Имеет ли право овд принуждать граждан к сотрудничеству

Обновлено: 04.07.2024

Вопрос 1.
Взаимодействие ППСП с
общественными формированиями и
гражданами по охране общественного
порядка.

Следует обратить внимание на обязанности патрульных и постовых нарядов, а
также участковых уполномоченных по взаимодействию с общественными
формированиями:
Во-первых,
обязанность
постоянно
взаимодействовать в
реализации
конкретной цели –
оказания содействия
в осуществлении
возложенных на
общественные
формирования задач
по обеспечению
порядка на улицах и
в общественных
местах
Во-вторых, обязанность
обучать представителей
общественных
формирований по охране
правопорядка приемам и
методам работы по
предупреждению,
выявлению и пресечению
наиболее
распространенных видов
правонарушений,
знакомить их с
оперативной обстановкой
на обслуживаемой
территории
В-третьих,
оказывать помощь
в задержании и
доставлении
правонарушителей
В-четвертых,
информировать граждан,
участвующих в
обеспечении
правопорядка об
обстоятельствах
совершения
преступления, приметах
преступников
В-пятых, задействовать
их в установлении
свидетелей и
очевидцев, охране
места происшествия

Наиболее широкое применение в правоохранительной практике имеют
следующие формы взаимодействия ОВД с общественными
формированиями, участвующими в охране порядка:
1. Обмен информацией о состоянии общественного порядка и
общественной безопасности. Эта информация необходима для
определения актуальных задач по предупреждению и пресечению
правонарушений, планирования работы, повышения ее эффективности и
оценки конечных результатов. Объем и содержание информации, которой
органы внутренних дел обеспечивают общественные формирования,
определяются руководителями соответствующих органов внутренних дел;

2. Совместное планирование и проведение мероприятий по обеспечению
охраны общественного порядка и общественной безопасности, по
предупреждению и пресечению правонарушений;
3. Оказание ОВД содействия и поддержки общественным формированиям
в выполнении возложенных на них задач в сфере правопорядка;

4. Обучение сотрудниками ОВД членов общественных формирований методам и
формам предупреждения и пресечения правонарушений; проведение с ними работы
по правовому обучению; оказание методической и иной помощи в планировании и
учете их работы;
5. Направление ОВД материалов о правонарушениях в общественные формирования
для рассмотрения и принятия соответствующих мер по привлечению
правонарушителя к административной ответственности или мерам общественного
воздействия;
6. Сотрудничество граждан с ОВД в охране правопорядка на договорно-возмездной
основе за счет средств органов внутренних дел.

В любом обществе существует объективная необходимость и социальная
потребность участия граждан в охране общественного порядка. Более того,
государственная система обеспечения общественного порядка и безопасности не
может успешно функционировать без помощи и содействия граждан и их
общественных объединений.
В последние годы активно возрождаются общественные объединения и иные
формирования, оказывающие содействие органам внутренних дел в обеспечении
правопорядка.
К ним относятся:
Добровольные народные дружины;
Различные добровольные общественные объединения по охране общественного
порядка;
Казачьи формирования;
Внештатные сотрудники
полиции.

Вопрос 2. Взаимодействие ППСП с
представителями частных охранных
организаций при предупреждении и
пресечении правонарушений

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную
деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным
органам в обеспечении правопорядка. Охранно-сыскные организации
привлекаются, прежде всего, для поддержания правопорядка на улицах и в
других общественных местах, а также используются при проведении
целевых оперативно-профилактических мероприятий по борьбе с угонами
автотранспортных средств, хищениями имущества, в том числе на
договорной основе. Частные охранники могут привлекаться к
сотрудничеству в качестве внештатных сотрудников полиции.

Вопрос 3. Взаимодействие ППСП с
представителями общественных
объединений правоохранительной
направленности (народными дружинами,
казачьими формированиями и т.д.) и
гражданами при предупреждении и
пресечении правонарушений.

Народные дружины представляют собой общественные
объединения, которые создаются в районах, городах и других
населенных пунктах в целях оказания населением содействия
органам государственной власти, местного самоуправления и
правоохранительным органам в обеспечении общественного
порядка.

Основными задачами народных дружин являются:
1. Содействие органам государственной власти городов,
органам местного самоуправления и
правоохранительным органам в их деятельности по
охране общественного порядка, предупреждению и
пресечению правонарушений;
2. Участие в мероприятиях по обеспечению
безопасности населения и охране общественного
порядка при возникновении стихийных бедствий,
катастроф, аварий, эпидемий, иных чрезвычайных
ситуаций и ликвидации их последствий;

3. Распространение правовых знаний, разъяснение населению и гостям норм поведения
в общественных местах.
Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации,
изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме
общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления
соответствующего муниципального образования, территориального органа
федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Народные
дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их
в региональный реестр. Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во
взаимодействии с органами внутренних дел (полицией).Создание народных дружин при
политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность
политических партий и религиозных объединений в народных дружинах запрещены.
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь
при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и
(или) использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и
порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной
символики народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской
Федерации. Запрещается использование удостоверения народного дружинника,
ношение форменной одежды либо использование отличительной символики народного
дружинника во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.

Народные дружинники при участии в охране общественного
порядка имеют право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить
противоправные деяния;
2) принимать меры по охране места происшествия, а также по
обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения
правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
3) оказывать содействие полиции в сфере охраны общественного
порядка;
4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных
законом;
5) осуществлять иные права.
Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных
на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания
полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка
обязаны:
1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных
правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в
установленном порядке;
3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений,
религиозных и иных организаций;
4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних
дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие
законодательству Российской Федерации;
6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах,
отравлениях и других состояниях, и заболеваниях, угрожающих их жизни и
здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о
прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.
Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного
порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации
по месту их работы или учебы.

Внештатные сотрудники полиции. Как правило, их отбор
производится из числа наиболее активных работников общественных
объединений, обладающих знаниями в области предполагаемого
сотрудничества, а также бывших работников правоохранительных органов,
военнослужащих, проживающих на территории, обслуживаемой
соответствующим органом государственной власти, органом местного
самоуправления. Они могут взаимодействовать с полицией по тем же
направлениям, что и народные дружинники.
Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, могут привлекаться к
внештатному сотрудничеству с полицией.

Внештатными сотрудниками полиции не могут быть граждане:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
3) ранее осужденные за умышленные преступления;
4) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда
установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской
деятельности;
5) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или
алкоголизмом;
6) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по
решению суда, вступившему в законную силу;
7) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню
привлечения к внештатному сотрудничеству с полицией, в судебном порядке
административному наказанию за совершенные административные
правонарушения;
8) не соответствующие требованиям к состоянию здоровья внештатных
сотрудников полиции.
9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

Внештатные сотрудники полиции при участии в охране
общественного порядка имеют право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить
противоправные деяния;
2) принимать меры по охране места происшествия, а также по
обеспечению сохранности вещественных доказательств
совершения правонарушения с последующей передачей их
сотрудникам полиции;
3) знакомиться с документами, определяющими правовое
положение внештатного сотрудника полиции, а также получать
в установленном порядке информацию, необходимую для
участия в охране общественного порядка;
4) оказывать содействие полиции при выполнении
возложенных на нее обязанностей в сфере охраны
общественного порядка;

Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного
порядка обязаны:
1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых
актов в сфере охраны общественного порядка;
2) выполнять распоряжения уполномоченных сотрудников полиции, отданные в
установленном порядке и не противоречащие законодательству
Российской Федерации;
3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений,
религиозных и иных организаций;
4) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах,
отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и
здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
5) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о
прекращении противоправного деяния, удостоверение, образец и порядок выдачи
которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере
внутренних дел. За противоправные действия при участии в охране общественного
порядка внештатные сотрудники полиции несут ответственность, установленную
законодательством Российской Федерации.
Внештатные сотрудники полиции вправе отказаться от исполнения возложенных на
них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их
жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

Казачьи формирования. В нашей стране существует в чем-то
уникальный вид участия населения в правоохранительной деятельности, а
именно – объединения казачества. Это - не общественные, а социальноэтнические объединения (образования), члены которых могут привлекаться
к следующим видам правоохранительной деятельности:
1. Охрана общественного порядка;
2. Охрана объектов государственной и муниципальной собственности,
сопровождение грузов;
3. Участие в мероприятиях, связанных с последствиями стихийных
бедствий;
4. Участие в таможенной охране;
5. Участие в егерской, природоохранной и экологической службе, контроль
за использованием и охраной земель;
6. Охрана объектов обеспечения жизнедеятельности населения.

Народные дружинники из числа членов казачьих обществ выполняют
обязанности по охране общественного порядка в форменной одежде,
установленной для членов соответствующего казачьего общества, с
использованием символики народного дружинник

Кафедра организации работы полиции
Доклад окончен
Профессор кафедры организации работы полиции
доктор военных наук, профессор ГОРЕЛОВ Илья Павлович

Также как и других государствах, характерной особенностью деятельности оперативно-розыскных органов и их сотрудников в России является осуществление ими оперативной работы с опорой на поддержку граждан. В народе таких граждан называют по-разному: осведомители, стукачи, информаторы и т.д. Сотрудники полиции - упоминают их не иначе, как источники, агенты, негласные сотрудники, конфиденты. Однако в мире нет ни одной правоохранительной структуры, которая может выполнять свои задачи без этих людей.

осведомитель

В данной статье рассмотрен вопрос о содействии граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД). В народе таких граждан называют по-разному: осведомители, стукачи, информаторы и т.д. Сотрудники полиции - упоминают их не иначе, как источники, агенты, негласные сотрудники, конфиденты. Однако в мире нет ни одной правоохранительной структуры, которая может выполнять свои задачи без этих людей.

Также как и других государствах, характерной особенностью деятельности оперативно-розыскных органов и их сотрудников в России является осуществление ими оперативной работы с опорой на поддержку граждан.

Инициатива о возможном сотрудничестве может исходить от сотрудника оперативного подразделения. Однако решение о нем должно принять само привлекаемое лицо. Причем, для получения у любого лица согласия, оперативно-розыскные органы не вправе использовать физическое или психологическое принуждение.

Лицом, привлекаемым к сотрудничеству с правоохранительными органами, может быть всякий дееспособный человек, предоставляющий информацию оперативно-розыскному органу или иным образом участвующий в решении задач ОРД.

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может быть гласным, анонимным и негласным (конфиденциальным).

Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых это лицо не требует сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях, а в последующем при необходимости оно может дать свидетельские показания по уголовным делам. Однако, несмотря на участие лица в подготовке и проведении ОРМ на гласной основе, содержание конкретного ОРМ должно носить скрытый характер. В противном случае будет нарушен принцип конспирации, а, следовательно, и оперативности, вследствие чего лицо, подозреваемое в совершении преступления, может принять адекватные меры со своей стороны, затрудняющие поиск доказательств и установление истины по конкретному делу. Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятий, перечисленных в статье 6 Закона об ОРД.

Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем в уголовном процессе. Анонимная информация может передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа, осуществляющего ОРД, или через посредника.

Сотрудничество на конфиденциальной основе устанавливается при условии выраженного желания гражданина оказывать содействие органам, осуществляющим ОРД, в решении стоящих перед ними задач. Конфиденциальность означает, прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению ни при каких обстоятельствах, если на это не дадут согласия, причем письменного, сами конфиденты. Данное условие обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами соответствующих органов.

Закрепление конфиденциального сотрудничества происходит путем его оформления. Федеральное законодательство не устанавливает какой-либо формы, следовательно, она может быть любая. На практике применяются три формы правового оформления такого сотрудничества, а именно - устная договоренность, акт одностороннего волеизъявления гражданина в виде соответствующей расписки (подписки о сотрудничестве) и контракт.

Устная договоренность должна применяться как исключение в случае, если другие формы в конкретной обстановке невозможны или неуместны. Контракт в отличие от расписки, односторонне фиксирующей лишь обязательства гражданина, подразумевает взаимные обязательства, в том числе и государства, перед гражданином, закрепленные в письменной форме. Контракт повышает взаимные гарантии сторон, фиксируя их ответственность за невыполнение обязательств. Контракт позволяет более полно, детально закрепить взаимоотношения сторон, условия и виды сотрудничества.

При этом контракты о сотрудничестве органы, осуществляющие ОРД, могут заключать с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

Конфиденциальное сотрудничество граждан с органами, осуществляющими ОРД, по контракту означает, что эти лица ведут по заданиям уполномоченных органов активную разведывательно-поисковую деятельность, причем получение за это вознаграждений и других выплат является для них одним из источников существования. Главная отличительная черта конфиденциального сотрудничества на контрактной основе – длительность и устойчивость отношений между гражданином и органом, осуществляющим ОРД.

Контракт - это договор между соответствующим оперативным подразделением и конкретным совершеннолетним дееспособным гражданином со взаимными обязательствами, возникающими в связи и по поводу необходимости реализации целей ОРД и решения ее задач. Кроме сведений о договаривающихся сторонах в контракте указывается срок, на который его заключают, а также основания, условия и порядок продления сроков его действия.

В общих положениях контракта указывается, какие обязательства принимают на себя стороны по решению задач ОРД. Перечень контрактных условий определяется индивидуально и зависит от характера выполняемой работы, личных и деловых качеств гражданина, реальных возможностей участвовать в мероприятиях по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

В контракте также отражают вид, размер и порядок выплаты вознаграждения конфиденту за выполнение взятых им обязательств. В контракте запрещается излагать сведения, относящиеся к государственной тайне.

Содержание контракта должно быть понятно и недвусмысленно изложено. Он вступает в силу с момента подписания обеими сторонами, если иное не указано в тексте контракта.

Действие контракта прекращается по инициативе одной из сторон и может быть обжаловано на общих основаниях в установленном законом порядке. Досрочное расторжение контракта осуществляется при неисполнении его условий либо по иным обязательствам. Например, основанием для досрочного расторжения контракта о конфиденциальном сотрудничестве со стороны органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, являются:

Возможно включение в контракт и других оснований его расторжения.

Причины сотрудничества с оперативно-розыскным органом могут быть различными (исполнение общественного и гражданского долга, связанное с желанием бороться с преступностью, месть, корысть, жажда тайной власти, самоутверждение, романтизм, материальная и иная заинтересованность и проч.). Однако любой мотив сотрудничества должен сочетаться у лица с осознанием принципиальной возможности отказаться от оказания помощи оперативно-розыскному органу.

Исходя из результативности деятельности конфидентов органы, осуществляющие ОРД, могут сотрудничать с ними на безвозмездной либо возмездной основе. Сотрудничество на безвозмездной основе не предполагает какой-либо оплаты за негласные услуги, которые лицо оказывает оперативным подразделениям. В этом случае основой конфиденциального сотрудничества являются доверительные межличностные отношения между оперативным работником и гражданином.

Для лица, изъявившего желание оказывать содействие в осуществлении ОРД на конфиденциальной основе, законодатель установил две обязанности. Первая состоит в том, что лицо обязано сохранять в тайне сведения, ставшие ему известными в ходе подготовки или проведения ОРМ; вторая его обязанность - не предоставлять заведомо ложную информацию.

В настоящее время органам, осуществляющим ОРД, содействие в получении оперативно значимой информации оказывают следующие категории конфидентов:

  • доверенные лица. Суть доверенных отношений между оперативным сотрудником и доверенным лицом состоит в том, что характер и содержание обоюдополучаемой информации остается секретом для окружающих, однако, сам факт контакта между данными лицами может не скрываться;
  • агенты - лица, оказывающие на конфиденциальной основе непосредственное содействие оперативно-розыскному органу в достижении целей ОРД и решении ее задач, как правило, путем представления оперативно значимой информации.
  • резиденты - лица, оказывающие на конфиденциальной основе содействие оперативно-розыскному органу в достижении цели оперативно-розыскной деятельности и решении ее задач путем руководства лицами, оказывающими конфиденциальное содействие (агентами).

Существуют и другие категории лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД. Их функции являются вспомогательными, т.е. направленными на более эффективную организацию работы данных органов с вышеуказанными категориями конфидентов. К ним относятся, например, содержатели явочных мест, агенты-связники.

Каждый орган, уполномоченный на осуществление ОРД, работу с лицами, оказывающими содействие, строит на основе ведомственных нормативных актов, содержание которых составляет государственную тайну.

Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства.

Социальная и правовая защита граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, на конфиденциальной основе предусмотрена статьей 18 Закона об ОРД.

Правовая защита предполагает и возлагает на государство обязанность принимать необходимые меры по предотвращению противоправных действий против них, установлению виновных в подобных действиях и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством.

В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите (часть 7 статьи 18 Закона об ОРД). Ведомственными нормативными актами указанных органов предусмотрен ряд специальных мер по защите таких лиц, в случае возникновения угроз их жизни, здоровью, собственности. К таким мерам, в частности, относятся физическая охрана, предоставление квартир-убежищ, смена места жительства, замена паспортов с изменением фамилий.

Часть 4 статьи 18 Закона об ОРД устанавливает также возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в раскрытии преступления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Это предписание, прежде всего, вытекает из требований института деятельного раскаяния, который закреплен в уголовном (статья 75 УК РФ), уголовно-процессуальном законодательстве (статья 28 УПК РФ).

Лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим ОРД, могут получать вознаграждение и другие выплаты, на что из федерального бюджета согласно статьи 19 Закона об ОРД выделяются финансовые средства. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты в соответствии с федеральным законодательством налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются (часть 5 статьи 18 Закона об ОРД). Виды, размеры и порядок выдачи денежных вознаграждений и других выплат регламентируются ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Сотрудничество граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как правило, является их основным родом занятий и поэтому при их желании может быть включено в трудовой стаж (часть 6 статьи 18 Закона об ОРД). При этом оформление трудового стажа и пенсии не должно придавать гласности факт конфиденциальности сотрудничества граждан с органами, осуществляющим ОРД. Порядок подготовки необходимых для органов социального обеспечения документов определяется ведомственными нормативными актами таких органов.

В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с оперативным подразделением органа, осуществляющего ОРД, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий, семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего постоянного ежемесячного денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.

При получении лицом, сотрудничающим по контракту с оперативным подразделением, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества, указанному лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере его пятилетнего постоянного ежемесячного денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности (части 8 и 9 статьи 18 Закона об ОРД).

Единовременное пособие и пенсия лицу, оказывающему содействие органам, осуществляющим ОРД, в случае травмы, ранения, контузии или увечья, пособие и пенсия семье (в случае его гибели) выплачиваются при наличии ряда оснований:

  • если конфиденциальное сотрудничество осуществлялось на контрактной основе.
  • гибель, травма, ранение, контузия и увечье наступили в связи с участием гражданина в проведении ОРМ. Между гибелью лица или его ранением, травмированием, контузией, увечьем и проводимыми с его участием оперативно-розыскными мероприятиями, перечисленными в статье 6 Закона, или другими его действиями, выполняемыми по заданию органов, осуществляющих ОРД, должна существовать причинно-следственная связь, нашедшая документальное отражение в соответствующих делах оперативного учета.

Оформление указанных выплат и пенсий лежит на органе, с которым конфиденциально сотрудничал пострадавший или погибший. Порядок оформления выплат и пенсий определяется ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих ОРД.

Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, выражается не только в обязательствах, но и в гарантии выполнения государством этих обязательств.

Гарантия государства в социальной и правовой защите предоставляется лишь при наличии определенных условий:

  • при содействии органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, по контракту;
  • только при правомерном выполнении лицом общественного долга или возложенных на него обязанностей. Неправомерное выполнение гражданином своих обязанностей в процессе оперативно-розыскной деятельности или нарушение условий контракта исключают гарантии государства по его социальной и правовой защите;
  • при возникновении реальной, а не мнимой, угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В данном случае гарантии государства предоставляются не только этим лицам, но и членам их семей и близким.

Необходимо также иметь в виду, что на лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на бесконтрактной основе, Законом об ОРД гарантии государства по социальной и правовой защите не распространяются. Однако это не освобождает оперативно-розыскные органы от выполнения взятых на себя обязательств перед такими лицами.

Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Использование помощи лиц, не являющихся штатными сотрудниками правоохранительных органов, для получения информации о тайных планах и действиях противника применяется с давних времен как в политических целях, так и в борьбе с преступностью не только нашей стране, но и за рубежом.

Закон об ОРД определяет гласную и негласную форму содействия граждан оперативным подразделениям органам внутренних дел.

Гласное содействие — вид содействия, оказываемое лицом оперативному подразделению, при котором это лицо не требует сохранения в тайне его участия.

Правовую основу деятельности по привлечению граждан к внештатному сотрудничеству с полицией составляют Конституция Российской Федерации , Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" , иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также Инструкция по организации деятельности внештатных сотрудников полиции .

В соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой подразделения ОВД, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут привлекать отдельных лиц с их согласия к участию в подготовке и осуществлению оперативно-розыскных мероприятий в гласной форме (на гласной основе). В последующем полученная информация может быть предана гласности, а сами участники такого мероприятия могут стать заявителями и свидетелями по конкретному уголовному делу. Положительно зарекомендовал себя еще со времен СССР институт внештатных сотрудников полиции (ранее — милиции).

Привлечение внештатных сотрудников в проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий имеет ряд преимуществ:

— позволяет значительно сократить затраты времени и увеличить количество сил;

— с их помощью обеспечивается соблюдение принципа сочетания негласных мероприятий с гласным путем легализации полученной информации. Присутствие внештатных сотрудников при проведении оперативно-розыскных мероприятий дает им возможность осуществлять непосредственную фиксацию преступной деятельности. Все это позволяет использовать внештатных сотрудников в качестве свидетелей при процессуальном оформлении полученных результатов;

— создает условия и обеспечивает возможность зашифровать негласные источники получения информации, послужившей для разоблачения подозреваемых лиц и их привлечения к уголовной ответственности;

— повышает разведывательные возможности сотрудников оперативных подразделений, поскольку расширяет круг источников получения информации, представляющей интерес. В то же время необходимо помнить, что при использовании внештатных сотрудников следует соблюдать правила конспирации: во-первых, по возможности сохранять в тайне от проверяемых (проверяемых) лиц участие внештатных сотрудников; во‑вторых, не разглашать перед внештатными сотрудниками секретные средства и методы работы оперативных подразделений ОВД.

Вторая форма содействия — негласная. Под негласным содействием оперативным подразделениям органов внутренних дел понимается участие отдельных лиц в решении задач оперативно-розыскной деятельности на основе неразглашения сведений об их личности, а также характере и целях их деятельности.

Граждане, которые оказывают помощь соответствующим органам в борьбе с преступностью на негласной (конфиденциальной) основе, в теории и практике ОРД называются негласными (конфиденциальными) сотрудниками или конфидентами. Конфиденциальность сотрудничества означает сокрытие этого факта от посторонних лиц, что позволяет негласным сотрудникам более эффективно добывать оперативно значимую информацию, а оперативным сотрудникам использовать ее в борьбе с конкретными преступлениями.

Основная их задача заключается в том, чтобы, используя свое должностное положение, доверительные отношения с лицами, совершающими неочевидные, замаскированные преступления или вынашивающими преступные замыслы, своевременно получать необходимую информацию, доводить ее до соответствующих компетентных органов для принятия мер, предусмотренных законом.

Практика оперативных подразделений органов внутренних дел и анализ уголовных дел в последние годы демонстрирует, что при совершении преступлений отчетливо проявляются признаки, свидетельствующие об их тщательной маскировке, что не позволяет отличить такие преступные действия от правомерно осуществляемых. Большинство общеуголовных преступлений тщательно готовится, а впоследствии маскируется, чтобы не оставлять никаких улик и следов.

Поскольку использование возможностей штатных оперативных сотрудников для внедрения в преступную среду в массовом порядке невозможно и нецелесообразно, то для этих целей подбирают и используют граждан различных профессий, социального и правового положения.

Негласное (конфиденциальное) сотрудничество граждан с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, должно носить исключительно добровольный, осознанный характер и выражаться в их согласии на такое сотрудничество. Однако это не означает обязательной реализации названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса является прерогативой органов внутренних дел. Следовательно, реализация права граждан на содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии. Добровольность согласия на сотрудничество исключает применение со стороны ОВД в отношении лиц, привлекаемых к конфиденциальному содействию, методов запугивания, физического устрашения, насилия или других противоправных способов склонения их к сотрудничеству.

Первое: депутаты, судьи и прокуроры, являясь государственными служащими, не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Второе: материально-зависимое положение, в которое попадают лица, наделенные законодательными, судебными и надзорными функциями, адвокаты и священнослужители, которым конфиденциальная информация стала известна в процессе защиты подозреваемого (обвиняемого) или тайной исповеди верующего, а также иные представители религиозных объединений, в случае заключения ими контракта о содействии с подразделениями ОВД, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, не должно быть использовано:

— для оказания негласного регулирующего воздействия на законотворческую деятельность и независимую работу судов и надзорную функцию прокуратуры;

— негласного влияния на подзащитных, верующих;

Конфиденциальность содействия может быть установлена как по инициативе представителей оперативных подразделений органов внутренних дел, так и по волеизъявлению лица, когда вовлекаемый в оперативно-розыскной процесс сам выступает инициатором конфиденциальности своих отношений с правоохранительными органами. Форма выражения согласия на оказание содействия в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий может носить устный, письменный или иной характер.

Конфиденциальное сотрудничество может устанавливаться с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религиозных убеждений.

Конфиденциальная (негласная) форма содействия граждан органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности означает, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению. Это требует от отдельных лиц, вступивших в отношения сотрудничества, в качестве непременного условия сохранения в тайне сведений, полученных ими в ходе подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий. Такое требование определяется характером самой ОРД, осуществляемой скрыто, а также тем, что разглашение сведений, которые могут стать им известными в силу выполнения поручений и заданий (вне зависимости, составляют они государственную тайну либо конфиденциальны), может нанести непоправимый ущерб осуществлению конкретных оперативно-розыскных мероприятий либо оперативно-розыскной деятельности в целом. Кроме того, разглашение указанных сведений связано еще с одним видом риска — под угрозу ставится личная безопасность и жизнь лица, содействующего органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В связи с этим конфиденциальность предполагает:

— специальный допуск к работе с конфидентами только узкого круга лиц, определенного их специальной компетенцией, в порядке, специально установленном для этого в ведомственных нормативных актах МВД России;

— установление специальных правил документооборота в подразделениях ОВД, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

— обеспечение специальных мер защиты сведений, функционирующих в оперативных подразделениях и сосредоточенных в информационных массивах ОВД.

Сотрудник, допущенный к осуществлению ОРД в полном объеме, обязан использовать конфиденциальное содействие граждан в целях решения задач ОРД. Это его обязанность, а не право.

Между органами внутренних дел и гражданами, которые содействуют им в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, существуют определенные правовые отношения. Поэтому на государство возлагается обязанность принимать необходимые социальные и правовые меры по их защите, изложенные в ст. 18 Закона об ОРД.

К мерам социальной защиты можно отнести такие меры как:

— получение вознаграждения и других выплат, при оказании помощи в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших;

— включение в трудовой стаж, периода сотрудничества с оперативными подразделениями по контракту в качестве основного рода занятий;

— выплата единовременного пособия и назначение пенсии по инвалидности, в случае получения травмы, ранения, контузии, увечья;

— выплата единовременного пособия семье лица, который сотрудничал по контракту, а также назначении пенсии по потере кормильца, в случае его гибели.

К мерам правовой защиты можно отнести следующие меры:

— оперативные подразделения обязаны принимать меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности при возникновении реальной угрозы посягательства на жизнь, здоровье или имущество лиц в связи с их содействием, а равно членов их семей и близких;

— законодатель допускает проведение специальных мероприятий по защите лиц, сотрудничающих по контракту и членов их семей, для обеспечения их безопасности.

Читайте также: