Гражданское общество и правовое государство две стороны одной медали кто сказал

Обновлено: 02.07.2024

Понятие и структура гражданского общества. Возникновение и развитие концепции о правовом государстве, его основные принципы. Идеи и ценности правовой государственности, история учений о ней. Конституционная модель правового государства в России.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 18.03.2015
Размер файла 59,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

"Гражданское общество и правовое государство - это две стороны одной медали", Ильин М. Коваль В. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство // Полис. - 1992-№1-2. а значит, безусловно предполагают дуг друга.

Что касается нашей страны, то на основании исследования так же можно сделать некоторые выводы. А именно то, что в настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Конституцией были формально закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления. Но для воплощения в жизнь всего, что написано в Конституции необходим высокий уровень правосознания всех граждан, которого, к сожалению, в нашей стране слишком низок, чтобы говорить о полноценном гражданском обществе и правовом государстве.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ

2. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. / Четвернин В.А. М., 2008.78 с.

3. Проблемы общей теории права и государства. / под редакцией Нерсесянца В. С. - М.: Норма, 2004. - 123 с.

4. Теория государства и права. / Алексеев С.С., Архинов С.И. - М.: Норма, 2005. - 123 с.

5. Теория государства и права. / Иванов А.А., Иванов В. П. - М.: Норма, 2007. - 89 с.

7. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред.Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2007. - 187 с.

8. Три облика государства - три стратегии гражданского общества Соловьев А. И / Полис. - 1996. - № 6. - С.29.

9. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство. Ильин М. Коваль В. / Полис. - 1992-№1-2.

Подобные документы

Концепции и этапы развития гражданского общества. Взаимодействие государства и гражданского общества. Понятие правового государства. Принцип разделения властей в правовом государстве. Проблемы формирования правового государства в Республике Беларусь.

дипломная работа [104,2 K], добавлен 19.11.2015

Возникновение и развитие идеи правового государства, его основные принципы и характеристики. Эволюция идей правового государства в России. Характер взаимосвязи правового государства и гражданского общества, их влияние на систему общественных отношений.

курсовая работа [300,5 K], добавлен 07.09.2014

Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности. Понятие и признаки правового государства. Понятие гражданского общества. Структура (системы и институты) гражданского общества.

реферат [32,3 K], добавлен 25.06.2008

Возникновение и развитие идеи правового государства. Понятие и признаки правового государства. Основные характеристики института прав и свобод человека и гражданина в правовом государстве. Пути и процесс формирования правового государства в России.

дипломная работа [19,7 K], добавлен 28.01.2017

Понятие правового государства. Возникновение и развитие понятия гражданского общества, его соотношение с правовым государством. Конституция РФ как основа формирования правового государства. Сущность понятий "народный" и "государственный суверенитет".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - проблемное исследование. Форма урока: "политический ринг" с использованием информационных технологий. На уроке удается проследить взаимосвязь правового государства и гражданского общества, проанализировать и оценить состояние правового государства и гражданского общества в современной России.


Задачи для учителя:

1. Охарактеризовать ключевые понятия темы, показать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, проанализировать и оценить состояние правового государства и гражданского общества в современной России;
(метапредметные)

Ход урока
1. Оргмомент.
- Ребята, сегодня у нас с вами не совсем обычный урок правоведения — урок в форме телемоста. Участвовать в нём будете вы — ученики профильного класса МБОУ СШ №18 и ученики специализированного класса МБОУ СШ №12. От вашего имени я хотела бы поприветствовать учеников МБОУ СШ №18, а так же свою коллегу Земцову Ольгу Юльевну, которая преподаёт обществознание в этой школе.
- Здравствуйте, ребята! Я хотела бы сказать несколько слов о форме проведения урока: мы заранее договорились о том, что ученики МБОУ СШ №12 будут выступать в роли политиков, представляя правовое государство, а ученики МБОУ СШ № 18 — в роли обществоведов, представляя гражданское общество. В каждой команде выбрали группу экспертов, которые будут подводить итог каждому этапу нашей работы.
II. Основная часть урока.
- В начале урока мы хотели бы предложить вам небольшой
видеофрагмент, просмотрев который, вы постараетесь определить тему нашего урока.
Видеосюжет с выступлением В.В. Путина, где он говорит
о правовом государстве и гражданском обществе
- Как вы думаете, как мы сформулируем тему нашего урока?
- А кто сможет объяснить, какое место занимает эта тема в череде, изученных нами тем?
- Актуальность нашей темы определил президент России в
представленном видеофрагменте. А что же будет главной целью нашего урока?
- Вы правы, зная основные черты правового государства и
гражданского общества (это мы изучали еще в 9 классе), мы должны:
- проанализировать современную ситуацию в России и определить основные проблемы на пути становления правового государства и гражданского общества;
- соотнести эти два социальных явления и увидеть, как в идеальном варианте должны сочетаться правовое государство и гражданское общество. Это и будет итогом нашей работы на уроке — в конце урока нам необходимо будет составить идеальную модель современного общества, которую вы создадите после обсуждения основных вопросов урока.
- А для достижения, поставленных целей, мы предлагаем вам следующие вопросы для обсуждения (обращаемся к доске):
Как проходит процесс становления правового государства и
гражданского общества в России;
Как соотносятся функции правового государства и гражданского общества;

действие этих социальных явлений. Для обсуждения вам даются 2 одинаковые ситуации, рассмотрев которые, вы должны предложить вариант решения этих проблем силами правового государства и силами гражданского общества. Эксперты слушают ваши выступления и выносят вердикт об эффективности этих вариантов.
Ребята обсуждают ситуации, высказываются по очереди,
затем говорят эксперты.
- Рассматривая ситуации, мы увидели, что жизнь общества очень разнообразна и не всегда проблемы можно решить только усилиями государства или общества, а вот сотрудничество этих общественных структур даёт замечательный результат. Это и есть то, к чему должно стремиться современное общество.
- Ребята, давайте обратимся к целям урока и выясним:
Смогли мы проанализировать современную ситуацию в России и определить основные проблемы на пути становления правового государства и гражданского общества?
Соотнесли эти два социальных явления и увидели их неразрывную связь в современном обществе?
III. Закрепление.
- А теперь самое время создать модель идеального общества с
использованием перечня общественных явлений. По окончании этой работы мы сравним наши представления. На всё вам даётся 3 минуты.
Ученики составляют модели и вывешивают на магнитной доске.
Учитель комментирует и отмечает интересные ходы, моменты в работе групп.
- Обратите внимание на общие черты в структуре ваших обществ.
- А что вы однозначно отбросили из предложенных понятий?
- Ребята, мы обсудили важные вопросы современности. Но нам бы с Ольгой Юльевной очень хотелось, чтобы наряду с теоретическими выводами, вы сделали главный практический вывод, что любые проблемы, которые возникают в обществе или в вашей жизни решаются обсуждением. Толерантность — вот одно из главных качеств
современного человека, и это вы сегодня успешно продемонстрировали. Спасибо вам за урок.
Выставление оценок за работу.
Домашнее задание : написать эссе на тему по выбору

- Ребята, наша работа закончена. Как вам понравилась такая форма урока? Что вы почерпнули нового во время нашего обсуждения?
Ученики высказывают своё мнение.

Учитель комментирует работу учащихся, акцентируя внимание на вклад каждого в общее дело.



Расцвет плюралистической концепции демократии в 1950–1960-х годах стал благоприятным моментом для развития тезиса о влиянии гражданского общества на развитие демократии. Так, расширенное понимание демократии, идеологом которого является американский классик политической науки Роберт Даль, включает ассоциации граждан в качестве одного из необходимых институтов, обеспечивающего демократическое управление. Именно перманентное участие граждан в общественной и политической жизни обеспечивает существование самих демократических процедур управления наравне с такими институтами, как свободные, честные, часто проводимые выборы должностных лиц, всеобщие гражданские права, свобода выражения, альтернативные источники и автономия ассоциаций. Конвенциональным считается определение гражданского общества как идеал-типической категории, описывающей и предвосхищающей сложный динамичный ансамбль охраняемых законом неправительственных институтов, которым присуща тенденция к не насильственности, самоорганизации и саморефлексивности и которые находятся в постоянных трениях друг с другом и с институтами государственной власти.

В целом, исследователи выделяют два основных аргумента в пользу значимости участия в организациях гражданского общества как стимула для консолидации демократии:

1. Участие в ассоциациях граждан способствует формированию демократических ценностей и навыков участия (Алексис де Токвиль);

2. Общественные активисты представляют специфические интересы и могут оказывать влияние на политику правительства (Теда Скочпол).

Аргумент Теды Скочпол состоит в том, что участие в различного рода объединениях позволяет представлять специфические интересы граждан и оказывать влияние на правительство. Таким образом, организации гражданского общества институционализируют каналы влияния на власть и противодействуют его неограниченному вмешательству в общественную жизнь (Kubik, 2005: 109). В результате такого рода активность граждан способствует консолидации демократии. Дальнейшее тестирование этих аргументов послужило поводом для критического переосмысления тезиса о соотношении демократического правления и практик гражданского участия. Особенно важным этот вопрос стал в отношении анализа посткоммунистических обществ. Хотя часть исследований показывает, что гражданское общество сыграло важную роль в падении коммунистических режимов в Восточной Европе, некоторые специалисты рассматривают его в качестве западного институционального паттерна, который не релевантен в незападном культурном контексте.

Следуя интерпретации Гегеля и Токвиля, Арато полагает, что в условиях недемократического правления существование гражданского общества невозможно. Согласно этой теории, тоталитарные общества (СССР, Польша и Венгрия) нельзя охарактеризовать как общества гражданские. Особенность данного подхода состоит в том, что гражданское общество не рассматривается в качестве субститута или ограничителя государства и рыночной экономики. Оно видится как залог формирования демократического общества в целом.

Разнообразие трансформационных процессов в посткоммунистических странах Восточной Европы и их результаты сказывались на интерпретациях концепта гражданского общества и стали частью дискуссии относительно направления взаимосвязи между развитием гражданского общества и политическим режимом. По сути, основным аспектом дискуссий в исследовательской литературе стал вопрос о том, является ли демократический политический режим предпосылкой развития гражданского общества или же, напротив, без существования практики общественного участия невозможна демократия. В целом, критика этого аргумента развивается в двух направлениях. Первое касается сложности структуры самого гражданского общества и неоднозначности эффектов самоорганизации граждан для демократических процедур управления, а второе — с направленностью взаимосвязи между формированием демократической политической культуры и общим политическим контекстом изменений режима: что выступает причиной, а что следствием?

Авторы предлагают учитывать специфику изучаемых организаций, поскольку различные политические объединения играют специфическую роль в процессе демократизации в тех или иных контекстах. В частности, пример Латвии показывает, что политическая и социальная активность влияет на артикуляцию интересов и контроль над государством, в то время как правозащитная деятельность важна для институционализации демократии. Помимо этого, исследования заинтересованных групп демонстрируют, что их специфическая активность (поиск ренты) может противодействовать эффективному функционированию рынка и государства. Таким образом, аргумент о значимости социального капитала должен учитывать не только социальный контекст, но и особенность изучаемых заинтересованных групп, деятельность которых может производить разнообразные (и не всегда позитивные) эффекты с точки зрения управления и консолидации демократии.

Многие ученые также критически осмысливают положительное влияние деятельности ассоциаций и их вклад в эффективное управление, а также положительную взаимосвязь между развитым некоммерческим сектором и демократической политической культурой (Roβteuscher, 2005). Исследования показывают, что именно особенности сложившегося политического режима определяют демократические ценности гражданского общества и характеристики общественного участия, в то время как обратной зависимости не наблюдается. Более того, политические акторы тем или иным образом оказывают воздействие на развитие гражданского общества. Так, например, есть свидетельства того, что участие граждан в общественных (некоммерческих) организациях не оказывает влияние на качество политических институтов. Исследования также показали, что зависимость носит скорее иной характер: в целом, сила и жизнеспособность деятельности ассоциаций граждан зависит от демократии и от способности правительства поддерживать верховенство права.

Анна Тарасенко, Концепты третьего сектора и гражданского общества в контексте теорий демократии, управления и экономического развития. Препринт М-36/14, Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. — 32 с

В чем состоит взаимосвязь политической идеологии и политической пропаганды? Чем отличается политическая идеология от пропаганды?

Любая идеология нуждается в распространении в массах. Собственно, именно в этом состоит одно из главных отличий идеологии от социальной науки. Идеология не должна быть уделом узкого круга интеллектуалов, запершихся в башне из слоновой кости. Следовательно, идеология становится таковой лишь после завоевания большей или меньшей популярности в народе. Распространение определенных политических представлений среди потенциальных сторонников в русской научной литературе называется агитацией и пропагандой. Различия между ними впервые выделил еще в 1892 г. Г.В. Плеханов. С его точки зрения, ставшей канонической для большевиков, а затем и для всей отечественной науки, агитация- привнесение в массы идей и лозунгов, пропаганда же означает распространение идеологии в целом

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра истории, философии и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Факультет: Заочный менеджмента

Направление: Бакалавр менеджмента

Профиль: Финансовый менеджмент

    1. В чем состоит взаимосвязь политической идеологии и политической пропаганды? Чем отличается политическая идеология от пропаганды?

Любая идеология нуждается в распространении в массах. Собственно, именно в этом состоит одно из главных отличий идеологии от социальной науки. Идеология не должна быть уделом узкого круга интеллектуалов, запершихся в башне из слоновой кости. Следовательно, идеология становится таковой лишь после завоевания большей или меньшей популярности в народе. Распространение определенных политических представлений среди потенциальных сторонников в русской научной литературе называется агитацией и пропагандой. Различия между ними впервые выделил еще в 1892 г. Г.В. Плеханов. С его точки зрения, ставшей канонической для большевиков, а затем и для всей отечественной науки, агитация- привнесение в массы идей и лозунгов, пропаганда же означает распространение идеологии в целом. Среди западных исследователей и агитация и пропаганда одинаково считаются пропагандой. После Второй мировой войны, когда на примере нацистов человечество убедилось в возможности оболванивания масс пропагандистскими методами, само понятие "пропаганда" стало иметь негативный оттенок. В наши дни вместо одиозного термина "пропаганда" чаще всего используют эвфемизмы типа "распространение информации" или "свободное мнение", хотя в сущности, все это остается пропагандой. Но что же это такое? Вот какое определения пропаганды дал еще в 1957 г английский исследователь Л. Фрезер : "Пропаганду можно определить как искусство принуждения людей делать то, что бы они не делали, если бы располагали бы всеми относящимися к ситуации данными". Однако, думается, пропаганда не должна считаться синонимом обмана. Термин "пропаганда" появился с исторической точки зрения недавно – в 1622 г в Ватикане руководство католической церкви создало "Congregatia propaganda fide", т.е. конгрегацию пропаганды веры. Впрочем, первыми историческими образцами пропаганды, дошедшими до нас, можно считать надписи древних царей Востока на скалах или на стенах дворцов. В античной Греции и Риме пропаганда приобрела многие черты, характерные и для современной политической жизни. Например, дошедшие до нас предвыборные надписи на стенах домов в древних Помпеях, восхваляющие или критикующие кандидатов на городские должности, вполне могут быть размещены на современных предвыборных плакатах. С появлением печатного станка и газет (первая в мире газета "Ньюве Тийдинген" вышла в 1605 г в Бельгии, с 1666 г в Германии стала выходить ежедневная газета "Лейпцигер цайтунг") политическая пропаганда поднимается на новый уровень. Со второй половины 19 века газета по-настоящему превращается в главный рупор пропаганды. Возникает "массовая " пресса, издаваемая миллионными тиражами и, при всей внешней независимости, отражающие определенные социальные и политические интересы. К официальным и официозным изданиям добавляются партийные издания. Впрочем, теперь не только партии издают газеты, но и сами партии возникают вокруг газет (можно вспомнить роль "Искры" в создании большевистской партии). Газеты навязывают мнения, диктуют моды и вкусы и , наконец, формируют общественное мнение (а не отражают его). С появлением радио и телевидения происходит качественный скачок в развитии пропаганды. Неграмотный человек или принципиально не читающий газеты чужих партий преданный активист не могут игнорировать мнение электронных СМИ. Избиратели уже не вчитываются в пункты партийных программ, а голосуют за того кандидата, который хорошо смотрится на голубом экране. Под умелыми руками имиджмейкеров возникает особый виртуальный мир, не существующий в реальности, но оказывающий порой определяющее влияние на современную политическую жизнь. Классическим примером того, как с помощью СМИ можно из ничего создавать политическую партию, могут считаться парламентские выборы в России осенью 1999-го г, когда победителем оказалась только созданная, поистине виртуальная партия "Медведь", не имеющая никакой идеологии (что совершенно странно для партии). "Век идеологии", о котором говорилось выше, был бы невозможен без развития возможностей пропаганды. Но доведение до совершенства возможности манипуляции общественным сознанием приводит к определенной "деидеологизации" современного мира, т.к. теперь "чистота" идеи уже не определяет поведение избирателей и политических активистов. Таковы парадоксы технического прогресса в идеологической жизни человеческого общества.

3. Опишите институциональную подсистему политической системы РФ.

Институциональная подсистема – важнейший элемент системы государственного управления, характеризующаяся наличием организационно- структурированной системы институтов власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях. К институтам государственной власти федерального уровня относятся: институт Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Прокуратура РФ. Институты государственной власти регионального уровня – это законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (правительства, администрации). К судебным органам власти субъектов РФ относятся Конституционные (уставные) суды субъектов, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Институты местной власти – это представительные и исполнительные органы местного самоуправления

Читайте также: