Граждане не могли заниматься торговлей и ремеслом по законам кого

Обновлено: 20.05.2024

Новые реформаторские законы пишутся тогда, когда подданные не выполняют старые или нарушают их. Таким реформатором стал Солон, который в 594 году до н.э. был избран архонтом (высшее должностное лицо в древнегреческих полисах).

Хотя истинность оных вызывают некоторые сомнения. Да и некоторые историки подвергают сомнению наличие самих Законов в силу того, что они были уничтожены.

Немного о самом Солоне.


Солон создал совет 400, который выбирался из всего народа, за исключением фетов (Фе;ты - (thetes), в древних Афинах по реформе Солона четвёртая (после пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов), низшая цензовая группа гражданского населения – арендаторы, наемщики). Но фетам были предоставлены неплохие привилегии.

Так, массы начали участвовать в выборах девяти архонтов из сорока кандидатов.

А в созданных народных судах (Хелиеи) каждый горожанин мог занять место среди судей. Вот оказывается откуда пошла мода на присяжных заседателей!

По иронии судьбы, Хелиея вскоре отняла у архонтов все судопроизводство и стала последней судебной инстанцией.

Затем, Солон отменил жестокие Законы Драконта, за исключением тех, которые касались убийств.

Заложенные крестьянские земли были возвращены их владельцам. Залоговые столбы, стоявшие на участках, сняты. Выдача кредита под залог самого должника прекращена.

Впервые была узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в том числе и земельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между наследниками. Такой свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало.

Однако Солон понимал, что скудная земля Аттики не сможет прокормить растущее население и потому будущее Афин должно быть обеспечено развитием торговли с внешним миром. Поэтому его законы поощряли занятие ремеслами, к чему до той поры афиняне относились с высокомерным пренебрежением. В частности, ремесленникам-иностранцам, переселившимся в Афины со всем имуществом и семьей, он предоставил полное афинское гражданство. Один из законов освобождал сына ремесленника от обязанности содержать в старости своего отца, если тот не обучил его ремеслу. В законах Солона ничего не говорится о рабах. В ту пору их еще было очень мало - главным образом женщины в услужении у аристократов и пастухи.

Щепетильность распространялась и на погребение. В Древней Греции хоронить мертвых считалось святой обязанностью. Был случай, когда афиняне приговорили к смерти своих полководцев, выигравших битву при Аргинузах в 406 году до н. э., за то, что они не собрали (из-за сильной бури) тела погибших воинов и не предали их земле.

Правила погребения распространялись даже на чужеземцев и противников. Погребали и своих, и чужих воинов, павших в бою. Если врага не могли похоронить, то его тело, по крайней мере, забрасывали землей.

С той поры, как законами Солона (640-560 гг. до н. э.), афинского архонта, были уничтожены варварские обычаи, обряд погребения в Греции происходил следующим образом. Сразу после смерти умершему клали в рот монету (обол) - это была плата для Харона, перевозчика душ умерших в царство Аида. Затем покойника обмывали ближайшие родственники (как правило, женщины), намазывали маслом, делали венок из еловых веток или сельдерея, одевали в белые одежды. В гроб клали медовый пирожок - чтобы задобрить Цербера (собаку Харона).

На второй день после смерти тело выставляли в передней части дома так, чтобы лицо и ноги покойника были обращены к двери дома. Родственники и друзья покойного находились в доме, а родственницы сидели вокруг постели умершего. При этом допускалось и присутствие посторонних женщин, но не моложе 60 лет. Женщины плакали, но чрезмерные выражения печали (царапание лица и т. п.) были запрещены законом Солона.

Возле постели умершего ставили разрисованные глиняные сосуды, а при входе в дом стоял сосуд с водой, взятой из чужого дома, для омовения входящих (дом, в котором умер человек, считался нечистым). Ритуальными обрядами занимались сначала родственники, а впоследствии и посторонние люди за плату.

На третий день перед восходом солнца происходил вынос тела. Его сопровождали нанятые плакальщицы или флейтисты, родственники и друзья. Труп или кремировали (сжигали), или хоронили в земле в гробах. Место для погребения находилось, как правило, вне города (в Спарте - внутри), но близ дороги, порой по ее обочинам. Нередко умерших хоронили в их имениях. В самих Афинах было отведено специальное место для погребения - перед конскими воротами. Надгробные камни, холмы, столбы, колонны, храмообразные здания и т. д. были собственностью семьи умершего, так что даже на суде право собственности на место погребения являлось доказательством родства.

В могилу вместе с гробом клали сосуды и другую утварь. В более поздние времена этот обычай исчез.

Если тело умершего нельзя было найти (например, если кто-то утонул в море или не сыскан на поле битвы), то похороны устраивались символические и воздвигалась пустая могила.

Если человек погибал от удара молнии (то есть, по верованиям древних греков, был поражен богами), его хоронили без торжественного погребения, прямо на месте, где он был убит.

Осужденные на смертную казнь за измену отечеству лишались права на погребение.

Когда хоронили павшего от руки убийцы, то на его могилу втыкали копье - как напоминание об обязанности родственников преследовать убийцу.

После погребения в доме усопшего родственники собирались на тризну.

На 3-й день после смерти приносилась жертва, а на 9-й день - главная жертва, и еще одна жертва - на 30-й день. (Кровавые жертвы в Афинах были запрещены.) Все это время родственники носили внешние знаки траура - черную (или в некоторых областях белую) одежду, снимали украшения, стригли волосы.

Разработка всего кодекса законов заняла у Солона всего один год, пока он был архонтом. Не сохранилось данных о какой-либо процедуре обсуждения и принятия законов Солона. Похоже на то, что афиняне, предоставив ему полномочия, заранее согласились полностью принять новое законодательство.

Законы были записаны на деревянных досках, которые вращались на стержне, и находились в Акрополе для всеобщего ознакомления. Позднее по совету Эфиальта, были размещены на Агоре. Потом народ и ареопаг поклялись общей клятвой исполнять их, а каждый из новоизбранных архонтов впредь приносил на площади особенный обет в том, что если он чем-нибудь преступит эти законы, то посвятит в Дельфы золотую человеческую статую в свой рост.

История не забывает Великих. Солон по истине Великий!

Заслуга его в том, что в критический момент для Афин появился мудрец, который совершил преобразование государства на основах истинной демократии.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Урок истории Древнего мира по теме:

hello_html_m9822ac8.jpg

обучающая: познакомить учащихся с местоположением Спарты, особенностями жизни и управления Спартанским государством;

воспитательная: вызвать у школьников осуждение по поводу жестокого обращения спартанцев к местным жителям-илотам;

развивающая: развитие способностей учащихся осмысливать события на основе исторического анализа, развитие монологической речи учащихся.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: беседа

Технология: дифференцированное обучение

Основные понятия: Спарта, спартанцы, Лаконика, Мессения, дорийцы, спартиаты, периэки, илоты.

Оформление доски: тема урока, основные понятия, домашнее задание.

Структура урока:

1. Организационный момент (2 минуты).

2. Проверка домашнего задания (8 минут):

а) игра «Что такое? Кто такой?

б) словарная работа;

в) проверка заданий № 18 и № 20 в рабочей тетради на печатной основе;

г) развернутые устные ответы учащихся по разноуровневым карточкам.

3. Изучение новой темы (22 минуты).

4. Закрепление изученного на уроке. (3 минуты).

5 . Итоги урока (3 минуты):

- анализ хода урока преподавателем;

- оценка знаний учащихся и их активности.

6. Домашнее задание (2 минуты).

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

(слова: Афины, Аттика, Арес, Ареопаг, Архонт)

б) словарная работа

(задание: заменить одним словом)

1. город-государство (полис)

2. власть демоса (демократия)

3. свободные афиняне (граждане)

4. преобразования в какой-либо сфере (реформы)

в) проверка заданий №18 и №20 в рабочей тетради на печатной основе

Задание № 18. Впишите недостающие слова.

Главные требования афинского демоса в 7-ом в. до н. э.

1. Отменить … (долговое рабство)

2. Переделить … (землю)

3. Добиться права самим … (управлять государством)

Задание № 20. Впишите недостающие слова.

Главное в законах Солона

1. Если должник не сумел отдать долг, то его запрещалось … (обращать в рабство)

2. Архонтом мог стать … (любой)

3. Для решения государственных дел стали созывать … (Совет знати), в котором участвовали … (жители Аттики)

4. Судьи выбирались из … (знатных и богатых людей)

г) развернутые устные ответы учащихся по разноуровневым карточкам:

(чтение наоборот: справа налево)

Кто автор этих слов? (Солон)

Кто такой Солон? (древнегреческий философ, поэт)

Одним из первых законов Солон запретил продавать хлеб за границу, иначе говоря, за пределы Аттики. Предположите, какой части населения был выгоден этот закон. Против кого направлен? С какой целью он был принят? (Закон был выгоден бедным – в Аттике хлеба не хватало. Аристократам закон был невыгоден. Они продавали часть хлеба за границу и получали за это большие деньги.)

3. Изучение новой темы.

1. Образование Спартанского государства.

2. Спартанцы и илоты.

3. Спарта – военный лагерь.

4. Спартанское воспитание.

Ранее мы уже говорили, что Грецию можно разделить на три части. Ребята, назовите и покажите эти части.

Сегодня мы будем говорить о южной части. Это часть страны – полуостров причудливой формы со звучным названием Пелопоннес. На юго-востоке Пелопоннеса расположена область Лаконика, а на юго-западе – Мессения. Эти две равнины, две области разделяет высокий горный хребет Тайгет.

Если говорить об особенностях природы, то можно выделить следующее:

1) сравнительно с Аттикой Лаконика была очень плодородной областью; еще плодороднее были земли Мессении;

2) условия для мореплавания в южных областях Греции менее благоприятны, чем в Аттике (мало удобных бухт, берег заболоченный, мели.)

Во 2 тысячелетии до н. э. дорийцы вторглись в Грецию.

Словарная работа.

Они обосновались в области Лаконика: в долине реки Эврот несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой.

2. Спартанцы и илоты.

Спартанцы подчинили себе всю Лаконику. Жителей стали называть илотами и заставили их на себя работать.

Словарная работа.

Илоты – местные жители Лаконики и Мессении, покоренные спартанцами.

По мере роста населения в Спартанском полисе, как и повсюду в Греции, стала ощущаться нехватка земли, пригодной для обработки. Поэтому поначалу спартанцы приняли участие в Великой колонизации (основали колонию Тарент на юге Италии), но затем они захватили соседнюю с Лаконикой обширную и плодородную область Мессению, жителей которой также превратили в илотов. Вся земля Лаконики и Мессении была разделена на равные участки. Спартанские семьи получили по земельному наделу без права его продать или подарить. На этих наделах жили и работали илоты. С каждого надела каждой семье поступало одинаковое количество выращенного илотами зерна, оливок, овощей и других продуктов. Боясь восстаний, спартанцы время от времени устраивали избиения безоружных илотов.

В отличие от Афин, где после реформ Салона рабы были не греческого происхождения, порабощенные спартанцами илоты были греки и говорили на одном с завоевателями языком.

Работа в тетради.

Спартанское население: спартиаты (полноправные граждане – имевшие земельный надел, обладавшие политическими правами); периэки (земледельцы, ремесленники, торговцы – имевшие земельный надел, но не имевшие политических прав); илоты (бесправное покоренное население).

Тот факт, что полноправные граждане составляли меньшинство населения, определял весь образ жизни Спарты. Ориентация на постоянную боевую готовность стала отличительной чертой спартанцев.

Спарта – военный лагерь.

(по данному вопросу детям дано опережающее задание, один ученик

Военное дело было главным в жизни спартанцев. По законам им запрещалось заниматься ремеслами и торговлей. Ремесленные изделия для них производили жители некоторых поселений, которые не были илотами, но и прав по управлению государством не имели. Спартанцы не чеканили монету (роль денег играли железные прутья). Они не имели права владеть изделиями из драгоценных металлов, ездить за границу. Все их время занимали гимнастические и военные упражнения. Вся жизнь спартанцев находилась под контролем старейшин, даже обедать дома с семьей они не могли. Здесь не было крепостных стен. В Спарте, в отличие от Афин, не получили развитие строительство красивых зданий, изготовление статуй, театральные представления и другие виды искусства.

4. Спартанское воспитание.

Дети принадлежали государству. Крепкого ребенка отдавали в семью на воспитание до семи лет при условии, что он был крепок и здоров. Если ребенок был слабым и тщедушным, его относили на край пропасти. Им прививали такие качества как неприхотливость, неразборчивость, отсутствие страха. С семи лет дети определялись в военные отряды, где их учили драться, петь военные гимны, воровать. Наказывали воришек не за то, что воровал, а за то, что проявил неловкость и попался на воровстве.

Закрепление изученного на уроке.

Вариант 1

1. Выберете правильный ответ.

а) были исконными жителями Лаконки, области в Южной Греции

б) по приглашению исконных жителей пришли в Лаконику

в) завоевали Лаконику и подчинили своей власти ее исконных жителей

2. Выберете неправильный ответ.

В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой

а) процветали искусство

б) все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому порядку

в) младенцев, признанных старейшинами недостаточно здоровыми сбрасывали с горного обрыва в пропасть

3. Продолжить перечень.

Управление Спартой осуществляли:

а) Совет старейшин

4. Найдите лишнее.

а) упорно занимались грамотой и письмом

б) часами разучивали военные песни

в) с семилетнего возраста жили отдельно от родителей в отрядах сверстников

г) славились умением красиво и долго говорить

5. Назовите понятие, которое соответствует определению.

Рабы, принадлежавшие Спартанскому государству:

Вариант 2

1. Выберете правильный ответ.

Спарта занимала территорию:

а) Средней Греции

б) области Лаконки на севере Греции

в) областей Лаконика и Мессения в Пелопоннесе

2. Выберете неправильный ответ.

В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:

а) строились прекрасные дворцы и храмы

б) жители держали в рабстве своих соплеменником - греков

в) спартанцам было запрещено занимать торговлей и ремеслом

3. Продолжите перечень.

а) работали на принадлежавших спартанцам наделах

4. Найдите лишнее.

а) никогда не воровали чужого имущества

б) умели стойко переносить лишения

в) говорили кратко, давали меткие и точные ответы

г) никогда не подвергались физическим наказаниям

5. Назовите понятие, которое соответствует определению.

Орган управления в Спарте, которому принадлежала огромная и бесконечная власть:

а) Совет старейшин

б) Народное собрание

(Ответы на варианты: 1,2 – одинаковые: 1 – в); 2 – а); 3 – Народное собрание, два царя (вариант 1), принадлежали Спартанскому государству, отдавали спартанцам большую часть урожая и продуктов (вариант 2); 4 – а), г); 5 – а).)

5. Итоги урока.

- анализ хода урока преподавателем:

Местоположение и природные условия

В Средней Греции (область Аттика) мало плодородных земель. Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бухт.)

В Южной Греции (области Лаконика и Мессения) много плодородных земель. Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели.)

Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос.)

Спартанцы и илоты.

Основные занятия: ремесло и торговля.

Главные занятия: земледелие (илоты) и война (спартанцы.)

Закладываются основы демократии.

Власть немногих (спартанцев.)

Вывод: VI век до н.э. Спарта – одно из самых могущественных государств – полисов в Греции. Но суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Она не дала мировой культуре ни одного философа, поэта, оратора, скульптора, художника. Все, что могла создать Спарта – это сильная армия.

Читайте также: