Греческие города полисы способствовали возникновению философии потому что свободные граждане

Обновлено: 02.07.2024

Древнегреческие философы рассматривали многие трудные природные, жизненные и религиозные вопросы по разному: иногда научно, иногда мистически, но всегда с большим воображением. Один из самых влиятельных философов древнего мира Пифагор считал шарлатанством утверждение доктрины перевоплощения, а другой не менее значимый философ древнего мира Сократ выступал на улице с провокационными речами и задавал неразрешимые вопросы. Самый великий философ Древней Греции Аристотель наставлял многих великих полководцев. Это лишь немногочисленные примеры того, как греческие мыслители подвергали сомнению традиционные устои общества и бросали вызов предрассудкам своего времени, порой ставя на карту свою собственную жизнь. Греческая философия как самостоятельный культурный жанр возникла около 600 года до н. э., и эти идеи сохранились до наших дней.

Досократский период в древнегреческой философии

Примерно в 600 году до нашей эры греческие полисы Ионии были интеллектуальными и культурными центрами Древней Греции, а также были центральными морскими портами в Средиземноморье. Милет был самым южным и самым богатым из ионийских полюсов. Именно он стал главным центром “Ионийского пробуждения” - так называлась начальная фаза классической греческой цивилизации, во время которой зародилась такая наука как греческая философия.

Первая группа греческих философов-это триада Милетских мыслителей: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Их главным достижением стало появление космологической теории, которая основана исключительно на природных явлениях. Их подход требовал отказа от всех традиционных объяснений, основанных на религиозных авторитетах, догмах, мифах и суевериях. Все они сходились во мнении, что все вещи происходят из одной “первичной субстанции”: Фалес считал, что это вода; Анаксимандр говорил, что это субстанция, отличная от всех других известных субстанций, “бесконечная, вечная и нестареющая”; а Анаксимен утверждал, что это воздух.

Наблюдение за природными явлениями занимало одно из центральных мест в истории Милетской школы философии. Ярким примером является то, что Фалес смог предсказать затмение, которое произошло в 585 году до нашей эры, и, похоже, он смог вычислить расстояние до корабля в море по наблюдениям, сделанным в двух точках. Анаксимандр, основываясь на том, что человеческие младенцы беспомощны при рождении, утверждал, что если бы первый человек каким-то образом появился на земле в младенческом возрасте, он не выжил бы: следовательно, люди эволюционировали от других животных, чье потомство более приспособлено. Наука среди Милезианцев занимала более центральное место, чем в философия. Однако поощрялись различного рода идеи наблюдения у многих последующих мыслителей и это было также хорошим стимулом для рационального подхода ко многим традиционным вопросам, на которые ранее давались ответы через религию и суеверия. Ионийский рациональный взгляд не вызывал ничего, кроме недоумения у некоторых из их могущественных соседей, таких как вавилоняне и египтяне, которые были нациями, основанными на теократических правительствах, где религия играла важную политическую и социальную роль.

Пифагор считается одним из самых великих ионийских мыслителей, но он был вне Милетской школы: он был родом из Самоса, прибрежного Ионийского поселения. Мировозрение Пифагора допускало

существование науки и религии, но такие идеи не приветствовались в Милетской школе. В философии Пифагора есть доля мистицизма, вероятно, влияние орфической традиции. Математика, в смысле демонстративных дедуктивных аргументов, берёт своё начало именно с Пифагора: ему приписывают авторство первой известной математической формулировкой или теоремы, которая гласит, что квадрат самой длинной стороны прямоугольного треугольника равен сумме квадратов двух других сторон. Дедуктивное рассуждение из общих предпосылок, по-видимому, было пифагорейским нововведением.

Атомизм берёт своё начало с появлением Левкиппа и Демокрита. Среди древних школ этот подход наиболее близок к современной науке: они считали, что все состоит из атомов, которые неразрушимы и физически неделимы. Они были строгими детерминистами, которые считали, что все происходит в соответствии с естественными законами, а Вселенная, по их словам, не имеет никакой цели и представляет собой не что иное, как смесь бесконечных атомов, постоянно меняющимся в соответствии с различными законами природы. Что интересно в этой школе, так это то, что она пыталась понять Вселенную как можно объективнее и свести к минимуму интеллектуальные отклонения ,культурные и мистические предрассудки.

Возвышение Афин: Софисты и Сократ

ДО ВРЕМЕН СОКРАТА ГЛАВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ФИЛОСОФОВ БЫЛ ФИЗИЧЕСКИЙ МИР И СПОСОБЫ ЕГО ЕСТЕСТВЕННОГО ОБЪЯСНЕНИЯ. ОДНАКО СОКРАТ РАЗРАБОТАЛ НОВЫЙ ПОДХОД, ПОЛНОСТЬЮ СОСРЕДОТОЧИВШИСЬ НА МОРАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОПРОСАХ.

Около 500 г. до н. э. греческие города-государства или полисы были в политической конфронтации друг с другом. У полисов был общий язык и культура, но они очень часто были соперниками и нередко случались военные столкновения между. Примерно в это время Афины совершили социально-политический прорыв, в соответствии с которой все свободные граждане мужского пола имели равные права независимо от их происхождения и состояния. Так зародилась демократия. До эпохи демократии принятие государственных решений находилось в руках немногих, часто аристократических и знатных семей. Демократия позволила всем свободным гражданам принимать важнейшие решения полиса. Они могли участвовать в дискуссиях, проводимых в ходе совещательных собраний и трибуналов, их голоса были слышны повсюду и имели такое же значение, как и любой другой голос. В этом контексте речь была главным оружием: умение эффективно обсуждать разные темы и убеждать других давало конкурентное преимущество. Это было справедливо не только для граждан, активно вовлеченных в политику, но и для любого другого гражданина. Например, во время судебных заседаний обвинитель и обвиняемый должны были явиться в суд лично, а не через адвокатов, и неудача или успех процесса в значительной степени зависели от риторических навыков, и любой гражданин мог подлежать судебному разбирательству. В этот период получает распространение школа софистов.

Софисты были интеллектуалами, которые преподавали курсы по различным дисциплинам, включая риторику, наиболее полезная дисциплина в Афинах. Софисты преподавали не бесплатно и поэтому школы софистов посещали только те, кто мог себе это позволить, обычно это были представители аристократии и богатых семей. Это совпало со временем глубоких политических и социальных перемен в Афинах: демократия изменила старый способ ведения политики и многие аристократы, чьи интересы были затронуты, пытались положить конец демократии; в Афинах в это время наблюдался быстрый денежный рост и культуры, главным образом за счет внешней торговли и со временем традиционные верования и мораль подвергались сомнению. Можно с уверенностью сказать, что софисты стали представителями новую политическую эпоху в Афинской жизни, особенно потому, что они были связаны с новыми образовательными потребностями.

Оказавшись в конфликте между культурным консерватизмом и новыми идеями, Кристин Виолати пришёл к своеобразному выводу: Сократ, одна из ключевых фигур в греческой философии и мудрейший среди греков в свое время, бросает вызов старым порядкам. Об этом упоминается в Дельфийском оракуле. Как и софисты, Сократ любил преподавать, но в отличие от софистов он никогда не требовал платы взамен и жил аскетической жизнью. Он либо недооценивал, либо игнорировал большинство тем, которые были популярны среди его предшественников. До времен Сократа философов больше всего интересовал физический мир и способы его естественного объяснения. Однако Сократ разработал новый подход, полностью сосредоточившись на моральных и психологических вопросах. Его методология стремилась определить ключевые вопросы, такие как: что такое добродетель? что такое патриотизм? что вы подразумеваете под моралью? В результате большинство его дебатов заканчивалось еще большим количеством вопросов, центральный вопрос оставался без ответа, и обнаруживалось невежество спорщиков по многим темам, поскольку он неизменно доказывал, что слова, используемые его соперниками, на самом деле были абстрактными терминами с пустым значением.

Сочетая смиренный дух (он никогда не утверждал, что мудрее кого-либо другого) и строгий агностицизм (он говорил, что ничего не знает) с методом, который бросал вызов общепринятым предположениям и нетерпимости к неясному мышлению, Сократ постепенно нажил себе врагов из различных слоев Афинского общества. Поэтому он был предан суду и приговорен к смертной казни. Однако афиняне не любили приговаривать гражданина к смертной казни, поэтому это был лишь формальный приговор и ему была предложена возможность бежать. Он отказался это сделать и подчинился решению присяжных: смесь, содержащая яд болиголова, отняла у него жизнь, но его имя бессмертно.

Читайте также: