентом недоверия правительству;
  • неоднократное выражение парламентом недоверия правительству за определенный период;
  • неоднократное отклонение парламентом рекомендованной кандидатуры премьер-министра;
  • отказ правительства в доверии парламенту;
  • неспособность сформировать правительство в указанный срок;
  • непринятие в установленные сроки государственного бюджета и др.

Роспуск парламента в монархиях и парламентских республиках осуществляется по представлению правительством главой государства, при иных формах правления – по собственному усмотрению.

Особенности роспуска парламента в России

Роспуск Государственной Думы – это крайнее средство преодоления разногласий между исполнительной и законодательной властями: Правительством и Государственной Думой. Если разного рода согласительные процедуры между этими ветвями власти к положительному результату не привели, Президент РФ вправе распустить Государственную Думу (на основании Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее страны, в которой указано, что глава государства должен обеспечить согласованное взаимодействие и функционирование органов государственной власти. И отставка Правительства, и роспуск Государственной Думы являются взаимосвязанными и взаимообусловленными конституционными формами ответственности за свою деятельность.

В российском парламенте существует возможность роспуска только Государственной Думы (одной палаты). Закрепление данного правомочия за Президентом обусловлено его полномочием обеспечить согласованное функционирование государственной власти.

Президент не обладает абсолютным правом роспуска Государственной Думы. Роспуск Думы Президентом возможен только в случаях, предусмотренных Конституцией РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО подробнее .

Согласно с Конституцией, Президент России имеет право в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством страны (досрочное прекращение деятельности палаты). Институт роспуска парламента предусмотрен на случаи проявления непримиримых разногласий между исполнительной и законодательной ветвями власти. Этот институт обладает определенным устрашающим воздействием на Государственную Думу, что может побудить ее пойти на компромисс.

Порядок роспуска Государственной Думы отражен в ст. 1009 Конституции РФ.

В Конституции закреплено (ч. 2 ст. 109), что в случае роспуска Думы Президент назначает дату выборов для того, чтобы вновь избранная Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее смогла собраться не позднее, чем через 4 месяца с момента роспуска предыдущей.


На уроках обществознания школьники проходят много тем, которые связаны с государственными устоями. Одну из них рассмотрим в этом материале: форму государственного правления.

О чем эта статья:

10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Определение формы правления

Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

  • В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Формы власти показывают:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.

Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.

Монархия

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.

Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.

Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.

Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.

Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.

Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.

В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.

Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.

Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.

Виды монархий Основные черты
Абсолютная (неограниченная) Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.
Конституционная Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.
Парламентская Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании.

Основные виды монархий и их признаки

Линии сравнения Абсолютная (неограниченная) Дуалистическая Ограниченная (парламентская, конституционная)
Принадлежность законодательной власти Монарх Разделена между монархом и парламентом Парламент
Осуществление исполнительной власти Монарх Формально — монарх, фактически — правительство
Назначение главы правительства Монарх Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов
Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
Право роспуска парламента — (парламент отсутствует) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
Право вето монарха на решения парламента Абсолютное вето Предусмотрено, но не используется
Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

Республика

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.

Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).

Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).

Парламентская республика — это один из видов республиканской формы правления, характеризующийся тем, что парламент является единственным полновластным органом. Только он может формировать политически ответственное перед ним правительство и обычно выбирает президента, который практически ничего не значит в системе государственного управления и занимает довольно скромное место.

  • Определение парламентарной республики
  • Особенности правления
  • Список государств
  • Преимущества и недостатки
  • Германия и Австрия
  • Индия и Польша

Парламентская республика

Определение парламентарной республики

Парламентская республика — вид государственного строя, где вся власть сосредоточена в едином специально созданном законодательном и исполнительном органе — парламенте. В различных государствах он может называться по-разному: в Польше — Сейм, в Австрии — Ландтаг, в Германии — Бундестаг.

Правительство

Не нужно путать определения парламентская республика и монархия, хоть они значительно похожи друг с другом. Основное сходство состоит в том, что в этих формах правления главным государственным органом власти является парламент, а монарх или президент выполняет только представительскую роль, то есть это только некий символ государства. Но вот основное отличие между этими формами управления заключается в том, что в парламентской стране президент все время выбирается парламентом, а в монархии должность переходит по праву рождения.

Парламент Чехии

По большому счету, бывает три разновидности республик. С учетом величины полномочий президента существуют парламентские и президентские страны. Классический пример президентской республики — это США, а парламентские государства — Чехия, Италия, Германия.

Также может формироваться еще одна разновидность республики — смешанная форма правления.

В этих странах обе ветки власти имеют приблизительно равные полномочиями и могут контролировать друг друга. В качестве наиболее частых примеров этих государств приводятся Румыния и Франция.

Особенности правления

Вотум недоверия

Также парламент может выражать вотум недоверия лишь с условием, что проект резолюции, который был внесен, содержит несколько пунктов: рассмотрение недоверия действующего главы правительства и предложение о новом кандидате на эту должность. Вердикт выносится одновременно, то есть государство не остается сразу без правительства и премьера.

Список государств

Распространенность этого типа управления в мире довольно велика. Сейчас есть около 30 парламентских стран, причем нужно сказать, что точную цифру выделить невозможно. В определенных государствах трудно понять, какая именно у них форма правления.

На сегодняшний день существуют следующие парламентские республики:

Израиль

  1. В Азии — Израиль, Турция, Сингапур, Непал, Иран, Бангладеш, Индия.
  2. В Европе — Албания, Греция, Австрия, Испания, Болгария, Ирландия, Эстония, Германия, Исландия, Португалия, Польша, Литва, Мальта, Сербия, Латвия, Хорватия, Чехия, Финляндия, Венгрия, Словакия, Словения.
  3. В Океании — Вануату.
  4. В США — Доминика.
  5. На Африканском континенте — Эфиопия.

Парламентских государств больше всего в европейской части.

Существует и другая особенность, которую можно заметить: многие их описанных стран (в первую очередь, если рассматривать Европу) являются успешными и экономически развитыми демократическими державами.

Все эти страны имеют одинаковые черты, среди них можно выделить следующие:

Канцлер Австрии

  1. Президента выбирает не народ, а специально созданная коллегия или парламент.
  2. Исполнительная власть полностью в руках главы правительства, чаще всего это канцлер или премьер-министр.
  3. Все президентские законы вступают в силу лишь в случае, если их подписывает премьер-министр.
  4. Главу правительства выбирает президент, хотя кандидатура выдвигается из числа лидеров созданной коалиции большинством.
  5. За действия правительства ответственность несет его руководитель.

Преимущества и недостатки

Исходя из всех достоинств, парламентская республика совершенно неидеальна и имеет множество серьезных недостатков.

К главным преимуществам этой политической формы правления относятся следующие:

Законодательная власть

  1. Этот тип государственной системы дает возможность максимально соблюсти принцип народного представительства в парламенте.
  2. Любые инициативы правительства чаще всего полностью поддерживаются парламентом, это позволяет обеспечить стабильную работу власти.
  3. Эта система правления объединяет исполнительную и законодательную власть в единую ветвь.

Но при этой форме государственного правления существуют и определенные недостатки, они отчасти появляются из преимуществ этого устройства системы.

Политический кризис

Для начала это нестабильность коалиционных формирований, что не редко провоцирует политические кризисы (к примеру, можно выделить Грецию и Украину). При этом обычно коалиционному правительству нужно отказываться от важных для государства законов, чтобы соблюдать идеологическую линию соглашений в коалиции.

К примеру, можно кратко рассмотреть характеристики и особенности этой формы правления в наиболее популярных в мире парламентских странах: Германии, Австрии, Польши, Индии.

Германия и Австрия

Парламент в Германии выбирается на 4 года и состоит из 2-х палат: Бундесрат, который в себя включает 68 депутатов и Бундестаг, состоящий 623 человек. В первом правительственном органе находятся представители всех 16 территорий государства. Все федеративные округа имеют 2−7 представителей в парламенте (с учетом размеров определенного региона).

Ангела Меркель

Они выбирают на должность канцлера Германии, он отвечает за исполнительную ветвь власти и, по большому счету, является главным представителем страны. С 2004 г. на этой должности находится Ангела Меркель — первая женщина канцлер за всю историю этого государства.

Индия и Польша

Индия тоже является парламентской страной, где вся власть сосредоточена в руках парламента и правительства, созданного им. Этот правительственный орган состоит из Совета Штатов (Раджья Сабха) — он отвечает за интересы конкретных регионов и Народной Палаты (Лок Сабха).

Лок Сабха

Но Народную Палату может распустить досрочно президент государства, а в некоторых случаях индийское законодательство позволяет продлить время работы на 12 месяцев. Возглавляет правительство спикер, который после получения этой должности должен выйти из партии, где состоит.

Совет Штатов создается за счет косвенных выборов, он состоит из 246 человек. Раз в 2 года состав изменяется на одну треть. Парламент в Польше тоже состоит из двух палат: это Сейм, где находится 462 депутата, и Сенат, куда входит 105 человек. Первый выбирается по пропорциональной системе. Причем получить портфель в Сейме смогут только кандидаты, набравшие не менее 5% голосов на народном голосовании (но это не относится к депутатам партий этнических меньшинств).

Парламентская форма устройства страны подходит не всем государствам. В первую очередь, необходимо учесть экономический и социальный фактор, а также исторический опыт. Из всех держав мира самой старой республикой с этим способом правления является Сан-Марино.

Читайте также: