Государственный строй для которого были характерны такие черты как власть граждан осуществляемая

Обновлено: 05.07.2024


О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Демократия, демократизм (от греч. democratia — народовластие) — это такая форма организации общества, при которой народ — источник и держатель государственной власти. Ее относят к политическим режимам.

Давайте разберемся, как отличить демократию от других режимов. Чтобы это сделать, нужно помнить о ее главных признаках. Рассмотрим их в таблице ниже.

Народ — это источник демократической власти

Народ формирует органы государственной власти и местного самоуправления, может высказывать свое мнение на референдумах

В системе должны быть оппозиционные партии, которые могут находить ошибки и критиковать работу власти

Народ сам может принимать решение на выборах, принуждать его к конкретному выбору запрещено

Многообразие идеологий и плюрализм мнений

В стране не может быть обязательной или государственной идеологии — все они должны быть равны. Плюрализм мнений — это право на различные точки зрения по спорным вопросам.

Гарантия прав и свобод человека

Все граждане имеют права и свободы, а также социально защищены

СМИ имеют право рассказывать людям о политических альтернативах

Мораль — значимое средство для контроля поведения в обществе

Народ становится более гуманным, а отношения между его членами подчиняются правилам морали

Решения о том, как управлять обществом, принимает большинство, но с учетом прав меньшинства

Решения принимают на основе общего согласия или компромисса между большинством и меньшинством

Какие бывают виды демократии?

Такая форма правления как демократия многолика и может по-разному проявляться в жизни общества. Существуют 3 ее разновидности. Все они отличаются по тому, насколько прямо народ может влиять на политические решения. Обсудим их все.

Где встречается, пример

Референдум, всенародное обсуждение

Выборы депутатов, выборы президента

Пара слов о том, почему для такого важного события, как выборы, используют именно представительный вид демократии. На это есть 3 причины:

Участвовать в решении хотят слишком много граждан одновременно.

Страна слишком большая, поэтому прямое участие слишком трудно организовать.

Решения, которые принимают на таких событиях, слишком сложны. Это означает, что даже при демократии народу нужен представитель — специалист с профессиональными знаниями.

Для чего нужна демократия?

Цель демократии в глобальном смысле — подарить обществу благополучную жизнь и право контролировать ее. А именно:

избавить общество от деспотии;

обеспечить права и свободы граждан;

дать обществу возможность развиваться и жить мирно;

помочь каждому члену общества расти как личность.

Всего этого демократия достигает за счет механизмов, которые вовлекают народ в политическую жизнь и защищают его интересы. Разберемся, как конкретно она приносит пользу обществу и каждому гражданину отдельно.

Собственная ценность (на благо общества в целом)

Личностная ценность (на благо членов общества)

Реальные права и свободы человека соответствуют формальным и на деле внедряются в жизнь общества.

Человек может участвовать в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.

Общество может управлять своим развитием вместе с государством.

Члены общества становятся более организованными — создают партии, профсоюзы и т. д.

Государство и общество учитывают интересы друг друга и могут находить компромисс.

Для защиты прав и свобод человека создают специальные механизмы и структуры

Каждый человек может участвовать в контроле за работой демократической политической системы.

Как построить в стране демократию?

Нельзя просто прийти и объявить демократию в стране, где народ несвободен. Государство должно быть к этому готово. Демократическое общество может развиваться только тогда, когда выполнены эти 3 главных условия:

Условие 1. Социально-экономическое развитие

Экономика государства развита достаточно хорошо, чтобы обеспечить граждан необходимым благосостоянием. Это поможет членам общества достичь согласия между собой и следовать основным демократическим принципам.

Условие 2. Общая и политическая культура

Члены общества должны быть готовы активно участвовать в политической жизни государства и защищать институты демократии.

Условие 3. Частная собственность

Общество должно признать права на частную собственность в различных формах. Так его члены получат все права и свободы человека, станут в какой-то степени независимы от государства.

Проверь себя

Теория позади, осталось проверить, как хорошо вы запомнили основные черты демократии. Выполните 3 задания, чтобы узнать это.

Задание 1

Ниже мы перечислили признаки из описания разных политических режимов. Ваша задача — выбрать из них те, которые относятся к демократическому режиму.

СМИ могут выражать мнение о власти и рассказывать об альтернативах.

У граждан нет политического голоса.

На выборах граждане голосуют по своему мнению.

Власть при этом политическом режиме сконцентрирована в руках правящего меньшинства.

Закон вторичен, все решает мнение правителя.

Политические партии разнообразны. есть оппозиция.

Коллективное принятие решений не учитывает интересы меньшинства.

В стране есть частичная гарантия прав и свобод граждан.

Задание 2

Представьте, что ваши друзья спорят о том, что можно считать демократией. Иван говорит, что в демократическом обществе народ признается властью, а власть может делать все, что угодно. Дмитрий же считает, что свобода при демократии не равна вседозволенности. Что вы ответите, если они спросят ваше мнение? Сформулируйте его и не забудьте аргументы.

Задание 3

Есть ли у демократии проблемы, негативные или неоднозначные стороны? Подумайте и выскажите свое мнение.

Вопросы по теме демократии — ее определению, принципах и других характерных чертах — часто встречаются на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ. Если тема сложно вам дается, имеет смысл прокачать знания под контролем преподавателя. Для этого мы создали курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию, на которых школьники могут разобрать тему простыми словами, а после закрепить ее на пробных экзаменах. Познакомиться с программой и узнать свой уровень можно на вводном уроке — это бесплатно.

Авторитаризм означает полную несвободу в политической сфере, а власть сосредотачивается в руках одного лидера и его ближайшего окружения. При авторитарном правлении граждане зависят от властей в их праве на свободный выбор политических взглядов. В своей самой крайней форме авторитаризм выражается в диктаторских правительствах, таких как фашизм и др. Когда во главе авторитарного режима стоит один человек, политологи говорят об автократии.

Характеристики авторитарного режима

Характеристики авторитарного режима

Авторитаризм характеризуется следующими чертами:

Отличие авторитаризма от тоталитаризма

Отличие авторитаризма от тоталитаризма

Прежде всего, авторитарный тип политического режима означает максимальное ограничение политических свобод граждан путём концентрации всей государственной власти в руках одного человека или группы людей. Тоталитаризм считается крайней разновидностью авторитаризма. Авторитаризм отличается от тоталитаризма следующими чертами:

Общие черты авторитарной и тоталитарной власти

К общим чертам, характерным и для тоталитаризма, и для авторитаризма, относятся следующие:

  • наследование государственной власти не узаконено;
  • ограничены демократические права и свободы граждан;
  • некоторые или все оппозиционные партии и движения запрещены;
  • выборы в государственные органы ограничены, а парламент преобразован во второсортный орган власти;
  • правящая партия сливается с государственной властью;
  • полномочия органов местного самоуправления и государственной власти ограничены и формальны;
  • оппозиционная направленность категорически запрещена;
  • используется метод терроризма в борьбе с политическими противниками;
  • правительство строго централизовано и использует командный подход.

Авторитаризм и демократия

Авторитаризм и демократия

Авторитарные режимы часто ассоциируются с определённым состоянием общества или, точнее, с закрытыми обществами. Политологи считают, что возможен переход от авторитаризма к демократии при открытии рынка, принесения с собой идей и образа жизни демократических обществ. Однако всё больше политиков и учёных рассматривают этот переход как миф. Хотя этот вопрос остаётся предметом споров.

Авторитарные режимы редко проявляют демократические характеристики. Они решительно выступают против парламентаризма и, как правило, процветают за счёт потери доверия к этой политической системе. Ни население в целом, ни одна из его составляющих не могут распустить существующую власть, критиковать её или требовать от неё решения, выгодного для всего народа. Следовательно, граждане (или подданные) этих режимов обычно имеют меньше прав, чем у демократических режимов.

Авторитаризм и демократия не обязательно полностью противоположны или несовместимы. Демократические государства вполне могут иметь сильные авторитарные черты как по форме, так и по функциям в отношении того, как происходит подчинение власти.

Фашистско-авторитарный режим

Особенности:

  • принцип сильного лидера;
  • антилиберализм;
  • антисоциализм;
  • корпоративистская идеология и организационная структура;
  • партийная армия;
  • массовая мобилизация;
  • легитимизация обращения к древним мифам и образцам порядка.

Примеры:

  • фашистская Италия;
  • нацистская Германия до 1938 г.;
  • независимое государство Хорватия;
  • Режим Антонеску в Румынии;
  • Словацкое государство.

Коммунистический авторитарный политический режим

Коммунистический авторитарный политический режим

Особенности:

  • партия, как авангард в рабочем классе и, таким образом, единственный законный центр власти;
  • однопартийная система или одна партия, связанная с сателлитными партиями;
  • решения принимаются узким кругом руководителей (обычно Политбюро);
  • коллективный руководящий орган.

Примеры:

  • Советский Союз в 1924-1929, 1953-1956, 1985-1991 гг.;
  • Польская Народная Республика с 1956 г.;
  • Венгерская Народная Республика с 1956 г.;
  • Китайская Народная Республика с 1990-х годов;
  • Югославия при Тито.

Режим военного руководства

Особенности:

  • милитаризм;
  • навязывание патриотизма;
  • приоритет национальной безопасности;
  • тишина и порядок;
  • модернизация экономики и управления;
  • наличие харизматичного военачальника;
  • легитимация через прямые плебисцитарные отношения с народом.

Примеры:

  • Венгрия при имперском администраторе Миклоше Хорти;
  • Вторая Польская Республика под Юзефом Пилсудским;
  • Парагвай при Альфредо Стресснере;

Бюрократически-военный режим

Особенности:

  • нет партии, способной мобилизовать народ;
  • хунта харизматической армии;
  • низкий идеологический прагматизм;
  • часто следует за либеральными демократиями;
  • прагматический менталитет.

Примеры:

  • латиноамериканские военные диктатуры 1960-х и 1970-х гг.;
  • Греческая военная диктатура;
  • Таиланд;
  • Южная Корея в 1961-1988 гг.;
  • Союз Мьянмы;
  • Пакистан;
  • Египет;
  • Фиджи;
  • Турция в 1960-1961, 1971-1973, 1980-1983 гг.

Теократический авторитарный режимы

Особенности:

  • теократия;
  • религиозное учение о спасении как установленное государством мировоззрение;
  • власть священников в обществе;
  • церковные свод правил как государственный закон.

Примеры:

  • Иран с 1979 г.;
  • Тибет под властью Далай-ламы 1911-1950 гг.

Султанский авторитарный режим

Особенности:

  • сочетание чрезвычайно персонализированных и неустойчивых стилей правил;
  • правление семейного клана

Примеры:

Военный террористический режим

Военный террористический режим

Особенности:

  • чистый репрессивный режим без ценностей и осмысленных целей;
  • личное обогащение полевых командиров и приватизация власти военными;
  • результат распада государственности;
  • в основном, такой режим недолговечный.

Примеры:

  • Режим Мобуту в Заире (Демократическая Республика Конго);
  • Афганистан 1990-1995 гг.;
  • Либерия при Чарльзе Тейлоре 1997-2003 гг.;
  • Сомали с 1990-х гг.

Расистский авторитарный режим

Особенности:

  • исключение определённой этнической группы или группы населения, определяемой цветом их кожи, из демократического процесса и гражданских прав;
  • демократические нормы и процедуры, применяемые к политической системе, распространялись только на этническое большинство.

Примеры:

  • Южная Африка во времена апартеида;
  • Родезия;
  • США во время гражданской войны.

Постколониальный мобилизационный режим

Особенности:

  • ограниченный плюрализм;
  • относительная автономия общества;
  • неоднородные политические тенденции и силы.

Примеры:

  • Кот-д’Ивуар
  • Танзания;
  • Буркина-Фасо.

Посттоталитарный авторитарный режимы

Особенности:

  • блеклые утопические долгосрочные цели, ритуализация или формальное закрепление идеологии;
  • постепенное социальное, экономическое и культурное, но не политическое воспроизводство;
  • бюрократический стиль руководства политической элиты, тенденция к легализации правления;
  • ритуализация или паралич социальной мобилизации с частичной терпимостью или даже побуждением к бегству в частную жизнь;

Примеры:

Формы авторитарного режима

Формы и общественно-политические проявления авторитаризма

Авторитаризм – это прежде всего социальные отношения, которые способствуют чрезмерному уважению к власти правительства, её гегемонии в политической сфере. При этом они способствуют уважению и к отдельным лицам как к неприкосновенным арбитрам во всех важных вопросах, имеющих значение для социальной организации жизни, институтов и политики.

Это приводит к постоянному и радикальному неравенству участников общественной жизни и их неспособности свободно выражать и удовлетворять свои потребности и интересы. Идеология авторитаризма антидемократична, пренебрегает ценностью личности, оправдывает идею силы и опирается на авторитарную систему ценностей.

Такая система ценностей чаще всего достигается принудительными средствами через государственные учреждения и органы, политические партии, религиозные группы, систему образования или любые другие группы давления.

Чаще всего авторитаризм существует в следующих формах:

  • абсолютная монархия;
  • диктатура;
  • теократический режим;
  • посттоталитарный режим.

К авторитаризму могут привести различные способы решения политических проблем (реформы, социальная реконструкция), а также революции и войны.

В республиках авторитаризм проявляется в том, что решения авторитарного лидера одобряются подконтрольным ему парламентом. Цензура, политическая полиция и армия играют важную роль в системе авторитаризма, поскольку они являются инструментами подавления любых проявлений оппозиционной активности и общественного недовольства.

В политическом контексте авторитаризм – это набор взглядов, возникших в противовес либерализму, демократическому правлению и парламентаризму. Авторитарным признаётся такое государство, в котором высшее правительство действует без оглядки на любую оппозицию.

Авторитарный политический режим с помощью различных средств (пропаганды, контроля за населением, репрессиям) ищет подчинения и покорности общества.

Некоторые исследователи и профессора политологии определяют авторитаризм как один из 3-х основных типов политических систем наряду с демократией и тоталитаризмом. Многие другие считают эту классификацию слишком формальной и не соответствующей действительности. Так или иначе, авторитаризм рассматривается в политической науке как диктаторская форма правления, лежащая между демократией и диктаторским тоталитаризмом, но явно отличающаяся от последнего.

Авторитарные политические системы нельзя оценивать в одностороннем порядке. Человечество жило в таких политических системах на протяжении большей части своей истории. Авторитаризм был формой организации власти до возникновения индустриального общества. Авторитарные политические системы всё ещё существуют в Азии, Африке, Латинской Америке и некоторых странах СНГ.

Власти авторитарных государств оправдываются тем, что установление авторитарного порядка необходимо для освобождения и возрождения нации. Таким образом, авторитарные правители получают общественное признание не только силой, но и харизматическим методом легализации.

Авторитарное правление действительно эффективно в установлении общественного порядка, перестройке социальных структур, мобилизации необходимых ресурсов и сил для решения наиболее важных вопросов. Однако сегодня авторитарные политические системы характеризуются как явление переходного периода либо к демократии, либо к тоталитаризму.

Авторитаризм имеет достаточно широкую основу. Престиж – необходимый структурный элемент власти и энергетического строительства. Его можно считать атрибутом власти. Поэтому государство, субъект власти, всегда заботится о сохранении и росте своего авторитета. Репутация обеспечивает легитимность правительства, его решений и действий.

Создание власти – это не только насилие и принуждение, но и согласие подчинённых. Власть трансформирует субъект власти над подчинёнными и является силой, направляющей их действия. Власть авторитетна, потому что она планирует и реализует особые ценности, недоступные отдельным подчинённым. Следовательно, власть служила во всех человеческих обществах с самых первых дней человеческих ассоциаций.

Плюсы и минусы авторитаризма

Экономические аргументы авторитаризма

Существует одно противоречивое мнение, особенно в Азии, которое заключается в том, что авторитарные режимы более склонны к достижению экономического успеха, чем демократии. В качестве примеров для защиты этого тезиса приводятся КНР, Сингапур, Малайзия, Тайвань и др., которые во время роста считались авторитарными. Это понятие авторитаризма, связанного с экономическим ростом, является основным оправданием правления Коммунистической партии в Китае.

Контраргумент превосходства авторитаризма состоит в том, что есть много стран с таким управлением, в которых не наблюдалось сильного экономического роста, например, Филиппины и Индонезия. Испания при Франсиско Франко, хотя и была консервативно-авторитарной, имела более медленное экономическое развитие, чем её соседи (например, Франция, которая больше пострадала от последствий Второй мировой войны).

Такое же сравнение можно провести между экономикой Болгарии (которая совсем не пострадала от Второй мировой войны и после 1970-х гг. находилась при режиме на грани тоталитаризма и авторитаризма) и экономикой соседней Греции (которая была демократией с 1970-х гг., и в то же время была одной из наиболее пострадавших от войны стран).

Политические аргументы в пользу авторитаризма

Авторитарные режимы почти всегда навязываются как защитный ответ против внутренней или внешней угрозы установленной политической системе. Они всегда оправдываются необходимостью защиты высших политических и философских ценностей, ради которых можно пожертвовать демократическими свободами:

  • территориальной целостностью;
  • этническим балансом;
  • классовой справедливостью;
  • личной и коллективной безопасностью (угроза терроризма);
  • историческими правами на территорию и др.

Ещё в Древнем Риме политическое управление трансформировалось в авторитарное правление в случаях войны и угроз государству. Но тогда по крайней мере существовали механизмы восстановления демократического правления после устранения опасностей. Некоторые мыслители исходя из этой логики оправдывают авторитаризм как необходимый шаг на пути перехода от тоталитаризма к демократии.

Авторитарная личность

Авторитаризм прежде всего связан с таким психологическим феноменом, как авторитарная личность, которая характеризуется:

Читайте также: