Физическая культура и спорт как основа здорового образа жизни студента учебно методическое пособие

Обновлено: 25.06.2024

Ключевые слова: ЗДОРОВЬЕ; ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ; ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ; ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ; ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ; HEALTH; HEALTHY LIFESTYLE; PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS; HARMONIC PERSONAL DEVELOPMENT; HEALTHY LIFESTYLE FACTORS.

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению роли спорта и физической культуры в процессе формирования здорового образа жизни студента. Также, в статье выявлена значимость физической культуры в процессе формирования здорового образа жизни.

Увеличение роли и эффективности занятий физической культурой в учебных заведениях является фундаментом здорового образа жизни студентов. Это особенно необходимо в связи с быстро меняющимися условиями жизни: экологическими, психологическими и физическими и др.

Как видим, в понятие здорового образа жизни, как обязательный его фактор, включена физическая активность. И это не случайно. Прежде всего, занятия физической культурой, спортом являются главными составляющими необходимой для человека двигательной активности, поддерживающей и обеспечивающей нормальное функционирование всех органов и систем его организма и влияющей, тем самым, на его физическое состояние [1]. Кроме того, двигательная активность оказывает влияние на развитие адаптационных возможностей организма при воздействии на него различных неблагоприятных факторов внешней среды [2].

Как показывает практика, четко прослеживается тесная связь основ здорового образа жизни с уровнем удовлетворенности состоянием здоровья, а также социальным статусом студенческой молодежи. Деление студентов на две категории (активно занимающихся спортом и специальной медицинской группы) продемонстрировали эту связь. Тем самым реально просматривается, что физкультурно-оздоровительной деятельностью вне университета занимаются далеко не все студенты специальной медицинской группы. То же самое можно сказать и об основах здорового образа жизни, где их соблюдение в большей степени определено студентами, активно занимающимися спортом. Вследствие этого уровень удовлетворенности состоянием здоровья у студентов, активно занимающихся спортом, значительно выше, а это, в свою очередь, повышает самооценку социального статуса, что в особенности очень важно для молодых людей. Молодость — это некий фундамент, определяющий формирование взрослого человека в будущем.

На основе тех функций, которая выполняет физическая культура в учебном заведении, можно сделать вывод о её несомненной пользе. На занятиях физической культуры студенты достигают определенного уровня физического развития, а также укрепляют своё здоровье. Все это непосредственным образом влияет на общую подготовку студента.

Любое развитие, обучение направлено на изучение личностно-ценностной ориентации. Физическая культура также способствует этому важному процессу. Определения для студента личностных идеалов помогает обеспечить профессиональное саморазвитие и индивидуальное совершенствование.

В процессе объединения молодежи в коллективы, клубы, организации, союзы происходит формирование интегративно-организационной функции, которая позволяет познать и развить имеющиеся навыки работы в команде. Коллективная, командная работа позволяет так же выявить свой творческий потенциал, который является базисом всестороннего развития личности. Так же работа в команде способствует развитию коммуникативно -регулятивной функции, отражающей процесс поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности.

В конечном итоге физическая культура является одной из составляющих процесса организации студенческого досуга. Она не только удовлетворяет естественные потребности личности, но и помогает снять эмоциональное и психологическое напряжение. Для укрепления здоровья и снижения заболеваемости студентов требуется прежде всего расширение пропаганды здорового образа жизни, что включает в себя улучшение спортивной и оздоровительной работы, организацию активного отдыха, и конечно, борьбу с вредными привычками. Первое место в этой работе принадлежит физкультуре и спорту. [3]

Менее четверти студентов приобщено к регулярной физкультурно-спортивной деятельности на досуге. На этом фоне наблюдается недостаточная эффективность пропаганды здорового образа жизни преподавателями физического воспитания, медицинскими работниками. Студенты выделяют среди факторов риска здоровью прежде всего злоупотребление алкоголем — 75,6%, курение — 73,5%, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 39,9% студентов; загрязнение окружающей среды осознается 29,3% респондентов; на конфликты с окружающими указали 29,1%; на перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями 7,9%. [4]

Таким образом, спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, пропаганда здорового образа жизни, создание образовательного пространства и развитие духовного, нравственного, физического, экологического, социального аспектов здоровья молодых людей. укрепление здоровья и развитие физических способностей являются важнейшими направлениями профилактики негативных социальных явлений и, в частности, пропаганды здорового образа жизни , которые могут принести положительный эффект только в случае их системности, периодической повторяемости и методической обеспеченности.[5]

На основе тех функций, которая выполняет физическая культура в вузе, можно сделать вывод о пользе физической культуры для студента. На занятиях физической культуры студенты достигают определенного уровня физического развития, а также укрепляют своё здоровье. Все это непосредственным образом влияет на общую подготовку студента.

В конечном итоге физическая культура является одной из составляющих процесса организации студенческого досуга. Она не только удовлетворяет естественные потребности личности, но и помогает снять эмоциональное и психологическое напряжение.

Здоровый образ жизни на этапе студенчества является важнейшим социальным фактором, проходящим все уровни современного социума, влияя на основные сферы жизнедеятельности общества. Хотелось бы отметить, что сегодня — это главный социальный фактор, который ограждает от негативных последствий при переходе от этапа молодости к взрослой жизни.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что физическая культура для студента -это один из важнейших компонентов его привычной жизни. Именно в таком контексте должно формироваться отношение студентов к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни. Физическая культура является не просто одним из основополагающих компонентов жизни студента, но и формирует его всестороннее развитие, совершенствование. Занятия физической культуры в вузе помогают студенту правильно оценить свои способности и развить их в нужном направление, тем самым укрепляя свое здоровье. Существует множество проблем, связанных с отношением студентов к физической культуре, например, таких, как переоценка собственных возможностей или отсутствие мотивировки к занятиям спортом. На решение этих и других проблем направлено преподавание физкультуры в вузе.

Конференция: Здоровьесберегающие технологий по ФГОС

Автор: Зотин Виталий Владимирович

Организация: СибГУ им. М.Ф. Решетнева

Населенный пункт: г. Красноярск

Аннотация. В докладе рассматриваются основные требования к организации здорового образа жизни студента, выявляются ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности.

Ключевые слова: здоровье, здоровье психическое, здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, физическое самовоспитание и самосовершенствование.

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия определяются уровнем здоровья.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.

Каждый должен быть здоровым человеком, знать и уметь, какими методами, секретами можно продлить своё благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести активный образ жизни. У студента должна быть высокая жизненная позиция, направленная на хорошее состояние здоровья. А нормальная полноценная жизнь немыслима без достаточно хорошего здоровья.

Здоровье – это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Образ жизни – это привычки, режим, темп и ритм жизни, особенности работы и общения.

Здоровый образ жизни – совокупность форм и способов жизнедеятельности личности, основанная на нормах, ценностях деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о её неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный приём пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5—6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.

Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.

К основным составляющим здорового образа жизни относят режим труда и отдыха, организацию сна, режим питания, организацию двигательной активности, выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания, профилактику вредных привычек, культуру межличностного общения.

Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме. Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести чётко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к лёгкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.

Сон — обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5—8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый студент может и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание — это физиологически полноценный приём пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами — белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.

Важным аспектом культуры питания является режим питания, и распределение калорийности пищи в течение суток. К режиму питания следует подходить строго индивидуально. При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует за 2—2,5 ч до и спустя 30—40 мин после их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличить суточную норму потребления поваренной соли с 15 до 20—25 г. Полезно употреблять минеральную или слегка подсоленную воду.

Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др. Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности, а её гигиеническим назначением в соответствии с условиями и деятельностью, в которых она используется. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Поэтому спортивная одежда изготавливается из эластичных хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению. Закаливание — важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур уменьшает число простудных заболеваний в 2—5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье студентов.

Общение, эффективность которого определяется, развитостью коммуникативной культуры его участников, — ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которые органично и непринужденно реализуются им в деловом и эмоциональном общении. Коммуникативная культура предполагает наличие таких социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможно больше отдавать другим. Развитию коммуникативной культуры, бесспорно, содействует разнообразная и разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с её многочисленными межличностными контактами гуманистического характера.

Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни. Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели.

Итак, здоровый образ жизни даёт студенту как хорошее самочувствие, способность успешно переносить большие нагрузки, так и уверенность в своих силах.

Изучение и анализ особенностей здорового образа жизни современной студенческой молодежи. Характеристика роли средств физического воспитания в процессе формирования здорового образа жизни. Ознакомление с главными составляющими здоровья для студентов.

Рубрика Спорт и туризм
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 12.05.2016
Размер файла 271,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФГАОУ ВПО Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета

Физическая культура, как средство формирования здорового образа жизни студентов

Султанова Лилия Рашитовна, бакалавр

Аннотация

В данной статье рассматривается понятие о здоровье студентов, ее компоненты, особенности здорового образа жизни современной студенческой молодежи и роль средств физического воспитания в процессе формирования здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровье; здоровый образ жизни; студенты; физическая культура.

Студенчество - это самостоятельная социальная группа, которая всегда являлась объектом особого внимания. За последние десятилетия отмечается тревожная тенденция ухудшения здоровья молодых людей и их физической подготовленности. Это связано не только с изменениями, которые произошли в экономике, экологии, условиями труда и быта населения, но так же с недооценкой оздоровительной и воспитательной деятельности происходящее в обществе, что и нашло отражение на гармоничном развитии личности молодежи. На сегодняшний день здоровье нации вызывает беспокойство в связи с увеличением количества потребителей наркотиков, алкоголя, табака, токсикомании, низким уровнем двигательной активности молодежи. А как мы знаем, в общем комплексе условий, определяющих уровень здоровья современного студенчества, первостепенное значение имеет их здоровый образ жизни.

Анализ литературных источников по теме исследования позволяет утверждать, что актуальность проблемы физического воспитания молодежи, как составной части общей проблемы введение здорового образа жизни, усиливается. Это связано с тем, что нынешнее состояние здоровья и образ жизни студенческой молодежи России не отвечает установленным стандартным требованиям современного общества и потребностям его дальнейшего социально-экономического развития.

В научных исследованиях В.Ф. Базарного, Л.А. Ждановой, Н.К. Ивановой, Т.В. Русовой показаны различные здоровье-сберегающие технологии. Вопрос о здоровом образе жизни студентов рассматривают такие ученые, как Н.П. Абаскалова, Н.А. Агаджанян, А.М. Гендин, О.П. Добромыслова, Г.А. Кураев, В.П. Лавренко, Л.А. Петровская, Д.И. Рыжаков и др., а в области изучения уровня знаний студентов о здоровом образе жизни работают А.В. Белоконь, Г. Василевская, Ю.М. Политова, Ю.И. Ротанева, А.С. Свердлина, Г.С. Совенко, Л.Г. Шаталина.

Целью работы является рассмотрение физической культуры как средство формирования здорового образа жизни студентов.

Задачи работы: выявить показатели здоровья студентов, его основных компонентов; проанализировать состояние здоровья современной молодежи; рассмотреть, что значит для студентов здоровый образ жизни и их отношение к нему.

Методы: при написании статьи я изучила разные пособии, статьи из научных журналов, проанализировала инструктивно-методические и нормативные документы.

Здоровье - это высокая работоспособность, хорошее настроение, уверенность в себе.

Здоровье человека - это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Сегодня не существует сомнений, что оно комплексное, так как зависит от взаимодействия многих сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философских качеств человека. Физическое здоровье дает хорошее самочувствие, бодрость, силу. Психическое здоровье дарит спокойствие, хорошее настроение, доброту, веселость. Социальное здоровье обеспечивает успешность в обучении, социализации, развитии [1, С.12].

Согласно результатам опроса, в котором приняли участие 60 человек, для 30% студентов главным составляющим здоровья является спорт, для 23% здоровье проявляется в полноценной и веселой жизни, 21% считают, что здоровье - это когда люди болеют мало или совсем не болеют. Эти результаты показаны на диаграмме.

Кстати, мы пытались выяснить, на что готов каждый из респондентов для сохранения своего здоровья. Наибольшее количество студентов, а точнее 42,6%, выразили готовность заниматься спортом, 17,6% - согласны делать все, что нужно, чтобы быть здоровыми, возможно даже не зная, что на самом деле для этого необходимо делать, 13,9% - готовы закаляться для сохранения здоровья, а 13% - отказаться от употребления алкоголя и курения. Полученные результаты представлены ниже в виде диаграммы.

Обращает на себя внимание тот факт, что представление о составляющих здоровья являются разрозненными и не систематизированными.

Здоровый образ жизни студентов - это совокупность ценностных сберегающих здоровье ориентаций и установок, привычек, режима, ритма и темпа жизни, направленных на оптимальное сохранение, укрепление, формирования, воспроизводства здоровья в процессе обучения и воспитания, общения, игры, труда, отдыха и передача его будущим поколениям.

Здоровый образ жизни предполагает соблюдение, определенных правил, обеспечивающих гармоничное развитие, высокую работоспособность, душевное равновесие и здоровье человека. В основе здорового образа жизни лежит индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, которая обеспечивает необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. Здоровый образ жизни - это практические действия, направленные на предотвращение заболеваний, укрепление организма и улучшение общего самочувствия человека [2, С.15].

Итак, формирование здорового образа жизни - это сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества. Она включает в себя основные сферы и направления жизнедеятельности студента.

К составляющим здорового образа жизни относится [1, С.37]:

1. правильно организованный режим дня (в частности, труда, отдыха и полноценного сна), соответствующий индивидуальному суточному биоритму каждого студента;

2. двигательная активность (систематические занятия любыми видами спорта, статистической и ритмической гимнастикой, ходьбой или оздоровительным бегом);

3. рационально выстроенное питание;

4. разумное использование каких-либо методов закаливания;

5. умение устранять нервное напряжение при помощи мышечного расслабления (различные аутогенные тренировки);

6. отказ от любых имеющихся вредных привычек.

Физическое воспитание в вузе - это сложный педагогический процесс, целью которого является формирование физической культуры личности, способной самостоятельно организовывать и вести здоровый образ жизни. Это единственная учебная дисциплина, которая учит студентов сохранять и укреплять свое здоровье, повышать уровень физической подготовленности, развивать и совершенствовать жизненно важные физические качества и двигательные умения и навыки [3].

Всестороннее развитие личности, то есть развитие физических и духовных сил, творческих способностей является важнейшей задачей высшей школы. Перед вузами стоит важная задача приобщения студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями, повышение работоспособности, улучшение их подготовки к профессиональной деятельности, формирование двигательных активности и устойчивых привычек к занятиям физической культурой, воспитание у них коллективизма, патриотизма, целеустремленности [5, С.5].

Физическая культура является необходимым компонентом, чтобы обеспечить здоровый образа жизни студентов. Физкультурно-спортивная деятельность - это одна из эффективных механизмов объединения общественных и личных интересов, формирования общественно важных индивидуальных потребностей.

Физические упражнения влияют не только непосредственно на тот или иной орган; но и на весь организм в целом через нервную систему как основной пусковой механизм жизнедеятельности. Поэтому, даже при небольших физических нагрузках, таких как ходьба, приседания и т.д., объективно замечается улучшение функций многих органов и систем организма. Углубляется и ускоряется дыхание, повышается частота сердечных сокращений, изменяется артериальное давление, улучшается функция желудочно-кишечного тракта, печени, почек, других органов и систем человека.

Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями возникают заметные изменения в обмене веществ, повышается функция внутренней секреции. У человека улучшается аппетит и моторная, секреторная и химическая функция желудочно-кишечного тракта, улучшается психологический настрой студентов.

В процессе занятий физическими упражнениями студенты воспитывают в себе стойкость, выдержку, способность управлять своими действиями и эмоциональным состоянием, что характерно для здорового человека.

На мой взгляд, целью формирования здорового образа жизни в системе физической культуры и спорта в вузе могут быть такие виды физических занятий:

- Сознательное, осмысленное участие в занятиях по физическому воспитанию;

- Подготовка (тренировка) и сдача нормативов по физическому воспитанию;

- Разработка и регулярное выполнение индивидуальной физической подготовки, с элементами закаливания;

- Участие в спортивных играх (футбол, волейбол, баскетбол, теннис и др.).

- Система закаливания водой;

- Плавание, с переходом к моржеванию;

Глубокий анализ физической культуры дает понять то, что она имеет большие потенциальные возможности в формировании всесторонне развитой личности. Однако в реальной физкультурной практике эти богатые возможности используются далеко не полностью.

Как считал Петр Францевич Лесгафт, в основу физического воспитания должны быть положены законы анатомии и физиологии человека. Важнейшим условием успешного преподавания гимнастики он считал соблюдение строгой последовательности в дозировке нагрузки, обязательный учет индивидуальных способности учащихся [6].

При формировании здорового образа жизни будущего специалиста должно осуществляться его развитие с учетом его личного отношения к содержанию занятий, усвоение норм и способов деятельности. Физическая культура является средством формирования здорового образа жизни только в том случае, если она является любимым занятием каждого студента.

Физическое воспитание в вузе является фундаментальной частью оздоровления студентов. Физическое воспитание, будучи составной частью процесса получения высшего образования, в то же время, направленное на решения проблемы улучшения состояния здоровья студентов

Считается, что перспективным, доступным и эффективным направлением достижения максимально положительного результата в вопросах здорового образа жизни студентов вузов является всестороннее использование средств физического воспитания, как основного фактора ликвидации недостатков в физическом развитии этих студентов. Оно является наиболее перспективным, доступным и эффективным направлением для укрепления физического состояния студентов, ведущим компонентом здорового образа жизни.

Библиографический список

1. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2012. 158 с.

2. Визитей Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений. - М.: Советский спорт, 2009. 189 с.

3. Отношение студентов к здоровью и здоровому образу жизни / Н.И. Белова, С.П. Бурцев, Е.А. Воробцова, А.В. Мартыненко // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009. № 1. С. 14-15.

Подобные документы

Малоподвижный образ жизни. Теоретические основы формирования здорового образа жизни посредством физического воспитания. Двигательная активность как важнейший фактор взаимосвязи здорового образа жизни и физической культуры. Оптимальный двигательный режим.

курсовая работа [30,3 K], добавлен 24.11.2008

Факторы здорового образа жизни. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников. Основные условия для укрепления здоровья. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни школьников.

дипломная работа [68,0 K], добавлен 22.10.2007

Определение здорового образа жизни и его роли в обеспечении здоровья студентов. Возрастание значения физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студентов, основные формы и методы реализации этой программы на базе обучения в ВУЗе.

реферат [36,2 K], добавлен 12.11.2011

Научно-теоретические положения о здоровья, культуре здорового образа жизни и оздоровительной физической культуре. Методические аспекты физического совершенствования, спортивной тренировки и организации здорового образа жизни студенческой молодёжи.

учебное пособие [303,7 K], добавлен 06.12.2011

Понятие здорового образа жизни, его составляющие, средства и методы формирования. Обоснование эффективности внедрения в учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию методики формирования здорового образа жизни школьников девятого класса.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Поставь перед собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя.

В.А.Сухомлинский

Цель лекции: способствовать формированию убеждений о необходимости физического самовоспитания и самосовершенствования в здоровом образе жизни.

Содержание темы.

Здоровье человека как ценность. Факторы, его определяющие.

Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни.

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни.

Основные требования к организации здорового образа жизни.

Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.

Критерии эффективности здорового образа жизни.

Основные понятия:

Здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Здоровье физическое - состояние организма человека, при котором оптимально используются защитно-приспособительные механизмы, противостояние отрицательному влиянию среды.

Здоровье психическое – состояние душевного благополучия, характерное отсутствие болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности компоненты здоровья,

Здоровый образ жизни – типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.

Здоровый стиль жизни – определённый тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях

Дееспособность – способность человека не только выполнять определённые действия и деятельность, но и нести за них ответственность.

Трудоспособность – способность человека к труду, неограниченная заболеваниями или телесными недостатками.

Саморегуляция – целесообразное функционирование активности личности в единстве её энергетических, динамических и содержательно - смысловых составляющих.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей, являющаяся важным регулятором её поведения.

Самореализация – претворение в жизнь своих внутренних возможностей и способностей.

Вопросы и задания для творческого саморазвития

Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности.

Образ жизни студентов и его влияние на здоровье.

Здоровый образ жизни студента.

Влияние окружающей среды на здоровье.

Наследственность и ее влияние на здоровье.

Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека.

Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья.

Самооценка собственного здоровья.

Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности.

Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни.

Режим труда и отдыха.

Организация режима питания.

Организация двигательной активности.

Личная гигиена и закаливание.

Гигиенические основы закаливания.

Профилактика вредных привычек.

Культура межличностных отношений.

Психофизическая регуляция организма.

Культура сексуального поведения.

Критерии эффективности использования здорового образа жизни.

Физическое самовоспитание и совершенствование — условие здорового образа жизни.

Виленский В. И. Физическая культура студента: Учебник/ Под ред. В. И. Ильинича. М.: Гардарики, 2001. – 448 с.

Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие/ М. Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: Гардарики, 2007. – 218 с.

1 Здоровье человека как ценность.

Факторы, его определяющие.

Жизнь человека зависит от состояния здоровья и степени его психофизиологического потенциала. Человечество, каждый индивид в отдельности стремились и стремятся не только к возможно большей продолжительности жизни, но и к более богатому, качественному ее содержанию. Важнейшим условием самореализации человека во всех сферах деятельности является высокий уровень его психосоматической организации. Все стороны жизни человека — производственная, семейная, бытовая, духовная, проведение досуга, получение образования — в конечном счете, определяются уровнем здоровья.

Это положение можно реализовать, если осмыслить и признать наличие принципиально нового социального феномена: здоровье есть экономическая категория, определяющая духовную потребность в продолжении, развитии и укреплении человеческого рода, в свободе выбора образа жизни, творческом созидании жизни в согласии с природой. Хорошее здоровье определяет надежность бытовой и профессиональной деятельности человека, а в условиях современной рыночной экономики является своего рода гарантом конкурентоспособности.

Здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого нельзя выразить кратко и однозначно. В настоящее время существуют десятки различных определений здоровья. Современное научное определение этого понятия должно основываться на факте, что состояние здоровья выступает как процесс, материальное явление в человеческом организме.

Сравнительная оценка и критический анализ различных вариантов определений понятия здоровья позволили выявить не только широкий разброс признаков и свойств здоровья, но и разнообразие методологических подходов к его определению, а также проявление профессиональных пристрастий ученых при формулировании научного понятия здоровья. Во многих определениях заслуживают внимания такие элементы, как динамичность, системность, возможность адаптации к изменениям среды, упоминание сущностных признаков здоровья.

1) здоровье — это отсутствие болезней;

2) здоровье и норма — понятия тождественные;

3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант.

Существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определении здоровья, и продолжают появляться все новые. Как показывает анализ определений здоровья, наиболее часто в них встречаются следующие признаки:

Наиболее широко распространен функциональный подход к понятию здоровья, основанный на способности индивида осуществлять биологические и социальные функции, в частности выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. Утрата этой способности является наиболее распространенным и значимым социальным последствием болезней человека.

Изменения в организме до определенного уровня могут не сказываться на субъективных ощущениях и даже не отражаться на функции того или иного органа и системы. Поэтому качественные и количественные характеристики как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон. В его пределах различия в степени выраженности здоровья определяются по уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и другим признакам.

Состояние здоровья зависит от множества внутренних и внешних факторов, которые в разной степени оказывают влияние на здоровье и могут улучшить или ухудшить его.

Это, прежде всего, биологические и психологические практически не поддающиеся переделке свойства личности, обусловленные наследственностью, темпераментом, типом высшей нервной деятельности. Считается, что здоровье на 15—20% зависит от этих факторов.

В предоставленной статье рассматривается концепция касательно состояния здоровья студентов, ее элементы, отличительные черты здорового образа жизни современной студенческой молодого поколения, а также роль средств физического воспитания в ходе развития здорового образа жизни.

Актуальность. В современном обществе, с выходом всё более новых гаджетов, которые значительно облегчают трудовую деятельность, например: компьютер, техническое оборудование и прочее, в связи с этим, сильно снизилась физическая деятельность общества, особенно в сравнении с прошлыми поколениями.

Именно эта проблема, в свою очередь приводит к снижению физических возможностей людей, а также к всевозможным заболеваниям.

На сегодняшний день, только физический труд не является преимущественным, зачастую, его заменяет интеллектуальный труд. Однако, умственный труд снижает трудовую деятельность человеческого организма.

Но, важно заметить, что и физический труд, в случаях повышенной физической нагрузки, может, в некоторых случаях, оказать неблагоприятное воздействие.

Физическая культура важна и для высокого уровня здоровья, и для профилактики, что очень важно, ведь на данный период времени, число людей с различными заболеваниями возрастает в геометрической прогрессии.

Целью работы является рассмотрение физической культуры в развитии здорового образа деятельности в жизни обучающихся.

Задачи:

1. Изучение литературных источников по исследуемой проблеме

2. Определения основных элементов здорового образа жизни

3. Рассмотреть, что значит с целью студентов здоровый образ жизни, а также их расположение к нему.

Состояние здоровья человека – это сложный факт человеческого, а также личного существования. В текущий день не имеется сомнений, что оно единое, так как находится в зависимости от взаимодействия многочисленных сложных обстоятельств физического и психического, общественного и личного порядка, но зачастую также философских качеств человека [1, с. 15].

После проведения опроса, в котором приняли участие 90 человек, для 51% студентов главным составляющим здоровья является спорт, для 28% здоровье проявляется в полноценной и веселой жизни, 21% считают, что здоровье – это когда люди болеют мало или совсем не болеют.

К слову, можно сказать, на что готов каждый из респондентов для сохранения своего здоровья. Большинство учащихся, а именно 38,5%, предпочли бы заниматься физической культурой, 21,5% - согласны делать то, что нужно, хотя не зная, что именно нужно для этого, 20,1% - предпочли бы закаляться, а 19,9% - отказались бы от вредных привычек.

В заключение можно сказать о том, что представление о составляющих здоровья являются разрозненными и не систематизированными.

Главным составляющим здорового образа жизни принадлежит [2, с. 7]:

– режим дня и здоровье человека;

– правильное питание и его значение для здоровья;

– влияние двигательной активности и закаливания;

– отказ от вредных привычек.

Физическое формирование в высшем учебном заведении – это трудный преподавательский процесс, целью которого является развитие физической культуры индивидуума, способной лично формировать и осуществлять здоровый образ жизни.

Данная учебная дисциплина, которая развивает студентов оберегать и закреплять свое здоровье, повышать уровень физической подготовленности, улучшать, а также совершенствовать жизненно важные физические особенности и двигательные умения [3, с. 461].

Всестороннее развитие индивидуальности, в таком случае формирование физических и духовных сил, творческих способностей является важнейшей задачей высшей школы.

Перед институтами стоит важнейшая задача приобщения студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями, увеличение работоспособности, усовершенствование их подготовки к профессиональной деятельности, развитие двигательных активностей и устойчивых привычек к занятиям физической культурой [4, с. 5].

Физические упражнения оказывают огромное воздействие не только лишь на тот или иной орган; но и еще на весь организм в целом при помощи нервной системы, равно как важнейший пусковой механизм жизнедеятельности.

В ходе занятий комплексных тренировок, студенты воспитывают в себе стойкость, выдержку, умение управлять своими действиями и эмоциональным состоянием, что свойственно для здорового человека.

На наш взгляд, целью развития здорового образа жизни в системе физической культуры и спорта в институтах имеют шанс на такие виды физических занятий:

– осознанное, осмысленное участие в занятиях по физическому воспитанию;

– подготовка (тренировка) и сдача нормативов по физическому воспитанию;

– разработка и регулярное выполнение индивидуальной физической подготовки, с элементами закаливания.

Полное исследование физической культуры предоставляет осознать то, что она содержит большие возможные способности в создании всесторонне развитой личности. Тем не менее, в реальности, физической культуре данные состоятельные способности применяются далеко не полностью.

При формировании здорового образа жизни предстоящего специалиста должно осуществиться его развитие вместе с учетом его личного взаимоотношения к содержанию занятий, овладение норм, а также методов деятельности.

Физиологическая культура является средством развития здорового образа жизни только лишь в этом случае, в случае если она представляется любимым занятием каждого студента.

Заключение

Физическая культура на сегодняшний день, это неотъемлемая часть здорового образа жизни. Занимаясь физическими упражнениями, человек укрепляет своё здоровье.

Человек, улучшая собственное состояние организма, ведёт к общему оздоровлению общества, повышению уровня жизни и культуры. Нужно учитывать индивидуальное положение здоровья организма для того, чтобы физические нагрузки не приносили губительный характер для организма, а напротив, только позитивные черты [5, с. 639].

Человеческая жизнь и здоровье непрерывно взаимосвязаны с физической культурой. Именно она способствует излечению от многих болезней и продлевает жизнь.

Считается, как многообещающим, легкодоступным, а также действенным направлением достижения предельно позитивного итога в проблемах здорового образа жизни студентов высших учебных заведениях.

А также и студентов среднего профессионального образования представляется многостороннее использование средств физического обучения, равно как основополагающего обстоятельства ликвидации недостатков в физическом воспитании этих студентов.

Оно представляется более перспективным, доступным и эффективным направлением для укрепления физического состояния студентов, ведущим компонентом здорового образа жизни.

Читайте также: