Граждане одкб кто это

Обновлено: 02.07.2024

В Ташкенте 15 мая 1992 года был подписан Договор о коллективной безопасности, который объединил большую часть постсоветских республик. Спустя десять лет была создана организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Страны ОДКБ обязуются защищать друг друга в случае агрессии. В рамках организации создано несколько военных структур, которые ежегодно отрабатывают выполнение боевых задач и проводят совместные учения. RT рассказывает об итогах четвертьвековой международной работы в рамках Договора.

В 2017 году исполняется 25 лет Договору о коллективной безопасности и 15 лет его организации — ОДКБ. В экспертной среде отсутствует единое мнение о результатах развития коллективной безопасности на пространстве СНГ. Часто в упрёк организации ставится бездействие во время беспорядков в Киргизии 10—15 июня 2010 года и в период обострения карабахского кризиса в апреле 2016 года.

Цели и задачи ОДКБ прописаны в основополагающих документах. В Договоре от 15 мая 1992 года говорится, что решение о совместном применении вооружённых сил принимается исключительно на основе консенсуса, то есть единогласно. Только таким образом соблюдается суверенитет каждого участника.

Опасности, которые должен нивелировать ОДКБ, перечислены в Уставе от 7 октября 2002 года. В документе ничего не говорится о праве организации вмешиваться во внутренние дела стран, равно как и о политике в отношении спорных территорий.

В большей степени ОДКБ направлена на ликвидацию внешних угроз: конфликты вблизи границы, необоснованное наращивание военной мощи третьих стран, нарушение договоров о сокращении вооружений, применение ядерного и других видов оружия массового поражения, международный терроризм, попытки вмешательств во внутренние дела участников Договора.

ОДКБ не предназначена для предотвращения государственных переворотов, гражданских войн и разрешения территориальных или политических споров военным путём. При этом Устав ООН (имеет высшую силу) позволяет государствам запрашивать военную помощь извне для поддержки официального правительства. Этим правом могут воспользоваться власти любого государства — участника ОДКБ, если они сочтут это необходимым.

Шесть вместо девяти

ОДКБ представляет собой военный блок, в который входят шесть государств: Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. До 1999 года участниками Договора были Азербайджан, Грузия и Узбекистан. После массовых беспорядков в Андижане 13 мая 2005 года Ташкент решил вернуться в состав ОДКБ, но в 2012 году вновь покинул организацию.

Политологи считают, что Узбекистан при нынешнем президенте Шавкате Мирзиёеве вряд ли пополнит ряды ОДКБ. 10 сентября 2016 года Мирзиёев заявил, что страна продолжит курс последних лет Ислама Каримова и не будет присоединяться к каким-либо военным блокам.

Ещё одно нейтральное государство на пространстве СНГ — Туркменистан. Тем не менее обе республики достаточно тесно взаимодействуют с Россией по линии военно-технического сотрудничества. Москва остаётся для Ташкента и Ашхабада практически безальтернативным поставщиком вооружения.

Кроме того, перед Узбекистаном и Туркменистаном никогда не закрывалась дверь в ОДКБ. Договор не предполагает каких-либо географических рамок и открыт для любого государства, которое не входит в другие военные блоки.

Коллективные силы

Историю развития ОДКБ принято делить на три этапа. С 1992 по 2002 годы проходило формирование национальных вооружённых сил. Это был продолжительный и тяжёлый процесс для всех постсоветских республик, включая Россию.

С 2002 по 2008 годы в рамках организации началось оживление. 7 октября 2002 года участники Договора о коллективной безопасности стали членами полноценной международной организации благодаря принятию Устава. ОДКБ обрела правовую основу и стала развивать отношения с другими странами и международными организациями.

Современный этап развития ОДКБ ведёт отсчёт с 2009 года, когда была создана основная группировка войск — Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР). Военное сотрудничество стало носить более интенсивный характер. Ежегодно участники Договора проводят совместные учения и операции против криминала (не путать с боевыми операциями или операциями против террористов. — RT).

Основу боевой мощи ОДКБ составляют Коллективные силы оперативного реагирования (17—22 тыс. человек) и Коллективные силы быстрого развёртывания (КСБР, 5 тыс. человек), которые предназначены для ликвидации внезапно возникшей угрозы военного характера.

Также в рамках ОДКБ функционируют Коллективные миротворческие силы. Более пяти лет руководство организации пытается добиться от ООН получения мандата на проведение миротворческих операций за пределами стран — участниц Договора.

Сценарий учений ОДКБ типичен для международных военных блоков. Мобильные соединения стран-участниц перебрасываются в определённую географическую точку и имитируют выполнение боевой задачи согласно легенде.

В ходе манёвров в Центральной Азии Россия часто привлекает контингент 201-й военной базы в Таджикистане и военнослужащих, дислоцированных на авиабазе Кант в 20 км к востоку от Бишкека. На учениях в Белоруссии, как правило, задействованы псковские десантники.

Задачи-2017

На пресс-конференции 24 апреля 2017 года заместитель генерального секретаря ОДКБ Валерий Семериков заявил, что за 15 лет деятельности организации была создана адекватная система реагирования на угрозу любого характера. При этом он признал, что ряд проблем остаются не решёнными до сих пор.

С этой целью президент Белоруссии Александр Лукашенко (в этом году является председателем Совета коллективной безопасности) предложил до конца 2017 года реализовать несколько неотложных мер.

В первую очередь необходимо усовершенствовать систему кризисного реагирования ОДКБ, то есть сократить сроки принятия решения по реагированию на форс-мажорную ситуацию. В связи с этим в Москве, в штаб-квартире организации, должен заработать Центр кризисного реагирования.

Механизм поставки военной техники для укомплектования соединений, входящих в силы ОДКБ, должен быть упрощён. Известно, что участники организации получают российскую военную технику по льготным ценам (по цене производителя). Лукашенко стремится создать понятный и прозрачный механизм поставок таких вооружений.

ОДКБ и НАТО

Однако мобилизационные возможности обоих блоков примерно равны. Силы быстрого реагирования НАТО составляют около 25 тыс. человек (КСОР — 17—22 тыс.), силы немедленного реагирования альянса оцениваются в 13 тыс. человек (КСБР — 5 тыс.).


От первого лица: антитеррористические учения в Армении

Важным преимуществом ОДКБ является отсутствие языкового барьера: все военнослужащие прекрасно понимают русский, что объективно увеличивает скорость выполнения команд и повышает уровень координации между соединениями разных стран на поле боя.

В то же время ОДКБ и НАТО объединяют общие недостатки. В обоих блоках ведущую роль играет одно-единственное государство. Оно является безальтернативным спонсором и главной боевой силой. При этом номинальные союзники зачастую не проявляют требуемого рвения к выполнению обязательств, не наращивают военные расходы, рассчитывая на помощь страны-лидера.

Некоторые российские эксперты убеждены, что ОДКБ, как и НАТО, не способна применить силу (или сделать это эффективно, коллективными усилиями) в случае по-настоящему реальной опасности.

Причина заключается в отсутствии общего политического вектора, который влияет на мотивацию политических элит. Не секрет, что все члены ОДКБ (за исключением Белоруссии) сотрудничают с альянсом и не воспринимают США или ЕС как потенциальных противников.

Применение коллективных сил на пространстве СНГ требует очень взвешенного подхода. Вероятно, поэтому руководство ОДКБ добивается от ООН получения мандата на миротворческие операции за пределами блока. Это позволит оттачивать на практике навыки по урегулированию этнополитических конфликтов.

В Сирию — по батальону

Эксперты в беседе с RT по-разному оценили деятельность ОДКБ и перспективы её развития. Аналитики разошлись в отношении к тому факту, что номинальные военные союзники не всегда лояльны друг к другу и к России.


Объединённые силы: вступило в действие соглашение о российской базе в Киргизии

В воскресенье в силу вступило соглашение между Москвой и Бишкеком о статусе и условиях пребывания объединённой российской военной базы.

Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов считает, что ответственность за развитие ОДКБ почти полностью лежит на Москве. По его мнению, это нормальная ситуация, а потому Россия должна задавать темп и предлагать взаимовыгодные формы сотрудничества своим военным союзникам.

По мнению эксперта, ОДКБ на пространстве СНГ — возможно, единственная организация, где сотрудничество носит взаимовыгодный характер.

Военный обозреватель Михаил Ходарёнок придерживается иной точки зрения. Он полагает, что за четверть века ОДКБ не проявила себя как по-настоящему эффективная организация и поэтому необходимо пересмотреть и конкретизировать основополагающие акты организации.

Совет Федерации РФ ратифицировал соглашение о создании единой системы ПВО между Россией и Арменией. Москва сделала ещё один шаг на.

По его мнению, главная проблема ОДКБ заключается в отсутствии общих военно-политических целей, что объективно снижает мотивацию помогать друг другу. Ходарёнок считает, что за военным блоком определённо есть будущее, но формат взаимодействия необходимо радикально изменить.

Подписан Президентом Армении Робертом Кочаряном, Президентом Белоруссии Александром Лукашенко, Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, Президентом Киргизии Аскаром Акаевым, Президентом России Владимиром Путиным и Президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым 7 октября 2002 года в Кишиневе

Государства – участники Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (далее – Договор),

действуя в строгом соответствии со своими обязательствами по Уставу ООН, решениями Совета Безопасности ООН, руководствуясь общепризнанными принципами международного права;

стремясь к созданию благоприятных и стабильных условий для всестороннего развития государств – участников Договора и обеспечения их безопасности, суверенитета и территориальной целостности;

подтверждая свою приверженность целям и принципам Договора и принятым в его рамках международным договорам и решениям;

исполненные решимости и далее развивать и углублять военно-политическое сотрудничество в интересах обеспечения и укрепления национальной, региональной и международной безопасности;

ставя перед собой цель продолжать и наращивать тесные и всесторонние союзнические отношения во внешнеполитической, военной и военно-технической областях, а также в сфере противодействия транснациональным вызовам и угрозам безопасности государств и народов;

руководствуясь намерением повышать эффективность деятельности в рамках Договора,

согласились о нижеследующем:

Учреждение Организации Договора о коллективной безопасности

Государства – участники Договора учреждают международную региональную Организацию Договора о коллективной безопасности (далее – Организация).

Положения Договора и принятых в его развитие международных договоров и решений Совета коллективной безопасности Договора являются обязывающими для государств – членов Организации (далее – государства-члены) и самой Организации.

Цели и принципы

Целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

В своей деятельности Организация сотрудничает с государствами, не являющимися членами Организации, поддерживает отношения с международными межправительственными организациями, действующими в сфере безопасности. Организация содействует формированию справедливого, демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права.

Организация действует на основе неукоснительного уважения независимости, добровольности участия, равенства прав и обязанностей государств-членов, невмешательства в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.

Настоящий Устав не затрагивает прав и обязательств государств-членов по другим международным договорам, участниками которых они являются.

Для реализации целей Организации государства-члены принимают совместные меры к формированию в ее рамках действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению их необходимым вооружением и военной техникой.

Государства-члены принимают решение о размещении на своих территориях группировок войск (сил), объектов военной инфраструктуры государств, не являющихся членами Организации, после проведения неотложных консультаций (согласования) с другими государствами-членами.

Государства-члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности государств-членов.

Государства-члены осуществляют свою деятельность на этих направлениях, в том числе в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными государствами и международными межправительственными организациями при главенствующей роли ООН.

Государства-члены согласовывают и координируют свои внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам безопасности, используя в том числе консультационные механизмы и процедуры Организации.

Государства-члены принимают меры по развитию договорно-правовой базы, регламентирующей функционирование системы коллективной безопасности, и по гармонизации национального законодательства по вопросам обороны, военного строительства и безопасности.

Органами Организации являются:

а) Совет коллективной безопасности (далее – Совет);

б) Совет министров иностранных дел (далее – СМИД);

в) Совет министров обороны (далее – СМО);

г) Комитет секретарей советов безопасности (далее – КССБ).

Постоянно действующим рабочим органом Организации является Секретариат Организации (далее – Секретариат).

Функции и порядок работы указанных выше органов регламентируются настоящим Уставом, а также отдельными Положениями, утверждаемыми Советом.

Решения Совета, СМИД, СМО и КССБ по вопросам, кроме процедурных, принимаются консенсусом.

Любое государство-член при голосовании имеет один голос. Порядок голосования, в том числе по процедурным вопросам, регламентируется Правилами процедуры органов Организации, утверждаемыми Советом.

Решения Совета и принимаемые в их исполнение решения СМИД, СМО и КССБ являются обязывающими для государств-членов и исполняются в порядке, устанавливаемом национальным законодательством.

Совет является высшим органом Организации.

Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

В состав Совета входят главы государств-членов.

В заседаниях Совета могут принимать участие министры иностранных дел, министры обороны, секретари советов безопасности государств-членов, Генеральный секретарь Организации, Полномочные представители государств-членов при Организации и приглашенные лица.

Совет имеет право создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации.

Председателем Совета (далее – Председатель) является глава государства, на территории которого проходит очередная сессия Совета, если Совет не примет иного решения. Его права и обязанности сохраняются за ним на период до следующей очередной сессии Совета.

Если Председатель не может выполнять свои функции, то на оставшийся период избирается новый Председатель.

В период между сессиями Совета вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный Совет при Организации (далее – Постоянный Совет).

Постоянный Совет состоит из Полномочных представителей (далее – Полпреды), назначаемых государствами-членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами, и действует в соответствии с Положением, утверждаемым Советом.

СМИД является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

СМО является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

КССБ является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Секретариат осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности органов Организации.

Секретариат во взаимодействии с Постоянным Советом осуществляет подготовку проектов решений и других документов органов Организации.

Секретариат формируется из числа граждан государств-членов на квотной основе (должностных лиц) пропорционально долевым взносам государств-членов в бюджет Организации и граждан государств-членов, нанимаемых на конкурсной основе по контракту (сотрудников).

Функции, порядок формирования и работы Секретариата определяются соответствующим Положением, утверждаемым Советом.

Местом нахождения Секретариата является город Москва, Российская Федерация. Условия пребывания Секретариата на территории Российской Федерации регулируются на основе соответствующего международного договора.

Генеральный секретарь Организации (далее – Генеральный секретарь) является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом.

Генеральный секретарь назначается решением Совета сроком на три года по представлению СМИД из числа граждан государств-членов.

Генеральный секретарь подотчетен Совету, участвует в заседаниях Совета, СМИД, СМО, КССБ и Постоянного Совета.

Генеральный секретарь в соответствии с решениями Совета координирует разработку проектов соответствующих предложений и документов органов Организации, осуществляет рабочие контакты с другими международными межправительственными организациями и государствами, не являющимися членами Организации.

Генеральный секретарь является депозитарием в отношении настоящего Устава, других заключаемых в рамках Организации международных договоров и принимаемых документов.

Членом Организации может стать любое государство, которое разделяет ее цели и принципы и готово принять на себя обязательства, содержащиеся в настоящем Уставе и других действующих в рамках Организации международных договорах и решениях.

Решение о приеме в Организацию принимается Советом.

Любое государство-член вправе выйти из Организации. После урегулирования своих обязательств в рамках Организации такое государство направляет депозитарию Устава официальное уведомление о выходе не позднее, чем за шесть месяцев до даты выхода.

Порядок приема и выхода из Организации определяется соответствующим Положением, утверждаемым Советом.

В случае невыполнения государством-членом положений настоящего Устава, решений Совета и принятых в их исполнение решений других органов Организации Совет может приостановить его участие в деятельности органов Организации.

В случае продолжения государством-членом невыполнения указанных обязательств Совет может принять решение о его исключении из Организации.

Решения по данным вопросам в отношении такого государства-члена принимаются без учета его голоса.

Порядок приостановки участия государства-члена в деятельности органов Организации или его исключения из Организации определяется соответствующим Положением, утверждаемым Советом.

Статус наблюдателя при Организации может быть предоставлен государству, не являющемуся членом Организации, а также международной организации в соответствии с официальным письменным обращением на имя Генерального секретаря. Решение о предоставлении, приостановке или аннулировании статуса наблюдателя принимается Советом.

Участие наблюдателей в сессиях и заседаниях органов Организации регламентируется Правилами процедуры органов Организации.

Правоспособность, привилегии и иммунитеты

Организация пользуется на территории каждого государства-члена правоспособностью, необходимой для реализации ее целей и задач.

Организация может сотрудничать с государствами, не являющимися ее членами, поддерживать отношения с международными межправительственными организациями, действующими в сфере безопасности, заключать с ними международные договоры, направленные на установление и развитие такого сотрудничества.

Организация пользуется правами юридического лица.

Привилегии и иммунитеты Организации определяются соответствующим международным договором.

Финансирование деятельности Секретариата осуществляется за счет бюджета Организации.

Бюджет Организации формируется за счет долевых взносов государств-членов, утверждаемых Советом.

Бюджет Организации не может иметь дефицита.

Проект бюджета Организации на каждый бюджетный год разрабатывается Секретариатом по согласованию с государствами-членами в соответствии с Положением о Порядке формирования и исполнения бюджета Организации. Бюджет Организации утверждается Советом.

Положение о порядке формирования и исполнения бюджета Организации утверждается Советом.

Государства-члены самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей и экспертов в совещаниях, заседаниях органов Организации и других мероприятиях, проводимых в рамках Организации, а также расходы, связанные с деятельностью Полпредов.

В случае невыполнения государствами-членами обязательств по погашению задолженности перед бюджетом Организации в течение двух лет Совет принимает решение о приостановлении права выдвижения граждан этого государства на квотные должности в рамках Организации, а также о лишении права голоса в органах Организации до полного погашения задолженности.

Настоящий Устав подлежит ратификации и вступает в силу с даты сдачи депозитарию подписавшими его государствами последнего письменного уведомления о ратификации.

Депозитарий уведомляет государства, подписавшие настоящий Устав, о получении каждого уведомления о ратификации.

В настоящий Устав с общего согласия государств-членов могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются отдельными Протоколами.

Протоколы об изменениях и дополнениях в Устав являются его неотъемлемой частью и вступают в силу в порядке, установленном Статьей 26 настоящего Устава.

Оговорки к Уставу не допускаются.

Любые споры в отношении толкования и применения положений настоящего Устава решаются путем консультаций и переговоров между заинтересованными государствами-членами. В случае недостижения согласия спор передается на рассмотрение Совета.

Официальным и рабочим языком Организации является русский язык.

Настоящий Устав регистрируется в Секретариате ООН в соответствии с положениями статьи 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Организа́ция Догово́ра о коллекти́вной безопа́сности (ОДКБ) — военно-политический союз в рамках СНГ, созданный на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного в мае 1992 года. В состав ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Действие договора продлевается каждые пять лет.

Цели и задачи ОДКБ

Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

История создания

15 мая 1992 года в Ташкенте представители шести стран: Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана подписали Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Позднее к Договору присоединились:

  • Азербайджан — 24 сентября 1993 года
  • Грузия — 9 сентября 1993 года
  • Белоруссия — 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года и был рассчитан на пятилетний срок.
По истечении пяти лет. 2 апреля 1999 года президенты шести стран: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, а Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались продлить действие договора.

В мае 2002 года на сессии участников Договора о коллективной безопасности в Москве было принято решение о создании полноценной международной организации — Организации Договора о коллективной безопасности.
7 октября 2002 года в подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

В феврале 2009 года на совещании в Москве было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, которые должны будут использоваться для отражения военной агрессии, борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Страны-участники ОДКБ

В мае 2002 года на сессии участников Договора о коллективной безопасности в Москве было принято решение о создании полноценной международной организации — Организации Договора о коллективной безопасности. 7 октября 2002 года в подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

В феврале 2009 года на совещании в Москве было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, которые должны будут использоваться для отражения военной агрессии, борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

30 ноября 2017 года в Минске прошел очередной саммит ОДКБ. Лидеры России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана встретились во Дворце независимости. Встрече руководителей государств предшествовала встреча министров иностранных дел стран-членов ОДКБ.

Среди главных вопросов повестки дня саммита — ключевые вопросы взаимодействия в рамках организации, международные и региональные проблемы, меры по совершенствованию системы коллективной безопасности ОДКБ. По итогам саммита подписана Декларация в связи с 25-летием Договора о коллективной безопасности и 15-летием ОДКБ.

Также на саммите согласован План реализации Стратегии коллективной безопасности на период до 2025 года и ряд других документов, в том числе в сфере информационной безопасности, в области противодействия незаконной миграции.

Структура ОДКБ

Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД) ОДКБ является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) выполняет функции консультативного и исполнительного органа ОДКБ по вопросам взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КСББ) является консультативным и исполнительным органом ОДКБ по вопросам взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом ОДКБ и осуществляет руководство секретариатом, он назначается решением Совета коллективной безопасности.

Сегодня, как известно, Российская Федерация состоит в таком военно-политическом союзе как ОДКБ. Помимо нашей страны в Организацию Договора о коллективной безопасности входят такие страны как Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Армения. Узбекистан минувшим летом решил приостановить свое членство в ОДКБ. И приостановка членства Узбекистана далеко не единственная в своем роде. В свое время входы, выходы и приостановления членства уже имели место быть.

Нужна ли России Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в ее нынешнем виде? (Опрос)

50% от этой суммы – деньги России, а остальные 50% в равных пропорциях делятся между другими странами участницами. Не рассматривая приостановивший членство в ОДКБ Узбекистан, можно прийти к выводу, что остальные страны вносят в бюджет по 16 миллионов рублей. При этом многие члены организации эти средства стараются использовать весьма своеобразным способом. Смысл этого способа примерно следующий: мы отдаем в общую кубышку свои 16 миллионов, а уж вы с нашей безопасностью там сами разбирайтесь. Другими словами, извольте крутиться, как хотите, но мы желаем быть защищенными… Позиция весьма простая. А если учесть, что, к примеру, тот же Кыргызстан помимо взносов в виде указанной суммы фактически никаких продуктивных действий в рамках ОДКБ не осуществляет, то позиция вообще становится похожей на откровенно приспособленческую. Таджикские власти нередко умудряются, находясь в рамках ОДКБ, откровенно повиливать хвостом в сторону других военно-политических союзов, используя такое положение для политического торга и получения дополнительных гарантий и преференций от Российской Федерации. Да и экономические разногласия, которые порой возникают между государствами-членами ОДКБ, странным образом, являются поводами для демаршей или нахмуривания бровей со стороны определенных политиков, бойкотирующих саммиты организации и принимаемые на них решения.
В связи с этим вопрос встает еще более остро: нужна ли России сегодня такая организация как ОДКБ? Не является ли ОДКБ лишь попыткой мнимой консолидации стран, которые некогда были частями одного большого государства?

С одной стороны, все демарши, выходы-входы, бойкоты решений саммитов, отказы от участия в военных учениях и прочее позволяют задуматься от целесообразности наличия ОДКБ вообще. Но с другой стороны может быть и другой вывод. Да, у ОДКБ нет такого военного бюджета в 1,4 миллиарда долларов как у НАТО. У ОДКБ нет таких мощных с военной точки зрения государств, как у Североатлантического альянса. Однако у ОДКБ нет и такой политической разношерстности как у НАТО.

Все те страны, которые сегодня входят в состав ОДКБ, несмотря на свою кажущуюся непредсказуемость, на самом деле куда ближе друг другу по духу, чем, к примеру, Греция и Турция или Польша и Германия, входящие в Североатлантический альянс. Государства из ОДКБ объединены не только скользкими правилами о военной взаимопомощи, но и практически общим социальным полем, которое хотя и поистрепалось за последние годы, но все же смогло сохранить свои основы. Если говорить о внешней разобщенности, то она в большей степени связана с деятельностью высших руководителей, которые приходят и уходят, а общие интересы народов остаются.

Проблема здесь заключается, скорее, в том, что у ОДКБ нет достаточно четко очерченной стратегической цели. Если эта цель – готовность в сложной ситуации поддержать страны, оказавшуюся в сложной военно-политической ситуации, то такая готовность сегодня больше декларируется, нежели выполняется. В некоторых случаях совершенно непонятно, как собираются себя вести страны-члены организации, если одно из государств оказывается ввязанным в военный конфликт с государством, не являющимся членом ОДКБ. Такой вопрос явно проявился в 2008 году, когда грузинские войска хладнокровно расстреливали российских миротворцев в Южной Осетии. При этом позиция стран-членов Организации Договора о коллективной безопасности была более чем нейтральной, а то и направленной на явную поддержку грузинских властей…

Сегодня крайне нервозная ситуация наблюдается вокруг отношений между Арменией и Азербайджаном. Если допустить факт того, что, не дай Бог, в регионе вновь прольется кровь, то страны ОДКБ должны будут, вроде бы, по определению поддержать Армению. Но приведет ли такая поддержка к угасанию конфликта? Очевидно, что нет. А еще очевидно, что такой конфликт определенные силы, находящиеся уже совершенно в других странах, будут подвергать излишней культивации, чтобы достичь своих политических целей и выставить ситуацию в удобном для себя виде…

Если говорить о развитии материально-технической базы, то совершенно непонятно, почему многие стратегически важные объекты, которые обозначены как составные части сотрудничества стран ОДКБ сегодня больше похожи на заброшенные площадки, которые на потенциального противника вряд ли производят должное впечатление. Идет ли туда финансирование из бюджета, или оно работает в интересах узкого круга лиц – сказать очень сложно.

Самое удивительное, что сегодня болезнь ОДКБ характерна и для НАТО. Там уже давно потерялся лейтмотив эффективности организации. Сегодня основная и малопонятная цель Североатлантического альянса – бездумное расширение и безоговорочная поддержка ключевого игрока.

Читайте также: