Где концентрировались все государственные доходы во времена республики римское право

Обновлено: 30.06.2024

1. Общие понятия

Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.

Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

2. Общественный строй

Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

· имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

· мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу-республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки.

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

3. Государственный строй

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:

· законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;

· финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

· по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу,

· внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на:

· ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

· экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам:

· выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат-ными или трибутными собраниями;

· срочность - один год (за исключением диктатора);

в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными войнами.

Уже в царский период общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосовало по подразделениям - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, второй и третий разряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов.

5. Падение республики

Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными. Распад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями:

· восстания рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104 - 99 гг. до н. э.) и восстание под руководством Спартака (74 - 70 гг. до н. э.);

· борьба между мелким и крупным землевладением, широкое революционное движение сельского плебса, которое едва не привело к гражданской войне и возглавлялось братьями Гракхами, пытавшимися провести аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н. э.);

· Союзническая война (91 - 88 гг. до н. э.), общеиталийское восстание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур - вначале Суллы, а затем Цезаря.

Римское государство крупнейшее политическое образование рабовладельческой эпохи. Оно появилось на политической карте древнего мира позднее восточных монархий и греческих полисов, но творчески восприняло их политико-правовую культуру.

История римского государства подразделяется на следующие периоды:

2. Республика (VI в. до н.э. - I в до н.э.);

3. Империя (I в. до н.э. - VI в. н.э.)

Древнейшая догосударственная организация римского народа характеризуется основными чертами первобытнообщинного строя. Основная ячейка общины называется родом (gens). Род представляет собой замкнутую единицу, сохранившую в течение известного времени совместное владение землей, в частности - пастбищами. Дела рода решались на собрании рода. Во главе рода стоит выборный стар-шина. Весьма рано возникает дифференциация между отдельными родами, и некоторые, наиболее могущественные из них, начинают считаться "старшими родами". Вместе с тем и внутри отдельных родов выделяется наследствен-ная аристократия - наиболее богатые семьи, присвоившие себе общественную землю и власть над сородичами. Члены этих семей получили название патрициев.

Кроме полноправных членов родовая организация включала и зависимых людей - клиентов, не участво-вавших в управлении делами рода. Институт клиентелы возникал из различных источников. Клиентами являлись как "младшие родичи", так и отдельные чужаки, которые хотя и не были обращены в рабство, но являлись в Риме бесправными, и были вынуждены отдаться под по-кровительство коренных римских граждан (патронов). Клиенты получали от своих патронов участки земли, но-сили имя рода и участвовали в родовом культе. Но взамен они должны были выполнять ряд обязанностей личного и имущественного характера в пользу патронов.

Общее число родов в древнем Риме 300. Десять родов составляли курию.

Десять курий объединялись в трибу. Римский народ состоял из трех триб. Римляне называли себя в древности "квиритами" ("квирит" - мифическое божество, покровитель древних римлян). Совокупность римских граждан и есть римская община.

В эпоху, переходную от первобытнообщинного строя к классовому обществу, в Риме были следующие органы власти:

а) Народное собрание по куриям. К компетен-ции народного собрания относились важнейшие вопросы, касавшиеся всего римского народа: объявление войны, включение новых родов, избрание рекса (вождя). Каждая курия собиралась отдельно и решала по боль-шинству голосов граждан поставленный вопрос. Реше-нием народа считалось решение, за которое высказалось большинство курий.

б) Сенат, возникший из древнего совета вождей родов, являлся собранием родовых старейшин. Число сенаторов составляло 300. Сенат утверждал избрание рекса и реше-ния народного собрания и принимал непосредственное участие в делах управления.

в) Рекс избирался народным собранием. Он являлся предводителем войска и вер-ховным жрецом и судьей.

Около 500 г. до н. э. рекс был свергнут. Вместо рекса стали выбираться из числа патрициев два высших долж-ностных лица - "преторы", которые являлись воена-чальниками и ведали общественными делами. Один претор мог аннулировать решение другого и отсюда явилась необхо-димость для каждого из них принимать решения, лишь посоветовавшись с другим. Поэтому преторы получили новое название - консулы (обсуждать, совещаться).

Пришлые люди - плебеи. Они стояли вне курий и являлись бесправными, находились в зависимости от патрициев. Плебеи могли иметь собственность, они занимались торговлей, ремеслами и несли ряд обязан-ностей: платили налоги, участвовали в вспомогательном войске. В силу этого возникает долго длившаяся борьба плебеев за равноправие.

Одновременно в связи с развитием производительных сил развивается рабство, но еще в своей патриархальной форме. Рабы находились главным образом в домах пат-рициев и зажиточных плебеев.

С появлением рабства общество начинает делиться на классы - рабовладельцев и рабов. Патрицианская верхушка, давно уже тяготившаяся перво-бытнообщинными отношениями, стремится закрепить свое исключительное положение в обществе, свое "право" на землю, рабов и политическую власть, осуществляемую в отношении рабов, плебеев и клиентов.

Борьба плебеев с патрициями ускоряет процесс уничто-жения первобытнообщинного строя и переход к госу-дарству, придает этому закономерному процессу особую специфику.

В VI в. до н.э. была осуществлена новая организация сво-бодного населения. На основе реформы рекса Сервия Туллия население было распределено на группы по имущественному и территориальному признакам.

Как римский народ, так и плебеи были разбиты на шесть разрядов в зависимости от величины имущества. Каждый разряд делился на точно уста-новленное количество единиц, т.е. центурий. Количе-ство людей в центуриях было не одинаково; центурии высших разрядов были малочисленнее центурии низших разрядов, но пользова-лись одинаковыми правами. Центурия явля-лась единицей военной, политической и налоговой. Многие важные во-просы решались на народном собрании, расчлененном на отдельные центурии, причем каждой центурии принадлежал один голос.

Каждые пять лет производилась оценка имущества граждан и новое распределение их то центуриям.

Наряду с делением по центуриям римские граждане были распределены по территориальным округам, так на-зываемым т р и б а м. Город Рим был разделен на 4 трибы, к которым затем прибавилось 17 сельских триб. В территориальную трибу зачислялись все граждане, жившие в данном округе.

Распреде-ление граждан по центуриям и трибам хотя и включило плебеев в состав "римского народа", но еще не устано-вило равноправия плебеев с патрициями. Патриции удер-жали свое исключительное право на получение новых земель и на занятие высших государственных должностей; они сохранили свою замкнутость, запрещая браки между патрициями и плебеями. Поэтому период после "реформы Сервия Туллия" является временем дальнейших преобразований.

Еще сначала V в.

до н.э. получили распространение и признание "плебейские" собрания. Участвовали в них только плебеи. Тем самым плебеи достигли обособленной организации, и это облегчало консолидацию плебеев в его борьбе против патрициев. Тогда же появилась выборная плебейская должность - плебейский три-бун, являвшийся предводителем и руководителем плебса. Трибуны выбирались на годичный срок в числе - сначала двух, затем четырех, а впоследствии - десяти. Основной задачей трибунов являлась защита плебеев. Трибунам не было предоставлено какой-либо распорядительной власти. Но они имели право налагать запрещение (veto) на распо-ряжение магистратов. Тем самым плебейские трибуны получают особое значение: сенат и магистраты при самом издании ими какого-либо распоряжения вынуждены были считаться с возможностью наложения запрета трибуном. Личность трибуна была объявлена неприкосновенной и лицо, которое посягнет на трибуна, подлежало смертной казни.

В 445 г. до н. э. был издан закон Канулея, разрешив-ший браки патрициев с плебеями и являвшийся суще-ственной уступкой со стороны патрициев. Тем самым было сильно ослаблено различие в юридическом положении патрициев и плебеев. Плебеи получили право занимать государственные должности. Они стали гражданами Римской республики.

Всей полнотой прав как публич-ных, так и частных пользовались лишь римские граждане.

Римское гражданство приобреталось, прежде всего, рождением от брака римских граждан или от римской гражданки, не состоящей в браке. Кроме того, способами установления римского гражданства являлись: освобождение римским гражданином своего раба (причем, вольно-отпущенник не приобретал полных прав римского граж-данства), усыновление римским гражданином чужеземца, пожалование римского гражданства отдельным лицам или целым общинам.

Римское гражданство утрачивалось: а) захватом рим-ского гражданина в плен (однако в случае возвращения этого гражданина его гражданство восстанавливалось), б) присуждением римского гражданина к тяжкому нака-занию (связанному с изгнанием).

Граждане Рима делились на два сословия:

а) Нобили, включавшие в свой состав крупных землевладельцев.

По общему правилу из нобилей выбирались магистраты и комплектовался сенат. Поэтому нобилитет назывался иногда "сенаторским сословием". Нобилитет сохранил за собой влияние на политические дела и после перехода к монархии. Для этого сословия был установлен имущественный ценз в миллион сестерциев.

б) Всадники, занимавшиеся торговлей, ростовщи-чеством, взиманием налогов в провинциях. Ценз всадников - 400.000 сестерциев.

Римское государство являлось аппаратом в руках крупных рабовладельцев и вооруженным лагерем. Этим обус-ловливается основная конструкция государственного ап-парата Рима, носившая военный характер, твердо закреп-лявшая власть в руках крупных рабовладельцев и давав-шая огромную свободу действий административным ор-ганам.

Римляне называли свое государство "республика", т.е. "общее, общественное дело". Этим названием подчёркива-лось верховенство народа и демократические основы государства. Но это название не соответствовало действительности, так как фактически огромное большинство населения не прини-мало никакого участия в управлении государством, где власть принадлежала верхушке рабовладельцев. Но дик-татура рабовладельцев не исключала известную демокра-тию среди рабовладельцев и для рабовладельцев, и она действительно существовала в период республики, хотя и не достигла того развития, как в Афинах.

Органами центральной государственной власти в республиканском Риме являлись: сенат, народное собра-ние, магистраты.

1. Сенат являлся органом рабовладельцев-патрициев и играл первенствующую роль в управле-нии Римом. Число сенаторов составляло 300, а в I в. до н.э. - 600. Сенаторы избирались первоначально консулами, а с начала IV в. до н.э.- цензорами. Каждые пять лет список сенаторов пересматривался, причем лишь в отдельных случаях цензор не вносил прежних сенаторов в новый список. В состав сената включались главным образом бывшие магистраты.

Назначали заседания сената и председательствовали в них высшие магистраты - консулы, преторы, а с сере-дины IV в.

до н.э.- и плебейские трибуны. Постановле-ния сената могли быть опротестованы плебейскими три-бунами.

Сенат имел следующую компетенцию:

а) В области законодательной. Законы, принятые центуриатными и трибутными собраниями требовали для своей действительно-сти утверждения сената.

б) В области административной. Сенат мог издавать общие постановления, касающиеся благоустрой-ства и общественной безопасности.

в) В области финансовой. Сенат составлял бюджет и устанавливал налоги. В распоряжении сената находилась государственная казна. Все это ставило ма-гистратов в непосредственную зависимость от сената.

г) В области внешней политики. Сенат ведет переговоры с другими государствами. Он принимает и отправ-ляет послов и заключает мирные договоры. (Объявление войны входило в компетенцию центуриатного собрания).

д) В области военного дела. Сенат устанавливал количество призываемых в армию, распределял армии и провинции между военачальниками. Сенат руководил действиями высшего командования, так как от сената зависел отпуск средств на ведение войны. От сената зависело продолжение войны или заключение мирного договора.

е) Чрезвычайные меры. В особых случаях; в частности при опасностях извне или при волнениях внутри государства, сенат мог принимать чрезвычайны меры, делать распоряжения о назначении диктатора, предоставлять магистратам чрезвычайную и неограниченную власть и т. д.

ж) Культ. Сенат ведал постройкой храмов, назначением религиозных церемоний, допущением культа новых богов.

2. Народные собрания (комиции). а) Куриатные собрания хотя номинально и сохранились, но постепенно утратили всякое политическое значение. К их компетенции, кроме утверждения усыновлений, совершаемых патрициями, относилось лишь совершение обряда; формального предоставления должностным лицам, избранным на центуриантных собраниях, высшей власти.

б) Центуриатные собрания -собрания войска, организованного в центурии. В III в. до н.э. произошло изменение. К компетенции центуриатного собрания относилось: а) избрание высших магистратов - консулов, преторов, цензоров; б) принятие или отклонение проектов законов; в) рассмотрение жалоб лиц, присужден-ных магистратом к тяжкому наказанию.

В) Трибутные собрания - собрания граждан по территориальным трибам. Трибутные собрания являлись более демократическими, чем центуриатные, так как в них могли участвовать на формально равных осно-ваниях не только богачи, но и средние и мелкие земле-владельцы. Однако на деле, крестьяне не имели возмож-ности являться на собрания, происходившие неизменно в Риме, а потому и не могли влиять на голосование. На трибутных собраниях избирались курульные эдилы, квесторы и некоторые другие должностные лица, принимались или отвергались проекты законов и рассматривались жалобы на решения магистрата о на-ложении штрафа.

Народные собрания имели немалое значение в период республики. Но в 1 в. до н.э. роль их упала. С одной сто-роны, по мере расширения римского государства в на-родных собраниях, происходивших в Риме, участвует все меньшая часть граждан. Раскинувшееся на огромные пространства государство перерастает формы, установ-ленные для государства-города. С другой стороны, обо-стрение противоречий внутри класса рабовладельцев и усиление классовой борьбы заставляет крупных рабовла-дельцев, державших в своих руках власть, суживать, а затем и ликвидировать даже те скудные элементы де-мократизма, которые содержались в народных собраниях. Власть концентрируется в руках правящей аристократической элиты.

В руках магистратов, формально выбираемых народными собраниями, а по существу - на-значаемых сенатом, сосредоточивались функции управ-ления, военная и административная власть. Пределы вла-сти магистратов не были точно очерчены законом, и ма-гистраты были свободны в своих действиях, но по существу находились в зависимости от сената. Юридически магистратом мог быть любой римский гражданин, но фактически должности магистратов замеща-лись почти исключительно представителями нобилитета.

По общему правилу каждый магистрат избирается на один год, причем на каждую должность (кроме дикта-тора) выбирается несколько лиц. Но отдает распоряжения каждый магистрат самостоятельно. Однако любой его коллега (а равно магистрат более высокого ранга) может аннулировать отданное распоряжение. Тем самым огра-ничивалось личное усмотрение отдельных магистратов и в ряде случаев возникала необходимость предварительного согласования мероприятий. Магистраты не по-лучали вознаграждения. Более того, им приходилось нести значительные издержки, связанные с избирательными кампаниями и с выполнением должно-сти. Но, конечно, эта "безвозмездность" являлась фиктив-ной: магистратура являлась неисчерпаемым источником всяческих доходов.

Полномочия магистратов: а) командование войском и заключение перемирий, б) право собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них, в) право суда и наложения наказаний, г) право издавать приказы и принуждать к их исполнению. В состав potestes, принадлежавшей всем маги-стратам, входило: а) право издавать общие распоряже-ния - эдикты, б) право налагать штрафы за невыполне-ние распоряжений.

Консулы, избиравшиеся в числе двух. Являясь верховными магистратами, они осу-ществляли командование войском. Власть консула во время похода не имела ограничений. Консулы являлись и высшими административными должностными лицами: созывали сенат и народные собрания, ведали внутренним управлением и т. п.

Диктатор являлся чрезвычайным маги-стратом, т.е. назначался лишь в особых случаях. Диктатора назначал один из консулов по предложению сената. Диктатору под-чинялись все магистраты, а плебейский трибун не имел veto в отношении его распоряжений. Действия диктатора не подлежали обжалованию. Но диктатура была ограничена кратким, а именно 6-месячным сроком. Диктатура учреж-далась при наличии серьезной военной опасности, при возникновении восстаний и в некоторых дру-гих чрезвычайных случаях.

Преторы. Первоначально преторы являлись лишь заместителями консулов. Они в некоторых случаях ко-мандовали войском и ведали административными делами. Но постепенно основной функцией претора стало направление судьям для разрешения имущественных дел, причем это направление сопровождалось указанием, как должно быть решено дело в зависимость от того, какие обстоятельства будут уста-новлены.

Цензоры избирались в числе двух на срок в полтора года. Они составляли списки сенаторов и рас-пределяли граждан по центуриям и трибам, производя оценку имущества граждан.

Курульные эдилы, избиравшиеся в числе двух, ведали порядком в Риме, надзором за рынками, организацией зрелищ. Они имели юрисдикцию по делам о продаже на рынках рабов и скота.

Квесторы имели разнообразную компетенцию: одни ведали некоторыми уголовными делами, другие хра-нили казну, получали платежи и выплачивали деньги.

Кроме того, был ряд магистратов, ведавших некото-рыми судебными делами, надзором за чеканкой монеты, дорогами и т. п. Особые магистраты управляли провинциями (внеиталийскими землями).

Жители про-винций обращались в рабство или становились поддан-ными Рима, не получая прав гражданства, и облагались тяжелыми налогами. Провин-ции рассматривались как "поместья римского народа", и значительная часть провинциальных земель включалась в состав государственных земель. Какого-либо общего порядка управ-ления провинциями не существовало. Рим последовательно проводил принцип "раз-деляй и властвуй". Во главе провинций стоял римский магистрат, причем к концу республиканского периода провинции управля-лись обычно окончившими срок своей службы консулами и преторами. Управителю провинции принадлежала вся полнота власти: он являлся высшим администратором, военачальником и судьей.

Римская Империя оказало огромное влияние на развитие Европы (и не только). Государства использовали государственную и правовую систему в качестве основы для своего развития. Несомненно, в каждом конкретном случае идеалы Рима смешивались с особенностями культуры конкретного народа, но они всегда рассматривались в качестве стержня, а порой и примера.

Несомненно, на практике всё гораздо сложнее. Анализ любой правовой системы - это сложная наука, учёные-историки и правоведы тратят годы на изучение тонкостей, чтобы понять, какой именно след оставил Рим после себя. Но и не нужно обладать специфическими знаниями, чтобы понять, что огромный.

Римское право - прообраз правовой системы всем Романо-Германской семьи, которая также именуется континентальной. Особенность её в том, что основным источником права является закон . В этом и заключается основное отличие от англосаксонской системы, в которой доминирующим источником права является прецедент , то есть судебное решение.

На данный момент те или иные элементы разных правовых систем имеются в законодательстве разных стран. Например, прецедент имеет вес и в европейском законодательстве. Суть в том, что изначально каждая правовая семья, законодательство каждой отдельной страны, развивались от иных принципов.

Источники Римского права

Основной источник Римского права - закон, как мы уже выяснили. Уже в пятом веке до нашей эры гражданские законы Рима шли отдельно от религиозных. Это значит, что общество уже фактически было светским.

Самый старый из известных источников права - законы двенадцати таблиц. По сути, это свод, или кодекс правил, определяющий основы большей части важных для общества отраслей (семейные правоотношения, наследство, займы, а также уголовные преступления).

Особенность данного свода правил и заключалась в том, что он регулировал сразу всё, то есть не был специализированным. Но для того времени это и так был значительный шаг вперёд по сравнению с правом, где религия определяла правила.

Но законы двенадцати таблиц - не единственный источник права. Различные Законы Царей устанавливали основы, эдикты Преторов выполняли роль современных подзаконных актов - определяли принципы правоприменения и разъясняли особенности норм.

Если исследовать правовую систему более подробно, можно выявить множество иных источников. Среди них и Дигесты Юстиниана, и Институции Гая и многое другое - это уже тема для отдельного исследования.

Отрасли Римского права

Одна из особенностей Римского права, которую переняли и Европейские страны, включая Россию - разделение правовой системы на отрасли. Это позволяет специализировать всю юридическую работу и особенно важно с того момента, как вся государственная система начинает активно развиваться и усложняться. Сейчас невозможно себе представить юридическую деятельность, не разделённую на специализации.

Римское право также делилось на несколько отраслей:

  • публичное право . Регулировало деятельность государственных органов и общества в целом. Данная отрасль имела минимальное влияние на развитие Европейской системы;
  • частное право . По сути, это аналог современного гражданского права. Оказало максимальное влияние на развитие Европы, до сих пор его принципы применяются на практике;
  • право квиритов - регулировало отношения, связанные с негражданами Рима;
  • право народов . Использовалось для решения споров между подданными Рима и иностранцами;
  • преторское право . Действовало только на граждан Рима. По сути, это совокупность процессуальных норм и различных правил.

Как Римское право использовалось другими народами

После падения Римской Империи народы, ставшие свободными, так называемые варвары, продолжали использовать Римские источники. Это произошло потому, что фактически они оказались в правовом вакууме, а разработка своих собственных правовых норм заняло бы слишком много времени.

Государства Галлии и Испании впоследствии составляли свои собственные законы, но во многом они основывались именно на имеющихся у них источниках, то есть сводах законов, применявшихся Римом.

Ещё одна причина активного внедрения Римских норм - стремление усиливающейся власти королей искоренить народные обычаи и укрепить своё влияние. Для этого нужна была развитая правовая база, которая фактически уже была создана и подтверждала свою жизнеспособность.

Церковь тоже считала Римское право более совершенным. Причина - нежелание смириться с влиянием старых языческих обычаев, которыми руководствовались народы. Священники хотели искоренить последние языческие веяния и, тем самым, укрепить и своё влияние.

Священная Римская Империя, как надгосударственный союз многих европейских народов, считала себя наследником Римской Империи. Поэтому использование основ Римского права было очевидным.

После этого началось естественное развитие правовых систем, которые, по вышеуказанным причинам, основывались на нормах Римского права. Общество развивалось по ним, но также и менялось. В своды правил включались новые положения, составлялись новые кодексы, но основой и на данный момент считаются принципы, заложенные ещё Римом.


Оглавление

  • Римское право как древнейшая система права
  • Составные части римского права

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Римское право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Римское право как древнейшая система права

Римское право — уникальное явление в мировой истории: это единственная в мире система права, которая не только пережила цивилизацию, ее создавшую, но и получила дальнейшее развитие и породила создание правовых систем практически во всех европейских странах. Римляне давным-давно ушли с исторической сцены, но плодами их юридической мысли мы пользуемся до сих пор.

Что послужило основой для самого римского права и с чем связано такое фантастическое его совершенство? Ведь ни Египет, ни Вавилон, ни Древняя Греция, будучи сильными и в своем роде совершенными цивилизациями, не могут похвастаться тем, что их система права стала основополагающей для потомков.

Особенности такого положения Рима в мировой истории следует искать в национальной психологии римлян. И Египет, и Вавилон, и Греция сложились в самобытные и самодостаточные культуры. Чужие влияния плохо приживались на национальной почве. Римляне же с самого начала своей истории не боялись принимать чужие достижения как свои собственные. Они с легкостью переняли весь олимпийский пантеон богов, присвоив им собственные римские имена, они с легкостью подмяли под себя древних этрусков и до такой степени их поглотили, растворили в себе, что теперь мы гадаем, что ж это был за народ; но они взяли себе культуру этрусков. Они с такой же легкостью перехватывали любое чужое знание и не стеснялись пользоваться плодами умов покоренных ими народов.

Именно имперское сознание римлян и является тем ключом, который приоткрывает тайну совершенства их правовой системы. Римляне были удивительно не оригинальны в искусствах и науках, но они были воинственны, практичны и в определенном смысле дальновидны. Их простой и расчетливый ум быстро подмечал все, что можно использовать на благо родины. Завоевывая мир, они брали чужое, изучали внимательно, перенимали с огромным удовольствием и после этого перенятое чужое становилось совершенно римским, словно они с этими богами, науками, искусствами и родились.

Рим в античное время был громадным неповоротливым чудовищем, простиравшимся от современной Испании до современной Индии, от африканского Египта до современной Великобритании, и на всем этом необъятном пространстве жили римские граждане и действовало римское право.

Условно историю Рима можно разделить на три периода:

— царский период — 753–510 гг. до н. э.;

— период республики — 509–27 гг. до н. э.;

— период империи — 27 г. до н. э.–476 г. н. э.

По легенде, племена древних латин, сабин и этрусков, обосновавшихся в долине Тибра, основали в 753 г. до н. э. город Рим. Объединение племен привело к образованию в Риме общины, во главе которой стояли старейшие римские роды (патриции), которые обладали следующими правами: правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (долей в общей земельной собственности); правом на наследование надела и родового имущества; правом на получение от рода помощи и защиты; правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д.

В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые входили в 3 трибы. Каждая курия была представлена в собрании только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос. Пришлое население не входило в римскую общину, оно получило наименование плебса (плебеев). Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Имущественная дифференциация внутри общины разорила многих ее членов, а часть плебеев разбогатела.

Несмотря на богатство, плебеи не обладали политическими правами, что породило борьбу плебеев с патрициями, которая закончилась победой плебеев и созданием римского государства.

Ранний период римской истории называет семь царей: легендарный Ромул; Нума Помпилий; Тулл Гостилий; Анк Марций; Тарквиний Приск; Сервий Туллий; Тарквиний Гордый. Царь избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, — куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции. Царь исполнял военные, жреческие и судебные функции. Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса (выборного вождя, царя) Сервия Туллия в VI в. до н. э.

Сервию Туллию удалось примирить интересы патрициев и плебеев, но его реформы способствовали возникновению в Древнем Риме республиканской формы правления.

В основу общественной организации Рима были положены имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима было разделено на имущественные разряды, исходя из размера земельного надела, которым владел человек. Из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии — обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1–3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4–5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос, и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии этим и заканчивалось. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, что оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Деление свободного населения по территориальному принципу усилило процесс ослабления кровнородственных связей. Рим разделили на 4 городских и 17 сельских территориальных округов, к которым перешло название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, они подчинялись старосте, он же собирал с них налоги. Позже по территориальным трибам стали созываться собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос.

В 509 г. до н. э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников).

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами — свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве это означало право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве — право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях. Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры.

Народные собрания — центуриатные, трибутные и куриатные — большого значения для управления Римом не имели. Из них наиболее влиятельны центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В компетенцию собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания были плебейские и патрицианско-плебейские, они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Куриатные собрания вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и были позже заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.

Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. сенаторы не избирались, а раз в пять лет включались цензорами в списки из представителей знатных и богатых семей. Это делало сенат фактически независимым от воли большинства свободных граждан. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной: он контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, рассматривая (и отвергая) законопроекты; контролировал избрание народными собраниями должностных лиц; устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы; утверждал постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу; обладал внешнеполитическими полномочиями; ведал набором в армию и распределял легионы между командующими армиями; имел право принять решение об установлении диктатуры.

Государственные должности в Риме именовались магистратурами. В Риме сложились принципы замещения магистратур: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. Существовала иерархия должностей, власть магистратур разделялась на высшую (диктатор, консул и претор) и общую. Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, создававшиеся в чрезвычайных обстоятельствах.

Во II в. до н. э. власть Рима распространилась практически на все Средиземноморье, что принесло немыслимое количество рабов и разорило крестьян. Началась борьба между мелким и крупным землевладением, ее кульминацией стали реформы братьев Гракхов. В 133 г. до н. э. избранный трибуном Тиберий Гракх предложил закон, по которому устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках, — 1000 югеров на семью (около 250 га). Излишки подлежали распределению между безземельными и малоземельными.

Этой реформе воспротивился сенат. В борьбе с сенатом Тиберий и погиб (его обвинили в стремлении стать диктатором и казнили), его брату Гаю удалось добиться той же должности, он снизил цены на хлеб, начал колонизацию завоеванных земель, но был убит. Поскольку юридическим основанием аграрной реформы братьев Гракхов было то, что римская территория считалась общественной собственностью, законом 3 г. до н. э. земельные владения были объявлены неприкосновенной собственностью.

При консуле Марие (I в. до н. э.) римская армия становится наемной, служащей за жалованье. Послушная тому, кто ей платил, армия стала орудием партий. С ее помощью были ликвидированы последние остатки римской республиканской демократии. В 82 г. до н. э. полководец Сулла устанавливает в Риме единоличную бессрочную диктатуру, отстранив от власти все другие магистратуры. Сулла предоставил новые права сенату и резко уменьшил компетенцию народных собраний.

Трибуны были лишены политических функций. Римская рабовладельческая республика переживает глубокий кризис. Ее окончательное крушение было ускорено знаменитым восстанием рабов под руководством Спартака (74 г. до н. э.).

В середине I в. до н. э. Юлий Цезарь заложил основание нового политического строя, пришедшего на смену республиканскому. Его называют принципатом — по одному из титулов первого лица в государстве — римского императора — принципса (первого сенатора). Император получил от сената право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы, он наделялся высшей властью, был избран на важнейшие должности в нарушение республиканских законов — одновременно консулом, цензором и народным трибуном.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Со II в. сенат потерял значительную часть прав, имея только право утверждать предложения принцепса. Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников.

В III в. н. э. в Риме установилась неограниченная монархия, и начался период домината. Исчезли старые республиканские учреждения, управление империей перешло в руки нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император. В интересах управления Римская империя была разделена на две части — Западную, со столицей в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе. Империя считалась единой, но каждая ее часть имела своего главу.

Вся организация новой администрации строилась на началах строгой подчиненности сверху вниз и персональной назначаемости, члены администрации лишались сословных привилегий и были представителями новой военной бюрократии — опоры империи. сенат был отстранен от дел, а звание сенатора осталось как почетное обозначение привилегированного сословия.

Исчезла выборность должностных лиц. Все нити государственного управления сосредоточились в центральной и территориальной администрации. В последние века Римской империи в государственной администрации оформилась прослойка профессиональных управленцев — бюрократии, которая стала замкнутой системой, подконтрольную исключительно императору.

Восточная часть Римской империи превратилась в самостоятельное государство — Восточную Римскую империю, а позднее — Византию. Западная часть империи пала под ударами варваров, Византия просуществовала до XIV в., превратившись из рабовладельческого в феодальное государство, точнее основательно смешав черты рабовладения и феодализма, и создав на базе римского византийское право, которое отличалось от первоисточника, как ночь от сияющего дня.

Читайте также: