Где и как разграничиваются компетенции министерства юстиции рф и федеральной нотариальной палаты

Обновлено: 28.06.2024

В соответствии с положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минюста России.

В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность. Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также с положением о Министерстве юстиции Российской Федерации.

Основными задачами Минюста России являются:

1) реализация государственной политики в сфере юстиции;

2) обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

3) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

4) обеспечение установленного порядка деятельности судов;

5) обеспечение исполнения актов судебных и других органов;

6) обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Таким образом, совершенно логично, что система органов Минюста и институт нотариата, являясь правоохранительными по характеру задач и функций, сотрудничают при осуществлении своей деятельности. Многообразие задач и широта полномочий Минюста предопределяют эффективность осуществляемого им контроля в сфере организации и деятельности нотариата.

В числе основных функций Минюста России, непосредственно касающихся организации деятельности нотариата и контроля за соблюдением законности в деятельности нотариусов, Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации называет:

· наделение нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации (п. 34);

· осуществление в установленном порядке контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства (п. 35);

· организация выдачи лицензий на право осуществления нотариальной деятельности, утверждение форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществление иных полномочий, предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (п. 36);

· удостоверение подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств (п. 41).

Кроме того, определенный контролирующий потенциал имеет деятельность Минюста по проведению юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам.

К мерам превентивного контроля, способствующим единообразию нотариальной практики, можно отнести полномочия Минюста:

· по изучению практики применения законодательства Российской Федерации в сфере юстиции, разработке и представлению в установленном порядке предложений по его совершенствованию;

· по организации работы по созданию и ведению баз данных правовой информации в сфере юстиции;

· по обеспечению сбора и обработки статистических данных, разработке форм статистической отчетности и документов первичного учета в сфере юстиции.

Минюст России в пределах своей компетенции вправе запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц и привлекать для разработки проектов нормативных правовых актов и осуществления их экспертизы научные и другие организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Минюст России вправе издавать постановления, приказы распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Основы законодательства РФ о нотариате конкретизируют полномочия Минюста по организации деятельности нотариата и контролю за осуществлением нотариальной деятельности:

· непосредственно полномочия органов юстиции по контролю за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей закреплены в ст. 34 Основ, в соответствии с которой контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции. Кроме того, органы юстиции имеют и ряд иных важных функции по организации нотариата и осуществлению нотариальной деятельности;

· Министерство юстиции РФ ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой (ст. 1). В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий;

· совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты сокращается срок стажировки для лиц, претендующих на должность нотариуса, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой (ст. 2);

· органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга выдается лицензия на право нотариальной деятельности на основании решения квалификационной комиссии (ст.


3). Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции РФ;

· квалификационная комиссия, принимающая экзамен у лиц прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью, образуется при органах юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием представителей нотариальной палаты Представители Министерства юстиции РФ могут принимать участие в работе любой квалификационной комиссии (ст. 4);

· апелляционная комиссия образуется при Министерстве юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах (ст. 4);

· положения о квалификационной и апелляционной комиссиях утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой (ст. 4);

· В республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (ст. 7);

· нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой (ст. 9);

· контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, – органы юстиции совместно с нотариальными палатами (ст. 9);

· в соответствии со ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой;

· количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой;

· наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой;

· орган юстиции совместно с нотариальной палатой принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу;

· совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты может быть изменена территория деятельности нотариуса (ст. 13);

· в соответствии со ст. 19 назначение на должности стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе осуществляется органом юстиции на основании трудового договора;

· лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса (ст. 20), наделяется полномочиями нотариуса органом юстиции совместно с нотариальной палатой;

· при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение нотариальных действий по выдаче свидетельств о праве на наследство и принятию мер к охране наследственного имущества поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой (ст. 36);

· в соответствии со ст. 39 Основ законодательства РФ о нотариате порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции РФ;

· статья 47 Основ, закрепляющая ограничения права совершения нотариальных действий, определяет, что в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации нотариальное действие должно быть совершено в определенной нотариальной конторе, место его совершения определяется в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции РФ;

· формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах устанавливаются Министерством юстиции РФ (ст. 51);

· если международный договор Российской Федерации относит к компетенции нотариуса совершение нотариального действия, не предусмотренного законодательством Российской Федерации, нотариус производит это нотариальное действие в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции РФ (ст. 109).

Проанализировав характер и содержание полномочий Министерства юстиции и органов юстиции субъектов РФ, можно отметить следующее:

· во-первых, полномочия по контролю реализуются как в сфере превентивного, так и текущего контроля, например, контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, или контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах (в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, – совместно с нотариальными палатами);

· во-вторых, многие контрольные полномочия органов юстиции реализуются только совместно с органами нотариального самоуправления – нотариальными палатами, что полностью отвечает характеру нотариата как института гражданского общества;

· в-третьих, в России существует две категории нотариусов (работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой), а главное, они имеют неодинаковый правовой статус, что предопределяет различную компетенцию органов юстиции по отношению к ним. Ряд полномочий, осуществляемых органами юстиции в отношении нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, в отношении частнопрактикующих нотариусов они не вправе реализовывать вообще, а некоторые могут осуществлять только совместно с нотариальными палатами.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Нотариусы действуют от имени Российской Федерации.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации:

1) получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

2) имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет;

3) достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет;

4) сдавший квалификационный экзамен.

Нотариусом в Российской Федерации не может быть лицо:

1) имеющее гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

2) признанное недееспособным или ограниченное в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу;

3) состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

4) осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса, по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за умышленное преступление;

5) представившее подложные документы или заведомо ложные сведения при назначении на должность нотариуса;

6) ранее освобожденное от полномочий нотариуса на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности по основаниям, установленным настоящими Основами, в том числе в связи с неоднократным совершением дисциплинарных проступков или нарушением законодательства (за исключением случаев сложения нотариусом полномочий в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья).

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.

Сведения о лицах, сдавших квалификационный экзамен, вносятся в реестр нотариусов в течение десяти рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена. Соответствующая запись в реестре нотариусов является подтверждением сдачи квалификационного экзамена

Порядок сдачи квалификационного экзамена устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации.

Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, но не приступившее к работе в должности помощника нотариуса, или к замещению временно отсутствующего нотариуса, или не назначенное на должность нотариуса в течение трех лет с момента сдачи экзамена либо имеющее перерыв свыше пяти лет в работе в должности нотариуса (после сложения полномочий), помощника нотариуса или в замещении временно отсутствующего нотариуса, допускается к конкурсу на должность нотариуса, к работе в должности помощника нотариуса или к замещению временно отсутствующего нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена.

Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами.

Нотариус не вправе:

заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности;

оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, — в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.

О должности

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен. Порядок проведения конкурса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

1) осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;

2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Сложение полномочий нотариуса по достижении им семидесятипятилетнего возраста осуществляется без решения суда. Порядок и сроки сложения полномочий нотариуса, проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность определяются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Присяга

Нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу следующего содержания:

Законодательством субъектов Российской Федерации может быть предусмотрен иной текст присяги нотариуса.

Права нотариуса

Нотариус имеет право:

совершать предусмотренные настоящими Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами;

составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы (в том числе содержащие персональные данные), необходимые для совершения нотариальных действий;

представлять в установленных федеральным законом случаях и порядке заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и получать свидетельства о государственной регистрации прав и иные документы, выдаваемые этим органом;

получать бесплатно в форме электронного документа сведения из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Законодательством субъектов Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права.

Обязанности нотариуса

Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с настоящими Основами, законодательством субъектов Российской Федерации и присягой. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам.

Нотариус обязан сообщать в налоговые органы о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения.

Нотариусы обязаны также соблюдать Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, в котором установлены требования к профессиональной этике нотариуса и лица, его замещающего, а также основания возникновения дисциплинарной ответственности нотариуса, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности и меры дисциплинарной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего.

Ответственность нотариуса

Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона, если иное не установлено настоящей статьей.

Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за реальный ущерб, причиненный неправомерным отказом в совершении нотариального действия, а также разглашением сведений о совершенных нотариальных действиях.

Вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица возмещается за счет страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, или в случае недостаточности этого страхового возмещения — за счет страхового возмещения по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариуса, заключенного нотариальной палатой, или в случае недостаточности последнего страхового возмещения — за счет личного имущества нотариуса, или в случае недостаточности его имущества — за счет средств компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.

Государство несет ответственность за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нотариус несет дисциплинарную ответственность за нарушения, предусмотренные Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.

Страхование деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой

Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор или договоры страхования гражданской ответственности нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности со страховой организацией, аккредитованной Федеральной нотариальной палатой.

Нотариус не вправе выполнять свои обязанности и совершать нотариальные действия без заключения указанного договора страхования гражданской ответственности.

Нотариальная палата субъекта Российской Федерации в целях обеспечения имущественной ответственности нотариусов - членов нотариальной палаты заключает договор страхования ответственности нотариусов - членов нотариальной палаты субъекта Российской Федерации

Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности нотариусов - членов нотариальной палаты производится в случае недостаточности страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса.

Для осуществления компенсационных выплат в связи с возмещением вреда, причиненного нотариусами при осуществлении ими нотариальной деятельности, нотариальные палаты обязаны участвовать в формировании компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.

Выплата из компенсационного фонда осуществляется, при наличии одновременно следующих условий:

1) недостаточность денежных средств, полученных в возмещение причиненного нотариусом вреда по договору страхования гражданской ответственности нотариуса;

2) недостаточность денежных средств, полученных в возмещение причиненного нотариусом вреда по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариусов - членов соответствующей нотариальной палаты;

3) невозможность исполнения решения суда о возмещении причиненного нотариусом вреда за счет личного имущества нотариуса.

Финансирование деятельности нотариуса

Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, согласно закону, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

За совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину, а нотариус, занимающийся частной практикой, нотариальный тариф, по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Государственная пошлина, получаемая за совершение нотариальных действий государственными нотариусами, поступает в бюджет Российской Федерации.

Андреева Юлия Александровна, преподаватель кафедры административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В статье анализируются некоторые вопросы осуществления Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами контроля и надзора в сфере нотариата. В частности, раскрывается вопрос сущности контроля как одной из функций государственного регулирования в сфере нотариата. Особое внимание уделяется проблеме контроля Министерством юстиции Российской Федерации исполнения нотариусами профессиональных обязанностей.

Ключевые слова: территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации, полномочия территориальных органов, контроль, надзор, нотариат, контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства.

Activity on the control and supervision in the sphere of notariate by Ministry of Justice of the Russian Federation and Regional Departments of the Ministry of Justice of the Russian Federation

The some questions related to the exercise of control and supervision powers in the sphere of notariat by Ministry of Justice of the Russian Federation and Regional Departments of the Ministry of Justice of the Russian Federation are analyzed in the article. Particularly, problems of control aims and procedure as one the state regulation functions in notary sphere. The special attention pay to the problem of notaries' professional duty control by Regional Departments of the Ministry of Justice of the Russian Federation.

Key words: Regional Departments of the Ministry of Justice of the Russian Federation, Regional Departments powers, control, supervision, notariat, control for rules observation at the notary office work.

Нотариальная деятельность представляет собой публичную деятельность, осуществляемую от имени Российской Федерации. Публичность нотариальных действий и их совершение от имени государства - Российской Федерации - обусловлены тем, что на нотариат возложено осуществление властных полномочий по исполнению одной из функций государства - защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Передавая нотариату полномочия по осуществлению этой функции, государство сохраняет за собой право контроля за деятельностью нотариата по выполнению возложенных на него полномочий в соответствии с установленными им правилами. Но, несмотря на осуществление публичной функции, нотариат является институтом гражданского общества, функционирующим относительно автономно от государства. Таким образом, наряду с контролем со стороны государства существует и контроль, осуществляемый самим нотариатом как институтом гражданского общества. Любая профессиональная деятельность, независимо от своего характера - публично-правового или частноправового, в той или иной степени нуждается в контроле.

Как и в советское время, нотариат находится в ведении Министерства юстиции Российской Федерации. Минюст России и его территориальные органы наделены определенными полномочиями по организации нотариальной деятельности. Многими полномочиями Минюст обладает совместно с Федеральной нотариальной палатой, а территориальные органы Минюста обладают совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.

Выполняя с момента принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере нотариата, Минюст России утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах. Осуществляя правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313, Минюст России:

  • ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации;
  • наделяет на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;
  • осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
  • удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
  • проставляет в установленном порядке апостиль на официальных документах, подлежащих вывозу за границу и т.д.

Совместно с Федеральной нотариальной палатой Минюст России:

  • утверждает порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе;
  • определяет порядок изменения территории деятельности нотариуса;
  • утверждает порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса;
  • образует апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами.

Территориальные органы Минюста России:

  • выдают лицензии на право нотариальной деятельности;
  • ведут реестр выданных лицензий на право нотариальной деятельности;
  • обеспечивают истребование копий наследственных дел и материалов по ним из других государств.

Совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации территориальные органы Минюста России:

  • наделяют полномочиями нотариуса лиц, замещающих временно отсутствующих нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • образуют квалификационные комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензии на право нотариальной деятельности;
  • принимают решения о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу;
  • в установленном порядке представляют предложения об изменении территории деятельности нотариуса;
  • в установленном порядке представляют предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе.

Таким образом, полномочия Министерства юстиции РФ и его территориальных органов по осуществлению контроля и надзора в сфере нотариата могут быть разделены на две группы: 1) полномочия, исполняемые ими непосредственно, самостоятельно; 2) полномочия, реализуемые ими совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.

Теоретически контроль в сфере организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности можно подразделить на виды по различным основаниям.

В зависимости от момента осуществления контроля:

  1. предварительный контроль, к которому можно отнести, например, проведение квалификационного экзамена для претендентов на занятие должности нотариуса или осуществление нотариальными палатами мер по повышению квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов, поскольку эти меры способствуют недопущению совершения нотариальных действий лицами, не имеющими достаточного уровня профессиональной подготовки и квалификации, что, несомненно, ведет к снижению количества ошибок при производстве нотариальных действий;
  2. текущий контроль, направленный на проверку соответствия организации и деятельности нотариата требованиям законности, на выявление совершенных правонарушений и уже допущенных ошибок.

В зависимости от субъекта, осуществляющего контрольные полномочия, контроль может быть разделен на:

  1. контроль, осуществляемый государственными органами и должностными лицами (контроль со стороны судебных органов, Минюста России и его территориальных органов, налоговых органов);
  2. контроль, осуществляемый органами нотариального самоуправления, т.е. нотариальными палатами.

В зависимости от предмета:

  • контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства;
  • контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусов.

На сегодняшний день порядок осуществления такого контроля определен в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате. Согласно им контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты (ст. 34 Основ). Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами юстиции, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, - в порядке, определяемом Министерством юстиции России совместно с Федеральной нотариальной палатой (ст. 9 Основ). Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке (ст. 33 Основ).

Следовательно, Основами установлены три вида контроля в сфере нотариата: контроль исполнения нотариусами профессиональных обязанностей; контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства; судебный контроль за совершением нотариальных действий.

Хотелось бы отметить, что Министерством юстиции Российской Федерации принят ряд нормативных актов, в частности: Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (утверждено Приказом Минюста России от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97 (в ред. от 18.08.2008)) , Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (Приказ Минюста России от 21 июня 2000 г. N 179 (в ред. от 18.08.2008)), Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности (Приказ Минюста России от 14 апреля 2000 г. N 132 (в ред. от 18.08.2008)) и др.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. N 7.

Однако в такой сфере, как контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (ст. 34 Основ), нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации не принимались. Скорее всего, это объясняется тем, что глава VII Основ "Контроль за деятельностью нотариусов" формально не предусматривает участия Министерства юстиции Российской Федерации в правовом регулировании такого контроля.

Названная глава Основ говорит о двух видах контроля за деятельностью нотариусов: судебный контроль за совершением нотариальных действий (ст. 33) и контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (ст. 34).

Судебный контроль вопросов не вызывает, поскольку, помимо четкой формулировки ст. 33, он еще регулируется ст. 48 и 49 Основ, гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством, чего нельзя сказать о контроле за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.

Понятие "профессиональная деятельность" включает в себя весь спектр действий по обеспечению совершения нотариального действия. Это и приобретение или аренда помещения, оснащение его мебелью, средствами оргтехники и материалами, организация приема граждан, ведение делопроизводства, содержание архива, предоставление обязательной информации в нотариальную палату и т.д. .

См.: Черемных Г.Г. Организация контроля деятельности нотариуса должна быть изменена кардинально // Российская юстиция. 2009. N 2. С. 18.

Иными словами, профессиональная деятельность - это в первую очередь само нотариальное действие и вся работа нотариуса по его обеспечению. Основы, к сожалению, такого четкого, очевидного понятия не дают.

В настоящее время существует проект нового Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации". Основная идея данного проекта Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) заключается в необходимости реформирования и совершенствования института нотариата как одного из инструментов защиты прав и законных интересов граждан.

См.: Концепция проекта Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" // Нотариус. 2010. N 1. С. 10 - 16.

Целями законопроекта являются:

  • более точное и однозначное раскрытие понятия и предназначения нотариата как публично-правового института, формирование такой системы нотариата, которая в полной мере соответствовала бы интересам и потребностям общества;
  • обеспечение доступности нотариальной помощи для граждан и организаций, в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах;
  • уточнение оснований приобретения, приостановления и прекращения статуса нотариуса; совершенствование процедуры допуска к нотариальной деятельности, обеспечение ее объективности и прозрачности;
  • подробная регламентация организации нотариальной деятельности;
  • определение порядка хранения нотариальных архивов;
  • уточнение вопросов обязательного страхования нотариальной деятельности, пенсионного, медицинского и социального страхования нотариуса;
  • более полная и четкая регламентация правил совершения нотариальных действий, порядка и размеров их оплаты;
  • определение оснований и видов ответственности нотариусов и нотариальных палат, усиление контроля за их деятельностью, в том числе со стороны органов государственной власти, закрепление публично-правового статуса нотариальных палат.

Хотелось бы надеяться, что новый Закон откажется от понятия "профессиональная деятельность" нотариуса и четко определит, что такое нотариальная деятельность, нотариальное действие, нотариальный акт, кардинально изменит систему контроля. В частности, за пределами контроля Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами пока остаются главы местных администраций, а равно специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: