Государственный учет природных объектов кто осуществляет

Обновлено: 02.07.2024

Какие документы необходимы для внесения в ЕГРН сведений об ООПТ государственных заповедников, и их охранных зон.

В соответствии с положениями федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады.

Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны.

Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории.

Особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до 30.12.2013, сохраняются в границах, определенных в порядке, установленном до вступления в силу ФЗ от 28.12.2013 N 406-ФЗ, а именно:

В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса РФ (в ред. 23.07.2013) к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.

Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

Создание охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон регламентировано постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 N 138 "Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон".

П. 2 Постановления предусмотрено, что охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах.

При определении ширины и конфигурации охранной зоны учитывается следующее:

  • природно-климатические условия и социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание охранной зоны;
  • категории земель на территории, планируемой для создания охранной зоны, их разрешенное использование;
  • особенности функционального зонирования национального парка или природного парка;
  • нахождение на территории, планируемой для создания охранной зоны, земель населенных пунктов, промышленных, транспортных и иных хозяйственных объектов, месторождений и проявлений полезных ископаемых, линейных объектов и инженерных коммуникаций, земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, размещение на такой территории кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
  • сведения о видах и назначении планируемых для размещения на территории, где предполагается создание охранной зоны, объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения, их основные характеристики, указанные в положениях о территориальном планировании, содержащихся в утвержденных документах территориального планирования, а также виды возможного негативного воздействия на окружающую среду указанных объектов и характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
  • конфигурации водосборных бассейнов и береговой линии водных объектов, расположенных на территории, планируемой для создания охранной зоны;
  • состояние природных комплексов и объектов на территории, планируемой для создания охранной зоны, их ценность.

Сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с вышеуказанным постановлением для создания охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и установление их границ предусмотрено следующее:

Решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Охранные зоны государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения не могут быть расположены в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Минимальная ширина охранной зоны государственного природного заповедника или национального парка - один километр.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с учетом пунктов 4, 10 и 11 настоящих Правил готовит решение о создании охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде проекта приказа (далее - проект приказа), а также пояснительную записку к проекту приказа с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

Пояснительная записка к проекту приказа должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны государственного природного заповедника федерального значения и ее карту-схему.

Проект приказа и пояснительная записка к нему направляются на согласование:

  • руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения;
  • Министерству сельского хозяйства Российской Федерации;
  • Министерству транспорта Российской Федерации (если предполагается, что в границах создаваемой охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения будут полностью или частично находиться земельные участки, на которых размещены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, либо земельные участки, предназначенные для реконструкции и строительства указанных объектов в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации и (или) документацией по планировке территории, а также если предполагается, что создаваемая охранная зона будет полностью или частично находиться в границах внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации и (или) на внутренних водных путях Российской Федерации);
  • Министерству обороны Российской Федерации;
  • Федеральной службе безопасности Российской Федерации (если предполагается создание охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения в пределах приграничной территории, определенной в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации");
  • Федеральному агентству по недропользованию;
  • Федеральному агентству водных ресурсов;
  • Федеральному агентству лесного хозяйства.

Органы государственной власти, указанные в пункте 14 настоящих Правил, и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, рассматривают проект приказа и в 30-дневный срок со дня его получения согласовывают его либо представляют в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации мотивированный отказ в согласовании с приложением замечаний.

Учет природных ресурсов главное условие их охраны и рационального использования. Учет природных ресурсов ведется на основе кадастров, составляемых государственными органами систематизированных сводов данных, включающих количественную и качественную опись объектов и явлений ресурсного характера с их экономической и социальной оценкой. Земельный кадастр —это упорядоченная совокупность сведений о природном, правовом, хозяйственном, экономическом и пространственном положении земельной собственности, которая представляется в документах и кадастровых планах или в цифровом виде. Земельный кадастр образует основу системы кадастрового учета ресурсов. В земельном кадастре регистрируются объекты недвижимости: земельные участки и их границы (в том числе на плане, с указанием координат крайних точек), постройки и коммуникации, сведения о владельцах и юридических основаниях собственности. Важнейшие функции земельных кадастров — обеспечение прав собственности, реализация государственной политики в отношении землепользования и налогообложения, определение размеров и сбор налогов и платежей с собственников. Разно-нпдностью земельного кадастра в условиях городской среды является юродской кадастр, выполняющий те же функции. Ведение земельных кадастров — одна из наиболее эффективных сфер приложения геоин-фпрмационных технологий. Практика ведения земельных кадастров в ряде стран насчитывает много веков, исторически восходя к системе государственного учета земель в Древнем Риме. Наличие многовековой традиции хранения и учета документов о собственности на землю в значительной степени формирует общественную атмосферу, при которой недвижимость стала наиболее надежным вложением капитала, а налоги на нее — важнейшим источником формирования бюджетов. Отсутствие подобной традиции в России, в сочетании с широким распространением общинных форм пользования землей, сыграло далеко не последнюю роль в ее историческом развитии. В настоящее время земельные кадастры в России формируются. В начале 1990-х годов созданы специализированные органы на местах — комитеты по земельным ресурсам, используются принятые в мире формы и методы учета земельпых отношений. Однако в силу недостаточной юридической определенности вопроса о земельной собственности и огромных размеров территории эта работа далека от завершения.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду является одним из элементов механизма охраны окружающей среды, введенный в комментируемый закон в целях получения необходимой информации государственными и муниципальными органами о подконтрольных объектах. Можно выделить два основных направления ведения государственного учета в сфере охраны окружающей среды: создание систем кадастрового учета (и приравненных к нему иных учетных систем) и ведение учета использования природных ресурсов и проводимых природоохранных мероприятий хозяйствующими субъектами.

Первое направление включает в себя ведение природоресурсовых кадастров (реестров); ведение кадастров или приравненных к ним иных учетных систем, учитывающих радиационное, химическое, биологическое или иное воздействие на окружающую среду; ведение кадастров ООПТ. Законодательство выделяет следующие виды природоресурсовых кадастров:

А) государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (ст. 91 ЛК РФ). В государственном лесном реестре содержится документированная информация о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах; об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов и т.д.

Б) государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (ст. 31 ВК РФ). В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

в) государственный кадастр недвижимости - это систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсами ведется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Г) государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (ст. 14 Закона о животном мире). Особое место в системе документов государственного учета объектов животного мира занимают Красные книги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, содержащие сведения об объектах растительного и животного мира, полностью изъятых из хозяйственного обращения.

Д) государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых (ст. 30 Закона о недрах).

Другая разновидность данного направления государственного учета включает в себя кадастры или иные учетные системы, содержащие сведения о количестве и характеристике антропогенного воздействия на окружающую среду (химического, биологического и т.д.), осуществляемого в ходе ведения хозяйственной деятельности. К ним относятся:

А) государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (ст. 20 Закона об отходах).

В) регистр потенциально опасных химических и биологических веществ - включает информацию о номенклатуре, производстве и применении этих веществ, об их назначении, о свойствах, биологическом действии и поведении в окружающей среде. Этот перечень не является исчерпывающим.

Третья разновидность рассматриваемого направления государственного учета осуществляется для учета экологической ситуации на особо охраняемых природных объектах и комплексах. Включает в себя:

А) государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Б) государственный реестр курортного фонда включает сведения о лечебно-оздоровительных местностях и курортах федерального, регионального и местного значения, а также находящихся на их территориях природных лечебных ресурсах (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний) и санаторно-курортных организациях независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности в части работ (услуг), выполняемых при осуществлении санаторно-курортной помощи.

Вторым элементом системы учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является возложение на самих хозяйствующих субъектов обязанности по ведению учета воздействия на окружающую среду с последующей передачей в установленном порядке этих сведений специально уполномоченным органам. Такие обязанности возложены на индивидуальных предпринимателей и организации, осуществляющих выбросы в атмосферный воздух; организации, в результате производственной деятельности которых образуются отходы; организации, использующие в своей деятельности радиоактивные материалы; организации, использующие природные ресурсы и т.д. Рассмотрим содержание данной обязанности.

А) организации-загрязнители воздуха обязаны вести первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам; осуществлять определение состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, в соответствии с разработанными расчетными инструкциями; осуществлять определение видов и размеров вредных физических воздействий на атмосферный воздух; представлять в установленном порядке формы государственного статистического наблюдения за вредными воздействиями на атмосферный воздух; передавать федеральным органам исполнительной власти в области охраны окружающей среды (их территориальным органам) экстренную информацию о превышении в результате аварийных ситуаций установленных нормативов вредных воздействий на атмосферный воздух.

Б) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (ст. 19 Закона об отходах).

В) пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Ведение государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 14 Закона о животном мире).

23.государственные кадастры и реестры природных ресурсов

Государственные реестры природных ресурсов (от польск. rejestr, позднелат. regestrum, registrum - список, перечень, опись) - своеобразная база данных, свод сведений о природных ресурсах, содержащий информацию о конкретных природных ресурсах, природопользователях, документах, на основании которых осуществляется конкретное природопользование. Реестры природных ресурсов в некоторых случаях заменяют государственные кадастры природных ресурсов (Государственный водный реестр вместо Государственного водного кадастра), а в других случаях являются составной частью государственных кадастров, например Единый государственный реестр земель, относятся к основным документам государственного земельного кадастра. В Российской Федерации ведутся следующие реестры: Государственный лесной реестр - систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках (ст. 91 Лесного кодекса РФ). В Государственном лесном реестре содержится документированная информация:

1) о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;

2) о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;

3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах;

4) об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий;

5) о лесных участках;

6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;

7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов;

8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам. Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, бассейновых округах (ст. 31 Водного кодекса РФ). В Государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. В Государственный водный реестр включаются следующие документированные сведения:

1) о бассейновых округах;

2) о речных бассейнах;

3) о водохозяйственных участках;

4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;

5) о водохозяйственных системах;

6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении;

7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;

8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования;

9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование;

10) о договорах водопользования;

Государственными кадастрами природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержащиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при принятии решения о предоставлении природного ресурса в пользование.

Кадастр – совокупность сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экологической и экономической оценке. Ведение кадастров осуществляется на федеральном, республиканском, краевом и областном уровнях. Их ведение возлагается на соответствующие государственные природоохранные органы. Этими органами ведутся следующие кадастры: земельный, водный, лесной, месторождений полезных ископаемых, животного мира, природно—заповедных объектов, лечебно—оздоровительных ресурсов природы и т. д.

Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, которые расположены на территории РФ вне зависимости от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Ведение государственного земельного кадастра на всей территории РФ осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Правовой основой ведения водного кадастра является Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74–ФЗ. Водное законодательство определяет порядок ведения водного кадастра, в рамках которого производится паспортизация рек и озер, которые имеют экологическое, экономическое и рекреационное значение. Лесной кодекс определяет правовой статус государственного лесного кадастра. При ведении государственного лесного кадастра используются данные государственного учета лесного фонда, осуществляемого на основании ст. 67 ЛК РФ. Государственный лесной кадастр ведется Министерством природных ресурсов РФ и его органами на местах.

К прочим кадастровым документам относятся учет загрязнителей окружающей среды, который проводится по количеству и составу выбросов, и учет размещения отходов по составу и токсичности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 261. Расходы на освоение природных ресурсов

Статья 261. Расходы на освоение природных ресурсов Комментарий к статье 261Из текста абз.5 п.1 исключено упоминание о возможности отнесения к расходам на освоение природных ресурсов расходов на возмещение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель для

Статья 139. Нарушение порядка использования животного мира в природных заповедниках и на других природных территориях, охраняемых государством

Статья 139. Нарушение порядка использования животного мира в природных заповедниках и на других природных территориях, охраняемых государством Нарушение установленного порядка использования животного мира в природных заповедниках и на других природных

Статья 141. Нарушение режима охраны объектов и комплексов фонда природных территорий, охраняемых государством

Статья 141. Нарушение режима охраны объектов и комплексов фонда природных территорий, охраняемых государством (1) Нарушение режима охраны объектов и комплексов фонда природных территорий, охраняемых государством, в том числе из научных, природных, ландшафтных,

Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных

11. Правовые формы использованиии природных ресурсов

11. Правовые формы использованиии природных ресурсов Использование природных ресурсов представляет собой эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, а также все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.Отношения,

12. Правовая охрана природных объектов

12. Правовая охрана природных объектов Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности являются:1) земли, недра, почвы;2) поверхностные и подземные

43. Правовой режим особо охраняемых природных территорий

43. Правовой режим особо охраняемых природных территорий Особо охраняемые природные территории определены законодательством РФ как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое

Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий

Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий 1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков,

Статья 261. Расходы на освоение природных ресурсов

Статья 261. Расходы на освоение природных ресурсов 1. В целях настоящей главы расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.К

Статья 325. Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов

Статья 325. Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов 1. Налогоплательщики, принявшие решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, в аналитических регистрах налогового учета обособленно отражают расходы, осуществляемые в

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного

Статья 8. 39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

Статья 8. 39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных

Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных

Статья 95 Земли особо охраняемых природных территорий

Статья 95 Земли особо охраняемых природных территорий 1-2. Комментируемая статья формулирует понятие земель особо охраняемых территорий перечислительным методом. Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного

Для эффективного использования объектов окружающей среды необходимо проводить на государственном уровне экологический учет компонентов природной среды. Суть которого, в получении информации о природных объектах, субъектах из использования и мероприятиях по охране от негативного использования.

Ежегодно государственные органы публикуют на официальных сайтах данную информацию, с той целью, чтобы заинтересованные лица имели доступ к сведениям государственного экологического учета.

Доступность информационных технологий позволяет создавать базы данных, вести государственные кадастры природных объектов и опубликовывать сведения государственного статистического наблюдения за состоянием окружающей среды.

Виды экологического учета

Экологический учет проводится государственными органами, в компетенцию которых входит осуществление мониторинга, контроля за использованием природных ресурсов, ведение мероприятий по охране окружающей среды.

В связи с этим к видам экологического учета относят:

  • ведение государственного статистического наблюдения за состоянием объектов окружающей среды, радиационным фоном в регионах, загрязненностью природных объектов и совершением экологических преступлений;
  • создание государственных кадастров природных ресурсов, ведение реестров по объектам и субъектам природопользования;
  • организация паспортной деятельности в отношении опасных и техногенных объектов, которые могут оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды;
  • содержание геоинформационных систем, банков и баз данных о состоянии природной среды.

Указанные виды государственного учета служат для унификации сведений и материалов по использованию и охране природы, обеспечения единых требований в системе измерений, сертификации, технического регулирования и стандартизации.

Экологическая статистика

Статистическое наблюдение осуществляется за состоянием природной среды, природными и антропогенными компонентами, а также за неблагоприятным воздействием на окружающую среду и здоровье человека.

Основная цель экологической статистики в наделении всех властных органов, юридических и физических лиц информацией при совершении юридических значимых действий.

Для достижения поставленной цели происходит поиск, подбор, отбор и систематизация поступающей информации. Управомоченные органы разрабатывают систему методов исчисления данных, систему измерений показателей.

Ведение экологической статистики находится в ведении Росстата, являющийся самостоятельным органом и отчитывающийся о своей деятельности непосредственно перед Правительством России.

С данным органом ведут активное сотрудничество другие министерства, службы и агентства по вопросам природопользования, управления и охраны окружающей среды.

Росстат имеет структурные подразделения, расположенные в регионах, которые обеспечивают сбор экологической информации и направление в единую базу данных.

Кадастр природных ресурсов

Государственные кадастры природных объектов создаются с целью ведения реестров о количественных и качественных показателях этих ресурсов, а также получения их кадастровой стоимости.

Правовой основой кадастров является природоресурсное законодательство, которое организуется и проводится по отдельным компонентам и объектам окружающей среды.

Так, принято выделять:

  • земельный;
  • водный;
  • лесной;
  • кадастр объектов животного мира;
  • месторождений полезных ископаемых;
  • природно-заповедных объектов и территорий;
  • производственных и бытовых отходов.

Каждый из кадастров имеют свою значимость, так как осуществляется сбор и анализ информации, позволяющей сделать вывод о текущем состоянии искомого объекта.

Обладая данной информацией, проводятся мероприятия по их охране, восстановлению и воспроизводству. Также достигается эффективность в природопользовании хозяйствующими субъектами.

Читайте также: