Говоря о санкциях можно утверждать что они осуществляют репрессивную функцию
Обновлено: 02.07.2024
СОЛИДАРНОСТЬобеспечивает целостность общества, его устойчивость, гармоничность и стабильность. Этим термином у Дюркгейма обозначается моральная сплоченность членов общества, выражающаяся в эффективном социальном ограничении "биологической стихии" в индивидах.
". Общественная солидарность — чисто моральное явление, не поддающееся само по себе ни точному наблюдению, ни особенно измерению. Значит . надо заменить внутренний, ускользающий от нас факт внешним, символизирующим его фактом и изучить первый при помощи второго.
Такой видимый символ — это право.
. Эти два слоя явлений связаны между собой и изменяются одновременно и в том же направлении. Действительно, социальная жизнь повсюду, где она долго существует, неизбежно стремится принять определенную форму и организоваться, и право — не что иное, как сама эта организация в ее наиболее устойчивом и точном выражении. Значит, мы можем быть уверены, что найдем отраженными в праве все существенные разновидности социальной солидарности" [1,с.65-66].
Дюркгейм выделяет два вида права (репрессивное и реститутивное) и соответственно два вида солидарности (механическую и органическую).
". Всякое правовое предписание может быть определено как санкционированное правило поведения. Уместно, стало быть, классифицировать юридические правила согласно различным санкциям, которые с ними связаны" [1, с.70].
РЕПРЕССИВНОЕ ПРАВО
Репрессивные санкции "состоят главным образом в страдании, причиняемом индивиду, или, по крайней мере, его принижении. Они имеют целью нанести
ущерб его имуществу, или счастью, или жизни, или свободе, лишить его чего-то, чем он пользуется. Это случай уголовного права" [1, с.70].
Нарушение правила является преступлением и вызывает наказание:
"Связь социальной солидарности, которой соответствует репрессивное право, это та связь, нарушение которой составляет преступление. Мы обозначаем этим словом всякий поступок, который так или иначе вызывает против совершившего его реакцию, называемую наказанием" [1, с.71].
• ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Основной признак преступления ("единственная общая всем преступлениям черта"): преступление всегда вызывает осуждение среди членов каждого общества — "преступление возмущает чувства, которые в одном и том же социальном типе обнаруживаются во всех здоровых сознаниях. Невозможно. составить перечень чувств, покушение на которые составляет преступный акт; они отличаются от других только тем, что являются общими для большинства индивидов в одном и том же обществе" [1, с.75].
Нарушение не всех коллективных чувств является преступлением: преступление = это оскорбление интенсивных и определенных коллективных чувств:
"Коллективные чувства, которым соответствует преступление, должны отличаться от других каким-нибудь отличительным свойством: они должны иметь определенную среднюю интенсивность. Они не просто запечатлены во всех сознаниях, но сильно запечатлены. Это не поверхностные и колеблющиеся пожелания, но сильно вкоренившиеся в нас эмоции и стремления" [1, с.78].
Поскольку такие интенсивные чувства обладают большой устойчивостью, уголовное право развивается очень медленно: "Эта неподвижность уголовного права свидетельствует о силе сопротивления коллективных чувств, которым оно соответствует" [1, с.79].
Совокупность этих общих интенсивных чувств образует КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ.
КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ
Определение: "Совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества, образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь; ее можно назвать коллективным или общим сознанием. оно рассеяно во всем пространстве общества" [1, с.80].
Коллективное сознание = особая реальность, имеющая свои специфические свойства:
(1) оно независимо от частных условий, в которых находятся индивиды;
(2) устойчиво во времени = связывает поколения;
(3) это нечто иное, чем частные сознания, и не может быть через них определено.
"Оно — психический тип общества, тип, подобно индивидуальным типам, хотя и в другой форме, имеющий свой способ развития, свои свойства, свои условия существования" [1, с.80].
"В нас есть два сознания: одно содержит только состояния, свойственные лично каждому из нас и отличающие нас, тогда как состояния, охватываемые вторым, — общи для всей группы. Первое представляет и формирует только нашу индивиду-
альную личность, второе представляет коллективный тип и, следовательно, об
щество, без которого он не существовал бы. Когда наше поведение определяется
каким-то элементом последнего, мы действуем не из нашего личного интереса, а
преследуем коллективные цели. Но эти два сознания, хотя и различны, связаны ме
жду собой, так как в итоге составляют одно целое; оба они имеют один и тот же
органический субстрат. Они, стало быть, солидарны. Отсюда следует солидар
ность sui generis, которая, возникнув из сходств, прямо связывает индивида с об
ществом" [1, с. 104-105].
"Действие преступно, если оно оскорбляет сильные и определенные состояния коллективного сознания" [1, с.81].
". Задетая и карающая преступление сила одна и та же. Она — продукт наиболее существенных социальных сходств, и ее следствием является поддержание социальной связи, проистекающей из этих сходств. Именно эту силу охраняет уголовное право от всякого ослабления, одновременно требуя от каждого из нас некоторого минимума сходств, без которых индивид представлял бы угрозу для единства социального тела, и заставляя нас уважать символ, выражающий, обобщающий и гарантирующий эти сходства" [1, с. 105].
• НАКАЗАНИЕ. Все характерные черты наказания проистекают из сущности феномена преступления.
Определение: ". наказание, по существу, состоит во внушенной страстью реакции различной степени интенсивности, осуществляемой обществом через посредство установленного органа в отношении тех своих членов, которые нарушили известные правила поведения" [1, с.96].
Наказание состоит в причинении виновному страдания, но его воздействие в первую очередь ориентировано не на виновного, а на других людей как на носителей коллективного сознания: "Этот знак, свидетельствующий, что коллективные чувства все еще коллективны, что единение умов в одной и той же вере сохраняется — и таким образом оно возмещает зло, нанесенное преступлением обществу" [1, с. 107].
= ". главное назначение наказания — воздействовать на добропорядочных людей; так как оно способствует залечиванию ран, нанесенных коллективным чувствам, то оно может исполнять свою роль только там, где эти чувства существуют, и в той мере, в какой они живы" (там же).
Функция наказания = поддержание механической солидарности.
МЕХАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ.Репрессивное (уголовное) право символизирует (выражает) механическую солидарность.
Определение: Это "социальная солидарность, происходящая из того, что известное число состояний сознания является общим для всех членов одного и того же общества. Доля ее в общей интеграции общества зависит, очевидно, от объема социальной жизни, который охватывает и регламентирует общее сознание" [1, с. 108].
РЕСТИТУТИВНОЕ ПРАВО.
Реститутивные санкции "не обязательно влекут за собой страдания индивида, они состоят только в восстановлении прежнего порядка вещей, в приве-
дении нарушенных связей к их нормальной форме тем ли, что инкриминируемый поступок силой приводится к типу, от которого он отклонился, или тем, что он аннулируется, т. е. лишается всякой социальной ценности" [1,с.70].
Читайте также: