Граждане постоянно проживающие за пределами российской федерации кто это

Обновлено: 02.07.2024

Кто такие "постоянно проживающие за пределами РФ"?

Други, собственно вопрос по сабжу. Наши НПА пестрят понятием "постоянно проживающие за пределами РФ"? Однако расшифровки этого термина я не нашел.
Поможете?

В свое время МИД разъяснял АРБ в 2012 году (привожу письмо целиком):

Исходим из того, что правовой статус гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего в иностранном государстве, должен определяться в соответствии с законодательством этого иностранного государства, поскольку в действующем российском законодательстве данное понятие не раскрывается. В этой связи в силу чрезвычайного разнообразия существующих в различных странах законов и правил, регулирующих правовое положение иностранных граждан, говорить о каком-либо обобщенном перечне документов, которыми может подтверждаться постоянное проживание (временное пребывание) гражданина России за рубежом, не представляется возможным. Данные документы, равно как и требования к их оформлению, устанавливаются законодательством каждого конкретного иностранного государства.
При этом отмечаем, что достоверно подтвердить факт отсутствия гражданина на территории России, а также период такого отсутствия позволяет информация, содержащаяся в отметках, проставляемых пограничными органами в паспорте при пересечении Государственной границы Российской Федерации.
Что касается вопросов о необходимости контроля фактического срока проживания (пребывания) российского гражданина в иностранном государстве, а также о непрерывности этого срока, то они, как представляется, к компетенции МИДа России не относятся. В этой связи считали бы целесообразным обратиться в Минфин России, который, в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере валютной и банковской деятельности, а также в Банк России, осуществляющий согласно п. 12 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" валютное регулирование и валютный контроль.

В свое время МИД разъяснял АРБ в 2012 году (привожу письмо целиком):

Исходим из того, что правовой статус гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего в иностранном государстве, должен определяться в соответствии с законодательством этого иностранного государства, поскольку в действующем российском законодательстве данное понятие не раскрывается. В этой связи в силу чрезвычайного разнообразия существующих в различных странах законов и правил, регулирующих правовое положение иностранных граждан, говорить о каком-либо обобщенном перечне документов, которыми может подтверждаться постоянное проживание (временное пребывание) гражданина России за рубежом, не представляется возможным. Данные документы, равно как и требования к их оформлению, устанавливаются законодательством каждого конкретного иностранного государства.
При этом отмечаем, что достоверно подтвердить факт отсутствия гражданина на территории России, а также период такого отсутствия позволяет информация, содержащаяся в отметках, проставляемых пограничными органами в паспорте при пересечении Государственной границы Российской Федерации.
Что касается вопросов о необходимости контроля фактического срока проживания (пребывания) российского гражданина в иностранном государстве, а также о непрерывности этого срока, то они, как представляется, к компетенции МИДа России не относятся. В этой связи считали бы целесообразным обратиться в Минфин России, который, в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере валютной и банковской деятельности, а также в Банк России, осуществляющий согласно п. 12 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" валютное регулирование и валютный контроль.


Правовое положение иностранных граждан обусловлено законами, изложенными в Конституции РФ. Если федеральные законы или международные соглашения не предусматривают какие-либо иные положения, то они имеют те же права и несут такую же ответственность, как и россияне.

Конституция РФ

Правовой статус иностранцев на территории РФ

Декларация служит руководством для государств, разрабатывающих и осуществляющих законы, направленные на защиту достоинств и свободы каждого отдельного человека. Существуют определенные неотъемлемые права для всех людей, независимо от гражданства или национальности, изложенные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Ключевую роль в оказании помощи и защиты не граждан во всем мире играют такие организации, как комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации.

Что предусматривает легальный статус

В основополагающем государственном законе РФ строго обозначены и права и обязанности иностранных граждан.

Легальный статус предусматривает:

  1. Равное положение перед законом независимо от любых социальных, национальных, религиозных, профессиональных, экономических и тому подобных факторов.
  2. РФ вправе устанавливать определенные ограничение или дополнительные требования к гражданам из стран с аналогичными ограничениями и требованиями.
  3. Права и интересы россиян не должны ущемляться в угоду интересам и правам иностранцев, что проясняется соответствующим законом.
  4. Соблюдение законов РФ – необходимое условие. Соответственно выданным документам, определенным личными или деловыми мотивами, приезжающие в Россию, могут свободно передвигаться по стране, но исключая территории, для посещения которых потребуется особое разрешение.

Ряд исключений ограничивает действия мигрантов. Они не могут:


  • претендовать на государственные (муниципальные) посты;
  • иметь избирательного права;
  • призываться на государственную военную службу (есть возможность службы по контракту);
  • состоять в экипаже корабля, работающего под государственным флагом, или другого судна, которое эксплуатируется в некоммерческом секторе;
  • служить на предприятиях или в учреждениях, обеспечивающих безопасность, связанных с секретной информацией, с радиоактивными и ядерными продуктами.

Категории иностранцев

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся подданным принимающей страны (России), в которой оно временно проживает. Его личность удостоверяется национальным паспортом или другим документом, который признается РФ. Однако, точное определение зависит от контекста. Иностранцы дифференцируются на категории, зависящие от цели пребывания.

Виды иностранных граждан те, кто:

  • пребывает временно; ;
  • проживает постоянно.

Эти статусы предоставляют неодинаковые возможности, в частности, разные периоды нахождения на территории РФ.

Лица, представляющие первую категорию, не могут подать заявку на получение вида на жительство или на получение гражданства.

Подробнее о правовом положении иностранцев в России можно узнать из видео, представленном ниже.

Особые категории

В РФ приезжают с определенной целью. Ради воссоединения с семьей или, например, для работы или учебы. Причиной пребывания является цель прибытия, относительно которой мигрант получает статус временного проживания (по визе или безвизовый), разрешение фиксируется в виде отметки в паспорте, или постоянного проживания (не имеет ничего общего с гражданством, но предусматривает некоторые условия, которые положены гражданам, включая социальные пособия и пенсии).

Статус беженца

Специальные статусы, которыми могут обладать иностранные граждане:

  1. Дипломатический – форма юридического иммунитета, которая гарантирует уполномоченным лицам неприкосновенность имущества, освобождение от налогов, невосприимчивость к судебным искам или судебным преследованиям в соответствии с законами страны пребывания. Современный дипломатический иммунитет был кодифицирован как международное право в Венской конвенции о дипломатических отношениях в 1961.
  2. Высококвалифицированные специалисты, на которых не распространяется система квотирования и получение рабочей визы для них – простой и быстрый процесс. Она действует в течение трех лет и может быть продлена ещё на три года в течение 30 дней до истечения срока действия текущей визы.
  3. Статус беженца – лицо, вынужденное пересечь национальные границы, у которого нет возможности безопасно вернуться домой. Чтобы получить его, предъявитель должен подать заявление о предоставлении убежища. В период ожидания решения он находится в статусе просителя убежища. Как только перемещенный человек получает статус беженца, он пользуются определенными правами, согласованными в Конвенции о статусе беженцев 1951 года (не все страны подписали и ратифицировали эту конвенцию).

Правовые режимы

Визовая политика РФ имеет ряд требований. Предоставление виз основывается на двусторонних или многосторонних соглашениях. На сегодняшний день РФ связана соглашениями со многими странами, граждане которых освобождаются от визы или могут оформить её онлайн. В остальных случаях необходимо получить визу заранее в дипломатическом представительстве или визовом центре.

Виза в РФ

  1. Статус временного пребывания относится к нахождению иностранца на территории страны (с визой или без неё) в течение 90 суток, без оформления РВП. По истечении срока действия статуса лицу придется покинуть страну, если не рассматриваются такие ситуации, как продление визы (или безвизовое проживание), ожидание получения РВП, трудоустройство как высококвалифицированного работника, учеба.
  2. Разрешение на временное проживание в виде отметки в национальном паспорте (или в форме самостоятельного документа), относится к статусу резидента в РФ, гражданином которой он не является. Оно выдается соответственно квотированию, определенному правительством, сроком на 3 года. Исключительным правом, вне системы квот, обладают граждане других стран в случаях, предусмотренных законом, как, например, высококвалифицированные специалисты.

РВП России

Установленным порогом требуется продление срока пребывания, который может быть промежуточным шагом к подаче заявления на постоянное проживание. Статус пребывания предоставляется по ряду причин, и критерии принятия в качестве резидента могут со временем меняться. Случается, что государственные органы отказывают при обращении за получением вида на жительство (или на временное проживание) на законных основаниях.

Это происходит в случае, если:

  • имеется непогашенный обвинительный приговор за тяжкое преступление;
  • представлена ложная информация или фальшивые документы;
  • лицо страдает (инфекционным) заболеванием, представляющим опасность для других людей.

внж в России

Образец вида на жительство в России

Получение ВНЖ

Чтобы получить вид на жительство, иностранцу необходимо предоставить статус временного жителя, который выдается в пределах квотирования, установленного российским правительством, учитывающего демографические и другие факторы, и распределенного между федеративными регионами. Некоторым лицам могут выдаваться такие разрешения за пределами квот: тем, кто инвестировал в экономическое развитие страны или заключил брачный союз с гражданином России.

В то же время он может быть аннулирован в ряде случаев, когда не соблюдается резидентство или другие налагаемые на статус обязательства. Например, если иностранный гражданин находился в пределах принимающей стороны более установленного определенного срока; при неоднократном нарушении правил миграционной регистрации; представлял угрозу национальной безопасности, или в случае совершения серьезного преступления, тогда лицо становится объектом депортации. В ряде случаев данный статус может быть обусловлен определенным типом занятости или ведением бизнеса. Обладатели имеют те же обязательства, что и граждане РФ относительно налогов.

Существуют отдельные регистры для иностранных граждан (или лиц без гражданства). Временное проживание регистрируется по заявлению работодателя или администратора отеля и так далее. Запрос также подается в течение 7 дней.

Трудовая сфера

Иностранцы, планирующие работать в России, обязаны иметь разрешение, которое выдается ГУВМ МВД . Оно приобретается до подачи заявления на получение рабочей визы.

Пример рабочей визы в РФ

Пример рабочей визы в РФ

Притом что для большинства иностранных граждан требуется полная рабочая виза, существуют исключения:

  1. Нет необходимости в разрешении для резидентов с ВНЖ.
  2. При работе на временной основе (для иностранного государства), в этом случае бизнес-виза позволяет находиться и работать в России сроком на 90 дней.
  3. Для лиц, работающих в дипломатических миссиях, консульствах и тому подобное, представляющих зарубежные страны.
  4. Представителям СМИ (соответственно имеющие аккредитацию в РФ).
  5. Студентам, обучающимся в учебных заведениях (по приглашению).

Процесс заявки на получение разрешения отличается для стран с визовой и безвизовой политикой. В первом случае существуют два разрешения – стандартное, доступное для любого уровня зарплаты, и подтверждение для специалистов высокой квалификации. Для второй категории выдача разрешения занимает меньше времени и действует в течение трех лет – специалисты сразу получают вид на жительство.

В России высокий спрос на иностранных экспертов, но он ограничен определенными секторами. Как правило, для специалистов высокой квалификации изначально выдается бизнес (деловая) виза сроком на 30 дней, на письменный запрос работодателя для переговоров о дальнейшей работе. Если переговоры успешны, то выдается рабочая виза. Период её действия согласован с промежутком времени трудового договора (однако, не более трех лет). Существует возможность продления на срок также не превышающий три года.

Иностранцы с РВП смогут работать лишь при наличии разрешения на работу в пределах того региона, где они получили таковое. Граждане с ВНЖ не имеют территориальных ограничений. Хотя закон позволяет соответствующим органам предусматривать исключения или учитывать случаи, когда иностранцам с другими статусами позволяется работать за пределами определенных регионов.

Якутия является многонациональным субъектом РФ, в котором проживают более 120 национальностей. Миграционные процессы играют значительную роль в социально-экономическом и демографическом развитии Якутии. Наибольший миграционный поток образуют граждане государств – участников СНГ. Основной целью прибытия иностранных граждан в республику является осуществление трудовой деятельности.

В целях обеспечения законности и правопорядка на территории республики миграционные процессы должны осуществляться в строгом соответствии с федеральным законодательством. О том, какие права и обязанности возникают у граждан иностранных государств в сфере миграции, а также у приглашающих их лиц, поговорим с _______________

Каковы размеры миграции?

В 2018 году на миграционный учёт в республике поставлено более 73 тыс. иностранных граждан (снизилось на 9,9% по сравнению с 2017 годом), в 1 полугодии 2019 года - более 34 тыс. граждан (рост на 5,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). На рынке оказания услуг осуществляют деятельность свыше 500 субъектов предпринимательской деятельности, привлекающих мигрантов, в том числе в г. Якутске – 255.

В связи с увеличением притока иностранных граждан считаем необходимым сделать акцент на усилении информирования иностранных граждан, находящихся на территории России, о совокупности лежащих на них обязанностей и необходимости их соблюдения.

Где закреплён правовой статус иностранных граждан, приезжающих на территорию России, в частности в Якутию?

На основании каких документов иностранные граждане и лица без гражданства могут находиться на территории России?

Виза, трудовой патент, разрешение на временное пребывание, вид на жительство.

Какие у них есть права?

Иностранные граждане имеют такие же права, что и российские, за исключением отдельных моментов: они не могут работать на государственных или муниципальных должностях, не участвуют в референдумах как избиратели или в качестве кандидатов, не служат в составе вооруженных сил РФ, но могут наниматься по контракту, при этом не имеют права входить в командный состав военных экипажей.

А какие обязанности?

В соответствии с Конституцией РФ иностранные граждане и лица без гражданства (далее по тексту - ИГ или ЛБГ) наравне с российскими гражданами несут обязанности (по уплате налогов и сборов, по сохранению природы и окружающей среды, соблюдения Конституции РФ, по заботе о детях, их воспитании, сохранении исторического и культурного наследия РФ, беречь памятники истории и культуры), за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (например, не имеют обязан ности по защите Отечества - России) .

Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, несут несколько расширенный объем обязанностей по сравнению с российскими гражданами. Перечень дополнительных обязанностей связан с режимом пребывания, въездом и выездом, оформлением необходимых документов и обосновывается необходимостью обеспечения безопасности РФ и ее граждан.

Так, прежде всего, иностранный гражданин, прибывший в РФ при наличии оснований вправе подать в территориальный орган в сфере миграции заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание, которое выдается на 3 года.

Следует отметить, что Правительству РФ законодательно предоставлено право сократить срок временного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Основаниями для данного сокращения может быть: обеспечение национальной безопасности; поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов; содействие трудоустройству российским гражданам; решение иных задач внутренней и внешней политики государства.

В соответствии с решениями Правительства РФ и в установленный им срок иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ, обязаны покинуть ее территорию.

Насколько мне известно, к иностранным гражданам предъявляются требования по состоянию здоровья, в чем это выражается?

Совершенно верно. Иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание, определённые документы, а именно:

- документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) - в течение 30 суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание;

- свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе в течение одного года со дня его въезда в РФ (если такие сведения не поступят, то в отношении иностранного гражданина органом миграции будет проведена проверка).

После того, как иностранный гражданин получил разрешение на временное проживание, какие у него есть обязанности?

У постоянно проживающих иностранных граждан имеется обязанность в течение 2 месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание подавать уведомления о подтверждении своего проживания с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание, период нахождения за пределами РФ и другие сведения. При этом при наличии уважительных причин и последующем их предоставлении, временно проживающий иностранный гражданин вправе подать вышеуказанные документы в течение 6 месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание

Для исполнения указанных требований временно проживающий иностранный гражданин обязан: осуществлять трудовую деятельность в установленном законодательством РФ порядке; получать доходы либо иметь достаточно средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума.

Как я сказал ранее у иностранцев имеется обязанность ежегодно представлять в территориальный орган в сфере миграции документы об отсутствии у них опасных заболеваний

В случае нарушения иностранным гражданином данного условия, его разрешение на временное проживание аннулируется.

Не занимают ли иностранные граждане наши рабочие места?

Безусловно, этот процесс контролируется. Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность, обязаны иметь разрешение на работу. На иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, распространяется норма о получении патента.

Что должны делать иностранные граждане, по завершении срока временного пребывания?

Какие есть особенности правового статуса иностранных граждан?

Обязанность по соблюдению Конституции и иных нормативных правовых актов возлагается на иностранных граждан с некоторыми особенностями. Самая главная особенность проявляется в ответственности, которую несут последние, вследствие нарушения правил, установленных в государстве пребывания.

Какую ответственность несут иностранные граждане?

- отсутствие страхового медицинского полиса или наличия непогашенной судимости, ИГ или ЛБГ имеют право не впустить в РФ;

- наличие неоплаченных счетов, налогов или штрафов, ИГ или ЛБГ не впустят в страну до возмещения задолженностей;

- нахождения в стране без оформления документов на работу дольше, чем 90 суток суммарно в течение 180 суток (въезд в РФ не будет разрешен в течение 3 лет);

- совершение 2 и более любых административных нарушений и привлечения к ответственности в течение 3 лет (въезд в РФ не разрешается в течение 3 лет);

- привлечения к административной ответственности 2 и более раз в течение 1 года за нарушение миграционного режима (въезд в РФ не разрешается в течение 5 лет);

- превышения законного срока пребывания в РФ (длительность запрета на въезд устанавливается в зависимости от длительности такого превышения, более чем на 30 суток, въезд в РФ не разрешается в течение 3 лет; от 180 до 270 суток - 5 лет; более чем на 270 суток - 10 лет).

Если ИГ или ЛБГ ранее были выдворены либо депортированы из РФ, въезд в РФ не разрешается в течение 5 лет с момента выдворения или депортации. Если депортировали или выдворили за государственный счет, они должны будут возместить РФ эти расходы, иначе их не впустят в страну и после истечения 5 лет.

Узнать, вынесен в отношении ИГ или ЛБГ запрет или нет, можно в представительствах российских авиакомпаний, либо воспользовавшись специальной формой на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД РФ.

Возможно ли оспаривать такое решение?

- невозможность выехать из РФ в установленные законом сроки по причине болезни, ухода за больным родственником, при иных чрезвычайных обстоятельствах.

- при наличии у иностранного гражданина членов семьи – граждан РФ (супруг/супруга, их дети), он не может быть с ними разлучен;

- по вновь открывшимся обстоятельствам – в случае, если решение было вынесено по ошибке;

- истечение срока решения о неразрешении въезда в РФ и устранение причины принятия такого решения.

За что наступает административная ответственность?

Основные виды административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, за совершение которых установлена ответственность ИГ или ЛБГ содержаться в главе 18 КоАП РФ.

Перечислю лишь наиболее распространенные правонарушениям в сфере миграции. Если ИГ или ЛБГ не оформил уведомление о постановке на миграционный учет (регистрацию); не имел при задержании полицией документов, требуемых российским миграционным законодательством; указал в миграционной карте ложную цель въезда; работал без необходимых документов или не по указанной им специальности; указал ложные сведения при постановке на миграционный учет, его оштрафуют на 2000-5000 руб. При повторном совершении данных правонарушений его выдворят из РФ (ч. 3 ст.18.8, ч. 2 ст. 18.10, ч. 3 ст. 19.27 КоАП РФ).

Наказание за вышеуказанные административные правонарушения в сфере миграции определяются органами полиции и судом (в случае если санкция содержит наказание в виде выдворения). В судебном заседании ИГ или ЛБГ имеет право пользоваться услугами защитника, кроме того, ему должны предоставить переводчика. Обжаловать решение суда можно в течение 10 дней с момента получения письменного решения на понятном ему языке.

За нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранных работников (ст. 18.10) к ответственности могут быть привлечены, как работодатель, так и заказчик работ (услуг), а за нарушение правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ (ст. 18.9) подлежит ответственности не только должностное лицо организации, принимающей в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданин РФ, но и постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин.

Приведу один пример нарушения работодателем требований миграционного законодательства.

Так, в г. Покровске прокуратурой в ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель заключил трудовые договора с иностранными гражданами для работы в продуктовом магазине. При этом, соответствующее уведомление в территориальный орган в сфере миграции не направлено.

По результатам рассмотрения административного производства, возбужденного прокурором работодатель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 руб.

А в чем заключается выдворение?

Административное выдворение - это принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан через Государственную границу РФ за пределы РФ. Оно устанавливается либо как мера административного наказания и назначается судьей, либо как последствие совершенного административного правонарушения при въезде в РФ и назначается соответствующими должностными лицами.

Исключением из круга лиц - иностранных граждан, на которых распространяется данный вид наказания, являются военнослужащие - иностранные граждане.

Выдворение из РФ возможно путем самостоятельного выезда – за счет иностранного гражданина при соответствующем уведомлении МВД РФ.

Если у иностранного гражданина нет документов, подтверждающих его личность, либо нет уведомления о постановке на миграционный учет (регистрации), либо если правонарушение совершено повторно – суд может вынести решение о помещении иностранца в ЦВСИГ (центр временного содержания иностранных граждан). В таком случае выдворение возможно как за счет государства, так и за счет самого иностранного гражданина.

Какие действия повлекут уголовную ответственность?

Иностранные граждане могут нести уголовную ответственность наравне с гражданами РФ за все преступления, предусмотренные УК РФ.

Так, например, по ст. 327 УК РФ иностранные граждане несут уголовную ответственность за использование поддельных документов и их изготовление. Подделка документа наказывается лишением или ограничением свободы на срок до 2 лет. Использование поддельных документов наказывается штрафом до 80 тыс. руб. либо арестом на срок до 6 месяцев.

Дополнительно к этому для иностранных граждан есть специальные составы.

Так, например, пересечение границы РФ иностранным гражданином, которому известно о вынесенном в его отношении запрете на въезд, по ч. 2 ст. 322 УК РФ наказывается лишением свободы на срок до 4 лет, либо штрафом в размере до 300 тыс. руб.

В Уголовном кодексе РФ также содержатся нормы об особенностях привлечения у уголовной ответственности. Так, например, последним не назначается ограничение свободы. Закрепляя данное положение, законодатель обоснованно выделил иностранных граждан из круга лиц, которым назначается вышеназванное наказание - исходя из соображений невозможности его исполнения, лицами, не являющимися российскими гражданами и не проживающими постоянно на определенной территории.

А существуют ли запреты в сфере миграции для российских граждан?

Да. Населению республики следует знать, что в соответствии со ст. 322.3 УК РФ существует уголовная ответственность за фиктивную постановку на учёт иностранного гражданина по месту пребывания, которая влечёт наложение штрафа в размере до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до 3 лет.

К примеру, в текущем году прокурорами установлены многочисленные факты фиктивной регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства, а также факты фиктивной постановки их на учет по месту пребывания.

В частности, прокуратурой г. Якутска установлена фиктивная регистрация жительницей столицы 8 граждан Республики Кыргызстан в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. В апреле 2019 года по данному факту по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ст. 322.3 УК РФ.

Факт фиктивной регистрации жителем г. Покровска граждан КНДР по месту жительства выявлен прокуратурой Хангаласского района. По материалам проверки возбуждено уголовное дело.

И это далеко не единичный пример результатов прокурорского надзора.

Хочу также обратить внимание телезрителей, что к уголовной ответственности могут быть привлечены граждане за фиктивную регистрацию по месту жительства как иностранных граждан, так и граждан РФ.

Что нужно знать о защите своих прав и интересов сотруднику, который может работать дистанционно в любой стране, отправляется в заграничную командировку или заключил договор с иностранным работодателем?

О правах работающих за границей россиян

Условия заграничного труда российского работника: все по закону

На лиц, которые осуществляют профессиональную деятельность за рубежом, не всегда распространяется трудовое законодательство страны пребывания.

Если гражданин работает за пределами своей страны, но трудовые отношения возникли в России с российским работодателем, то на них распространяются нормы российского права. Например, в случае дистанционной работы, нахождения работника в зарубежной служебной командировке, работы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях.

Если же гражданин нашел работу за пределами территории Российской Федерации 1 и заключил с иностранным работодателем договор (контракт), он подчиняется требованиям трудового законодательства страны работодателя. Факт наличия российского гражданства не влечет за собой автоматического применения норм законодательства РФ. К российским гражданам, как и к другим иностранцам, применяются существующие в иностранном государстве общие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и иные специальные правила. Однако условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев – граждан других государств.

Заграничные командировки – по российским законам, но с учетом правил зарубежной страны пребывания

В случае заграничных служебных командировок вне зависимости от их продолжительности в отношении работников продолжают действовать общие правила российского трудового законодательства.

Дистанционная работа: как не лишиться гарантий, предусмотренных трудовым законодательством РФ

Сегодня многие работники трудятся дистанционно. Они не привязаны к конкретному рабочему месту и вправе выполнять свои обязанности из любой точки планеты. Некоторые наши соотечественники предпочитают в зимнее время года улетать в теплые страны, например на Бали или в Таиланд, и там продолжают работать удаленно. При наличии трудового договора с работодателем из России на таких сотрудников будут распространяться нормы трудового права нашей страны, и им должны быть предоставлены те же права и гарантии, что и иным работникам.

Будет ли договор считаться заключенным, если при его оформлении не использовалась электронная подпись? А если сотрудник сначала трудился в офисе, а потом устно договорился о дистанционной работе?

Однако несколько лет назад Министерство труда и социальной защиты РФ высказало неоднозначную позицию по вопросу регулирования отношений с работниками, постоянно выполняющими свои трудовые обязанности за границей: с ними нужно заключать не трудовой договор с условием о дистанционном характере работы, а гражданско-правовой договор 2 . Данный подход аргументирован тем, что российские нормативные правовые акты в сфере трудовых отношений действуют только на территории России. Плюс работодатель лишен возможности в полном объеме выполнять свои обязанности перед работником. Например, он не сможет обеспечить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 3 , если работник находится за границей.

Но российское законодательство не содержит запрета на заключение трудового договора с сотрудником, работающим удаленно, вне зависимости от его реального местонахождения, а письма Минтруда носят рекомендательный характер. Несмотря на это, работодатели послушно следуют рекомендациям министерства и обычно заключают с такими сотрудниками именно гражданско-правовые договоры, лишая их гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, таких как предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, выплата пособия по временной нетрудоспособности, обязательное социальное страхование и др.

Международные договоры дают россиянам гарантии граждан страны пребывания и отменяют требования легализации российских документов при трудоустройстве

Важное место в системе защиты прав граждан РФ за рубежом занимают межгосударственные договоры и соглашения о правовом сотрудничестве.

Так, конвенции Международной организации труда, участницей которой является Россия, охватывают практически все вопросы сферы труда, включая отмену принудительного и детского труда, устранение дискриминации в сфере занятости, равное вознаграждение и др. Цель этой организации – помогать гражданам находить рабочие места достойного качества по всему миру, чтобы они могли трудиться в условиях свободы, справедливости и безопасности. Поэтому она поддерживает постоянный контакт одновременно с работниками, работодателями и правительствами стран.

Подобные договоренности, отменяющие требования легализации (апостилирования) официальных документов России, действуют с рядом государств на основании положений двусторонних договоров о правовой помощи. К таким государствам относятся: Босния и Герцеговина, Венгрия, Вьетнам, Корейская Народно-Демократическая Республика, Куба, Литва, Монголия, Польша, Румыния, Сербия, Хорватия, Черногория, Чехия, Эстония. То есть при трудоустройстве в этих странах не потребуется дополнительно проставлять апостиль (штамп, удостоверяющий подлинность подписи и должность лица, подписавшего документ, а также подлинность печати или штампа), например на дипломе о высшем образовании. Работодателю достаточно будет предоставить диплом и перевод к нему.

Консульства и дипломатические представительства – на защите трудовых прав граждан РФ за рубежом

Функции защиты прав и интересов российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность за границей, возлагаются на дипломатические представительства и консульские учреждения РФ в иностранных государствах. Если консул установит нарушение прав граждан, он должен будет принять меры для их восстановления 4 . Поэтому если вы работаете за рубежом и пострадали от незаконных действий, следует идти в консульство или дипломатическое учреждение.

Но, к сожалению, не всегда усилия российских дипломатов могут положительно повлиять на исход дела. Так, летом 2019 г. в Греции были задержаны российские граждане Константин Семенов и Иван Возниковцев. Их обвинили в незаконной перевозке мигрантов. Россияне утверждали, что прибыли в Турцию, чтобы работать: они должны были перевозить туристов, но из-за незаконных действий работодателя оказались заложниками сложившейся ситуации. В результате два российских моряка были приговорены к 253 годам колонии за организацию нелегальной миграции, торговлю людьми и незаконное пересечение границы Греции. Вину свою они не признали и настаивают на том, что работодатель ввел их в заблуждение и вынудил совершить противозаконные действия.

Обращение к Уполномоченному по правам человека в РФ как способ защиты прав российских работников за границей

Еще одним способом защиты прав является обращение к Уполномоченному по правам человека в РФ 5 . Жалобу уполномоченному необходимо подать до истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении. В жалобе нужно указать Ф.И.О. и адрес заявителя, изложить суть решения или описать действия, нарушающие его права. К ней следует приложить копии решений, принятых по жалобе, рассмотренной в административном или судебном порядке.

Помимо прочего в компетенцию уполномоченного входят вопросы защиты свободы слова и доступа к информации в рамках профессиональной деятельности журналистов. Примером может служить такой случай: журналист Кирилл Вышинский подвергся преследованию за то, что в 2018 г. освещал празднование Дня Победы на Украине. Распространение этой информации шло вразрез с политическими интересами Киева, поэтому профессиональная деятельность Вышинского была приравнена к государственной измене. Журналисту грозило от 10 до 15 лет лишения свободы. Уполномоченный по правам человека в РФ неоднократно обращалась с призывом содействовать освобождению Вышинского к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, украинским властям и Комиссару Совета Европы по правам человека, Генеральному секретарю Совета Европы, представителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. В результате объединения усилий уполномоченного, властных структур и журналистского сообщества журналист был освобожден 8 .

Незнание закона не освобождает от ответственности, даже если это закон иностранного государства

Переезжая в другую страну на работу, внимательно изучайте ее трудовое законодательство и внутренние локальные акты работодателя. При этом, рассчитывая на соблюдение принципа равенства прав работников вне зависимости от их гражданства, не забывайте и о возможной ответственности. При пересечении границы РФ россияне автоматически приобретают статус иностранных граждан, и в отношении них начинают действовать законы страны пребывания. Это правило применимо как к туристам, так и к тем, кто уезжает в зарубежные страны на заработки. В случае нарушения закона иностранного государства привлечение к ответственности будет осуществляться в соответствии с действующими там правовыми нормами.

3 Статья 312.3 Трудового кодекса РФ.

6 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2017 г.

7 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2019 г.

8 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2018 г.

Читайте также: