Государственные органы организации должностные лица граждане это кто

Обновлено: 18.05.2024

Действующее законодательство не содержит общего, единого понятия должностного лица. В законодательстве об административных правонарушениях должностные лица признаются специальными субъектами административных правонарушений.

гражданин, выполняющий на профессиональных началах служебную функцию от имени государства, наделенный государственно-властными полномочиями, специальным юридическим статусом и официальными атрибутами должности. Должностное лицо - это специалисты по управлению, занимающие должности в государственном аппарате. Среди должностных лиц различают руководителей и уполномоченных работников.

по смыслу статей УК РФ о должностных преступлениях лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других. войсках и воинских формированиях РФ.

это государственные служащие, которые осуществляют полномочия государственно-властного характера, т. е. имеют право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (издавать акты управления, совершать регистрационные, лицензионные действия, подписывать денежные документы, давать предписания, указания, применять меры административного принуждения и пр.). К таковым относятся также и государственные служащие, которые напрямую не совершают такого рода действия, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования.


Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
[Глава 30. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления]
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 N 63-ФЗ, ст.285

лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных, муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. В ряде статей УК РФ предусмотрена ответственность д.л. за совершение преступлений с использованием должностного положения.
Должностное преступление посягает на нормальную деятельность государственного или муниципального органа, права граждан; выражается в использовании должностным лицом своего служебного положения вопреки интересам службы, если совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, интересов общества или государства (злоупотребление должностными полномочиями, превышение таких полномочий, получение взятки, халатность и др.).

в российском праве (в том числе уголовном) - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (ст. 285 УК РФ). Таким образом, понятие "должностное лицо" - шире понятия "представитель власти" и охватывает ряд иных лиц, которые в силу должностного положения могут выполнять специальные функции. Организационно-распорядительными функциями в доктрине административного и уголовного права считается, в частности, руководство трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников. Под административно-хозяйственными функциями понимаются управление или распоряжение государственным либо муниципальным имуществом, установление порядка его хранения, переработки и т. д. (С. А.)

лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К представителям власти относятся работники государственных органов и учреждений, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности, в том числе народные депутаты, судьи, прокуроры, следователи, арбитры, работники милиции, государственные инспектора и контролеры. Под организационно-распорядительными обязанностями понимаются функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т.п.). Под административно-хозяйственными обязанностями понимаются полномочия по управлению или распоряжению имуществом.

в российском праве (в том числе уголовном праве) д.л. признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационнораспорядительные, административнохозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (см., в частности, ст. 285 Уголовного кодекса РФ). Таким образом, понятие д.л. шире, чем понятие представителя власти, включает в себя последнее и наряду с этим охватывает иных лиц, которые в силу должностного положения могут выполнять специальные функции. Под организационнораспорядительными функциями специалисты по административному и уголовному праву понимают, в частности, руководство трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников. Под административнохозяйственными – управление или распоряжение государственным либо муниципальным имуществом, установление порядка его хранения, переработки и т. д. В принципе можно сделать вывод о том, что понятие д.л. является широким и предполагает занятие определенных государственных, муниципальных должностей, а также должностей государственной, муниципальной службы в соответствующих государственных, муниципальных органах, учреждениях, кроме того, должностей и в негосударственных организациях, если это дает возможность принимать решения, влияющие на судьбы территорий, отраслей, подчиненных и посторонних лиц, использование имущества, материальных благ и т. д.

работник государственного аппарата, наделенный определенными служебными правами и обязанностями в целях осуществления административно-распорядительных или организационно-хозяйственных функций. Д. л. являются также соответствующие работники общественных организаций (профессиональных, кооперативных и др.).
Советский государственный аппарат практически проводит в жизнь решения Советского правительства и Коммунистической партии, осуществляет функции Советского государства. Дальнейшее укрепление советского государственного аппарата, укрепление государственной дисциплины рабочих и служащих, повышение чувства ответственности Д. л. перед партией и государством – одна из важных задач в период постепенного перехода к коммунизму.
Характерной для Д. л. является такая служебная деятельность, которая вызывает определенные правовые последствия: отдача распоряжений, издание приказов, а также распоряжение денежными и материальными средствами. Практика признает Д. л. работников, занимающих по назначению или по выборам, постоянно или временно административные или хозяйственные должности, либо ведающих материальными ценностями, отчетностью или делопроизводством в государственных предприятиях или учреждениях или в общественных организациях. Бригадир в колхозе, мастер на производстве, бухгалтер должны рассматриваться как Д. л. Не является Д. л. рабочий или рядовой колхозник.
Из общего числа Д. л. необходимо выделить более узкий круг лиц – представителей власти. Это – Д. л. органов государственной власти или государственного управления, осуществляющие по своему служебному положению функции власти, т. е. пользующиеся, в частности, правом издавать лично или коллегиально постановления, приказы, распоряжения, обязательные не только для работников данного учреждения, но и для других граждан.
К представителям власти относятся, напр., депутаты Советов трудящихся, судьи, прокуроры, начальники милиции и т. д. Лица, работающие в органах власти, но не осуществляющие функций власти, напр. бухгалтер исполкома, хотя и являются Д. л., но не могут рассматриваться как представители власти.

понятие, ограничивающее круг определенных работников организации, использующееся в законодательных и иных нормативных правовых актах различных отраслей права. Например, в целях коап рф в соответствии с примечанием к ст. 2.4 установлено, что под д. Л. В коап рф понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. Е. Наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в вооруженных силах рф, других войсках и воинских формированиях рф. При этом совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как д. Л., если законом не установлено иное. Аналогичное содержание данного термина раскрывается и в ряде правовых норм ук рф. Высший судебный орган дал разъяснения многим из перечисленных признаков д. Л. И указал, что к представителям власти относятся работники государственных органов и учреждений, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности, в т. Ч. Народные депутаты, судьи, прокуроры, следователи, арбитры, работники милиции, государственные инспекторы и контролеры. Под организационно-распорядительными обязанностями понимаются функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и Т. П.). Под административно-хозяйственными обязанностями понимаются полномочия по управлению или распоряжению имуществом.

специальный субъект должностных преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ. Помимо общих признаков субъекта преступления (вменяемость, достижение 16-летнего возраста), специальный субъект обладает особенными признаками. Определение Д. л. дано в прим. к ст. 285 УК РФ, согласно которому Д. л. признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Отнесение лица к числу Д. л. происходит на основании функций, вытекающих из его служебного положения или временно занимаемой должности. Функции представителя власти означают осуществление представителем власти функций федеральной государственной власти, власти субъектов Федерации, а также властных полномочий органов местного самоуправления. Представители власти в пределах своей компетенции наделены правом предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности, подчиненности и форм собственности. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с широким кругом лиц, не находящихся в его служебной подчиненности:
Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов государственной власти соответствующего уровня (Федерации и субъектов Федерации).
Исполнительную власть представляют и осуществляют Правительство РФ и правительства субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, а также работники тех властных структур, которые осуществляют надзор за исполнением законов, поддержанием общественного порядка, ведут борьбу с преступностью, обеспечивают государственную, радиационную, пожарную, противоэпидемиологическую и иную безопасность (криминальная милиция и милиция общественной безопасности, Федеральная служба безопасности, прокуратура, Государственная таможенная служба, Департамент налоговой полиции, Государственная налоговая служба, Федеральный антимонопольный орган, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности, Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор, Федеральный горный и промышленный надзор, Государственный архитектурно-строительный надзор, Государственная лесная охрана и т. д.).
Судебная власть осуществляется судьями Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, территориальных судов и арбитражных судов всех уровней.
К числу лиц, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителей власти, относят также народных и присяжных заседателей в судах. Организационно-распорядительные функции - это функции по руководству трудовым коллективом, участком работы, отдельными работниками (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, контроль и проверка исполнения, поддержание трудовой дисциплины и т. д.). Всякий работник учреждения, имеющий в своем служебном подчинении других сотрудников, руководящий их деятельностью, направляющий и организующий их работу, является Д. л. в связи с наличием у него организационно-распорядительных обязанностей (например, руководители министерств, комитетов, департаментов, ведомств, заведующие учреждениями науки, культуры, образования, ректоры, проректоры и т. д.). Административно-хозяйственные функции - это полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, учет и контроль над расходованием материальных ценностей, получение и выдача денежных средств и документов и т. п. Такими полномочиями обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители и основании и в соответствии с учредительными документами или иными локальными нормативно-правовыми актами и состоящие в принятии, в необходимых случаях, решений, либо непосредственно влекущих правовые последствия, либо выступающих как одно из оснований наступления таких последствий, но связанные с распоряжением деятельностью других работников организации. Порядок принятия организационно-распорядительных решений должен определяться законом, регламентирующим деятельность организаций определенной организационно-правовой формы (например, Федеральным законом об акционерных обществах от 26 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. 1. Ст. 1), и подзаконными актами, которые устанавливают особенности принятия решений, определяя при этом правомочия отдельных категорий участников юридического лица и органов юридического лица. Административно-хозяйственные - это обязанности, в соответствии с действующими законами и подзаконными актами, учредительными документами и локальными актами вытекающие из реализации правомочий по управлению имуществом, в частности по совершению сделок, связанных с деятельностью по извлечению прибыли, распределению обязанностей подчиненных лиц, контролю за ними.

Кто является должностным лицом в организации

Должностное лицо в организации, с точки зрения действующего законодательства. Где и как применяется.

В законодательстве отсутствует единое определение должностного лица организации.

Должностное лицо согласно КоАП

В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ указано, что под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Должностное лицо согласно УК РФ

Согласно примечанию 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами в нормах гл. 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом неотнесение лица к должностным лицам специальным законом не означает невозможность его привлечения к ответственности на основании данных статей УК РФ. Данный вывод сделал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 01.06.2010 N 885-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вихорева Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями примечаний к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установив, что то обстоятельство, что Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не относит депутата представительного органа муниципального образования к числу должностных лиц местного самоуправления (ст. ст. 2, 40), само по себе не означает, что такой депутат не может признаваться должностным лицом по смыслу п. 1 примечаний к ст. 285 и примечания к ст. 318 УК РФ.

В п. 5 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" указано, что должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Анализ указанных определений свидетельствует о том, что под должностным лицом понимается лицо, наделенное распорядительными полномочиями или выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.

В соответствии с п. п. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Должностное лицо и судебная практика

Позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу свидетельствует о том, что должностными лицами организации являются работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, то есть работники, уполномоченные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия, например, издавать локальные нормативные акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников ( Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.07.2017 N N 305-АД17-1484, А40-91243/2016).

Таким образом, должностным лицом организации является сотрудник, который имеет в служебном подчинении других работников, обладает полномочиями по формированию кадрового состава и определению трудовых функций работников, по применению мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий, обладает полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, обладает полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организации, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

⦁ Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека:

⦁ Все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности в соответствии с (со):

а) трудовой дисциплиной;

б) специальной дисциплиной;

в) общеобязательной дисциплиной.

а) военной дисциплине;

б) трудовой дисциплине;

в) учебной дисциплине.

⦁ Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:

⦁ Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:

а) внешней дисциплине;

б) внутренней дисциплине;

в) формальной дисциплине.

⦁ Внутренняя дисциплина основывается на:

а) моральных нормах;

в) специальных правилах.

⦁ Залог успешного самовоспитания:

\u041e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043e\u043a \u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439, \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u043e\u0435 \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u0435 \u043d\u043e\u0440\u043c\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0438 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430:

\u0412\u0441\u0435 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u044b, \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438, \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u043d\u044b\u0435 \u043b\u0438\u0446\u0430 \u0438 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0435 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u044f\u0442\u044c \u0432\u043e\u0437\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043d\u0430 \u043d\u0438\u0445 \u0437\u0430\u0434\u0430\u0447\u0438 \u0438 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0432 \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0438\u0438 \u0441 (\u0441\u043e):

\u0432) \u043e\u0431\u0449\u0435\u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0434\u0438\u0441\u0446\u0438\u043f\u043b\u0438\u043d\u043e\u0439.

\u0412 \u043e\u0442\u0440\u044b\u0432\u043a\u0435: \u00ab\u0421\u0442\u0440\u043e\u0433\u043e\u0435 \u0438 \u0442\u043e\u0447\u043d\u043e\u0435 \u0441\u043e\u0431\u043b\u044e\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432\u0441\u0435\u043c\u0438 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u043b\u0443\u0436\u0430\u0449\u0438\u043c\u0438 \u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043a\u0430 \u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b, \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c \u0438 \u0432\u043e\u0438\u043d\u0441\u043a\u0438\u043c \u0443\u0441\u0442\u0430\u0432\u043e\u043c\u00bb \u0440\u0435\u0447\u044c \u0438\u0434\u0435\u0442 \u043e (\u043e\u0431):

\u0430) \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0434\u0438\u0441\u0446\u0438\u043f\u043b\u0438\u043d\u0435;

\u0415\u0441\u043b\u0438 \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u0430 \u0441\u043e\u0431\u043b\u044e\u0434\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0434\u0430\u0440\u044f \u043a\u043e\u043d\u0442\u0440\u043e\u043b\u044e \u0441\u043e \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u044b, \u0442\u043e \u0432 \u0434\u0430\u043d\u043d\u043e\u043c \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435 \u043f\u0440\u043e\u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0434\u0438\u0441\u0446\u0438\u043f\u043b\u0438\u043d\u0430:

\u0415\u0441\u043b\u0438 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0441\u043e\u0431\u043b\u044e\u0434\u0430\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u0430 \u0441\u0430\u043c, \u043f\u043e \u0441\u0432\u043e\u0435\u0439 \u0432\u043e\u043b\u0435, \u043f\u043e \u0441\u0432\u043e\u0435\u043c\u0443 \u0432\u043d\u0443\u0442\u0440\u0435\u043d\u043d\u0435\u043c\u0443 \u043f\u043e\u0431\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u044e, \u0431\u0435\u0437 \u0432\u043d\u0435\u0448\u043d\u0438\u0445 \u0441\u0430\u043d\u043a\u0446\u0438\u0439 \u0438 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0443\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u043c\u0435\u0440, \u0442\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0438\u0442\u044c \u043e:

\u0431) \u0432\u043d\u0443\u0442\u0440\u0435\u043d\u043d\u0435\u0439 \u0434\u0438\u0441\u0446\u0438\u043f\u043b\u0438\u043d\u0435;

\u0412\u043d\u0443\u0442\u0440\u0435\u043d\u043d\u044f\u044f \u0434\u0438\u0441\u0446\u0438\u043f\u043b\u0438\u043d\u0430 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043d\u0430:

\u0417\u0430\u043b\u043e\u0433 \u0443\u0441\u043f\u0435\u0448\u043d\u043e\u0433\u043e \u0441\u0430\u043c\u043e\u0432\u043e\u0441\u043f\u0438\u0442\u0430\u043d\u0438\u044f:

Физические лица, у которых есть государственно-властные полномочия или которыми осуществляется исполнительно-распорядительная в негосударственных органах, организациях, учреждениях, являются должностными лицами.

Для взаимоотношений должностных лиц характерной является служебная соподчиненность: должностным лицом определяется мера легитимного поведения других лиц, которые являются участниками правоотношений и должен выполнять правомерные требования вышестоящего начальства. У должностного лица есть право на установление и изменение прав и обязанностей, что приводит к тому, что возникают или прекращаются административные отношения в сферах государственной, муниципальной или частноправовой деятельности. Исходя из этого, статус должностных лиц распространяется на любые физические лица публичного или частного права, действия которых могут повлечь за собой факт возникновения, приостановления, изменения или прекращения юридически значимого события или обстоятельства (юридического факта).

Статус должностных лиц обуславливается правовой регламентацией их полномочий и не является зависимым от объективной реализации. У должностного лица, в зависимости от существа административного отношения, есть право на осуществление вверенных ему прав и обязанностей либо на воздержание от данных дейтсвий. То, что публичная и частноправовая деятельность отождествляется и относится к ведению должностных лиц является характерным исключительно для административного права: должностные лица в уголовном праве наделяются исключительно публичными полномочиями (примечание 1 к 285 статье Уголовного кодекса РФ).

Должностные лица могут различаться на основании того, что содержится в их публичных обязанностях. Должностные лица, которые наделены организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями выполняют функции, которые возлагаются на них в соответствии с законом, нормативными актами, приказами или распоряжениями вышестоящих должностных лиц. Специальные полномочия, определяющие статус должностных лиц, являются ограниченными сроками государственно-служебных обязанностей или могут быть прекращены в момент, когда исполняется служебное поручение, возложенное на них нормативными актами или распоряжениями.

Должностными лицами, у которых имеются публичные административные обязанности, также являются государственные и муниципальные служащие. Административные обязанности должностных могут распространяться на государственных и муниципальных служащих, которые подчинены им, но помимо этого и на лиц, которые не зависят от них на основании службы.

У указанных должностных лиц есть право на принятие решений, которые являются обязательными для исполнения в лице граждан и организаций вне зависимости от формы собственности и ведомственной подчиненности. У должностных лиц органов местного самоуправления также имеются властные административные обязанности, но право на их осуществление действительно только в исполнительно-распорядительных муниципальных органах, которые не являются государственными. Исходя из этого можно утверждать, что возлагаемые на них обязанности не являются государственно-властными.

Должностными лицами в публичном праве также являются лица, которые занимаются осуществлением властных административных обязанностей в государственных и муниципальных органах. Физические лица в коммерческих и некоммерческих организациях, у которых имеются административные обязанности, являются должностными лицами частного права. Должностные лица частного права, также как и должностные лица государственных и муниципальных органов, имеют распорядительные полномочия, но данные полномочия не властные, хоть и являются обязательными для исполнения подчиненными лицами, которые находятся с ними в трудовых отношениях. Должностными лицами частного права осуществляется коммерческая деятельность, что является невозможным для лиц, у которых имеются публичные правомочия.

Право должностного лица

На основании действующего права допускаются различия правового положения должностных лиц федерального органа гос. власти и государственных органов субъектов Российской Федерации. В последнем случае данными лицами занимаются должности, которые устанавливаются исключительно на основании конституций и уставов субъектов Федерации.

По отношению к сфере деятельности организаций, которые являются не государственными, исключая муниципальные, в действующем законодательстве установлен статус должностных лиц, которые на постоянной, временной или специальной основе выполняют управленческие функции в коммерческих или некоммерческих организациях. Состав управленческих функций данных лиц являются таким же, как и состав полномочий, которые предусматриваются для должностных лиц государственного или муниципального органа.

Данные лица наделяются организационными и распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями.

Должностные лица должны являться дееспособными гражданами, то есть иметь возможность приобретать и осуществлять гражданские права, создавать гражданские обязанности и обеспечивать их исполнение. У таких граждан есть право на вступление в обязательственно-правовые отношения, обладание имущественными и личными неимущественными правами. Возраст дееспособного гражданина не является принципиально связанным с совершеннолетием. Гражданина, который еще не достиг 18 лет могут признать дееспособным на основании 2 пункта 21 статьи Гражданского кодекса РФ и он также наделяется статусом должностного лица предприятия, организации, учреждения любой из негосударственных форм собственности. То, что несовершенному гражданину присуждается указанный статус в публичных отношениях является ограниченным действием.

К примеру, право поступления на госслужбу есть у граждан, которые достигли совершеннолетия, владеют государственным языком и имеют профессиональное образование.

Властные полномочия государственных служащих заключаются в том, что происходит реализация организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, на основании этого у служащих имеется такой же статус, как и у должностных лиц. Когда от имени и по поручению соответствующих министерств осуществляются вверенные публичные полномочия, должностное лицо должно оказывать содействие тому, как возникают, изменяются, приостанавливаются или прекращаются административные отношения.

Определение должностного лица, которое установлено в статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях, основывается на синтезе двух дефиниций, которые установлены в статьях 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации: лица, которое выполняет функции управления в коммерческих или иных организациях, а также должностного лица.

Исходя из этого, в отличие от Уголовного кодекса, в Кодексе об административных правонарушениях представляется понятие, которое обобщает значение должностного лица. Тем самым предпринимается попытка устранения логического несоответствия статуса должностных лиц в частном и публичном праве.

Административная ответственность для должностных лиц

Должностные лица могут нести административную ответственность исключительно на основании неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей (1 абзац 24 статьи Кодекса об административных правонарушениях). Должностным лицом сохраняется юрисдикционный статус по отношению к собственной проф. деятельности, в случае совершения должностными лицами нарушений общественного порядка (например, мелкое хулиганство или незаконное распитие алкогольных напитков, необходимо соответственно обращаться к статьям 20.1 и 20.20 Кодекса об административных правонарушениях) не может быть принят во внимание должностной статус нарушителей и последних должны привлекать к понесению ответственности на общем основании с другими физическими лицами.

В зависимости от того, какие цели и предназначение деятельности присутствует, можно выделить частноправовые и публичные должностные лица.

Публичным должностным лицом является должностное лицо государственного, муниципального или специального публичного органа (например, Банк России, Счетная палата, Следственный комитет Российской Федерации), должностное лицо публичной некоммерческой организации – государственной корпорации, государственной компании, бюджетного, автономного и казенного учреждения, саморегулируемой организации, а также должностное лицо публичной коммерческой организации – открытого акционерного общества с государственным участием, государственного и муниципального унитарного предприятия.

Должностное лицо частного права осуществляют свою деятельность в коммерческих организациях, основная цель которых – извлечь прибыль, или в некоммерческих организациях, которые предназначены для того, чтобы осуществлять непубличную деятельность.

Статус частноправового должностного лица обусловливается на основании его процессуального права и обязанностей в качестве субъекта административного правонарушения. Опасность для общественности правонарушения, которые совершаются в лице частноправового должностного лица, как правило может превышать вред (ущерб), который причиняется правоохраняемым интересам лицами, не наделенными должностными полномочиями, по этой причине в Кодексе об административных правонарушениях устанавливаются для должностного лица более обременительные штрафные санкции по сравнению с другими нарушителями – физическими лицами. На основании этого юрисдикционная значимость частноправового должностного лица обусловливается:

  1. на основании презумпции значимости того, какой им причиняется вред или ущерб;
  2. наделения их дополнительными правами и обязанностями в случаях, которые специально предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях;
  3. распространенности совершаемого правонарушения.

По отношению к последнему критерию необходимо отметить специфику субъектного состава Кодекса об административных правонарушения: практически во всех случаях санкциями статей КоАП устанавливается ответственности для частноправового должностного лица, к примеру публичное должностное лицо – субъект административного правонарушения, которое предусмотрено в статье 14.9 (нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), 3 части статьи 14.32 (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий), 2 часть статьи 14.35 нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества), статья 19.74 Кодекса об административных правонарушениях (непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов).

Законодательство для должностных лиц

В законодательстве субъектов Российской Федерации устанавливается ответственности публичного лица исключительно в особых случаях, к примеру, на основании Кодекса об административных правонарушениях города Москва административная ответственность для должностного лица предусматривается в случае совершения проступков, которые установлены в статье 7.27 (факт несоблюдения организациями лимита энергопотребления) и статье 7.29 (факт несоблюдения порядка того, как должно быть декларировано энергопотребление). По отношению к данным составам и субъектом правонарушений в административной сфере деятельности существуют также публичные юридические лица, которые создаются в организационно правовой форме гос. учреждений или государственных унитарных предприятий, должностные лица гос. организаций, являющихся нарушителями в данном случае могут быть привлечены к ответственности вне зависимости от того, какая имеется квалификация корпоративных правонарушений (часть 3 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях). Факт привлечения к ответственности публичной организации на основании Кодекса об административных правонарушениях РФ и г. Москвы отдельно, возможен только в случаях, которые указаны в КоАП РФ и г. Москвы, и при этом в них не предусматривается ответственность государственного или муниципального органа. Общей тенденцией федерального и московского законодательства является квалификация по преимуществу проступки частноправовых субъектов.

Примечательным является то, что в примечании к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях устанавливаются признаки, квалифицирующие частноправовые и публичные должностные лица, но привлечение последних к понесению административной ответственности является более редким явлением.

Санкции в случае налоговых правонарушений в большинстве случаев применяют к должностным лицам коммерческих организаций. Санкциями, которые определяются на основании Бюджетного и Налогового кодекса, в отличии от Кодекса об административных правонарушениях, не предусматривается дифференциация наказаний, которые были совершены в лице должностных лиц и лиц, которые не наделены полномочиями должностных лиц: в случае выявления обстоятельств, которые отягчают ответственность за совершение налоговых правонарушений, может быть принято во внимание только повторение поступков лицом, к которому уже применялись налоговые санкции.

Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

Читайте также: