Где право где лево основная мысль

Обновлено: 02.07.2024

На прошлой неделе здесь кто-то выложил фотографию машины с надписями "лево" и "право" на стойках лобового стекла. К сожалению, того поста я не нашёл, но нашёл похожий.

Не знаю, с чем это связано, но большое количество людей на протяжении всей жизни путает эти два направления. Когда-то давно я тоже был в их числе. В детстве от этого особо не страдал. Настоящие страдания начались, когда я начал учиться ездить на машине. Каждый раз, после очередного указания инструктора повернуть в ту или иную сторону, я зависал на 1-2 секунды. Во время стресса это время увеличивалось. Во время большого стресса мозг выбирал направление быстро, но оно было рандомным. Со мной тогда учились ещё несколько человек, которые страдали от такого же недуга.

Вышел я тогда из положения следующим образом: написал простенькое десктопное приложение-тренажёр. В нём были правая и левая кнопки; мерзкий голос диктора (хорошего я тогда не нашёл) рандомно называл направление в соответствующий канал наушников - в ответ нужно было кликать по названной копке. При ошибке раздавался громкий свинячий визг, семпл которого я позаимствовал из антивируса "Касперского" :)

Итог после недели занятий: направления очень прочно засели в подкорке моего мозга. Когда мне называли одно из них, я вздрагивал, в соответствующем ухе раздавался бас диктора, в воображении рисовалась нужная кнопка программы, мозг моментально выбирал верное направление, лишь бы снова не услышать оглушающий визг Евгения Валентиныча :).

Кстати, вот опрос, что я провёл на своей странице во "Вконтакте":

Для тех, кто путает

Итак, о тренажёре. Принцип работы такой же, что описан выше. В тренажёре 4 уровня. С каждым уровнем убирается одна подсказка. На первом уровне прямоугольники имеют названия направлений, нужное из них подсвечивается, а его озвучивание происходит в соответствующий канал наушников. На втором - убирается подсвечивание. На третьем - убираются названия. На четвёртом - названия озвучиваются в оба канала наушников.

Для тех, кто путает

Общие рекомендации: заниматься в наушниках, по 15 минут, 2 раза в день. 2 дня на каждый уровень. Работает в последней версии Google Chrome, в других браузерах не проверял. Под мобильные устройства вроде как оптимизировал - можно заниматься по пути в автошколу :)

Спасибо за внимание!

Я всегда лево по стучащему сердцу определяю. Да же не знаю, как буду отличать, когда умру.

Жена у меня частенько за штурмана сидит, когда в даля едем. Держит в руках навигатор и задолго вперёд все просматривает, заправки, деревни и т.д., в общем то удобно.

И часто бывает, что говорит "Ща поворот налево будет", смотрю, а там только на право, поворачиваюсь к ней, а она говорит "Ну вот налево же", и показывает рукой направо )))

Раньше была такая беда, до того как в школе не увидел координатную ось,

теперь постоянно её образ напоминает там где положительные числа - право, отрицательные -лево.

Иллюстрация к комментарию

Хорошо хоть где вдох и выдох запомнили.

Ну не могу я понять, как можно путать такие элементарные вещи. Вот не укладывается в голове. Это как путать ложку с вилкой

Мне мама в детстве одной фразой поставила все точки над и.

"Правая рука - это та, которой попу вытираешь".

До сих пор ни разу не перепутал право и лево)

Я в детстве путал лево и право, но потом распорол ладонь случайно на правой руке(нехилый шрам остался) и чтобы проверить где право не палясь нащюпывал шрам))) Со временем привычка ушла, лево с право никогда не путаю)

Сразу включил четвёртый уровень в тренажере ни разу не спутал за 15 минут. ИРЛ путаюсь, втф

В детстве ходил на танцы. Так нам вязали на правую ногу женскую резинку, особо не обучаемых били по нужной ноге рукой, чтобы все начинали с одной ноги. Никогда не путаю стороны :D

Да просто срочку отслужить достаточно, там после строевой уже хрен спутаешь лево и право)))

В детстве, на утренние нужно было разлучить танец с кружениями то влево, то вправо. Обнаружилось, что я их путаю. Взрослым было стыдно признаться, и я выпросила купить мне колечко (такое к жвачке прикрепленное, красивое, с сердечком в котором была наклеечка с голограммкой). Надела на левую руку, тем самым ускорив принятие решения мозгом о том, в какую сторону и когда нужно крутиться. Кольца того нет давно, но с тех пор не путаю - организьм как бы помнит это ощущение)

У меня в детстве была бородавка на левой руке и я по ней определяла. Бородавку уже давным давно свели, а я все так же (уже по воображаемой бородавке) распознаю право и лево

Знакомая когда за рулём определяет по кольцам. На левой серебреные на правой золотые, говорит не когда не путает

Я тоже путаю. сейчас уже полегче. Вождение авто дает плоды, но вот года 4 назад все было намного печальнее.

Ссылка битая. Есть рабочая ссылка на тренажер?

Спасибо реально помогло позанимался 2 раза в месяц 1 месяц и жизнь стала проще!

Я понимаю, почти год прошел, но спасибо за тренажер!
ЗЫ) а тебе не лень будет сюда статистику прикрутить по числу ошибок и скорости реакции? Без авторизации, просто на 1 сеанс.
ЗЗЫ было бы неплохо привязать право и лево к клавиатуре, чтобы использовать разные руки для разных клавиш. Ну и английскую версию диктора.

как-то я дохрена всего прошу, но вдруг тебе еще интересно повозиться с этим проектом.

Когда стало необходимо различать лево и право, учился по комп. мышке, воображая, что щелкаю по клавишам.

У меня на правой руке родинка поэтому редко путаю, хотя было в детстве жутко тупила, мама говорит переучили в садике с левой на правую руку.

Пожалуй мое самое большое достижение в жизни- в средней школе научил (уже бывшую) девушку различать право и лево.

Да, жизнь не очень сложилась.

Яндекс навигатор показывает поверните на право, а голосом Оксаны говорит поверните на лево. Я ху ею

Хрень какая-то. Я когда еще маленьким был, всегда сверялся с внутренней "картой": какой рукой ем? Правой. Значит, с этой стороны право, а с противоположной - лево.
Можно вообще любую привязку придумать. Например: с какой стороны руль у автомобилей? С левой. Значит, тут лево, а со стороны пассажира - право. А то чет с приложением бред какой-то.

Проблемы у людей разные бывают, конечно, но я бы предпочёл, чтобы те, кто путает лево и право не учились водить машину и получали права, как описано в оп-посте.

Использовать реакт для такой поделки это сильно. Нахера?

Лево и право

Не всю сознательную жизнь замечал свое особое отношение к сторонам, дело в том что я как бы странно это не звучало в свои 20+ путаю лево и право. Проявляется это, к примеру, когда кто-то спрашивает дорогу, я могу сказать что человеку до перекрестка и там налево, при этом рукой в воздухе прочертить кривую вправо. Обычно после этого я поправляю себя чтоб не "заблудить" человека.

Бороться с этой проблемой очень даже хорошо, взял себе за правило "продумать" свои слова когда речь идет о сторонах, и сейчас этот прием отработан так что примерно за 1 секунду я могу определить где лево и среагировать правильно.

В данный момент я прохожу обучение в автошколе, и это доставляет мне некоторых хлопот, но не критично.

Так как сам я понимаю куда хочу пойти или поехать. Проблема возникает исключительно во время общения с другими людьми, когда нужно сказать или услышать название стороны.

После недавних комментариев решил попробовать разобраться почему же так, поговорив с родителями сделал выводы и начну сначала.

Еще с детства левая рука была более активная, игрушки там всякие, первые попытки взять ложку или ручку были левой рукой, но родители не ососзнали что я левша и вместо принятия твердили мол "не та рука", "возьми в другую руку", "руку не перепутал?" и так далее. Насколько я знаю ранее левши считались чем-то не стандартным и их переучивали на правшей. В моей же школе праворукость была предпочтительнее, но уже не обязательна. Так родители моего одноклассника попросту сказали классному руководителю что их сын левша, и он спокойно писал левой до окончания школы, меня же переучили и только сейчас я осознаю что я - левша.

Последстввиями этого переучивания являются ужасный почерк, при чем какой рукой не пишу получается схоже (правая натренированная и левая которой писать не учился), и вот это путание сторон.

Я с детства приучивался что "правая" рука главная, ведущая, все идет от нее. Но чем больше я приобретал собственных навыков (типа работы с паяльником, всякие топоры, лопаты, пилы, дрели и прочее), тем более я понимал что я левша, и как итог рука которая стала ведущей и всю жизнь называлась "правой" стала левая, отсюда и путаница.

Данная проблема у многих людей (почти у всех переученых левшей), особенно в возрасте 25+,

и многие даже говорят мол "да не левша я, вон пробовал ложку взять в левую или ручку, получается гораздо хуже", так вы же с детства тренировали правую руку, а чтоб дойти до такого результата левой понадобятся опять таки тренировки, но в меньшем колличестве.

Просьба ко всем родителям детей дошкольного возраста, если видите что у детей ведущая рука левая, не переучивайте их на правшу, а лучше осознайте что ваш ребенок левша и акцентируйте на этом внимание перед педагогами. Вам не сложно но ребенку будет гораздо проще в будущем.

Надеюсь не утомил своей писаниной, хотел поделится, да и когда пишешь то для себя понимать лучше начинаешь.

Руки мои, тег моё.

Быть левшой. Детство.

Типичная история детства левши звучит примерно так: мне было не удобно делать все правой рукой (писать в основном), а от меня этого требовали. Дальше идет история драматической борьбы, в ходе которой автора либо ломают, и он огребает последствия на всю оставшуюся жизнь, либо отступаются, и он тоже огребает последствия, но закрепляет за собой право писать, как ему и удобно и собственно считаться левшой. Вообще у нас почему то считается, что правша - тот кто пишет правой, левша - тот, кто пишет левой. И это все признаки. Ой, если бы так.

Я не знала, что я левша до 20ти лет. Благодарить надо моих сообразительных родителей. Операцию по переделыванию они завершили за пару лет до того, как я пошла в школу. В доме ни разу не прозвучало слово "левша", соответственно у меня не была шанса задать вопрос "а что это"? Мне еще года не исполнилось, когда папа с мамой поняли, что Бог послал им кусочек сыра левшу.

Игрушки я брала только левой рукой. У меня их отбирали и давали в правую. Когда стала старше, меня стали ругать, за то что я держу ложку, или вилку не в "той руке". Я не понимала по какому принципу родители определяют "ту руку". Просто смирившись, брала столовый прибор в другую руку после окрика, или для профилактики крика ждала, пока сестра, сидевшая напротив меня за столом, возьмет ложку, тогда брала и я "не как в зеркале, а наоборот". Или, к примеру, я рисую. В одной руке у меня красный карандаш, в другой - синий. Ну потому что оба нужны. Зачем их брать по очереди? И папа кричит, что я не Юлий Цезарь, поэтому один карандаш надо положить (как угадать какой из двух он имеет ввиду?). Кстати, с тем, что я не Юлий Цезарь, я всегда соглашалась, потому что он "кажется мальчик".

Талантливый криворук. В деском саду (куда я попала только в 5 лет) стало еще интереснее. Я одевалась на прогулку в числе первых. Пуговицы и молнии мне подчинялись. Пока ждала остальных - успевала одеть еще пару детей. Но шнурки! ШНУРКИ! Годам к шести я научилась (как выяснилось позже - изобрела собственный способ) их завязывать. Но завязывать приходилось часто, через каждые 200 шагов узел расплетался волшебным образом. На всех моих детский фотографиях присутствует ни то девочка, ни то мальчик в очках, встрепанный и с развязанными шнурками.

Для своего возраста я хорошо рисовала, лепила, читала с четырех лет и запоминала стихи (и прозу дословно) километрами. Воспитательница, когда ей надо было уйти, говорила: "Алиса расскажет вам сказку". И до ее прихода я успевала озвучить "Спящую царевну" полностью.

При этом я совершенно пасовала перед ножницами. У ножниц (кроме маникюрных) и ножей есть угол заточки, и предназначен он, для правши. Т.е.ты берешь чертов инструмент "как удобно", а он подло отказывается выполнять свои функции - комкает и рвет бумагу, не режет. Или ты "ценой жертв и лишений" выясняешь где "правильная рука". И тут рука отказывается выполнять свои функции.

Или вот как определить, где это ваше "право", а где "лево"? Я понимаю, что у вас проблем с этим не возникает. А теперь представьте, что чувство" знания" вас покинуло. Интересно стало искать направление? Ну так вот - у меня это "знание" не прижилось до сих пор, а мне за сорок. Перманентное ощущение себя идиоткой не покидает меня с тех самых пор))).

Школьные годы чудесные. До сих пор вспоминаю, как кошмар. Первой проблемой оказался почерк. Прописи родители мне выдали за год до поступления в школу. Я сразу их возненавидела. Год подготовительных занятий прошел впустую, я все равно писала, как курица лапой. Ну это бы ладно, детей с плохим почерком и без меня хватало. Была еще и орфография. И тут обнаружилось, что у меня легкая степень дисграфии (это я сейчас знаю, что она такое, а тогда это ни как не называлось и приводило к двойкам). Я путала буквы "Ё" и "Ю"; "Ш", "Щ", "Ч" по звучанию, "Н", "П", "Т" - по написанию, т.е. мне буквально надо было "считать крючочки", чтобы написать правильную букву. Представляла слоги местами внутри слова и пропускала буквы. Учительница младших классов сильно удивлялась, как ребенок который "столько читает" обладает хорошей памятью и прочее, может допускать такие "глупые ошибки", при том что как писать "жи", "ши" понимает правильно. Отношения с математикой не задались с первого класса. Хотя пока в ней присутствовали "пионеры" и "трудодни" - т.е. предметы, которые можно было себе представить, у меня была заслуженная тройка. Заслуженная тройка закончилась ровно на делении дробей. Дальше "не двойки" по точным наукам мне ставили за то что "хорошая девочка" и потому что двойки ребенка "из хорошей семьи" с пятерками по всем гуманитарным придется как-то объяснять. Мне сейчас жаль своих учителей. Сейчас я понимаю, что меня даже списывание не спасало. Чтобы поставить эту тройку им приходилось на многое закрывать глаза.).

В ходе школьного обучения выяснилась еще только одна важная вещь: сложное движение начатое с "неведущей ноги" приводит к "синдрому сороконожки". Ага, есть еще и ведущая нога, ведущий глаз и ведущее ухо. А вы как думали? Представьте себе урок физкультуры. Стометровка на время. Позу на старте помните? Поменять ноги местами ни кто не даст. Ты стартуешь и дальше два варианта: запутаться в ногах и споткнуться через пару шагов, или сделать сознательно пару шагов одной ногой, чтобы перестроится, а потом бежать дальше.

А еще я умею танцевать вальс. Если конечно, найдется партнер, который согласен двигаться против часовой стрелки.)))

Ребёнок определяет, где лево — где право

Существует немалое количество взрослых людей, которые при возникновении необходимости быстро выбрать направление, не знают, как определить, где лево — где право. Причина такого курьёзного поведения кроется в необъяснении или неумелом объяснении им принципа бокового пространственного ориентирования в детстве.

Как научить ребёнка различать лево и право

Во избежание такой проблемы очень важно научить ребёнка различать лево и право своевременно, то есть в дошкольном возрасте.

Можно попытаться научить малыша различать лево — право даже до достижения им 3-х лет. Хотя в этом возрасте прочно усвоить данный навык будет непросто.

Обычно к 2-м годам ребёнок уже осваивает пользование ложкой и может есть самостоятельно. Как правило, ложка при этом находится в определённой руке: в правой у правши и в левой — у левши. Скажите малышу, что рука, которая держит ложку и кормит его, называется правой (если он правша), а вторая, свободная, — левая.

Поскольку у детей до 3-х лет преобладает ассоциативная память, важно закрепить словесное обучение наглядной демонстрацией образов. Если они вызовут яркую эмоциональную реакцию и трансформируются во впечатление, вероятность того, что малыш усвоит ваше объяснение, значительно увеличится. Можно устроить импровизированный урок рисования. Нанесите на ручки крохи яркие контрастные краски (например, зелёную и красную) и сделайте отпечаток — сначала правой руки, а потом левой. Дайте ребёнку кисть и попросите каждой рукой нарисовать мячик. Обратите внимание малыша, что одна ручка (ведущая) послушная и легко справляется с заданием, а вторая – неумелая. Постарайтесь зафиксировать названия рук в памяти ребёнка.

Научите ребёнка различать, где лево — где право

Стихи на тему ориентирования в пространстве

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

Право-лево
Где ПРАВЫЙ, где ЛЕВЫЙ —
Где ЛЕВО, где ПРАВО?
Легко вам отвечу,
Подумавши здраво.
Это ПРАВАЯ рука,
Она послушна и крепка.
ПРАВОЙ — я ложку держу,
Пса на поводке вожу,
ПРАВАЯ — мячик кидает,
А ЛЕВАЯ — ей помогает.

Тематические игры

Играйте с малышом в подбрасывание и ловлю мячика. Поймав мяч, каждый раз комментируйте, какой рукой вы это сделали.

Предложите крохе поносить наручные часики (или браслетик – девочке), отметив, что надеваете их на левую руку.

Когда переходите с малышом проезжую часть, всегда говорите: смотрим налево – нет машин, смотрим направо – нет машин, можно переходить дорогу.

Многие мальчишки – большие поклонники машин и езды. Если вы едите вместе в машине и собираетесь поворачивать, комментируйте свои действия. Включаем левый поворот – поворачиваем налево, включаем правый – направо.

Малыш быстро научится различать направления, если во время ежедневных переодеваний вы каждый раз будете проговаривать: правую руку продеваем в правый рукав, а левую – в левый.

После того, как ребёнок научится различать направления на руках, можно переходить к ногам. Объясните также малышу, что все части лица и тела, которые находятся со стороны правой руки – тоже правые, а со стороны левой руки – левые.

Гораздо проще научить ребёнка различать лево и право в 4-летнем возрасте. Наверняка вы даёте малышу возможность рисовать, учите его писать или позволяете играть в компьютерные игры. Скажите, что та рука, которая рисует, пишет и держит компьютерную мышку, называется правой (у правши), а другая, соответственно, левой.

Помощь по дому

Привлекайте чадо к сервировке стола. Пусть малыш помогает вам расставлять столовые приборы. Объясните, что нож должен располагаться справа от тарелки, а вилка — слева. После того, как ребёнок с вашей помощью все расставит, обратите его внимание на расположение приборов на противоположной стороне стола. Объясните, где будет лево, а где право у людей, сидящих напротив. Для этого вам понадобится обычное зеркало, с помощью которого объясните малышу, почему изображение получается развёрнутым. Важно, чтобы он уяснил, что правая рука всегда остаётся правой – меняется только положение предметов относительно друг друга.

Чтобы определить, удалось ли научить ребёнка различать лево и право и зафиксировать данный навык, устройте проверочный экзамен на игрушках. Это более трудное задание, чем определять направления на себе, поэтому для начала проводите его в упрощённой форме. Разложите мягкие игрушки, каждую спиной к малышу, и, указывая на лапу зверушки, спрашивайте, какая она — левая или правая? Если ребёнок отвечает безошибочно, усложните экзамен. Расположите часть игрушек лицом к малышу, а часть оставьте спиной. Теперь, чтобы ответить правильно, ребёнок будет вынужден мысленно разворачивать зверушку. Такие тренировки прекрасно развивают логический аппарат малыша, пространственное восприятие и абстрактное мышление.

Самый простой и правильный способ определить, где лево — где право

Применение принципа ведущей (рабочей) руки – самый простой способ определить, где лево — где право. Любые другие способы нелогичны и сложны на практике. Если Вы — правша, то пишете правой рукой. Это запомнить элементарно.

Случаются ситуации, когда перепутать лево и право означает получить разрушительные последствия. Одна из наиболее трагических медицинских ошибок связана с операцией, выполненной не на той половине тела пациента. Например, когда удаляют левую почку вместо правой, или правую ногу вместо левой.

Но не будем о страшном и грустном. Вы ведь теперь знаете правильный способ, как определить, где лево — где право.

Принципы формирования у дошкольников пространственных представлений

Моделирование полной и адекватной картины мира в сознании ребенка невозможно без формирования знаний о пространстве, взаимосвязи предметов между собой и о своем месте в этом самом пространстве. Помимо представлений о величине и форме, дети осваивают способы ориентирования с помощью определения направления: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади и т.п.

Самую большую путаницу вызывает необходимость определить право-лево. На первый взгляд, просто. В чем проблема, спросите вы? Научится различать со временем. Но скажу как педагог, если не уделить этому вопросу достаточно времени до школы, то в первом классе ребенок будет испытывать сложности на уроках по математике, физкультуре, хореографии. Необходимость сообразить, где правая рука или нога, вызовет задержку с ответом или действием.

левая и правая

И вот день за днем это отставание станет причиной тревожности, закомплексованности и т.п. Напугала вас? Простите, но без нормального освоения предметного и социального пространства трудно чувствовать себя уверенно. Сделайте это для своих детей – научите их без запинки определять правое и левое направление.

Ориентировка формируется у малышей поэтапно: сначала на себе, своем теле ребенок учится различать эти понятия. Затем осваиваются пространственные представления по ориентирам из окружающей среды. Дальше ребенок начинает воспринимать вербальные определения по направлениям, а потом наступает этап применения полученных знаний в реальном пространстве и на плоскости.

Итак, становится понятно, почему обучение двум основным направлением начинается с определения, где рука правая, а где – противоположная. Затем тренируемся определять месторасположение предметов относительно других предметов или ориентиров (справа от стола, налево от двери), попутно учимся отражать пространственные представления в речи.

Задания по теме

А эти материалы, надеюсь, помогут Вам в развитии Вашего малыша, а главное, в понимании где право, а где лево:

1. Игра с лягушкой — здесь нужно раскрасить ладошки в два цвета — правые в синий, левые в красный.



2. Здесь нужно определить, какие из машинок едут направо и обвести их в кружочек.



3. Здесь нужно определить, какие из рыбок плывут налево и обвести их в кружочек.


4. Здесь нужно определить какие живут в какую сторону смотрят и в какую сторону едут машинки.


5. Здесь нужно определить животных и геометрические фигуры, которые находятся по правую сторону и по левую сторону.


6. Определяем и обводим в кружочек животных, смотрящих налево и направо.


7. Тоже самое, что и про животных только с машинками.


8. Играем с котиком. Определяем, где он слева, а где справа?


9. Здесь нужно определить, какой из мишек идет налево, а какой направо.


10. Зеркальные карточки для игр на определение понятий ПРАВО и ЛЕВО.


11. Ладошки плакат. Вы можете распечатать и повесить их на стену на уровне глаз ребенка. Когда малыш будет проходить мимо плаката предложите ему приложить ручки и определить, где его правая рука, а где левая.


Приемы обучения ориентировке

Начиная с самого раннего возраста, можно и нужно декламировать потешки при выполнении массажа, зарядки. И уже сейчас акцентировать внимание на правой ручке, левой ножке. Это отложится в памяти малыша. Годам к двум ребеночек готов к тому, чтобы научиться определять по своим ручкам и ножкам эти два направления. Самое логичное: во время любых ежедневных дел проводить небольшие тренировки.

дети

Примерно так: возьмем ложечку в правую ручку, хлебушек – в левую. Ушибся? Какая ножка болит: правая или левая? Сейчас поцелую правую щечку, теперь левую и т.п. Если спонтанное обучение не дало реальных результатов к среднему дошкольному возрасту, займемся целенаправленно.

Повяжем ленточку на правую руку и проведем серию обучающих мероприятий:

Ручку правую – вперед, а потом ее – назад,

И опять ее – вперед, и немного потрясем.

Мы танцуем буги-вуги! По-во-ра-чи-вай-ся!

В этой песенке хорошо то, что можно подставлять слова: противоположную ручку, затем нога пойдет в пляс.

Вот – левая и правая (протягиваем по очереди ручки вперед ладошками вверх)

Их только так зовут (поднимаем обе ручки вверх)

Подружки неразлучные всегда вдвоем идут (шагаем на месте)

Вот правая и левая вдвоем гулять пошли (шагаем, высоко поднимая колени и хлопая ладошками по коленкам)

И вдруг ужасного зверька нашли (остановились)

Вот левая и правая домой рванули вмиг! (машем ладошками)

Смотрите: обе тут (протягиваем руки вперед)

Но только позабыли, как их теперь зовут (пожимаем плечиками)

Где правая, где левая, не разобрать самим (протягиваем поочередно руки вперед)

Скорее посмотрите и подскажите им! (теперь дети самостоятельно называют).

Упражнения

Какие упражнения могут помочь ускорить процесс запоминания, где право, где лево?

Данные игры можно использовать в общении с трехлетними детьми. До 3 лет заниматься с малышом подобным образом будет сложно, процесс обучения 2-х летних детей скорее односторонний, когда мама или папа постоянно акцентируют внимание ребенка на пространственных понятиях, используя каждый подходящий случай. Ждать осознанной рефлексии вряд ли придется. Поэтому не торопитесь и наберитесь терпения.

Ребятам, которые уже неплохо ориентируются в определении сторон, предложите скрестить руки и назвать, какая из них правая, а какая левая. Попросите порассуждать, почему, если человек стоит к нам лицом, его правая рука для нас будет левой и т.д. Такого рода логические задачи расширяют пространственные представления детей, заставляют задуматься об устройстве этого мира. Используйте картинки, где изображены люди, звери в различных позах и просите малыша показать правое ухо кролика, левую лапу козлика и т.п.

Если ваш малыш подвижный и любит бегать, прыгать, станцуйте с ним буги-вуги. Это простой танец, который легко запоминается и, главное, обучает определению сторон. Под веселую музыку выполняем следующие движения: правую руку вытягиваем вперед, отводим ее назад и трясем ею, затем опять выводим вперед и трясем. Так поступаем и с левой ногой. Подобные движения можно проделать с ногами, плечами.

Для детей 4-5 лет можно использовать графический диктант. Поставьте на плоскости две игрушки и нарисуйте между ними запутанный ход. По вашим подсказкам, отмечая палочками каждый шаг, ребенок должен помочь игрушкам встретиться. Конечно, подсказки будут ориентированы на определение сторон.

И запомните! Никогда не заставляйте малыша делать что-то против его воли. Лучше дождитесь подходящего настроения или момента. В крайнем случае, всегда можно организовать комментарий на основе создавшейся ситуации, а не устраивать специальный показательный урок. Играйте, ведь мир познается человеком в игре, — так говорили древние!

Дидактические игры на ориентировку

С детками среднего и старшего возраста нужно проводить дидактические забавы на закрепление умения без запинки определять противоположные руки-ноги, а также органы на обеих половинах тела (правое плечо, левое ухо и т.п.) Кроме того, приступаем к пространственному ориентированию и определению направления по отношению к предметам.

ходилки

Нравится детям такая забава: закрываем глаза, ведущий звонит колокольчиком, а дети определяют, откуда слышен звук и называют сторону направления.

Для старших дошкольников также полезной будет работа со схемами-инструкциями. Нарисуйте схему комнаты и стрелочками укажите, куда двигаться в поисках загаданного предмета.

Кроме того, стоит использовать на пользу развивающие возможности планшетов и других гаджетов: вместо пустых игр найдите ребенку забавки на пространственную ориентировку.

Итак, надеюсь, ваши детки легко и просто научатся различать направления и ориентироваться в пространстве. А вас попрошу выполнить мою стандартную просьбу: поделитесь, знаете, чем и подпишитесь, известно, на что…

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Существует самый древний, и, наверное, самый проверенный метод научить человека определять, где право, где лево. Его использовали еще полковые командиры, обучавшие поступивших в армию крестьян. К ногам новобранцев привязывали пучки сена и соломы. Дело в том, что различия между этими двумя понятиями были важнее для крестьян, чем знать, где право, где лево.

Командиры и применяли команды: сено-солома. Так солдаты и запоминали стороны. Воспользуемся бесценным опытом военных и, модернизировав, применим его по отношению к детям. Сено и солому можно заменить яркими ленточками разных цветов и привязать их к рукам или ногам. Если малыш еще не знает названия цветов, привяжите ленточку только к одной ноге или руке и, называя право или лево, заставьте ребенка каждый раз вспоминать, на какой руке у него ленточка. Постепенно это войдет в привычку, и малыш начнет свободно ориентироваться. Особенно эффективно применять такой способ обучения на уроках физкультуры, в танцевальных коллективах, где можно даже поставить танцевальную композицию с разноцветными ленточками, шариками, предназначенную специально для запоминания сторон.

Как еще можно научить ребенка различать, где право, где лево?

Ясно одно: делать это нужно незаметно для самого малыша, иначе вы рискуете вызвать протест против своих действий. Пока ребенок еще совсем маленький, одевая его, комментируйте:

  • надеваем сапожок на правую ножку,
  • надеваем рукавичку на левую ручку и т. д.

Тем самым, даже если малыш еще не говорит, вы закладываете нужные понятия в его сознании и подсознании. Впоследствии все накопленное в памяти начнет выдаваться ребенком, и вот тут ваши труды будут видны. Останется только закрепить знания с помощью игр и повседневной практики. То же проделываем, когда кормим ребенка.

Часто педагоги, да и некоторые родители, учат детей различать право-лево в зеркальном отражении. Это означает, что если взрослый стоит к ребенку лицом, то называет левую руку правой и наоборот, чтобы дети повторяли движения зеркально. Однако делать этого не следует. Если в два года малыш еще не замечает этой путаницы, то в три-четыре года обязательно заметит, и тогда создавшуюся ситуацию трудно будет пояснить.

Запоминание

Визуальные подсказки

Большой и указательный пальцы левой руки образуют букву L.

Кинестетические подсказки

Самое простое — предложить ребёнку вспомнить, какой рукой он держит вилку или карандаш. Если вам нужно щёлкнуть пальцами, какой рукой вы это сделаете? Какую руку протянете, чтобы поздороваться? Кстати, такого рода мысленные действия развивают проприоцептивную дифференциацию (этим красивым выражением называется способность отличать вещи с помощью внутренних телесных ощущений). Со временем в воображаемых действиях может отпасть необходимость — человек просто сразу будет чувствовать, где у него лево, а где право.

Ребёнок рисует карандашом.

Логические подсказки

Если ребёнок уже умеет читать, то поможет ещё такой приём: первая буква любого слова на русском языке всегда слева, а последняя — всегда справа. Запомнив это, можно представлять себе любое слово и быстро сориентироваться, с какой стороны у него первая буква, а с какой — последняя. То же самое можно делать с письмом: пишем мы тоже всегда слева направо.

Ребёнок читает книгу.

Постепенно научиться определять лево и право без подсказок помогают разные практические занятия:


Почти каждый, кто когда-либо посещал занятия йогой, знает ситуацию: все с готовностью следуют инструкциям тренера, но, как правило, один или два человека в классе вытягивают руку или ногу, противоположную всем остальным.

Путаница лево и право на самом деле довольно часто встречается в повседневной жизни и случается со многими людьми всякий раз, когда задача требует от них провести различие между двумя сторонами. Особенно это заметно в условиях нехватки времени, например, когда собеседник дает указания повернуть налево или направо, сидя на месте пассажира в быстро движущейся машине.


Так почему же мы все время путаем лево и право? Но при этом у нас нет абсолютно никаких проблем, чтобы отличить верх и низ? Оказывается, может быть две причины для этого!

С одной стороны, различие между левой и правой стороной является более сложным, чем различие между верхним и нижним значениями. То, что справа, изменяется в зависимости от точки обзора. Большую часть времени мы различаем левую и правую стороны с нашей собственной точки зрения, но если мы должны различать их с точки зрения человека, стоящего перед нами, то сторона левой руки - это сторона их правой руки. И это сбивает с толку, не так ли?

С другой стороны, различие между левым и правым более сложное, чем различие между верхним и нижним, поскольку это совершенно произвольное понятие. Под ним не подразумевается никаких физических законов. Вы хотите знать, что вверх, а что вниз? Возьмите яблоко, а затем бросьте его. Где он приземляется, обычно низ. Но чем с точки зрения физики отличается лево и право? Это непросто.

Сколько людей путают левое и правое более или менее регулярно?


Удивительное число людей сталкивается с такой проблемой в своей повседневной жизни, поэтому, если это когда-нибудь случится с вами, вы в этом не одиноки. Первое крупное исследование по этой теме было опубликовано в 70-х годах. В исследовании принимала участие выборка врачей и их супругов. Около 8,8% мужчин и 17,5% женщин заявили, что они часто испытывают путаницу влево-вправо в своей повседневной жизни. Некоторые более поздние исследования оценивают цифры еще выше. Например, австралийское исследование, проведенное в 1990 году, показало, что примерно треть людей, по крайней мере, иногда испытывают замешательство в повседневных ситуациях, связанных с выбором левой и правой сторон.

Безвредна ли такая путаница? Почему ученые должны исследовать ее?


В то время как большинство случаев путаницы в повседневной жизни безвредно, есть определенные работы, в которых вы действительно не хотите путать лево и право. Вероятно, первым на ум приходит хирург. Опасна путаница лево-право в медицинских учреждениях. И это все еще случается чаще, чем можно подумать. Например, в январе 2000 года два врача в больнице в Южном Уэльсе случайно удалили функционирующую левую почку вместо правой, что в итоге привело к смерти пациента.

Хотя само по себе дифференцирование сторон не обязательно является сложной задачей, медицинские работники часто находятся под огромным давлением времени, что может повысить вероятность путаницы влево-вправо и других ошибок. Действительно, студенты-медики часто сообщают о неуверенности в этом вопросе.

Поэтому было рекомендовано использовать боковую маркировку перед операцией, чтобы четко определить хирургу, следует ли удалить левую или правую конечность или орган. Насколько важна эта мера, было показано в 2014 году в исследовании глазных хирургов из Израиля. В этом исследовании врачей попросили опознать сторону операции по имени пациента и, глядя на лицо пациента с расстояния 2 метра.

Хирурги смогли правильно определить сторону глаза, которая должна была быть прооперирована, только в 73% случаев на основании имени пациента и в 83% случаев, глядя на лицо пациента. Количество ошибок возрастало с увеличением времени между предоперационным обследованием и операцией. Таким образом, если врачи действительно выполнили операцию без информации о боковых отметках на пациентах, вероятность операции на неправильном глазу, по крайней мере, у нескольких пациентов была довольно высокой.

Что происходит в мозге, когда мы путаем лево и право?

Так почему же мы путаем лево и право? Исследования пациентов показали, что, в частности, угловая извилина в теменной доле головного мозга очень важна для различения левого и правого. Повреждение в этой области мозга может привести к так называемому синдрому Герстманна, редкому неврологическому состоянию, при котором у пациентов проявляются четыре ключевых синдрома:

  1. Агнозия пальцев (неспособность назвать или отличить пальцы).
  2. Аграфия (невозможность писать).
  3. Акалькулия (трудности в выполнении даже простых математических задач).
  4. Путаница лево-право.

Нейробиологи использовали различные методы, чтобы исследовать, влияет ли угловая извилина на спутанность в различении лево-право у здоровых людей, а не только у пациентов с синдромом Герстманна. Например, группа ученых из Университета Дарема в Великобритании использовала технику, называемую повторяющаяся транскраниальная магнитная стимуляция (rTMS), чтобы исследовать роль угловой извилины в путанице лево-право.

Методика использует магнитную катушку для индукции небольшого электрического тока. Он стимулирует определенные участки мозга, которые могут либо ингибировать, либо возбуждать их функцию. Исследователи обнаружили, что после rTMS левой угловой извилины участники показали ухудшение определения лева-права, чем в контрольном состоянии без rTMS. Таким образом, нарушение правильного функционирования этой области мозга приводит к еще большей путанице.

Несколько лет спустя группа норвежских ученых использовала технику, называемую функциональной магнитно-резонансной томографией (МРТ), чтобы исследовать дискриминацию лево и право. Методика использует магнитный резонанс для определения областей мозга, которые активны и поэтому получают много кислорода из крови во время выполнения определенной задачи. Участники ложились в сканер МРТ в больнице. Врачи смотрели на фотографии рук, которые указывали в разных направлениях. Их задачей было определить, была ли рука левой или правой рукой. Анализ данных показал, что действительно имела место активация в правой угловой извилине и окружающих областях в теменной доле.

Так что же делает угловая извилина? Оказывается, это довольно универсальный участок мозга. Исследования показали, что он связан с языковыми процессами, такими как семантическая обработка и чтение слов, а также с памятью и пространственным познанием. Для различения левого и правого требуются словесные процессы (слова левый и правый нужно применять к объектам в окружающей среде), память (вы должны помнить, что осталось слева, а что справа) и пространственная обработка (вы должны обрабатывать, находятся ли объекты вокруг вас слева или справа). Если интеграция этих различных процессов не удалась, может возникнуть путаница.

Что я могу сделать против путаницы лево-право?

Кажется, что левые-правые путаницы происходят чаще, когда мы испытываем стресс или нехватку времени, поэтому, вероятно, замедление - хорошая идея, чтобы избежать путаницы в левом и правом. Кроме того, когда вы сомневаетесь, какая сторона с какой, старый трюк состоит в том, чтобы сделать L-образную форму большим и указательным пальцами каждой руки. Тот, который на самом деле выглядит как буква L, это левая рука!


Принципы формирования у дошкольников пространственных представлений

Моделирование полной и адекватной картины мира в сознании ребенка невозможно без формирования знаний о пространстве, взаимосвязи предметов между собой и о своем месте в этом самом пространстве. Помимо представлений о величине и форме, дети осваивают способы ориентирования с помощью определения направления: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади и т.п.

Самую большую путаницу вызывает необходимость определить право-лево. На первый взгляд, просто. В чем проблема, спросите вы? Научится различать со временем. Но скажу как педагог, если не уделить этому вопросу достаточно времени до школы, то в первом классе ребенок будет испытывать сложности на уроках по математике, физкультуре, хореографии. Необходимость сообразить, где правая рука или нога, вызовет задержку с ответом или действием.

левая и правая

И вот день за днем это отставание станет причиной тревожности, закомплексованности и т.п. Напугала вас? Простите, но без нормального освоения предметного и социального пространства трудно чувствовать себя уверенно. Сделайте это для своих детей – научите их без запинки определять правое и левое направление.

Ориентировка формируется у малышей поэтапно: сначала на себе, своем теле ребенок учится различать эти понятия. Затем осваиваются пространственные представления по ориентирам из окружающей среды. Дальше ребенок начинает воспринимать вербальные определения по направлениям, а потом наступает этап применения полученных знаний в реальном пространстве и на плоскости.

Итак, становится понятно, почему обучение двум основным направлением начинается с определения, где рука правая, а где – противоположная. Затем тренируемся определять месторасположение предметов относительно других предметов или ориентиров (справа от стола, налево от двери), попутно учимся отражать пространственные представления в речи.

Приемы обучения ориентировке

Начиная с самого раннего возраста, можно и нужно декламировать потешки при выполнении массажа, зарядки. И уже сейчас акцентировать внимание на правой ручке, левой ножке. Это отложится в памяти малыша. Годам к двум ребеночек готов к тому, чтобы научиться определять по своим ручкам и ножкам эти два направления. Самое логичное: во время любых ежедневных дел проводить небольшие тренировки.

дети

Примерно так: возьмем ложечку в правую ручку, хлебушек – в левую. Ушибся? Какая ножка болит: правая или левая? Сейчас поцелую правую щечку, теперь левую и т.п. Если спонтанное обучение не дало реальных результатов к среднему дошкольному возрасту, займемся целенаправленно.

Повяжем ленточку на правую руку и проведем серию обучающих мероприятий:

Ручку правую – вперед, а потом ее – назад,

И опять ее – вперед, и немного потрясем.

Мы танцуем буги-вуги! По-во-ра-чи-вай-ся!

В этой песенке хорошо то, что можно подставлять слова: противоположную ручку, затем нога пойдет в пляс.

Вот – левая и правая (протягиваем по очереди ручки вперед ладошками вверх)

Их только так зовут (поднимаем обе ручки вверх)

Подружки неразлучные всегда вдвоем идут (шагаем на месте)

Вот правая и левая вдвоем гулять пошли (шагаем, высоко поднимая колени и хлопая ладошками по коленкам)

И вдруг ужасного зверька нашли (остановились)

Вот левая и правая домой рванули вмиг! (машем ладошками)

Смотрите: обе тут (протягиваем руки вперед)

Но только позабыли, как их теперь зовут (пожимаем плечиками)

Где правая, где левая, не разобрать самим (протягиваем поочередно руки вперед)

Скорее посмотрите и подскажите им! (теперь дети самостоятельно называют).

Дидактические игры на ориентировку

С детками среднего и старшего возраста нужно проводить дидактические забавы на закрепление умения без запинки определять противоположные руки-ноги, а также органы на обеих половинах тела (правое плечо, левое ухо и т.п.) Кроме того, приступаем к пространственному ориентированию и определению направления по отношению к предметам.

ходилки

Нравится детям такая забава: закрываем глаза, ведущий звонит колокольчиком, а дети определяют, откуда слышен звук и называют сторону направления.

Для старших дошкольников также полезной будет работа со схемами-инструкциями. Нарисуйте схему комнаты и стрелочками укажите, куда двигаться в поисках загаданного предмета.

Кроме того, стоит использовать на пользу развивающие возможности планшетов и других гаджетов: вместо пустых игр найдите ребенку забавки на пространственную ориентировку.

Итак, надеюсь, ваши детки легко и просто научатся различать направления и ориентироваться в пространстве. А вас попрошу выполнить мою стандартную просьбу: поделитесь, знаете, чем и подпишитесь, известно, на что…

Читайте также: