Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности

Обновлено: 04.07.2024

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.

    Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

    Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

    Основной целью настоящей работы является, изучив нормативный и научный материал, рассмотреть одну из основ конституционного строя Российской Федерации – политическое и идеологическое многообразие.

    Для достижения указанной цели следует решить ряд задач:

    проанализировать конституционное закрепление идеологического и политического многообразия в Российской Федерации;
    выявить понятие, черты и виды политических партий, их роль в политическом процессе;
    рассмотреть вопрос о функционировании гражданского общества;
    выяснить аспекты правового регулирования организации и деятельности политической партии;
    выявить проблемы становления многопартийности в современной России.

    Работа содержит 1 файл

    КУРСОВАЯ ПО КПРФ.doc

    "> Гражданское общество есть та социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод граждан и их объединений.

    3 Правовое регулирование организации и деятельности политической партии

    Деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О политических партиях" и иными законами актами.

    Государство на законодательной основе гарантирует политическим партиям свободу деятельности и функционирования. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними.

    Законодательство Российской Федерации предусматривает следующие аспекты организации и деятельности политических партий 12 :

    - создание политической партии;

    - государственная регистрация политической партии;

    - внутреннее устройство политической партии;

    - права и обязанности политической партии;

    - государственная поддержка политических партий;

    - государственное финансирование политических партий;

    - участие политических партий в выборах и референдумах;

    - приостановление деятельности и ликвидация политических партий.

    Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации идеологическое и политическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партии предоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои ряды. В то же время государство обязуется соблюдать по отношению к партиям, их деятельности нейтралитет: оно не может провозглашать какую-либо одну партию в качестве ведущей, основной силы политической системы общества, создавать какие-либо льготы и преимущества для деятельности одних партий перед другими.

    Действенной гарантией принципа идеологического многообразия служит закрепленный в ч. 3 ст.13 Конституции принцип политического многообразия, многопартийности 13 .

    Партии, выражая политическую волю своих членов, своими основными задачами видят участие в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей, избранных в законодательные и иные представительные органы власти. Партии принимают программные документы, публикуемые для всеобщего сведения, ежегодно оглашают свои бюджеты, не могут получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных граждан, государств и организаций.

    Политическая партия, в соответствии с законодательством РФ должна отвечать следующим требованиям:

    - политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

    - руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

    Партии имеют право выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, формировать фракции из своих сторонников в представительных органах.

    Конституция закрепляет равенство всех партий перед законом, так же соперничество партий должно проходить в в рамках конституционных отношений. Оно выливается в форму избирательной борьбы, где силы противников оцениваются по количеству полученных голосов 14 .

    Закрепляемые законодательством обязанности политических партий, как бы они ни формулировались, носят отнюдь не декларативный характер - невыполнение их влечет за собой применение различного рода санкций, которые предусматриваются как специальными законами о политических партиях, так и иными законодательными актами (например, уголовным законодательством, законами о финансировании политических партий). Устанавливается юридическая ответственность политических партий за правонарушения, определяются конкретные составы правонарушений и соответствующие санкции.

    4 Проблемы становления многопартийности в современной России

    Многопартийность — существенная характеристика демократического правового строя. У каждой страны свой путь к демократии, парламентаризму и многопартийности; Особенность нашего пути была обусловлена долгим господством тоталитарной однопартийной системы, а также форсированными темпами демократических преобразований 15 .

    После преодоления монополии КПСС в обществе бурно пошли процессы становления политического плюрализма, формирования политических партий и движений. Первоначально эти процессы в значительной мере были инициированы самим обществом и намного опережали правовое регулирование в данной сфере. Позднее укрепившаяся после октября 1993 г. демократическая власть, заинтересованная в многопартийности парламентского типа, предприняла ряд важных шагов по стимулированию ее развития. Главный из них — введение смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системы со значительной долей пропорционального представительства (когда половина депутатов Государственной Думы избирается по партийным спискам).

    Можно сказать, что партийность:

    1. принадлежность человека к политической партии;
    2. идейная направленность мировоззрения, выражающая направленность определённых классов и социальных групп и проявляющаяся как в социальных, политических тенденциях, так и в личных позициях.

    В широком смысле партийность – принципы поведения людей, деятельности организаций, политической и идеологической борьбы. Партийность – результат и политическое выражение развитых классовых противоположностей; неразрывно связана с деятельностью политических партий.

    Как известно, политическими партиями считаются организации, борющиеся за власть. В условиях демократии эта борьба протекает в цивилизованных формах избирательного процесса. Тесная связь с институтом выборов, постоянное участие в избирательных кампаниях и являются основными конституирующими признаками политической партии. Политические партии — это общественные объединения, главной уставной целью которых является борьба за власть путем участия в выборах. Поэтому невозможно определить политический характер каких-либо общественных объединений до того, как они реализуют свой политический потенциал на выборах (нельзя же всерьез полагаться на те декларации политических целей, которые они записывают в своих уставах).

    В современной России существует проблема становления многопартийности.

    Впрочем, ценность многопартийности разделяется сегодня очень немногими. По данным Института комплексных социальных исследований Российской академии наук, доля респондентов, считающих важным право выбирать между несколькими партиями, сократилась за последние пять лет с 15,5 до 3,1 процента, а признающих значимость наличия оппозиции, способной контролировать Президента и Правительство, - с 20,6 до 14,7 процента. Уровень доверия к партиям как общественному институту составляет всего 5,7 процента 16 .

    Думается, это можно объяснить тем, что лидеры партий вместо того, чтобы предложить убедительные программы развития страны и повышения благосостояния народа, занимаются преимущественно взаимной критикой и не чураются популистских лозунгов.

    В настоящее время в России появилось много различных политических партий. Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций.

    Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом; пропагандировать свои взгляды, идеи; вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу.

    Политическое многообразие - это свобода политических мнений и политических действий, что предполагает создание равных возможностей участия в политическом процессе всем политическим партиям и другим общественным объединениям, действующим в рамках Конституции, существования многопартийности, а также право граждан состоять в любой партии или не состоять ни в какой.

    Конституция Российской Федерации устанавливает меру и принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации.

    Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:

    1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;

    2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно - популярных работ, трудов, статей и т.п.;

    3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя Российской Федерации;

    4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;

    5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

    Если обобщить эти признаки, то можно сказать, что с юридической точки зрения политическая партия — это добровольная устойчивая самоуправляющаяся организация определенной группировки общества, созданная на основе общности убеждений и целей ее членов, действующая на основе принципов демократии и гласности, имеющая своей главной задачей не извлечение прибыли или удовлетворение профессиональных, культурных и иных запросов своих членов, а участие в формировании и выражении политической воли народа и в борьбе за государственную власть мирными, конституционными средствами.

    Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

    Политическая партия, в соответствии с законодательством РФ должна отвечать следующим требованиям:


    Идеологическое разнообразие – понятие, рассматриваемое Конституцией РФ и регулируемое в нашей стране правовыми нормативами, законами.

    идеологическое многообразие

    Основа действующего порядка

    Изучая Конституцию, можно заметить, что уже в первой главе перечислено все фундаментальные правовые нормативы, значимые для нашей страны. Дальнейшее регулирование происходит, ориентируясь на эту базу. При этом во главу угла ставятся права, свободы гражданина. Также первая глава Конституции посвящена декларированию власти народа, объявлению экономического пространства единым. Здесь есть определенные уточнения касательно самоуправления на местах, собственности. Рассматриваются идеологическое многообразие, многопартийность, распределение власти по иерархической лестнице.

    Конституционный строй предполагает, что есть некоторые ценности социума, государства, признаваемые базовыми. Все они должны безоговорочно соблюдаться. Исключений нет, нормативы распространяются на отдельных людей и объединившиеся по какому-то признаку группы.

    Основа спокойствия и процветания

    Конституционные нормы можно сравнить со скелетом, на базе которого строится правовое регулирование в государстве. Этому каркасу подчиняются все правовые отрасли. Все законные акты страны должны соответствовать Конституции и посвящаться детальному раскрытию основных положений. Не является исключением и принцип идеологического многообразия.

    идеологическое и политическое многообразие

    Конституция декларирует взаимоотношения человека и государства. Фактически она – база правового положения отдельного гражданина. Закрепление в этом важнейшем правовом акте идеологического многообразия Российской Федерации стало очевидным доказательством того, что страна оставила в прошлом социализм. Если обратиться к действовавшей ранее Конституции (принятой в 1977 году в Советском Союзе), то можно увидеть, что базовый документ декларировал моноидеологию, а именно, научный коммунизм. Страна находилась под контролем Коммунистической партии, вынуждена была во всем подчиняться учению Маркса и Ленина.

    Свобода – это важно

    Насколько велико значение идеологического многообразия в РФ, можно понять, даже если просто оглянуться вокруг. Общество включает в себя обилие группировок, сформированных на основе конфессий, политических взглядов, социальных аспектов. Их интересы частично совпадают, но не всегда. Общечеловеческие ценности признаются одними группировками, отвергаются другими полностью или частично. Все это многообразие мировоззрений было сконцентрировано в Конституции, а право на свою точку зрения декларировано через принцип идеологического многообразия в РФ.

    Идеологические постулаты в стране базируются на многочисленных концепциях, актуальных для современного общества. Это и права отдельной личности, и демократическое устройство социума, а также самоуправление на местах, рыночная экономика.

    Теория и практика

    Действующая Конституция была принята в 1993 году. Этот срок оказался достаточным, чтобы подвести определенную статистику, и уже сегодня многие ученые, социологи, политики сходятся во мнении, что принципы идеологического и политического многообразия оказались эффективными в гораздо меньшей степени, нежели это задумывалось.

    конституционные принципы идеологического многообразия

    Изначально идея была такова, что именно через многообразие, большое число партий можно задать ориентиры развития социума. Предполагалось, если произойдет отклонение от заданного курса, страна окажется в застое, который затронет не только политические аспекты, но и экономику, социальную сферу и прочие общественные системы.

    Поиски виновных

    В то же время нужно признать, что предполагалось это только лишь определенной группой лиц. Непосредственно текст Конституции напрямую такого ориентира не содержит. Следовательно, говорить о том, что в недостаточности развития страны виновен основной правовой документ, некорректно.

    Конечно, Конституция декларирует идеологическое и политическое многообразие, но реальное исполнение указанного в этом документе возлагается на различные государственные инстанции. Ответственность несут исполнительные, законодательные органы, включая управление на местах в регионах. Но нельзя отрицать и того факта, что конституционные основы идеологического многообразия – это один из инструментов объединения социума в единое целое. То есть без идеологии невозможно развитие государства. Многие эксперты сходятся во мнении, что при текущем положении вещей нормальное развитие страны далее невозможно именно из-за отсутствия единства в обществе.

    Идеология: есть или нет?

    Если в стране приняты конституционные принципы идеологического многообразия, нет однозначной идеологии, директивно заданной властью, это еще не повод говорить об отсутствии идеологической борьбы как таковой. Фактически Конституция просто декларирует, что власть не может поддерживать конкретную идеологию и навязывать ее гражданам.

    Некоторые ученые убеждены, что эффективное развитие идеологического и политического многообразия со временем приведет к формированию идеологического концепта. Его отличительной чертой будет учет интересов всех национальностей государства. Предполагается, что такое развитие поможет интегрировать народные силы, благодаря чему будут с большей эффективностью решаться задачи, важные для социума в целом.

    Теоретические аспекты

    Идеологическое многообразие имеет три значимых аспекта:

    • основа декларированного в Конституции права;
    • принцип права;
    • институт права.

    идеологическое многообразие российской федерации

    Идеология включает в себя концепции, теории, идеи, сформированные коллективом или индивидуумом. Формируются они в самых разных сферах социального взаимодействия, таких как политика, религия, культура, социум, экономика. То есть фактически идеологическое многообразие – качественное описание жизни в разрезе социума, государства. Идеологии могут формироваться свободно, они вступают друг с другом в соперничество и делятся, развиваясь.

    Быть свободными – неотъемлемое право

    Именно об этом говорит Конституция, действующая в нашей стране. Из главнейшего правового акта следует, что всякий гражданин вправе думать, говорить то, что он считает правильным, верным. Кроме того, идеологическое многообразие предполагает свободу СМИ.

    Невозможно запретить человеку думать так, как он считает верным. Если некий гражданин нашел для себя идеологию, которая кажется ему наиболее справедливой, точной, корректной, никто извне не может указывать ему на то, что это ошибочное решение. Но не обязательно присоединяться к уже существующей идеологии, можно создать собственные, уникальные постулаты, отражающие индивидуальный взгляд на мир, собственную позицию. Именно так и появлялись различные теории. Некоторые из них вскоре были забыты, а другие переворачивали жизнь на планете с ног на голову.

    Свобода мысли и свобода слова

    Основные отличительные черты этих двух свобод – правовое регулирование. Что человек говорит, в некоторой степени контролируется законами, властью, государством. Что человек думает, подвластно лишь только ему.

    принцип идеологического многообразия в рф

    Свобода мысли дана людям от природы, это естественное право и свойство, обусловленное особенностями личности. Свобода мысли напрямую связана с отношением индивидуума к событиям, предметам и прочему, окружающему его. Человек может сам формулировать убеждения, которых он будет придерживаться. Процесс происходит внутри, он тесно связан с личностью, психикой, воспитанием, образованием. Многие люди, пользуясь свободой мысли, не показывают никому вовсе свои убеждения, но еще больше тех, кто стремится выразить собственное отношение к некоторому объекту и поделиться им с окружающими, чтобы найти сторонников своей позиции. Тут становится актуальным понятием свобода слова, которая в идеале есть у всякого гражданина. Это означает, что человек вправе формулировать свои мысли, произносить их, записывать.

    Свободы и власть

    Из Конституции следует, что власти не имеют право вмешиваться в процесс формирования убеждений, мнений индивидуумов. Более того, государство обязано защищать право гражданина на формирование своей позиции. Насилие, диктат, контроль со стороны власть имущих относительно граждан – недопустимые явления.

    Свобода слова в нашей стране гарантирована положениями Конституции. Из главного нормативно-правового акта следует, что всякий индивидуум вправе выразить свою позицию по некоторому вопросу. Такие нормативы были включены, поскольку этого требуют международные стандарты в сфере соблюдения прав людей. При этом многие говорят, что свободы мысли и слова тесно связаны между собой и представляют единое целое. Любой человек должен иметь возможность думать так, как он считает нужным, и выражать свои мысли, делясь ими с окружающими. Недопустимо, чтобы свобода мысли, свобода слова провоцировали преследования как со стороны других людей, так и властью.

    СМИ и идеология

    принципы идеологического и политического многообразия

    СМИ – метод идеологически ориентировать гражданина, один из способов социализировать индивидуума. Они незаменимы в демократическом социуме, так как обеспечивают приток свежей информации о происходящем вокруг – событиях положительных и негативных. Но информация – не единственное, что индивидуум получает через СМИ. Они дают представление о различных идеологиях. В условиях декларированного законами идеологического многообразия через СМИ можно донести до людей все обилие разных позиций, но можно и проводить кампании в пользу конкретного (обычно – наиболее выгодного для властей) направления. Через СМИ в идеале можно добиться свободной конкуренции мнений, для чего гражданам обеспечивается доступ к информации.

    Насаждаем точку зрения: или все-таки нельзя?

    Итак, теоретически через СМИ можно вести пропаганду той или иной идеологии, выгодной для управленцев, держащих страну под контролем. Но этот вопрос исключительно тонкий: конечно, властвующая партия заинтересована в продвижении выгодной ей идеологии, но по закону на совершение таких поступков права у нее нет. Из Конституции следует, что в нашей стране нельзя назвать обязательную идеологию или выбрать одну и назначить ее государственной.

    Идеология и ограничения

    Когда говорят о недопустимости навязывать идеологию другим лицам, рассматривают самые разные правовые субъекты. К примеру, церковь тоже не имеет права объявить обязательную идеологию. Религия – не единственная сфера социальной жизни, охраняемая законом. Аналогично нормы права берегут самостоятельность образования, культуры – всех областей социальной жизни.

    конституционные основы идеологического многообразия

    Идеологическое многообразие сопровождается многопартийностью, так как декларирует политический плюрализм. Граждане вправе объединяться в группы, призывая к себе всех тех, кто имеет сходные интересы, мировоззрение. Социальная, политическая ориентация – важная база для взаимодействий в обществе. При этом нужно помнить, что политические партии важны для демократического общества и обязательно должны существовать в государстве, чтобы сохранялась выбранная правовая форма, то есть соблюдалась Конституция.

    Идеологическое многообразие означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, концепций, идеологий, партий и организаций, мнений в философии, литературе, науке.

    Конституция России закрепляет идеологическое многообразие как одну из основ конституционного строя (часть 1 статьи 13). Идеологическое многообразие основывается на конституционной свободе мысли и слова. Никто в Российской Федерации не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (часть 3 статьи 29 Конституции).

    Идеологическое многообразие обеспечивается свободой массовой информации. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять любым законным способом. В Российской Федерации гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается (части 4 и 5 статьи 29 Конституции).

    Идеологическое многообразие тесно связано с политическим плюрализмом. Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия (часть 3 статьи 13 Конституции).

    Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию. Политический плюрализм – это свобода политических мнений и политических действий. Одно из важнейших мест в конституционной основе политического плюрализма занимают политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества.

    Политические партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения, вправе выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации, участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

    Правовой статус - система признанных и гарантируемых гос-вом в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Он отражает весь комплекс связей человека с обществом, гос-вом, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:

    а) правовые нормы;

    б) правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом;

    в) основные права, свободы и обязанности;

    г) законные интересы;

    е) юридическая ответственность;

    ж) правовые принципы;

    В зависимости от перечисленных критериев различают:

    а) общий, или конституционный, статус гражданина;

    б) специальный, или родовой статус определенных категорий граждан;

    в) индивидуальный статус.

    Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три. Остановимся на их характеристике более подробно.

    Общий правовой статус - это статус лица как гражданина гос-тва, члена общества. Определяется он, прежде всего Основным законом (Конституцией) гос-тва и не зависит от различных текущих обстоятельств. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права, свободы и обязанности, которые закреплены и гарантированы всем и каждому Конституцией страны.

    Общий правовой статус личности является основным, базовым, исходным, определяющим для всех остальных.

    Специальный или родовой статус отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).

    Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.

    Т.о., рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.

    Общий правовой статус у всех один, специальных - множество, в зависимости от особенностей правового положения отдельных категорий людей, а индивидуальных ровно столько, сколько физических лиц, проживающих на территории определенного государства.

    © 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

    Читайте также: