Гендер как проблема философии и права

Обновлено: 02.07.2024

Введение
Тип курса: специализация.
Объем курса: 40 часов.
Форма преподавания: лекции, семинары, групповые и индивидуальные консультации.

Описание курса: Данный курс рассчитан на студентов и аспирантов ВУЗов. В ходе курса рассматриваются основные идеи и понятия гендерных исследований на уровне теории, методологии и практики.
Целью курса является ознакомить студентов и аспирантов с основными понятиями, подходами и направлениями гендерной теории с точки зрения исторической и современной перспектив на Западе и в России; проанализировать гендерную ситуацию в современной России; показать возможности применения гендерной теории и методологии для проведения исследований в области социальных и гуманитарных наук.

Задачи курса: Курс предполагает дать знания основных категорий и понятий гендерного анализа и научить студентов критически подходить к интерпретациям и репрезентациям гендерных проблем в учебных текстах, СМИ, законодательных актах и т.д. Настоящее учебно-методическое пособие содержит список основной справочной, учебной и классической литературы, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы к зачету, примерные темы творческих работ и методические рекомендации по работе над ними.


Список основной литературы.

Программа курса.

Раздел I.Введение в предмет гендерных исследований

Раздел II. Проблема гендерных исследований в истории философии

Литература:
1. Айвазова С. К истории феминизма// ОНС, 1994. №6. – С. 153 – 168.
2. Аристотель. Политика. Сочинения в 4-х тт. Т. 4./ АН СССР, Ин-тут философии. М.: Мысль, 1975. – (Философское наследие).
3. Воронина О.А. Философия пола // Философия: Учебник. / Под ред. В.Д.Губина и др. – М.: Русское слово, 1998. – С. 388 – 407.
4. Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. – М.: Преображение, 1996.
5. Платон. Государство. Собрание сочинений: В 3тт. Т.3, ч.1./ АН СССР, Ин-тут философии. М.: Мысль, 1971. – (Философское наследие).
6. Теория и история феминизма. / Под ред. И.А.Жеребкиной/. – Харьковский Центр Гендерных Исследований, Ф-Пресс, 1996.
7. Федосеева Н. Проблема гендерного неравенства. //Преображение. 1996. № 4. – С. 5 – 19.
8. Феминология. Семьеведение. Учебное пособие. – М.: Союз, 1997.
9. Шинелева Л.Т. Женщина в зеркале времени. – М., 1993.

Лекция 4. Проблема пола в Средневековой философской традиции. – 2 часа.
План лекции:
1. Представления о взаимоотношениях полов в Средние Века.
2. Представление о женском у Августина Блаженного.
3. Этика взаимоотношений полов у Фомы Аквинского.
Положение женщины в эпоху Средневековья. Противопоставление Богоматери и праматери Евы, как сообщницы дьявола в Христианстве. Культ Прекрасной Дамы. Противопоставление плоти духу как противопоставление женского мужскому у Августина. Мышление и воля как мужские качества в философии Фомы Аквинского.

Литература:
1. Брандт Г.А. Природа женщины как проблема (Концепции феминизма)// ОНС. 1998. №2. – С.167 – 180.
2. Воронина О. Женское предназначение: миф, идеология, практика// Искусство кино. 1991. №6. – С. 14 – 17.
3. Воронина О.А. Философия пола // Философия: Учебник. / Под ред. В.Д.Губина и др. – М.: Русское слово, 1998. – С. 388 – 407.
4. Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. – М.: Преображение, 1996.
5. Мольтманн–Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину: Феминистская теология и человеческая идентичность// Вопросы философии. 1991. №3. – С.91 – 104.
6. Теория и история феминизма. / Под ред. И.А.Жеребкиной/. – Харьковский Центр Гендерных Исследований, Ф-Пресс, 1996.
7. Шинелева Л.Т. Женщина в зеркале времени. – М., 1993.

Литература:
1. Айвазова С. К истории феминизма// ОНС, 1994. №6. – С. 153 – 168.
2. Брандт Г.А. Природа женщины как проблема (Концепции феминизма)// ОНС. 1998. №2. – С.167 – 180.
3. Воронина О.А. Философия пола // Философия: Учебник. / Под ред. В.Д.Губина и др. – М.: Русское слово, 1998. – С. 388 – 407.
4. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании./АН СССР, Ин-тут философии. М., соцэкгиз, 1936.
5. Дидро Д. Избранные атеистические произведения./ Ред. и статья Х.Н.Момджян. АН СССР, Ин-тут истории. М., 1956.
6. Кант И. Сочинения: В 6-ти тт. Т.2./ АН СССР, Ин-тут философии. [Под общ. ред. В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги, Т.И.Ойзермана]. М.: Мысль, 1964.
7. Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. – М.: Преображение, 1996.
8. Локк Д. Два трактата о правлении. Сочинения: В 3-х тт. Т.3./ Пер. с англ. и лат. Т.3/ Ред. и сост., авт. примеч. А.Л.Субботин. М.: Мысль, 1988. – (Философское наследие).
9. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Педагогические сочинения в 2-х тт. Т.2./ Под ред. Г.Н.Джимбуладзе. М., Педагогика, 1981.
10. Теория и история феминизма. / Под ред. И.А.Жеребкиной/. – Харьковский Центр Гендерных Исследований, Ф-Пресс, 1996.
11. Федосеева Н. Проблема гендерного неравенства. //Преображение. 1996. № 4. – С. 5 – 19.
12. Феминология. Семьеведение. Учебное пособие. – М.: Союз, 1997.
13. Шинелева Л.Т. Женщина в зеркале времени. – М., 1993.

Раздел III. Основные проблемы гендера в гуманитарных науках.

Лекция 11. Проблемы социализации - гендерный аспект. – 2 часа.
План лекции:
1. Стратификация по признаку пола.
2. Социализация как механизм конструирования женственного и мужественного. Понятие гендерной идентичности.
3. Гендерные ролевые стереотипы и идеалы.
Понятие гендерной стратификации. Концепции дифференциации гендерных ролей: половой диморфизм (В.А.Геодакян, теория функционализма Т.Парсонса и её критика М.Мид) и половой символизм (неомарксисты: Г.Гибш, М.Форверг, Х.Хартман; теория гендерной схемы С.Бем). Понятие гендерной идентичности. Формирование гендерной идентичности: возрастные границы и механизмы. Теории усвоения половой роли: психоаналитическая теория, теория социального научения, теория когнитивного развития, новая психология пола. Институты гендерной социализации: семья, школа, друзья, СМИ и т.д.
Культурные репрезентации мужского и женского. Различие между ролью и идентичностью. Стереотипы мужских и женских ролей и возможность их смены.

Семинар 1. Основные идеи и направления феминизма.
1. Социальные и интеллектуальные предпосылки феминизма.
2. Концепции либерального, марксистского, социалистического, радикального, психоаналитического и постмодернистского феминизмов.

Семинар 2. Понятие гендера.
1. Основные направления гендерной теории. Различия понятий пол и гендер.
2. Определения гендера.

Семинар 3. Институты социализации и проблема гендерной идентичности.
1. Понятие гендерной идентичности.
2. Роль семьи, школы и средств массовой информации в формировании гендерных ролевых стереотипов и идеалов.

Темы творческих работ:
1. Женщины – философы.
2. Образ феминизма в общественном сознании.
3. Социальная политика в отношении женщин в России.
4. Гендерные стереотипы в речи.
5. Насилие в отношении женщин в семье и на работе.
6. Права женщин в Российском обществе.
7. Международное законодательство о правах женщин.
8. Женщины и предпринимательство.
9. Женщины-политики.

Содержание понятия "гендер" как западного веяния, недостаточно отрефлексированного относительно общества. Философская сущность, методологический потенциал гендерного подхода. Основной вопрос феминизма, на который нет ответа: "Почему женщина - второй пол?"

Рубрика Философия
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 26.10.2018
Размер файла 23,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Сургутский государственный университет

Социально-философская сущность гендера

Юлия Сергеевна Тукачева

Аннотации

Статья раскрывает содержание понятия "гендер". Особое внимание в работе автор акцентирует на философской сущности и методологическом потенциале гендерного подхода.

Ключевые слова и фразы: гендер; гендерный подход; биологический детерминизм или эссенциализм; социальный конструктивизм.

The author reveals the content of the notion “gender" and pays special attention to the philosophical essence and methodological potential of gender approach.

Key words and phrases: gender; gender approach; biological determinism or essentialism; social constructivism.

Основное содержание исследования

Гендер воспринимается россиянами как западное веяние, недостаточно отрефлексированное относительно современного общества. В то же время европейские научные круги активно используют гендерную идеологию, разрабатывая и проектируя социальную работу любого характера. Дело в том, что гендер обладает особой философской сущностью, позволяющей руководствоваться прогрессивными нормативами социального устройства. Иными словами, гендер обладает рациональным конструктивизмом.

Подобное наполнение сформировалось задолго до появления гендера в таком виде, в котором его принято трактовать. Речь идет об истории феминистского движения. Общеизвестно, что со времен Античности так или иначе человеческое достоинство женщины принижалось, господствовала идея "очищения" истинного знания от фемининности. Лишь в эпоху Просвещения, благодаря Жан-Жаку Руссо и Мэри Уоллстонкрафт, меняется точка зрения на женскую субъективность. Утверждение феминности и подрыв фаллогоцентризма происходят в неклассической философии Ницше. Идею равноправия продвигают представители социалистической и марксистской философии: Сен-Симон и Фурье, Маркс и Энгельс. Однако именно философия феминизма вносит существенный вклад в отказ от практик бинарного философского мышления. Необходимо отметить, что в основу феминизма легли следующие теории: психоанализ З. Фрейда (конец XIX - XX век) и социологическая теория разделения половых ролей Т. Парсонса и Р. Бейлса (начало 20-х - 70-е гг. XX в.). Особое внимание следует уделить последней теории. Как отмечают Е. Здравомыслова и А. Темкина, полоролевой подход стал первой теорией, объясняющей функционально обусловленное различие мужской и женской ролей в семье и обществе [5, с.179]. Дальнейшее развитие феминизма шло на основе критики вышеназванного подхода. В связи с этим, в самом течении "уживались" три направления: либеральное, радикальное и социалистическое, которые по-разному расставляли акценты внутри одной общей идеи. Наиболее влиятельной фигурой феминизма в целом является представительница его радикального направления Симона де Бовуар ("Второй пол", 1949 г.). Она считает, что общество конструирует мужское / маскулинное как позитивную культурную норму, а женское / феминное - как негативное, как отклонение от нормы, как Другое.

Возникает основной вопрос феминизма, на который пока нет ответа: "Почему женщина - второй пол?".

Итак, гендер начали воспринимать как способ конструирования половой идентичности, как метод, опровергающий принципы биологического эссенциализма, лежащие в основе поло-ролевого подхода. Данное понимание нового социального феномена уже не могло быть тождественно понятию биологического пола, заданного природой. Однако соотношение гендера и пола до сих пор является предметом дискуссий. Например, современный исследователь А.А. Эльдарион считает, что глубинный смысл понятий "пол" и "гендер" одинаков. Оба понятия указывают на дихотомическое деление сущности человека на "мужское" и "женское". Различия же сводятся к тому, как именно и что они характеризуют в индивидуальных психологических особенностях. Один термин делает акцент на биологических основаниях этих особенностей, другой подчеркивает их социокультурное происхождение. Исследователь приходит к наиболее оптимальному определению гендера: "Гендер - социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается" [15, с.283]. Существует также точка зрения, что биологический пол задает предпосылки формирования социального пола, т.е. гендера, и поэтому является определяющим. Наше мнение таково: гендер не следует сводить к понятию пол по следующим причинам. Во-первых, гендер не содержит заданных природой характеристик. Во-вторых, это понятие отражает процесс конструирования личности. Он происходит на всех уровнях познания, что еще раз подтверждает его философскую сущность. Сущность гендера как явления нового этапа развития общества, по нашему мнению, заключается в регуляции социального компонента структуры личности. Он выступает неким личностным фильтром общественного самопознания и самосознания, т.е. гносеологическая составляющая этого понятия является первостепенной. Онтологическая же составляющая гендера заключается в обеспечении равноправия взаимоотношений мужчины и женщины в социуме. Принципы равноправия составляют праксиологический аспект гендера. Ценностная сущность андрогинии (совмещения и варьирования феминного и маскулинного стилей поведения в зависимости от ситуации) составляет основу идеологии гендерно компетентного поведения. Помимо констатации психофизиологических различий, теория андрогинии порождена идеей о целостности мужского и женского как равнозначных частей общего. Эта идея и лежит в основании процесса гендеризации общества. Обоюдное сходство ведет к равнозначности, корпоративности и стремлению к справедливости. Идею о психологических сходствах мужчин и женщин высказала Л. Попова в статье "Психологические исследования и гендерный подход" [10], но в то же время она подчеркнула, что самим издателям интереснее печатать материал о гендерных различиях, что соответствует стреотипизации общественного сознания. Таким образом, гендерная проблема имеет глубокие социокультурные корни и только начинает осознаваться.

В настоящее время категория гендера, впервые введенная в 1968 г.Р. Столлером, имеет принципиальные отличия от понятия пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение. Гендер выступает в качестве следующих значений:

а) гендер - социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения (Goffman, 1976);

б) гендер - совокупность поведенческих характеристик и ролей, определяющих личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины в определенном обществе (Money, 1965);

в) гендер - организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение или взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества, например, в социальных классах, в иерархиях крупных организаций и при формировании структуры занятости [3, с.7-14].

Будучи явлением, новым для большинства ученых, и поэтому недостаточно разработанным, гендер сталкивается с проблемой "методологической адаптации" в различных науках и дисциплинах. Например, Н.К. Радина выделяет тенденции к искажению методологических основ гендерных исследований. Среди них следующие:

1) подмена гендерной методологии методологией биологического детерминизма и 2) отождествление гендерного подхода в исследованиях с феминизмом как движением [11, c.125]. Попытаемся внести ясность в понимание методологии гендера и рассмотрим каждый пункт.

1) Подмена гендерной методологии методологией биологического детерминизма. Данная проблема сводится к вышеобозначенному противоречию между понятиями пол и гендер. Дело в том, что становление теории гендера является результатом взаимодействия двух основных теорий: биологического эссенциализма и социального конструирования гендера. Известный исследователь гендерной проблематики М. Киммел так разъясняет суть этого взаимодействия: "Биологические различия обеспечивают сырье, из которого мы начинаем создавать наши идентичности в рамках культуры и общества". Теория половых ролей или биодетерминизм не может объяснить различия женщин и мужчин или разные определения мужественности и женственности в различных ситуациях без объяснения этих различий отклонениями от норм. Еще одна существенная проблема этой теории в том, что она деполитизирует гендер, не считая его аспектом социальной структуры, а превращая его в набор индивидуальных характеристик. В конце концов, теория половых ролей не способна понять динамику социальных изменений, касающихся мужчин и женщин [6, с.73-154].

2) Отождествление гендерного подхода в исследованиях с феминизмом как движением. Фактически дискуссия между теоретиками гендера и теоретиками феминизма - это спор вокруг дилеммы равенства / различия. Теория сексуального различия, лежащая в основе феминизма, настаивает на асимметрии мужского и женского. Гендер же утверждает равенство мужчин и женщин, рассматривая женственность и мужественность не как нечто обусловленное анатомией, биологией, психикой, не как нечто врожденное, а как общественный конструкт [12].

Т. Дашкова дает обоснование женским, феминистским и гендерным исследованиям следующим образом. Общеизвестно, что "женские исследования" утвердились "на гребне" второй волны женского движения (конец 60-х годов), в основании которого была идеология феминизма. Очень кратко она может быть обозначена как противостояние двух тенденций: с одной стороны, требования равноправия женщин, с другой, - требования признания особенности женской сферы. На этих же постулатах основывается и "феминистская критика", составившая теоретический фундамент "женских исследований". Результатом феминистской критики гуманитарного знания стало возникновение и институционализация сначала в США (конец 1960-х гг.), а потом в Западной Европе (1980-е гг.)"женских исследований" (women's studies). Одной из составляющих "женских исследований" стала "женская история" ("история женщин"). Под вопрос были поставлены как природная общность женского опыта, так и наиболее популярные объяснения его специфики, которые, несмотря на все различия между ними, имели один общий недостаток: фиксировали и субстанциализировали бинарную оппозицию "мужского" и "женского". Результатом поисков выхода из этой ситуации стало формирование гендерных исследований или "истории полов". Гендер, в качестве базового понятия, формирует новый образ феминистского исследования, переопределяя основополагающие для феминизма стратегии равенства и различия [4, с. 203-245].

Н.А. Блохина исходит из точки зрения, что гендерные исследования есть концептуальный проект феминизма, в рамках которого реализуются новые возможности, связанные с использованием гендерного подхода. Гендерный проект в большей мере отвечает запросам своего времени. Феминистские исследования, таким образом, явились, с одной стороны, первоистоком гендерных исследований, а с другой стороны, в трансформированном виде, сменив феминистскую методологию эссенциализма методологией конструктивизма, влились в гендерные исследования [1].

Итак, мы рассмотрели категорию гендера как социально-философский способ конструирования реальности на основе принципов равноправия и сделали вывод о том, что гендер охватывает все области общественной деятельности, так как обладает созидательной социально-философской сущностью. Необходимо отметить, что ученые видят в этом феномене методологический потенциал разрешения социальных проблем и рассматривают его как метод преобразования поло-ролевых взаимодействий. Позитивную оценку гендерного подхода содержат, например, следующие его характеристики.

Философия: гендер не дается человеку от природы или от Бога, а конструируется его социокультурным окружением, он - продукт власти, а гендер - категория, призванная, прежде всего, таким образом, вскрыть технологию воспроизводства властных отношений в сфере пола [2].

Социология: гендер как культурно-символическое определение пола, как вариант стратификационного подхода "работает" на уровне анализа идентичности, межличностных отношений, системном и структурном уровне [13].

История: гендерная история бросила вызов традиционной историографии, отвергнув "вечную и внеисторическую Женщину" [14].

Психология: гендерный подход как научная теория при анализе психологических аспектов гендерных отношений доказывает необоснованность и нецелесообразность сложившихся традиционных, неравноправных моделей поведения в ситуациях межполового взаимодействия [7, с.252].

Известный исследователь гендерной проблематики И. Кон отмечает, что "…сложилась ситуация, когда мужчины и женщины начали открыто и жестко конкурировать друг с другом не только в семейно-бытовой сфере, но и в самом широком спектре общественных отношений и деятельностей. Однако конкуренция - не только соперничество, но и способ кооперации, в результате которой у представителей обоих полов образуются новые социальные качества" [9, с.372]. Как видно, ученый позитивно оценивает явление гендерного подхода к социальным изменениям в обществе. Ведь благодаря гендерному подходу пол стал рассматриваться как инструмент современной социальной детерминации и стратификации (наравне с классом, этносом, конфессией, культурой), а актуальные социальные проблемы - власть, насилие, самосознание, свобода теперь предстают как проблемы, связанные с принадлежностью к определенному полу [8].

гендер феминизм пол философский

Список литературы

2. Брандт Г.А. Гендерные исследования в России: особенности и проблемы // Гендерные отношения в современной России. Самара: Самарский университет, 2003.

3. Гендерология и феминология: учебно-методическое пособие для студентов по специальности 040101 "Социальная работа в системе здравоохранения" / сост.В.И. Чумаков. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

4. Дашкова Т. Исторические исследования в России - II: семь лет спустя / под ред. Г.А. Бордюгова. М.: АИРО-ХХ, 2003.

5. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С.177-185.

6. Киммел М. Гендерное общество / пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006.464 с.

7. Клецина И.С. Гендерный подход и равноправие в межличностных отношениях // Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвящённой теории и истории женского движения / сост. и отв. ред. Г.А. Тишкин. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.249-255.

9. Кон И.80 лет одиночества. М.: Время, 2008.432 с.

10. Попова Л.В. Психологические исследования и гендерный подход // Women Gender Culture. M., 1999.

11. Радина Н.К. Гендерная методология в социальной психологии // Гендер как инструмент познания и преобразования общества: материалы международной конференции "Гендерные исследования: люди и темы, которые объединяют сообщество" (4-5 апреля 2005 г., г. Москва) / ред. - сост.е.А. Баллаева, О.А. Воронина, Л.Г. Лунякова. М.: РОО МЦГИ при участии ООО "Солтэкс", 2006. С.125-134.

12. Сеитова М. Социально-культурные значения пола: проблемы теоретизации // Пол женщины: сборник статей по гендерным исследованиям. Алма-Ата, 2000. С.33-41.

13. Темкина А.А., Здравомыслова Е.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования. 2000. № 11. С.15-23.

14. Усманова А. "Визуальный поворот" и гендерная история // Гендерные истории Восточной Европы: сб. научных статей / под ред.Е. Гаповой, А. Усмановой, А. Петто. Минск, 2002.

15. Эльдарион А.А. "Пол" и "Гендер": различные взгляды на одну проблему // Сборник докладов 56-й международной молодежной научно-технической конференции "Молодежь ? Наука ? Инновации" (26-27 ноября, г. Владивосток). Владивосток, 2008. Кн.2.

Подобные документы

Факторы, которые предопределили зарождение феминистских идей, которые долгое время существовали как идеология равноправия женщин и как социально-политическое движение. Влияние язычества, православия и западной культурной традиции на развитие феминизма.

реферат [26,9 K], добавлен 15.01.2011

Исторические корни феминизма. Характеристика классического и постклассического феминизма. Социально-политические и экономические закономерности решения женского вопроса. Социальный статус женщины в обществе. Анализ гендерного подхода к проблеме власти.

реферат [39,7 K], добавлен 04.01.2013

Сущность понятия любви как отношений между мужчиной и женщиной. Раскрытие общих свойств и качеств, без наличия которых "любовь", как таковая, невозможна в принципе. Ее анализ на трёх уровнях взаимодействия: трансцендентном, социальном и материальном.

монография [120,0 K], добавлен 29.07.2010

Понятие мировоззрения. Его исторические типы. Философия в системе культуры. Функции и основной вопрос философии. Понятие материи. Философская мысль Древней Индии. Древнекитайская философия. Материализм древнегреческой философии. Средневековая схоластика.

книга [496,3 K], добавлен 06.02.2009

Герменевтика как искусство истолкования текстов и философская теория понимания. Методы гуманитарного познания согласно учениям В. Дильтей. Феномен понимания и правильного истолкования понятого. Особенности и этапы становления философской герменевтики.

реферат [22,2 K], добавлен 31.07.2009

Взгляд на мир сквозь призму философской мудрости. Как начинается философская работа. Противопоставление повседневной жизни и жизни созерцательной. Развитие духовного начала как основной стержень жизни философа. История жизни и смерти Канта и Сократа.

реферат [26,0 K], добавлен 16.01.2010

Природа человека и характер философской концепции. Сущность человеческого генезиса. Подходы к измерению человека: биологический, психический, социальный и космический. Смысл человеческого существования. Смерть как фактор человеческого существования.

С рождения человек находится в семье, он образован и развит. По достижении совершеннолетия или в силу определенных обстоятельств он создает свою собственную семью.

Почти все будущие супруги, вступая в барк, думают, что их союз будет священным и неразрушимым. Мысли о разводе в будущем возникают очень редко. Но статистика разводов растет с каждым годом. Ведь многие забыли об истинном предназначении брака, семьи, плохо ориентирующейся в противоположной сфере, часто не понимают своих поступков. И все эти знания лежат в философии. Я уверен, что почти каждый хочет понять противоположный пол и себя, чтобы иметь сильную и счастливую семью.

Философское учение о семье. Проблема брака и пола в философии - Проблема гендера в философии

Проблема гендера в философии

То есть, нет ни идеального мужчины, ни идеальной женщины. Развитие мальчика и девочки не отличается строгостью. Можно сказать, что весь мир разделен на две стороны, которые не существуют по отдельности. Между ними есть стадии, женские и мужские.

Но у Платона был свой взгляд на это. Он писал, что мужчина и женщина притягиваются друг к другу, потому что когда-то они были едины. Андрогины, жившие до людей, были разделены на две половины. С тех пор у людей появилось желание воссоединиться, чтобы вернуться в единое государство.

Эта теория в какой-то степени отражает притяжение мужчины к женщине. Обращаясь к Библии, согласно священному преданию, Ева была создана из ребра Адама. То есть, до дивизиона Адам был Адам-Евой. Можно предположить, что Бог изначально был зачат как андрогинное творение. Также можно обратить внимание на то, что Иисус Христос как человек является Спасителем не только для человечества, но и для всего человечества. Получается, что Иисус Христос воспринимает человечество как единое целое и не делит его на мужское и женское. То есть пол не является необходимым атрибутом человеческой природы, но противоречит христианской вере.

Если рассматривать мужественность и женственность отдельно, то мы приходим к выводу, что каждый пол по-своему уникален.

По мнению Э. Бадентера, в западной философии существует два подхода к интерпретации гендера, и оба подхода предполагают доминирование мужественности.

Первый подход говорит о существовании сходства полов. Мужские и женские сексуальные органы — это одно и то же, просто расположены по-разному. Одно из самых главных — это то, что мужчина доминирует над женщиной и находится над ней.

Вторая концепция отражает различия в биологических, психических и социальных характеристиках. Мужчина и женщина пересекаются только в аспекте продолжения человеческой расы. «В конце концов, — говорит Э. Бадентер, — какую бы модель ни использовали при понимании природы полов — на основе сходства или различий — мужчина всегда предстает, в любом случае, как самый совершенный представитель человечества, как некий абсолют, на который ориентирована женщина.

В другой работе философ пишет: «Женщина — носительница сексуального элемента в этом мире….. У женщины нет ничего, что не является сексуальным, она сексуальна в своей силе и слабости, сексуальна даже в слабости сексуального желания… Она гораздо меньше мужчина, гораздо больше природа…. Женщина по природе всегда живет в одном, не содержит многих вещей. Женщины плохо понимают эту способность мужчин сдерживать полноту бытия….. Все сущее идентифицируется женщиной с тем состоянием, которым она обладает в данный момент. Женщина, которая страдает от неразделенной любви, всегда будет отвечать на вопрос, что такое Бытие, говоря, что Бытие — это неразделенная любовь….. Личность женщины всегда находится под угрозой раствориться в единичных переживаниях и пожертвовать собой ради этих переживаний. Поэтому женская природа склонна к гипнозу и одержимости….. Женщина не может устоять перед властью временных состояний, но она вкладывает во временное состояние полноту своей природы, свою вечность.

Человек, по своей природе, всегда требует немедленного удовлетворения своего сексуального влечения. Человек изображается как воплощение совершенства, силы. Женщина, с другой стороны, другая. Человек более независим от чужого мнения, более решителен. Он может хранить все свои эмоции, все свои переживания, а не женщину.

Типы брака. Поведенческие нормы

Если смотреть на брак с чисто субъективной точки зрения, то это моральные отношения между людьми. Брак может быть счастливым, если супруги полностью совместимы. И это большая проблема. Люди, которые начинают общаться, или совместимы, или слегка совместимы, или не совместимы вообще. В отношениях между супругами играет роль ряд личностных характеристик. Одним из критериев межличностной совместимости является максимальное удовлетворение потребностей друг друга. Когда есть сочувствие, есть взаимное уважение, доверие и преданность друг другу. Это либо случится, либо не случится.

В отношениях между мужчиной и женщиной должны быть моральные нормы. Это обычаи, которые развивались на протяжении многих поколений, или правила, которые лежат на земле в том или ином обществе.

Нормы поведения, которые привели бы мужчину и женщину к бесспорному счастью, трудно выделить. С каждым человеком все индивидуально и зависит от его личностных качеств. Прежде чем принять решение о системе моральных норм, необходимо определить для себя все вытекающие последствия, которые могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными. Предположим, вы определились с типом семьи, более полигамной или моногамной и патриархальной.

Моногамный брак — это брак одного мужчины и одной женщины. Эта форма брака — последняя в серии эволюции:

  • Точечная семья основана на групповом браке нескольких сестер, братьев и сестер и их родственников, с мужьями каждой из них.
  • Синдиазм был основан на браке отдельных пар. Продолжительность брака зависела от доброй воли сторон.
  • Патриархальная семья основывалась на браке одного мужчины с несколькими женами, обычно сопровождавшемся уединением жен.

Моногамия содержала много противоречий. Считалось, что эта форма брака создана для женщин. Основной частью моногамных браков для многих людей был брак по расчету.

В средние века такой брак был немыслим. Родители вступили в брак, и их дети были вынуждены вынести такое решение. А супружеская любовь редко была большим бонусом к браку. Но есть ряд примеров из жизни, когда люди состояли в браке не по любви и взаимному согласию, а по принуждению или в соответствии с обычаями. Безоговорочная покорность, послушание были основными характеристиками жены. Хозяева, обладавшие большой властью над своими рабами, могли принудить мужчину и женщину к браку. Его слово считалось законом. Материальная безнадежность и экономические интересы часто искажают суть брака и семьи.

Идеалистический и реалистичный взгляд на брак

Когда мы смотрим на историю развития брака, есть два мнения. Это реалистичный и идеалистический взгляд. Первая теория основана на воспроизводстве и деторождении.

Если необходимой целью брака являются дети, то это уже гражданский долг, но ни в коем случае не свобода. В древности большое внимание уделялось деторождению, которое было главной целью. Бесплодие жены было веской причиной для расторжения брака. А в Индии, если человек был бесплоден, брат или отец брал жену, а потомство считалось принадлежащим этому человеку.

Идеалистическая теория рассматривает совершенство мужчины и женщины, их развитие и полноту бытия как основную цель брака. Эти качества мы находим в Библии, которая объясняет создание женщины желанием Адама иметь потомство. Эти идеи можно проследить в различных брачных обрядах. Мы находим похожие отголоски в Платоне с изображением оригинального андрогина. Платон также утверждал, что супружеская любовь — это влечение к полноте, которое возносит человека к первозданному совершенству, исцеляет его и делает счастливым. В христианскую эпоху эта теория получила широкое распространение на Востоке. Считалось, что тот, кто не женится, не мужчина, а только половина. И мужчина и женщина — одно целое.

Человек выбирает для себя правильную теорию на всю жизнь. Наше мировоззрение, наши чувства, наше отношение к браку — это путеводитель в жизни. В конце концов, мы строим свою собственную жизнь. Только мы решаем, что лучше для нас.

Сейчас я придерживаюсь идеалистической теории. Брак — это решение, принятое мужчиной и женщиной, стремящимися жить дальше и улучшать себя и друг друга. Дети должны приходить тогда, когда самосовершенствование достигло больших успехов и существуют теплые, любящие отношения между обоими партнерами, а любовь присутствует. Нет сомнений, что в браке, в семье должны быть дети. Но это не принуждение, это желание мужа и жены.

Если муж и жена не могут иметь детей по каким-либо причинам, это не говорит о распаде брака и семейной жизни. В современном мире существует множество вариантов оплодотворения в клиниках или возможность забрать ребенка из детского дома. Если семья построена на любви, гармонии и взаимном уважении, а людей привлекает друг к другу, то бесплодие мужа или жены не является большой проблемой. Можно завести ребенка от другого мужчины, но не факт, что отношения между ними будут такими же теплыми, как с любимым человеком. Поэтому каждый в жизни сам решает, что важнее и нужнее.

Само определение семьи гласит, что это группа из двух или более человек. Два человека уже семья. Если в это время мужчина и женщина не считают необходимым иметь детей, то это не проблема. Но следует понимать, что существуют не только духовные отношения, но и сексуальные. Таким образом, существует неразрывная связь между сексуальной жизнью и рождением. Конечно, если люди не хотят детей, мы можем использовать различные методы контрацепции. Но я думаю, что семья должна быть полной, то есть иметь детей. Но просто осознание деторождения не должно навязываться людям как нечто обязательное. Муж и жена должны принять решение в свое время. Как и в современном мире, очень трудно правильно воспитывать ребенка, давать ему все материальные блага, необходимые для его жизни. Поэтому морально и материально необходимо быть готовым к такому шагу.

Ценность и значимость брака

Мужчина и женщина должны готовиться к браку. Но почему примерно половина всех браков распадается? Чаще всего это молодые семьи. Скорее всего, это происходит из-за непонимания самой природы брака. Институт семьи является одним из важнейших институтов. К такому шагу следует относиться очень серьезно и пересмотреть его, и он касается не только молодежи. На самом деле, в последние годы наблюдается тенденция к гражданским бракам.

Почему многие предпочитают гражданский брак законному браку?

Потому что в прошлом рождение вне брака считалось позором не только для женщины, но и для всей семьи. В Париже существовали монастыри, в которые забирали беременных незамужних женщин. Обычно это делали родители. Они оставались там, чтобы искупить свои грехи, пока один из бабушек и дедушек не пришел забрать их, что было очень редко. Но сейчас это норма для общества.

Каждая вторая пара в нашей стране уже много лет живет в гражданском браке и не имеет намерения его регистрировать. Я считаю, что это свидетельствует об отсутствии стабильности в отношениях, и о любви между этими людьми не может быть и речи.

Некоторые люди, которые думают о браке, семье, чтобы проверить друг друга, в первый раз живя вместе. Они оспаривают множество фактов и отговорок. Если ты любишь человека, ты проверишь его? Любовь живет с подозрением, сомнением?

Многие молодые люди отказываются от некоторых стереотипов, принципов и правил приличия, которые соблюдались их родителями, бабушками и дедушками.

Любой гражданский брак выгоден, потому что дает возможность посмотреть на человека, на которого собираешься жениться, попробовать себя в семейной жизни. Мы прекрасно понимаем, что время букета конфетти заканчивается и начинается повседневная жизнь. Люди находятся в фазе изменения характера. Каждый может посмотреть на своего партнера, на то, как он будет справляться с трудностями, сможете ли вы продолжать быть вместе. Если люди не подходят друг другу, не совпадают по характеру или просто не хотят работать над собой и своими отношениями, это нормально — расставаться без необходимости проходить через раздел имущества и громкий развод. Так люди могут защитить себя от роковой ошибки. Но вы также можете упустить из виду счастье, всегда пытаясь внимательно рассмотреть свою половинку, чтобы поставить под сомнение их каждое действие.

В гражданском браке люди — свободные птицы. Они ничем не ограничены. Где дует ветер, там и они тоже. Но присутствует ли такая черта характера у мудрого взрослого человека, получившего образование во всех областях? Можно ли говорить о любви, когда люди не хотят быть ответственными друг за друга и не пытаются быть таковыми? Но так легче жить. Никаких обязательств, никаких обещаний, никаких требований, никакой ответственности. Если тебе что-то не нравится, просто возьми и уходи. За столько здравомыслия и не нуждаюсь в нем. Конечно, «быть любовником гораздо легче, чем мужем, по той простой причине, что гораздо труднее весь день проявлять интеллект и остроумие, чем время от времени говорить что-то умное. Ведь счастливая семья — это работа сама по себе и в отношениях.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Мишель Фуко и Жиль Делеза – гендерные маркировки субъективности являются не неизменными биологическими, а социально сконструированы и производятся определенными типами властных стратегий. Основная тенденция анализа феномена современной власти, по их мнению, состоит не только в том, чтобы атаковать те или иные властные институты, группы, элиту или класс, но скорее – саму технологию власти, производящую гендерное неравенство/гендерные неравенства в обществе.

Жиль Д. Логика смысла. – М.: Академия, 2005. – 295с.

Петрова Р.Г. Гендерология и феминология. – С.-Пб.: Дашков и К, 2010. – 272с.

Понуждаев Э.А. Основы гендерологии. – М.: Кристалл, 2009. – 210с.

Тема 2. Гендер как социально-историческая категория

Цель: Отразить стороны брачно-семейных отношений по Римскому праву.

Действующие лица: Невеста (жена); Жених (муж); Отец невесты; Отец жениха; Претор; Комментатор; Свидетели; Артефакты: Кольцо (задаток), Весы, Приданое, Глиняная дощечка (брачный договор)

Комментатор: В нашем выступлении мы хотели бы отразить институт брачно-семейных отношений в римском праве, все стадии заключения брака и последствия его расторжения.

Сцена 1. Решение о свадьбе.

Сидит дочь, занимается своим делом (вышиванием), к ней подходит отец.

Отец: Ну что дочка вот ты и взрослая совсем.

Дочь: Ага. 12 лет.

Отец: Ооо. так и в девках не долго засидеться. Надо бы замуж тебя выдавать. У меня есть жених на примете. Тит – хороший парень.

Дочь: Но он мне не люб.

Отец: А это уже не твое дело! Домовладыка все решает!

Дочь: Ну что ж замуж так замуж.

Сцена 2. Обручение (помолвка).

Комментатор: Обручение в римском праве назывался предварительный cговор о заключении брака, при котором главы семейств жениха и невесты окончательно соглашаются на их брак, обмениваются реальным или символическим обеспечением своего соглашения. Это передача задатка (чаще всего кольца) и брачного дара в дом невесты, и совершают другие торжественные действия, которыми вообще сопровождались древние сговоры (чаще всего это было рукобиение).

В дом приходит жених, его отец. Их встречает отец невесты.

Отец невесты: Ну, вот как и договаривались дочь моя подросла, надо бы и замуж ее выдать.

Отец жениха: Да невеста хороша! Как раз под стать моему сыну, но надо бы и формальности соблюсти.

Отец невесты: Ну, это само собой. Сперва договоримся о стоимости.

Комментатор: Цена невесты колебалась от одной до двадцати овец или коров.

Отец жениха: Я думаю 10 овец и 5 коров достаточно будет.

Отец невесты: Да что ж я зря такую красавицу растил, чтоб так дешевить! Давай уж по высокой цене отдам. Девушка целомудренна, детородна. А ты за нее 10 овец и 5 коров! Ну, это никуда не годится.

Отец жениха: Целомудренна, говоришь, ну что ж согласен.

Ударили по рукам.

Отец жениха: Теперь о задатке будем говорить. Думаю, как по обычаю кольцо?

Отец невесты Кольцо!

Отец жениха: В брачный дар даю тебе кухонную утварь.

Ударили по рукам.

Отец жениха: Теперь о приданом. Нам много не надо. Одеяний да кружев достаточно будет.

Ударили по рукам.

Отец невесты: Ну, теперь и формальности соблюсти надо.

Комментатор: Соблюдение формальностей было обязательным в римском праве, точность формул играло важную роль. Так по ст. 159 Законов царя Хаммурапи, если жених откажется от невесты, то брачный дар и выкуп остается отцу невесты. А по ст. 160, если отец не отдаст дочь, то должен вернуть вдвойне, все, что было принесено женихом.

Отец невесты: Я отдам тебе мою дочь.

Жених: Я возьму твою дочь.

Комментатор: Фактом помолвки ну и самого брака в будущем являлся поцелуй между женихом и невестой.

Сцена 3. Свадьба.

Пока говорит комментатор, Настя одевает платье.

Комментатор: В римском праве не установлен точный срок после помолвки, когда должен быть заключен брак. Так как все формальности соблюдались во время помолвки, свадьба состояла в том, что заключался договор между женихом и невестой. И поэтому большого промежутка между помолвкой и свадьбой не было. С развитием культуры покупка невесты у римлян еще долго сохранилась в виде символического акта. Мужчина в Риме во время обручения должен был иметь при себе весы, на которые невеста в присутствии свидетелей бросала монету. Согласно ст.128 Законов царя Хаммурапи если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена. Уже во времена правления Хаммурапи тексты брачных контрактов, нанесенные клинописью на глиняные таблички, обжигались и хранились у претора на случай возможных в будущем конфликтов. Существовали разные типы брачных договоров, в том числе и контракт, оговаривающий срок действия и цель.

На сцену выходят жених, невеста, их отцы, свидетели.

Претор: Так как были ли совершены договоренности между отцом жениха и отцом невесты?

Отец невесты: Да были.

Отец жениха: Да были.

Претор: Для заключения брака необходимо совершить всем известный нам ритуал.

Жених держит весы, невеста кидает монетку.

Претор: тем самым подтверждается факт передачи невесты под власть мужа.

Претор: Был передан задаток и брачный дар?

Отец невесты: Да, был.

Отец жениха: Да, был.

Претор: Теперь необходимо подписать договор, в котором должен быть указ факт заключения брака и должна быть указана вдовья доля на случай смерти мужа.

Претор: Свидетели, вы подтверждаете факт заключения брака?

Тоже расписываются в договоре.

Претор: Невеста вместе с приданым теперь переходит под власть мужа, договор храниться в преторском архиве для будущих разбирательств.

Отец невесты передает коробку с приданым. Невеста уходит на сторону мужа.

Сцена 4. Расторжение брака.

Комментатор: брак был счастливым, но рано или поздно может случиться горе. Вот и этот не исключение. Но смерть мужа ведет не только личные последствия но и юридические. Эти последствия регламентируют статьи 165-167, 170, 171.

На сцену выходят жена и претор.

Жена: мой муж умер, что я получаю по наследству?

Претор: Так как был заключен брачный договор, в котором была указа вдовья доля, то по ст. 171 Законов царя Хаммурапи вы получаете свое приданое, вдовью долю, который отписал вам муж, вы можете жить в жилище мужа и пользоваться всем этим, пока живы, но не можете отдавать все это за серебро. А все, что останется после вас принадлежит только вашим детям.

Комментатор: На этом наше выступление закончилось. Надеюсь, мы наиболее точно отразили стороны брачно-семейных отношений. Спасибо за внимание!

Читайте также: