Характеризуя законодательную власть автор отмечает что она

Обновлено: 20.05.2024

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

Давайте вспомним

Подумаем

Почему во всех демократических странах есть парламенты?

Государство как организация политической власти, с одной стороны, и население страны, с другой стороны, неразрывно связаны. Способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть, определяют политический режим. Какими гарантированными правами и свободами обладают граждане, с помощью каких методов государство осуществляет свою власть, как вырабатываются политические решения и влияет ли общество на этот процесс — вот вопросы, ответы на которые помогают уяснить суть установившегося в стране политического режима.

Политические режимы разделяют на демократические и антидемократические. К последним в современном обществе относят тоталитарные и авторитарные режимы.

Тоталитарный режим

ДОКУМЕНТ

Такой порядок поддерживался с помощью карательной системы, массового террора, который в конечном счёте был направлен не столько на выявление врагов режима, сколько на устрашение населения, подавление воли людей. Но удерживать власть одним насилием и принуждением было бы очень сложно. Способствовать сохранению устойчивости режима могло выдвижение крупных целей, требующих мобилизации общества, например установление мирового господства.

ФАКТЫ

Авторитарный режим

Чтобы лучше осмыслить признаки авторитаризма, сопоставим его с тоталитарным режимом. Отметим сначала общие черты. Авторитарному режиму также присуща монополия на власть одной группы, одной партии. Её лидер становится общенациональным вождём. Роль парламента, если он есть, других представительных органов очень незначительна. Политическая оппозиция, если и допускается, находится под строгим контролем государственных органов, и в случае малейшей угрозы правящему режиму её деятельность безжалостно пресекается, а политические противники всячески дискредитируются или даже физически уничтожаются.

Для удержания власти широко используются вооружённые силы. Права и свободы граждан могут декларироваться, однако на практике постоянно нарушаются.

Вместе с тем в условиях авторитаризма отсутствует чрезмерная жёсткость власти и её вездесущность. Сохраняется в значительной степени свобода экономической деятельности, автономия частной жизни людей. Власть опирается не только на армию, но и на церковь; поддерживаются традиции, в ряде случаев — патриархальный уклад жизни.

ФАКТЫ

В 1973 г. в Чили в результате военного переворота был свергнут президент С. Альенде, лидер социалистов. К власти пришёл генерал А. Пиночет. Он запретил деятельность всех партий, создал тайную военную полицию. В 1980 г. Пиночет без проведения выборов был объявлен президентом. Одновременно стал расширяться частный сектор в экономике, в страну был допущен иностранный капитал.

Встречаются политические режимы, сочетающие черты тоталитаризма и авторитаризма. К ним политологи относят, в частности, режим Ф. Франко в Испании, установившийся в 1939 г. на много лет. Этому режиму были присущи следующие черты: диктаторские полномочия лидера, запрет на деятельность политических партий, отсутствие политических свобод. Вместе с тем сохранялось значение католической церкви, поддерживались многие традиционные нормы.

Демократия

ДОКУМЕНТ

В приведённом тексте Конституции указано, что народовластие может осуществляться как непосредственно (прямая демократия), так и через выборные органы власти (представительная демократия). На уроках истории вы узнали, что непосредственной формой народовластия в Древнем мире была афинская демократия: все свободные граждане участвовали в принятии политических решений в соответствии с правилами правления большинства. Но одно дело — небольшой полис (его население, по подсчётам историков, редко превышало 10 тыс. человек), другое дело — современные страны с многомиллионным населением.

Согласно Конституции РФ, народ на выборах непосредственно определяет, кому доверить власть в государстве, и может принимать важнейшие решения в форме референдума (от лат. referendum — то, что следует сообщить) — всенародного голосования по наиболее значимым вопросам государственной и общественной жизни. Так, именно всенародным голосованием была принята в 1993 г. ныне действующая Конституция нашего государства.

Большую роль в современном мире играет представительная демократия, при которой граждане осуществляют своё право на управление государством не лично, а через избранных ими своих представителей. Отсюда понятно, какое значение в условиях демократии придаётся организации и проведению выборов при их непременно соревновательном (не менее двух кандидатов на место) характере на основе многопартийности, которая позволяет полнее учитывать и выражать интересы различных групп населения.

ФАКТЫ

В годы Великой французской революции идея народного представительства стала очень популярной. Парламентарий выглядел в глазах общественного мнения более значимой фигурой, чем маркиз или граф.

Демократическому режиму присущи политическая свобода граждан (право голоса, свобода слова, свобода получения информации, право пребывания на государственной должности, право создания политических организаций, включая партии, и др.) и равенство всех перед законом.

В последней трети минувшего века число стран, перешедших к демократическим формам правления, возросло. В 70-е гг. XX в. демократический режим утвердился в Греции, Испании, Португалии. В конце 80-х — начале 90-х гг. на путь демократического развития встало большинство бывших коммунистических стран, включая и наше государство. Укрепились демократические традиции в ряде стран Азии и Африки. Вместе с тем наблюдаются и процессы отхода от утвердившихся было демократических норм. Это происходит, в частности, в некоторых странах Латинской Америки.

МНЕНИЯ

Каково твоё отношение к этим позициям?

Если идти от наших представлений о справедливом, устойчивом, отвечающем интересам большинства политическом устройстве, то в демократическом режиме можно обнаружить немало недостатков (чрезмерная зависимость от общественного мнения, огромные затраты на избирательные кампании и др.). Тем не менее демократия — это единственный режим, который обеспечивает не только влияние государства на общество, но и воздействие народа на власть.


А. Территориальную структуру государственной власти.
Б. Способы осуществления государственной власти в обществе.
В. Правовое состояние общества и уровень его политической свободы.
Г. Организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением.

2. О какой функции государства идет речь: предотвращение межнациональных конфликтов, создание необходимых и достаточных условий для реализации принципа народовластия:

А. Об экономической. Б. О правореализаторской. В. О политической. Г. О правозащитной.

А. Новым временем. Б. Средневековьем. В. Новейшим временем. Г. Эпохой Древнего мира.

4. Выберите пропущенное слово:

Норма права – ____________________, формально определенное правило поведения, установленное и гарантированное государством А. Вседозволенное. Б. Общеобязательное. В. Важнейшее. Г. Общественное.

5. Министерства и другие центральные ведомства как органы исполнительной власти строго в пределах своих полномочий издают:

А. Федеральные законы. Б. Уставы. В. Постановления. Г. Приказы. Д. Кодексы. Е. Инструкции

Укажите верный ответ: 1)АДЕ, 2) БВД , 3) ВГЕ, 4)ВГД

6. На всю территорию России распространяется действие такого нормативно-правового акта, как:

8. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение ___ дней передается на рассмотрение Совета Федерации: А. 15. Б. 7 . В. 14. Г. 5.

9. Способность иметь права и обязанности согласно законам России называется: А. Дееспособностью. Б. Правоспособностью. В. Правоотношением. Г. Правосубъектностью.

10. Антиподом правовой культуры является: А. Правовой нигилизм. Б. Правовое воспитание. В. Правовая пропаганда. Г. Самовоспитание.

Вставьте пропущенные слова.

11. Фактическое основание юридической ответственности – это совершение того или иного ______________ или (_________________), которое причиняет или может причинить вред человеку, обществу, государству.

12. Права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются _______________, неотчуждаемыми.

Задания на соотнесение.

13. Соотнесите права человека с их поколениями.

А. Первое поколение прав человека. 1. Право на труд.

Б. Второе поколение прав человека. 2. Право на здоровую окружающую среду.

В. Третье поколение прав человека. 3. Право на свободу мысли.

4. Право народов на самоопределение.

5. Право на равенство перед законом.

14. Соотнесите формы государственного устройства с их характеристиками.

А. Унитарное государство. 1. Децентрализованное государство.

Б. Федеративное государство. 2. В каждом из субъектов может быть своя

3. Одна система высших органов власти.

4. Единая налоговая и финансовая система.

15. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен:

Права гражданина охватывают сферу отношений __________ (1) с государством. Гражданство – определенное политико-правовое состояние, выражающее юридическую принадлежность индивида к ___________ (2). Права человека – это ____________ (3) права. Гражданство является _________ (4) основанием правового статуса личности. Политические права принадлежат только __________ (5) России. Правовой статус человека и гражданина ____________ (6) воздействует на создание способов взаимодействия людей друг с другом.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. В списке слов больше, чем необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим.

А. Граждане. Б. Индивид. В. Субъективный. Г. Иностранцы. Д. Юридическое. Е Целенаправленный. Ж. Государство. З. Общество. И. Нормы.

Итоговая годовая контрольная работа по праву 10 класс

Выберите единственно верный вариант ответа.

1.Форма государственного (политического) режима характеризует:

А. Организацию верховной государственной власти, источники ее образования. Б. Территориальную структуру государственной власти. В. Способы осуществления государственной власти в обществе, его правовое состояние. Г. Принципы взаимоотношений высших органов государственной власти между собой и населением.

2. О какой внутренней функции государства идет речь: деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права: А. О правотворческой. Б. О правозащитной. В. О правоустановительной. Г. О функции обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

3. Одним из условий существования гражданского общества является: А. Наличие разделения властей. Б. Наличие частной собственности. В. Наличие государственного суверенитета.Г. Монопольное право принимать законы. 4. Выберите пропущенное слово:

Гипотеза правовой нормы закрепляет _________________, при которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников общественных отношений. А. Объекты. Б. Последствия. В. Элементы. Г. Условия.

5. Президенты республик в составе РФ, а также губернаторы, мэры, главы администрации других ее субъектов принимают следующие нормативные акты: А. Указы. Б. Федеральные законы. В. Решения. Г. Распоряжения Д. Приказы. Е. Постановления.

Укажите верный ответ:1) АДЕ, 2) БВД, 3)ВГЕ, 4)ВГД

6. Гражданин России, совершивший преступление на территории другого государства, несет ответственность по законам: А. Международного права. Б. Европейского суда по правам человека. В. РФ. Г. Международного Суда.

7. Объективно сложившаяся совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих определенную сферу однородных общественных отношений, называется: А. Подотраслью права. Б. Институтом права.В. Нормой права. Г. Отраслью права

8. При голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется согласие не менее: А.1/2 от общего числа голосов депутатов Государственной Думы. Б. 2/3 от общего числа голосов депутатов Государственной Думы В. 1/3 от числа депутатов Государственной Думы, присутствовавших на заседании. Г. 1/4 от общего числа голосов депутатов Государственной Думы

9. Автором изобретения ребенок может быть признан с: А.14 лет. Б. 16 лет. В. 15 лет. Г. 17 лет.

Вставьте пропущенные слова.

11. Юридическое основание юридической ответственности – это правовая норма, предусматривающая _______________ за действие или бездействие субъекта права.

— Разделение судебной, законодательной и исполнительной власти.

— Избираемость исполнительной и законодательной властей.

Положения Декларации независимости:

— все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью.

Вопросы в параграфе

Вопрос. Какое впечатление производят на вас идущие на Версаль женщины? Кто участвовал в этом походе и почему?

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Продолжите выписывать термины (см. задание 1 к § 25).

а) термины, характеризующие политическую систему Франции:

б) названия различных политических сил:

а) Принятие Конституции

б) Работа Законодательного собрания, деятельность жирондистов, приведшая к войне с Европой

в) свержение монархии, провозглашение республики, казнь короля;

г) напряжение обстановки внутри Франции, якобинская диктатура, террор;

д) принятие новой Конституции. Это была самая радикальная Конституция Франции до конца XIXв. в ней были закреплены широкие демократические права

Вопрос 3. Расскажите о свержении монархии во Франции.

Свержение монархии во Франции. В 1791 году король предпринял попытку бегства из Франции, его задержали и отправили в Париж. Многие депутаты стали требовать суда над Людовиком, обвинив его в государственной измене. В сентябре 1791 года принята Конституция, уничтожившая абсолютизм, ограничившая власть монарха. После начала войны с европейскими государствами росло возмущение нерешительными действиями королевской власти. 10 августа 1792 г. повстанцы под руководством коммуны Парижа штурмовали королевский дворец. Законодательное собрание приняло решение об отречении короля от власти и созыве нового верховного органа — Национального конвента (собрания). Людовика XVI арестовали и поместили в тюрьму Тампль. Его обвинили в измене и казнили 21 января 1793 года.

Вопрос 4. В чём вы видите причины установления диктатуры якобинцев?

Причины установления диктатуры якобинцев:

— необходимость установления сильной власти для организации отпора иностранным интервентам

— необходимость подавить контрреволюционные мятежи в стране

— необходимость решить ряд социальных проблем: обуздать рост цен, уничтожить спекуляцию, решить аграрный вопрос в пользу крестьян, отменить оставшиеся сеньориальные повинности

Вопрос 5. Расскажите о военных победах Франции к лету 1794 г., назовите причины этих побед.

К началу 1794 г. военные действия удалось перенести на территорию неприятеля. Был взят Марсель, началась осада Тулона, захваченного англичанами. Молодой артиллерийский капитан Наполеон Бонапарт предложил командованию удачный план действий и помог республиканской армии овладеть городом. Подавлено было и восстание в Вандее. 9 октября пал Лион, второй по величине город Франции, где так долго хозяйничали мятежники.

Военные победы французской армии объяснялись следующими причинами: а) воодушевление французов и патриотический подъем; б) отсутствие взаимодействия между союзниками; в) взаимное недоверие пруссаков и австрийцев; г) действия союзных войск (мародерство) восстанавливали против них население Франции; д) применение французами тактики сомкнутых колонн и рассыпного строя; е) плохое снабжение союзных войск из-за состояния дорог; ж) строжайшая дисциплина во французских войсках вместе с открытой системой продвижения по службе для отличившихся.

5 октября 1789 года — поход женщин на Версаль

22 сентября 1791 года — конституция французской республики. Новое летоисчисление.

20 апреля 1792 – начало иностранной интервенции

10 августа 1792 года — свержение монархии

22 сентября 1792 года — Франция была провозглашена республикой

21 января 1793 года — казнь короля Людовика XVI

2 июня 1793 – установления якобинской диктатуры

Задания к параграфу

Вопрос 1. Как вы думаете, соответствовали ли действия якобинцев правам человека, провозглашённым в Декларации прав человека и гражданина? Докажите свою точку зрения.

Действия якобинцев не соответствовали правам человека, т.к якобинцы нарушили права на жизнь, свободу собрания и свободу слова. По политическим мотивам массово арестовывали и казнили людей.

Вопрос 2. Почему вопрос о казни короля волновал всё французское общество? Дайте оценку выступлению Т. Пейна в Конвенте. Как бы вы решили вопрос о судьбе короля? Каковы были последствия казни Людовика XVI?

Вопрос о казни короля волновал все французское общество, потому что это был переломный вопрос, знаменовавший собой полный слом старых порядков, когда король считался неприкосновенным помазанником божьим. Теперь же стало возможным судить и казнить его как изменника. Выступление Пейна было гуманистичным по своему характеру, взывало к состраданию и было в духе идей Просвещения, провозглашавших право человека на жизнь. Последствия казни: казнь Людовика не только вызвала волнение среди европейских монархов, но и послужила предлогом для создания коалиции, объединившей почти все европейские государства в войне против Франции. Весной 1793 г. австрийская армия перешла в наступление. Французские войска терпели неудачи. Война, рост налогов, нарушение хозяйственных связей ухудшали положение французов.

Вопрос о судьбе короля – крайне сложный, нельзя однозначно решить, стоило его казнить или нет. В любом случае последствия были бы очень тяжелыми.

Вопрос 3. Какие силы и почему выступали против якобинцев до 2 июня 1793 г.? Какими методами правили якобинцы после прихода к власти?

Против якобинцев выступали жирондисты. В Конвенте жирондисты выступали за организацию сильных органов местной власти, якобинцы требовали создания сильной исполнительной власти в центре. Будучи приверженцами демократических норм, записанных в Декларации прав человека и гражданина, жирондисты обвиняли якобинцев в разжигании ненависти, беспорядков и самосудов. Они даже пытались остановить самосуды и решились арестовать Марата и ещё одного крайнего якобинца — Эбера.

Высшим законодательным органом остался Конвент. Ему подчинялось правительство из 11 человек – Комитет общественного спасения во главе с Робеспьером. Конвент сосредоточил в своих руках и законодательную, и исполнительную власть. В июне 1793 г. Конвент принял новую Конституцию, провозглашавшую Францию республикой. Но декларированные ею широкие демократические свободы на практике введены никогда не были — в стране существовало чрезвычайное положение.

Вопросы к документу

Вопрос. С какой целью был принят этот документ? Назовите идеи мыслителей XVII–XVIII вв., получившие отражение в Декларации. Какие прирождённые права человека провозглашались в ней? Сравните Декларацию прав человека и гражданина с Декларацией независимости, найдите общие черты и различия. Объясните, как вы понимаете слова депутата Дюпора: «Задачи Декларации заключаются в том, чтобы выразить истины всехвремён и народов*. Объясните, как составители Декларации трактовали понятия «свобода* и «равенство*. Как сейчас трактуются эти понятия? В чём, с вашей точки зрения, состоит историческое значение этого документа?

Декларация прав человека и гражданина была принята с целью борьбы со Старым порядком. В декларации сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов, идеи естественного права, которые пропагандировались философами-просветителями. Провозглашение свободы и равенства естественными и неотчуждаемыми правами человека, а также идеи народного, национального суверенитета было направлено против деспотизма и сословного строя.

Декларация прав человека и гражданина и Декларация независимости имеют много общего:

— утверждается равенство людей, у которых есть неотчуждаемые права, к числу которых принадлежат жизнь, свобода

— Целью всякого политического сообщества является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека.

Под равенством понималось только политическое равенство и равенство перед законом). Под свободой понимается право делать всё, что не вредит другому


2.В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Субъект власти; объект власти; компоненты власти; ресурсы власти.

1) Организация, 2) престиж, 3) руководство, 4) господство, 5) мировоззрение, 6) координация

4.Выберите верные суждения о власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Власть – волевое отношение в обществе, способность одних людей влиять на волю и поведение других людей.

2) Любые властные отношения характеризуются использованием принужде­ния и силовых ресурсов.

3) Политическая власть распространяет свое действие на общество в целом, связана, прежде всего, с деятельностью государства.

4) Важнейшим ресурсом власти в современном обществе является информа­ция, владеющий информацией, контролирует мир.

5) Общественная власть, в отличие от власти государственной, опирается, прежде всего, на предписания права, рационально-легальные, формали­зованные методы руководства.

1. 5.Установите соответствие между примерами и социальными группами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Выберите верные суждения о власти и запишите цифры, под которыми они ука­заны.

1) Власть всегда носит позитивный характер.

2) Власть появилась с возникновением человеческого общества.

3) Под властью подразумевается способность её субъекта навязать свою волю другим людям.

4) Власть проявляется только в насилии.

5) Власть регулирует отношения между людьми, между ними, обществом и государ­ственно-политическими институтами.

7. Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Публичная принудительная сила характеризует политическую власть.

2) Политическая власть может быть основана на праве и авторитете.

3) Политическая власть существует в рамках отдельной группы.

4) Политическая власть исключает другие источники и формы власти.

5) Политическая власть предполагает общественное разделение между группами (группой), её осуществляющими, и группами, над которыми она осуществля­ется.


Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) В стра­не Z по­ло­ви­на опро­шен­ных считают, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в пол­ной мере кон­тро­ли­ро­вать­ся правительством.

2) В стра­не Z доля тех, кто считают, что все ветви вла­сти долж­ны быть независимыми, мень­ше доли тех, кто не ин­те­ре­су­ют­ся по­ли­ти­кой вообще.

3) В стра­не Y около трети опро­шен­ных считают, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в пол­ной мере кон­тро­ли­ро­вать­ся правительством.

4) В стра­не Y доля тех, кто считают, что все ветви вла­сти долж­ны быть независимыми, боль­ше доли тех, кто считают, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в не­ко­то­рой сте­пе­ни кон­тро­ли­ро­вать­ся правительством.

5) Доля тех, кто не ин­те­ре­су­ют­ся политикой, в стра­не Y ниже, чем в стра­не Z.

9.Выберите верные суждения о власти и запишите цифры, под ко­торыми они указаны.

1) Власть есть способность и возможность одних моделировать поведение других.

2) Политическая власть — это способность социального субъекта навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и по­литических норм.

3) Властные отношения не порождают отношений взаимозависи­мости.

4) Государство является единственным социальным институтом, осуществляющим политическую власть.

5) Власть – это необходимое условие устойчивого развития об­щества во всех его сферах.

10.Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политическая власть в обществе проявляется только в сфере политических отношений.

2) Политическая власть функционирует исключительно на выс­шем уровне, включающем центральные государственные уч­реждения, руководящие органы политических партий.

3) Одним из важнейших условий эффективного функционирова­ния политической власти является ее легитимность.

4) На всех этапах завоевания, исполнения, удержания политиче­ской власти политические деятели используют различные приемы и методы.

5) Политическая власть — это организация общественного про­изводства и воспроизводства в целях решения проблем, встающих перед обществом в целом.

11.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосоче­таний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые не­обходимо вставить на место пропусков.

1) закон 2) суверенитет 3) человечество 4) безвластие 5) государство 6) монополия 7) общество 8) принуждение 9) политика

Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова (словосочетания).

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 24.

«Есть в обществе особый тип власти. Его главной отличительной чертой является то, что решения, принимаемые субъектом власти, становятся обязательными для всех чле­нов общества, всего населения. Это могут быть решения об определённом порядке взима­ния налогов, порядке, регулирующем право собственности, порядке рассмотрения и раз­решения конфликтов и споров и многое другое. Этот тип власти называется политичес­ким.

В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства – неравенство политическое.

. Разделение людей на принимающих политические решения, осуществляющих уп­равление обществом и на исполнителей сохранилось. Изменился лишь порядок форми­рования группы управляющих, он стал более демократичным, открытым, а сама группа стала более подвижной, внутренне неоднородной. Эта группа получила в политологии и социологии собственное название — политическая элита, которая перестала совпадать с сословным или экономическим делением общества.

В основе политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Пра­во принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему особому статусу в иерархической структуре общества, становясь членом прави­тельства, депутатом парламента, лидером политической партии и т. п.

(Г. В. Пушкарёва. Власть как социальный инс­титут // Социально-политический журнал. 1995. №2. С.87–88.)

21. Опираясь на текст, укажите главную отличительную черту политической власти.

22. Какими особенностями, по мнению автора, характеризуется политическое неравен­ство на современном этапе?

23. Право принимать ответственные политические решения, как отмечает автор, получа­ет человек, обладающий особым статусом в иерархической структуре общества. Приве­дите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три фактора, влияющие на достижение человеком в современном обществе такого статуса.

24. В чём видит автор значимость норм и правил, регламентирующих отношения полити­ческой власти? Используя обществоведческие знания и личный опыт, укажите любые три примера данных норм.

26.Назовите три функции политической власти и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Читайте также: