Имеет ли право казенное учреждение оказывать платные услуги

Обновлено: 07.07.2024

Осуществление сбалансированной финансово-хозяйственной деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений требует от руководителей, главных бухгалтеров и экономистов учреждений четкого понимания правил, требований по осуществлению и прикладных особенностей приносящей доход деятельности. Основное внимание семинара уделено теме платных услуг учреждения. Рассматриваются актуальные требования к осуществлению платных услуг, порядок определения стоимости платных услуг и особенности учета в соответствии с Федеральными стандартами.

Внебюджетная деятельность, направленная на получение доходов от собственности, рассматривается подробно как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Семинар предназначен для: Руководителей, главных бухгалтеров и бухгалтеров, специалистов планово-экономических отделов организаций госсектора.

ПРОГРАММА

Организация приносящей доход деятельности и платных услуг.

Правовые основы ведения платной деятельности учреждениями.

  • Общие требования законодательства и условия для оказания платных услуг бюджетными, автономными и казенными учреждениями. Отраслевые особенности организации приносящей доход деятельности.
  • Оформление права на платную деятельность. Разрешённые и неразрешённые виды деятельности.
  • Локальные НПА учреждения для организации приносящей доход деятельности в учреждении.
  • Виды платных услуг. Особенности предоставления платных услуг учреждениями.

Правила оказания платных услуг учреждениями.

  • Правила оказания платных услуг учреждениями и их обновление для отдельных отраслей в 2021 году:
    • Новый порядок оказания платных образовательных услуг — обзор Постановления Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441;
    • Требования к оказанию гостиничных услуг в 2021 году — Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853.

    Оформление приносящей доход деятельности.

    • Общий алгоритм по оказанию платных услуг.
    • Документальное оформление приносящей доход деятельности.
    • Порядок заключения договора на оказание платных услуг учреждениями. Особенности оформление правоотношений с покупателями.
    • Риски учреждения при оказании платных услуг. Типовые нарушения в рамках приносящей доход деятельности. Прикладные вопросы законодательства о защите прав потребителей.

    Планирование приносящей доход деятельности.

    • Порядок и правила планирования в 2021 г. Особенности планирования поступлений казенных учреждений. План ФХД и бюджетная смета.
    • Особенности планирования поступления доходов от платных услуг.
    • Отражение в плане финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений доходов и расходов от оказания платных услуг в увязке с показателями отчетности.
    • Формы обоснований (расчетов) плановых показателей, применяемых при составлении плана ФХД и бюджетных смет.
    • Особенности планирования поступления доходов от собственности, доходов от реализации, доходов от штрафов и пеней.
    • Особенности планирования налогов, уменьшающих доходы учреждения (НДС, НП).

    Бухгалтерский учет приносящей доход деятельности учреждений в 2021 году в соответствии с Федеральными Стандартами.

    НПА и Федеральные Стандарты, регулирующие порядок отражения в бухгалтерском учете приносящей доход деятельности:

    Порядок бухгалтерского учета приносящей доход деятельности учреждений.

    Порядок расчета и бухгалтерского учета себестоимости платных услуг.

    Формирование фактической стоимости и распределение доходов от предпринимательской деятельности.

    • Требования и порядок учета реализации готовой продукции. Формирование фактической стоимости изготовления готовой продукции, выполнения работ, услуг. Списание общехозяйственных расходов, накладных расходов в себестоимость готовой продукции.
    • Нормирование затрат для услуг (работ) в рамках приносящей доход деятельности учреждений. Отраслевые методики Минфина по определению нормативных затрат на услуги (работы). Практический обзор формирования нормированных затрат в учреждении.
    • Требования и ограничения по распределению средств, поступивших за оказание платных услуг. Положение о внебюджетных средствах учреждения. Особенности требований эффективности деятельности учреждения в части увязки доходов от платных услуг и стимулирующей части оплаты труда.
    • Перераспределение доходов от предпринимательской деятельности по статьям расходов. Расходование денежных средств целевого назначения.

    Порядок сдачи имущества в аренду бюджетными и автономными учреждениями.

    Управление дополнительными источниками финансирования.

    Учет доходов и налогообложение. Дебиторская задолженность.

    • Особенности определения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль во внебюджетной деятельности учреждений. Порядок отражения отдельных доходных операций.
    • Налог на прибыль: доходы и расходы при исчислении налога на прибыль. Особенности исчисления налога на прибыль казенными учреждениями. Порядок применения ставки по налогу на прибыль 0% процентов. Распределение сумм налога на прибыль по обособленным подразделениям учреждения. Построение системы налоговых регистров для заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль.
    • Налог на имущество: определение налоговой базы по различным категориям имущества. Особенности распределения сумм налога на имущество между бюджетной и приносящей доход деятельностью.
    • Отражение в учете расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов при отражении операций по приносящей доход деятельности.
    • Работа с дебиторский задолженностью. Применение инструментария сомнительной задолженности для актуализации информации о дебиторской задолженности реальной к взысканию. Особенности формирования резерва по сомнительной задолженности.

    ПРЕПОДАВАТЕЛИ

    Спикер

    Эксперт, Преподаватель РАНХиГС (Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной службы).

    УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

    Стоимость участия в ОЧНОМ формате - 13 400 рублей, в ONLINE - 13 400 рублей.

    При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии предоставляется скидка - 7 %.

    В стоимость обучения входит: Методический материал, обеды, кофе-паузы.

    Документ по окончании обучения: Сертификат об участии в семинаре.

    Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения.

    Тема оказания платных услуг и выполнения платных работ в автономном учреждении традиционно вызывает большой интерес. Он, безусловно, вызван тем, что само по себе зарабатывание денег – весьма важный аспект жизнеобеспечения и учреждения, и его сотрудников. В настоящей статье рассматривается ряд практических вопросов, связанных с платной деятельностью и относящихся к специфике правового положения автономных учреждений.

    Платные услуги и платные работы: в чем разница?

    В силу федерального законодательства об автономных учреждениях такие учреждения вправе выполнять работы и оказывать услуги за плату [1] . Возникает вопрос: в чем же разница?

    В настоящее время эти понятия четко не разграничены. Выяснить нормативно установленные различия между ними можно лишь на основании бюджетного законодательства – по требованиям к содержанию государственного или муниципального задания (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). В частности, услуга отличается от работы тем, что у первой имеются конкретные потребители (физические или юридические лица), она предоставляется в определенном порядке и в отношении нее в государственном или муниципальном задании могут устанавливаться предельные цены (тарифы) для оплаты ее потребителями. Из этого можно сделать вывод, что платной работой считается деятельность АУ, оплачиваемая неким заказчиком не ради собственных нужд, а ради нужд третьих лиц или общества в целом, то есть заказчик деятельности не является ее непосредственным потребителем. Например, к платной работе можно отнести выполнение учреждением социологического исследования по заказу какой-либо организации. Если же учреждение проводит обучение гражданина, здесь речь идет о платной услуге.

    Существует и еще один подход к разделению рассматриваемых понятий: работа всегда предполагает в качестве результата некий материальный продукт, а услуга – нет (тут важны сами производимые действия). В частности, создание музыкального произведения (допустим, оперы) – это работа (материальным продуктом здесь становится написанный на основе либретто нотный текст), а вот исполнение музыкального произведения – уже услуга.

    Конечно, оба подхода не лишены субъективизма и неясностей, которые обнаруживаются на практике. Как определить, насколько социологическое исследование служит интересам самого заказчика (не является ли все-таки он сам непосредственным потребителем)? А если во время исполнения музыкального произведения ведется его видеозапись (то есть появляется некий материальный продукт), не становится ли подобное исполнение уже работой, а не услугой?

    Увы, более подходящих трактовок – при отсутствии в действующем законодательстве определенности с названными понятиями – нет.

    Услуги (работы), оказываемые (выполняемые) платно вне рамок задания.

    Согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях кроме выполнения государственного (муниципального) задания АУ по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Разберемся в этой формулировке.

    Любая деятельность АУ, в том числе осуществляемая на платной основе, должна отвечать двум требованиям – соответствовать тому или иному полномочию учредителя и сфере, в которой разрешается функционирование автономных учреждений.

    Следующий момент – услуги (работы) должны относиться к основной деятельности автономного учреждения. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ ею признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых учреждение создано. В свою очередь, целями создания АУ являются выполнение работ, оказание услуг, необходимых для осуществления полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

    Полномочия учредителя автономного учреждения могут распространяться на разные сферы. Однако границы деятельности АУ (в отличие от бюджетного или казенного учреждения) строго очерчены. Автономное учреждение может функционировать в сферах, перечисленных в ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ (см. выше). При этом к иным сферам относятся государственная экспертиза проектной документации, результатов инженерных изысканий (п. 4 ст. 49 ГрК РФ), классификация и освидетельствование морских и речных судов [4] , деятельность многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг [5] , государственных региональных центров метрологии [6] .

    Таким образом, любая деятельность АУ, в том числе осуществляемая на платной основе, должна отвечать двум требованиям: соответствие тому или иному установленному полномочию учредителя и сфере, в которой разрешается функционирование автономных учреждений. Рассмотрим для наглядности конкретную ситуацию.

    То же самое можно сказать о ситуации, когда станция юных техников решит оказывать платные услуги дополнительного образования взрослым – эти услуги нельзя соотнести с целью создания рассматриваемого учреждения, заключающейся в организации предоставления дополнительного образования именно детям. Отметим, что в отношении взрослых дополнительное образование считается профессиональным и относится не к вопросам местного значения, а к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ [8] .

    Содержание устава АУ само по себе не может быть исключительным правовым основанием для осуществления той или иной платной деятельности. Содержание это должно соответствовать требованиям законодательства.

    Вместе с тем нужно помнить: само по себе содержание устава учреждения не может быть исключительным правовым основанием для той или иной платной деятельности. Нельзя записать в устав что угодно и, прикрываясь учредительным документом, рассчитывать на то, что контрольные органы тоже отнесутся к нему как к истине в последней инстанции. Содержание устава должно соответствовать требованиям законодательства, о которых шла речь раньше, а если это не так, деятельность учреждения неправомерна.

    Услуги (работы), оказываемые (выполняемые) платно в рамках задания.

    Сложность также заключается в следующем. Федеральное законодательство не содержит каких-либо прямых норм о том, что те или иные услуги в целом должны предоставляться потребителям именно за плату – в частности, в справочно-правовых системах никаких ссылок на соответствующие федеральные законы не дается. Однако косвенно такие случаи все же установлены.

    Например, федеральное законодательство гарантирует бесплатное получение дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе высшего образования, но не гарантирует бесплатного получения дополнительного образования [11] . Следовательно, в рамках государственного или муниципального задания автономное учреждение не вправе оказывать за плату перечисленные выше бесплатные виды образовательных услуг, а вот услуги дополнительного образования – может.

    Федеральное законодательство не содержит прямых норм о том, что те или иные услуги должны предоставляться потребителям именно за плату. Но косвенно такие случаи установлены.

    Другой пример – из сферы социального обслуживания населения. Согласно отраслевому законодательству право на бесплатное получение социальных услуг в форме соцобслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах соцобслуживания имеют несовершеннолетние, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, и отдельные дополнительные категории граждан, установленные нормативными правовыми актами субъектов РФ. А социальные услуги в форме соцобслуживания на дому и в полустационарной форме также должны бесплатно предоставляться гражданам, если на дату обращения их среднедушевой доход, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, был ниже предельной величины среднедушевого дохода (или равен ей), установленной для этого случая законом субъекта РФ [12] . Всем остальным категориям граждан социальные услуги предоставляются за плату [13] .

    На практике часто возникает ситуация, когда оказание той или иной услуги финансируется из двух источников – бюджета соответствующего уровня и кармана потребителя. Для последнего такая услуга является частично платной. Эта практика широко распространена в разных сферах – культуры, дополнительного образования, социального обслуживания. К примеру, определенная часть (как правило, бóльшая) расходов театра по прокату театральных постановок может финансироваться за счет субсидии, предоставляемой учреждению учредителем для выполнения государственного или муниципального задания, а другая часть – за счет продажи билетов.

    В заключение добавим, что Правила опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества [14] предусматривают в числе прочего предоставление такими учреждениями сведений о количестве потребителей и объеме доходов от оказания частично платных услуг.

    Правоспособность АУ в определении стоимости платных услуг (работ).

    В отличие от бюджетных учреждений, насчет которых в федеральном законодательстве о некоммерческих организациях указано, что порядок определения платы за их услуги или работы, предоставляемые или выполняемые как сверх государственного (муниципального) задания, так и в его рамках, устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом [15] , в отношении автономных учреждений аналогичной нормы в федеральном законодательстве нет. Поэтому по общему правилу АУ вправе устанавливать цены на свои услуги и работы самостоятельно. Однако из этого правила есть исключения.

    Во-первых, исключением являются муниципальные автономные учреждения. Согласно федеральному законодательству о местном самоуправлении к полномочиям органов данного уровня относится установление тарифов на любые услуги или работы, оказываемые или выполняемые любыми муниципальными учреждениями (в том числе автономными), если иное не предусмотрено федеральными законами [16] . Другими словами, муниципальные АУ не могут утверждать цены на свои услуги и работы самостоятельно – это делают их учредители.

    Там учреждение предоставляет платные услуги по стоимости, целиком покрывающей его издержки на оказание данных услуг. При этом цена на услугу определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов. В документе приводится перечень учитываемых затрат и методика (формулы) расчета. К затратам относятся:

    • оплата труда основного персонала;
    • расходы на материальные запасы;
    • сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги;
    • накладные расходы, относимые на платную услугу (в том числе на административно-управленческий персонал).

    Цена определяется на основе себестоимости услуги, какой-либо прибыли в данной методике расчета не предусматривается. Цены на платные услуги утверждаются учреждениями по согласованию с городской администрацией, если иное не предусмотрено федеральными законами (исключением здесь является описанная выше ситуация с учреждениями культуры). Предварительное согласование проводится с городским комитетом по финансам и органом администрации, курирующим конкретное учреждение. Окончательное согласование цены осуществляет первый заместитель главы города, а в его отсутствие – начальник отдела экономики и труда городской администрации.

    Среди всех типов государственных и муниципальных учреждений степень самостоятельности автономных учреждений в определении цен на свои услуги и работы оказывается наивысшей.

    Во-вторых, существуют отдельные услуги автономных учреждений, на которые распространяется государственное регулирование цен (тарифов) [18] . Сюда, в частности, относятся любые социальные услуги, оказываемые гражданам государственными организациями социального обслуживания. Отметим, что этому правилу соответствует положение федерального законодательства о соцобслуживании, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в названной сфере в числе прочего относится утверждение размера платы за оказание социальных услуг [19] .

    Требование об одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг за плату и бесплатно.

    Один из ключевых вопросов – относится ли к таким условиям цена услуги? Если да, то, например, вуз должен устанавливать для граждан размер платы за обучение по выбранной специальности в том же размере, в каком это обучение финансируется из бюджета. Если нет, то цена может быть выше или даже ниже (допустим, для повышения конкурентоспособности услуги на рынке) норматива по госзаданию. Однозначного ответа на вопрос, к сожалению, нет. Отметим лишь, что, по мнению Минфина, требование об одинаковых условиях оказания услуг относится и к их стоимости (см. сноску 9 к настоящей статье). Автономным учреждениям и их учредителям (в случаях, когда именно они утверждают либо согласовывают стоимость услуг АУ) следует иметь в виду данное обстоятельство при принятии решений по ценообразованию.

    [4] Пункт 3 ст. 22 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 1 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

    [7] Пункт 11 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 13 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании.

    [8] Пункт 9 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании.

    [9] Пункт 19.1 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 17 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ.

    [10] Пункт 26 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 19 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ.

    [11] Части 2 и 3 ст. 43 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Закона об образовании.

    [13] Статья 32 Закона об основах соцобслуживания.

    [14] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 № 684.

    [17] Статья 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.

    [22] Пункт 8 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006.

    К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города
    журнал "Руководитель автономного учреждения" май-июнь, 2017

    Платная деятельность автономного учреждения: вопросы и ответы

    Вопрос

    Что учесть автономному учреждению при оказании платных услуг, выполнении платных работ за рамками государственного (муниципального) задания? Есть ли ограничения для ведения платной деятельности?

    Согласно ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ [1] кроме выполнения государственного (муниципального) задания автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату. Проанализируем содержание этой нормы.

    Следующий момент – платные услуги (работы) должны относиться к основной деятельности автономного учреждения. В силу ч. 1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ ею признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых АУ создано. А под целями создания автономного учреждения понимаются выполнение работ и оказание услуг, необходимые для осуществления полномочий органов госвласти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

    То есть оказываемые платные услуги (выполняемые работы) должны соответствовать полномочиям учредителя АУ – Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Эти полномочия определены в отраслевых законах (например, в Законе о соцобслуживании [4] ), а также в законах № 131-ФЗ и 184-ФЗ [5] .

    Полномочия учредителя автономного учреждения могут распространяться на разные сферы. Но границы деятельности АУ обозначены четко: сферы, поименованные в ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ. При этом к иным сферам относятся:

    – государственная экспертиза проектной документации, результатов инженерных изысканий (п. 4 ст. 49 ГрК РФ);

    – классификация и освидетельствование морских и речных судов [6] ;

    – организация предоставления государственных и муниципальных услуг – на базе МФЦ [7] ;

    – обеспечение реализации полномочий федерального органа власти в области обеспечения единства измерений – на базе государственных региональных центров метрологии [8] .

    Любая (в том числе платная) деятельность автономного учреждения должна соответствовать: тому или иному полномочию учредителя; сфере, в которой разрешается функционирование АУ.

    Из сказанного следует, что любая (в том числе платная) деятельность автономного учреждения должна отвечать двум требованиям: соответствовать тому или иному установленному полномочию учредителя и соответствовать сфере, в которой разрешается функционирование таких учреждений. Для наглядности на примере рассмотрим, как должны соблюдаться данные требования.

    Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей (центр детско-юношеского технического творчества) планирует оказывать населению услугу по ремонту велосипедов, скутеров и подобной техники. Услуга не является образовательной и ее нельзя отнести к основным видам деятельности АУ (если считать, что оно создано в целях реализации полномочия органа местного самоуправления по организации предоставления дополнительного образования детям [9] ). А значит, ремонт техники не может присутствовать в уставе учреждения в качестве основного вида его деятельности, поскольку такая услуга не соотносится с целями создания АУ. Предоставлять ее населению на платной основе автономное учреждение не вправе.

    Та же самая ситуация сложится, если центр детско-юношеского технического творчества решит оказывать платные услуги дополнительного образования взрослым, это тоже нельзя соотнести с целью создания учреждения (предоставление дополнительного образования именно детям). Кстати, в отношении взрослых дополнительное образование считается профессиональным и относится уже к полномочиям органов госвласти субъектов РФ (п. 9 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании).

    Чтобы в рассматриваемой ситуации учреждение могло правомерно предоставлять не только услуги дополнительного образования и не только детям, потребуется соотнести услугу с каким-либо иным вопросом местного значения – полномочием учредителя. В частности, услугу по ремонту велосипедов и прочего спортинвентаря можно подвести под решение таких вопросов местного значения:

    – создание условий для организации досуга (п. 19.1 ч. 1 ст. 15 и п. 17 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ);

    – обеспечение условий для развития физической культуры (п. 26 ч. 1 ст. 15 и п. 19 ч. 1 ст. 16).

    Иногда право автономного учреждения предоставлять платные услуги или выполнять платные работы в отрыве от полномочий учредителя обосновывают так: делать это допустимо, поскольку услуги или работы относятся к неким иным видам деятельности учреждения, то есть выходят за рамки его основной деятельности. Но такая позиция не имеет под собой правовых оснований. В части 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ действительно говорится о том, что АУ вправе осуществлять иные виды деятельности. Но здесь же уточняется: такая деятельность должна служить достижению целей, ради которых учреждение создано, и соответствовать этим целям. А право оказывать платные услуги и выполнять платные работы предоставлено автономному учреждению именно в отношении его основной деятельности (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

    Содержание устава АУ само по себе не может быть исключительным правовым основанием для ведения той или иной платной деятельности.

    Вопрос

    Каковы особенности оказания платных услуг, выполнения платных работ в рамках государственного (муниципального) задания?

    В отличие от бюджетных учреждений, право которых оказывать платные услуги в рамках государственного (муниципального) задания прописано в ч. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ [10] , аналогичное право для автономных учреждений в Законе № 174-ФЗ в явном виде не установлено. Но в п. 1 ст. 69.2 БК РФ говорится о том, что задание на оказание услуг должно содержать в числе прочего предельные цены (тарифы) на оплату физическими или юридическими лицами этих услуг, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, определенных законодательством РФ. То есть законодательная возможность для АУ предоставлять какие-либо государственные (муниципальные) услуги за плату в рамках задания все же есть, но только в определенных случаях, указанных в федеральных законах. И речь здесь идет только об услугах, не о работах.

    Другая особенность заключается в следующем. Федеральное законодательство не содержит прямых норм о том, что те или иные услуги в целом должны предоставляться потребителям именно за плату. Но косвенно такие случаи все-таки установлены.

    Например, ч. 3 ст. 5 Закона об образовании гарантирует бесплатное получение дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе высшего образования, но не гарантирует бесплатное получение дополнительного образования. Следовательно, в рамках государственного или муниципального задания АУ не вправе оказывать за плату названные бесплатные виды образовательных услуг, а вот услуги дополнительного образования – может.

    Другой пример приведем из сферы социального обслуживания населения. Согласно ч. 1 – 3 ст. 31 Закона о соцобслуживании право на бесплатное получение социальных услуг в форме соцобслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах имеют несовершеннолетние, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, и граждан отдельных дополнительных категорий, установленных нормативными правовыми актами субъектов РФ. А социальные услуги в форме соцобслуживания на дому и в полустационарной форме также должны бесплатно предоставляться гражданам, если на дату обращения их среднедушевой доход, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, был ниже предельной величины среднедушевого дохода (или равен ей), установленной для этого случая законом субъекта РФ. Всем остальным категориям граждан социальные услуги предоставляются за плату (ст. 32 Закона о соцобслуживании).

    Законодательная возможность для АУ предоставлять какие-либо услуги за плату в рамках задания есть, но только в определенных случаях, указанных в федеральных законах.

    Бывает, что оказание услуги финансируется из двух источников – бюджета соответствующего уровня и средств граждан. Для последних услуга является частично платной. Такая практика широко распространена в сферах культуры, дополнительного образования, социального обслуживания. Скажем, основная часть расходов театра по показу спектаклей может финансироваться за счет субсидии, предоставляемой учредителем для выполнения государственного или муниципального задания, а остальное – за счет продажи билетов. Но здесь тоже имеется правовое обоснование. Статья 46 Основ законодательства о культуре [11] предусматривает, что учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного или автономного учреждения, осуществляет финансовое обеспечение его деятельности, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя, бесплатно или частично за плату.

    [6] Пункт 3 ст. 22 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 1 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

    [9] Пункт 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании.

    [11] Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.

    Читайте также: