Имеет ли право инспектор государственного экологического контроля проверять частные предприятия

Обновлено: 02.07.2024

С 01.07.2021 вступили в действие новые правила подготовки и проведения контрольно-надзорных мероприятий — этим словосочетанием обозначаются не только проверки, но и профилактические процедуры, проводимые контролерами. Кого станут чаще проверять, а кого вообще не включат в план проверок? Откуда бизнесу узнать о предстоящих проверках и сколько по новым правилам они продлятся? Как теперь следует обжаловать итоги проверок? Как проверят малый бизнес и что нового в налоговых проверках с 01.07.2021? Ответы — в нашем материале.

Кого станут проверять чаще

В законе прописано, что при планировании проверок контролеры должны применять риск-ориентированный подход: чем выше риски в отношении объекта контроля, тем чаще проверки.

Риск причинения вреда (ущерба) — это вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.

Риски подразделяются на шесть категорий:

Степень риска Частота проведения контрольных мероприятий
Чрезвычайно высокий Не менее одного, но не более двух мероприятий в год
Высокий/значительный Не менее одного мероприятия в четыре года и не более двух мероприятий в два года
Средний/умеренный Не менее одного мероприятия в шесть лет и не более одного мероприятия в три года
Низкий Мероприятия не проводятся

Получается, что проверяющие будут приходить с проверками чаще к тем бизнесменам, в результате деятельности которых возникают негативные последствия для интересов общества. При минимальной вероятности наступления таких последствий проверки назначаться и проводиться не будут.

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля и порядок их выявления утверждаются госорганами власти на каждом уровне: федеральном, региональном и муниципальном. К примеру, индикаторы риска при осуществлении пожарного надзора перечислены в Приказе МЧС от 07.06.2021 № 364.

С какой проверкой могут прийти контролеры

По новым правилам проверяющие вправе прийти к бизнесмену с проверками, список которых закреплен в специальном нормативном акте — в положении или законе о конкретном виде контроля.

Проверки могут быть двух видов: проходящие при непосредственном взаимодействии контролируемого лица и контролера, и проводимые без такого взаимодействия.

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

К примеру, Роспотребнадзор при проверках в сфере защиты прав потребителей вправе применять все указанные способы (п. 22 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утв. Постановлением Правительства от 25.06.2021 № 1005). А трудовые инспекторы могут применять только такие способы, как инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки (п. 35 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства от 21.07.2021 № 1230).

  • наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  • выездное обследование.

С 01.07.2021 у проверяющих органов появились не только новые способы контроля, но и новые задачи (об этом далее).

Как узнать о проверке

Узнать о предстоящей проверке можно в едином электронном реестре КНМ (контрольно-надзорных мероприятий), который ведет генеральная прокуратура. Новый реестр концентрирует все сведения о проверках: каким ведомством и в какие сроки проводились, какие решения по итогам приняты, как их исполнили, кого и как наказали.

Подробнее о реестре рассказываем здесь.

Кроме того, контролеры обязаны уведомить бизнесмена о проверке или ином контрольном (надзорном) мероприятии (за исключением таких мероприятий, как контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль и инспекционный визит).

В некоторых случаях информация о проверке попадает в реестр непосредственно после проведения контрольного мероприятия. Например, при выездном обследовании, переросшем в контрольную закупку.

Сроки проверок

По остальным контрольным (надзорным) мероприятиям сроки определяются исходя из периода времени, который обычно нужен для проведения экспертиз, изъятия проб или проведения закупки.

Профилактика нарушений — основной приоритет

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Специальные режимы контроля

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Если бизнесмен заключил с контролерами соглашение о мониторинге и организовал процесс получения проверяющими необходимых данных, он освобождается от плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении соблюдения обязательных требований, являющихся предметом такого мониторинга.

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

При таком контрольном спецрежиме бизнесмены обязаны предоставлять инспекторам беспрепятственный доступ к объектам постоянного контроля, документам и информационным ресурсам, технологическим средствам, используемым на таких объектах.

На проверку — только с QR-кодом

Такой код формируется единым реестром КНП, обеспечивающим переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись единого реестра о проверке или профилактическом мероприятии, в рамках которого составлен документ (п. 21 Постановления Правительства от 16.04.2021 № 604).

Если проверяющие не предъявили бизнесмену решение о проведении проверки с QR-кодом или коммерсант не нашел конкретную проверку в едином реестре КНМ (если по закону она должна там быть), он вправе вообще не пускать контролеров на свою территорию. Если же проверяющие все же провели несанкционированное контрольное мероприятие, такая проверка не будет признаваться законной и ее итоги будет легко оспорить.

Сведения о каждой проверке в реестре КНМ отражается под отдельным уникальным номером, по которому коммерсант может сразу ознакомиться с предметом проверки и иными сведениями, размещенными в паспорте проверки.

Электронный паспорт проверки

В реестре проверок на каждое контрольно-надзорное мероприятие, будь то проверка или профилактическая процедура, оформляется отдельный электронный паспорт (паспорт КНМ).

В паспорте КНМ отражается набор сведений о проверке:

Это открытые данные, с которыми может ознакомиться любой желающий, задав в поисковой строке, к примеру, название организации или ее ИНН:

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Сведения о решении по итогам проверки и принятых мерах доступны только тому, кого проверяли. Получить их можно воспользовавшись учетной записью на портале Госуслуг или личным кабинетом в ведомственной информационной системе.

Произвол проверяющих свели к минимуму

Самовольничать во время проверок инспекторам теперь тоже затруднительно. Предмет контрольно-надзорного мероприятия отражается в паспорте КНМ, поэтому коммерсанту он известен заранее. К примеру, в паспорте проверки трудовой инспекцией в качестве предмета проверки указываются статьи ТК РФ, соблюдение норм и положений которых будут проверяться:

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Обжалование результатов проверок

По новым правилам при обжаловании результатов проверок необходимо соблюдать досудебный порядок обжалования. Он действует для 59 видов контроля, перечисленных в Постановлении Правительства от 28.04.2021 № 663.

Жалобу должны рассмотреть в срок не более 20 рабочих дней с даты ее регистрации. Этот срок может продлеваться, но не более чем на 20 рабочих дней.

Текст жалобы в рамках досудебного обжалования, ее статус и результат рассмотрения включат в реестр КНМ. При судебном обжаловании в реестре появится информация о результатах, если решения контролеров будут изменены или отменены (Постановление Правительства от 16.04.2021 № 604).

Проверки малого бизнеса

В 2021 году действует мораторий на проверки малого бизнеса, который продлили до конца 2022 года (Постановление Правительства от 08.09.2021 № 1520). Плановые проверки этой категории бизнесменов вообще не будут включаться в план контрольно-надзорных мероприятий на будущий год.

Но не все бизнесмены из реестра малого и среднего бизнеса освобождаются от контрольно-надзорных мероприятий. Контролерам по-прежнему позволено планово посещать бизнесменов в четырех случаях:

  • в отношении проверок лиц деятельность (объекты) которых отнесены к категориям высокого риска (классам опасности), а также, в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля (надзора);
  • если менее 3 лет назад в отношении субъекта МСП была завершена проверка, по результатам которой вынесено вступившее в силу постановление об административном наказании за совершение грубого нарушения, в том числе о дисквалификации или приостановке деятельности, приостановлении действия или аннулирования лицензии;
  • если проверка проводится с целью соблюдения лицензиатами лицензионных требований;
  • при проведении плановых проверок внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и в рамках федерального госконтроля в области использования атомной энергии.

Налоговые проверки по новым правилам

С 01.07.2021 по обновленным правилам налоговики проводят камеральные и выездные проверки в период налогового мониторинга.Теперь камеральная проверка проводится в единственном случае — если первичная или уточненная декларация представлена менее чем за три месяца до досрочного прекращения налогового мониторинга (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ).

А выездную проверку назначат в следующих ситуациях:

  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • при невыполнении налогоплательщиком мотивированного мнения ИФНС;
  • в рамках контроля над ИФНС, проводившей мониторинг;
  • если представлена уточненная декларация за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате, увеличена сумма убытка или сумма НДС и акциза к уменьшению (п. 4 ст. 1 Закона № 470-ФЗ).

У инспекторов появилось больше полномочий. С 01.07.2021 они вправе (п. 6 и п.7 ст. 1 Закона № 470-ФЗ):

  • проводить смотр в рамках налогового мониторинга декларации по НДС с суммой к возмещению, если выявят в ней несоответствия и противоречия;
  • истребовать документы и информацию у контрагентов и иных лиц, которые располагают данными об организации, участвующей в налоговом мониторинге.

Напомним, что налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, при которой компания добровольно предоставляет налоговикам онлайн доступ к данным своего бухгалтерского и налогового учета, а те в свою очередь вместо камеральных и выездных проверок контролируют расчет налогов в режиме реального времени и сообщает налогоплательщику об ошибках.

Когда нужно направлять отчет об осуществлении общественного контроля и что в него входит?

В соответствии с требованиями Порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, утвержденного приказом Минприроды России от 12.07.2017 № 403, отчет о результатах осуществления общественным инспектором общественного экологического контроля и о содействии органам государственного надзора в природоохранной деятельности направляется в случае подачи заявления о продлении срока действия удостоверения общественного инспектора в области охраны окружающей среды.

В отчете необходимо отразить следующую информацию:

1. количество направленных общественным инспектором материалов, содержащих данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения в области охраны окружающей среды;

2. информацию о принятых общественным инспектором мерах по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;

3. информацию о содействии общественным инспектором в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;

4. информацию об участии общественного инспектора в работе по экологическому просвещению населения;

5. иную информацию, которую общественный инспектор считает необходимым сообщить.

Важно отметить, что вся информация, указанная общественным инспектором в отчете, должна подтверждаться соответствующими документами.

Форма отчета не установлена.

Какие меры может применить Росприроднадзор на основании направленных материалов общественного инспектора о нарушении природоохранного законодательства?

-принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

-дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

-уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В рамках принятия мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина Росприроднадзор проводит контрольно-надзорные мероприятия в целях выявления нарушения природоохранного законодательства. По итогам проведенных мероприятий, в случае выявления нарушений, нарушитель привлекается к ответственности.

Какой срок рассмотрения обращения общественного инспектора?

Какой порядок действий общественного инспектора при выявлении нарушения природоохранного законодательства?

фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;

принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;

сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды.

Какие существуют методы поощрения общественных инспекторов и как их реализует Росприроднадзор?

В настоящее время законодательством не урегулирован вопрос о поощрении деятельности общественных инспекторов. Однако Росприроднадзор заинтересован в выявлении и поощрении наиболее эффективных общественных инспекторов.

По итогам работы общественных инспекторов в 2020 году Служба наградила благодарственными письмами Росприроднадзора 9 общественных инспекторов, осуществляющих свою деятельность на территориях Брянской области, Пермского края, Белгородской области, Республики Крым, Челябинской области, Краснодарского края, Республики Мордовии.

К каким контрольно-надзорным мероприятиям привлекаются общественные инспекторы?

- наблюдение за соблюдением обязательных требований;

Такие мероприятия как инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка проводятся во взаимодействии с юридическими лицами, поэтому привлечение общественных инспекторов к ним законом не предусмотрено.

Какие знания необходимы чтобы стать общественным инспектором?

Необходимые знания можно получить, изучая законодательные и нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды.

К основным НПА относятся:

Водный кодекс Российской Федерации;

Земельный кодекс Российской Федерации;

Лесной кодекс Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,

Также рекомендуем ознакомиться с постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Минприроды России и Росприроднадзора в указанной сфере деятельности.

По каким основаниям осуществляться МК в муниципальном образовании вообще будет?
Подскажите пожалуйста на простом языке, что делать муниципальным образованиям, которые не используют пока риски? Как тогда проверять, если у нас нет плановых проверок? Что мы тогда можем делать?
Если вы не используете управление рисками, то вы не вправе осуществлять плановые КНМ. При этом внеплановый контроль вы осуществляете. Основания для его проведения указаны в статье 57 ФЗ 248. Для этого вы должны утвердить индикаторы риска (ч. 9 ст. 23 ФЗ 248) или назначать КНМ при наличии сведений, который поступили в КНО (ст. 58 и другие) – те же обращения граждан, после проведения КНМ без взаимодействия, профилактики итд.
При этом Вы можете проводить весь перечень КНМ со взаимодействие и без взаимодействия. Перечень КНМ со взаимодействием, которые вы будете использовать должен быть определен положением о виде контроля.

Если вид контроля осуществляется без проведения плановых КНМ (ст. 61), при этом в широком смысле управление рисками все равно осуществляется.
Под управлением риском причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается осуществление на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности.
Под оценкой риска причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольного (надзорного) органа по определению вероятности возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняемых законом ценностей. Контрольным (надзорным) органом обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) (ч. 5 ст. 22)
Таким образом:
- при отказе от планового контроля критерии, категории риска не утверждаются;
- вместе с тем, управление рисками – более широкое понятие и предусматривает работу КНО с рисками (мониторинг и сбор сведений о нарушениях, инцидентах, добросовестности контролируемых лиц итд). Эти сведения должны быть использованы, в том числе при подготовке программы профилактики.

В статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствуют полномочия по выдаче юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам обязательных для исполнения предписаний, и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний.
Выдача предписаний в отношении граждан в случае выявления нарушений земельного законодательства гражданами – необходимый инструмент для устранения выявленных нарушений в рамках муниципального земельного контроля органами местного самоуправления.
В прошлом году прокуратурой было инициировано внесение изменений и полномочия по выдаче предписаний в отношении граждан исключены из Положений и регламентов, что существенно отразилось на устранении выявленных нарушений.

Частью 2 статьи 90 ФЗ 248 предусмотрено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
1) выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля (…).

Статьей 72 Земельного кодекса РФ предусматриваются урезанные полномочия органов местного самоуправления в рамках муниципального земельного контроля, заключающиеся в направлении копии акта КНМ в орган государственного земельного надзора (что может свидетельствовать об установлении пределов полномочий, указанных в ч. 2 ст. 90 ФЗ 248).
Регулирование субъектом РФ данных полномочий не предусмотрено.
Таким образом, учитывая буквальное толкование данных норм ФЗ 248 и ЗК РФ можно сделать вывод об отсутствии у органов местного самоуправления полномочий по выдаче предписаний.
Вместе с тем, будет являться целесообразным получить официальные разъяснения Минэкономразвития России по данному вопросу (ч. 10 ст. 3 ФЗ 248).

Часть 3 статьи 66 (Организация проведения внеплановых КНМ) ФЗ 248 предусмотрено, что в случае, если положением о виде муниципального контроля в соответствии с частью 7 статьи 22 настоящего Федерального закона предусмотрено, что система оценки и управления рисками при осуществлении данного вида муниципального контроля не применяется, все внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.
При этом, ч. 9 ст. 72 (Документарная проверка) предусматривает, что внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
Данные нормы соотносятся между собой как общая и специальная. При их коллизии действует специальная норма (ст. 72 ФЗ 248).
Кроме того, важным будет являться техническая реализация Единого реестра КНМ и необходимость там согласования документарных проверок.

Прокуратура трактует ст. 73 буквально по написанному - они пояснили, что проведение внеплановой выездной проверки возможно только в том случае, если у контролируемого лица имеется несколько производственных объектов, т.е. два и более земельных участков. Если у контролируемого лица 1 зу проводите инспекционный визит.

ФЗ 248 не связывает проведение выездной проверки с наличием 2 и более производственных объектов. Основания для отказа в согласовании указаны в ч. 8 ст. 66 ФЗ 248.

Обращаю ваше внимание на важность установления в положении соответствующего регулирования в положении о виде контроля в части выбора вида КНМ. Так, ч. 7 ст. 25 ФЗ устанавливает, что виды и содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяются положением о виде контроля в зависимости от основания проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Таким образом, важно правильно в положении указать на виды КНМ, которые проводятся при наличии разных оснований. Это будет способствовать объективному выбору вида КНМ, в том числе станет объективным нормативным аргументом при взаимодействии с органами прокуратуры.

Подскажите пжл в положении есть пункт который устанавливает случаи при наступлении которых субъект контроля может предоставить контролирующему органу информацию о невозможности присутствия при проведении кнм. В положении типовом (рыбе) есть пункт как невозможность присутствия в связи с запретом определённых действий. Поясните пжл что может подразумевается под "запретом определённых действий".

Запрет определенных действий предусмотрен статьей 105.1 УПК РФ.

Программа профилактики была принята на 2020 и плановый 2021-2022, ее нужно отменять?

Порядок формирования и утверждения программы профилактики установлен ст. 44 ФЗ 248, постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", в соответствии с которым постановление применяется к разработке и утверждению программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, начиная с разработки и утверждения программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год.Таким образом, с 1 января 2022 года все иные программы должны быть признаны утратившими силу.

Коллеги, подскажите пожалуйста в автодорожном контроле - ПРОФИЛАКТИКА рисков причинения вреда ущерба. обязательна?

Профилактика рисков обязательна во всех видах контроля, вне зависимости от применения управления рисками и иных условий.

Можно ли проводить внеплановые документарные проверки (исполнение предписаний) по муниципальному земельному контролю в отношении физ.лиц, если новое Положение ещё не принято, чем руководствоваться.

До 01.01.2022 (или до вступления в силу нового положения о виде контроля) на основании положений ст. 98 ФЗ 248 рекомендую руководствоваться положениями ФЗ 294 о проведении повторных проверок по исполнению предписаний, так как на момент проведения проверки действовали нормы о проведении проверки в отношении физлица.
Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ч.8 ст.98 ФЗ 248).

Как проводить внеплановые проверки по муниципальному жилищному контролю в отношении граждан, если мы продолжаем действовать в рамках 294-ФЗ, а п. 5 статьи 20 ЖК не противоречит этому?

Если новое положение о виде муниципального жилищного контроля не принято, то вы осуществляете данный вид контроля в соответствии с нормами ФЗ 294-ФЗ и иными НПА (ч. 4 ст. 98). Иных норм не установлено.
Здесь важна вся совокупность норм, в том числе закрепленных в МПА, субъекта РФ итд. Имеются ли в данной нормативке основания для проведения проверок в отношении граждан? (формально данные нормы, принятые в соответствии с ФЗ 294 могут вами применяться).

И что касается плановых проверок, мы отменяем сейчас в силу п. 7 ст. 20 ЖК? Положение ещё не принято.

В соответствии с ч. 7 ст. 98 ФЗ 248 плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Правительство Российской Федерации устанавливает особенности формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях учета положений настоящего Федерального закона.
Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969:
5. Плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., по видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", проводятся в соответствии с положениями об указанных видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
6. Включенные в ежегодный план плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат исключению из ежегодного плана, в случае, если на дату начала их проведения признаны утратившими силу положения федерального закона, устанавливающие вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в рамках которого планируется проведение проверок, или изменены федеральными законами наименование и (или) предмет соответствующего вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля, кроме случаев, когда указанные проверки подлежат проведению в рамках иного вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с положением об указанном виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Таким образом, буквальное толкование норм не предусматривает исключения данных проверок из плана.

В соответствии с ч.3 ст. 87 акт контрольного (надзорного) мероприятия составляется на месте проведения КМ. Как быть нам, земельным инспекторам, если приложением к акту является фототаблица и схема ЗУ? У нас нет такого оборудования, чтобы это делать на выездах. Тем более, что часто мы выезжаем в такие места, где нет даже мобильной связи

Это требование Закона. Рекомендую подумать над оптимизацией своей работы – какие формы документов дополнительно утвердить решением КНО? Какие сведения можно заполнить на месте при подготовке к КНМ?


Контрольно-надзорные проверки бизнеса с 2021 года проводятся по новым правилам. У проверяющих появилась возможность контролировать компании и ИП дистанционно, а также применять новые формы надзорных мероприятий: инспекционный визит, мониторинговую закупку, выборочный контроль и т. д. Об этих новшествах и о том, что нужно знать про Положение о виде контроля с 2021 года, расскажем в материале.

Положение о виде контроля — что это?

Контрольные ведомства вправе формировать планы проведения плановых проверок только после утверждения соответствующего Положения о виде контроля.

Таким образом, как проверят бизнесменов и с какой периодичностью им ждать контролеров из конкретного контрольно-надзорного органа, станет ясно из положений по конкретному виду контроля.

Кто из контролеров будет работать по новым правилам

Контролеры уже работают над текстами новых положений, регламентирующих обновленный порядок контроля. К примеру, для реализации новых требований Роспотребнадзор разработал проекты постановлений Правительства с положениями в сфере контроля защиты прав потребителей и санэпиднадзора (ID проектов размещены на официальном портале проектов НПА).

О чем расскажет Положение о виде контроля

  • Кто проводит контрольно-надзорные мероприятия по конкретному виду контроля
  • Критерии отнесения объектов контроля к категориям причинения вреда (ущерба) в рамках вида контроля

Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее 3 категорий риска, в т. ч. в обязательном порядке категория низкого риска.

  • Перечень профилактических мероприятий в рамках вида контроля (некоторые из них обязательны по закону)

Порядок разработки и утверждения программы профилактики рисков причинения вреда утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 990.

  • Виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках вида контроля и перечень допустимых контрольных действий в составе каждого такого мероприятия


Инспекционный визит и выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в т. ч. посредством аудио- или видеосвязи.

  • Виды и периодичность проведения проверок


Положение о виде контроля может предусматривать, что частота проведения плановых мероприятий определяется:

  • в рамках периодов времени, отличных от 1 года;
  • в связи с наступлением определенных событий.

Виды и содержание внеплановых мероприятий прописываются в Положении о виде контроля в зависимости от оснований их проведения.

  • Особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию

К примеру, в Положении о виде контроля может устанавливаться порядок фиксации доказательств во время контрольных мероприятий: при помощи фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов. А также другие важные правила и положения (порядок и сроки обжалования результатов проверок, срок размещения доклада контрольного органа о правоприменительной практике на его официальном сайте и т. д.).

Пример нового Положения о виде контроля

В качестве примера того, как может выглядеть новое Положение о виде контроля, возьмем свежее Положение о федеральном госконтроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230.

Новое Положение определяет, что:

  • госконтроль (надзор) осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов;
  • объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): высокий риск, значительный риск, средний риск, умеренный риск, низкий риск;
  • периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий предусмотрена в зависимости от присвоенной категории риска;
  • определены виды профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий;
  • срок проведения выездной проверки установлен в пределах 10 рабочих дней.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 01.06.2023.

Что дают бизнесу новые правила

Кроме того, по новым правилам бизнесмен может быть освобожден от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба).

Освободиться от плановых проверок можно и другим способом: заключить с контрольным органом соглашение о мониторинге безопасности и передавать ему необходимую информацию дистанционно в автоматическом режиме при помощи технических средств (фото- и киносъемки, видеозаписи и др.). Бизнесмен, находящийся под таким мониторингом и соблюдающий все требования, освобождается от плановых проверок их соблюдения.

Меняется и оценка эффективности работы контролирующих органов. Время погони за числом проверок и суммами штрафов завершилась. Результаты работы инспекторов теперь не зависят от количества проведенных контрольных мероприятий, выявленных нарушений и лиц, привлеченных к ответственности. Главным для контролеров должно быть правило: предупредить, а не наказать. После вступления в силу новых правил инспекторы должны уделять больше внимания профилактике нарушений.

Подводим итоги

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: