Гражданином какой страны был композитор барток

Обновлено: 19.05.2024

Если люди будущего когда-нибудь захотят узнать, как боролся и страдал человек нашей эпохи и как наконец нашел он путь к духовному освобождению, гармонии и миру, обрел веру в себя и в жизнь, то, обратись к примеру Бартока, они найдут идеал незыблемого постоянства и образец героического становления человеческой души.
Б. Сабольчи

Бела Барток / Béla Bartók

Б. Барток — венгерский композитор, пианист, педагог, музыковед-фольклорист — принадлежит к плеяде выдающихся музыкантов-новаторов XX в. наряду с К. Дебюсси, М. Равелем, А. Скрябиным, И. Стравинским, П. Хиндемитом, С. Прокофьевым, Д. Шостаковичем. Самобытность искусства Бартока связана с углубленным изучением и творческой разработкой богатейшего фольклора Венгрии и других народов Восточной Европы. Глубокое погружение в стихию крестьянской жизни, постижение художественных и нравственно-этических сокровищ народного искусства, философское их осмысление во многих отношениях сформировали личность Бартока. Он стал для современников и потомков примером мужественной верности идеалам гуманизма, демократии и интернационализма, непримиримости к невежеству, варварству и насилию. Творчество Бартока отразило мрачные и трагические коллизии своего времени, сложность и противоречивость духовного мира современника, бурный процесс развития художественной культуры своей эпохи. Композиторское наследие Бартока велико и включает многие жанры: 3 сценических произведения (одноактную оперу и 2 балета); Симфонию, симфонические сюиты; Кантату, 3 концерта для фортепиано, 2 — для скрипки, 1 — для альта (неоконченный) с оркестром; большое количество сочинений для различных инструментов solo и музыку для камерных ансамблей (в т. ч. 6 струнных квартетов).

Большую роль в судьбе Бартока сыграла его дружба и творческое сотрудничество с З. Кодаем. Познакомившись с его методами собирания народных песен, Барток осуществил летом 1906 г. фольклорную экспедицию, записывая в деревнях и селах венгерские и словацкие народные песни. С этого времени началась научно-фольклористская деятельность Бартока, продолжавшаяся всю жизнь. Исследование старинного крестьянского фольклора, существенно отличавшегося от широко популярного венгеро-цыганского стиля вербункош, стало поворотным пунктом в эволюции Бартока-композитора. Первозданная свежесть старовенгерской народной песни послужила ему стимулом для обновления ладоинтонационного, ритмического, тембрового строя музыки. Собирательская деятельность Бартока и Кодая имела и большое общественное значение. Диапазон фольклорных интересов Бартока и география его экспедиций неуклонно расширялись. В 1907 г. Барток начал также свою преподавательскую деятельность в качестве профессора Будапештской музыкальной академии (класс фортепиано), продолжавшуюся до 1934 г.

Периоды интенсивной и разносторонней деятельности неоднократно сменялись у Бартока временными кризисами, причиной которых были в основном равнодушие широкой публики к его произведениям, гонения косной критики, не поддерживавшей смелых исканий композитора — все более самобытных и новаторских. Интерес Бартока к музыкальной культуре соседних народов не раз вызывал злобные выпады шовинистически настроенной венгерской прессы. Как и многие прогрессивные деятели европейской культуры, Барток в годы первой мировой войны стоял на антивоенной позиции. В период образования Венгерской советской республики (1919) совместно с Кодаем и Донаньи он был членом музыкальной Директории (во главе с Б. Рейницем), планировавшей в стране демократические реформы музыкальной культуры и образования. За эту деятельность при хортистском режиме Барток, как и его соратники, подвергся репрессиям со стороны правительства и руководства Музыкальной академии.

Искусство Бартока поражает сочетанием резко контрастных начал: первозданной силы, раскованности чувств и строгого интеллекта; динамизма, острой экспрессивности и сосредоточенной отрешенности; пылкой фантазии, импульсивности и конструктивной ясности, дисциплинированности в организации музыкального материала. Тяготевшему к конфликтному драматизму, Бартоку далеко не чужда лирика, то преломляющая безыскусственную простоту народной музыки, то тяготеющая к утонченной созерцательности, философской углубленности. Барток-исполнитель оставил яркий след в пианистической культуре XX в. Его игра захватывала слушателей энергией, вместе с тем ее страстность и накал всегда находились в подчинении воли и интеллекта. Просветительские идеи и педагогические принципы Бартока, как и особенности его пианизма, отчетливо и полно проявились в произведениях для детей и юношества, составивших немалую часть его творческого наследия.

4000491_BELA_0 (300x393, 16Kb)

Тангейзер: Сегодня День памяти выдающегося венгерского композитора Белы Бартока.В музыкальном мире его имя хорошо знакомо и его произведения в репертуаре известнейших симфонических и камерных коллективов.Его опера "Синяя борода" так же весьма популярна.Биографы Белы Бартока отмечают,что удивительным в образе композитора было то,что в его внешне хрупком существе заключалась такая жизненная сила.Врачи запрещали ему заниматься музыкой,т.к игра на ф-но совершенно истощала его.Но все же он не отступился от профессии музыканта.Но слава(хотя она и была) пианиста его не прельщала.Он стал композитором.Его основной жанр - инструментальный.Но Бела Барток сочинил и замечательную оперу. Её полное название "Замок герцога Синяя Борода"(1911 г.). Специалисты находят в ней сочетание новых музыкальных течений импрессионизма и экспрессионизма,оперные принципы Р.Вагнера(симфонизация оперной формы.Именно этот фактор делает произведение очень приятной на слух. ) с национальными традициями. Я включу в блог эту оперу отдельным постом.А здесь я предлагаю несколько известных вещей венгерского композитора и мой любимый концерт N1 для скрипки с оркестром.Умиротворение,которое охватывает слушателя,не проходит на всём протяжении звучания музыки,позволяет задуматься не только о нелегкой судьбе самого автора,но и о судьбе вообще. Впрочем,возможно кто-то находит музыку Бела Бартока не слишком мелодичной,несколько "сумбурной"(не в этом концерте,конечно). А его знаменитый фортепьянный "Микрокосмос"?(цикл из 153 фортепьянных пьес) Понят ли он до конца нами. Слушаем музыку. До встречи. )

Барток Бела

Венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист

Рождение
25 марта 1881

Кончина
26 сентября 1945

С именем Белы Бартока связана одна из самых значительных глав истории европейской музыки ХХ века и целая эпоха в развитии венгерской музыкальной культуры.

4000491_BELA_MOLODOI (396x612, 28Kb)

4000491_BELA_V_KRYGY_DRYZEI (700x516, 42Kb)

В кругу друзей и коллег(сидит слева)

В первую очередь это касается его научной и преподавательской деятельности. Познакомившись с Золтаном Кодаем и с его методом собирать народные песни, он с 1906 года стал регулярно ездить в фольклорные экспедиции, записывая в деревнях венгерские и словацкие народные песни.

4000491_BELA_MOLOD (700x659, 40Kb)

4000491_BELA1 (287x420, 8Kb)

4000491_BELA3 (411x379, 13Kb)

4000491_BELA2 (300x400, 20Kb)

Жизнь Бартока была довольно трудной. Успех и признание не особенно баловали композитора. Пожалуй, лишь многочисленные концертные поездки в 1920-е годы по странам Западной Европы и США были удачны.

4000491_BELA_6 (304x421, 28Kb)

В 1929 году он гастролировал в СССР, где его сочинения были встречены с большим интересом. А в остальном критика совсем не поддерживала смелые искания композитора, широкая публика и вовсе была равнодушна.

4000491_BELA_5 (417x600, 68Kb)

Барток переживал это тяжело. Да еще доставалось от шовинистически настроенной венгерской прессы. За что? А за то, что композитор проявлял живейший интерес к музыкальной культуре соседних народов, выступал против фашизма.

4000491_BELA_AFISh (508x510, 37Kb)

В итоге в 1940 году Барток с семьей был вынужден эмигрировать в США. Там он прожил последние годы, тоскуя по своей родной Венгрии, куда ему не суждено было вернуться. Он умер от лейкемии 26 сентября 1945 года.

4000491_BELA_AFIShA (486x500, 65Kb)

4000491_BELA_OPERA (400x391, 44Kb)

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Жизнь и творчествоБела Барток родился в небольшом Венгерском поселении в семь

2 слайд

Описание слайда:

Жизнь и творчество
Бела Барток родился в небольшом Венгерском поселении в семье директора сельскохозяйственной школы. Музыкальное образование стал получать с помощью домашнего музицирования. В три года мальчик ритмично отстукивал на игрушечном барабане ритм, исполняемой мамой мелодии, а в четырёхлетнем возрасте мог одним пальчиком сыграть более тридцати небольших мелодий популярных народных песен. Заметив такое влечение к музыке, в пять лет начал обучаться на фортепиано, в процессе обучения обнаружилось, что мальчик обладает абсолютным слухом. Первое выступление пятилетнего Бела состоялось уже через месяц после того, как он стал заниматься на фортепиано. Мальчик сделал подарок отцу на День рождения, сыграв вместе с мамой маленькую пьеску в четыре руки. Первые сочинения появились уже в 9 лет.

Жизнь и творчествоПереехав в другой город, он начинает посещать гимназию и вм

3 слайд

Описание слайда:

Жизнь и творчество
Переехав в другой город, он начинает посещать гимназию и вместе с этим обучаться композиции и игре на фортепиано у преподавателя. В 16 лет, благодаря своему таланту, без экзаменов поступил в Будапештскую музыкальную академию. В студенческие годы Барток много выступал как пианист, а также создал немало сочинений. Блестяще окончив Музыкальную академию, Барток совершил ряд концертных поездок по странам Западной Европы.

Жизнь и творчествоПервый большой успех Бартоку как композитору принесла его с

4 слайд

Описание слайда:

Жизнь и творчествоВ 1906 году Бела Барток вместе с другом начинает заниматься

5 слайд

Описание слайда:

Жизнь и творчество
В 1906 году Бела Барток вместе с другом начинает заниматься собирательством и изучением народной музыки. Однако композитора привлекал не только фольклор венгерского народа, изучив пять языков, он с этнографическими экспедициями впоследствии побывал в Румынии, Словакии, Украине, Сербии, Турции и в некоторых арабских странах, даже бывал в СССР. Эти путешествия композитора положили начало его научно-фольклористской деятельности, которая продолжалась на протяжении всей жизни. Исследование старинного крестьянского фольклора стало поворотным пунктом в эволюции Бартока-композитора.

Жизнь и творчествоВ 1916 году Бела Барток приступил к созданию балета «Деревя

6 слайд

Описание слайда:

Жизнь и творчествоВ 20-годы Барток много сочиняет, например 2-я и 3-я скрипич

7 слайд

Описание слайда:

Жизнь и творчествоСреди сочинений 30-х годов центральное место занимает «Музы

8 слайд

Описание слайда:

Жизнь и творчествоВ 1940 г. Барток с семьей эмигрировал в США. В 1941 г. Барт

9 слайд

Описание слайда:

Жизнь и творчество
В 1940 г. Барток с семьей эмигрировал в США. В 1941 г. Бартока поразила тяжелая болезнь, ставшая причиной его преждевременной смерти. Ушёл из жизни композитор 26 сентября 1945.

Жизнь и творчествоБела Барток - композитор, ставший ориентиром не только для

10 слайд

Описание слайда:

Жизнь и творчество
Бела Барток - композитор, ставший ориентиром не только для современников, но и последующих поколений. Весь его жизненный и творческий путь - пример мужества и благородства. Он создал немало замечательных произведений, в которых отразил свой собственный индивидуальный стиль, считающийся сегодня одним из высших достижений музыкальной культуры XX века.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Бела Барток / Béla Bartók

Имя Бартока, известное музыкальным кругам европейских стран и раньше, после 1911 года стало привлекать более широкое внимание. С этим именем связана одна из самых значительных глав истории европейской музыки XX века и целая эпоха развития венгерской музыкальной культуры.

Человек и музыкант исключительной самобытности, он только в годы ученичества следовал по стопам своих предшественников. Всю дальнейшую жизнь он отважно шел без оглядки на традиции, правила и запреты, доверяя только своим творческим убеждениям.

Впервые отчетливо дает о себе знать венгерский национальный характер музыки в Четырех песнях на стихи Лайоша Поша. Сочиняя эти песни, Барток был далек от мысли серьезно заняться проблемами фольклористики. К ним он еще придет. В то время его вполне убеждали пламенные рапсодии Листа, в народных венгерских истоках которых он не сомневался. Позже он убедился в том, что его великий предшественник отбирал материал для своих рапсодий без должной строгости к их этнографической чистоте и подлинности.

Не только венгерская музыка привлекала и увлекала Бартока. В круг его исследовательских и творческих интересов входила музыка румынская, словацкая, украинская, арабская, сербская, турецкая, музыка американских негров и индейцев. Вместе с другим выдающимся венгерским музыкантом, Золтаном Кодаем (1882-1967), композитором и музыкально-общественным деятелем, Барток создал новую, неизмеримо более точную и прогрессивную методику исследования музыкального фольклора в тесной связи с изучением поэтических текстов и образов, соединенных с ритмом и интонациями. Барток нашел множество примеров, подтверждающих, что в венгерском народном творчестве многие песни и инструментальные наигрыши, особенно скрипичные, не укладываются в общепринятую и в известной мере нивелированную систему записи интервалов, что так называемый полутон не есть минимальный элемент звукоряда, так как возможны и четверти, и трети тона, зафиксированные в народном исполнительстве.

В замке герцога тайна окружает каждую из семи дверей, так как за каждой — важная часть его жизни. За одной — оружие, за другой сокровища, за третьей — комната пыток, за остальными — сад, озеро слез, опочивальня Синей Бороды; за седьмой — тени трех его жен, из которых одна была Утром, другая — Полднем, третья — Закатным часом его жизни. А сейчас герцог привел в замок Юдифь. Полюбив его, она оставила жизнь, полную света и радости, оставила отца, брата и жениха. Герцог открывает таинственные двери только после уговоров Юдифи. Она отважно переступает порог комнаты теней трех жен: Утра, Полдня и Заката. Отныне она станет тенью, воспоминанием его Ночей.

В символической форме здесь рассказывается о семи дверях мужского сердца и о любви, пришедшей на склоне жизни, на пороге вечной ночи. Музыкальный язык оперы отличается от ранних и от соседних опусов. Язык этот — на пути от импрессионизма к экспрессионизму. Наличие двух стилевых тенденций можно услышать даже в коротких вступлениях-характеристиках, звучащих перед открытием каждой из семи комнат.

. Принц увидел Принцессу и в то же мгновение полюбил ее. А она его даже не заметила и ушла в свой крохотный замок, стоящий на зеленом холме. Принц бросился за ней, но Фея заворожила лес, и он загородил дорогу. Чтоб привлечь внимание Принцессы, Принц снимает свой великолепный плащ, набрасывает на жезл, состригает свои золотые кудри, прикрепляет их к короне и тогда поднимает над головой жезл с короной, локонами и плащом. Принцесса оживилась, ей понравилась эта кукла. Не обращая внимания на Принца, некрасивого, остриженного, она схватила куклу и принялась с ней танцевать. Принц загрустил. И когда Принцесса с куклой умчалась в танце, из леса вышла Фея. Взмахнув волшебной палочкой, она повелела Природе соткать для Принца плащ из цветов, из тончайших шелковинок сделать кудри. А кукла надоела Принцессе, она ее бросила, и кукла развалилась. Принцессе стало скучно. Она побежала вниз, увидела преображенного Принца и влюбилась в него. Но он, помня обиду и боль, не пожелал даже взглянуть на нее. Не помогли и слезы принцессы. Тогда она состригла свои золотые, длинные до земли волосы и сразу стала очень некрасивой. Принц взглянул па нее, пожалел, подошел к ней, плачущей, несчастной, обнял ее и поцеловал. Принцесса и Принц в то же мгновение стали такими, какими были раньше. Они протянули руки друг другу и прожили длинную-длинную счастливую жизнь.

В 1917 году балет был поставлен на будапештской сцене и с тех пор живет в репертуаре многих театров мира.

Окончание первой мировой войны, Октябрьская революция и мировой отклик на нее оказывают огромное воздействие на размах и интенсивность венгерского революционного движения, в результате чего 21 марта 1919 года в Венгрии провозглашена была Советская власть. С первых же дней венгерской революции Барток, ни тогда и ни позже не принадлежавший ни к какой политической партии, энергично включается в новую жизнь страны. В интервью, данном представителям печати, он говорил необходимости обратить внимание на музыкально одаренных детей беднейших слоев населения; о настоятельной потребности радикального пересмотра системы народного образования с тем, чтобы среди других мероприятий ввести обучение пению с листа и записи мелодии по слуху.

В Мандарине еле теплится жизнь. Девушкой овладевает странное чувство человеческой нежности к умирающему. Она опускается на пол, обнимает Мандарина и, убаюкивая, провожает в последний путь.

Значительный вклад в камерную музыку Барток внес своими 6-ю квартетами, создававшимися на протяжении трех десятилетий. Рядом с квартетами Шостаковича они составляют одно из наиболее глубоких проявлений музыкальной мысли нашего времени. По масштабам и глубине последние два квартета Бартока можно назвать симфониями для 4-х инструментов.

В 1940 году Бела Барток, гордость нации, один из самых выдающихся композиторов мира, покидает родину и удаляется в добровольное изгнание. В Нью-Йорке вскоре после приезда Барток и его жена Дита Пастори, отличная пианистка, впервые выступают с исполнением Сонаты для 2-х фортепиано и ударных. Успех был огромным.

Последние произведения великого композитора датированы 1945 годом: Концерт для фортепиано № 3 и Концерт для альта. В первом из них 17 заключительных тактов композитор не успел наинструментовать; альтовый концерт тоже не окончен. Работу над ними завершил друг Бартока, венгерский дирижер и композитор Тибор Шерли. Незадолго до этого Барток написал Сонату для скрипки соло по заказу Иегуди Менухина. Сочетание баховских традиций с языком и техникой инструментальной музыки XX века придает четырехчастной сонате специфический характер.

26 сентября 1945 года в Вестсайдском госпитале под Нью-Йорком умер от лейкемии Бела Барток. Венгрия уже была свободна. Композитор незадолго до кончины мечтал о возвращении на родину, но знал, что теперь это уже невозможно.

В 1955 году, отмечая выдающуюся роль Бартока в истории мировой музыкальной культуры и в связи с 10-летием со дня его смерти, Всемирный Совет мира постановил присудить ему Международную премию мира. 27 июля того же года премия была торжественно вручена его семье.

В 1956 году весь мир отметил 75-ю годовщину со дня рождения великого композитора, пианиста и ученого Бела Бартока, одного из тех великих музыкантов, которые прокладывают в искусстве новые пути и указывают дальнейшие магистрали, по которым человечество поднимается к вершинам музыкального прогресса.

Читайте также: