Имеет ли право логопед ставить диагноз дизартрия

Обновлено: 19.04.2024

Сегодня у нас очень радийная тема — про речь. Будем говорить мы про ошибки в детской речи, в устной и письменной речи. Такие серьезные ошибки, которые граничат с диагнозом.

Родители, которые с этим сталкиваются, говорят, что это очень серьезная проблема.

Дисграфия, дислексия, дизартрия — вот о чем мы сегодня будем говорить, и главное пытаться выяснить, что же с этими проблемами делать.

Давайте с терминами разбираться, что это такое: дисграфия, дислексия и дизартрия

Ирина Праведникова: Дисграфия, дислексия – это действительно очень серьезные диагнозы.

Ирина Праведникова: Всё верно, как правило, они всё-таки сопутствуют друг другу, потому что устная и письменная речь неразрывны друг с другом.

Что касается дисграфии, ошибки могут быть разного характера в зависимости от недоформирования той или иной зоны головного мозга.

Мозг у нас формируется какое-то время и созревает гетерохронно, каждая зона головного мозга развивается не сразу, а постепенно. Какая-то зона в одно время, какая-то зона в другое время. И соответственно, если какая-то зона недосформирована – это может сказываться на письме, в чтении или в речи. Здесь просто свалены в кучу все диагнозы: и дисграфия, и дислексия, и диспраксия, и дизартрия.

Ирина Праведникова: Диспраксия – это тоже очень серьезный диагноз, это нарушение произвольных движений при отсутствии параличей и парезов.

Почему я спрашиваю, потому что я знаю, что у детей, например, дизартрия, это когда неправильно говорят или каша во рту, или путают буквы в словах.

Наталья Шмагина: прошу прощение, но вы сейчас сделали некий коктейль из двух абсолютно разных проблем.

Когда речь идет о том, что ребенок неправильно произносит фонемы, то нарушение может касаться расстройства фонематического слуха. То есть тот слух, который в отличие от обычного слуха, дает нам возможность правильно, именно правильно слышать фонемы родного языка. Либо с проблемами двигательного характера.

Вы понимаете сами, когда мы с Вами разговариваем, наш артикуляционный аппарат двигается. По сути — это получается тоже моторный акт, как говорят профессионалы. То же движение, что мы с вами делаем при каких-то других действиях.

Наталья Шмагина: это может быть проявлением и той, и другой проблемы. Ну, говорить, например, что у любого дизартрика будут проблемы фонематического слуха нельзя.

Наталья Шмагина: редко, но бывает.

Давайте сразу успокою родителей, чьи дети только начали говорить и произносят очень много слов неправильно. Это норма, которая потом должна пройти.

Ирина Праведникова: но опять же оговорюсь, многие родители пускают на самотек. К 5 годам, совершенно точно все звуки должны у ребёнка быть поставлены. Самым последним звуком по норме, что касается логопедии, ставится звук “р”. К двум годам у ребенка должна быть сформирована фразовая речь, что родители очень многие упускают. В 2 года не говорит, в 3 года не говорит, но ничего, завтра проснется и заговорит. А на самом деле нет, не стоит пускать этот на самотек, к 5 годам ребенок должен говорить.

Наталья Шмагина: в 3 года – это физиологическая норма. Пугаться и бояться не стоит, нужно просто помогать ребенку, произносить правильно.

Наталья Шмагина: не только поправлять, но и по возможности показывать. Артикуляционная поза, это просто.

Дети проглатывают, не договаривают слова, тоже относится к тем же самым проблемам или вообще, почему это происходит? Они торопятся, особенно, когда читают стихотворение. У них слова все летят под откос. Почему?

Ирина Праведникова: причины могут быть очень разные. Есть дети, которые скачкообразно развиваются. Речь стоит, потом набирается огромный массив, когда массив приходит к ребенку.

Наталья Шмагина: особенно на становлении фразовой речи.

Наталья Шмагина: …рот не успевает за мозгом.

Ирина Праведникова: очень часто быстрая речь свойственна не факт, но, тем не менее, свойственна переученным левшам.

Наталья Шмагина: ух ты, почему?

Ирина Праведникова: в принципе, вы верно сказали.

Чуть-чуть про быструю речь, чересчур быструю речь поговорим. Если ребенку 12 лет, и он проглатывает слова – это уже диагноз или нет?

Наталья Шмагина: это не всегда диагноз. Это может быть симптом диагноза. Часто это может быть невротическая реакция, то есть признаки невроза. Речь идет вот об этом. Либо это симптом СДВГ (синдром гиперактивности), и он у всех по-разному может проявляться. Дети, с которыми работали, занимались, у них может быть сформирована очень неплохая регуляторная система. Выход этой гипервозбудимости где-то должен быть. Очень часто бывает выход на быструю речь.

Ирина Праведникова: либо, кстати, при несформированности заднелобных отделов премоторной области. Нам, чтобы переключиться с буквы на букву, со слога на слог, слова на слово, с предложения на предложение, нужно быстрое переключение.

Давайте вот о чём. Поняли, что это очень серьезная проблема, но хочется узнать, это самостоятельное нарушение или они всегда сопровождают какую-то серьезную неврологическую болезнь?

И с СДВГ (синдром гиперактивности) будет примерно такая же картина. И само по себе это самостоятельное явление, с которым, стоит бороться.

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).

Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.

В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием — до 35% детей имеют стертую дизартрию. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Логопеды специализированных групп планируют логопедическую работу следующим образом: на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми детьми изучают программный материал, направленный на устранение общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи и просодики, т.е. устранение симптомов стертой дизартрии.

Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к невропатологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:
— медицинское воздействие;
— психолого-педагогическую помощь;
— логопедическую работу.

На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т.к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети до 5—6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5—10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения — например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенком. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.
Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

ПРОСОДИКА. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).
У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.

Вторая группа. Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха. В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошибки. Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками — например, при просьбе показать нужную картинку (мышка—мишка, удочка—уточка, коса—коза и т.д.).

Таким образом, у детей констатируются несформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков. Словарь детей отстает от возрастной нормы. Многие испытывают трудности при словообразовании, допускают ошибки в согласовании имени существительного с числительным и др. Дефекты звукопроизношения стойкие и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения. Эта группа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) и стертой дизартрией должна направляться логопедом поликлиники на МПК (медико-педагогическую комиссию), в специализированный детский сад (в группу ФФН).

Третья группа. Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. В результате при обследовании отмечается бедный словарь, выраженные ошибки в грамматическом строе, невозможность связного высказывания, значительные трудности при усвоении слов различной слоговой структуры.

Все дети этой группы демонстрируют несформированность слуховой и произносительной дифференциации. Показательно игнорирование в речи предлогов. Эти дети со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи (ОНР) должны направляться на МПК (в специализированные группы детского сада) в группы ОНР.
Таким образом, дети со стертой дизартрией — это неоднородная группа. В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы:
— с фонетическими нарушениями;
— с фонетико-фонематическим недоразвитием;
— с общим недоразвитием речи.

(по Архиповой Е. Ф)

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

Здравствуйте нужно собрать документы какие скажет невролог психиатр и другие врачи и подать на мсэк
Они решат,давать или нет

Елена, в том то и дело что выпросить напровление на мсэк очень затруднительно необходимо ли делать мрт головного мозга миографию неирографию

фотография пользователя

фотография пользователя

фотография пользователя

фотография пользователя

Юлия, все отправляют Детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр который мы уже два раза прошли ни каких обследовании не назначают да и неврологу попасть не можем уже полгода

фотография пользователя

Дело в том,что по закону именно врачебная комиссия поликлиники определяет,есть ли основания для направления на МСЭ, опираясь на приказ.Если же Вы настаиваете на освидетельствовании, то должны сказать об этом неврологу и он обязан дать Вам справку об отказе в направлении. С этой справкой Вы самостоятельно обратитесь на МСЭ и там Вас освидетельствуют. Но поскольку направления не дают, скорее всего оснований нет. Только потратите вовремя . Но попробовать можно, такое право у Вас есть

Галина, да в том то дело основания есть большенство врачей говорят об инвалидности а заведушая поликлиники ни в какую не дает

фотография пользователя

Мрт конечно можно сделать бесплатно, но сколько его ждать, может только Ваш невролог ответить, он и направление дает
Везде по-разному, бывает, что есть места и очень быстро отправляют

фотография пользователя

В таком случае берете справку об отказе в направлении (это право у Вас есть, можете обратиться даже сразу к председателю ВК Вашей поликлиники. Со справкой идете на МСЭ и там пройдёт освидетельствование. Если основания есть, инвалидность установят , хотя бы на 1 год.

фотография пользователя

фотография пользователя

Собирайте все справки, выписки, заключения, санаторно-куротные выписки и идите к начмеду по детству, возможно он проникнется. Ребенку необходимо проходить реабилитацию дальше, ребенок непростой ,дополнительная помощь и даже временные льготы вашей семье необходимы

фотография пользователя

Конечно можно. И нужно. Нужно озвучить свое желание присвоить ребенку группу инвалидности невропатологу который работает ваша детской поликлинике. Никто отказать вам в направлении на МСЭК не может. A МСЭК уже решит Есть ли тут признаки инвалидности. Я на мсэк работала 10 лет тут признаки инвалидности есть.

фотография пользователя

фотография пользователя

Перечень документов очень велик. Там куча обследование. Всё это вам напишет невропатолог из вашей детской поликлиники. Направление пишет Он ,после того как вы пройдете все осмотры всех специалистов ,сдадите все анализы сделаететвсе обследования. Нужно также пмпк - психо-медико-педагогическая комиссия.

фотография пользователя

Ваш паспорт, свидетельство о рождении ребенка, характеристику из детского сада(если посещает). Также нужно будет пройти ПМПК(медико-психологическая комиссия) Но всё это Вам сейчас не нужно запоминать. Первое Ваше действие- взять справку, амбулаторную карту и прийти на МСЭ написать заявление.Там Вам дадут список необходимых документов. Самое главное соберите все медицинские документы (выписки,заключения всё, что есть) и все в подленниках(копии тоже потребуются, но без подленника они не действительны)

фотография пользователя

При отсутствии невропатолога и психиатра направление на МСЭК к вам должен писать ваш участковый педиатр. Подойдите К заведующей вашей поликлиники она решит кто будет писать вам направление на МСЭК.

Наталья, невропотолог у нас есть но к нему очередь на полгода в перед а психиатр у нас в лечение не участвует пару раз приходили на прием заключение было ребенок в его напрвление здарово

Наталья, и подскажите если местные врачи начнут говорить что необходимо полечиться потом только на мсэк. до этого было что заведушая гооворила что необходимо 90 часов логопеда нл частный логопед не подходит

фотография пользователя

фотография пользователя

фотография пользователя

Дизартрия – это отклонение, при котором наблюдаются затруднение в произношении отдельных звуков или слов. Дефект развивается из-за нарушения иннервации мышц гортани или вследствие поражения центральной нервной системы.

При патологии человек искажает речь, отмечается напряжение мимических мышц, укороченный выдох и слабый тон голоса. Эмоциональные люди перестают вести социальный образ жизни и замыкаются в себе.

Причины дизартрии – предшествующая осложненная беременность, различные травмы, органическое поражение головного мозга, инфекции центральной неровной системы. Они вызывают стойкие нарушения, вследствие которых развивается отклонение.

Степени тяжести дизартрии:

  • I – выявляется только на осмотре у логопеда, выраженные отклонения отсутствуют;
  • II – наблюдаются нарушения, но понятность речи сохранена;
  • III – речь могут разобрать только близкие, используется жестикуляция;
  • IV – пациент разговаривает с трудом, понять его практически невозможно.

Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия – нарушение произношения отдельных звуков и слов в результате перенесенного во время внутриутробного развития или в младенчестве органического поражения головного мозга, инфекции или наличия опухоли. Развивается характерный псевдобульбарный паралич с поражением ряда черепно-мозговых нервов. Дополнительно присоединяется неврологическая симптоматика.

При наличии псевдобульбарной дизартрии пациента ведет невролог, проводится работа с логопедом-дефектологом. Программу для восстановления речи подбирают в зависимости от тяжести состояния.

Речевая дизартрия

Данная форма дизартрии протекает с наличием выраженных речевых нарушений, часто присоединяются выраженные трудности при произношении определенных звуков. При этом написание и восприятие слов сохранено, ребенок нормально обучается. Причиной могут быть как органические поражения центральной нервной системы, так и социально-психологические факторы.

Лечение речевой дизартрии во многом зависит от квалификации логопеда-дефектолога – программа подбирается индивидуально в зависимости от выраженности расстройств речи. Проводятся различные тренинги в группах, назначаются домашние задания.

Стертая дизартрия

Стертая дизартрия протекает со слабовыраженными расстройствами, ее причиной являются небольшие нарушения иннервации голосовых мышц. Страдает как произношение определенных звуков, так и интонация голоса, тембр, тон и выразительность. Отмечается нечеткая разговорная речь, искажение некоторых звуков.

Клиническая картина стертой дизартрии может отличаться у каждого пациента и проявляться индивидуально. Корректирующую программу подбирают с учетом выраженности нарушений и наличия неврологических расстройств. Пациенты наблюдаются у логопеда-дефектолога и невролога.

Бульбарная дизартрия

Эта форма дизартрии характеризуется поражением продолговатого мозга, в результате чего присоединяется неврологическая симптоматика. Самым наглядным признаком является паралич мышц глотки и гортани, в результате чего и нарушается воспроизведение определенных звуков. В зависимости от степени поражения речь может быть сохранена частично или утрачена полностью.

При бульбарной дизартрии нарушается глотательный рефлекс, поражается часть черепно-мозговых нервов. Точный диагноз поставит невролог, этот же специалист наблюдает больного вместе с логопедом-дефектологом.

Мозжечковая дизартрия

У детей мозжечковая дизартрия встречается редко, самой частой причиной являются травмы головного мозга. Требуется обязательная консультация невролога, специалист проводит клинический осмотр и выставляет тяжесть состояния.

Корковая дизартрия

При корковой форме дизартрии отмечаются нарушения на уровне коры головного мозга, в частности – речевого аппарата. Возникают трудности с произношением сложных звуков, с переключением с одного слова на другое. Пациент пытается заменить его более привычным или пропускает. Звуки могут искажаться, в результате чего речь становится непонятной и неразборчивой.

Перед лечением корковой дизартрии проводится консультация и обследование под контролем невролога, определяется степень поражения нервной системы. Лечение назначается комплексное, включая тренинги для восстановления нормальной речи.

Фонематическая дизартрия

Фонематическая дизартрия характеризуется нарушением восприятия определенных звуков (фонем) на слух, из-за чего страдает их произношение. Чаще всего встречается у детей. Обычно трудности возникают со сложными словами, в которых не удается разобрать отдельные звуки. Компенсаторно они могут меняться на схожие, искажаться, пациент может пропускать эти слова. В результате ухудшается качество речи, она становится непонятной.

Для коррекции фонематической дизартрии проводится работа с логопедом-дефектологом, может потребоваться консультация невролога и психолога в зависимости от причины.

Моторная дизартрия

Моторная дизартрия нередко сопровождается неврологическими нарушениями, при которой помимо расстройства звукопроизношения страдает и моторика. Эта форма требует уточнения и обязательного обследования у невролога. Часто ее причиной являются органические поражения головного мозга или индивидуальное психическое развитие ребенка. В последнем случае она со временем проходит, но при своевременном обращении к специалисту шансы на благоприятный исход выше.

При подозрении на моторную дизартрию требуется срочная консультация специалиста. Диагноз ставится после клинического обследования и проведения специальных тестов.

Экстрапирамидная дизартрия

Данная форма дизартрии сопровождается экстрапирамидными нарушениями с изменением мышечного тонуса и ряда двигательных расстройств. Нарушается координация и точность движений даже при выполнении повседневных действий. Точный диагноз сможет поставить невролог.

При экстрапирамидной дизартрии нарушается воспроизведение отдельных звуков или слов с сопутствующими неврологическими симптомами вплоть до судорог. Могут отмечаться психические нарушения, при таком состоянии назначается консультация психиатра. При подозрении на данную форму патологии требуется срочное обследование и лечение.

Предлагаем эффективное лечение дизартрии – работаем даже с тяжелыми пациентами, занимаемся лечением без медикаментов и гипноза. Запишитесь в наш центр на удобное время по контактам, которые представлены на сайте.

Сегодня у нас очень радийная тема — про речь. Будем говорить мы про ошибки в детской речи, в устной и письменной речи. Такие серьезные ошибки, которые граничат с диагнозом.

Родители, которые с этим сталкиваются, говорят, что это очень серьезная проблема.

Дисграфия, дислексия, дизартрия — вот о чем мы сегодня будем говорить, и главное пытаться выяснить, что же с этими проблемами делать.

Давайте с терминами разбираться, что это такое: дисграфия, дислексия и дизартрия

Ирина Праведникова: Дисграфия, дислексия – это действительно очень серьезные диагнозы.

Ирина Праведникова: Всё верно, как правило, они всё-таки сопутствуют друг другу, потому что устная и письменная речь неразрывны друг с другом.

Что касается дисграфии, ошибки могут быть разного характера в зависимости от недоформирования той или иной зоны головного мозга.

Мозг у нас формируется какое-то время и созревает гетерохронно, каждая зона головного мозга развивается не сразу, а постепенно. Какая-то зона в одно время, какая-то зона в другое время. И соответственно, если какая-то зона недосформирована – это может сказываться на письме, в чтении или в речи. Здесь просто свалены в кучу все диагнозы: и дисграфия, и дислексия, и диспраксия, и дизартрия.

Ирина Праведникова: Диспраксия – это тоже очень серьезный диагноз, это нарушение произвольных движений при отсутствии параличей и парезов.

Почему я спрашиваю, потому что я знаю, что у детей, например, дизартрия, это когда неправильно говорят или каша во рту, или путают буквы в словах.

Наталья Шмагина: прошу прощение, но вы сейчас сделали некий коктейль из двух абсолютно разных проблем.

Когда речь идет о том, что ребенок неправильно произносит фонемы, то нарушение может касаться расстройства фонематического слуха. То есть тот слух, который в отличие от обычного слуха, дает нам возможность правильно, именно правильно слышать фонемы родного языка. Либо с проблемами двигательного характера.

Вы понимаете сами, когда мы с Вами разговариваем, наш артикуляционный аппарат двигается. По сути — это получается тоже моторный акт, как говорят профессионалы. То же движение, что мы с вами делаем при каких-то других действиях.

Наталья Шмагина: это может быть проявлением и той, и другой проблемы. Ну, говорить, например, что у любого дизартрика будут проблемы фонематического слуха нельзя.

Наталья Шмагина: редко, но бывает.

Давайте сразу успокою родителей, чьи дети только начали говорить и произносят очень много слов неправильно. Это норма, которая потом должна пройти.

Ирина Праведникова: но опять же оговорюсь, многие родители пускают на самотек. К 5 годам, совершенно точно все звуки должны у ребёнка быть поставлены. Самым последним звуком по норме, что касается логопедии, ставится звук “р”. К двум годам у ребенка должна быть сформирована фразовая речь, что родители очень многие упускают. В 2 года не говорит, в 3 года не говорит, но ничего, завтра проснется и заговорит. А на самом деле нет, не стоит пускать этот на самотек, к 5 годам ребенок должен говорить.

Наталья Шмагина: в 3 года – это физиологическая норма. Пугаться и бояться не стоит, нужно просто помогать ребенку, произносить правильно.

Наталья Шмагина: не только поправлять, но и по возможности показывать. Артикуляционная поза, это просто.

Дети проглатывают, не договаривают слова, тоже относится к тем же самым проблемам или вообще, почему это происходит? Они торопятся, особенно, когда читают стихотворение. У них слова все летят под откос. Почему?

Ирина Праведникова: причины могут быть очень разные. Есть дети, которые скачкообразно развиваются. Речь стоит, потом набирается огромный массив, когда массив приходит к ребенку.

Наталья Шмагина: особенно на становлении фразовой речи.

Наталья Шмагина: …рот не успевает за мозгом.

Ирина Праведникова: очень часто быстрая речь свойственна не факт, но, тем не менее, свойственна переученным левшам.

Наталья Шмагина: ух ты, почему?

Ирина Праведникова: в принципе, вы верно сказали.

Чуть-чуть про быструю речь, чересчур быструю речь поговорим. Если ребенку 12 лет, и он проглатывает слова – это уже диагноз или нет?

Наталья Шмагина: это не всегда диагноз. Это может быть симптом диагноза. Часто это может быть невротическая реакция, то есть признаки невроза. Речь идет вот об этом. Либо это симптом СДВГ (синдром гиперактивности), и он у всех по-разному может проявляться. Дети, с которыми работали, занимались, у них может быть сформирована очень неплохая регуляторная система. Выход этой гипервозбудимости где-то должен быть. Очень часто бывает выход на быструю речь.

Ирина Праведникова: либо, кстати, при несформированности заднелобных отделов премоторной области. Нам, чтобы переключиться с буквы на букву, со слога на слог, слова на слово, с предложения на предложение, нужно быстрое переключение.

Давайте вот о чём. Поняли, что это очень серьезная проблема, но хочется узнать, это самостоятельное нарушение или они всегда сопровождают какую-то серьезную неврологическую болезнь?

И с СДВГ (синдром гиперактивности) будет примерно такая же картина. И само по себе это самостоятельное явление, с которым, стоит бороться.

Читайте также: