Где начинается космическое пространство с точки зрения международного права

Обновлено: 30.06.2024

Киченина Виктория Сергеевна, доцент кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат юридических наук.

Статья посвящена анализу правового понятия небесного тела. Обозначено и рассмотрено отличие небесных тел от внеземного вещества в юридическом аспекте, а также исследовано понятие природных ресурсов небесных тел и космического пространства. Проанализированы нормы международного космического права.

Ключевые слова: небесное тело, внеземной материал, международное космическое право, природные ресурсы.

Legal concept of celestial body as a basic category of the international space law

Kichenina Victoria S., Assistant Professor of the Civil Law and Procedure Department at V.B. Bobkov St.-Petersburg Branch of the Russian Customs Academy, Candidate of Legal Sciences.

This article analyzes the legal concept of a celestial body. Identified and dealt with contrast celestial bodies of extraterrestrial matter in the legal aspect, as well as explore the concept of the natural resources of celestial bodies and outer space. The norms of international space law are analyzed.

Key words: celestial body, extraterrestrial material, international space law, natural resources.

Одним из основных направлений развития как отечественной, так и зарубежной космонавтики является деятельность по исследованию и освоению небесных тел Солнечной системы. Данная сфера, как с научной, так и с правовой точки зрения, является относительно молодой. Она зародилась еще в прошлом столетии и была связана с началом исследования планет и спутников Солнечной системы с использованием космических аппаратов. В результате этого в рамках международного права появилась самостоятельная отрасль - международное космическое право, которое регулирует отношения в сфере космической деятельности и оперирует многими понятиями, которые не затрагиваются другими отраслями права.

Основным источником норм для этой отрасли являются международные конвенции, договоры и соглашения. Они являются базовыми источниками, на основании которых формируется национальное законодательство. Но, несмотря на наличие международных и национальных норм, многие основные понятия международного космического права остаются неурегулированными. Особое место занимает правовое понятие небесного тела.

Нормативными актами, регулирующими данную сферу правоотношений, являются Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 года (Договор о космосе) и Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 года (Соглашение о Луне). Закрепленные в них нормы провозглашают Луну, ее орбиту, другие небесные тела Солнечной системы демилитаризованным пространством, закрепляют использование данных объектов только в мирных целях и объявляют их достоянием всего человечества.

Стоит также отметить, что в данном контексте рассматриваются естественные небесные тела, то есть природные объекты. Искусственные космические объекты являются другой категорией, имеющей иной правовой режим и нормативное регулирование.

К сожалению, в данных международных документах не содержится само юридическое определение небесного тела. Помимо этого, их действие не распространяется на внеземной материал, достигающий поверхности Земли естественным путем. Юридическое определение такого понятия, как внеземной материал, также не содержится ни в данных источниках, ни в других международных соглашениях.

В настоящее время в международном космическом праве фигурирует понятие небесного тела преимущественно в рамках Солнечной системы, и это объяснимо, на сегодняшний день технические возможности человечества пока еще не позволяют в полной мере изучить Солнечную систему, не говоря уже об остальном космическом пространстве.

Если говорить обо всем веществе, находящемся в Солнечной системе, то можно выделить следующие составляющие. Это само Солнце, которое является звездой, восемь планет, более 63 спутников , малые космические тела, к которым относятся планетоиды, астероиды, метеоры, кометы, а также космическая пыль и газ. В пространстве между ними движутся частицы солнечного ветра - протоны и электроны .

За время, прошедшее с момента принятия Договора о Космосе 1967 г. и Соглашения о Луне 1979 г., многие ученые занимались исследованием этого вопроса и предлагали свои определения правового понятия небесного тела. Согласно астрономическому определению - это планеты, кометы звезды, галактики и другие космические объекты, которые изучает астрономия . Очевидно, что необходимо разграничить правовое и астрономическое понятие небесного тела, так как с точки зрения права у каждого из перечисленных объектов может быть свой правовой режим, не важный с астрономической точки зрения, но важный уже в процессе правоприменения. Уже то что Соглашение о Луне 1979 г. не распространяет свое действие на внеземной материал, достигающий поверхности Земли естественным путем, говорит о разном правовом режиме небесных тел и такого внеземного материала. Если метеоры, астероиды являются собственностью государства, на территории которого они обнаружены, то согласно ст. 11 данного Соглашения остальные небесные тела Солнечной системы имеют режим общего достояния человечества и не могут быть присвоены тем или иным государством ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами .

Если говорить о понятии небесного тела в науке международного космического права, то можно выделить следующие мнения ученых. М. Ляхс отмечал, что небесное тело - это часть космического пространства, и считал такое понятие всеобъемлющим определением для многих твердых тел в космическом пространстве . Другой юрист, Д. Гал, полагал, что это Луна и планеты, их луны, астероиды (или планетоиды) нашей Солнечной системы, которые пригодны для посадки космических кораблей с экипажем или без, имеют естественное происхождение и не могут быть сдвинуты со своей небесной орбиты . Также интересно определение небесного тела, выработанное в 1964 г. и дополненное в 1967 г. рабочей группой, созданной в рамках Международного института космического права: небесные тела - это все естественные объекты в космическом пространстве в пределах Солнечной системы, использование которых государством или группой государств не должно изменить их естественных орбит или поглотить их . В свою очередь, российский юрист Г.П. Жуков отмечает, что под небесными телами имеются в виду естественные космические тела определенной величины с твердой поверхностью . Также по своему трактует понятие небесного тела Э.Г. Василевская - это естественные необитаемые космические тела, которые государства вправе использовать исключительно в мирных целях . Однако наиболее юридически правильно предлагает свое определение С.П. Малков. С его точки зрения, под небесным телом понимается пригодный для освоения и использования естественный объект природного происхождения, находящийся в космическом пространстве на орбите вокруг Солнца, либо на орбите вокруг иного, большего по размерам небесного тела, обладающий достаточной гравитацией, необходимой для оборудования на данном природном объекте или его орбите обитаемой космической станции . Также С.П. Малков совершенно справедливо разделяет правовое понятие ресурсов небесного тела и природных ресурсов космоса, при этом отмечая, что природные ресурсы космоса и небесных тел имеют разный правовой режим и содержание .

Lachs M. The international law of Other Space // Recuel des Cours, 1964. III. V. 113. Leyde, 1966. P. 51.
Gaal G. Space Law. Budapest, 1969. P. 193.
Williams S.M. Utilization of Bodies of Meteorits and Celestial Products // Proceedings of the XIIth Colloquium on the Law of Outer Space. Mar del Plata, October 1969. California, USA, 1970. P. 179.
Жуков Г.П. Космическое право. М.: Международные отношения, 1966. С. 228.
Василевская Э.Г. Правовые проблемы освоения Луны и планет. М.: Наука, 1974. С. 18.
Малков С.П. Международное космическое право: Учебное пособие. СПб., 2002. С. 113.
Там же.

Действительно, к небесным телам нельзя отнести только твердые планеты, так как в Солнечной системе существуют газообразные планеты и они также являются небесными телами. Отождествлять небесное тело с космическим пространством также не справедливо, это разные понятия, как в физическом, так и в юридическом смысле, имеющие разный правовой режим. Космическое пространство можно определить как пространство за пределами земной атмосферы и иных небесных тел, представляющее собой относительно пустые участки Вселенной, правовой режим которого определяется международным космическим правом. Именовать небесным телом только такой объект, на котором возможна посадка, тоже неправильно, опять же примером могут стать газообразные планеты, а выдвигать в качестве критерия возможность сдвига с орбиты не совсем верно, так как такие возможности ограничены лишь состоянием технологий и, возможно, в будущем такие манипуляции будут осуществимы. Не совсем обоснованным представляется отнесение к небесным телам объектов, имеющих постоянные орбиты, наиболее оптимально не использовать это ограничение, а руководствоваться размером и массой и, соответственно, силой гравитации. Возможность оборудования именно обитаемой космической станции на таком объекте также не должна быть решающей.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать определение естественного небесного тела как природного объекта, находящегося в космическом пространстве, имеющего постоянную орбиту или не имеющего таковой, обладающего достаточным размером и массой для создания на его орбите или поверхности космической станции. При этом необходимые размер и масса для отнесения такого объекта к небесному телу должны быть нормативно закреплены, все объекты, имеющие меньшие размер и массу, должны относиться к внеземному веществу.

В свою очередь, понятию "внеземной материал" можно дать следующее определение. Это объекты природного происхождения, находящиеся в космическом пространстве, обладающие определенной массой и размером и пригодные для использования их в качестве ресурсов космического пространства. Помимо твердого внеземного вещества в виде небольших астероидов, метеоров или их осколков, а также космической пыли, существует и газ, например водород, который также должен относиться к внеземному веществу.

Помимо этого необходимо отметить, что не только вещество в космическом пространстве может быть источником необходимых человечеству ресурсов, но это также может быть и энергия. Например, солнечная. Уже сейчас используются солнечные батареи как на Земле - в бытовых целях, так и в космосе - многие аппараты работают на солнечных батареях. Возможно, в будущем, с развитием технологий такая энергия сможет заменить привычные нам сегодня источники, когда получать ее можно будет вблизи Солнца, где она особенно велика. Уже сейчас головное научное учреждение Роскосмоса - ЦНИИмаш выступило с инициативой создания российских космических солнечных электростанций (КСЭС) мощностью 1 - 10 ГВт с беспроводной передачей электроэнергии наземным потребителям. В ЦНИИмаше обращают внимание, что американские и японские разработчики пошли по пути использования СВЧ-излучения, которое сегодня представляется значительно менее эффективным, чем лазерное .

Чеберко И.П. Институт Роскосмоса предлагает заняться добычей энергии на орбите // Известия. 2013. N 5.

В космическом пространстве также имеются силовые поля - электрические и магнитные. Эти поля пока еще недостаточно изучены. Но их наличие и громадное значение не вызывают сейчас никакого сомнения. Например, известно, что частицы, несущие на себе электрические заряды и образующие космические лучи, получают скорости, близкие к скорости света, и огромную энергию, двигаясь в космических электромагнитных полях. Такие космические электромагнитные поля можно использовать, например, для управляемого полета космического корабля. Вопрос только в развитии инженерных технологий .

Покровский Г.И. Космическое пространство - хранилище безграничных запасов энергии // Техника - молодежи. 1958. N 6. С. 5.

Помимо этого, разработки и поиски новых видов космических ресурсов сейчас активно ведут ученые всего мира. И если они увенчаются успехом, то можно только предполагать, доступ к каким возможностям откроется перед человечеством.

Таким образом, необходимость нормативного закрепления понятия небесного тела обусловлена, прежде всего, потребностью в дальнейшей разработке и использовании природных ресурсов таких объектов, а также охране их окружающей среды. В настоящее время все попытки как государств, так и частных компаний по освоению космического пространства и небесных тел обусловлены экономическими соображениями. Нормативно закреплено, что Луна и другие небесные тела "открыты для исследования и использования всеми государствами" . Но в то же время освоение космоса должно осуществляться в рамках международного права, в интересах поддержания международного мира и безопасности. Вся международная деятельность в данной сфере должна строиться с учетом принципов мирного взаимодействия государств. Только на основе принципов суверенного равенства, неприменения силы, мирного разрешения международных споров, международно-правовой ответственности, охраны окружающей среды, добросовестного выполнения международных обязательств, свободы космоса для научных исследований возможны организация международного сотрудничества и прогресс в области исследования и использования ресурсов небесных тел и космического пространства.

Литература

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Нормативно-правовые документы в области космического пространства и небесных тел. Особенность правового режима

Режим правового регулирования как космического пространства, так и небесных тел в определенной степени является схожим, но при этом существует некая особенность правового режима небесных тел.

Идентичность особенностей правового режима космического пространства и небесных тел заключается в том, что исследование и пользование для всех стран основано на равенстве и, согласно нормам международного права, они не представляют собой секретный объект, запрещенный для научных исследований. В этой особенности и проявляется различие между космическим и воздушным пространством, поскольку воздушное пространство на национальном уровне разделено на воздушное пространство определенного государства и на пространство всеобщего пользования.

Также в соответствии с нормами международного права использование космическим пространством подразумевает собой то, что на него распространяется действие основных принципов и норм международного права.

Следует заметить тот факт, что космос и небесные тела не могут быть присвоены государству никаким образом – ни оккупацией, ни провозглашением независимости этого пространства, ни путем использования.

Космическое пространство представляет собой частично зону демилитаризации. Это связано с тем, что государства возложили на себя ответственность и запрет на введение на земную орбиту объектов с ядерным оружием или иным оружием массового уничтожения, на установление оружия на территории небесных тел и по всей территории космического пространства. Но правовыми нормами исключен из перечня запретов суборбитальный пролет.

Суборбитальный пролет – пролет через космическое пространство объектов, содержащих на борту ядерное или иное оружие массового поражения.

Не является запретом размещение объектов, содержащих на борту обычное оружие.

Согласно Договора о запрете испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой 1963 года, в космическом пространстве запрещено проводить испытания ядерного оружия.

Осуществление деятельности в космическом пространстве

Осуществлять деятельность в космическом пространстве разрешается только международным организациям. Неправительственные юридические лица также могут осуществлять деятельность, но при наличии соответствующего государственного разрешения и под контролем государства. Дополнением к основным составляющим правового режима космического пространства является правовой режим Луны и небесных тел, который заключается в их абсолютной нейтрализации, то есть они могут использоваться государством, но только в мирных целях без создания военных баз, сооружений, укреплений, проведения испытаний любого вида оружия. Небесные тела не могут быть задействованы государством в целях самообороны в случае возникновения вооруженного конфликта.

Геостационарное пространство

В космическом пространстве есть отдельная зона, в которой проходят орбиты геостационарных спутников.

Это спутники находятся на орбитах, размещенных на расстоянии 36 тысяч км от ее поверхности в плоскости экватора Земли и вращаются со скоростью равной вращению Земли под углом вокруг собственной оси.

Относительно конкретной точки Земли этот спутник является абсолютно неподвижным. Такой феномен является полезным с точки зрения транслирования телевизионных передач (с других источников прием сигнала должен осуществляться с помощью специальной синхронной антенны).

Геостационарное пространство является ограниченным ресурсом. Количество размещенных в нем спутников связи ограничено. Использование геостационарного пространство, а точнее регулирование его использования происходит в рамках международного союза электросвязи. Вопрос о геостационарной орбите находится на повестке дня Комитета ООН в вопросах по космосу, поскольку эта проблема имеет и политический характер.

Вопрос нижней границы космического пространства остается открытым. Это связано с тем, что режим правового регулирования воздушного и космического пространства отличен между собой. Существует гипотеза о том, что нижняя граница космического пространства находится на высоте около 100 км над уровнем океана. Это предположение было выдвинуто делегацией Советского Союза на заседании Комитета ООН.

XX-XXI век справедливо вошел в историю человечества как эра космонавтики. Активная деятельность по исследова­нию и освоению космоса позволила отодвинуть границы ой­кумены с границ атмосферы до межзвёздного пространства.

При этом, международным сообществом достигнут кон­сенсус относительно того, что пространство на высоте геоста­ционарной орбиты точно имеет статус космического, так как притязания экваториальных государств на те участки геоста­ционарной орбиты, которые соответствовали их территори­ям по экватору, высказанные в Боготской декларации 1976 г., были отвергнуты, как противоречащие принципу неприсво­ения космического пространства. При этом, спустя почти 40 лет некоторые экваториальные государства до сих пор при­держиваются позиций, озвученных в Боготской декларации, и продолжают предпринимать попытки оправдать свои пра­ва на сегменты пространства ГСО, ссылаясь в том числе на отсутствие нижней границы космического пространства.

В связи с чем можно считать актуальным вопрос право­вого определения ближнего и дальнего космоса? Во-первых, доктринальные наработки могут быть впоследствии исполь­зованы международным сообществом тогда, когда этот во­прос приобретёт практическое значение. Если упустить во­прос из вида, он может встать на повестке дня неожиданно, что может повлечь за собой попытку поспешно решить про­блему, что в нынешних условиях представляется проблема­тичным. В пример можно поставить ситуацию с мегагруппи­ровками и малыми космическими аппаратам, упомянутую ранее.Очевидно, задача юристов-международников и со­стоит в том, чтобы по возможности не отставать в правовом решении задач, которые ежечасно ставятся на повестку дня бурным развитием космических технологий.

При создании правового регулирования той или иной деятельности, мы должны отталкиваться от объективно су­ществующих общественных отношений. Для перспектив­ных отраслей человеческой деятельности это представляет­ся сложным. Юридическая доктрина здесь может и должна служить средством поиска оптимального режима регулиро­вания. Возможно, с точки зрения здравого смысла, разделе­ние на ближний и дальний космос может стать правовым конструктом, не регулирующим ни существующих, ни пер­спективных общественных отношений и в этом смысле бес­полезным.

Вероятно, намного более функциональным подходом могло бы стать развитие практики выделения областей кос­мического пространства с особым правовым статусом, для которых действуют особые правила осуществления косми­ческой деятельности субъектами международного права. По каким же критериям мы можем выделять такие области?

В перспективе областями экономических интересов че­ловечества могут стать также малые небесные тела, напри­мер, астероиды с их запасами ценных минералов и воды, являющейся в космосе самым ценным ресурсом, а также об­ласти на/под поверхностью больших небесных тел.

Стоит отметить, что всё-таки минеральные ресурсы не­бесных тел принципиально отличаются по характеру от орбит хотя бы тем, что их выделение лежит не в плоскости небесной механики, а, скорее, в плоскости космической гео­логии. Понимание правового характера различных ресурсов космического пространства находится на стыке проблемати­ки делимитации, правового статуса небесных тел и преце­дентов регулирования других ограниченных ресурсов, пре­жде всего - орбитально-частотного.

Как следствие, для деятельности по освоению минераль­ных ресурсов небесных тел требуется отдельный договор обя­зывающего характера, устанавливающий комплексный под­ход к космическим ресурсам, соответствующий положениям Декларации о международном сотрудничестве в исследова­нии и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран в соответствии с которой междуна­родное сотрудничество в исследовании и использовании кос­мического пространства в мирных целях осуществляется на благо и в интересах всех государств, независимо от степени их экономического, социального и научно-технического раз­вития, и является достоянием всего человечества.

Во-вторых, области космического пространства, обла­дающие высокой научной и исследовательской ценностью.

Простейший пример - точки Лагранжа, в которых удобнее всего размещать космические обсерватории и исследователь­ские станции. Такими же областями можно назвать Марс, подповерхностные океаны Европы и Энцелада в которых мо­жет существовать жизнь. Очень перспективным также явля­ется проект по использованию Солнца в качестве гравитаци­онной линзы для наблюдения за другими звёздами для чего необходимо поместить космический аппарат на расстоянии в 550 АЕ от Солнца (1 АЕ - астрономическая единица - рас­стояние от Земли до Солнца). Такие точки также являются ограниченным ресурсом и имеют большую ценность для ци­вилизации, а, следовательно, должны охраняться междуна­родным правом.

При проекции данного порядка выделения орбитально­го ресурса на вопросы добычи внеземных ресурсов, а также вопросы обеспечения доступности космического простран­ства в научных и исследовательских целях и сохранения мест высокой культурно-исторической важности встаёт вопрос какая организация должна заниматься данными вопросами. Представляется, что мандата МСЭ для операционной дея­тельности в этой сфере будет недостаточно. На наш взгляд правильным будет развитие подхода, основывающегося на главенствующей роли Управления ООН по вопросам кос­мического пространства в процессе операционной деятель­ности по выделению областей космического пространства с особым правовым статусом.

Такой подход, в частности, установлен в Руководящих принципах обеспечения долгосрочной устойчивости косми­ческой деятельности, например в Руководящем принципе 6: Совершенствование практики регистрации космических объектов: «6.5 Управлению следует в рамках своих постоян­ных обязанностей и имеющихся ресурсов быть эффективно вовлеченным в осуществление интегрированных функций, относящихся к: а) сбору информации по проведенным ор­битальным запускам (т.е. осуществленным запускам, име­ющим своим результатом размещение объектов на орбите вокруг Земли или дальше в космическом пространстве) и по орбитальным объектам (т.е. космическим объектам, за­пущенным на орбиту вокруг Земли или дальше в космиче­ское пространство); и b) присвоению орбитальным запускам и орбитальным объектам международных обозначений в соответствии с системой обозначений Комитета по исследо­ванию космического пространства, а также предоставлению таких обозначений государствам регистрации. Государствам и международным межправительственным организациям следует поддерживать работу Управления, направленную на поощрение инициатив, призванных позволить государствам придерживаться практики регистрации и рассмотреть воз­можность внедрения и поддержания практики предоставле­ния регистрационных данных.

Развитие такого подхода в преломлении к определе­нию статуса отдельных областей космического пространства представляется логичным.

По вопросу добычи внеземных ресурсов, например, такой механизм может выглядеть следующим образом: Управление ООН по вопросам космического пространства обеспечивает соблюдение рационального, равноправного, эффективного и экономного использования внеземных ре­сурсов, выдавая долгосрочные разрешения на разработку ре­сурсов небесных тел в коммерческих целях. Заявки подаются государствами, которые в свою очередь имплементируют в национальное законодательство положения, которые ещё должны быть выработаны международным сообществом по отношению к использованию внеземных ресурсов. Таким об­разом, коммерческие компании будут подавать заявку в на­циональный орган, который будет транслировать поданные заявки на международный уровень.

При этом, необходимо уделять первостепенное внима­ние вопросам безопасности - деятельность по разработке ресурсов не должна даже допускать возможность того, что в её результате будет нанесён вред (например в результате не­верного изменения траектории разрабатываемого небесного тела).

Комплексный подход к обозначенной проблематике ещё предстоит выработать, но он бесспорно лучше скла­дывающейся в настоящее время практики принятия го­сударствами национальных нормативно-правовых актов в одностороннем порядке регулирующих добычу внеземных ресурсов, поскольку только на международном уровне мож­но обеспечить соблюдение интересов развивающихся стран при эксплуатации безграничных ресурсов открытого космо­са. Только международно-правовое регулирование способно обеспечить учёт потребностей развивающихся стран при международном сотрудничестве в исследовании и исполь­зовании космического пространства в мирных целях, зало­женный в Декларации о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом по­требностей развивающихся стран.

Такой же порядок подачи заявок видится нам логичным при использовании отдельных участков космического про­странства в научных целях. Возможно здесь более подходя­щим был бы уведомительный режим, представляющий со­бой дальнейшее совершенствование практики регистрации космических объектов, когда в регистре ООН может быть указано, что космический объект размещён на орбите, пред­ставляющей собой ограниченный ресурс.

В том же, что касается исследований небесных тел, пред­ставляющих научный интерес, очевидно, что интересы науки должны иметь приоритет над коммерческим использовани­ем космических ресурсов, что должно приниматься во вни­мание Комитетом при рассмотрении заявок на использова­ние ресурсов государствами.

Что касается сохранения мест культурно-исторической ценности, возможно Управлению ООН по вопросам косми­ческого пространства необходимо дать возможность пода­вать заявки в списки объектов всемирного наследия ЮНЕ­СКО, находящихся в космическом пространстве от имени всего человечества, предварительно согласовав их с космиче­скими державами.

В заключение хочется выразить надежду на то, что вы­сказанные соображения покажутся интересными специали­стам в области космической экономики и международного космического права, которые продолжат дискуссию относи­тельно статуса областей космического пространства, пред­ставляющих интерес для развития человеческой цивилиза­ции. Возможно, идея о разделении пространства на дальнее и ближнее не является самой удачной, но здесь очень многое может зависеть от реализации концепции. Безусловно, в дальнем космосе к космической деятельности могут при­меняться более мягкие нормы исходя из приоритета успе­ха исследовательских и ресурсных миссий, а в ближнем мы должны исходить из приоритета планетарной безопасности. Однако возможно более удачным был бы функциональный подход, выделяющий области космического пространства, представляющие наибольший интерес и устанавливающий особые правила использования этих областей. Такой подход представляется более практичным, поскольку базируется на существующих международно-правовых механизмах, а так­же даёт возможность обеспечить справедливый и стимули­рующий подход к исследованию и использованию космиче­ского пространства в интересах всего человечества.

ШТОДИНА Ирина Юльевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права МГИМО (У) МИД России

МКП представляет собой совокупность норм и принципов МП, регулирующих отношения государств по использованию и исследованию космического пространства и небесных тел.

источниками МКП преимущественно являются международные договоры. к основным МД в этой области можно отнести такие, как:

· договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая луну и другие небесные тела. (1967г. - договор по космосу).

· соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968г.

· конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972г.

· конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975г.

· соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, 1979г. (договор о Луне).

Принципы МКП:

· свобода использования космического пространства, Луны и других небесных тел без какой-либо дискриминации

· свобода исследования космического пространства, Луны и других небесных тел без какой-либо дискриминации

· запрет на распространение государственного суверенитета на космическое пространство, Луну и другие небесные тела

· запрет на частное присвоение космического пространства, Луны и других небесных тел

· правовой режим космического пространства, Луны и других небесных тел устанавливается и регулируется только МП

· частичная демилитаризация космического пространства (частичная демилитаризация - военная техника может использоваться в космическом пространстве, но только в мирных целях)

· полная демилитаризация космического пространства, Луны и других небесных тел (в космическом пространстве и на небесных телах запрещаются испытания каких-либо видов оружия).

за нарушение этих принципов государства несут международно-правовую ответственность.

=2=

КП и НТ являются территорией с м-п режимом. т.е. любое государство обладает правом использования и исследования этих объектов в мирных целях.

КП начинается на высоте 100-110 км над уровнем моря. там, где заканчивается воздушное пространство.

Небесные тела – это любые объекты естественного происхождения, находящиеся в КП.

Государства не могут распространять свой суверенитет на космическое пространство и небесные тела.

Государства имеют право размещать различные объекты на поверхности небесных тел. Эти объекты являются собственностью государств, но могут использоваться космонавтами в случае необходимости (космонавты любого гражданства).

Ни КП, ни НТ не могут находиться в какой-либо собственности. Не могут быть собственностью государства, ФЛ или ЮЛ.

=3=

Космические объекты (КО) - это объекты искусственного происхождения, которые запускаются в космическое пространство для его исследования .

·космические корабли и их части

Государства обязаны регистрировать все КО, которые запускаются в космос с его территории.

Общий реестр всех КО ведет ООН.

Если КО находится в собственности нескольких государств, то на его борту действуют нормы МД.

Государство несет ответственность за техническим состоянием КО. если КО наносят ущерб каким-либо объектам в КП, или на поверхности Земли, то ответственность за этот ущерб несет то государство, которому принадлежит данный КО.

=4=

Космонавты - члены экипажей космических кораблей.

Космонавты - посланцы человечества в космосе.

Космонавты обладают иммунитетом. иммунитет сопряжен только с выполнением космонавтами их должностных обязанностей.

В космическом пространстве космонавты имеют право использовать объекты, принадлежащие любому государству, но только в мирных целях и не нанося этим объектам ущерба.




считается, что космонавты находятся к КП в экстремальной ситуации. Космонавты не несут ответственности в случае, если при посадке они нарушают воздушную границу иностранного государства.

В принципе существуют правила осуществления посадки космического объекта на территории Земли. МП предусматривает, что если они приземлились в другом государстве, это не является нарушением национального или международного права.

Читайте также: