Фнс объявила что все покупки

Обновлено: 02.07.2024

Как нужно платить налоги с инвестиций

Да, по российским законам с доходов от инвестиций нужно заплатить налог в размере 13%. Вот случаи, когда такой налог будет удержан:

  • с дохода от продажи ценных бумаг, но только если вы продали их дороже, чем купили;
  • с дохода по купонам от облигаций и от дивидендов по акциям;
  • с продажи валюты на бирже, если вы продали ее дороже, чем купили.

В большинстве случаев брокер сам спишет нужную сумму налога, когда будет закрывать ИИС. Формула расчета такая:

Налог на доход от торговли на бирже = (Сумма продажи актива − Комиссия за продажу − Сумма покупки актива − Комиссия за покупку) × 13%

Например, вы купили акции на 15 000 ₽ и заплатили комиссию за сделку — 45 ₽. Через полгода эти акции подорожали, и вы продали их за 17 000 ₽, заплатив комиссию в 51 ₽.

С полученного дохода нужно заплатить налог в 13%, то есть: (17 000 − 51 − 15 000 − 45) × 13% = 248 ₽. Налог округляется до рублей. Когда вы будете закрывать ИИС, деньги на карту придут за вычетом налога.

Да, индивидуальный инвестиционный счет — это одна из разновидностей брокерского счета, и полученные по нему доходы также подлежат налогообложению.

Важная особенность ИИС заключается в том, что налогооблагаемая база и налоговые вычеты по нему считаются отдельно от других счетов, открытых у этого же брокера. Подробнее про то, как налоги считаются на обычном брокерском счете

С вычетом типа А — налог в размере 13% с дохода от сделок и купонов по облигациям посчитает и автоматически удержит брокер в момент закрытия ИИС. Налог по дивидендам российских компаний в размере 13% удерживается сразу, когда они поступают на счет.

С вычетом типа Б — налог в размере 13% с дохода от сделок и купонов по облигациям платить не нужно. При закрытии ИИС вы получите всю сумму дохода от инвестиций, кроме полной суммы дивидендов российских компаний — по ним налог в размере 13% спишут сразу при зачислении на счет.

С некоторых видов дохода налог нужно заплатить самостоятельно — например, если получили дивиденды иностранных компаний или доход от торговли валютой. В каких случаях нужно самостоятельно заплатить налог

В большинстве случаев налог с дохода по ставке 13% автоматически посчитает и удержит брокер, как ваш налоговый агент.

Но иногда брокер не сможет удержать налог автоматически, поэтому вам придется посчитать и заплатить налог самостоятельно: например, если вы получили доход от торговли валютой или на счет пришли дивиденды от иностранных компаний. Как самостоятельно заплатить налог

Налог не взимается, если вы понесли убытки — то есть продали ценную бумагу или валюту дешевле, чем изначально ее купили.

Налог нужно платить только с дохода, а он считается полученным, когда вы его зафиксируете — то есть когда деньги от продажи активов или выплаты дивидендов поступят на ваш ИИС. Если акции или облигации растут в цене, но вы их не продаете, налог платить не нужно.

Тинькофф Инвестиции выступают вашим налоговым агентом при сделках на ИИС, поэтому мы автоматически удержим налог в размере 13% с дохода, который вы получите при выплате купонов по облигациям и дивидендов по российским акциям. Налог на дивиденды спишется в течение одного рабочего дня, после их поступления на ваш ИИС. Купонные выплаты придут на счет без вычета налога — его удержат только в момент закрытия ИИС, если не применить вычет типа Б. Что такое налоговые вычеты по ИИС

По дивидендам и купонам иностранных компаний налог удерживает иностранный регулятор, но если ставка этого налога меньше 13%, то оставшуюся часть налога вам потребуется уплатить самостоятельно. В любом случае вам понадобится подать декларацию 3-НДФЛ в налоговую, чтобы сообщить о сумме полученных дивидендов по иностранным акциям. Когда нужно платить налог самостоятельно

С дохода от сделок с ETF и БПИФ не нужно платить налог самостоятельно. Брокер автоматически посчитает и удержит налог при закрытии ИИС, если вы не применили вычет типа Б.

В большинстве случаев ETF и БПИФ не выплачивают дивиденды и реинвестируют доход в покупку новых ценных бумаг, поэтому вам также не придется платить налог с дивидендов. Единственным исключением на Московской бирже является фонд RUSE — если вы получили дивиденды этого фонда, нужно будет самостоятельно заплатить налог по ставке 13%.

Если вы торгуете валютой, налог тоже нужно заплатить самостоятельно — брокер не выступает налоговым агентам по таким сделкам, поэтому вам придется самостоятельно посчитать сумму дохода и заплатить налог в ФНС. Как посчитать, сколько налога нужно заплатить

Да, но только в одном случае: если вы покупали ценные бумаги в валюте и потери от падения их стоимости покрыл рост курса иностранной валюты.

Например, когда курс доллара был 50 ₽, вы купили 1 акцию за 100 $. Но когда доллар подорожал до 60 ₽, ваша акция подешевела до 90 $ и вы решили ее продать.

Вот как в таком случае будет рассчитываться налог: (Сумма продажи − Комиссия за продажу − Сумма покупки − Комиссия за покупку) × 13%.

То есть в нашем примере это будет выглядеть так: ((90 $ × 60 ₽) − (90 $ × 0,3% × 60 ₽) − (100 $ × 50 ₽) − (100 $ × 0,3% × 50 ₽)) × 13% = 11 ₽.


МОСКВА, 4 марта. /ТАСС/. Федеральная налоговая служба (ФНС) России внедрит цифровую платформу для обмена сведениями о налогоплательщиках на основании налоговых данных при оказании им финансовых и других услуг. Об этом говорится в Плане деятельности ФНС России на 2021 год, утвержденном Минфином РФ и размещенном на сайте ФНС.

Согласно плану, цифровая платформа оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России должна быть создана до конца года.

Механизм работы платформы

Как отметили в пресс-службе ФНС, цифровая платформа распределенного реестра ФНС России предназначена для предоставления доступа к информационным сервисам ФНС России, обеспечения доверенной информационной среды и повышения эффективности взаимодействия между органами государственной власти и бизнесом.

"Платформа построена на основе технологии распределенного реестра, которая позволяет в одном информационном пространстве объединять различных участников взаимодействия, как со стороны органов исполнительной власти, так и со стороны бизнеса, при этом обеспечивая на технологическом уровне защиту данных от любых несанкционированных изменений, их согласованность и целостность", - сказали в пресс-службе.

По данным ФНС, каждый участник процесса работает с данными своего узла распределенного реестра в соответствии с присвоенной ему ролью. Платформа обеспечивает автоматизацию процесса проверки данных, представляемых налогоплательщиками в кредитную организацию, размещение сведений на платформе о заключенных кредитных договорах (соглашениях). В настоящий момент с помощью платформы реализованы задачи и функции в целях исполнения поручений президента Российской Федерации по поддержке граждан и экономики страны от последствий распространения COVID-19", - подчеркнули в пресс-службе ведомства.

В ФНС отмечают, что в настоящее время поступают обращения ведущих кредитных организаций с предложениями о дальнейшем развитии платформы, среди которых расширение функционала платформы для новых государственных программ поддержки бизнеса и перенос существующих программ, развитие процессов безбумажного предоставления услуг в рамках расчетно-кассового обслуживания и кредитования, в также формирование досье клиента и профилирование его рисков.

Платформа для передачи административных данных

Кроме того, согласно Плану деятельности ФНС на 2021 год, ведомство намерено разработать концепцию автоматизированной информационной системы ФНС четвертого поколения "Налог-4", а также создать цифровую аналитическую платформу для передачи административных данных в государственные органы.

Пресс-служба ФНС сообщает, что цифровая аналитическая платформа для электронного обмена данными с органами государственной власти и иными потребителями данных в настоящее время находится на этапе проектирования. "Состав сведений участвующих в информационном обмене будет определен исходя из существующих требований к предоставлению данных, в рамках действующих нормативно правовых актов и потребностей органов исполнительной власти (сведения содержащихся в налоговых декларациях, задолженности, данные ККТ и другие)", - сказали в пресс-службе.

Предполагается, что поставка данных будет осуществляться в автоматизированным режиме с учетом ограничений, предусмотренных нормативно-правовыми актами, в объеме требуемом для обеспечения деятельности государственных органов.

Налоговые индикаторы развития экономики

Согласно документу, ФНС планирует разработать "Аналитический портал", который будет, в том числе, отражать налоговые индикаторы развития экономики.

В пресс-службе ведомства отметили, что на обновленном портале "Аналитический портал" ФНС России, который должен заработать весной текущего года, вся информация будет сосредоточена по рубрикам, среди которых будет и раздел "налоговые индикаторы экономики". "В индикаторы планируется включить показатели, формируемые на основании отчетности, предоставляемой в ФНС России: количество ИП, организации, самозанятые граждане, субъекты МСП, количество компаний, участвующих в проекте налогового мониторинга, количество работников и объем полученных доходов, выручка организаций, в том числе по контрольно-кассовой технике, прибыль организаций", - сказали в ФНС.

В пресс-службе добавили, что все индикаторы будут отражаться в динамике и сопровождаться официальным комментарием ФНС - что они означают, для чего применяются, какие факторы влияют на изменение динамики и так далее, а вся информация будет представлена в графическом исполнении с возможностью просмотра данных за ряд лет.

Рассмотрение жалоб по видеосвязи

ФНС также планирует разработать порядок рассмотрения жалоб посредством видеосвязи.

Данная мера сократит временные и материальные затраты заявителей на участие в рассмотрении материалов жалоб и будет способствовать охране здоровья всех участников спора. Утвердить порядок планируется к июлю текущего года, отмечается в документе.

Визит в налоговую не всегда ограничивается дачей объяснений. Если инспекция установит, что расходы лица превышают доходы, ему могут начислить НДФЛ. Правомерны ли такие действия ФНС? Как действовать, если пришла повестка с вызовом в налоговую? Чем обернется игнорирование вызова?

Откуда у налогового органа информация о покупках?

Если гражданин приобрел земельный участок, квартиру, автомобиль, требуется государственная регистрация имущества. Сведения о факте регистрации могут быть переданы в ФНС государственными структурами, обладающими такими данными.

Еще с 2015 года ФНС активно используется централизованная федеральная база данных, в которой содержатся сведения об объектах недвижимости и транспорте, а также записи о фактах владения объектами собственности.

Основания для вызова

Требования ФНС объяснимы, если гражданин заявлял налоговый вычет, или подавал декларацию 3-НДФЛ. Однако вызовы приходят и тем, кто не сдавал декларацию и не обращался за вычетом. Правомерны ли такие действия?

Инспекторы объясняют направление повестки тем, что согласно статьям 31 и 90 НК РФ они имеют право вызывать любого плательщика налога для объяснений, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах, либо на допрос в качестве свидетеля. В повестках не всегда указывается конкретная цель вызова.

Явка обязательна?

Если ФНС вызывает на допрос в качестве свидетеля, придет повестка.

Согласно статье 128 НК РФ, за неявку лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, предусмотрен штраф в размере 1000 рублей. Следовательно, если налогоплательщик не явится по повестке, ему придется доказать, что на это были уважительные причины. К таким причинам, согласно статье 90 НК РФ относятся болезнь, старость, инвалидность. Должностное лицо налогового органа может признать уважительными и другие причины неявки.

К допросу налогового инспектора лучше подготовиться с помощью юристов по налоговому праву.

В налоговой инспекции с налогоплательщиком проводится беседа. Инспектор вправе задавать любые вопросы по ситуации, из-за которой гражданина вызвали.

В любом случае, перед допросом, или дачей пояснений, гражданину стоит проконсультироваться с юристом и получить конкретные рекомендации. Этот шаг поможет подготовиться к визиту и выиграть время. Во многих случаях юристы сами созваниваются с инспекторами, узнают причину вызова, откладывают при необходимости встречу и направляют письменные ответы, если инспекторы намеренно или нечаянно вышли за рамки своих полномочий.

Неявка в инспекцию лишает гражданина возможности дать пояснения и доказать, что неправомерных действий он не совершал. Если разговор с инспектором не состоится, причина вызова так и останется невыясненной. В результате неявки налогоплательщик может получить от ФНС требование об уплате налога и соответствующих пени.

Таким образом, игнорирование вызова налогового органа грозит гражданину санкциями, поэтому лучше не рисковать, и явиться по повестке или уведомлению.

Как вести себя в инспекции?

В настоящее время распространена практика, когда граждан вызывают для дачи пояснений и при наличии неподтвержденного дохода предлагают заполнить декларацию, или скорректировать имеющуюся, и уплатить налог 13% от стоимости покупки. Поэтому при наличии документации, подтверждающей доходы для приобретения имущества, ее лучше предоставить инспектору.

Если вызвали на допрос, давать объяснения придется, так как за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, или дачу заведомо ложных показаний согласно статье 128 НК РФ предусмотрен штраф в размере 3 000 рублей.

Несмотря на достаточно широкий круг тем и вопросов, которые могут поднять налоговики, есть ряд универсальных правил, которым лучше следовать, если Вы хотите избежать в дальнейшем претензий.

1. Подготовьтесь к допросу.
Перед походом в налоговую инспекцию лучше заранее хорошо продумать ответы. Как правило, инспекторов интересуют источники происхождения денежных средств и их документальное подтверждение. Если доходы не были задекларированы, то необходимо объяснить почему. Например, если Вы получили денежные средства в дар, то полученная сумма не подлежит декларированию, а налог с нее не подлежит оплате.Нередко налоговики задают один и тот же вопрос, использую разные формулировки. Тем не менее, придерживайтесь заранее намеченного плана и настаивайте на своей позиции.

2. Сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь на провокации.
Следует помнить, что налоговые органы часто используют допрос свидетеля как способ оказать психологическое давление. Все заявления о грозящей Вам ответственности зачастую не более, чем попытка добиться от Вас нужных показаний. Не торопитесь отвечать на вопросы, тщательно продумывайте ответ, прежде чем его озвучить.

4. Перед подписанием протокола допроса внимательно его изучите.
По итогам допроса налоговый инспектор должен составить протокол. Внимательно прочтите этот документ и проверьте, что протокол не содержит искажений. Если Вы обнаружите, что Ваши показания записаны не совсем верно либо могут быть истолкованы двояко, не бойтесь попросить переписать спорные моменты. Только когда Вы убедитесь, что в протоколе все изложено верно, подписывайте его и не забудьте получить копию.

5. Возьмите с собой на допрос налогового адвоката.
Во-первых, это придаст Вам уверенности на допросе. Во-вторых, адвокат поможет Вам подготовиться к процедуре. В-третьих, он проверит правильность оформления протокола допроса.

Важно помнить о праве каждого гражданина не свидетельствовать против себя и своих близких согласно статье 51 Конституции РФ. Отказ от объяснений в этих случаях не повлечет санкций, что подтверждается и разъяснениями ФНС(п. 5 письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837). Однако, отказ свидетеля отвечать абсолютно все вопросы инспектора может быть призван неправомерным и в этом случае гражданина могут оштрафовать на 3000 рублей по статье 128 НК РФ.

Учитывая сказанное, рекомендуем не игнорировать вызовы в инспекцию, а тщательно к ним готовиться, в том числе с помощью профессиональных юристов. Очень важно внимательно изучать документы, которые инспектор предлагает для ознакомления и подписи. Любые замечания к протоколу необходимо письменно фиксировать.

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

Ведущий налоговый юрист, эксперт по сопровождению налоговых проверок и судебному представительству в спорах

Далее в статье для удобства рассматриваемые вызовы в налоговый орган для побуждения налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств названы нами обобщено — комиссиями по НДС.

Хотя на практике они сейчас называются налоговыми органами по-разному:

Как построена работа комиссий по НДС

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган, как правило, составляет протокол комиссии (рабочей группы), где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это срок в пределах двух недель с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Вместе с тем нормы статьи 31 НК РФ дают налоговому органу право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.

При этом зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой (в том числе с тематической, когда налоговым органом проверяется лишь один какой-либо налог, как правило НДС, за определенный налоговый период) с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию по НДС

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель по доверенности (например, юрист).

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с налоговым юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки и ее исполнения именно спорным контрагентом (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

Читайте также: