Говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в традиционном обществе право

Обновлено: 04.07.2024

1. Один из признаков, характеризующий традиционное общество:
а) в сознании людей доминируют коллективистские ценности +
б) большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг
в) в управлении широко применяются электронные технологии

2. Один из признаков, характеризующий традиционное общество:
а) динамичность общественных перемен
б) общество отличается низким уровнем социальной мобильности +
в) большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг

3. Один из признаков, характеризующий традиционное общество:
а) динамичность общественных перемен
б) в управлении широко применяются электронные технологии
в) в жизни общества важную роль играют локальные сельские общины +

4. Многовариантность развития общества влечет за собой:
а) своеобразие истории каждого государства +
б) угнетение слабых государств
в) обособление государств

5. Революция:
а) государственная мера
б) медленные преобразования
в) резкое изменение общественного устройства +

6. Реформа:
а) преобразование во всех сферах одновременно
б) преобразование в одной сфере +
в) коренной перелом

7. Один из видов прогресса:
а) упадок экономики
б) застой в обществе
в) реформа +

8. Один из видов прогресса:
а) кратковременная революция +
б) упадок экономики
в) ниспадающий тип развития общества

9. Один из видов прогресса:
а) ниспадающий тип развития общества
б) застой в обществе
в) долговременная революция +

10. Как называется переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным:
а) общественный регресс
б) общественный прогресс +
в) диалектика

11. Главной прогрессивной силой общества марксизм считал:
а) рабочий класс +
б) крестьянство
в) интеллигенцию

12. Либерализм считает необходимой составной частью прогресса:
а) развитие производительных сил и производственных отношений
б) всеобщую конкуренцию +
в) приверженность традициям

13. Необходимо установить соответствие между философом и высказанным им критерием прогресса:
Гегель:
а) сознание свободы +
б) развитие разума
в) постепенное приближение к правовому устройству

14. Социальный прогресс:
а) характерный процесс для прошлого
б) быстрый процесс
в) длительный процесс +

15. Неодинаковое развитие общества выражается в сосуществовании:
а) развитых и отсталых стран +
б) стран с разным общественным строем
в) крупных и мелких государств

16. Необходимо установить соответствие между философом и высказанным им критерием прогресса:
Сен-Симон:
а) сознание свободы
б) нравственный критерий +
в) развитие разума

17. Что марксизм считает одним из объективным критерием общественного прогресса:
а) положение человека в обществе
б) уровень удовлетворения потребностей людей
в) развитие производственных отношений +

18. Что марксизм считает одним из объективным критерием общественного прогресса:
а) уровень удовлетворения потребностей людей
б) развитие производительных сил +
в) степень гарантированности обществом индивидуальной свободы

19. Самым долгим периодом в истории человечества оказался:
а) период феодализма
б) рабовладельческий строй
в) первобытный строй +

20. Тенденция к уменьшению времени следующих стадий развития общества отражает:
а) стабильное развитие
б) ускорение истории +
в) регресс общества

21. К типам общества не относится:
а) первобытное +
б) доиндустриальное
в) постиндустриальное

22. К типам общества относится:
а) первобытное
б) индустриальное +
в) оба варианта верны

23. Название типов общества совпадает с(о):
а) периодами
б) эпохами
в) стадиями +

24. Название типов общества не совпадает с(о):
а) стадиями
б) веками +
в) оба варианта верны

25. Один из видов реформ:
а) главные
б) знаковые
в) прогрессивные +

26. Один из видов реформ:
а) второстепенные
б) регрессивные +
в) отчетливые

27. Одно из направлений реформ:
а) социальные +
б) необходимые
в) зависимые

28. Одно из направлений реформ:
а) срочные
б) аналитические
в) политические +

29. Одно из направлений реформ:
а) экономические +
б) физические
в) долгосрочные

30. Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным:
а) инновация
б) модернизация +
в) репродукция


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Тест состоит из 25 вопросов, все вопросы, кроме 4 вопросов(1 балл) оцениваются 2 балами. Всего за тест 46 баллов.

Список вопросов теста

Вопрос 1

. Выберите верные суждения об обществе.

  • Современное общество отличается полным доминированием над природными процессами и не зависит от воздействия природных факторов.
  • Общество (социум) - обособившаяся в процессе антропосоциогенеза от при роды часть материального мира, сохранившая органическую связь с естественной, первичной средой обитания.
  • Социальная реальность, в отличие от природы, порождается субъективны¬ми факторами, волеизъявлением и деятельностью человека.
  • Общество отличается сложной структурой, включая в себя социальные институты, группы и общности, нормы, объединённые в подсистемы.
  • Общество находится в поступательном развитии, ни социальные структуры в целом, ни отдельные элементы не могут деградировать.
Вопрос 2

Выберите суждения, характеризующие общество как динамическую систему.

  • отмирание старых форм социальных взаимодействий
  • обособление от природной среды, утрачивание связи с ней
  • наличие определённых институтов и подсистем
  • вхождение природы и общества в единый материальный мир
  • возникновение новых элементов, социальных институтов взамен устаревших, прекративших существование
Вопрос 3

Выберите признаки, являющиеся общими как для индустриального, так и традиционного типа обществ.

  • наличие обществнного разделения труда и специализации
  • ценность индивидуалистических прав и свобод личности
  • сращивание политической власти и собственности
  • появление и развитие массовой культуры, стандартизация культуры
  • формирование определённой социальной иерархии, объединение людей в социальные группы и общности
Вопрос 4

Выберите верные суждения об обществ.

  • Общество представляет собой универсальную форму взаимосвязи и взаимoдeйcтвия людей, способ существования человечества.
  • На современном этапе общество полностью сосредоточило в своих руках контроль над природными процессами и ресурсами.
  • Динамизм в развитии общества может проявляться в деградации и отмирании ряда социальных институтов.
  • Для современного общества (социума) свойственно осознание единства целей и задач составляющих его членов.
  • Общество на определённом этапе своего развития обособилось от материального мира и утратило связи с природой.
Вопрос 5

Установите соответствие между проявлениями воздействия природных факторов на человеческое общество и иллюстрирующими их конкретными примерами.

  • В 1755 г. землетрясение в Атлантике и наводнение полностью разрушило столицу Португалии Лиссабон.
  • Климат Центральной Америки позволяет успешно организовать возделывание бананов и экспортировать их по всему миру.
  • В 79 г.н.э. извержение вулкана Везувий привело к разрушению трёх городов Римской империи: Помпей, Геркуланума и Стабия.
  • В 1908 г. разрушительным землетрясением у берегов Сицилии был уничтожен город Мессина, погибло около 200 тыс. человек.
  • В Бразилии, странах Центральной Америки, так же как на Аравийском полуострове, в Йемене, Эфиопии, Кении возделываются кофейные деревья, собираются и экспортируются кофейные зёрна.
Вопрос 6

Японское общество отличает приверженность истории, традициям. Сами японцы утверждают, что они представляют собой постиндустриальное традиционное общество и новые технологии, современная техника не препятствуют традиции.

Найдите в приведённом перечне признаки, позволяющие утверждать, что и в современной Японии сохраняются элементы традиционного общества.

  • Японцы уважают и почитают императора (микадо), символизирующего единство нации.
  • Многие жители Японии являются приверженцами древней религии синто, восходящей к языческим культам, обожествлению природы.
  • Японцы возводят искусственные острова из мусора и строят на них сейсмоустойчивые небоскрёбы.
  • Японцы сохраняют приверженность семейным устоям, отмечают семейные праздники и соблюдают старинные обряды.
  • Жители Японии перемещаются на поездах на воздушной подушке и по многоярусным магистралям.
Вопрос 7

Выберите примеры, характеризующие влияние природных факторов на развитие человеческой цивилизации.

  • Юлий Цезарь принял решение о переходе через реку Рубикон, что послужило началом гражданской войны в Римской республике
  • сторонники Гая Мария в Римской республике противостояли в гражданской войне сторонникам Луция Суллы, которых назвали оптиматами.
  • географическое положение Греции предопределило активное занятие греков мореплаванием и торговлей
  • ландшафт Южной Греции и полуострова Пелопоннес в целом обусловил занятость его населения сельским хозяйством
  • в ходе Пелопонесской войны между Афинским союзом и Спартой афинский полководец Акивиад перешел на сторону спартанцев
  • недостаток пищи обусловил перемещение варварских германских племен из лесных районов с неплодородными почвами в Южную Европу, отличавшуюся благоприятными условиями для земледелия
Вопрос 8

Страна Z находится в Северном полушарии. Она многонациональна, большинство населения проживает в городских агломерациях. Основу её экономики составляет крупная фабричная промышленность.

Какие признаки характеризуют тип общества, к которому относится страна Z?

  • широкое распространение сетевых электронных коммуникаций
  • доминирование в регулировании экономических процессов хозяйственного опыта предков
  • внедрение массового стандартизированного производства экономических благ
  • утверждение обязательного среднего образования, расширение роли и значения науки и образования
  • утверждение демократических традиций, многопартийности и парламентаризма
  • разделение общества на сословия, замкнутые группы людей с наследуемыми правами и обязанностями
Вопрос 9

Выберите верные суждения об общественном прогрессе.

  • Общественный прогресс не способен оказывать влияние на отношения между людьми, духовность и нравственные качества людей.
  • Прогресс в обществе неоднозначен и относителен по своим последствиям, одни и те же открытия могут приводить как к благим последствиям, так и порождать новые средства уничтожения людей.
  • Общественный прогресс включает в себя введение новых технологий, облегчающих труд человека и в том числе высвобождающих его время для отдыха и творчества, повышающих комфортность труда и быта.
  • Реформа - форма общественного прогресса, предполагающая. радикальные, коренные изменения в обществе, часто сопровождающиеся катастрофическими последствиями.
  • Сущность эволюции как формы общественного прогресса заключается' в органичности и постепенности изменений, преемственности в развитии.
Вопрос 10

Установите соответствие между элементами, раскрывающими значение природы в жизни человеческого общества и иллюстрирующими их конкретными примерами.

  • Человек дышит воздухом, не может обойтись без питьевой воды, использует в пищу продукты, созданные природой.
  • Художники используют панорамы природных ландшафтов для создания пейзажных полотен, написания натюрмортов с цветами, фруктами, овощами.
  • Люди активно используют в производственной деятельности богатства, извлекаемые из недр земли: нефть, уголь, газ, руду.
  • Композиторы создают симфонии, в которых воспроизводят звуки природы: течение ручья, звон весенней капели, шум листвы в лесу, рокот морских волн.
  • Жители городов, устав от городской среды, стремятся в выходные дни уехать за город, на природу, провести отпуск у моря или в горах, в туристическом походе.
Вопрос 11
  • эволюция
  • модернизация
  • структура
  • революция
  • стратификация
  • реформа
Вопрос 12

Выберите верные суждения об угрозах и вызовах ХХI в.

Вопрос 13

Страна Z находится в Северном полушарии, её население многоконфессионально. Основу экономики страны Z составляет высокотехнологичное сельское хозяйство и сфера услуг, в которой занята наибольшая часть трудоспособного населения.

Выберите из перечня три характеристики страны Z как общества постиндустриального типа.

  • значительное влияние на жизнь людей сельских локальных общин
  • утверждение в различных областях непрерывного образования на протяжении всей жизни человека
  • охрана законами страны заповедников и заказников
  • широкое применение информационных технологий в управлении социальными процессами
  • укрепление позиции среднего класса в структуре общества
  • особая популярность в стране музеев, в которых экспонируются памятники древней истории и культуры
Вопрос 14

Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?

  • нацеленность на получение знания, нового для всего человечества
  • нацеленность на развитие собственных волевых качеств
  • нацеленность на приобретение новых знаний
  • нацеленность на развитие физических возможностей
  • нацеленность на овладение определенными умениями
  • нацеленность на приобщение к опыту человечества
Вопрос 15

С помощью такого критерия общественного прогресса, как упрочение нравственных основ общества, можно проиллюстрировать .

  • распространение экологических стандартов производства автомобильного топлива
  • введение нового поколения электронного оборудования в нефтегазовой отрасли
  • введение специальных законов, защищающих животных и вводящих санкции за жестокое обращение с ними
  • проведение исследований в области генной инженерии, создание органических веществ с заранее заданными свойствами
Вопрос 16

Выберите верные суждения об общественном прогрессе и его критериях

  • Общественный .огресс - совокупность всех поступательных изменений в обществе, развитие общества от простого к сложному, от менее совершенному к более совершенному.
  • Доказательством противоречивости прогресса является возможность применения новых технологий во вред человечеству, для создания новых видов оружия.
  • Одним из показателей общественного прогресса является улучшение уровня и качества жизни людеи.
  • Прогрессивное развитие общества связано с возвращением общественных отношений на более примитивные, архаические уровни.
  • Проявлением прогресса можно считать разрушение прежних социальных институтов и структур, деградацию общественной морали.
Вопрос 17

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

  • труд
  • игра
  • учение
  • вид деятельности
  • познание
Вопрос 18

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

  • природа
  • общество
  • экономика
  • политика
  • система
Вопрос 19

В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий.

  • совесть
  • долг
  • зло
  • справедливость
  • добро
  • мораль
Вопрос 20
  • использование предметов, данных природой
  • способность к целеполаганию
  • забота о потомстве
  • приспособление к условиям окружающей среды
  • стремление понять окружающий мир
  • общение с помощью членораздельной речи
Вопрос 21

Найдите в приведённом ниже списке социальные характеристики человека.

  • сознание
  • инстинкты
  • мировоззрение
  • наличие психики
  • проявление эмоций
  • способность к преобразовательной деятельности
Вопрос 22

Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности?

  • навыки
  • мотивы
  • цель
  • способности
  • результаты
  • знания
Вопрос 23

Гражданку А. отличает крепкое здоровье, тем не менее она любит ходить на приём к врачам и не только проходить профилактические обследования, но и беседовать с ними на темы, далёкие от болезней. Какие потребности реализуются в этих действиях гражданки А.?

  • в поддержании своего здоровья
  • в физическом развитии
  • в материальной поддержке
  • в общении
  • в отдыхе
  • в профессиональном образовании
Вопрос 24

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

  • Общество — часть материального мира, обособившаяся от природы, но сохранившая с ней тесную взаимосвязь.
  • Общество и человек пытаются преобразовывать природу, приспосабливая её под свои нужды.
  • Но власть людей над природой, думается, мнима, сомнительна
  • Ежегодно много людей гибнет из-за природных катакизмов, океанических цунами, наводнений, пожаров.
  • Людям следует более бережно и ответственно относиться к внешней естественной среде своего обитания
Вопрос 25

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

– обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и при родных ресурсах и пр.

Среди этих катастроф, угрожающих населению планеты, в первую очередь называют возможность превращения любого локального конфликта в мировую войну с использованием ядерного, химического и бактериологического оружия.

В ХХ веке резко возросла эксплуатация природных ресурсов, что неминуемо привело к изменению природного баланса и мощному загрязнению окружающей среды. Мир сотрясают природные и транспортные катастрофы, непрерывные выбросы вредных веществ в окружающую среду. Это приводит к ухудшению ландшафта и структуры почв планеты, исчезновению многих видов растений и животных, разрушает и генофонд самого человека.

Очень многие ученые высказывают мысль о том, что к необратимым экологическими катастрофическим процессам уже сегодня может быть отнесен процесс образования т. н. "озоновых дыр" в атмосфере. Другими словами, в мировом общественном сознании укрепляется мысль о том, что глобальная катастрофа уже разразилась. Живущие на планете люди являются свидетелями ее начала, но никак не могут ее предотвратить или хотя бы приостановить и окажутся последними представителями человеческой цивилизации на Земле.

По прогнозам медиков, необратимой катастрофой, в которую также уже сегодня вовлечено человечество, является СПИД. Специалисты полагают, что СПИД еще только "первый звонок" начальная, а вовсе не конечная стадия развития пандэмии (всечеловеческой эпидемии), которая способна уничтожить разум на планете.

Сегодня эти проблемы можно объединить в три группы:

– проблемы войны и мира;

– проблемы, затрагивающие существование человека как биосоциального существа;

– проблемы взаимодействия общества и природы.

Первая группа проблем связана с противоречиями в международных отношениях. В ХХ столетии человечество пережило две мировые войны, которые унесли свыше 65 млн. человеческих жизней. В результате в 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций, которая должна была способствовать международному сотрудничеству и выступить гарантом мира и безопасности.

Однако, уже в 1946 г. началась "холодная война" – противостояние между высокоразвитыми капиталистическими государствами с демократической системой (НАТО) и социалистическими государствами (Организация Варшавского договора).

Вторую группу проблем составили проблемы, затрагивающие существование человека как биосоциального существа: борьба с голодом, недоеданием, опасными болезнями, негативными последствиями научно-технического прогресса, защита культурного многообразия человечества и др.

Третья группа проблем – это проблемы взаимодействия общества и природы: экологическая, климатическая, сырьевая, энергетическая, продовольственная.

Развитие промышленности в новое и новейшее время привели к нанесению окружающей среде глобального ущерба. Деятельность человека стала сопоставима с геологическими процессами и изменила облик планеты.

Решение данных вопросов видится в изменении представлений человека о своем взаимодействии с природой, в достижении коэволюции (т. е. совместного, согласованного развития) природы и человеческого разума. Создание новых технологий в области добычи и использования сырья и энергии, разработка принципиально новых видов энергии, защита окружающей среды, создание новых материалов способны найти промежуточное решение глобальных проблем.

Однако условием этого должна стать гуманизация и демократизация международных отношений, совместные усилия мирового сообщества. В этом смысле неоценим вклад ООН и деятельность ее специальных учреждений: ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), ЮНЕП (программа ООН по окружающей среде) в изменение мировосприятия людей, воспитание homo globulis – человека всемирного. Этот человек должен придерживаться следующих принципов:

– достижения союза всех сил на планете;

– умеренности в потреблении материальных благ при безграничном их росте;

– установления теснейшего межчеловеческого общения.

Тест к разделу I

1. Bepны ли следующие суждения об обществе?

Общество можно определить как…

А. обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Б. целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы людей, а также связи и отношения между ними.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) вepно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

2. Экономика, политика, социальные отношения и духовная жизнь общества – это:

1) независимо развивающиеся стороны общественной жизни;

2) взаимосвязанные сферы общества;

3) этапы постепенного усложнения общественной жизни;

4) элементы социальной структуры общества.

3. К элементам общества как системы можно отнести:

1) этнические общности;

2) природные ресурсы;

3) экологические зоны;

4) территорию государства.

4. К сферам общественной жизни не относится:

1) государство;

4) социальная жизнь.

5. Общество как динамическая система характеризуется:

1) различными изменениями, развитием, возникновением новых и отмиранием старых частей;

2) статичным состоянием;

3) полной зависимостью от природы;

4) способностью адаптировать окружающую среду.

6. Вepны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинcтвa населения.

Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

7. Верны ли следующие суждения?

А. С ходом истории воздействие общества на природу возрастает.

Б. Природа – неисчерпаемая кладовая ресурсов для человечества.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

8. И общество, и природа:

1) являются средой обитания человека;

2) движутся от более низких ступеней развития к более высоким;

3) не могут существовать изолированно друг от друга;

4) реализуют принцип: "Выживает сильнейший".

9. Для традиционного общества характерно(-а):

1) ценность человеческой личности;

2) динамичное развитие;

3) высокая роль религии;

4) индустриальное производство.

10. Общество, в котором yтвердились стандарты массового производства, называется:

2) индустриальным;

11. Для постиндустриального общества, в отличие от индустриального, характерно:

1) постоянное совершенствование технологий производства;

2) активное использование природных богатств;

3) использование правовых актов в целях создания благоприятных условий для развития производства;

4) широкое использование информационных технологий в различных областях жизни.

12. Для индустриального и постиндустриального общества, в отличие от аграрного, характерно:

1) влияние на общественное развитие природных факторов;

2) деления населения на городское и сельское;

3) широкое использование машинной техники;

4) существование абсолютных монархий.

13. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

1) личность стала подчиняться общине;

2) возросла социальная мобильность;

3) возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений;

4) усилилось внеэкономическое принуждение к труду.

14. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется…

2) революцией;

15. Характерной чертой эволюционных процессов в общественной жизни является:


Развитие может быть разным: не только вперед, но и назад. Так и общество может прогрессировать, регрессировать, а иногда оба процесса происходят одновременно, только в разных сферах. Узнаем больше про общественный прогресс и его критерии.

О чем эта статья:

6 класс, 8 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие общественного прогресса

Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.

Критерии прогресса:

Развитие человеческого разума.

Совершенствование нравственности людей.

Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

Прогресс науки и техники.

Развитие производительных сил общества.

Прогресс может развиваться в двух формах:

Реформа — усовершенствование в общественной жизни, которое происходит через постепенные преобразования, при этом не затрагивает фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью).

Революция — качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которое затрагивает основы существующего социального строя.

В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:

Инновация — однократное улучшение, которое обеспечивает повышение возможностей адаптации социального организма в конкретных условиях.

Модернизация — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения ее развития.

Противоположность общественного прогресса — это регресс.

Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.

Стагнация— задержка общественного развития.

Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:

  • Относительность — невозможность применить термин к некоторым сферам, например, искусству.
  • Противоречивость — последствия прогресса могут быть позитивными для одной сферы и негативными для другой, например, развитие промышленности приводит к загрязнению воздуха.

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогресса

Примеры

Прогресс в одних областях может привести к застою в других.

Период сталинизма в СССР. В 30-е годы резко повысились темпы развития промышленности. В то же время социальная сфера развивалась слабо и легкая промышленность работала по остаточному принципу. Результатом стало ухудшение качества жизни людей.

Плоды научного прогресса можно использовать как во благо, так и во вред людям.

Развитие информационных систем. Интернет — величайшее достижение человечества, которое открыло людям широкие возможности. Когда интернет стал доступен массам, появились новые болезни: игровая и компьютерная зависимость.

Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.

Освоение целинных земель в правление Никиты Хрущева.

Сначала люди получили действительно богатый урожай, но через некоторое время возникла эрозия почв.

Прогресс в одной стране не всегда благоприятен для прогресса в другой.

Государство Золотая Орда — огромная империя в начале XIII века с многочисленным войском, передовой военной техникой.

Прогрессивные явления в этом государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом Орды.

Перейдем к свойствам и критериям общественного прогресса.

Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!

Критерии общественного прогресса

Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.

Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса. Рассмотрим их характеристики в таблице.

Социальный

Отражение уровня развития общества.

Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.

Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.

Экономический

Оказывает влияние на все другие сферы.

Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы.

Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах.

Научно-технический

Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов.

Культурный (духовный)

Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.

Есть противоречие в том, что то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры.

Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.

Внимание к традиционному обществу обусловлено кардинальными изменениями в мировоззрении человечества. На данном этапе развития социум является разнородным, в нём вынужденно сосуществуют богатые и бедные, высокообразованные и не имеющие начального образования личности, верующие и атеисты. Современное общество нуждается в индивидах, социально адаптированных, нравственно стойких и обладающих стремлением к самосовершенствованию. Именно эти качества формируются в раннем возрасте в семье. Традиционное общество наиболее отвечает критериям воспитания в человеке приемлемых качеств.

традиционное общество

Понятие традиционного общества

традиционное общество это

Признаки традиционного общества

Отличительные черты традиционного общества проявляются во всех сферах жизнедеятельности: духовной, политической, хозяйственной, экономической.

Характерная черта традиционного общества – сельскохозяйственная кооперация, которую составляют клановые (родственные) связи. Отношения основываются на коллективной трудовой деятельности, использовании земельных угодий, систематических переделах земли. Такому обществу всегда свойственна слабая динамика.

Традиционное общество – это в первую очередь закрытое объединение людей, которое является самодостаточным и не допускает внешнего воздействия. Традиции и законы определяют его политическую жизнь. В свою очередь, социум и государство подавляют личность.

традиционное общество признаки

Особенности экономического уклада

Традиционное общество характеризуется преобладанием экстенсивных технологий и применения ручных орудий труда, господством корпоративной, общинной, государственной форм собственности, в то время как частная собственность все-таки остается неприкосновенной. Уровень жизни большей части населения является невысоким. В труде и производстве человек вынужден приспосабливаться к внешним факторам, таким образом, социум и особенности организации трудовой деятельности зависят от природных условий.

Традиционное общество – это противостояние природы и человека.

Экономический уклад вступает в полную зависимость от факторов природно-климатического характера. Основу такого хозяйства составляют скотоводство и земледелие, результаты коллективного труда распределяются с учетом положения каждого члена в социальной иерархии. Кроме сельского хозяйства, люди в традиционном обществе занимаются примитивным ремеслом.

черты традиционного общества

Социальные отношения и иерархия

Ценности традиционного общества заключаются в почитании старшего поколения, старых людей, соблюдении обычаев рода, неписаных и писаных норм и принятых правил поведения. Конфликты, возникающие в коллективах, решаются при вмешательстве и участии старшего (вожака).

В традиционном обществе социальная структура подразумевает сословные привилегии и жесткую иерархию. При этом социальная мобильность практически отсутствует. Например, в Индии строго запрещаются переходы из одной касты в другую с повышением статуса. Основными социальными ячейками общества выступали община и семья. Человек прежде всего был частью коллектива, входящего в традиционное общество. Признаки, указывающие на неподобающее поведение каждого индивида, обсуждались и регулировалось системой норм и принципов. Понятие индивидуальности и следование интересам отдельного человека в такой структуре отсутствуют.

Социальные отношения в традиционном обществе строятся на подчинении. Каждый включен в него и ощущает себя частью целого. Рождение человека, создание семьи, смерть происходят в одном месте и окружении людей. Трудовая деятельность и быт строятся, передаваясь от поколения к поколению. Выход из общины всегда сложен и затруднителен, иногда даже трагичен.

Традиционное общество – это объединение по общим признакам коллектива людей, в котором индивидуальность не является ценностью, идеальный сценарий судьбы - исполнение социальных ролей. Здесь запрещено не соответствовать роли, в противном случае человек становится изгоем.

Социальный статус оказывает влияние на положение личности, степень приближенности к лидеру общины, жрецу, вождю. Влияние главы рода (старшего) непрекословно, даже если индивидуальные качества ставятся под сомнение.

традиционное и современное общество

Политическое устройство

Главным богатством традиционного общества является власть, которая ценилась выше, чем закон или право. Армии и церкви принадлежит главенствующая роль. Формой правления в государстве в эпоху традиционных обществ была преимущественно монархия. В большинстве стран представительные органы власти не имели самостоятельного политического значения.

Так как наибольшей ценностью выступает власть, то она не нуждается в обоснованиях, а переходит следующему вождю по наследству, ее источником является Божья воля. Власть в традиционном обществе деспотична и сосредоточена в руках одного человека.

Духовная сфера традиционного общества

Духовной основой общества выступают традиции. Сакральные и религиозно-мифические представления имеют господство как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Религия оказывает значительное влияние на духовную сферу традиционного общества, культура гомогенна. Устный способ обмена информацией преобладает над письменным. Распространение слухов является частью социальной нормы. Количество людей, имеющих образование, как правило, всегда незначительно.

Обычаи и традиции также определяют духовную жизнь людей в общине, которой свойственна глубокая религиозность. Религиозные догматы находят отражение и в культуре.

ценности традиционного общества

Иерархия ценностей

Совокупность культурных ценностей, почитаемых безоговорочно, также характеризует традиционное общество. Признаки ценностно ориентированного социума могут быть общими или сословными. Культуру определяет ментальность социума. Ценности имеют строгую иерархию. Высшей, без сомнения, является Бог. Стремление к Богу формирует и определяет мотивы поведения человека. Он выступает идеальным воплощением благонравного поведения, высшей справедливости и источником добродетели. Другой ценностью можно назвать аскезу, которая подразумевает отказ от благ земных во имя обретения небесных.

Верность является следующим принципом поведения, выраженном в служении Богу.

В традиционном обществе выделяют также ценности второго порядка, например, праздность – отказ от физического труда вообще или только в определенные дни.

Необходимо отметить, что все они имеют священный (сакральный) характер. Сословными ценностями могут выступать праздность, воинственность, честь, личная независимость, что было приемлемо для представителей знатных слоев традиционного социума.

характерная черта традиционного общества

Соотношение современного и традиционного обществ

Традиционное и современное общество тесно взаимосвязаны. Именно в результате эволюции первого вида социума человечество вышло на инновационный путь развития. Современное общество характеризуется достаточно быстрой сменяемостью технологий, беспрерывной модернизацией. Культурная действительность также подвержена изменениям, что обуславливает новые жизненные пути для последующих поколений. Для современного общества характерен переход от государственной формы собственности к частной, а также пренебрежение индивидуальными интересами. Некоторые черты традиционного общества присущи и современному. Но, с точки зрения европоцентризма, оно является отсталым ввиду закрытости от внешних связей и инноваций, примитивным, продолжительным характером изменений.

Читайте также: