Государство как ценность в философии права

Обновлено: 30.06.2024

Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина

Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова (Россия)

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

Информационное письмо

Республиканский конкурс философских эссе

с международным участием,

приуроченный к Международному Дню философии

Целью конкурса

В конкурсе могут принять участие студенты и магистранты учреждений высшего образования из стран-участниц конкурса.

Направления конкурса включают следующие тематические блоки проблемного поля в рамках базовых разделов философского знания:

1. Проблема происхождения человека: философский аспект

2. Критерии нравственности в XXI веке

3. Человек — главный вопрос философии в XXI веке

4. Проблема искусственного интеллекта и человеческое мышление

5. Проблема человека в работах философов ХХ – XXI веков

6. Человек и информационное общество XXI веке

7. Сущностное определение человека и трансгуманизм

8. Гуманизм и трансгуманизм: проблема статуса человека

9. Проблема свободы воли человека в XXI веке

10. Религия в структуре мировоззрения человека XXI века.

11. Современный человек перед проблемой ценностного выбора: секулярная и религиозная перспектива.

12. Традиционная и нетрадиционная религиозность в контексте нравственно-духовных трансформаций ХХ – XXI веков.

13. Цифровизация свободы современного человека.

Работа может быть выполнена в соавторстве (допускается не более двух авторов).

Количество работ от одного автора (соавторов) – не более двух.

Алгоритм участия

с 02 по 19 ноября 2020 года

Государственная служба в СССР и в РФ

. государственного университета. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2012, № 1 (12). — С. 79-88 9. Волков B.А. О критическом опыте системы государственной службы в СССР в 1970-х годах // Актуальные проблемы государственной . Чихладзе Л.Т. Децентрализация и деконцентрация власти в их взаимосвязи с местным самоуправлением // Актуальные проблемы права в XXI веке: Сборник статей 30. Щербакова Т.В. Генезис .

Конкурсная работа должна соответствовать следующим критериям:

— актуальность рассматриваемого вопроса;

— соответствие содержания эссе заявленной теме;

— элементы научной новизны и оригинальности;

— стиль изложения материала;

— соответствие требований к оформлению (форматирование текста, список цитируемых источников).

Эссе должно соответствовать следующей структуре :

– введение, которое содержит обоснование актуальности темы, обозначает круг ранее не решенных вопросов;

– основная часть, в которой подробно рассматриваемое проблемное поле;

– заключение (с четко сформулированными выводами).

Название файла

Требования к оформлению конкурсной работы

Объем конкурсной работы: от 3-х до 6 листов А4.

Формат текста: абзацный отступ — 10 мм; отступ для левого поля — 30 мм, верхнего, правого и нижнего — 20 мм; страницы нумеруются внизу по центру. Ориентация страниц — книжная; использование автоматических концевых и обычных сносок не допускается; использование переносов не допускается; весь текст набирается шрифтом Times New Roman; размер основного текста 14 п., вспомогательного (сведения об авторе, список цитируемых источников) — 12 п.; межстрочный интервал — 1,0. Нумерация – внизу, по центру страницы (12 пт.).

обязательных элементов эссе

сведения об авторах на языке написания эссе, которые включают в себя: инициалы и фамилию автора, полное название места учебы, наименование страны, адрес электронной почты для обратной связи;

сведения о научном руководителе (И.О. Фамилия, ученая степень, ученое звание);

заглавие публикуемого материала;

Обязательно представлять скриншот отчета о проверке на предмет заимствований (Антиплагиат, Etxt Антиплагиат, Advego Plagiatus и др.) – на последней странице конкурсной работы. К участию в Конкурсе допускаются работы, имеющие степень оригинальности не менее 70% по результатам проверки.

Этапы проведения конкурса

Конкурс проводится в три этапа:

I — прием заявок с приложением конкурсных материалов (со 2 по 12 ноября);

II — изучение материалов конкурсной комиссией (с 13 по 18 ноября)

III — подведение итогов и вручение наград победителям (в Международный День философии).

Источники курсовой работы (список источников курсовой работы, .

. взята цитата. Это упростит в дальнейшем оформление не только списков литературы, но и ссылок. Также выписывайте отдельно использованные источники, чтобы не собирать потом информацию по всей курсовой работе. Одним из распространенных .

аспектов их характеристики, определяет и соответствующий аксиологический подход к ним.

Согласно юридико-либертарной аксиологии, ценность действующего (позитивного) права и реально наличного государства определяется по единому основанию и критерию, а именно с позиций правовых ценностей (права как ценности).Причем речь идет именно о правовых ценностях (в их формально-юридических значениях и определениях), а не о моральных, нравственных, религиозных и иных неправовых ценностях. Ведь только таким образом определенные правовые ценности – в силу абстрактной всеобщности права (принципа формального равенства, правовой формы отношений) – носят по определению всеобщий и общезначимый (и в этом смысле абсолютный, а не относительный) характер.

Право тем самым в своем аксиологическом измерении выступает не как носитель моральных (или смешанных морально-правовых) ценностей, что характерно для естественнопра-вового подхода, а как строго определенная форма именно правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования,отличная от всех других (моральных, религиозных и т.д.) форм долженствования и ценностных форм.

Такое понимание ценностного смысла правовой формы долженствования принципиально отличается и от позитивистского подхода к данной проблеме. В противоположность позитивистскому обесценению права (в качестве приказа власти) в либертарной концепции права правовая форма как форма равенства, свободы и справедливости качественно определенна и содержательна, но содержательна и определенна в строго формально-правовом смысле, а не в смысле того или иного фактического содержания, как это характерно для естествен-ноправового подхода. Поэтому такая качественно определенная в формально-правовом плане форма права представляет собой форму долженствования не только в смысле общеобязательности, властной императивности и т.д., но и в смысле объективной ценностной общезначимости, в смысле ценностно-правового долженствования.

Данная концепция правовой (формально-правовой) трактовки фундаментальных ценностей человеческого бытия(равенства, свободы, справедливости) в качестве основных моментов правовой формы долженствования четко очерчивает и фиксирует ценностный статус права (круг, состав, потенциал права как ценности, специфику права как ценностно-должного в общей системе ценностей и форм долженствования и т.д.). С этих позиций правовых ценностей может и должно определяться

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 80

ценностное значение всех феноменов в корреспондирующей и релевантной праву (праву как должному, как цели, как основанию требований, источнику правовых смыслов и значений) сфере сущего.

Эту сферу сущего, ценностно определяемого с позиций правового долженствования,составляют – в рамках либертарно-юридической аксиологии (с учетом специфики ее предмета, профиля и задач) – закон (позитивное право) и государствово всех их фактических проявлениях и измерениях, во всем их реальном существовании, а также юридически значимое фактическое поведение субъектов права.

В либертарной концепции речь, следовательно, идет об оценке (ценностном суждении и оценке) с позиций права правового смысла и значения закона (позитивного права) и наличного, эмпирически реального государства, об их правовом качестве, об их соответствии (или несоответствии) целям, требованиям, императивам права как ценностно-должного. Право при этом выступает как ценность и цель для закона (позитивного права) и государства.Это означает, что закон (позитивное право) и государство должны быть ориентированы на воплощение и осуществление требований права, поскольку именно в этом состоят их цель, смысл, значение. Закон (позитивное право) и государство ценны лишь как правовые явления. В этом ценностно-целевом определении и оценке закон (позитивное право) и государство значимы лишь постольку и настолько, поскольку и насколько они причастны праву, выражают и осуществляют цель права, ценны в правовом смысле, являются правовыми.




Таким образом, ценность закона (позитивного права) и государства, согласно развиваемой нами концепции либертарно-юридической аксиологии, состоит в их правовом значении и смысле. Цель и ценность права как должного в отношении закона (позитивного права) и государства можно сформулировать в виде следующего ценностно-правового императива: закон (позитивное право) и государство должны быть правовыми.Правовой закон и правовое государство – это, следовательно, правовые цели - ценности реального закона (позитивного права) и государства, а также всех форм юридически значимого фактического поведения людей.

Аксиологический смысл такого соотношения должного и сущего выражает идею необходимости постоянного совершенствованияпрактически сложившихся и реально действующих форм позитивного права и государства, которые как явления исторически развивающейся действительности разделяют ее

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 81

достижения и недостатки и всегда далеки от идеального состояния. К тому же в процессе исторического развития обновляется, обогащается и конкретизируется сам смысл правового долженствования, весь комплекс правовых целей – ценностей – требований, которым должны соответствовать законы и государство.

Абсолютный характер цели и требования правового закона и правового государстване означает, конечно, будто сегодня эта цель (и требуемые ею правовой закон и правовое государство) по своему смысловому содержанию и ценностному объему та же, что и сто лет назад или будет сто лет спустя. Яркой иллюстрацией таких изменений Является, например, весьма радикальное развитее и существенное обновление за последнее столетие представлений о правовом равенстве, свободе и справедливости, о правах и свободах человека, их месте и значении в иерархии правовых ценностей, их определяющей роли в процессе правовой оценки действующего законодательства, деятельности государства и т.д.

Важно, однако, и то, что при всех подобных изменениях и конкретизациях иерархии, объема и смысла правовых ценностей речь идет не об отрицании, отказе или отходе от правовой цели – ценности (от требования правового закона и правового государства), а о ее обновлении, углублении, обогащении, усложнении и конкретизации в контексте новых исторических реалий, новых потребностей, новых проблем и новых возможностей их разрешения.

Предыдущий | Оглавление | Следующий

[1] Подробнее о возникновении и развитии форм и типов государственно-правовой организации свободы, их особенностях и т. д. см. раздел IV (гл. 2–3).

Ценности могут быть у человека, группы людей, у таких институтов, как экономика, образование и культура. Государство также обладает набором своих базовых ценностей, некоторые из которых мы раскроем в данной статье. Стоит сразу отметить, что ценности государства носят характер, направленный на личность- то есть на собственных жителей, на поддержание их жизнедеятельности, прав и свобод.

Государство – это важнейший институт политической системы, который является носителем власти, источником многих ресурсов, ядром политической системы, регулирующим все сферы общества.

Это институт, осуществляющий множество функций (защитная, исполнительная, международная, образовательная, правоохранительная, законодательная), выполняющий огромный объем работы, ответственный за принятие и осуществление решений, которые будут оказывать влияние на всех его жителей.

Классификация ценностей государства

Высшие ценности государства – это набор желаемых характеристик, которые наиболее важны для успешное осуществления государственной деятельности. Эти характеристики связаны с факторами, которые мотивируют к деятельности как само государство, так и всех людей, проживающих на обозначенной государством территории.

Одна из базовых ценностей государства – это закрепление и защита общественно значимых ценностей общества. Выявлять и закреплять их – обязанность общества. При этом важными, наряду с этой ценностью, выступает еще и ценность прав и свободы человека. таким образом, человек имеет право обладать определенными знаниями, умениями и ценностями, а государство должно гарантировать их и защищать. к таким умениям, знаниям и навыкам относится, например, участие в выборах политического лидера, способность обучаться, получить оплачиваемую работу, получать медицинские и иные услуги.

Готовые работы на аналогичную тему

Для государства в данном случае высшая ценность – это поддержать данные человеческие права, закрепить их, гарантировать и защищать от международного и иного вмешательства, от нарушения извне. Таким образом, гарантируется человеческая свобода, подкрепленная правами и нормами.

Иная классификация ценностей государства выглядит следующим образом: универсальные, национальные, локально-групповые и индивидуальные. Базовыми являются универсальные и национальные ценности.

Ценности государства по временному признаку:

  1. Вечные ценности – значимые для человечества в любой исторический промежуток времени. Это такие ценности, которые были актуальны как много веков назад, так имеют свою актуальность и по сей день.
  2. Мегаисторические ценности – масштаб существования цивилизаций и народов, причем такие ценности способны выходить за рамки одного государства, а значит, они актуальны на международном уровне и поддерживаются сразу несколькими разрозненными сообществами.
  3. Эпохальные ценности – масштаб эпохи, которая господствовала в определенный промежуток времени. Определить можно, изучая исторические эпохи Российского государства, или любого другого.
  4. Поколенческие ценности – масштаб поколения. Известно, что смена поколения происходит каждые 7 лет, соответственно каждые 7 лет способны меняться и наборы ценностей.
  5. Конъюнктурные ценности – масштаб текущих событий, имеющие место и актуальность только в данный промежуток времени.

Все эти пять категорий ценностей государства являются высшими, а базовыми выступают только две – вечные ценности и мегаисторические (существование народов и цивилизаций).

Национальная идея как ценность государства

Национальная идея является еще одной значимой базовой ценностью государства. Российская национальная идея имеет несколько трактовок, и тем не менее многие авторы сходятся во мнении, что национальная идея направлена на поддержку принципов устройства народа, которые будут соответсоввать их интеллектуальному уровню, уровню потребностей в таких фрагментах, как образование, профессия, медицинские услуги, право выбора политического лидера, партии, органов местного управления и прочее.

Таким образом, национальная идея – это форма познания жизни народа, не только отражающая устройства жизни народа, но и направленная на преобразование устройства жизни. Она отражает мечты о будущем предыдущих и живущих поколений, а также доступные живущим поколениям возможности преобразований.

Понятие ценности. Прежде чем говорить о социальной ценности права и государства, необходимо выяснить, что же следует понимать под ценностью вообще, так как уяснение этого вопроса поможет понять, почему право и государство необходимы современному обществу и почему без них они не способны существовать и нормально функционировать. Надо сразу заметить, что вопрос о понятии ценностей носит в научной литературе дискуссионный характер. Вместе с тем преобладает точка зрения, согласно которой ценности – это предметы, явления и их свойства, удовлетворяющие человеческие потребности. При этом надо иметь в виду, что ценности – это предметы, явления, а также их свойства, взятые не сами по себе, а в их связи с человеческими потребностями. Сами по себе предметы или явления ценностью не обладают. Их ценность проявляется только во взаимодействии с человеком, когда они, благодаря своим свойствам, способны служить людям, обществу и удовлетворять их потребности. В сущности, ценность – это то, что необходимо, полезно человеку или обществу, что способно удовлетворять какие-либо потребности людей. Иными словами, ценность – это значимость, полезность объектов окружающего мира для человека, группы людей, классов, общества. Ценностью могут обладать любые объекты, в том числе и социально-политические явления. А это значит, что ценностью, социальной ценностью могут обладать и право, и государство.

Социальная ценность права. Говоря о социальной ценности права, необходимо отметить, что таковой обладает, прежде всего, естественное право. Будучи социально оправданной возможностью того или иного поведения, естественное право является выражением подлинной свободы человека, не совместимой с произволом. С естественным правом связываются представления людей не только о свободе, но и о равенстве, справедливости, естественных правах, которые принадлежат человеку от рождения и являются его неотъемлемыми правами. Признание людьми естественного права позволяет именно в нем видеть подлинное право и в связи с этим предъявлять определенные требования к государству и создаваемым им законам.

Несомненной социальной ценностью обладает также и позитивное право. Социальная ценность позитивного права выражается в его полезности, значимости для государства, общества, а также отдельно взятого человека.

Позитивное право является ценностью в первую очередь для государства. Государству позитивное право полезно и необходимо как регулятор общественных отношений, как инструмент, с помощью которого государство претворяет свою волю в жизнь и добивается в обществе того порядка, который ему нужен. Разумеется, позитивное право – не всесильный регулятор. С его помощью невозможно урегулировать абсолютно все стороны общественной жизни, абсолютно все общественные отношения. Не все подвластно позитивному праву. Как будет показано в дальнейшем, есть общественные отношения, которые позитивное право, как бы того не хотелось государству, не способно урегулировать в силу целого ряда объективных причин. Но, тем не менее, позитивное право – это мощнейший регулятор, при помощи которого государство способно добиться многого из того, чего оно желает.

Обладая значительной ценностью для государства, позитивное право имеет вместе с тем определенную ценность и для общества. Позитивное право хотя и не единственный, но все же главный в обществе регулятор общественных отношений. Поэтому порядок в обществе создается, прежде всего, нормами позитивного права. Несмотря на то, что позитивное право является государственным регулятором общественных отношений и, следовательно, выражением государственной воли, оно, тем не менее, вынуждено считаться с интересами общества, и порядок, который устанавливается в обществе при помощи позитивного права, чаще всего согласуется с общественными интересами. Особенно это характерно для современных демократических государств. Вместе с тем история знает немало примеров тому, когда государственные интересы ставились выше общественных, и в обществе создавался порядок, невыносимый для общества и чуждый ему. В таких случаях позитивное право превращалось для общества из ценности в антиценность. В целом же позитивное право устанавливает в обществе необходимый порядок, обеспечивает его, охраняя основные устои общественной жизни.

Позитивное право обладает определенной ценностью и для каждого отдельного человека. Как бы негативно не относился тот или иной индивид к позитивному праву, без него он обойтись не может. Позитивное право, регулируя общественные отношения, наделяет их участников, прежде всего людей, определенными юридическими правами и обязанностями. Тем самым оно определяет свободу человека, меру, границы этой свободы. Чем демократичнее государство, тем шире границы этой свободы. Определяя свободу человека, позитивное право, как правило, одновременно и гарантирует эту свободу, предоставляя в его распоряжение целый арсенал правовых средств, с помощью которых он может защитить свои права и свою свободу. Даже тогда, когда индивид противопоставляет себя обществу и государству и не выполняет требований позитивного права, последнее предоставляет ему определенные возможности для защиты своих интересов в случае государственного преследования. В современном обществе позитивное право в целом стоит на защите прав и свобод человека, охраняет его жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловую репутацию и другие общечеловеческие ценности.

Социальная ценность позитивного права, его полезность, значимость для государства, общества и каждого отдельного человека, предопределяется его свойствами. К этим свойствам принято относить нормативность, общеобязательность, системность, формальную определенностьи гарантированность. Благодаря данным свойствам, позитивное право и приобретает такое качество как ценность. В частности, благодаря нормативности позитивное право способно охватить своими правилами поведение неопределенного множества людей и урегулировать неопределенное число конкретных общественных отношений. Благодаря общеобязательности оно способно довести государственную волю до любого и каждого и подчинить всех членов общества единому порядку. Системностьпозволяет позитивному праву всесторонне и с максимальной полнотой урегулировать те или иные общественные отношения, причем урегулировать их единообразно в масштабах всей страны, поскольку позитивное право – это в целом единая в государстве система норм. Формальная определенностьделает правовое регулирование общественных отношений строгим и определенным. Позитивное право четко определяет объекты правового регулирования, границы свободы поведения участников регулируемых общественных отношений, социальные и личные ценности, которые оно защищает. Наконец, гарантированность делает правовое регулирование общественных отношений и тот порядок, который определяется нормами позитивного права, стабильным, устойчивым и не подвластным произволу отдельных индивидов.

Социальная ценность государства. Вопрос о социальной ценности государства в отличие от вопроса о социальной ценности права в отечественной теории государства и права пока еще не получил должной разработки. Дело в том, что советская юридическая наука не видела в государстве особой ценности, поскольку в основном исходила из интерпретации государства как орудия классового господства, машины для подавления одних классов другими. Даже социалистическое государство, которое характеризовалось как государство высшего исторического типа, рассматривалось, тем не менее, как уже отмирающее государство, на смену которому должно прийти коммунистическое самоуправление[21].

В мировой науке оценка государства как полезного, позитивно значимого института общества встречается уже в античную эпоху. Так, например, Аристотель считал, что государство является в высшей степени полезным установлением, которое естественно возникает ради достижения благой жизни. Положительно отзывался о государстве и Цицерон, усматривая в нем благо, достояние народа. В дальнейшем в произведениях Фомы Аквинского, Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта и многих других мыслителей можно встретить немало положительных высказываний в адрес государства. В то же время осознание социальной ценности государства пришло лишь после того, как в обществоведении и, прежде всего, в философии оформилось учение о ценностях – аксиология (вторая половина XIX – начало XX вв.). В нашей стране проблема ценностей привлекла внимание исследователей лишь во второй половине XX в. Что же касается социальной ценности государства вообще, то о ней у нас заговорили лишь в постперестроечный период, когда один за другим начали рушиться методологические постулаты марксистско-ленинского учения о государстве и праве и когда государство начали оценивать не только с классовых, но и с общесоциальных позиций.

Государство как один из социально-политических институтов общества, безусловно, обладает социальной ценностью. Социальная ценность государства проявляется в том, что оно способно удовлетворять интересы и потребности различных субъектов социального взаимодействия: общества в целом, тех или иных социальных групп, в том числе и классов, отдельных индивидов. Когда государство осуществляет свою деятельность в интересах общества (например, при выполнении так называемых общих дел), оно становится известной ценностью для всего общества, поскольку удовлетворяет его потребности. Когда оно действует в интересах каких-либо социальных групп, оно становится ценностью для этих слоев общества. Когда оно действует в интересах отдельных индивидов, предоставляя им определенные блага и удовлетворяя те или иные их потребности, оно становится ценностью и для отдельных индивидов.

Социальная ценность государства может быть как абсолютной, так и относительной. Если рассматривать государство вообще, то оно обладает абсолютной ценностью, абсолютной в том плане, что во все времена государство выступало и выступает в качестве организации, представляющей интересы общества, управляющей обществом и поддерживающей в нем определенный порядок. Если же рассматривать отдельные государства или отдельные типы государств, то их социальная ценность является относительной, поскольку в различные времена и в различные эпохи они могут выступать и как ценность, и как антиценность. Когда, например, с помощью государства в обществе насаждаются порядки, выгодные только какой-то одной части общества (каких-либо классов или социальных групп), довольно сложно говорить о том, что государство является ценным для общества в целом, а также для классов, социальных групп и отдельных индивидов, интересы которых оно не выражает и не защищает.

Социальная ценность государства, как и ценность любых предметов и явлений, обусловлена его объективными свойствами. Вопрос об объективных свойствах государства в отечественной теории государства и права практически не изучен. Однако, учитывая, что свойства предметов и явлений соответствуют их признакам[22], попытаемся выделить свойства государства (государства в узком смысле), обусловливающие его социальную ценность. К таковым, как представляется, можно отнести единство, публичный характер, всеобъемлемость, территориальность, суверенитет, управленческо-регулятивную роль.

Единство государства состоит в том, что государство является единой организацией, действующей в масштабах всей страны. Несмотря на то, что внешне государство выражено в различных органах, действующих как в центре, так и на местах, оно, тем не менее, представляет собой единую систему органов, единую организацию. Это позволяет осуществлять в целом единообразное управление обществом, подчинять его развитие единым целям и задачам.

Публичный характергосударства проявляется в том, что оно выражает и осуществляет публичную власть, т. е. власть общества, вследствие чего является его официальным представителем. Это позволяет государству представлять и защищать интересы общества, выступать от его имени как внутри страны, так и за ее пределами.

Всеобъемлемость государства выражается в том, что его власть распространяется на все население страны, а его веления являются общеобязательными. Это позволяет государству безоговорочно претворять в жизнь свою политику и подчинять своей воле деятельность любого субъекта социального взаимодействия: и общества в целом, и различных социальных групп, и каждого отдельного индивида.

Территориальность государства проявляется в том, что государство осуществляет свою деятельность в пределах территории либо всей страны, либо какой-то ее части. Это позволяет государству решать определенные задачи как в пределах территории всей страны, так и в пределах той или иной ее части. Тем самым государство способно удовлетворять потребности не только всего населения страны, но и населения тех или иных ее регионов.

Суверенитет государства выражается, напоминаем, в его верховенстве внутри страны и независимости на международной арене. Это позволяет государству подчинить своим интересам деятельность любой другой организации внутри страны и обеспечить тем самым единый в обществе порядок, а на международной арене проводить самостоятельно политику в интересах общества, в интересах населения всей страны.

Наконец, управленческо-регулятивная роль государства состоит в том, что оно, располагая разветвленным управленческим аппаратом, осуществляет управление обществом и регулирование наиболее важных общественных отношений. Это позволяет государству добиться в обществе необходимого порядка, порядка, в котором оно заинтересовано.

Надо сказать, что ценностью обладает не только государство в узком смысле, но и государство в широком смысле. Государство в широком смысле, как уже ранее отмечалось, это наиболее приемлемая в условиях социально неоднородного общества форма объединения людей, которая прошла испытание временем и стала универсальной, получив повсеместное распространение. Какой-либо другой, альтернативной государству формы объединения людей на сегодняшний день человечество пока не имеет. В этом и проявляется как сущность государства в широком смысле, о чем уже говорилось при характеристике сущности государства, так и его социальная ценность.

Контрольные вопросы

1. Какие подходы существуют в вопросе о соотношении права и государства?

2. В чем проявляется взаимосвязь государства и позитивного права?

3. Что понимается под правовым государством и каковы его признаки?

4. Каковы основные концепции правового государства?

5. Каковы аспекты социальной ценности позитивного права, и благодаря каким свойствам оно приобретает ценность?

6. Каковы аспекты социальной ценности государства? Какие свойства государства могут быть выделены в качестве свойств, обусловливающих социальную ценность государства?

Литература

Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 3. – С. 90–104.

Агарков М. М. Ценность частного права // Изв. вузов. Правоведение. – 1992. –№ 1. – С. 25–41.

Агарков М. М. Ценность частного права // Изв. вузов. Правоведение. – 1992. – № 2. – С. 31–48.

Алексеев С. С. Социальная ценность права в советском обществе / С. С. Алексеев. – М. : Юрид. лит., 1971. – 224 с.

Бляхман Б. Я. О социальной ценности государства // Сиб. юрид. вестн. 2003. № 4. – С. 8–14.

Боер В. М. Правовое государство: идея, концепция, реальность / В. М. Боер. – СПб. : СПб. ГУАП, 1996. – 65 с.

Гражданское общество и правовое государство / отв. ред. Г. Н. Манов. – М. : [б. и.],1991. – 119 с.

Козлихин И.Ю. Идея правового государства. История и современность / И. Ю. Козлихин. – СПб. : Изд-во СПб. ГУ, 1993. – 152 с.

Лазарев Б. М. Что такое правовое государство? / Б. М. Лазарев. – М. : Знание, 1990. – 63 с.

Макаров О. В. Соотношение права и государства // Государство и право. – 1995. – № 1. – С.16–22.

Малько А. В. Правовое государство // Изв. вузов. Правоведение. – 1997. – № 3. – С. 137–146.

Мамут Л. С. Государство в ценностном измерении / Л. С. Мамут. – М. : Норма, 1998. – 48 с.

Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права / Н. Неновски. – М. : Прогресс, 1982. – 151 с.

Неновски Н. Право и ценности / Н. Неновски; пер. с болг. / вступ. ст. и пер. В. М. Сафронова; под ред. В. Д. Зорькина. – М. : Прогресс, 1987. – 248 с.

ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕННОСТЬ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Государство и право

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2009, № 9, с. 14-26

ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕННОСТЬ © 2009 г. В.Н. Жуков1

Любая вещь, входящая в состав субъект-объектного отношения, становится ценностью. Субъект-объектное отношение возникает в рамках какого-либо вида деятельности, целепола-гающего освоения человеком действительности. Речь может идти о хозяйственной, этической, эстетической, религиозной, философской, научной, юридической и других сферах деятельности. Принципиально здесь то, что ценностно значимая вещь поворачивается к человеку той стороной, которая его интересует в ходе того или иного вида деятельности. В частности,государство в контексте религиозного сознания предстает религиозной ценно стью, в контексте морального сознания - этической ценностью, в контексте правового сознания - юридической ценностью, в контексте эстетического сознания - эстетической ценностью2.

Рассмотрим государство в данных четырех ценностных измерениях.

Государство как религиозная ценность

Проанализировать государство как религиозную ценность означает показать восприятие государства в свете религиозного сознания. Религия задает тот угол зрения, под которым оценивается государство в его позитивном и негативном проявлениях. Различия между религиозными (религиозно-мифологическими) системами влияют, конечно, на характер восприятия политико-правовой реальности, но при этом сохраняется главное: в контексте религиозного мировоззрения государство всегда предстает как элемент теоцентрической картины мира.

Следует помнить, что на всем протяжении развития человечества религия была господствующей формой общественного сознания. Только в Новое время в отдельных регионах мира появляются общества, где устанавливается относительный предел влияния (фактический и юридический)

1 Профессор кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук.

2 См. подробнее: Жуков В.Н. Введение в юридическую аксиологию (Вопросы методологии) // Гос. и право. 2009.

религии и религиозных объединений. Объяснить такую грандиозную живучесть религиозного сознания нетрудно: у человечества не было, нет и, видимо, никогда не будет средства предотвратить смерть - феномен, вносящий неизживаемый, неизбежный трагизм в жизнь отдельного человека и целых народов. Ни наука, ни техника, ни самые совершенные социальные институты не могут изменить трагический ход вещей: человек, родившись, движется по направлению к своей смерти. В условиях такой "логики абсурда", такого всеобщего бессилия человечества перед смертью религия дает хоть какую-то надежду на жизнь после смерти. Есть закономерность в том, что влиятельные религии возникали в обстановке социальных катастроф, когда вокруг рушились все социальные институты и нормы, и появлялась потребность в некоей абсолютной, незыблемой основе.

Огромный массив источников, где государство раскрывается как религиозная ценность, предоставляет христианство. Для религиозного мыслителя или богослова вопросы государства, политики и права всегда локальны, имеют относительную ценность перед ценностью абсолютной, т.е. Богом. С точки зрения христианства, государство входит в божественное мироустройство как его составная часть, подчиненная законам, установленных Богом. Человеческая история рассматривается как отрезок между двумя крайними точками: актом творения мира и человека и вторым пришествием Иисуса Христа, знаменующего собой конец мира и наступление Страшного суда. В такой картине мира государству и праву, культуре в целом отводится весьма скромное место, религия и церковь, напротив, носят всепоглощающий характер. Естественная логика христианства направлена на подчинение всех нецерковных элементов общественной жизни церкви, что, в частности, нашло свое отражение в идеи воцерковления: культура (а с ней государство и право) только тогда обретает свой подлинный смысл, только тогда выполняет свое предназначение, когда входит в состав церкви, подчиняется ее канонам. Если за последние 500 лет (начиная с эпохи Реформации) культура постепенно вышла из-под влияния церкви, то не

вследствие принципиального изменения христианского мировоззрения, а под давлением внешних обстоятельств.

Как всякая религия, христианство предлагает строго иерархическую картину мира, где Бог и человек, Бог и тварный мир бесконечно удалены друг от друга. Установление такой дистанции вольно или невольно формирует в сознании и психологии человека стереотип властеотношений, где человек испытывает мистический ужас перед Абсолютом, считает себя находящимся в его полной власти. Сила данного стереотипа настолько велика, настолько глубоко он входит в подсознание человека, что иерархия земных, межчеловеческих отношений воспринимается как изначально данная, как освященная Богом, а стоящие у власти люди носят титул помазанников Божьих. По мнению русского религиозного философа и богослова С.Н. Булгакова, основой отношения Бога к миру и человеку является всемогущество Творца, его абсолютная власть, которая и структурирует миропорядок по принципу иерархичности. Власть, идущая от Бога, создаёт религиозную норму иерархического построения мира в виде властеотношений. Общество, будучи элементом мироздания, также существует на иерархических началах. Власть в обществе становится таковой потому, что она представляет собой образ и символ всемогущества Бога, а также потому, что только Бог даёт человеку силу власти. Библия далеко не случайно, отмечает он, определяет и "град небесный", и "град земной" как царства (т.е. систему властеотношений), а Иисуса Христа называет "Царём царствующих" и "Господом господствующих"3.

Начиная с Августина, в христианской литературе была заложена традиция рассматривать государство как феномен глубоко антиномичный, имеющий и негативную, и позитивную ценность. С точки зрения этого теолога, вследствие грехопадения Адама и Евы весь тварный мир (включая людей) погружается во зло, мироздание как бы рассекается на две части - божественную и дьявольскую. Сами прародители человечества становятся ареной борьбы Бога и дьявола, что предопределяет возникновение государства: оно появляется потому, что человек, отпавший от Бога, оказывается неспособным организовать свою жизнь без внешней принудительной силы, направленной на подавление дьявольского начала в человеке. Но появление государства есть своего рода знак попечения Бога о человеке, поскольку власть выступает средством борьбы со злом и поддерживает в человеке образ и подобие Божие. Таким образом,

3 Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 336.

государство выступает, с одной стороны, как следствие греха, с другой - как орудие борьбы с ним. Непосредственный факт рождения государства -акт братоубийства, совершенный Каином в отношении Авеля. Пролитая здесь кровь и есть та подлинная основа, на которой возникает и существует государство. Посредством такой трактовки библейской истории Августин хочет высказать простую и в целом верную мысль о том, что сущность любого государства - грубая сила, насилие (хотя это и необходимо для установления порядка).

Государство, находясь в эпицентре борьбы между Богом и дьяволом и отражая эту борьбу в своей деятельности, вносит трагический разлад в жизнь народов и отдельного человека, христианское правосознание как бы разрывается между полярными оценками государства. Стремление преодолеть антиномизм земной власти находит свой естественный выход в эсхатологизме - учении о конце света: человечество в своем движении к концу земной истории, к Царству Божьему должно изжить государство и прийти к боговла-стию, Божественной теократии. Земная власть, государство как источник насилия над человеком должны исчезнуть, но произойти это может лишь после гибели человечества и его воскресения в Царстве Божьем. Здесь опять-таки в мистифицированной форме высказывается простая и мудрая мысль: государство как орудие насилия есть неиз-живаемое бремя, которое человечество обречено нести на всем протяжении своего существования. Государство - это тень, которую отбрасывает человек, несовершенство государства есть отражение несовершенства человека. Государство необходимо потому, что несовершенен человек, и чем более он несовершенен, тем более свирепым и жестоким будет государство. Как нельзя изменить звериную (по терминологии Библии, зверь - это дьявол), животную природу человека в границах земного эмпирического мира, так невозможно в пределах земной человеческой истории изжить государство.

Эсхатологизм - нерв, ядро христианства, но в разных конфессиях, разных национальных культурах, у разных богословов он имеет большее или меньшее значение. Так, в православии (особенно в русском православии) уровень эсхатологизма наиболее высок, в католичестве и протестантизме - заметно снижен. Апокалиптическое хри-стианство4, отличающееся максимально высокой

4 Под апокалиптическим христианством обычно понимают

те настроения внутри христианских конфессий, которые проникнуты идеей близкого конца света, заданной Откровением Иоанна Богослова (апокалипсис - от греч. арока1урз1з - откровение).

степенью эсхатологической напряженности, резко снижает ценность политики, государства и права, придает им ярко выраженный падший, греховный характер. Например, русский религиозный философ Н.А. Бердяев, представитель апокалиптического христианства, не жалеет черной краски для характеристики государства как "оплота греха": "Государство не могло до сих пор жить без шпиона и палача, шпиона и палача верными своими слугами почитало, особенно их награждало, хотя нельзя человеку пасть ниже, чем пали эти полезные орудия государства, нельзя более нарушить заветов Божеских и человеческих. В общечеловеческом, здоровом сознании последний разбойник почитается выше шпиона или палача, даже в злодеях, разрушающих жизнь, больше сохранилось чести человеческой, чем у этих слуг государства. Государственное начало, взятое в обожествлённом виде, не знает не только человечности и доброты, но и чести и честности; оно живёт законами самодовлеющими, своими собственными. Бюро

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Читайте также: