Гражданская война сквозь призму личного опыта сражений и утрат в чем отличие прозы участников войны

Обновлено: 15.05.2024

\u0412\u043e\u0439\u043d\u0430 \u2014 \u044d\u0442\u043e \u0443\u0436\u0430\u0441\u043d\u0430\u044f, \u0431\u0435\u0437\u0443\u043c\u043d\u0430\u044f \u043a\u0430\u0442\u0430\u0441\u0442\u0440\u043e\u0444\u0430 \u0434\u043b\u044f \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b, \u043d\u043e \u0435\u0449\u0435 \u0445\u0443\u0436\u0435, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u0432\u043e\u0439\u043d\u0430 \u0438\u0434\u0435\u0442 \u0432\u043d\u0443\u0442\u0440\u0438 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430\u0446\u0438\u0438, \u043d\u0430\u0440\u043e\u0434\u0430, \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0440\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c\u0438, \u0441\u043e\u0441\u0435\u0434\u044f\u043c\u0438, \u0431\u043b\u0438\u0437\u043a\u0438\u043c\u0438 \u0434\u0440\u0443\u0437\u044c\u044f\u043c\u0438 \u0438 \u0434\u0430\u0432\u043d\u0438\u043c\u0438 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440\u0438\u0449\u0430\u043c\u0438, \u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u0432\u0448\u0438\u043c\u0438\u0441\u044f \u0432 \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0445 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043b\u0430\u0433\u0435\u0440\u044f\u0445, \u0438 \u0442\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u043e\u043d\u0438 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442 \u043d\u043e\u0440\u043c\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u0438 \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u044b\u043c \u0443\u043d\u0438\u0447\u0442\u043e\u0436\u0430\u0442\u044c \u0434\u0440\u0443\u0433 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0430, \u0437\u0430\u0449\u0438\u0449\u0430\u044f \u0442\u043e, \u0447\u0442\u043e \u043e\u043d\u0438 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442 \u0430\u0431\u0441\u043e\u043b\u044e\u0442\u043d\u043e\u0439 \u0438 \u043d\u0435\u043f\u0440\u0435\u043b\u043e\u0436\u043d\u043e\u0439 \u0438\u0441\u0442\u0438\u043d\u043e\u0439. \u0427\u0435\u0442\u044b\u0440\u0435 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u2014 \u044d\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0442\u043e\u0436\u043d\u043e \u043a\u043e\u0440\u043e\u0442\u043a\u0438\u0439 \u0441\u0440\u043e\u043a \u0434\u043b\u044f \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438, \u043e\u0434\u043d\u0430\u043a\u043e \u0441\u043e\u0431\u044b\u0442\u0438\u044f \u0413\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0432\u043e\u0439\u043d\u044b 1918 - 1922 \u0433\u0433. \u0432 \u043a\u043e\u0440\u043d\u0435 \u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u0438\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0448\u0443 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0443 \u0434\u0430\u0436\u0435 \u0437\u0430 \u0442\u0430\u043a\u043e\u0439 \u043c\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0441\u0440\u043e\u043a. \u041a 1921 \u0433. \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u044f \u043b\u0435\u0436\u0430\u043b\u0430 \u0432 \u0440\u0443\u0438\u043d\u0430\u0445. \u041f\u043e \u043e\u0444\u0438\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0442\u0430\u0442\u0438\u0441\u0442\u0438\u043a\u0435, \u0447\u0438\u0441\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u043d\u0430 \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u0432\u0448\u0438\u0445\u0441\u044f \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0432\u043e\u0439\u043d\u044b \u0442\u0435\u0440\u0440\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f\u0445 \u043a\u043e\u0435-\u043a\u0430\u043a \u0434\u043e\u0441\u0442\u0438\u0433\u0430\u043b\u0430 135 \u043c\u043b\u043d. \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a. \u041f\u043e \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u0432\u0448\u0438\u043c\u0441\u044f \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u043c \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0438\u0437\u0432\u0435\u0441\u0442\u043d\u043e, \u0447\u0442\u043e \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0436\u0435\u0440\u0442\u0432\u044b \u043d\u0430 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0442\u0435\u0440\u0440\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f\u0445 \u0432 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u0435 \u0432\u043e\u0439\u043d, \u043f\u0430\u043d\u0434\u0435\u043c\u0438\u0439 \u0438 \u044d\u043c\u0438\u0433\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u043b\u0430 \u043e\u043a\u043e\u043b\u043e 25 \u043c\u043b\u043d.\n

\n\u0411. \u0412\u0430\u0441\u0438\u043b\u044c\u0435\u0432 \u043f\u0438\u0441\u0430\u043b: \". \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e \u0413\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u0432\u043e\u0439\u043d\u0430 \u0435\u0441\u0442\u044c \u043d\u0438 \u0441 \u0447\u0435\u043c \u043d\u0435\u0441\u0440\u0430\u0432\u043d\u0438\u043c\u0430\u044f \u043d\u0430\u0440\u043e\u0434\u043d\u0430\u044f \u0442\u0440\u0430\u0433\u0435\u0434\u0438\u044f, \u0432 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043d\u0435 \u0431\u044b\u043b\u043e \u043f\u043e\u0431\u0435\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439. \u041f\u0443\u0441\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0430\u0441\u043d\u044b\u043c \u0438 \u0431\u0435\u043b\u044b\u043c \u043e\u0431\u0435\u043b\u0438\u0441\u043a\u043e\u043c \u0432\u043e\u0437\u043d\u0435\u0441\u0435\u0442 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u044f \u0432\u0435\u043d\u043e\u043a \u0441\u043a\u043e\u0440\u0431\u0438 \u0438 \u0443\u0432\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f. \u0422\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043f\u0440\u0438\u0434\u0435\u0442 \u043f\u043e\u043a\u0430\u044f\u043d\u0438\u0435. \". \u041d\u0438\u043a\u0442\u043e \u043d\u0435 \u0432\u044b\u0438\u0433\u0440\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0432 \u0432\u043e\u0439\u043d\u0435, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0430\u044f \u0432\u0432\u0435\u043b\u0430 \u043d\u0435\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0432\u0435\u043b\u0438\u043a\u043e\u0435 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0443\u0445\u0443, \u0441\u043e\u0431\u0440\u0430\u043b\u0430 \u043a\u0440\u043e\u0432\u0430\u0432\u0443\u044e \u0436\u0430\u0442\u0432\u0443 \u0441\u043e\u0442\u043d\u044f\u043c\u0438 \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447 \u043d\u0435\u0432\u0438\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0443\u0448. \u041d\u0430\u0432\u0435\u0440\u043d\u043e\u0435, \u043d\u0438\u043a\u0430\u043a\u0438\u0435 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043c\u043e\u0442\u0438\u0432\u044b, \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u043e\u0441\u044b\u043b\u043a\u0438 \u0438 \u0440\u0435\u0432\u043e\u043b\u044e\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0438\u0434\u0435\u0430\u043b\u0438\u0437\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u043e \u0441\u0432\u0435\u0442\u043b\u043e\u043c \u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u043c \u043d\u0430\u0448\u0435\u0439 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0433\u0443\u0442 \u043e\u0446\u0435\u043d\u0438\u0432\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0441\u043e\u0442\u043d\u044f\u043c\u0438 \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447 \u043d\u0435\u0432\u0438\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439, \u0442\u0435\u043c \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435, \u0447\u0442\u043e \u0438 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f-\u0442\u043e \u044d\u0442\u0438 \u0438 \u0442\u0430\u043a \u043b\u043e\u0436\u043d\u044b, \u044d\u0444\u0435\u043c\u0435\u0440\u043d\u044b \u0438 \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u043a\u0430 \u044d\u0442\u0443 \u044d\u0444\u0435\u043c\u0435\u0440\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0438 \u043d\u0435\u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0434\u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442.\n

Нуртдинова Эльвира Робертовна

Секция: Тема Великой Отечественной войны в русской литературе.

Информационно-реферативная работа на тему:

«Отражение Великой Отечественной войны

Ситдикова Адиля Римовна

учащаяся 10 класса

Тукаевского муниципального района РТ

Нуртдинова Эльвира Робертовна,

учитель русского языка и литературы

Тукаевского муниципального района РТ

Список использованной литературы……………………………………….……..11

Актуальность темы Великой Отечественной войны в русской литературе диктуется наличием целого ряда проблем, назревших в современном обществе молодого поколения.

Выступает необходимость в переосмыслении темы Великой Отечественной войны в русской литературе, которая требует нового прочтения творческого наследия писателей военных лет, переориентирования ее в соответствии с современной социокультурной реальностью.

В общественном сознании имеется множество догматических и устаревших выводов, которые мешают адекватному обучению молодого поколения.

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе неоднородна, своеобразна и требует повышение оценки ее художественной и общественно-исторической значимости.

Также, выделяется необходимость расширения исследовательского кругозора за счет включения в него новых малоизученных произведений авторов, написанных на военную тематику.

Итак, актуальность настоящей информационно-реферативной работы заключается в том, что современное общество, которое претерпевает в настоящий момент глобальные социокультурные, политические, экономические изменения, нуждается в защите от разрушения и искажения исторически-ценностного хранилища нации. Русская литература в этом смысле неоспоримо выступает как хранительница памяти поколений и служит серьезной опорой для патриотической, гуманистической направленности и морально-нравственной настроенности молодого поколения.

Цель настоящей работы – на основе теоретических источников описать проблему изображения Великой Отечественной войны в русской литературе.

Цель работы предполагает решение следующих задач :

  • определить проблему исследования, обосновать ее значимость и актуальность;
  • изучить несколько теоретических источников по теме;
  • обобщить опыт работы исследователей и сформулировать свои выводы.

Настоящая работа опирается на положения теоретических источников следующих авторов: Агеносова В.В., Журавлёва В.П., Линьков Л.И., Смирнов В.П., Исаев А.И., Мухин Ю.В.

Степень изученности. Настоящая тема работы освещается в работах таких авторов, как Горбунов В.В., Гуревич Э.С., Девин И.М., Есин А.Б., Иванова Л.В., Кирюшкин Б.Е., Малькина М.И., Петров М.Т. и другие. Несмотря на обилие теоретических работ, данная тема нуждается в дальнейших разработках и расширению круга вопросов.

Личный вклад в решение освещенных проблем автор данной работы видит в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейшем при преподавании уроков в школе, при планировании классных часов и внеклассных мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне и написании научных работ по данной теме.

Отражение Великой Отечественной войны в творчестве русских писателей и поэтов.

Прошло достаточно времени, отделяющего нас от холодного ужаса Великой Отечественной войны. Однако, эта тема еще долго будет волновать далекие грядущие поколения.

Потрясения военных лет (1941-1945) вызвали ответную реакцию в художественной литературе, породившей огромное количество литературных произведений, но большая часть произведений о Великой Отечественной войне создавалась в послевоенные годы. Невозможно было осмыслить и охватить полностью и сразу произошедшую масштабную трагедию со всеми ее причинно-следственными связями.

Поэзия в военные годы оказалась очень востребованной: во всех газетах страны одно за другим печатались стихотворения на тему Великой Отечественной войны. На фронте стихотворения пользовались популярностью: их читали, заучивали, превращали в боевые песни. Сами солдаты сочиняли новые стихи, пусть даже и несовершенные, но трогательные и искренние. Невозможно даже представить, что творилось в душе у солдат, переживающих военные годы. Но поражают внутренние качества русского характера: в сложных и суровых условиях думать о стихах, сочинять, читать, заучивать.

Расцвет поэзии сороковых годов ознаменован именами: М. Луконина, Д. Самойлова, Ю. Воронова, Ю. Друниной, С. Орлова, М. Дудина, А. Твардовского. В основе их стихотворений звучат яростные темы осуждения войны, прославления подвигов солдат, фронтовой дружбы. Таковы были мироощущения военного поколения (7).

Говоря о языке художественных произведений на тему войны, то важно отметить, что литература тех лет требовала себе четкости и искренности, отметая фальшь, размытость фактов и халтуру. Произведения писателей и поэтов имели различные уровни художественного мастерства, но всех их объединяет тема нравственного величия советского человека над солдатом фашистской армии, обуславливая право на борьбу с врагами.

Писатели фронтовики продолжили традиции русской советской литературы, а именно традиции Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, Л. Леонова (3).

У писателей-фронтовиков в своем арсенале имелось неоспоримое преимущество, а именно, непосредственный опыт участия в войне, ее переднего края, окопную жизнь. Эти знания послужили им мощным инструментом, для передачи чрезвычайно ярких и реалистичных картин войны, позволили высветить мельчайшие подробности военного быта, сильно и точно показать ужасные и напряженные минуты боя. Это все то, что они, писатели-фронтовики пережили сами и видели своими глазами. Это и есть обнаженная правда войны, изображенная на основе глубокого личного потрясения. Произведения писателей-фронтовиков поражают своей откровенностью (7).

Но художников интересовали не сражения и не голая правда войны. Русская литература 50-60-х годов имела характерную тенденцию изображения судьбы человека в ее связи с историей, а также внутреннего мировоззрения человека и его связанности с народом. Данное направление можно охарактеризовать как гуманистическое осмысление войны в произведениях русской литературы (2).

Тема войны у писателей-фронтовиков раскрывается не столько через призму героических подвигов и выдающихся поступков, а сколько через труд, неизбежный и необходимый, независимый от желания его выполнять, вынужденный и утомительный. И в зависимости от того, насколько приложены усилия каждого к этому труду, настолько и будет приближение победы. Вот в таком ежедневном труде видели героизм и отвагу русского человека писатели-фронтовики.

С середины 60-х годов роман как жанр не только вновь обретает популярность, но и претерпевает некоторые изменения, вызванные общественной потребностью, которое заключается в требовании объективно и полно предоставить факты о войне: какова была степень готовности Родины к войне, характер и причины тех или иных событий, роль Сталина в управлении ходом войны и многое другое. Все эти исторические события сильно волновали души народа и их интересовал уже не художественный вымысел рассказов и повестей о войне, а исторические события основанные на документах (5).

Сюжеты романов середины 60-х на тему Великой Отечественной войны строятся с опорой на документы, факты и достоверные события исторического характера. В повествование вводятся реальные герои. Цель романов на тему Великой Отечественной войны – обрисовать события войны наиболее широко, всеобъемлюще и в то же самое время, исторически достоверно и точно.

Таким образом, тема Великой Отечественной войны развивалась и изменялась на протяжении многих лет.

В данной работе была предпринята попытка осветить на основе нескольких теоретических источников изображение писателями разных лет темы Великой Отечественной войны.

Русская литература неоспоримо выступает как хранилище памяти поколений. И это проявляется с особой силой в произведениях, запечатлевших ужасы Великой Отечественной войны.

Никогда так наглядно и впечатляюще не проявлялась сила слова писателей на события исторического значения, как на годы Великой Отечественной войны.

В военные годы литература превратилась в оружие. Реакция творческих деятелей была мгновенной.

В основе традиций советской литературы в годы Великой Отечественной войны лежит четкое понимание важнейшей роли народа в войне, без его участия, без героизма и отваги, преданности и любви к своей стране невозможно было бы достичь тех исторических успехов и подвигов, о которых известно сегодня.

Несмотря на своеобразия изображения человека на войне, всем писателям присуща общая черта – стремление изображения чуткой правды о войне.

По сути, в 40-е годы практически не было создано значительных и крупных произведений на тему войны. Перед писателями вставало множество вечных и фундаментальных вопросов человеческого существования: что значит зло и как ему противостоять; в чем заключается жестокая правда войны; что есть свобода, совесть и долг; и многие другие. На данные вопросы писатели дали ответы в своих произведениях.

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) восстание Уота Тайлера

2) присоединение Казанского ханства

3) разгром Хазарского каганата

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) Смутное время в России в начале XVII в

В) революционная деятельность народников

Г) борьба против ордынской зависимости

1) оборона Троице-Сергиева монастыря от польско-литовских отрядов

2) взрыв в Зимнем дворце, организованный С. Н. Халтуриным

3) сражение на реке Воже

5) создание Союза спасения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

2) первые походы Петра Первого

5) осада русской армией турецкой крепости

6) сражение русско-болгарского отряда против турецкой армии

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установите соответствие между именами военачальников и войнами, в которых они участвовали.

A) П. И. Багратион

1) Крымская война 1853—1856 гг.

2) Отечественная война 1812 г.

3) Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

4) Первая мировая война 1914—1918 гг.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Прочтите отрывок из произведения средневекового автора

«…Князь же великий, распределив полки, повелел им через Оку-реку переправляться и при казал каждому полку и воеводам: "Если же кто пойдет по Рязанской земле, — не коснитесь ни единого волоса!" И, взяв благословение от архиепископа коломенского, князь великий перешел реку Оку со всеми силами и отправил в поле третью заставу, лучших своих витязей, чтобы они сошлись со сторожей татарской в степи…. Князь же Олег Рязанский услышал, что князь великий соединился со многими силами и следует навстречу безбожному царю Мамаю да к тому же вооружен твердо своею верою, которую на бога-вседержителя, всевышнего творца, со всею надеждой возлагает. И начал остерегаться Олег Рязанский и с места на место переходить с единомышленниками своими, так говоря: "Вот если бы нам можно было послать весть об этой напасти к многоразумному Ольгерду Литовскому, узнать, что он об этом думает, да нельзя: перекрыли нам путь. Думал я по старинке, что не следует русским князьям на восточного царя подниматься, а теперь как все это понять? И откуда князю помощь такая пришла , что смог против нас трех подняться?" Князь же Ольгерд Литовский, в согласии с прежним замыслом, собрал литовцев много и варягов, и жмуди и пошел на помощь Мамаю. И пришел к городу Одоеву, но, прослышав, что князь великий собрал великое множество воинов, — всю русь и словен, да пошел к Дону против царя Мамая, — прослышав также, что Олег испугался, — и стал тут с тех пор недвижимо, и понял тщетность своих помыслов, о союзе своем с Олегом Рязанским теперь сожалел, метался и негодовал, говоря: "Если человеку не хватает своего ума, то напрасно чужого ума ищет: никогда ведь не бывало, чтобы Литву поучала Рязань! Ныне же свел меня с ума Олег, а сам и пуще погиб ".

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) князя Дмитрия Ивановича благословил на битву с ордынцами митрополит Киприан

2) события, описываемые в отрывке, произошли во второй половине XIV в.

3) властитель Орды Мамай был убит во время битвы

4) рязанскому князю Олегу и литовскому князю Ольгерду не удалось принять участие в битве на стороне ордынцев

5) победа князя Дмитрия Ивановича над Мамаем окончательно избавила русские земли от необходимости выплачивать Орде дань

6) событие, описываемое в источнике, окончательно утвердило Москву в качестве политического центра объединяющихся русских земель

  • Стороны гражданской войны
  • Красные и белые
  • Основные сражения
  • Фронты гражданской войны
  • Основной план
  • Лидеры
  • Карта войны
  • Победа красных

Гражданская война: стороны

Главные воюющие стороны:

Предпосылки к войне начали формироваться еще во время революции 1917 г. Кроме того, из-за отсутствия законности и порядка, обилия оружия на руках у населения повсюду орудовали вооружённые отряды, которые не поддерживали ни тех, ни других: анархисты, националисты, сепаратисты и просто бандиты без какой-либо политической идеологии.

Все противоборствующие стороны действовали с крайним ожесточением: убийства пленных и мирного населения носили массовый характер.

Основные причины гражданской войны

Гражданская война Красные и Белые

Участники Белого движения – офицерство, казаки, землевладельцы, купечество и буржуазия, православное духовенство, зажиточное крестьянство. Они пошли на вооружённое сопротивление Советам с целями восстановления своей власти и прежних социально-экономических прав и привилегий, возврата отнятой большевиками собственности. Это основные причины белого движения. Белая Добровольческая армия была создана 25 декабря 1917 года в Новочеркасске.

Сражения гражданской войны

  • 1918. Бои на Дону и Кубани, отделение Войска Донского от Советской России; взятие Кубани Добровольческой армией Деникина. Мятеж чехословацкого корпуса, взятие войсками Колчака части Урала, Сибири и Дальнего Востока.
  • 1919. Наступление Колчака с Урала на Поволжье; Юденича – из Прибалтики на Петроград; Деникина – с Юга России на Москву. Все окончились провалом и контрнаступлением красных. Разгром Красной армией войск Миллера на севере. Взятие красными области Войска Донского.
  • 1920. Наступление Красной армии на всех фронтах. Последние грандиозные конные сражения в мировой истории (в битве под Егорлыкской станицей участвовало до 50 тыс. всадников с обеих сторон). Уничтожение Белой армии и бегство её остатков за границу. Война Советской России с Польшей за Украину.
  • 1921-1922. Подавление последних очагов сопротивления белых на Дальнем Востоке, в Средней Азии, Закавказье.

Фронты гражданской войны

К лету 1918 года до 2/3 территории страны не подчинялось советской власти: там доминировали группировки и правительства, выступавшие против неё. Чтобы переломить ситуацию в свою пользу, большевики создали ударные фронтовые армейские соединения и ввели военное положение – с трудовой повинностью для населения, продразвёрсткой. Были образованы фронты:

  • Южный (против Деникина),
  • Северный (против Миллера),
  • Западный (против Юденича и польских интервентов),
  • Украинский (против Деникина и польских интервентов),
  • Восточный (против Колчака).

Карта гражданской войны

На карте наиболее наглядно показано, насколько глобальной была в России гражданская война. Начало её было критическим для советской власти: большинство регионов её не признали, и большевики находились в плотном враждебном кольце. Но в дальнейшем политика белых и красных привела к победе вторых и полному разгрому первых. Народ не хотел реставрации старых порядков, поэтому поддержал большевиков.

Карта гражданской войны

План гражданской войны

С осени 1918 года Красная армия развернула активные контратакующие действия на всех фронтах. С этого момента наступательное движение красных в гражданской войне всё время шло по нарастающей. План большевиков был таков: установление советской власти на всей территории страны и переход к мировой революции.

Разобщённые силы Белой армии не имели чёткого плана действий и смутно представляли себе, что делать после победы. Однако все они планировали, закрепившись в регионах, получить поддержку иностранных государств и наступать на Москву и Петроград, соединяясь с союзными силами Белого движения.

В итоге ни полноценной помощи из-за рубежа, ни соединения сил не получилось. Большевики, благодаря грамотной массовой пропаганде, получили всенародную поддержку, нарастили свои основные силы и разгромили белых.

Лидеры гражданской войны

Выдающиеся военачальники Красной Армии, внесшие решающий вклад в победу:

Видные личности Белого движения, сыгравшие наиболее значительную роль в гражданской войне:

Победа красных в гражданской войне

Гражданская война завершилась утверждением советской власти по всей России. За исключением: Финляндии, Польши, новообразованных прибалтийских республик, которые большевики признали независимыми государствами. Были созданы Российская, Украинская, Белорусская и Закавказская советские республики – основа будущего СССР.

Читайте также: