Имеет ли право на ошибку психолог

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня мы расскажем об ошибках психологов в работе с клиентами.

Это важно знать и понимать, как психологам, так и их клиентам. Психологи могут осознать свои ошибки и постараться больше их не совершать. А клиенты смогут замечать, склонен ли психолог совершать данные ошибки.

Те же, кто не психологи и не клиенты психологов, смогут разобраться, не совершают ли они такие же серьезные ошибки, общаясь с родными, близкими, друзьями и детьми. Вряд ли кто-то из нас хотел бы продолжать наносить вред окружающим людям. Итак,

Ошибки психологов

Но сначала ответьте нам, пожалуйста, на простой вопрос: знаете ли вы людей, которые абсолютно такие же, как вы?! Ну, то есть, они так же мыслят, так же ведут себя с противоположным полом, точно так же выражают свою любовь, радость и грусть?! А еще переживают из-за всего того же, что волнует вас, да еще и в той же степени, с теми же эмоциями, мыслями и чувствами. Знаете таких?!

Полагаю, что большинство из вас ответит, что не знает таких своих двойников.

Да, может, в чем-то мы схожи с нашими друзьями, любимыми, но в то же время у нас и столько различий! А еще у нас было разное детство, мы общались с разными людьми, проходили через непохожие ситуации, то есть имеем абсолютно различный опыт. Верно?!

Так что логично предположить, что даже когда мы делаем одно и то же, то делаем это по разным причинам. Одна девушка хочет похудеть, потому что предыдущий партнер называл ее толстой. Другая девушка хочет похудеть потому, что мама всегда говорила "Ты у меня красивая и стройная", и ей хочется продолжать соответствовать установке матери.

А третья хочет похудеть потому, что мама говорила "Ты толстая и ничего с этим не сделаешь", и сейчас ей хочется преодолеть ту установку и то негативное программирование, которое было заложено мамой.

Так что две девушки могут хотеть похудеть потому, что это как-то связано с мамой, но на этом все общее заканчивается и начинаются отличия, которые более весомы, чем то, что они обе девушки, обе хотят похудеть, и на обеих оказывают влияние слова их мам.

Ну, что, мы выяснили, что все мы очень разные, имеем различный опыт и можем иметь совершенно непохожие мотивы для одних и тех же поступков?!

Теперь переходим к подробному объяснению, какую же ошибку совершают многие психологи. Ошибка психологов в том, что многие из них работают по шаблону. У них есть терапия, которой они придерживаются, или же просто набор собственных шаблонов, стереотипов, знаний, и они каждого клиента подгоняют под симптомы, под свои представления о том, что за проблема у клиента, и каковы ее причины.

Хорошей иллюстрацией будет следующий анекдот:

Два врача сидят на скамейке и наблюдают, как в их сторону ковыляет мужик на полусогнутых ногах, зажав руки между коленями. 1-й врач:

— Гляди, что артрит с человеком сделал.

— Какой же это артрит, это церебральный паралич.

— Да нет же, настоящий полиартрит!

— Типичный церебральный паралич!

Пока они спорят, мужик доковылял до их скамейки и спрашивает:

— Мужики! Где здесь туалет? Только быстро!

Вот так часто и происходит. И у психологов, и вообще у людей. Большинству свойственно искать аналогии в прошлом опыте. Но для того, кто работает с людьми, это не всегда благо.

Вред от психологов

Вред от психологов, которые все сводят к известной им картине мира, может быть очень существенным.

В самом начале мы с вами выяснили, что нет людей 100-процентно похожих на нас. Но мы совершенно забываем об этом, когда речь идет о других. О чем бы ни говорил наш собеседник, мы ищем нечто похожее в прошлом опыте. Что-то, что мы слышали, наблюдали, о чем читали. И потом говорим:

- О, я знаю, это вот это.

И ладно, когда мы так делаем в повседневной жизни, но ту же ошибку совешают психологи. Многие психологи наносят вред клиенту, подгоняя его под свои установки. Ошибка психологов в том, что они забывают, что их знания и опыт не охватывают все разнообразие вариантов.

Хороший психолог

А еще хороший психолог должен помнить, что каждая терапия отлично подходит для ее создателя и людей очень с ним схожих.

Но она может не работать для других, для тех, кто не похож на идеального клиента данной терапии. Хороший психолог это понимает, допускает и не имеет с этим никаких проблем.

Плохой психолог

Плохой психолог начинает рассказывать про сопротивляющегося клиента. Конечно, он же тут самый умный, поэтому можно сказать, что это вы сопротивляющийся клиент, а не он плохой психолог. Хотя на самом деле. Ну, вы понимаете.

Вслед за этим, плохой психолог начнет подгонять клиента под терапию, под симптомы, под свои представления о проблеме клиента.

Представьте, что вы в магазине примеряете какую-то вещь, она вам неудобна, а вам начинают говорить, что это не вещь вам не подходит, а руки у вас просто не той длины, не оттуда растут, попа вообще сделана неправильно, и то, что вы считаете, что платье вам жмет в груди, это лишь свидетельство фиксации на оральной стадии развития и непреодолимого желания заняться сексом с собственным отцом.

А может, просто, эта вещь не того размера и не подходящего фасона?! Может, лучше обратиться в хорошее ателье (к хорошему психологу), и сшить платье, которая вам идеально подходит?

Может, стоит обратиться к хорошему психологу, который разберется в вашем вопросе, и подберет что-то из разных направлений и терапий? Нечто, что идеально подойдет именно вам?! Думаем, это предпочтительнее, чем позволять плохим продавцам в магазине и плохим психологам прививать вам новые комплексы по поводу того, что с вами, якобы, что-то не так. Это с ними что-то не так, если они считают, что клиент для терапии, а не терапия для клиента.

Итак, хороший психолог будет смотреть и разбираться, что и как именно у вас, даже если это не похоже ни на что, что он раньше встречал.

Плохой психолог будет вдавливать клиента в собственные шаблоны, даже если тот совершенно под них не подходит.

Действительно великий психолог, терапевт, Фрэнк Пьюселик, у которого нам посчастливилось учиться, говорит:

- Ребята, реальна не терапия, реален клиент. Я знаю десятки терапий, и часто ни одна из них не подходит клиенту. Тогда я просто беру по кусочку из разных, иногда придумываю что-то новое, и составляю новую терапию, которая подойдет именно этому клиенту.

Закончить статью об ошибках психологов и о том, чем отличается хороший психолог от плохого психолога, будет уместно напоминанием про прокрустово ложе и о том, кто такой был Прокруст.

Прокруст укладывал путников на свое ложе, а потом. Того, кто оказывался короче, чем прокрустово ложе, Прокруст вытягивал, подгоняя под размеры ложа. Того, кто был длиннее, укорачивал.

Помогайте людям решать их проблемы. Или хотя бы не добавляйте им новых.


Психология | Psychology

8.2K постов 44.1K подписчика

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

А чтобы тебя подогнали под шаблоны и рассказали о тебе много такого, с чем ты ни в жисть не согласишься, платить точно не надо. Просто расскажи свою историю на пикабу и читай ворох диагнозов в комментах от тех, кто увидел тебя насквозь.

Ошибки психологов, хороший психолог, ищу психолога, вред от психологов,

Там какой-то лишний текст в курсивном абзаце.

Вот блин ведь "гуру" великий, действительно :) Но несколько пунктов стоящих есть - точнее, один во всю статью (издержки шаблонного мышления).


Поход к психологу: что я об этом думала, и что оказалось на самом деле. Личный опыт

Как я сейчас понимаю, это было заблуждением. Но, знаете, мне за него не стыдно. Для нашей культуры поход к психологу – явление новое и не до конца понятное. Да, в последнее время мне чаще встречаются посты на Facebook о том, что обращаться за помощью нормально и полезно. Но в чем состоит польза? Что делает психолог? Что происходит в его кабинете? Мне туда уже пора, или еще нет? :)

Слышала, думала, казалось

Представление о том, чем занимаются психологи, я получила при помощи метода индукции. То есть по американским фильмам:))) Сценам, когда муж и жена поочередно друг на друга жалуются, а психолог в это время понимающе смотрит то на одного, то на другого. Несколько комично, да.

Я знаю несколько человек, которые ходят к психологу и говорят, что им помогает. Не сомневаюсь, что они в этом уверены. Но как человек, наблюдающий их со стороны, заметила следующее. Они тоже временами взрываются, жалуются, замыкаются, ведут себя неуверенно. Как все люди. Естественно, это не показатель того, что психотерапия не работает. Но, кхм, вроде и не свидетельство обратного.

Кроме перечисленных выше, у меня была еще пачка соображений, почему мне не стоит обращаться к психологу.

* Он послушает, какие у меня проблемы, за 4000 рублей в час. Поток мыслей я могу выложить подруге, а деньги потратить на что-нибудь нужное.

* Допустим, психолог все же даст конкретные советы, но хочу ли я этого? Если он окажется неправ, то вся ответственность – на нем?

* Я не узнаю ничего нового. Психолог скажет, что все проблемы из детства. Никто лучше меня не разберется во мне. Я живу со своими тараканами 29 лет, и свое детство мысленно прокрутила 2900 раз .

Одна причина, чтобы набрать номер

За время новогодних каникул мне несколько раз приснилось, как я говорю с психологом. От мысли, что кто-то может снять с меня – не весь груз, но хотя бы его часть – было легче. В одну из таких ночей я встала с кровати, открыла блокнот и записала в столбик – все, чего я боюсь, на что не могу повлиять, в чем запуталась. На следующий день я позвонила специалисту, которого знакомая рекомендовала мне год назад. Оказывается, это был хороший совет.

В кабинете психолога: реальность

К концу первой встречи я все еще не представляла, как мы будем разбирать проблемы, но следующей ждала с нетерпением. Теперь, спустя два месяца, я поняла следующее.

* Помочь тебе оценить верное положение дел. Бывает, из-за страха, чувства вины, манипуляции близкого человека и еще кучи причин – ты не можешь сделать это самостоятельно. (И даже не подозреваешь об этом.) В результате ситуация, которая в самом деле не безвыходная, кажется тупиковой. Так вот психолог – это человек, который ремонтирует настройки твоего внутреннего компаса. Чтобы он опять стал показывать – где юг, где север, запад и восток.

* Психолог не дает совет, пока ты прямо об этом не попросишь. Но даже тогда он озвучивает несколько вариантов, как можно поступить. Простейший пример: я совсем не умела отвечать на критику в свой адрес так, чтобы это не звучало как оправдание. Даже не могла нафантазировать, какие для этого использовать слова. Когда специалист предложил варианты а) б) в) г)…, я уловила логику и, кажется, понемногу справляюсь сама.

* Если машина не едет или едет плохо, нужно найти одну – всего одну! – неисправную деталь. Я думала, каждый мой трабл нужно разбирать в отдельности. И см. выше: это затянется на годы. Я сильно удивилась, когда, например, мы разобрались с чувством вины – и из списка можно было вычеркивать треть пунктов! Находишь одно слабое место – решаешь сразу десять проблем. За два месяца я разобралась с большинством вопросов, которые меня тревожили.

* Да, дорого. Но мне еще ни разу не было жаль потраченных на это денег. Что важнее: купить сумку – или найти выход из лабиринта, по которому ты бродишь N лет?

Я не знаю, когда, кому, зачем имеет смысл обращаться к психологу. И хочу избежать любых нравоучений на эту тему. Кроме одного: поменьше судите о работе психологов по американским фильмам :)

Как и у всех остальных медицинских профессий, у психотерапевтов есть своя этика. В теории она преподается в вузе и фиксируется в этическом кодексе той ассоциации, в которой состоит психотерапевт. Сегодня в России существует три крупных ассоциации (РПО, РПА, ППЛ) и много мелких. Их цели — объединение профессионалов в сообщество, развитие и популяризация психологической науки. Правил о том, что психотерапевт должен принадлежать какой-то ассоциации, в России нет, поэтому большинство специалистов в них не состоят. В США это считается моветоном, поскольку принадлежность к сообществу воспринимается как знак качества.

Российская практика также показывает, что огромное количество психотерапевтов в стране не имеют базового этического образования, а кодексы ассоциаций хотя и существуют, но зачастую не являются живыми документами, к которым реально обращаются в работе.

Какими бывают нарушения этики

Есть базовые этические принципы, которые должен соблюдать психотерапевт:

предоставление исчерпывающей информации о процессе психотерапии

уважение к клиенту и его автономии

ответственность в плане соблюдения обязательств

отсутствие эксплуатации клиента

Есть еще два понятия, связанных с нарушением личных границ: boundary crossing и boundary violation. Первое означает пересечение, второе — злостное нарушение. Boundary crossing может периодически возникать и не наносить клиентам вреда, поскольку они этого чаще всего даже не замечают. Например, вы случайно встретились с психотерапевтом в обычной жизни, и он с вами первым поздоровался. Сейчас уже все знают, что так делать нельзя, потому что это нарушает конфиденциальность терапии. Другие случаи пересечения — клиент дарит подарок психотерапевту или возникает тактильный контакт.

Злостное нарушение границ может травмировать, исказить представление клиента о том, что такое психотерапия вообще.

Как понять, что ваш психотерапевт злостно нарушает границы

1. Нарушает конфиденциальность

2. Нарушает границы терапевтического взаимодействия

Прием идет не в специальном кабинете, а дома, в кафе, в автомобиле или любом другом месте. Специалист забывает о встречах или постоянно их переносит. Рассказывает о себе факты, не имеющие отношения к делу. Позволяет себе оценочные суждения о вас.

3. Нарушает вашу автономию

Психотерапевт спорит с вами, если вы с ним не согласны, настаивает на своем, навязывает свои ценности, например свой взгляд на гражданский брак или веру в Бога.

4. Использует эмоциональное насилие

Когда клиент доверяет психотерапевту, особенно если пришел к нему по рекомендации, он думает, что специалист все делает во благо. Поэтому эмоциональное насилие довольно сложно заметить . Основные признаки: психотерапевт ведет себя директивно, употребляет провокационно-ругательные слова, заставляет вас чувствовать себя психически нездоровым, говорит, что вы ведете себя глупо.

5. Использует психологическую манипуляцию

Если психотерапевт предлагает секс, это сексуальная эксплуатация, если свидание или отношения — эмоциональная. Он также может попросить устроить его на работу, прийти к вам в гости, дать контакты вашего парикмахера — это все примеры эксплуатации.

Какие наказания предусмотрены за нарушение этики

Отличается и ситуация в Европе: во многих странах там работают этические комиссии, но нет лицензирования. В этом смысле в США самая отработанная система с законами, ассоциациями, членством.

Как уйти от психотерапевта, который нарушает этические принципы

Во-первых, нужно обсудить ситуацию с этим психотерапевтом. Бывают разные случаи, например, клиент страдает от пограничного расстройства личности. Тогда действия психотерапевта для него могут быть искажены заболеванием. Уходить без объяснений в любом случае неправильно и травматично, в этих отношениях останется такой хвост. Обсуждать свой уход всегда лучше видя человека, имея возможность все проговорить лично, высказать претензии. Психотерапевт может и не догадываться, что делает вам больно , а если вы не скажете, то можете и не узнать об этом никогда. Также нужно заранее морально быть готовым к тому, что вы можете остаться непонятым, но этот разговор необходим для вашей целостности, здоровья и самосохранения.

Как уберечься от неэтичного специалиста

Обсудите все подробно еще на той стадии, когда вы по телефону договариваетесь о первой встрече. Спросите у психотерапевта, есть ли у него информированное согласие, как будет строиться процесс психотерапии, как будет выглядеть первая сессия. Предварительно можно погуглить, где психотерапевт учился, есть ли у него высшее образование, в какой ассоциации состоит, какую переподготовку он прошел. Надо понимать, что выйти из вуза и сразу начать работать просто невозможно, обязательно должно быть дополнительное образование. Очень хорошо, если у человека была возможность пройти длительную программу за рубежом. Но это скорее редкость (по просьбе героини из этого предложения была удалена информация о российском вузе, который готовит психотерапевтов. — Прим. ред.). Интернет — хороший помощник, но нужно критически относиться к тому, что вы там можете найти. Бывает, что и о хорошем психотерапевте пишут плохие отзывы.


Всегда ли мы, находясь в позиции клиента, имеем в лице своего психолога человека, испытывающего к нам только положительные чувства? Можем ли мы ожидать, что профессионал просто обязан в любой момент испытывать к нам симпатию и радость от общения с нами? Имеет ли право психолог злиться на своего клиента и если да, то нужно ли эту злость демонстрировать?

Инструмент, которым работает психолог - это он сам. И его эмоциональные реакции на поведение клиента - одна из важнейших составляющих данного инструмента.
Раздражение, злость психолога во время сессий являются для него ценной информацией, во многом помогающей понять ситуацию клиента.
Блокирование же нашей сигнальной системы - запрет на негативные эмоции по отношению к клиенту - лишает специалиста возможности быть эффективным.
Важно уметь отслеживать свои реакции в процессе работы с клиентом, верно их интерпретировать и использовать. Ну и экологично утилизировать потом за ненадобностью.

консультант по профориентации взрослых и школьников

И потом это нужно обсудить с супервизором. Ведь злость может быть частью процесса терапии, а может быть приветом от какого-либо скелета в шкафу самого терапевта.
Но эти приветы от склелетов в шкафу тоже нормальная вещь. Только не надо превращаться терапевту в клиента своего клиента. Терапевт должен руководить этим альянсом в любом случае.

Психолог-консультант, кандидат психологических наук

Психолог-консультант, арт-терапевт, сертифицированный специалист по метафорической психотерапии, когнитивно-поведенческой терапии. Действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги. Работаю со взрослыми людьми индивидуально и в группе.

Врач-психотерапевт, психолог, сексолог. Работаю со взрослыми очно и онлайн.

Злость, как впрочем, и любая другая эмоция, может возникнуть у любого человека вообще или у психолога, в частности.

И тогда мой однозначный ответ: НЕТ.

Но это способствует лишь ретравматизации одних клиентов и уходу навсегда других.

Поэтому, если уважаемый пИсИхолог чувствует раздражение – злость – гнев, и т.п. в отношении своего клиента, то, НОГИ В РУКИ, И БЕГОМ К СВОЕМУ СУПЕРВИЗОРУ.

педагог, психолог

Как-то ученик спросил Учителя: "Учитель, имеешь ли ты право проявлять эмоции как простой человек, который не достиг просветления и не может быть, как ты - в состоянии спокойствия и умиротворения?"

Учитель дал ответ на вопрос ученика: "Ты видишь сейчас моё тело, которому ничего не угрожает - а поэтому оно спокойно и умиротворенно. Если бы вдруг рядом появился голодный тигр, тело бы убегало от него в страхе со всех ног. Но может ли убегать тот, кто будучи в теле называет себя "Я"? Боялся бы ли он тигра? - ведь он невидим и одновременно сущий, безмолвен и одновременно постоянно творящий сущее.

Независимо от того, насколько ты осознаешь себя и тем самым называешься просветленным, твоё тело есть часть окружающего тебя мира, наделенного инстинктом выживания. И именно он заставляет тела бояться, агрессировать, плакать, и т.п. Неважно, просветленный ты или нет, тело всегда будет реагировать быстрее, чем ты это осознаешь, потому что ты в нём гость, и подчиняешься его законам.

Запомни, мой друг, правом проявлять эмоции наделена жизнь, а "Я" - лишь безмолвный её творец и созерцатель."


Квалифицирован в клинической и педагогической психологии. Сертифицированный семейный психотерапевт, личностно-ориентированный (реконструктивный) психотерапевт, краткосрочный позитивный психотерапевт (SFBT/ОРКТ), кризисный психотерапевт. Работаю с детьми и взрослыми, мужчинами и женщинами по широкому кругу вопросов очно и в интернет.

Имеет ли право психолог злиться?

А как иначе?! Отчего же он должен быть лишён прав на переживания?! Как и любой свободный человек, права имеет - и злиться, и радоваться, и огорчаться, и выражать свои переживания.

Хотя, что касается выражения переживаний, здесь могут быть, и есть ограничения.

Выражать свои переживания психолог должен в конструктивной манере.

Вообще это в компетенции профессиональной этики.

А вот как использовать свои переживания к пользе клиента - этим занимается методика консультирования (психотерапии) и супервизия.

Искренняя обратная связь о том, какие переживания вызывают те или иные действия клиента, поданная в конструктивном ключе, просто и прямо - понятно - ценнейший материал для его трансформации.

практикующий психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, ведущая терапевтических групп, автор статей по психологии

Да, да и еще раз да. И для этого масса причин. Во всяком случае, в той области психологии, а точнее психотерапии, которой я занимаюсь уже много лет – в гештальт-терапии.

Если мы говорим о правах, то у психолога ровно столько же прав, как и у любого другого человека. У него есть только одно важное ограничение на злость – впрочем, у других людей оно тоже есть. А именно: проявляя злость, ему необходимо параллельно осознавать, к чему это приведет клиента. Поэтому психолог задает себе вопросы:

  • Поможет ли моя злость клиенту или затормозит процесс терапии? Будет ли она ему в этот момент полезна?
  • Какая именно степень проявленной злости будет максимально эффективна в этот момент?

Раздражение? Злость? Бешество? Ярость? Думаю, что раздражение – это то чувство, на которое у психолога не должно быть ограничений. Психологи – тоже люди. И стоит сообщить клиенту о том, что он переходит некую грань, и этот переход раздражает.

Ну и бесспорно – плюсы злости. Их много.

+ Показывая клиенту свою злость, мы даем ему право на проявление собственной злости, живых реакций в адрес другого человека, а не только бесконечное сдерживание или привязанную к лицу улыбку.

+ Показывая свою злость, мы как бы говорим: ты можешь быть человеком с самыми разными чувствами. Злость – одно из них. И это естественно.

+ Показывая свою злость, мы выставляем границу между собой и клиентом. Показываем, что себя можно и нужно защищать. И это одна из задач терапии. Ибо большинство приходящих ко мне людей и слыхом не слыхивали о том, как отстаивать, защищать, выстраивать границы своей личности, своего жизненного пространства.

+ Показывая свою злость и потом вместе с клиентом осознавая, что происходило в этом фрагменте терапевтического процесса, мы помогаем увидеть, что злость – это энергия действия. Без злости не было бы движения вперед.

Поэтому выводы про проявление злости просты: злиться можно и нужно, но отслеживая для чего, в какой момент, в какой форме, что это даст, куда может продвинуть, поможет ли клиенту стать более живым, более устойчивым и т.д.

Злитесь, ищите подходящие слова для своей злости, делайте это искренне. Удачи!

Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, работаю индивидуально со взрослым и с семейными парами

Хочется ответить "имеет", ибо живой человек и имеет право на любое чувство по отношению к другому человеку. Но что это за злость и что можно с ней сделать, чтобы она не была разрушительна для психотерапевтического процесса? Поймав себя на злости к пациенту, например за то что он опаздывает, не платит вовремя, не слушает и т.д. хорошо бы задуматься: а почему? откуда это чувство и что именно злит? Возможно это проективная идентификация пациента и это его чувство злости на нас мы словили. Тогда, что злит его? Высокая стоимость, наша холодность, жесткий сеттинг? Можно думать, а можно спросить. Возможно откровенный разговор по поводу злости продвинет терапевтический процесс. Злость может быть в нашем контрпереносе. Тоже интересно разобраться. Это те чувства, которые, возможно, испытывают многие люди рядом с нашим пациентом? и что в нем вызывает такие чувства? Или мы опять же слились с его чувствами, которые пациент часто испытывает по отношению к значимым объектам, а к нам на сессии испытывает в переносе. Проанализировав нашу злость мы многое поймём о пациенте и получим дополнительные инструменты для работы, и это лучше чем отрицать злость или подавлять её в себе.

Клинический психолог, психотерапевт-кинезиолог, бизнес-коуч, рейки-терапевт, для взрослых и детей; работаю так же по Skype

Вступая в терапевтические отношения, психолог принимает профессиональную психологическую форму и поэтому всё, что он (она) будет "делать", будет являть собой проявления терапии. Он имеет право как человек испытывать при этом весь спектр эмоций, который преломляется профессиональной позицией и поэтому и злость, "как по мановению волшебной палочки", приобретает целебное предназначение. Особенно это становится возможным, если психолог углублённо изучал и проходил психоанализ. Здесь, в таких случаях и при таких задачах, прохождение психоаналитической практики незаменимо для явления "полноценного" профессионала-психолога.

Имеет существенное значение не только качество гнева психолога, но и временнЫе характеристики, т.е., как долго он (она) испытывает гнев и главное - как быстро и каким характером, манером отражает его клиенту, трансформируя собственные эмоции в этот целебный посыл. Иногда требуются сутки на такой процесс (что очень длительно), и здесь психолог должен быть Мастером-профессионалом "обыграть" всё так, чтобы в исходе случился у клиента и инсайт, и катарсис.

И всё же понимание ситуации и проблем клиента существенно сужает возможности испытывания негативных эмоций терапевтом и эмпатийная позиция является изначальной мощной вакциной от гнева или других эмоциональных реакций, по сути своей максимально далёких от осознанного режима восприятия ситуации терапии.

Работа с Родом, трансформационные игры

Если эмоции мешают вести консультацию, то психолог должен пойти сам на консультацию к своему супервайзеру, то есть на супервизию. Постарайтесь осознать важный факт: если сложный клиент вызывает чувство злости или гнева, это значит, что случился контрперенос как ответная реакция на перенос клиента. Сначала клиент перенес на психолога свою личную ситуацию, тот не выдержал и отреагировал эмоциональным взрывом (в лучшем случае – мысленно готов отреагировать, но его негативный настрой ощущается клиентом чисто интуитивно).

В огне бхастрики пранаямы сгорают все токсины и лишние калории, а также вялость, апатия, плохое настроение; улучшается цвет лица, состояние кожи; тонизируются кишечник, печень, селезенка, поднимается настроение, улучшается память и развиваются интеллектуальные способности. Осторожность требуется людям, страдающим хроническим бронхитом и бронхиальной астмой. Противопоказаниями являются гипертония, сердечно-сосудистая недостаточность, повышенная нервная возбудимость, эпилепсия, глаукома, желчнокаменная болезнь, онкозаболевания, туберкулез, обострение язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, беременность.

Вы сидите на коленях, пятки находятся под попой. Со вдохом руки интенсивно выбрасываются вверх. Представляйте как выталкиваете из себя токсины, вытесняемые поступающим кислородом. С выдохом под собственной тяжестью руки опускаются вниз, как будто помогают выжимать из тела все ненужные остатки. После 1 раунда наблюдайте за своими ощущениями. Рекомендуется 3 раунда по 10 вдохов и выдохов.


Практикующий психолог с 20-тилетним стажем. Кандидат психологических наук, специальный и клинический психолог,психолог-сексолог. Специалист в области коучинга, личностно-центрированной, песочной и системной семейной терапии.

Многие начинающие психологи допускают промахи при работе с клиентами. Расстраиваться и пугаться не стоит. Нужно просто понять, как не повторять их вновь. О распространенных ошибках психологов и вариантах решения, рассказываем в статье.

Бывают моменты, когда психологи так проникаются сложной ситуацией клиента, что решают подбодрить его примерами из жизни:

Работайте с супервизором. Он укажет вам на ошибки в общении с клиентом. Объясните формат общения до начала сессии и пропишите его в терапевтическом контракте. Это избавит вас от претензий клиента, если вы не ответите на звонок или откажетесь от встречи во внерабочее время.

Клиент: Я не знаю, что делать.

Консультант: Странно. А я думал, что вы сделали выводы из нашего разговора. Хорошо, давайте сначала.

Клиент: Но я не хочу сначала.

Консультант: Я лучше знаю, что правильно, а что нет. Вы же хотите получить результат? Тогда давайте начнем сначала.

Клиент: Я не знаю, как вести себя с сыном.

Консультант: На вашем месте, я бы сделал так.

Чек-лист. 9 ошибок

3. Непонимание границ своей компетенции

Вы не в силах помочь всем, иногда нужна помощь других специалистов. Вы не вылечите человека с психическим расстройством, с ним будет работать психотерапевт. Не поможете алкоголику без помощи нарколога.

Берегите свои ресурсы и не кормите надеждами клиента. Если вы не компетентны в решении его вопроса, скажите об этом честно.

4. Пренебрежение личной терапией и супервизией

Каждому психологу-практику желательно работать с личным психологом и супервизором, чтобы дать лучший результат клиенту.

Обратитесь за помощью к психологу и супервизору. Проводите с ними регулярные сессии и анализируйте свои действия.

5. Работа на износ

Больше клиентов — больше доход. По правилам математики это так. Аналогично думают и многие начинающие психологи, поэтому хватаются за всех клиентов и работают 24/7.

Чек-лист. 9 ошибок

Чем это грозит? Быстрым эмоциональным выгоранием, снижением качества консультации, отсутствием результата у клиентов.

Рекомендуем делать акцент на качестве работы, а не количестве клиентов. Рассчитывайте свои силы, а при первых признаках выгорания обратитесь за помощью к коллегам.

6. Проведение бесплатных консультаций

Бесплатные консультации возможны во время учебы, в рамках благотворительных проектов, при первой встрече с клиентом. Сами по себе бесплатные консультации — не ошибка. Ошибка — неумение наладить финансовые взаимоотношения и работать на безвозмездной основе постоянно или по просьбе клиента.

Для одного клиента возможна только одна бесплатная консультация. Цель консультации — выявить запрос, диагностировать проблему и объяснить, чем вы можете помочь.

7. Игнорирование терапевтического контракта

Терапевтический контракт — это соглашение между психологом и клиентом. В контракте вы прописываете цели терапии и средства их достижения. Отсутствие контракта порождает у клиента завышенные ожидания к работе психолога, приводит к необоснованным возражениям и вешанием ярлыков на психолога.

Перед началом работы с клиентом заключите терапевтический контракт. Укажите права и обязанности сторон, а также результат, который получит клиент после прохождения консультаций.

Мы пришлем его вам на почту в удобном формате ‎

8. Отсутствие конфиденциальности

Такое поведение недопустимо и противоречит Этическому кодексу психолога, потому что может стать угрозой для жизни и здоровья человека.

Не распространяйте информацию о клиенте. Все сказанное во время консультаций оставляйте в стенах кабинета.

9. Гарантия результата

Хороший психолог не гарантирует результат. Не потому, что сомневается в своих компетенциях, а потому, что не знает, как поведет себя клиент, будет ли он выкладываться и работать над собой во время терапии. Но в то же время задача психолога — быстро и качественно проработать запрос клиента.

Расскажите клиенту, к чему вы придете при совместной работе и соблюдении всех рекомендаций, но не давайте никаких гарантий. А если у клиента возникнет такой вопрос, объясните, что результат зависит не только от психолога.

Ошибки в работе психолога неизбежны, поэтому не следует паниковать. Единственный рецепт: постоянно повышать свою квалификацию и не останавливаться в своем развитии. Для этого все вопросы по работе с клиентами рекомендуется обсуждать с супервизором, а психологические проблемы решать во время личной терапии.


Статья создана при участии эксперта

Андроповой Людмилы Олеговны

Практикующий психолог с 20-тилетним стажем. Кандидат психологических наук, специальный и клинический психолог,психолог-сексолог. Специалист в области коучинга, личностно-центрированной, песочной и системной семейной терапии.

Читайте также: