Имеет ли право начальник приказывать

Обновлено: 02.07.2024

Имеет ли право работодатель грубо разговаривать с подчиненными.

Ответы на вопрос:

По идее нет, но это обычная практика. Он начальник, учит подчиненных строго. Чему тут удивляться? Это везде так.

Нет не имеет права он должен действовать в соответствии с трудовым кодексом, моральными принципами в отношениях работодатель работник, других иных принцип обобщения у неё быть не должно, нарушать ваши права он не в праве.

Это не столько правовой

сколько этический вопрос

Слышал такое высказывание о работниках

от владельца крупного предприятия

- Это же грязь, ее много.

КоАП РФ, Статья 5.61. Оскорбление (введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации. Основания возникновения трудовых отношений Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: назначения на должность или утверждения в должности; судебного решения о заключении трудового договора; признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается. Статья 80 Трудового кодекса Российской Федерации. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет. Статья 234 Трудового кодекса Российской Федерации. Обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате: незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу; отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе; задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника. Статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации. Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации. Возмещение морального вреда, причиненного работнику Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Статья 391 Трудового кодекса Российской Федерации. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права. Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям: работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника; работодателя - о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами. Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры: об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации. Статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом. Статья 393 Трудового кодекса Российской Федерации. Освобождение работников от судебных расходов При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Статья 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. 2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. 4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. 5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Большинство совершеннолетних граждан страны связаны трудовыми отношениями. Это значит, что ежедневно они вступают в коммуникации с начальниками, подчиненными, коллегами.

Причины повышения тона

Существуют разные причины некорректного поведения, начальник может быть невоспитанным человеком или его крики могут быть выражением желания заставить человека уволиться по собственному желанию. Человек, устраиваясь на работу, надеется встретить компетентного руководителя, способного помочь ему организовать работу. Нередко все ожидания оказываются тщетными, сотрудник встречает агрессию, крики, иногда прямые оскорбления. Не все знают, имеет ли право директор кричать на сотрудника.

Бывают ситуации, когда такие действия имеют под собой основания. Руководитель хотел бы избавиться от подчиненного. Словесная агрессия становится методом добиться самостоятельного принятия решения об увольнении, так как хотелось бы избежать судебных преследований в случае необоснованного увольнения по инициативе администрации. Психологическое давление часто приводит именно к этим последствиям.

Но оно может быть квалифицировано как принуждение к увольнению и стать поводом для обращения сотрудника в трудовую инспекцию. В заявлении необходимо указать:

  • работодателя;
  • реквизиты трудового договора;
  • информацию о себе.


Увольнение в периоды кризисов не всегда станет целесообразным решением. Возможно, некорректное поведение не является принуждением к увольнению, это просто проявление несдержанного характера, плохого воспитания. Такие действия могут не становиться причиной для самостоятельного увольнения, но будут поводом для привлечения к административной ответственности.

Если оскорбления стали постоянной практикой


Важно понимать, что оскорбления не говорят о профессионализме начальника, не повышают производительность труда сотрудника, но они вполне способны стать основанием для привлечения к административной ответственности.

Существует вероятность, что ситуацию можно перевести в мирную плоскость, исчерпав конфликт. Если переговоры не помогли, необходимо обратится к защите закона. Хамство является прямым посягательством на права человека, указанные в Конституции. Основной закон нашего государства не допускает унижение чести и достоинства личности. Оскорбление является прямым унижением чести и достоинства.

Иногда ситуацию можно разрешить обращение к вышестоящему руководству, через голову непосредственного. Иногда это решает проблему. При отсутствии такого руководителя или его реакции, необходимо рассмотреть возможность обращения в одну из следующих инстанций:

  • трудовая инспекция;
  • полиция;
  • прокуратура;
  • суд.

После обращения будет проведена проверка достоверности указанных им фактов и если они подтвердятся, то будет рассмотрен вопрос о привлечении виновной стороны к ответственности. Суд не проводит проверку, он рассматривает исковое заявление, но ему нужно предоставить веские аргументы для того, чтобы решение было вынесено в пользу истца.

Как доказать факт оскорбления

Но для того, чтобы проверка завершилась успешно, вместе с заявлением нужно предоставить доказательства противоправного поведения руководителя, наличие оскорблений, выраженных в неприличной форме или содержащих в себе угрозу жизни и здоровью. Ими могут стать:

  • аудиозаписи;
  • видеозаписи;
  • документы;
  • свидетельские показания.


Можно записывать оскорбления на диктофон, можно распечатать переписку по электронной почте или скопировать письменные документы, можно пригласить свидетелей и предложить им оформить свои показания письменно.

Составляя заявления, нужно указывать не только информацию о компании и о себе, но и предоставить органам, которые будут проводить проверку, контактные данные руководителя.

Ответственность по закону

Целью лица, заявившегося в указанные инстанции, становится и прекращение конфликта, и привлечение обидчика к ответственности. Необходимо помнить, что за унижение чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме, начальник за оскорбление сотрудника может быть привлечен к административной ответственности.


Сроки рассмотрения заявления предусмотрены нормативными актами, регулирующими деятельность полиции, прокуратуры, трудовой инспекции и ГПК, если заявление подается мировому судье. В Уголовном кодексе есть статьи, которые предусматривают ответственность и за угрозу насилием, причинение вреда жизни и здоровью, при этом суд может удовлетворить требование о возмещении морального вреда. Если такие угрозы зафиксированы, нужно подавать заявление и в полицию, попросив принять меры и привлечь представителя работодателя к ответственности. В зависимости от сложности ситуации проверки или рассмотрение дела в суде могут затянуться, сроки будут длительными.

Уже сложилась успешная практика привлечения начальников ответственности за оскорбление подчиненного. Случаи пока единичны, но они подтверждают, что закон полностью стоит на стороне гражданина, вынужденного терпеть оскорбление и хамство на работе.

Заключение

Нестабильная экономическая ситуация, сложности, возникающие при поиске нового рабочего места, полностью привязывают человека к его текущему работодателю. Иногда ему трудно перенести напряженность на работе, неблагоприятные условия труда, которые непосредственно влияют на его производительность. Напряженные отношения с руководителем являются одним из важнейших факторов, усложняющих положение сотрудника. Существует множество причин, по которым начальники унижают человеческое достоинство подчиненного, но ни одна из них не станет для закона основанием для предоставления ему права на такое поведение.

Если возникла такая ситуация, на первом этапе необходимо провести переговоры с непосредственным или вышестоящим начальством. Если же они не привели к позитивному результату, нужно обращаться за поддержкой закона, в трудовую инспекцию, прокуратуру, полицию, суд.


Окончил Российский государственный университет правосудия (РГУП). Аспирант Московского института государственного управления и права (МГИУП). С начала 2007 года судебная практика, специализация Трудовое право и трудовые споры.

В течение жизни нам нередко приходится сталкиваться с неадекватными людьми, которые постоянно находятся в поиске "очередной жертвы", чтобы вылить на нее весь скопившийся негатив. От криков и скандалов им становится чуточку легче.

К счастью, в большинстве случаев от подобных конфликтов легко уйти — игнорировать человека, избегать общения с ним. Но как быть, если ваш начальник постоянно повышает голос на работе? Придется разобраться в ситуации и принять меры, если это доставляет вам дискомфорт.

Почему руководители унижают подчиненных?

Согласитесь, у всего есть причина. Ваш босс срывает свою злость на подчиненных не просто так. Однако не торопитесь винить себя.

    Вероятно, ваш директор попал в плен собственного образа. Некоторым людям почему-то кажется, что настоящий лидер должен быть властным, жестким, ему неведомы вежливость и сострадание.

Фото1

Имеет ли он право кричать?

К сожалению, тысячи людей и не догадываются, как на самом деле нужно общаться внутри рабочего коллектива. Не знакомо им и понятие этикета. Разумеется, начальство не имеет права орать и унижать подчиненных.

ВАЖНО! Существует множество методов воздействия на нерадивого работника — выговор, штраф, лишение премии, увольнение, в конце концов.

Не стоит забывать о том, что все мы люди: черная полоса бывает у каждого. Если директор прикрикнул пару раз из-за временных сложностей, это можно простить. Но регулярные унижения, оскорбления надо пресекать.

Если босс унизил вас в присутствии коллег или обидел при всех, то молча терпеть не имеет смысла. Это вредно и для вашего здоровья, и для микроклимата на работе.

Кстати, вы знали, что сотрудники, на которых орет начальник, склонны к инфаркту в большей степени, чем те, кто работает в спокойной адекватной обстановке?

Нередки случаи, когда начальник — обычный самодур и не видит собственных недостатков. С ним бесполезно спорить или отвечать агрессией на агрессию — он в любом случае будет уверен в собственной правоте.

В таком случае нужно выработать план дальнейших действий и линию поведения с неуравновешенным боссом. Какой бы ни была причина крика — так реагировать на проблемы нельзя.

фото2

Что делать — советы психолога

Поговорим о том, как вести себя в конфликте с руководителем, когда он несправедливо обвиняет вас или повышает голос.

Фото3

Как не нужно себя вести в конфликте?

Теперь обсудим, что запрещено делать, когда начальник хамит и унижает на работе.

  • Ни в коем случае нельзя заискивать с директором, чтобы завоевать его драгоценное доверие. Тем более под запретом всевозможные мелкие подарки. Не каждый оценит вашу инициативу. К тому же способ весьма ненадежный и не дает никакой гарантии, что шеф успокоится и начнет вести себя приемлемо.
  • Нельзя брать с него пример — никогда и ни при каких обстоятельствах. Вы лишь продемонстрируете неуравновешенность и невоспитанность своим коллегам.
  • Не стоит обсуждать директора с другими работниками у него за спиной. Сплетни еще никогда ни к чему хорошему не приводили. А еще человеческая порядочность — вещь весьма относительная: сегодня вы обсуждаете с сослуживцем злого босса, а завтра коллега сидит в кабинете начальника и рассказывает, что вы не соблюдаете корпоративную этику.
  • Не нужно зацикливаться на этой проблеме. Если поменять место работы нельзя, то просто абстрагируйтесь от негатива. Найдите себе новое хобби, проводите больше времени с семьей. Отдыхайте почаще.

Полезное видео

Рекомендую видео, в котором рассказывается, как противостоять эмоциональному насилию на рабочем месте и как отвечать своим обидчикам:

В конце концов, на вашей фирме свет клином не сошелся. Напоминайте себе, что уйти можно в любой момент. Люди меняют специальность, увольняются, переезжают в другую страну или город в любом возрасте. Задумайтесь — может быть, вы тоже хотите улучшить свою жизнь?

У всех бывают ситуации, когда нервы на пределе. Особенно это связано с рабочей деятельностью. Находясь в стрессовом состоянии, сдержать эмоции сложно. Не все знают, как поступить, если начальник орет.

Начальник орет

На работе у многих людей нервы находятся на пределе возможностей

Каждому человеку свойственно проявлять агрессию, и в небольших количествах это даже полезно. Если руководство переходит грань, попробуйте всем коллективом перевоспитать его. Делайте это аккуратно и спокойно.

Из-за чего начальник может наорать

Прежде чем обвинять начальника в проявлениях агрессии, нужно разобраться с причинами такого поведения. Часто бывает, что виновниками конфликта являются сами сотрудники. Не стоит забывать о темпераменте, характере человека.

Если начальник холерик, то для него крик является источником энергии. Ему жизненно необходимо активно проявлять эмоции, чтобы восстановить силы.

Основные причины, из-за которых шеф кричит на сотрудников:

  1. Плохое настроение. У начальника также существуют личные проблемы: болезнь близких, ссоры, проблемы со здоровьем.
  2. Синдром эмоционального выгорания. Руководитель устал от работы и нуждается в отпуске, но из-за больших объемов не может себе этого позволить. У него пропал интерес к работе, но он надеется на самоотдачу сотрудников. Если ее нет, шеф нервничает, психические расстройства активно развиваются.
  3. Низкая прибыль. Человек много работает, ему платят достойную зарплату, предлагают отличное рабочее место, перспективы, но на деле результаты его деятельности довольно низкие. Особенно это касается новичков или сотрудников без опыта работы. Начальника это раздражает, ведь ему важно получить высокую прибыль.
  4. Нарушение трудовой дисциплины. Работник часто опаздывает, носит грязную униформу, неподобающе выглядит, во время рабочего дня занимается посторонними делами.

Есть начальники с неуравновешенной психикой. Они страдают психическими расстройствами и не контролируют свои действия, не умеют сдерживать эмоции. Из-за отсутствия познаний в области эмоционального интеллекта они не знают, как себя вести с сотрудниками в определенных ситуациях.

Синдром эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания знаком и людям на руководящих должностях

Типы начальников

Чтобы понять, как действовать с конфликтующим руководителем, необходимо знать, какие типы начальников существуют. Их классифицируют в зависимости от типа поведения, характера, жизненных принципов.

Основные типы начальников:

Какие действия предпринять, если начальник орет

Изначально следует понять начальника. В большинстве случаев он кричит по конкретной причине. В этот момент нужно понять, в чем именно провинился сотрудник. Если причина действительно важная, и работник неправ, то свою вину нужно признать. В обратном случае необходимо отстаивать собственное мнение.

Не акцентируйте внимание на словах. Если вам указали на ошибку в работе, исправьте ее и забудьте о конфликте. Если каждую ссору принимать близко к сердцу, то стрессы и нервные срывы будут постоянным явлением.

Попробуйте отвлечься. Глубоко вдохните, медленно выдохните. Представьте перед собой приятную картинку. Сохраняйте спокойствие и покажите свою воспитанность. Руководитель увидит, что реакции нет, и потеряет интерес к такому сотруднику. Особенно это касается холериков, которым в ответ нужно услышать крик, гнев и увидеть агрессию.

  1. Если руководитель орет на подчиненных за дело, то будет уместна самокритика. Нужно признаться в своей неправоте. Постарайтесь быстро устранить ошибку и впредь внимательно проверять работу перед сдачей.
  2. Следите за поведением начальника. В ситуациях, когда руководитель ругает подчиненных, следует наблюдать за его поведением, эмоциями, выражением лица. Можно проанализировать его речь.
  3. Называйте начальника по имени. Каждый человек любит, когда к нему обращаются по имени. Обращения должны быть частыми (психологи рекомендуют повторить имя не менее 7 раз). Это его успокоит и приведет в чувства.
  4. Записывайте все, что говорит начальник в состоянии агрессии на диктофон или в блокнот. Обязательно предупредите его об этом. Задача жертвы – замедлить темп. Когда босс поймет, что все его слова документально фиксируются, он начнет контролировать свою речь.
  5. Употребляйте одну нейтральную фразу. Она должна показать нейтральное отношение работника к унижениям на работе.

Если директор кричит на всех сотрудников во время собрания, подумайте о чем-то хорошем. Если он говорит что-то действительно важное, к нему лучше прислушаться.

Если начальник постоянно придирается, попробуйте с ним откровенно поговорить. Забудьте о хамстве, упреках и криках. Это плохая тактика. Спросите, что нужно сделать для уменьшения количества конфликтных ситуаций. Постарайтесь сдавать все задания вовремя и делать их качественно. Тогда отношения с начальником наладятся, а нервная система будет в порядке.

Чего не следует делать, когда руководитель разгневан

Унизить орущего – плохое решение.

Если сотрудника отчитали беспричинно, стоит соблюдать спокойствие. Никаких унижений, извинений и самоуничижения. Объясните шефу свою позицию, напомните о достоинствах.

Не стоит переходить на повышенные тона. Лучшая позиция нейтральная.

  • не переходите на личности;
  • не позволяйте кричать на себя без причин;
  • не хамите;
  • не угрожайте заявлением об увольнении по собственному желанию.

Не плачьте. Это проявление слабого характера и низкой стрессоустойчивости.

Не пытайтесь развеселить босса шуткой или веселой историей. Это может усугубить ситуацию. Внимательно выслушайте его и спокойно поговорите.

Если проявления агрессии редкие, то не стоит этому уделять много внимания.

Есть ли уголовное наказание за подобное поведение

Часто сотрудники задаются вопросом, имеет ли право начальник кричать на подчиненного. Сейчас нет законодательного акта, который бы подтверждал или опровергал подобное действие. Но существует статья за клевету.

Она подтверждает, что директор несет ответственность за унижения на работе. В ней указывается, что за клевету или распространение недостоверной информации человек должен заплатить штраф до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан. Другой исход – общественные работы сроком до 2 лет или исправительные работы до 1 года.

Особенно это касается директора, который публично издевается над подчиненными. Если подобные случаи происходят часто, лучшее решение – зафиксировать их на видео или диктофон.

Заключение

На работе часто случаются ситуации, когда начальник орет на своих подчиненных. Это могут быть заслуженные обвинения или крик без определенных причин.

В моменты проявления агрессии следует взять себя в руки. Если начальник постоянно придирается к сотруднику, нужно с ним пообщаться и выяснить причины. Если таковых нет, то лучшее решение – уволиться. Это позволит сохранить нервную систему в порядке и избавит работника от постоянных стрессов.

Читайте также: