Градостроительное право является подотраслью какого права

Обновлено: 15.06.2024

Под градостроительной деятельностью (градостроительство, градостроение, градоустройство) следует понимать деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и населенных пунктов, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также с учетом национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей территорий.

Жилые, общественные, производственные здания, дороги инженерные коммуникации, прочие сооружения и природное окружение относят к материальным элементам населенного пункта. Планировка населенных пунктов это обустройство мест проживания с определенной организацией материальных элементов. Планировка населенных пунктов включает: устройство населенного пункта (города, села) с оптимальной организацией территории и размещением жилых, общественных, производственных зданий, сооружений, дорог, инженерных коммуникаций, других объектов, рациональным использованием окружающей природной среды для удовлетворения потребностей проживающих людей. Под градостроением еще следует понимать структурную организацию материальных элементов населенного пункта. В настоящее время преобразование, и реконструкция населенных пунктов, как альтернатива бытовавшему ранее приоритету строительства новых, приобретает все большее значение. В связи с этим возрастает актуальность развития городов и других населенных пунктов. При выполнении планировки населенного пункта как проектного мероприятия необходимо: рассчитать, подобрать и разместить в требуемом порядке его материальные элементы; провести архитектурно - пространственную организацию территории и площади, прилегающей к нему; организовать природную среду так, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности проживающих там людей в оптимальных условиях быта, труда и отдыха. Планировка не только проектное мероприятие. Под планировкой еще понимают результат завершенной проектной деятельности, представленной в чертежах, а затем в натуре. В этом случае под планировкой понимают архитектурно-пространственную организацию территории населенного пункта.

Особенности правового регулирования градостроительных отношений.

Проблемы градостроительства довольно четко расчленяются по двум направлениям:

1) будущее существующих городов;

2) градостроительные идеи для вновь строящихся городов.

Порядок осуществления градостроительной деятельности на территории России определен в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

Кодекс регулирует отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городов и сел, развития их инфраструктур и другие вопросы градостроительства. Он определяет компетенцию органов различных уровней власти, права и обязанности граждан и юридических лиц в Области градостроительной деятельности, роль соответствующей документации и регламентов в регулировании использования территории Российской Федерации, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации по градостроительству.

В главе I Кодекса даются определения основным понятиям, ис­пользуемым в нем, таким как: градостроительная деятельность, территориальное планирование, устойчивое развитие территорий, зоны с особыми условиями использования территорий, функциональные зоны, градостроительное зонирование, территориальные зоны, правила землепользования и застройки градостроительный регламент градостроительная деятельность, гра­достроительная документация, объекты недвижимости в градостроительстве, инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры, градостроительный регламент и другие понятия.

Далее, Кодекс определяет составные части законодательства Российской Федерации о градостроительстве, в которые, помимо Градостроительного кодекса, входят законы и нормативные акты федеральных, региональных и местных органов власти, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.

Согласно Кодексу государственные интересы в области градо­строительной деятельности - это интересы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Общественные интересы в области градостроительной деятельности - это интересы групп населения, объединенных по территориальному принципу проживания. Частные интересы - интересы отдельных граждан и юридических лиц, при этом организационно - правовая форма и форма собственности значения не имеют.

- территория Российской Федерации;

- части территории Российской Федерации;

- территории субъектов Российской Федерации;

- части территорий поселений;

- территории других муниципальных образований;

- объекты недвижимости и их комплексы в границах поселений и на межселенных территориях.

Таким образом, объекты градостроительной деятельности под­разделяются на два основных вида:

- территории, т. е. объекты, имеющие пространственный характер;

- непосредственно объекты недвижимости и их комплексы.

Кодекс регламентирует полномочия органов государственной, исполнительной власти и органов местного самоуправления в области регулирования градостроительной деятельности (глава II).

В главе III Кодекса определяется назначение, виды и содержание документов территориального планирования Российской Федерации. Также регламентируется подготовка и утверждение схем территориального планирования Российской Федерации, порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации, подготовка и утверждение схем территориального планирования субъектов Российской Федерации.

В этой главе рассматривается содержание генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов, а также государственная экспертиза проектов документов территориального планирования.

Глава IV Кодекса посвящена градостроительному зонированию и определяет правила землепользования и застройки, в том числе предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Рассматривается также порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Глава V и VI определяет содержание и виды документации по планировке территории, а также архитектурно - строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства.

В главе VII определяется информационное обеспечение градостроительной деятельности, порядок формирования и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Порядок наступления ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности рассмотрен в главе VIII Кодекса.

Понятие, предмет и метод градостроительного права.

Градостроительное право – совокупность или система установленных или санкционированных правил и норм в основных сферах градостроительства. Соблюдение правил и норм, обеспечивается на федеральном или субъектном уровне. Градостроительство – как система правовых норм.

Предметом градостроительного права выступают реально существующие общественные отношения в сфере застройки различных территорий: Российской Федерации, в целом, субъектов Российской Федерации (краёв, областей и т.д.), муниципальных районов, городских поселений и округов, а также кварталов и земельных участков.

Методы в градостроительном праве

Метод – это совокупность приёмов, способов и юридических средств, с помощью которых регулируется градостроительное законодательство. В градостроительном праве активно применяются на практике 2 метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Императивный метод – метод принуждения, основан на обязательных для исполнения указаний, исполнении обязанностей и соблюдении запретов. Диспозитивный метод, в противовес императивному, – это метод автономии, дозволения и наделения субъектов инициативой.

Основным источником градостроительного права является Градостроительный кодекс РФ. Изменения в Градостроительном кодексе – привычная практика законодателей. Они вносятся в целях совершенствования и оптимизации законодательства под современные реалии функционирования государства и деятельности общества в сфере градостроительных отношений.

Статьи ГСК РФ так или иначе затрагивают предмет правового регулирования градостроительных отношений.

Под градостроительной деятельностью (градостроительство, градостроение, градоустройство) следует понимать деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и населенных пунктов, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также с учетом национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей территорий.

Жилые, общественные, производственные здания, дороги инженерные коммуникации, прочие сооружения и природное окружение относят к материальным элементам населенного пункта. Планировка населенных пунктов это обустройство мест проживания с определенной организацией материальных элементов. Планировка населенных пунктов включает: устройство населенного пункта (города, села) с оптимальной организацией территории и размещением жилых, общественных, производственных зданий, сооружений, дорог, инженерных коммуникаций, других объектов, рациональным использованием окружающей природной среды для удовлетворения потребностей проживающих людей. Под градостроением еще следует понимать структурную организацию материальных элементов населенного пункта. В настоящее время преобразование, и реконструкция населенных пунктов, как альтернатива бытовавшему ранее приоритету строительства новых, приобретает все большее значение. В связи с этим возрастает актуальность развития городов и других населенных пунктов. При выполнении планировки населенного пункта как проектного мероприятия необходимо: рассчитать, подобрать и разместить в требуемом порядке его материальные элементы; провести архитектурно - пространственную организацию территории и площади, прилегающей к нему; организовать природную среду так, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности проживающих там людей в оптимальных условиях быта, труда и отдыха. Планировка не только проектное мероприятие. Под планировкой еще понимают результат завершенной проектной деятельности, представленной в чертежах, а затем в натуре. В этом случае под планировкой понимают архитектурно-пространственную организацию территории населенного пункта.

Особенности правового регулирования градостроительных отношений.

Проблемы градостроительства довольно четко расчленяются по двум направлениям:

1) будущее существующих городов;

2) градостроительные идеи для вновь строящихся городов.

Порядок осуществления градостроительной деятельности на территории России определен в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

Кодекс регулирует отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городов и сел, развития их инфраструктур и другие вопросы градостроительства. Он определяет компетенцию органов различных уровней власти, права и обязанности граждан и юридических лиц в Области градостроительной деятельности, роль соответствующей документации и регламентов в регулировании использования территории Российской Федерации, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации по градостроительству.

В главе I Кодекса даются определения основным понятиям, ис­пользуемым в нем, таким как: градостроительная деятельность, территориальное планирование, устойчивое развитие территорий, зоны с особыми условиями использования территорий, функциональные зоны, градостроительное зонирование, территориальные зоны, правила землепользования и застройки градостроительный регламент градостроительная деятельность, гра­достроительная документация, объекты недвижимости в градостроительстве, инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры, градостроительный регламент и другие понятия.

Далее, Кодекс определяет составные части законодательства Российской Федерации о градостроительстве, в которые, помимо Градостроительного кодекса, входят законы и нормативные акты федеральных, региональных и местных органов власти, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.

Согласно Кодексу государственные интересы в области градо­строительной деятельности - это интересы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Общественные интересы в области градостроительной деятельности - это интересы групп населения, объединенных по территориальному принципу проживания. Частные интересы - интересы отдельных граждан и юридических лиц, при этом организационно - правовая форма и форма собственности значения не имеют.

- территория Российской Федерации;

- части территории Российской Федерации;

- территории субъектов Российской Федерации;

- части территорий поселений;

- территории других муниципальных образований;

- объекты недвижимости и их комплексы в границах поселений и на межселенных территориях.

Таким образом, объекты градостроительной деятельности под­разделяются на два основных вида:

- территории, т. е. объекты, имеющие пространственный характер;

- непосредственно объекты недвижимости и их комплексы.

Кодекс регламентирует полномочия органов государственной, исполнительной власти и органов местного самоуправления в области регулирования градостроительной деятельности (глава II).

В главе III Кодекса определяется назначение, виды и содержание документов территориального планирования Российской Федерации. Также регламентируется подготовка и утверждение схем территориального планирования Российской Федерации, порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации, подготовка и утверждение схем территориального планирования субъектов Российской Федерации.

В этой главе рассматривается содержание генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов, а также государственная экспертиза проектов документов территориального планирования.

Глава IV Кодекса посвящена градостроительному зонированию и определяет правила землепользования и застройки, в том числе предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Рассматривается также порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Глава V и VI определяет содержание и виды документации по планировке территории, а также архитектурно - строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства.

В главе VII определяется информационное обеспечение градостроительной деятельности, порядок формирования и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Порядок наступления ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности рассмотрен в главе VIII Кодекса.

Понятие, предмет и метод градостроительного права.

Градостроительное право – совокупность или система установленных или санкционированных правил и норм в основных сферах градостроительства. Соблюдение правил и норм, обеспечивается на федеральном или субъектном уровне. Градостроительство – как система правовых норм.

Предметом градостроительного права выступают реально существующие общественные отношения в сфере застройки различных территорий: Российской Федерации, в целом, субъектов Российской Федерации (краёв, областей и т.д.), муниципальных районов, городских поселений и округов, а также кварталов и земельных участков.

Методы в градостроительном праве

Метод – это совокупность приёмов, способов и юридических средств, с помощью которых регулируется градостроительное законодательство. В градостроительном праве активно применяются на практике 2 метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Императивный метод – метод принуждения, основан на обязательных для исполнения указаний, исполнении обязанностей и соблюдении запретов. Диспозитивный метод, в противовес императивному, – это метод автономии, дозволения и наделения субъектов инициативой.

Основным источником градостроительного права является Градостроительный кодекс РФ. Изменения в Градостроительном кодексе – привычная практика законодателей. Они вносятся в целях совершенствования и оптимизации законодательства под современные реалии функционирования государства и деятельности общества в сфере градостроительных отношений.

Статьи ГСК РФ так или иначе затрагивают предмет правового регулирования градостроительных отношений.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРАВО - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Аграрное и земельное право

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

КУШНИР Артем Степанович,

Краткая аннотация: в настоящей статье на основе анализа действующего законодательства и научной доктрины исследуется вопрос о возможности самостоятельного существования отрасли градостроительного права.

In this article based on existing legislation and scientific doctrine the question of the possibility of existence of an independent branch of town-planning law is investigated.

Ключевые слова: земельное право; градостроительное право; отрасль права; предмет отрасли права; метод отрасли права.

Land law; town-planning law; branch of law; subject of the branch of law; method of branch of law.

Согласно ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

Вместе с тем материальным и пространственным базисом для строительства всегда выступает земля. Следовательно, любое строительство будет так или иначе всегда связано с использованием земли (земельного участка, как объекта гражданского оборота и земли в широком смысле этого слова - как природного объекта) в целях размещения на ней соответствующих объектов строительства. Согласно п. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Возникает вопрос: является ли градостроительное право самостоятельной отраслью права или же составной частью зе-

1 Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // Росс. газ. 2004. 30 декабря. № 290 (далее ГрадК РФ).

2 Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147 (далее ЗК РФ).

мельного права. Данный вопрос будет рассмотрен в данной статье.

Для ответа на этот вопрос для начала нужно обратиться к теории государства и права и определить для целей настоящего исследования, что же такое отрасль права и каковы ее особенности. Согласно определению, данному в учебнике теории государства и права А.В. Ме-лехиным отрасль права - эта систематизированная совокупность основных норм, образующих самостоятельную часть системы права, которые регулируют качественно своеобразный вид общественных отношений своим специфическим методом. При этом критериями деления права на отрасли автор предлагает считать предмет правового регулирования (общественные отношения, на которые такое регулирование направлено) и метод правового регулирования (совокупность приемов и средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений). Отрасли права, в свою очередь, делятся на подотрасли - совокупности правовых норм, которые направлены на регулирование части предмета регулирования соответствующей отрасли3. Подобного мнения придерживаются и М.И. Абдулаев4, Н.И.

Матузов , Т.Н. Рахманина . Значит, для того,

4 Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. С. 226-227.

6 Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред.

чтобы выяснить, являются ли земельное и градостроительное законодательство нормами разных отраслей права или же земельное право включает в себя градостроительное, нам нужно определить предмет и метод регулирования в каждой из этих областей права.

Как отмечает В.Э. Чуркин, метод земельного права является комплексным. Императивный метод применяется, например, при управлении земельными ресурсами и при обеспечении правовой охраны земель. Но земельному праву присущ также и диспозитивный метод, когда речь идет о равенстве сторон, их относительной независимости - в случае, когда

они являются сторонами гражданских правоот-

ношений по поводу земельных участков .

Если градостроительное право действительно существует, как отрасль права, то, надо полагать, такой же подход будет правомерен и в отношении него. Например, п. 4 ст. 46.2 ГрадК РФ допускает включение в договор о развитии застроенных территорий существенных условий по усмотрению сторон. В то же время п. 3 указанной статьи определяет и те условия, которые обязательно должны присутствовать в договоре. Следовательно, в данном случае тоже имеет место смешанный метод воздействия на общественные отношения. Так как методы обеих рассматриваемых нами областей права совпали, то для определения того, является ли градостроительное право самостоятельной отраслью необходимо выяснить, какие общественные отношения регулируются земельным и градостроительным правом и не совпадают ли они.

Как уже упоминалось выше, земельное законодательство, согласно ЗК РФ регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Земля в данном случае рассматривается, как основа жизни и деятельности населения, на ней проживающего. Эти отношения сам Кодекс и называет земельными. Законодательство о градостроительной деятельности, в свою очередь, регулирует, как сказано в ГрадК РФ, отношения по территориаль-

A.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. Автор главы - Рахманина Т.Н. С. 257-251.

ному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений. Эти отношения Градостроительный кодекс РФ называет градостроительными.

Можно заметить, что земельные отношения в основном возникают по поводу земли, как природного объекта и пространственного базиса деятельности человека. Причем деятельность эта бывает различной от рекреационной2 до оборонительной3. И для обеспечения безопасного осуществления каждого из этих видов деятельности Земельным кодексом РФ устанавливаются как общие правила пользования землей, так и специальные нормы, регулирующие использование земли той или иной категории. Причем саму эту деятельность земельное законодательство не регулирует, что представляется вполне логичным. Так же обстоит дело и с градостроительной деятельностью. Земельный кодекс РФ устанавливает некоторые общие правила для того, чтобы осуществление градостроительной деятельности стало возможным и не противоречило принципам земельного законодательства. Но за эти пределы его регулирование не выходит.

Градостроительные отношения, как видно из ГрадК РФ, возникают по поводу строительства и всех тех действий, которые его обеспечивают или так или иначе с ним связаны, то есть -по поводу градостроительной деятельности, которую регулирует не земельное законодательство, а градостроительное законодательство во главе с Градостроительным кодексом РФ.

Цели регулирования земельных и градостроительных отношений (а значит и цели земельного и градостроительного законодательства) представляются различными. Целями земельного законодательства по большей части являются сохранение земли как природного объекта, среды обитания человека, средства производства и рациональное ее использование. Целями градостроительного законодательства являются обеспечение безопасности чело-

века и окружающей среды как при осуществлении градостроительной деятельности (устойчивое развитие территорий), так и при помощи этой деятельности, обеспечение осуществления строительства в соответствии с техническими и иными нормами и т.п. Об этих целях можно, на наш взгляд, судить, исходя из ст. 1 ЗК РФ и ст. 2 ГрадК РФ, посвященных основным принципам соответственно земельного и градостроительного законодательства.

Следовательно, градостроительное законодательство не является частью земельного законодательства, так как имеет свою собственную сферу регулирования, отличную от сферы земельного права и свои собственные цели.

Таким образом, мы видим, что:

1. Земельные отношения регулирует земельное законодательство.

2. Градостроительные отношения земельное законодательство не регулирует, так как они регулируются законодательством о градостроительной деятельности, отличным от земельного.

Из двух вышеприведенных суждений можно вывести третье. Если земельное законодательство регулирует земельные отношения, но не регулирует градостроительные, значит градостроительные отношения не являются земельными и не совпадают с ними. Следовательно, мы вполне можем говорить о наличии у градостроительного права собственного предмета и о существовании градостроительного права, как такового.

Кроме зданий и сооружений - антропогенных объектов, - на земле также располагаются и многие природные объекты. Правовые нормы, регулирующие отношения по поводу их

1 О Генеральном плане города Москвы. Закон г. Москвы от 5 мая 2010 г. № 17 // Вестник Мэра и Правительства Москвы. Спецвыпуск № 1. Т. 1-3. 2010. 3 июня.

использования и охраны в большинстве своем можно объединить в отрасль, именуемую при-родоресурсн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Право собственности в связи с приобретательной давностью получается только через суд

Понятие приобретательной давности пришло в юриспруденцию еще из римского права и предусматривает возможность признания права на вещь в результате длительного открытого пользования ею. Вместе с экспертами разбираемся, как правильно оформить имущество на себя согласно российскому законодательству.

Эксперты в статье:

  • Алексей Гавришев, адвокат, основатель AVG Legal
  • Вадим Ткаченко, юрист, основатель и глава консалтинговой группы vvCube

Срок владения — 15 лет

Принцип приобретательного права есть в современном российском законодательстве. Согласно п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса России, гражданин, который не является собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течение 15 лет, приобретает право собственности.

Но просто дождаться истечения срока приобретательной давности недостаточно. Это обусловлено несколькими факторами для осуществления защиты прав собственника. Например, тот, кому на самом деле принадлежит имущество, может просто не знать о его существовании или не иметь возможности управлять им самостоятельно.

Условия для приобретения права собственности:

  • открытое владение имуществом — под этим подразумевается осуществление владения без утайки. То есть гражданин не должен специально объявлять о владении таким имуществом, но у посторонних не должно возникать сомнений в его действиях;
  • непрерывное владение имуществом;
  • владение в течение установленного законом срока;
  • добросовестное владение имуществом.

Гражданин, который не является собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течение 15 лет, приобретает право собственности

Гражданин, который не является собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течение 15 лет, приобретает право собственности (Фото: Ведомости/ТАСС)

Только через суд

При регистрации имущества на себя важно помнить, что право собственности в связи с приобретательной давностью оформляется только через суд.

В случае когда прежний собственник имущества неизвестен, то есть нет спора о праве, то для признания права собственности надо обращаться в суд в порядке особого производства.

Вадим Ткаченко, юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube:

— Признание права собственности, например, на земельный участок на основании приобретательной давности происходит только в судебном порядке. Однако на практике это очень неоднозначный институт, который законодательно должным образом не урегулирован. Так, весной этого года Конституционный суд указывал, что приобретательная давность неприменима к самовольно занятой государственной земле. Суды зачастую встают на сторону администраций, не углубляясь в обстоятельства дела.

Как зарегистрировать на себя недвижимое имущество

Процедура регистрации на себя приобретательного права на имущество выглядит следующим образом:

  • подготовить заявление об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом;
  • подготовить пакет документов, которые будут приложены к заявлению, а также оплатить государственную пошлину — от 300 до 2 тыс. руб.;
  • подать заявление в суд общей юрисдикции по месту нахождения имущества, на которое оформляется право;
  • после получения судебного решения обратиться в Росреестр для регистрации права собственности;
  • получить выписку из ЕГРН, которой удостоверяется проведенная регистрация.

Подобные дела в упрощенном производстве рассматриваются в течение двух месяцев со дня поступления заявления в суд.

Юристы отмечают, что судебная практика по вопросам приобретательной давности относительно новая и начала формироваться лишь в 2002 году. Это связано с тем, что в советском законодательстве такие положения отсутствовали.

Понятие приобретательной давности пришло в юриспруденцию еще из римского права

Понятие приобретательной давности пришло в юриспруденцию еще из римского права (Фото: Екатерина Кузьмина/ТАСС)

Случай из практики Верховного суда

Собственница дома в Луховицком районе Московской области попросила отдать ей другую половину строения и землю. Причина — наследники соседней недвижимости не проявили к своей собственности никакого интереса. Местные суды отказали истице, а Судебная коллегия Верховного суда встала на ее сторону.

Гражданка получила много лет назад по договору дарения от бывшего собственника половину дома и фактически владела больше 15 лет всем домом и землей как собственными. Второй половиной владели два собственника, но имуществом не пользовались. Верховный суд пояснил, что человек может получить право собственности на имущество, у которого нет собственника, он неизвестен или у которого есть хозяин, но он либо отказался от него, либо утратил право собственности по иным основаниям.

В Верховном суде также пояснили, что наличие у имущества титульного собственника не исключает возможности приобретения права на него другим человеком. Даже если титульный владелец не заявлял об отказе, достаточно того, что он устранился от владения и не содержал его долгое время.

Читайте также: