Имеет ли право м

Обновлено: 24.04.2024

Чтобы управлять транспортным средством, необходимо получить права. Они делятся на несколько категорий. Стандартные А, B, C и D привычны большинству автовладельцев. Однако в 2013 году было принято решение ввести категорию М.

Категория М в водительском удостоверении дает право управлять мопедом и квадроциклом. Ограничение устанавливают по объему двигателя (менее 50 куб.). Однако нововведение вызвало ряд вопросов. В частности, автолюбители не понимают, когда требуется получать подобное удостоверение.

Права категории М – что это такое?

Бюджетная мототехника стоит недорого. Отсутствие потребности в получении водительских прав привело к тому, что большое количество неопытных людей оказались за рулем мопедов и скутеров. Разъезжая по автомагистрали, владельцы транспортных средств подвергали опасности свою жизнь и безопасность иных участников дорожного движения.

Нововведения привели к ужесточению контроля за безопасностью движения. В результате внесения категории М в водительское удостоверение удалось спасти жизнь и здоровье большого количества людей. Сегодня владельцы даже небольших мопедов в обязательном порядке должны получить водительские права с категорией M. Представитель Госавтоинспекции имеет право остановить гражданина и выполнить проверку удостоверения.

Права категории М позволяют легально управлять мототранспортом с объемом двигателя до 50 кубов. Однако если у человека открыта иная категория удостоверения, проходить отдельное обучение не придётся. В этой ситуации категория М считается открытой по умолчанию.

Какими транспортными средствами можно управлять с категорией М?

Получив права категории М, лицо становится полноправным участником дорожного движения. В его отношении применяются все нормы действующего законодательства. Однако оформлять ОСАГО на транспорт категории М не нужно. В статье 4 ФЗ №40 говорится, что обязанность по страхованию не распространяется на транспортные средства, в отношении которых не применяется законодательство о допуске ТС к участию в дорожном движении.

Права категории М в соответсвии со ст.25 ФЗ N196 позволяют управлять следующими транспортными средствами:


Объём двигателя не должен превышать 50 кубических сантиметров. Если показатель больше, потребуется оформить права категории А.

Если транспортное средство, которым владеет гражданин, подходит под вышеуказанное описание, для вождения потребуется обзавестись правами категории М.

Со скольки лет можно получить категорию М?

Права предоставляются лицам с 16 лет. В этом возрасте разрешается получить удостоверения следующих категорий:

Права категории М при наличии категории В

В соответствии со статьей 25 ФЗ №196, лицо, получившее категорию B, имеет право управлять автомобилями, вес которых доходит до 3,5 тонн. При этом пассажирских мест в машине не может быть больше 8. Если человек получил вышеуказанную категорию, он имеет право управлять скутером, не открывая дополнительно категорию М. Такое правило отражено в пункте 7 статьи 25 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года.

Категория М не всегда автоматически открывается при наличии категории В и выше. У лиц могут присутствовать противопоказания к управлению транспортными средствами подобного вида. В этом случае во время медицинского освидетельствования проставляется соответствующая отметка.

Разница между категорией М и А

Помимо категории М, можно получить права А и А1. Разница между категорией М и А; А1 вытекает из положений статей 25-26 ФЗ №196. Основное отличие состоит в объеме двигателя. Лицо должно будет получить водительское удостоверение категории:

  1. М. Если будет осуществляться управление лёгкими квадрициклами и мопедами, объем двигателей которых не превышает 50 кубов. Получить права могут лица, достигшие 16-летнего возраста.
  2. А1. Предоставляет доступ к управлению легкими мотоциклами с объемом двигателя до 125 кубов. К управлению допускаются лица в возрасте 16 лет.
  3. А. Распространяется на классические мотоциклы. Их можно доукомплектовать боковой коляской. Транспортные средства доступны к управлению после достижения 18 лет.

Новое водительское удостоверение категории М заняло пустующую нишу, которая ранее никак не регламентировалась. Необходимость в осуществлении процесса возникла из-за технического прогресса и усовершенствования современной мототехники. Теперь, выезжая на дорогу, владельцы мопедов обязаны соблюдать все требуемые нормы действующего законодательства.

Требования для получения категории М

Дополнительно нужно пройти профессиональное обучение. Программа присутствует в автошколах. К сдаче экзаменов лицо будет допущено через 1-2,5 месяца – именно столько длится обучение на категорию М.

Нормативная база

Необходимость в получении прав на управление мопедом и скутером возникла в РФ 5 ноября 2013 года. В этот день в ФЗ №196 были внесены коррективы. Особое внимание рекомендуется уделить следующим статьям:

    . Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами. . Определяет основные условия получения прав. . Основание для прекращения или приостановления права на управление авто.

Новая категория была обозначена буквой М. Если лицо не выполняет предписание и управляет мопедом или скутером без прав, его привлекут к ответственности. Наказание за езду без водительского удостоверения налагается в соответствии со статьей 12.29 КоАП РФ. Лицо должно будет заплатить штраф ГИБДД.

Стоимость обучения на права категории М

Цена обучения может существенно меняться в зависимости от ряда факторов. В стоимость входят теория и практика, а также последующее сопровождение в ГИБДД. Лицо имеет право получить дополнительные часы обучения. Три основные ценовые категории:

  1. 7000-10000 руб. Позволяет водителю получить лишь теоретическое обучение. Продолжительность курса варьируется от 1 до 2 месяцев. Все дополнительные услуги оплачиваются отдельно.
  2. 16000-26000 руб. Ученик сможет получить теоретическое и практическое обучение. Дополнительные услуги в сумму не входят. Продолжительность курса составляет 1,5-3 месяца.
  3. 24000-30000 руб. Это цена за расширенное обучение на категорию М. Проходят практические и теоретические курсы. Внутри школы сдаётся собственный экзамен. Человеку помогают подготовиться к аттестация в ГИБДД. Провожают вплоть до получения прав. Потребность в оплате госпошлины и медицинской комиссии исчезает.

Стоимость может отличаться в зависимости от региона. Точную цену удастся узнать, обратившись непосредственно в учебное заведение.

Необходимые документы для получения категории М

  • достигли определенного возраста;
  • завершили профессиональное обучение;
  • не имеют противопоказаний по состоянию здоровья.

Все вышеуказанные факты необходимо подтвердить. Потому лицо обязано предоставить документацию ещё на этапе поступления в автошколу. Права на управление легкой мотоциклетной техникой могут получить граждане, достигшие 16-летнего возраста. Для поступления в автошколу потребуется:

  • заполненное заявление;
  • копия ИНН;
  • копия удостоверения личности;
  • медсправка;
  • фотографии.

Если обучение хочет пройти несовершеннолетний, он обязан предоставить разрешение от родителей. Копия удостоверения личности должна содержать страницы один и два, а также лист с пропиской. Необходимы цветные фотографии. Уголки на изображении не нужны. Рекомендуется выполнять матовые снимки. Заявление оформляется вручную. Оно предоставляется непосредственно в учреждении.

После завершения обучения, предстоит подать бумаги на прохождение экзамена в ГИБДД. Потребуются:

  • документ, подтверждающий внесение госпошлины;
  • заполненное заявление;
  • медицинская справка;
  • удостоверение из автошколы.

Как получить категорию М?

Решив получить права категории М, гражданин должен убедиться в том, что соответствует требованиям. Если претендент удовлетворяет их, можно переходить непосредственно к осуществлению задуманного. Для этого необходимо:

  1. Выбрать автошколу, в которой действует соответствующая программа, и подать заявление.
  2. Дождаться зачисления на курс, оплатить обучение и пройти теоретические и практические занятия.
  3. Сдать внутренний экзамен и предоставить необходимый пакет документации в ГИБДД. Потребуется пройти медкомиссию.
  4. Представитель уполномоченного органа назначит день экзамена. Необходимо посетить место его проведения без опозданий и выполнить поставленные задачи. Обычно экзамен состоит из теории и практики.
  5. Узнать итоговый результат. Если он положительный, гражданину предоставят права.

Теоретический экзамен в ГИБДД


Претенденты на получение прав категории М должны сдать теоретический и практический экзамен. Они проводятся только при наличии медицинской справки, подтверждающей присутствие допуска к управлению средством повышенной опасности. Во время теоретического экзамена в ГИБДД проверяется:

  • знание ПДД;
  • освоение положений, касающихся допуска транспортного средства к эксплуатации;
  • понимание возможной ответственности за несоблюдение норм ПДД;
  • знания по оказанию первой медицинской помощи.

Практический экзамен на получение категории М

Затем проводится практический экзамен в ГИБДД на получение категории М. Во время него оценивается умение трогаться с места, маневрировать, использовать зеркала заднего вида. Проверяются и иные знания, которыми человек должен обладать для использования транспортного средства. Весь комплекс упражнений состоит из 3 частей. Если человек выполнил их все, считается, что он сдал экзамен. На пересдачу направляются лица, которые не выполнили упражнения.

Экзамен не предполагает вождение по городу. Сдача тестирования проводится после того, как человек прошёл обучение в лицензированной автошколе. Самоподготовка недопустима. Водительское удостоверение категории М предоставляется лишь после того, как человек успешно прошел все испытания.

Как выглядят права категории М

Информация на правах содержится с 2 сторон. На лицевой располагаются сведения о водителе. На обратной наносится расшифровка категории удостоверения нового образца. Здесь отмечаются разновидности транспортных средств, управление которыми допустимо.


В верхней части лицевой стороны ВУ содержится название документа, а также данные о том, на территории какого субъекта он был предоставлен. С левой стороны располагается фотография. Она должна быть цветной. Съёмка проводится без головного убора и очков. Размер фото составляет 3 на 4. Если у водителя присутствуют проблемы со зрением, фотографировании могут выполняться в очках. Однако они должны быть без тонированных стекол. Съёмка в головном уборе допустима, если человек носит его по религиозным соображениям.

Под фотографией располагается роспись. Она должна совпадать реквизиту в паспорте. Справа фиксируется ФИО и дата рождения. Сведения вносятся на русском языке. Дублируются на английском. С правой части располагаются сведения об учреждении, выдавшем удостоверение. Затем фиксируется серия и номер. Дополнительно отражается регион проживания. Ниже отмечаются категории, присвоенные водителю, здесь также указывается категория М.

На обратной стороне в левой части документа фиксируется штрих-код. В нём закодирована информация о гражданине. Всё остальное место занимает таблица с категориями. Дополнительно прописывается срок действия категории. Допустимо внесение дополнительной информации под таблицей. Обычно в этом месте фиксируется водительский стаж гражданина.


Можно ли открыть категорию М без категории А?

Чтобы открыть категорию М, категория А необязательна. Сегодня в автошколах существуют отдельные программы обучения. Если человек нуждается в вождении скутера, он может сдать соответствующий экзамен в ГИБДД и стать обладателем прав категории М.

Нюансы

Проходить медкомиссию необходимо до того, как человек отправится на обучение в автошколу на категорию М. Врач имеет право ограничить лицо в некоторых действиях или отказать в оформлении прав из-за медицинских показаний. В результате появляется риск потратить деньги впустую. Средняя стоимость обследования составляет порядка 2.000-2.500 руб.

Выезжая на дорогу, человек обязан соблюдать правила езды на мопеде. Они отражены в ПДД РФ. Категорически запрещено садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения. Водители мопедов обязаны передвигаться по правому краю проезжей части или велосипедной дорожке. Необходимо объезжать троллейбусы и трамваи.

Категорически запрещено держаться за руль одной рукой, пересекать дорогу по пешеходным переходам, перевозить детей без специальных устройств, а также принимать участие в буксировке. Перевозка крупногабаритных выступающих предметов также недопустима.

Не думал - не гадал, что "скандал" с особым мнением судьи Конституционного Суда России Константина Арановского выйдет за пределы совсем уж маргинальных околоюридических слоёв в духе "СССР до сих пор существует, поэтому России налоги платить не буду", ан нет: все комментируют, есть даже оскорбившиеся.

Понятно, что "для массового использования" существует миф о том, что Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (переименованная в 1992 году в Российскую Федерацию" является "единственным правопреемником" СССР, состоявшего из 15 республик, в которых у РСФСР в скором времени не было даже большинства населения, равно как "правопреемником" Российской Империи, Киевской Руси и прочих государственно-правовых образований, существовавших на этой территории. Иногда даже появляются мнения к правопреемству с Золотой Ордой, но это уже к психиатрам, как я считаю. А вот с СССР разберёмся поподробнее.

Правопреемством в юридической науке называют переход прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому. Правопреемство может возникать в силу закона, договора или иных юридических оснований.

Практика в отношении правопреемства государств является крайне противоречивой и разнообразной. Основополагающими международно-правовыми документами в отношении правопреемства можно обозначить Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года и Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года. Оба этих документа в отношении России в силу не вступили, но на них ссылаются как Европейский суд по правам человека, так и иные межгосударственные органы, в том числе органы СНГ при разделе СССР между союзными республиками.

Конвенции определяют четыре вида государств применительно к рассматриваемым правоотношениям: "государство-предшественник", "государство-преемник", "новое независимое государство" и "третье государство", более подробно можно уточнить в их текстах.

Одним из основных вопросов, для которых используются эти понятия, являются вопросы преемственности территории, гражданства, внешнеэкономических связей. По вопросам гражданства при разделении государств есть целый ряд международных актов - Резолюция N 55/153 Генеральной Ассамблеи ООН "Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств", Конвенция Совета Европы о недопущении безгражданства в связи с правопреемством государств (CETS N 200), и т.д.

Теперь обратимся к Советскому Союзу. Первичным документом о разделе Союза ССР являются, на самом деле, не Беловежские соглашения, подписанные 8 декабря 1991 года, а подписанный четырьмя днями ранее в Москве между СССР и 8 бывшими союзными республиками Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР. В соответствии с указанным договором СССР был указан как "государство-предшественник", а все 15 бывших союзных республик - как государства-преемники, а также разделены долги и имущество СССР в определённых процентах.

В дополнение к вышеуказанному Договору 13 марта 1992 года было подписано Соглашение о дополнениях к Договору о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР, в соответствии с которым был создан Межгосударственный совет по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов Союза ССР во главе с Россией и Украиной, уполномоченным банком был назначен Внешэкономбанк.

20 марта 1992 года в Киеве было принято Решение Совета глав государств СНГ
"О правопреемстве в отношении Договоров, государственной собственности, архивов, долгов и активов бывшего СССР", в котором государства-участники СНГ были названы в качестве правопреемников прав и обязательств бывшего Союза ССР. В его развитие 6 июля 1992 года было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом с определёнными процентами долгов и актовов всех союзных республик, кроме Грузии и Прибалтики, а также, по мере развития двухсторонних связей России и других бывших республик СССР, двухсторонние соглашения между ними о реализации схемы "долги в обмен на имущество".

Также есть можнество других соглашений в рамках СНГ - от раздела инвентарного парка вагонов до морских судов. государственных архивов, культурных ценностей и активов Госбанка СССР. При этом в некоторых из них участвовали даже государства Прибалтики, ведь имущество при "разводе" делить как-то надо, Россия и Украина делили друг с другом Черноморский флот ещё несколько лет после раздела СССР, а всё это время на боевых кораблях поднимали флаги СССР и играл гимн давно уже не существующего государства.

Но это про экономику. С политикой всё несколько проще и сложнее одновременно. Нотой Министерства иностранных дел России от 13 января 1992 г. N 11/Угп были уведомлены иностранные государства о том, что Российская Федерация является "государством-продолжателем Союза ССР" в отношении международных договоров СССР. Понятно, что в одностороннем порядке такие дела не делаются, но в течение последующих нескольких лет такая формулировка прослеживалась в целом ряде двусторонних договоров России с государствами, не входившими с состав СССР, особенно при ревизии международных договоров. При этом интересна формулировка в двустороннем договоре между Россией и Словакией об инвентаризации нормативно-правовой базы и действии двусторонних договоров от 31 октября 1995 году, где Россия названа "государством-продолжателем" СССР, а Словакия - "одним из Правопреемников Чешской и Словацкой Федеративной Республики". Государством-продолжателем СССР Россия, в частности, названа в двусторонних договорах с Францией, Венгрией, Японией, ФРГ, Италией и многими другими государствами. То есть, говоря внешнеполитически, "Россия - это и есть СССР".

Фактически, внешне так оно и было: послы СССР в иностранных государствах стали послами России (другие республики в посольства не пустили), все советские конвенции и международные договоры продолжили действовать для России, фактически даже бывших советских граждан за рубежом СССР паспортизировали паспортами Российской Федерации (что привело к последующему выборочному пересмотру решений, так как законом России о гражданстве это предусмотрено не было). Представитель СССР при ООН с 1990 года Юлий Воронцов с 24 декабря 1991 года "явочным порядком" стал представителем России и пробыл на своём посту до 1994 года (операция "по смене таблички", как он потом скажет в одном из интервью). Вместе с тем, даже "смене таблички" предшествовало принятие Решения Совета глав государств СНГ от 21.12.1991 о членстве государств Содружества в ООН и других международных организациях, в соответствии с которым Государства Содружества "поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях", а "Республика Беларусь, РСФСР, Украина окажут другим государствам Содружества поддержку в решении вопросов их полноправного членства в ООН и других международных организациях."

Это, кстати, резко отличается от преемства дипломатических представительств Российской Империи и РСФСР: молодой советской республике пришлось назначать новых послов, а за старые здания посольств ещё долго бороться. При этом Украина и Беларусь вполне себе продолжили занимать представительства УССР и БССР при ООН, так же точно "поменяв таблички" на кабинетах и столах заседаний.

При этом термин "государство-продолжатель" явно не означает полной ответственности по долгам и обязательствам предшествующего государства (Постановление ЕСПЧ от 08.07.2004
"Дело "Илашку и другие (Ilascu and others) против Молдавии и Российской Федерации"), в каждом конкретном случае его надо рассматривать отдельно.

Что можно сказать по итогам:

- Является ли Россия государством-правопреемником СССР? Несомненно, равно как и Украина, Беларусь или Туркменистан, как бы они сейчас от этого ни открещивались: СССР является государством-предшественником в отношении всех республик, на которые он распался.

- Является ли государство-продолжатель "правопреемником № 1"? Не является: России пришлось индивидуально с остальными правопреемниками решать вопросы правопреемства по долгам и имуществу бывшего СССР.

- Должна ли Россия продолжать политику СССР на международной арене и во внутренних отношениях? Нет, потому что Россия - это самостоятельное независимое государство, действующее на основании Конституции, Декларации о государственном суверенитете и преследующее иные цели, чем СССР.

- Была ли возможность у России стать правопреемником не СССР, а Российской Империи или Золотой Орды? Конечно нет, ведь каждое правопреемство уникально и идёт по отношению к предшественнику, а не к древним государствам. Нельзя при универсальном правопреемстве взять "наследство" прадеда, не приняв при этом наследства отца.

- Что с того, что прошёл этот спор? А ничего, прошло уже почти 30 лет, в международном праве давно уже всё устаканилось, это просто ликбез такой был.

Читайте также: