Идея правового государства перекликается и тесно сопряжена с рядом близких идей такими как идеи

Обновлено: 14.05.2024

Задание 2.

Запишите известные Вам политические партии и неполитические объединения России, связанные с политической деятельностью.

Задание 3.

Задание 4.

Дайте обоснованный ответ на вопрос: “В чем выражается определенное воздействие общественных организаций на государство?”

Задание 5.

Задание 6.

Один из анекдотов утверждает, что однажды Александр Македонский, Цезарь и Наполеон наблюдали парад войск на Красной площади.

– Если бы у меня были такие танки, – сказал Александр Македонский, – я был бы непобедим.

– Если бы у меня были такие самолеты, – говорит Цезарь, – я завоевал бы весь мир.

– А если бы у меня была современная пресса, – заметил Наполеон, – мир никогда не узнал бы о моем поражении при Ватерлоо.

Как Вы думаете, какую роль играют средства массовой информации в политико-правовых отношениях? Почему СМИ называют четвертой властью? Каковы должны быть взаимоотношения государственных и частных СМИ с государством?

Тема 4.2. Демократия, ее формы и институты.

Задание 1.

Используя полученные знания, ответьте на вопрос: “Тождественна ли античная демократия её современным формам?” Ответ обоснуйте.




Задание 2.

Попробуйте, встав на позиции противников представительной демократии, подобрать соответствующие аргументы (не менее пяти), обоснуйте их историческими примерами. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Используя справочную литературу, дайте определения терминам:

Выборы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Избирательное право ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Избирательный процесс __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Избирательная квота ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Абсентеизм _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Укажите, какими недостатками, на Ваш взгляд, обладают мажоритарные системы относительного и абсолютного большинства.

Задание 5.

Укажите, какими недостатками, на Ваш взгляд, обладает прямая демократия.

Задание 6.

Укажите, какие достоинства и недостатки на Ваш взгляд, присущи референдуму, как форме прямой демократии?

Тема 4.3. Правовое государство

Задание 1.

Задание 2.

В настоящее время в конституциях многих государств (ст.1 Конституции РФ) есть положения, определяющие эти государства как правовые. Как Вы считаете, является ли Россия на самом деле правовым государством? Какие, на Ваш взгляд, признаки правового государства ещё не получили в России должного развития?

Задание 3.

Задание 4.

Как Вы думаете, почему эти пределы государству может установить право? Почему правовое государство ассоциируется в первую очередь с порядком и пресечением произвола власти?

Задание 5.

Идея правового государства перекликается и тесно сопряжена с рядом близких идей, такими как идеи разделения властей, господства права, обеспечения прав человека. Но, тем не менее, каждая из них – это самостоятельные цели, задачи, механизмы реализации. Уточните различия между ними.

Задание 6.

В середине 50-х гг. XX в. Верховный Суд США вынес решение по делу Брауна, которым фактически отменил сегрегацию в американских школах. Тем самым был нанесен смертельный удар расовой дискриминации, процветавшей в стране в тот период. Для выполнения этого судебного решения президент Д.Эйзенхауэр был вынужден применить войска против мятежных расистских штатов, не желавших подчиниться решению суда.

Как Вы относитесь к использованию оружия для утверждения режима верховенства закона? Имеют ли значения в правовом государстве средства, применяемые для действия механизмов обеспечения законов?

Тема 4.4. Государство и личность

Задание 1.

Используя словарный материал, дайте определения следующим терминам:

Филиация _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Натурализация __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Апатрид _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оптация _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реинтеграция ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Используя знания, полученные при изучении данной темы, начертите схему способов приобретения гражданства.

Задание 3.

На основании текста ФЗ Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” заполните таблицу “Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации”

Основания приобретения гражданства Основания прекращения гражданства

Задание 4.

Используя положения Всеобщей декларации прав человека и Конституцию Российской Федерации, укажите в таблице конкретные статьи по группам прав и свобод граждан.

Группа прав и свобод граждан Декларация прав человека ООН Конституция РФ
Гражданские
Политические
Экономические
Социальные
Культурные

Задание 5.

Задание 6.

Как Вы думаете, не является ли это нарушением права человека на индивидуальный облик?

Задание 7.

О каком типе государства шла речь? В чем его суть?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ ПРАВА

Тема 5.1. Право в системе социальных норм

Задание 1.

Вопросы для сравнения Право Нормы морали Корпоративные нормы
Способ установления
Форма закрепления
Способ защиты
Сфера действия

Здание 2.

Определите, к какому виду социальных норм относятся данные нормы:

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Общество любителей-рыболовов организуется для совместного проведения походов, рыбной ловли и пр. Его члены обязаны платить взносы, посещать занятия, собрания.

Задание 3.

Житель города Тула совершил убийство другого жителя этого города и был задержан сотрудниками милиции. Начальнику РОВД убийца заявил, что убийство было совершено из кровной мести. После этого объяснения он был отпущен. Как Вы считаете, могут ли обычаи влиять на нормы права? Соответствует ли нормам права поведение сотрудника милиции?

Задание 4.

Тема 5.2. Норма права

Задание 1.

Подберите из Гражданского или Уголовного кодексов РФ пример статьи, содержащей регулятивную норму, и пример статьи, содержащей охранительную норму

Задание 2.

Найдите в тексте Конституции РФ 1993 г. нормы-правила поведения, нормы-принципы, нормы-задачи и нормы-дефиниции.

Задание 3.

Определите структурные части правовой нормы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Определите структурные части правовой нормы статей Гражданского кодекса РФ 139, 149, 151, 152, укажите их виды.

Задание 5.

Определите способ изложения правовой нормы в статье.

Задание 6.

Определите вид диспозиции данной правовой нормы.

Задание 7.

Определите вид диспозиции и санкции правовой нормы.




Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Гражданское общество основано на уважении к праву, ориентировано на конкретного человека, обеспечивает свободу развития личности, реальность прав и свобод человека, вырабатывает механизмы контроля за деятельностью государства.

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов, располагающих комплексом прав в различных сферах общественной жизни. В экономической сфере каждый индивид выступает собственником, т.е. реально обладает средствами, необходимыми для его нормального существования. В социальной сфере индивид принадлежит к определенной социальной группе, однако он вправе самостоятельно определять эту принадлежность. В политической сфере индивид не зависит от государства, может быть или не быть членом какой-либо политической партии, участвовать или не участвовать в выборах и т.д. В духовной сфере индивид располагает свободой своего культурного развития.

В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы человека. В нем действуют разнообразные общественные институты (партии, профсоюзы, объединения и т.д.), позволяющие реализовывать потребности и интересы индивида. Гражданское общество обладает возможностью к саморазвитию, независимо от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать влияние государственной власти.

Гражданское общество развивается вместе с государством, которое впитывает некоторые его черты. Таким образом, государство движется по пути к правовому. В этом смысле правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества. В состав гражданского общества входят социально-экономические отношения и институты, общественные объединения, профсоюзы и политические партии, сфера воспитания, образования, науки и культуры, средства массовой информации, семья, церковь и др. Все они составляют структуру гражданского общества, которая представляет собой внутреннее его строение, отражающее многообразие и взаимодействие всех составных частей.

Гражданское общество включает в себя три уровня общественных отношений. Первый из них связан с воспроизводством человека, воспитанием детей, семьей, бытом, образованием, культурой. Второй охватывает сферу экономики с многообразием действующих здесь субъектов. Третий уровень связан с политической жизнью общества, субъектами которой выступают граждане, их объединения и государство.

Гражданское общество тесно связано с политической системой общества. И там, и там действуют одни и те же субъекты. Тем не менее структура гражданского общества шире, чем структура политической системы. В последнюю не входят семья, воспитание, образование, социально-экономические отношения. Через политическую систему гражданское общество тесно связано с государством. Становлению и развитию гражданского общества способствуют культурное состояние общества, правовой характер государства, расширение прав и свобод граждан. Доминирование государства над обществом — основное препятствие развития гражданского общества. В условиях демократии общество добивается децентрализации государственной власти за счет расширения прав самоуправления, укрепляется представительный принцип в формировании высших органов власти. Все это усиливает контроль за государством со стороны общества и создает условия для полной реализации прав и свобод граждан.

Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского общества и государства затруднено рядом объективных причин. Государство построено как вертикальная система органов, связанных отношениями субординации. Главная функция государства — управление обществом. Нередко она реализуется в ущерб общественным интересам. Гражданское общество построено на горизонтальных связях его субъектов, взаимодействующих на началах свободы и равенства. Деятельность государства осуществляется на основе права, тогда как жизнь гражданского общества выходит за рамки правовых норм.

Устранение противоречий между гражданским обществом и государством, установление приоритета прав личности и свободного ее развития в деятельности государства должно привести к формированию правового государства.

Правовое государство — это такая организация государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.

Идея правового государства возникла в глубокой древности как реакция на произвол и злоупотребление властью. Средство от всевластия государства нашли в праве, которое, имея преимущественно формально-определенный характер и письменную форму, может регламентировать полномочия государства, определив пределы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.

О значении закона говорили философы древности. Пифагор худшим из зол считал беззаконие и произвол, а высшей добродетелью — соблюдение законов. По мнению Платона, если закон не имеет силы, неизбежна гибель государства. Аристотель подчеркивал, что там, где отсутствует власть закона, не может быть государственного строя. Древнеримский политик и оратор Цицерон утверждал, что право должно основываться на справедливости, права человека принадлежат ему от природы, поэтому под действие закона должны подпадать все граждане и даже рабы, а не только узкий круг избранных лиц, стоящих у власти.

Идея правового государства получила свое дальнейшее развитие в трудах философов Нового времени. Так, К.Ясперс считал, что государство является правовым, если в нем действует свобода, основанная на законах, и приводил в пример Англию, где существует реальное уважение к праву и суду. По мнению Д.Локка в правовом государстве должен действовать закон, обеспечивающий естественные права человека. Государство должно устанавливать такие законы и охранять их от нарушений.

Ш. Монтескье связывал господство гражданской и политической свободы с установлением режима законности и безопасности граждан. В развитие этого утверждения он разработал теорию разделения властей, взаимно уравновешивающих друг друга. И.Кант поддерживал идею разделения властей, подчеркивая принцип верховенства народа, который проявляется в праве народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции. Государство, действующее на основе конституционного права, выражает волю народа и не может ограничить личную свободу граждан. Если государство уклоняется от этого правила, то оно может потерять доверие граждан.

Д.Дидро считал, что государство возникает в результате общественного договора, по которому люди передают государству часть своих прав ради обеспечения остальных и объединения общей воли и интересов. Таким образом, государственная власть основана на воле народа. Именно он является носителем суверенитета. Главная же цель государства состоит в обеспечении и защите прав граждан.

Г. Гегель видел в государстве наиболее совершенную организацию общественной жизни, построенной на правовой основе. Он приравнивал государство к праву, только более развитому и содержательному, включающему в себя весь комплекс прав личности, семьи и общества. Государство в таком его понимании выступает, по словам Гегеля, царством реализованной свободы.

В российской политической мысли идея государства, подчиненного праву, нашла отражение в трудах А.Н.Радищева, П.И.Пестеля, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского и др. На рубеже XIX — XX вв. концепцию правового государства разрабатывали Н. М. Коркунов, П.И.Новгородцев, С.А.Муромцев, Г.Ф.Шершеневич и др. В советской правовой науке идея правового государства отрицалась как буржуазная. Лишь в последние годы, особенно после принятия Конституции 1993 г., рассмотрению основ правовой государственности стало уделяться пристальное внимание.

В настоящее время в конституциях многих государств (ФРГ, США, Российской Федерации, Франции, Австрии и др.) есть положения, определяющие эти государства как правовые. В действительности правовое государство скорее идеал, который пока не достигнут, но к которому надо стремиться. В первую очередь это касается России, которая делает только первые шаги на пути к правовой государственности.

Идея правового государства стала востребованной и получила основополагающее свое развитие в период буржуазных революций в Европе, покончивших с периодом феодализма. С того времени идет длительный процесс становления правовой государственности во многих странах. В ряде государств он имел поступательное движение, в некоторых — был прерван установлением тоталитарных режимов (например, фашистский режим в Германии). Все это доказывает, что для формирования правового государства требуется создание ряда объективных предпосылок.

В современной науке выделяют так называемые основы правового государства — предпосылки его формирования. Экономической основой выступает многоукладная экономика, в рамках которой существуют различные формы собственности. Государство устанавливает правовые основы цивилизованной конкуренции, не допуская монополизации в экономике, ущемляющей интересы потребителей. Социальную основу составляют сформированные институты гражданского общества, создающие условия для всестороннего развития личности. В социальной структуре общества доминирует средний класс, служащий залогом политической стабильности. Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, наблюдает за его действиями, следит, чтобы они не выходили за рамки закона. Политическая основа проявляется в суверенитете государства, гармонично сочетающем суверенитет народа и национальный суверенитет. Нравственная основа состоит в утверждении в обществе принципов гуманизма, приоритета прав и свобод личности, уважения к правам других людей.

Правовое государство может возникнуть только там, где общество имеет стойкие демократические, политические, культурные традиции. Ценности гуманизма и справедливости должны разделяться всеми членами общества. Государство развивается вместе с обществом, поэтому становление гражданского общества служит необходимой предпосылкой формирования правового государства. Становление правового государства требует высокого уровня правовой культуры и правосознания. Только в этих условиях будут полностью исполняться предписания правовых норм. Напротив, построение правового государства затруднено в том обществе, где существуют проявления правового нигилизма.

В правовом плане предпосылкой формирования правового государства должно стать создание правовых законов, провозглашающих принципы равенства и справедливости и отвергающих произвол государственной власти. На основе этих законов утверждается правовой характер взаимоотношений государства и граждан, основанный на установлении их взаимных прав и обязанностей. При этом права и свободы граждан рассматриваются как объективные и неотчуждаемые, а их защита составляет одну из основных обязанностей государства. Наконец, должны быть созданы такие механизмы, которые исключили бы возможность монополизации власти каким-либо одним лицом, политической партией или государственным органом. Эти механизмы состоят в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, конституционной регламентации их полномочий и контроле за их деятельностью со стороны общества.

Созданное на таких основах правовое государство должно обладать следующими основными признаками:

— взаимная ответственность государства и личности.В правовом государстве не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство несет ответственность перед гражданами. Ответственность личности перед государством строится на правовых началах. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер и соответствовать тяжести правонарушения. Ответственность государства проявляется в ответственности отдельных его органов и должностных лиц. Это, например, ответственность правительства перед парламентом, депутатов — перед избирателями, юридическая (дисциплинарная, уголовная и др.) ответственность должностных лиц и т.д.;

— разделение властей.Разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предотвращает возможность злоупотреблений со стороны любой из них. Каждая из властей занимает определенное место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей функции. При этом признак разделения властей станет жизнеспособным, если он будет обеспечиваться системой сдержек и противовесов. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые гарантируют их не зависимость и взаимоограничение. В федеративном государстве рассматриваемый признак дополняется вертикальным разделением властей между федеральным центром и субъектами федерации;

— идеологический и политический плюрализм. В правовом государстве существует реальная возможность излагать и пропагандировать свои политические взгляды. В обществе на равных функционируют различные политические организации, ведущие борьбу за власть цивилизованными демократическими способами. Каждый гражданин самостоятельно решает, каких взглядов ему придерживаться, какой партии принадлежать.

Вопросы и задания

2. Что такое правовое государство? Какие этапы прошло развитие идеи правового государства?

3. Какие предпосылки необходимы для создания правового государства?

4. Назовите признаки правового государства.

5. Какие проблемы формирования правового государства существуют в современной России?

6. Прочитайте высказывания философов и правоведов прошлого и объясните, как их взгляды повлияли на развитие идеи правового государства.

Конгресс, 4 июля 1776 г.

Принята единогласно тринадцатью Соединенными Штатами Америки

Когда ход событий приводит к тому, что один из народов вынужден расторгнуть политические узы, связывающие его с другим народом, и занять самостоятельное и равное место среди держав мира, на которое он имеет право по законам природы и ее Творца, уважительное отношение к мнению человечества требует от него разъяснения причин, побудивших его к такому отделению.

Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. Разумеется, благоразумие требует, чтобы правительства, установленные с давних пор, не менялись под влиянием несущественных и быстротечных обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех пор, пока их можно терпеть, нежели использовать свое право упразднять правительственные формы, ставшие для них привычными. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствуют о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становятся правом и обязанностью народа. Эти колонии длительное время проявляли терпение, и только необходимость вынуждает их изменить прежнюю систему своего правительства. История правления ныне царствующего короля Великобритании — это набор бесчисленных несправедливостей и насилий, непосредственной целью которых является установление неограниченного деспотизма.

Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М., 1996.

Гражданское общество и перспективы демократии в России. М., 1994.

Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования / Отв. ред. Г.Н. Манов. М., 1991.

Исследования теоретических проблем правового государства. М., 1996.

Карпова И.Н. Социальное государство в эпоху глобализации //Гражданин и право. 2006. № 1.

Кошеваров А.Н. Государство и церковь. СПб., 1995.

Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. М., 1982.

Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. М., 1999.

Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7. С. 5-14.

Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. 1996. № 5. С. 3-13.

Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция теории и практика. СПб., 1998.

Мировой опыт государственно-церковных отношений. М., 1998.

Моцонашвили Т. Социальное государство в Западной Европе. М., 1999.

Отношения государства и церкви. М. 2008.

Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики. М., 1994.

Соколов А.Н. Правовое государство. Идея, теория, практика. Курск, 1994.

Старшова У.А. Социальное государство: конституционно-правовой анализ //Вестник Саратовской государственной академии права. 2004. № 1.

Родионова О.В. Социальная функция современного государства. М. 2006.

Улиев А.И. К вопросу современного правового государства //История государства и права. 2007. № 1.

Утяшев М.М. Современные представления о правовом государстве //Правовое государство. 2005. № 1.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: Введение в теорию. М., 1993.

Задания и контрольные вопросы

2. Идея правового государства перекликается и тесно сопряжена с рядом близких идей, такими как идея разделения властей, господства права, обеспечения прав человека. Но тем не менее каждая из них – это самостоятельные цели, задачи, механизмы реализации. Уточните различия между ними.

3. В середине 50 -х гг. XX в. Верховный Суд США вынес решение по делу Брауна, которым фактически отменил сегрегацию в американских школах. Тем самым был нанесен смертельный удар расовой дискриминации, процветавшей в стране в тот период. Для выполнения этого судебного решения президент Д. Эйзенхауэр был вынужден применить войска против мятежных расистских штатов, не желавших подчиниться решению суда. Как Вы относитесь к использованию оружия для утверждения режима верховенства закона? Имеют ли значения в правовом государстве средства, применяемые для действия механизмов обеспечения законов?

ТЕМА 10. ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ПРАВА. ПРИНЦИПЫ ПРАВА (4 часа)

Цель: изучение сущности и содержания права. Уяснение ценностей и целей права с правовыми принципами, формы выражения принципов права их классификация, предназначение права.

Вопросы

1. Право как комплексное явление. Право в объективном и субъективном смысле. Право в единстве естественных и позитивных начал.

2. Специфические свойства права: нормативность, системность, формальная определенность, государственно-волевой характер, принудительная обеспеченность.

3. Онтологическая и инструментальная ценность права.

4. Право как прогресс и регресс человечества, его достоинства и недостатки. Прогресс в праве, его показатели.

5. Понятие принципов права. Соотношение ценностей и целей права с правовыми принципами. Формы выражения принципов права: принципы-идеи и принципы-нормы. Отличие норм-принципов от иных правовых норм.

6. Функции принципов права.

7. Система принципов права, их классификация. Характеристика всеобщих, специально-юридических и отраслевых принципов права.

Нормативные источники

Гражданский кодекс РФ. Ст. ст. 1,6.

Уголовный кодекс РФ. Ст. ст. 3-7.

Семейный кодекс РФ. Ст. 1

Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Ст. ст. 6-19.

Трудовой кодекс РФ. Ст. ст. 2, 3, 4.

Кодекс РФ об административных правонарушениях. Ст.1.4; 1.5; 1.6.

Гражданский процессуальный кодекс РФ. Ст. ст. 1-3, 5-14.

Дополнительная литература

Агешин Ю.А. Политика, право, мораль. Право. М., 1982.

Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971.

Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.

Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание, назначение и социальная ценность. М., 2009.

Алексеева Н. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. 1993. № 6.

Бабенко А.Н. Проблемы обоснования ценностных критериев в праве //Государство и право. 2002. № 7.

Вопленко Н.Н. Сущность, принципы и функции права. Волгоград, 1998.

Емельянов С.А. Право: определение понятия. М., 1992.

Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве РФ // Государство и право. 1996. № 11. С. 92-98.

Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002.

Лифшиц Р.З. Теория права. М., 2002 г.

Мальцев Г.В. идр. Право и политика современной России. М., 1996. Глава VI.

Мальцев Г.В. Понимание права: подходы и проблемы // Право и образование. 2000. № 3. С.77-87.

Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997.

Радько Т.Н., Толстик В.А. Функции права. Н. Новгород, 1995.

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

Чернобель Г.Т. Право как мера социального блага //Журнал российского права. 2006. № 6.

Шикин Е.П. Что такое право. М., 1996.

Явич Л.С. Сущность права. М., 1987.

Задания и контрольные вопросы

2. Имеет место точка зрения о том, что право как таковое существует благодаря нарушениям законов, а юристы нужны лишь за тем, чтобы бороться с ними. Вы разделяете подобные взгляды? Только ли в этом заключается социальное назначение права и значимость юридической профессии?

«…Троекуров узнал заседателя Шабашкина и велел его позвать…

-У меня сосед есть, - сказал Троекуров, - мелкопоместный грубиян; я хочу взять у него имение, как ты про то думаешь?

-Ваше превосходство, коли есть какие-нибудь документы или…

-Врешь, братец, какие тебе документы. На то указы. В том-то и сила, чтобы без всякого права отнять имение. Постой, однако ж. Это имение принадлежало некогда нам, было куплено у какого-то Спицына и продано потом отцу Дубровского. Нельзя ли к этому придраться?

-Мудрено, ваше высокопревосходительство; вероятно, сия продажа совершена законным порядком.

-Подумай, братец, поищи хорошенько.

-Если бы, например, ваше превосходительство могли каким ни есть образом достать от вашего соседа запись или купчую, в силу которой владеет он своим имением, то конечно…

-Понимаю, да вот беда – у него все бумаги сгорели во время пожара.

4. Приведите примеры принципов права, получивших закрепление в Конституции Российской Федерации.

6. Ознакомьтесь с положениями ст. 7 УК РФ и раскройте содержание принципа гуманизма. Каково соотношение содержания общесоциального и уголовно-правового принципа гуманизма?

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом. В нем признаются права и свободы человека, а основой является принцип разделения государственной власти - законодательной исполнительной и судебной.

Основные идеи - свобода, капитализм, господство права, демократия.
Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав, приоритета гражданина в его отношении с государством. Понятие “правовое государство" - это фундаментальная ценность, такая же как демократия, гуманизм, либерализм и другие.
Суть идеи правового государства в господстве права в общественной и политической жизни.

Признаки:

- Верховенство закона во всех сферах жизни общества
- Деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
- Взаимная ответственность личности и государства.
- Реальность прав и свобод гражданина
- Политический и идеологический плюрализм
- Стабильность законности и правопорядка в обществе
- Приоритет международного права над национальным

Отличие правового государства от государства, как такового:

Правовое государство - это особая форма организации политической власти, при которой гарантируются естественные права человека, проводится разделение государственной власти на три части, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

В правовом государстве именно закон выше всех желаний и интересов. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перестроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают в независимости от статуса человека.

Не правовое государство:

История появления идеи правового государства:

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как дл

я граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью.
Также Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах

Аристотель

государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.

С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-прав овую общность людей.

Цицерон


Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),

олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и р азвитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени.


В основе современных к онцепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на

Ж. Руссо

смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит

Впервые законодательное за крепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789).

Читайте также: