Франчайзинг с французского переводится как льгота

Обновлено: 30.06.2024

Начнем наш ликбез с юридической трактовки терминов, лежащих в основе бизнеса по франшизе.

Франчайзинг - система отношений, которые предполагают передачу компанией, владеющей раскрученным брендом и продвинутыми технологиями ( франчайзером ), своих прав другим предпринимателям или фирмам ( франчайзи ) .

Сделка предполагает получение правообладающей стороной определенного вознаграждения. Эти средства необходимы для масштабирования франчайзинговой сети, вплоть до выхода ее на международный уровень.

У получателя прав появляется возможность использования узнаваемой торговой марки в своей предпринимательской деятельности. Подобные взаимовыгодные отношения закрепляются договором франшизы (в переводе с французского - “привилегия”).

Выгоды сторон

Франшизодержателю гарантируется не только пакет прав на интеллектуальную собственность (бренд, фирменное название, инновационные технологии, изобретения, образцы уникальных продуктов), но и регулярная всесторонняя поддержка - коммерческая, консультационная, организационная.

Другими словами, начинающий предприниматель получает готовый эффективно работающий бизнес-проект, плюс опыт (производственный, маркетинговый, рекламный) и репутацию франчайзера. Ему не нужно начинать с нуля: он может стартовать, значительно сократив материальные вложения и временные затраты.

Правообладатель имеет от франчайзинга свои выгоды. Он получает не только вознаграждение за предоставление своих технологических ноу-хау, но и возможность контролировать деятельность всей франчайзинговой системы. Кроме того, созданная им компания растет, расширяется, осваивает новые рынки, включая международные, без лишних трат на создание дочерних предприятий.

Особенности национального законодательства

В каждой стране правовые вопросы франчайзинговых отношений решаются по-своему. Лишь в некоторых высокоразвитых государствах, например в Соединенных Штатах Америки, разработаны специальные законодательные акты, регулирующие франчайзинг, начиная с преддоговорной стадии.

В России регламентирование отношений франчайзер-франчайзи начинается лишь периода реализации франшизного договора. Так, гражданское законодательство РФ не обязывает правообладателя предоставлять кандидатам во франчайзи достоверные сведения о франшизе. Все “скелеты в шкафу” выявляются покупателем после осуществления сделки, когда он уже связан обязательствами и не в силах что-либо изменить. Этим правовым “капканом” иногда пользуются недобросовестные франчайзеры и брокеры-мошенники.

Стоит иметь в виду, что в российском законодательстве, вместо термина “франчайзинг”, используется выражение “коммерческая концессия”. В ст. 1027 ГК РФ дается определение договора коммерческой концессии, который трактуется как один из видов лизингового договора.

Однако по сути эти юридические документы существенно отличаются. В частности, покупателю франшизы гарантируется предоставление франчайзером регулярной поддержки (материально-технической, консультационной) в течение всей бизнес-деятельности. В лизинговых отношений подобных льгот нет.

Коммерческая концессия предполагает не только передачу франшизы, но и образование новых звеньев франчайзинговой сети (торговых точек, отелей, кафе), а также продолжительные бизнес-отношений между участниками сделки.

ГК РФ регулирует, с одной стороны, объемы и условия вознаграждения за покупку франшизы, с другой - пути использования брендовых знаков отличия. Франчайзеру по закону полагаются два вида вознаграждения:

  • паушальный взнос - выплачиваемый в процессе сделки гонорар, являющийся выручкой от продажи прав на эксклюзивную интеллектуальную собственность и внедрение технологических разработок;
  • роялти - систематические выплаты, порядок и объем которых закрепляются в соглашении; сумма подобных платежей может быть фиксированной или выраженной в процентах от прибыли франчайзи; эту сумму нередко включают в цену реализуемого продукта.

В национальной практике РФ договор концессии проходит обязательную процедуру госрегистрации. Ответственность за ее совершение возлагается на правообладателя. Ему же законом вменяется следить за качеством продукции и уровнем сервиса, поставляемых на рынок франчайзи. Контролирующая функция позволяет правообладателю поддерживать свое коммерческое реноме.

По ст. 1034 ГК РФ, франчайзер должен удовлетворять претензии клиентов любого своего оператора. Это положение не вызывает энтузиазма у большинства отечественных правообладателей. В результате на практике, при оформлении франчайзинговых отношений, частенько, вместо договора коммерческой концессии, заключаются иные виды соглашений (о сотрудничестве / о партнерстве / о совместной деятельности / купли-продажи и др.).

Избеганию правообладателями договора концессии в немалой степени способствует также ст. 1035 ГК. Ее положения дают франчайзи - после окончания срока действия соглашения - первоочередное право на заключение аналогичной сделки на прежних условиях.

Такой порядок лишает франчайзера возможности подвергнуть пересмотру условия договора, что-то исключить, дополнить или изменить, к примеру повысить объем положенного ему вознаграждения. При нестабильной финансово-экономической ситуации в стране и в период мировых кризисов подобное ограничение может вылиться франчайзеру в копеечку.

Читайте также: