Имеет ли право федеральное министерство согласовывать положение

Обновлено: 02.07.2024

Муниципальный контроль в настоящее время выступает важнейшей частью общей регуляторной политики государства, оказывает заметное влияние на такие сферы общественной жизни как земельные отношения, благоустройство, архитектурных облик населенных пунктов, качество окружающей среды, развитие малого бизнеса и многое другое. Все эти сферы напрямую влияют на качество жизни граждан. Поэтому место муниципального контроля в системе регуляторной политики государства должно быть понятным, а формы его реализации обеспечивать достижение установленных целей.

Для построения эффективной модели правового регулирования муниципального контроля необходимо определить место муниципального контроля в регуляторной политике государства.

Обращаясь к вопросу о сущности муниципального контроля, следует отметить, что в соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Через органы местного самоуправления осуществляется специфическая деятельность публичной власти — принуждение. Органы местного самоуправления, так же, как и органы государственной власти, для того чтобы выполнять свои функции должны обладать рычагами принуждения к порядку, что и позволяет осуществить механизм муниципального контроля.

Противники существования самостоятельного муниципального контроля исходят из наличия значительного числа проблем, скопившихся в последние годы в сфере контроля, которые препятствуют эффективному функционированию этого института:

- отсутствие концепции и понимания дальнейшего развития муниципального контроля;

- сложность применения процедур муниципального контроля органами местного самоуправления, которые ограничены в финансовых, кадровых и организационных ресурсах;

- отсутствие установленного легального перечня видов муниципального контроля;

- несовершенство механизма взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти при осуществлении контроля;

- проблемы соотношения законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле и законодательства об административных правонарушениях.

В первую очередь частью 6 статьи 1 Закона установлено, что муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Это важное законодательное положение, отграничивающее муниципальный контроль от иных видов контроля (надзора) указанием исключительно на рамки вопросов местного значения.

Одной из ключевых проблем современной практики муниципального контроля является практически полное непонимание перечня видов муниципального контроля, осуществляемых муниципальными образованиями. Это не способствует эффективному функционированию института муниципального контроля в целом, размывая ответственность муниципалитетов и позволяя оказывать необоснованное давление на органы местного самоуправления со стороны органов прокуратуры.

Вместе с тем, Закон содержит общие основания установления видов контроля (надзора). Так, в соответствии с частью 8 статьи 1 Закона, виды контроля (надзора) разного уровня устанавливаются федеральным законом о виде контроля, которым должны быть определены наименование вида контроля (надзора) с отнесением к федеральному, региональному контролю (надзору) или муниципальному контролю (часть 10 статьи 1 Закона). Законом определены и иные положения, относящиеся к видам контроля (надзора), которые должны быть определены федеральным законом о виде контроля.

Кроме этого, важным нововведением является создание единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в который включаются сведения о видах контроля, осуществляющих их контрольных (надзорных) органах и иные сведения (статья 18 Закона).

Кроме того, существует проблема произвольного установления видов муниципального контроля в отраслевых законах, которые не будут связаны с закрепленными вопросами местного значения.

В этой связи, частью 9 статьи 1 Закона установлено, что вид муниципального контроля подлежат осуществлению при наличии в границах муниципального образования объектов соответствующего вида контроля. Порядок реализации данного механизма не приводится. Вероятно, в целях отказа от осуществления того или иного вида муниципального контроля на территории соответствующего муниципального образования, необходимо принятие соответствующего мотивированного решения уполномоченного органа местного самоуправления.

- федеральные законы о видах муниципального контроля;

- положения о видах муниципального контроля.

С учетом специфики организации местной власти данная система не должна быть излишне запутанной и должна обеспечивать некоторую гибкость, призванную обеспечить учет особенностей всех видов муниципальных образований.

Ключевым правовым документом на уровне муниципального образования, определяющим основные вопросы порядка организации каждого вида муниципального контроля и учесть особенности конкретного муниципалитета, должно стать положение о соответствующем виде муниципального контроля, которое должно быть утверждено представительным органом.

В соответствии с постановлением Государственной Думы Минэкономразвития России разработает методические рекомендации по принятию положений о видах муниципального контроля.

Важным нововведением является отказ от использования административных регламентов осуществления видов муниципального контроля, что должно упростить регулирование и устранить дублирование правовых норм.

Законопроектом предусматривается функционирование муниципальных контрольных (надзорных) органов, определяемых в соответствии с уставом муниципалитета. Одно из нововведений, предполагает, что осуществление отдельных видов муниципального контроля или отдельных полномочий по его осуществлению в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, может быть возложено на муниципальные учреждения. Данная норма позволит привлекать к осуществлению муниципального контроля подведомственные учреждения в условиях ограниченного ресурса самих органов местного самоуправления.

С учетом специфики организации местной власти, система муниципального контроля не должна быть излишне сложной для органов местного самоуправления и должна обеспечивать необходимую гибкость.

С учетом изложенного, одной из задач, решаемой группой разработчиков Закона, являлась задача по оптимизации процедур осуществления муниципального контроля с учетом имеющихся ограниченных финансовых, кадровых и организационных возможностей муниципальных образований. В связи с этим, Законом предусмотрены некоторые изъятия из общего регулирования для муниципального контроля.

Главным инструментом контрольного (надзорного) органа, по смыслу нового Закона, является контрольно-надзорное мероприятие, которое представляет собой комплекс взаимосвязанных действий, включающих контрольно-надзорные действия, предусмотренные законом, совершаемые контрольным (надзорным) органом в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Таких мероприятий проектом предусмотрено девять: 7 мероприятий со взаимодействием с контролируемыми лицами (контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка) и 2 мероприятия без взаимодействия (наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование).

Перечень видов контрольных (надзорных) мероприятий, которые применяются при осуществлении каждого вида муниципального контроля устанавливается положением о виде контроля каждым муниципалитетом самостоятельно с учетом обеспечения эффективности контроля и достаточности, а также с учетом организационных и кадровых возможностей муниципального органа контроля.

Новый Закон устанавливает и важную систему досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, которая должна работать на базе специально созданной информационной системы. Работа этой системы на муниципальном уровне также будет зависеть от готовности муниципалитета к ее использованию. Частью 4 статьи 39 Закона предусмотрено, что положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебный порядок подачи жалоб при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется, если иное не установлено законодательством.

Кроме того, особого внимания заслуживает связь муниципального контроля с новым законодательством об административных правонарушениях, которое сейчас находится в стадии разработки. При этом, необходимо иметь ввиду, что в данной сфере на органы местного самоуправления распространяется как действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так и законодательство субъектов Российской Федерации об административной ответственности. Их коллизии зачастую не дают возможности осуществления полноценного контроля за исполнением обязательных требований на местном уровне, что снижает эффективность местной власти.

В этом смысле, проводимая реформа требует новых подходов в обеспечении связи законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле и законодательства об административных правонарушениях в части повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственного контроля, доступа органов местного самоуправления к статистической и персональной информации о контролируемых лицах, предоставлении органам местного самоуправления прав полноценных субъектов административной юстиции.

Только в этом случае, начатые реформы в сфере муниципального контроля приведут к достижению целей муниципального контроля – обеспечению благополучия населения на территориях муниципальных образований.

1.2. Настоящий Регламент определяет порядок деятельности Общественного совета при Министерстве экономического развития Российской Федерации (далее – Совет), вопросы его внутренней организации и взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации (далее – Министерство).

II. Организационная структура совета

2.1. В состав структуры Общественного совета входят:

  • Председатель Совета и его заместители;
  • члены Совета;
  • ответственный секретарь и секретариат Совета;
  • комиссии Совета;
  • председатели комиссий Совета и их заместители;
  • ответственные секретари комиссий Совета;
  • рабочие группы Совета;
  • председатели рабочих групп Совета и их заместители;
  • ответственные секретари рабочих групп Совета.

2.2. Председатель Совета имеет право:

  • утверждать план работы Совета на год;
  • проводить заседание;
  • созыва внеочередного заседания;
  • решающего голоса при голосовании;
  • подписывать протоколы заседаний;
  • согласовывать проекты документов и иных материалов для обсуждения на заседании;
  • создавать комиссии и рабочие группы;
  • входить в состав Коллегии Министерства экономического развития Российской Федерации и выступать на заседании итоговой коллегии.

2.3. В случае отсутствия Председателя Совета его полномочия осуществляет заместитель Председателя Совета.

2.4. Ответственный секретарь Совета и (или) секретариат Совета (далее – Секретариат):

  • уведомляют членов Совета о дате, месте и повестке предстоящего заседания, а также об утвержденных планах работы Совета;
  • готовят и согласуют с Председателем Совета проекты повестки и протокола, обобщают иные материалы для обсуждения на заседании;
  • ведут, оформляют, согласовывают с Председателем Совета и рассылают членам Совета протокол заседания и иные документы и материалы;
  • хранят документацию Совета и готовят в установленном порядке документы для архивного хранения;
  • обеспечивают сбор мнений членов Совета по результатам предварительного изучения материалов, обобщают и доводят до сведения Председателя Совета (до проведения заседания).

2.4.1. Для взаимодействия с Секретариатом директорам департаментов Министерства необходимо определить ответственного исполнителя от департамента с перечислением функций (распоряжение) и представить информацию ответственному секретарю Совета.

2.4.2. При изменении кандидатуры ответственного исполнителя необходимо актуализировать распоряжение в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Регламента.

2.5. По запросу Министерства Председатель Совета или заместитель Председателя Совета определяет кандидатуры из числа членов Совета
для участия в работе:

  • аттестационных комиссий Министерства;
  • комиссии по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы;
  • комиссии по включению в кадровый резерв Министерства.

III. Формирование плана работы совета

3.1. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы Общественного совета на год (далее – План), который состоит из перечня вопросов, относящихся к сфере деятельности Министерства, рассмотрение которых на заседании Совета является обязательным в очередном календарном году.

План формируется на основе законопроектов, входящих в компетенцию Министерства, после одобрения Правительством Российской Федерации плана законопроектной деятельности, предложений членов Совета и департаментов Министерства на текущий календарный год.

3.2. Предложения по вопросам для включения в План направляются:

а) членами Совета по итогам первого заседания (пункт 3.5 Положения об Общественном совете при Министерстве экономического развития Российской Федерации) в срок, указанный в протоколе заседания, или по запросу ответственного секретаря Совета в течение 10 дней со дня поступления запроса;
б) директорами департаментов Министерства (согласованные с курирующими заместителями Министра) ответственному секретарю Совета не позднее 10 дней с даты утверждения плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации для обобщения.

3.3. Предложения для включения в План должны состоять из формулировки вопроса, выносимого на заседание Совета, с кратким обоснованием необходимости его рассмотрения, даты рассмотрения (месяц/квартал) с указанием докладчика (директор департамента и (или) курирующий заместитель Министра, член Совета), формы проведения заседания (очная/в режиме видео-конференц-связи).

3.4. Сформированный проект Плана направляется:

  • на предварительное рассмотрение Председателю Совета в течение 3 рабочих дней;
  • затем на согласование Министру.

3.5. Утвержденный Председателем Совета План рассылается членам Совета и размещается на сайте Министерства в течение 5 рабочих дней после подписания протокола заседания, на котором он был утвержден.

3.6. По решению ответственного секретаря Совета (по согласованию с Председателем Совета) в План могут быть внесены изменения.

Предложения по внеплановым вопросам (с обоснованием необходимости их рассмотрения) и материалы к заседанию, указанные в пункте 3.3 настоящего Регламента, направляются секретарю Совета не позднее чем за 20 дней до планируемой даты рассмотрения вопроса.

IV. Подготовка материалов к заседанию Совета

4.1. Члены Совета (инициаторы рассмотрения вопросов) и/или заинтересованные департаменты Министерства не позднее чем за 10 рабочих дней до начала заседания представляют ответственному секретарю Совета для формирования повестки заседания следующие материалы:

  • наименование вопроса;
  • краткая информационная справка к рассматриваемому вопросу;
  • необходимые проекты документов;
  • проект протокольного решения;
  • Ф.И.О. и должность докладчика (директор департамента/курирующий заместитель Министра);
  • основание для рассмотрения данного вопроса (пункт 4.2.).

4.2. Состав нормативных правовых актов и иных документов, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях Общественного совета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. № 877:

4.2.1. Нормативные правовые акты, определенные федеральными органами исполнительной власти и общественными советами при федеральных органах исполнительной власти как общественно значимые.

4.2.3. Нормативные правовые акты, которыми устанавливаются публичные нормативные обязательства, определяются размеры публичных нормативных обязательств и (или) устанавливается порядок их индексации, а также порядок исполнения публичных нормативных обязательств.

4.2.4. Государственные программы Российской Федерации, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти, за исключением государственных программ Российской Федерации, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения конфиденциального характера.

4.2.5. Федеральные целевые программы, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, за исключением федеральных целевых программ, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения конфиденциального характера.

4.2.6. Нормативные правовые акты, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти, предварительное обсуждение которых
на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти предусмотрено решением Правительства Российской Федерации.

4.3. В соответствии с техническими требованиями материалы должны быть представлены в формате, обеспечивающем возможность копирования, поиска фрагментов текста средствами веб-обозревателя. Нормативные правовые акты и иные акты, доклады, отчеты и иные документы размещаются на официальном сайте Министерства в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей (приказ Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г. № 407).

4.4. В случае если заседание проводится в очной форме, ответственные департаменты направляют в Секретариат информацию о необходимости присутствия/отсутствия представителей средств массовой информации на заседании.

4.5. В случае если ответственным департаментом принято решение о переносе даты рассмотрения вопроса, в адрес ответственного секретаря Совета департаментом направляется письмо с обоснованием причин и указанием новой даты рассмотрения в срок не позднее 3 рабочих дней до заседания, на котором должен был рассматриваться вопрос согласно утвержденному Плану.

4.6. В случае невозможности участия докладчика (директор департамента/курирующий заместитель Министра) по объективным причинам вопрос по решению Председателя Совета может быть снят с повестки заседания и его рассмотрение перенесено на более поздний срок.

4.7. Секретариат направляет:

а) за 10 рабочих дней до начала заседания – проект повестки и проекты документов для предварительного изучения членам Совета, которые в течение 5 рабочих дней направляют замечания (при наличии) в Секретариат.

Ответственные департаменты отрабатывают с Советом возникшие вопросы в течение 9 рабочих дней;

б) за 1 день до начала заседания итоговые материалы, указанные в пункте 4.1 настоящего Регламента, всем участникам заседания.

V. Порядок проведения заседания и подготовки решений Совета

5.1. Заседания могут быть проведены:

  • в очной форме (не реже одного раза в квартал);
  • в заочной форме (по решению Председателя Совета, по согласованию с Общественной палатой Российской Федерации);
  • в режиме видео-конференц-связи (ВКС).

5.2. Члены Совета обязаны лично участвовать в заседании либо выдать другому члену Совета доверенность на исполнение его полномочий (с указанием сроков) в период его отсутствия.

5.3. Решения Совета по рассмотренным вопросам принимаются открытым голосованием простым большинством голосов (от числа присутствующих).

5.4. При равенстве голосов Председатель Совета, а в случае его отсутствия – заместитель Председателя Совета имеет право решающего голоса.

5.5. Решения Совета отражаются в протоколе заседания. Члены Совета, не согласные с решениями Совета, вправе изложить свое особое мнение в письменном виде, которое в обязательном порядке передается в однодневный срок после проведения заседания в Секретариат и вноситься в протокол.

5.6. Протокол подписывается Председателем Совета либо его заместителем и направляется Секретариатом:

  • в департаменты Министерства;
  • членам Совета;
  • в Общественную палату Российской Федерации.

5.8. В течение 15 дней со дня подписания протокола департаменты направляют ответственному секретарю Совета отчет (согласно прилагаемой форме) об исполнении либо основание (причины неисполнения) по каждому пункту протокола, относящемуся к сфере деятельности соответствующего департамента, если иное не указано в протоколе.

VI. Порядок упрощенного рассмотрения запросов членов Совета

6.1. Запросы членов Совета в адрес Министерства (далее – запросы) подлежат обязательному рассмотрению.

6.3. Запросы подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с даты поступления в Министерство.

6.4. При упрощенном рассмотрении запросы рассматриваются Министерством в течение 25 дней, если для подготовки ответа не требуется получение документов и материалов от других государственных органов власти, органов местного самоуправления, иных лиц.

6.6. В случае если ответ на запрос не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, члену Совета, направившему запрос, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного им вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Читайте также: