Финляндия как правовое государство

Обновлено: 19.05.2024

Общая характеристика государственного управления Финляндии

Система государственного управления Финляндии получила закрепление в конституционном законодательстве. Финскую конституцию долгое время составляли четыре самостоятельных конституционных закона:

  • конституционный закон, который определял форму правления Финляндии;
  • конституционный закон, который был посвящен установлению конституционного статуса финского парламента, характера его взаимоотношений с высшим органом исполнительной власти и канцлером юстиции;
  • конституционный закон, который определял правовой статус высшего судебного органа публичного управления страны;
  • конституционный закон, представлявший собой устав деятельности парламента.

Названные законы устанавливали в Финляндии президентскую республику.

В 2000 году основы конституционного устройства получили закрепление в едином документе, существенно ограничившем президентскую власть, в стране была установлена парламентская республика:

  • населению гарантирован весь спектр личных и политических правомочий;
  • система высших органов и должностных лиц публичной власти формируется двумя путями: посредством выборов и посредством избрания парламентом.

Конституционным законодательством установлен демократический политический режим.

По способу территориальной организации публичной власти Финляндия является государством, в составе которого отсутствуют имеющие отдельные аспекты суверенности государственные образования. Таким образом, Финляндия является унитарным государством.

По способу организации взаимодействия высших органов публичного управления Финляндия относится к числу парламентских республик: высший исполнительный орган фактически формируется парламентом, ответственен перед ним.

Президент в государственном управлении Финляндии

На сегодняшний день президент лишь формально участвует в формировании высшего исполнительного органа страны. Так, избранный парламентом глава правительства формально одобряется президентом. Президент предлагает кандидатуру на должность главы правительства, однако кандидат сможет приступить к исполнению полномочий, только если его поддерживает парламентское большинство.

Готовые работы на аналогичную тему

Ограничены полномочия президента и в области внешней политики. Решения главы государства в сфере обороны и военного руководства находятся под контролем парламента и высшего исполнительного органа, ведающего вопросами обороны.

Сегодня глава государства фактически организует диалог между исполнительной и законодательной ветвью власти.

Глава государства избирается посредством всенародных выборов на срок 6 лет. Продолжительность нахождения в должности одного лица не может превышать двух сроков.

Законодательная власть в государственном управлении Финляндии

Высшим органом публичного управления, реализующим законодательную функцию в государственном устройстве Финляндии, является парламент, который именуется Эдускунта. Так как Финляндия является унитарным государством, парламент страны состоит из одной палата. Палата формируется посредством народных выборов депутатов, срок полномочий которых составляет 4 года.

Высший законодательный орган страны, в свою очередь, формирует высший исполнительный орган публичного управления, который в Финляндии именуется Государственным советом. Кроме того, парламент реализует такие традиционные полномочия, как:

  • утверждение государственного бюджета;
  • одобрение международных договоров.

Депутаты Финляндии обладают правом личной законодательной инициативы. Кроме того, они могут выступать с инициативой от партии, к которой принадлежат. Также депутаты принимают к рассмотрению проекты законов, которые были поддержаны в ходе реализации гражданской инициативы. Такой законопроект должен быть поддержан пятьюдесятью тысячами граждан.

Исполнительная власть в государственном управлении Финляндии

Высший исполнительный орган публичного управления в Финляндии – Государственный совет. Его возглавляет Премьер-министр, избранный парламентским большинством, формально одобренный главой государства. Остальные министры назначаются главой государства по рекомендации Премьер-министра.

Высший исполнительный орган подлежит роспуску (уходит в отставку) в следующих случаях:

  • после очередных выборов в парламент;
  • по решению главы государства, когда утрачено доверие парламента;
  • по личному заявлению и др.

Судебная власть в государственном управлении Финляндии

Финская судебная система делится исходя из подведомственных дел на:

  • суды, которые разрешают споры из гражданских правоотношений и рассматривают уголовные дела;
  • суды, которые разрешают споры между гражданами и органами публичного управления (административные суды).

В подсистеме судов, которые можно условно именовать судами общей юрисдикции, выделяются следующие инстанции:

  • судами первой инстанции являются местные суды, которые непосредственно по существу рассматривают гражданские и уголовные дела;
  • решения судов первой инстанции могут быть обжалованы в апелляционном порядке в региональные апелляционные суды;
  • высшее звено системы судов общей юрисдикции и последняя ступень для обжалования решений нижестоящих судов – это Верховный суд.

Подсистема административных судов, в свою очередь, включает следующие инстанции:

  • судами первой инстанции являются так называемая суды тингов или уездные суды, как они именовались до 1993 года;
  • суды второй инстанции, которые разрешают жалобы на решение судов первой инстанции. Это апелляционные надворные суды;
  • последняя судебная инстанция – это Верховный суд Финляндии.

Кроме того, в системе административных судов выделяется специализированный суд – Государственный суд – к его подведомственности относятся дела, связанные с реализацией гражданами своих полномочий как должностных лиц. Также в состав судебной системы входит высшее должностное лицо, которое осуществляет прокурорский надзор, – это канцлер юстиции.

Административно-территориальная организация государственного управления в Финляндии

Самой мелкой единицей административно-территориального деления страны выступает коммуна. Коммуны объединяются в провинции, по своим характеристикам наиболее соответствующие регионам в России, провинции объединяются в губернии. Губернии, свою очередь, управляются губернаторами, которые назначаются главой страны.

Государственный строй Финляндии

Финляндия всегда являлась очень интересной и загадочной страной, славной своими традициями и обычаями. Особенно привлекает менталитет граждан, особенности их характера и поведения. Эти особенности частично и обуславливают специфические черты государственного строя. Каков же государственный строй Финляндии?

По нему страна является республикой, все отношения в которой подчиняется самому главному документу, принятому еще в 1919 году, Конституции. Все бразды исполнительной власти находятся в руках самого главного человека страны – президента. Он избирается посредством прямого голосования всего населения, а затем вступает в свое правление на срок шести лет.

Президент Финляндии

Интересно то, что такая система установилась совсем недавно, только в 1988 году, до этого президент избирался специальной коллегией выборщиков. Теперь же он обладает большим спектром полномочий, может полностью руководить своим окружением, ставить на должность и снимать с неё премьер-министра, а также любого из состава правительства.

Также он является последней инстанцией при принятии законодательных актов, оставляет за собой право на вето, пусть и относительное.

Также в обязанности входит командование армией и вооруженными силами государства, представление страны на международной арене, заключение военного положения и подписание мировой.

Кроме того, президентом ставится именно тот человек, который будет выступать от имени партии при утверждении состава правительства.

Исполнительная власть заключена в кабинете министров (который иначе зовется Государственный совет). Состоит данный кабинет из 15 участников, под руководством премьер-министра. Однако принимать решения по наиболее важным государственным вопросам без поддержки парламентариев они не могут.

Кабинет министров в Финляндии

Срок деятельности парламента составляет 4 года, в это время в нем заключена вся законодательная власть страны.

Кроме того, именно парламент принимает все решения о назначении людей на должности, о подписании международных актов и их последующей ратификации.

Что касается судебной системы, то самым низшим опорным звеном являются окружные суды, которые располагаются в небольших сельских поселениях, а также муниципальные суды, находящиеся в крупных городах.

В их состав входит от пяти до семи присяжных, которые рассматривают дела исходя из своего внутреннего убеждения. Во главе состава стоит судья, который единственный может оглашать вердикт, а также может по своему личному усмотрению вынести такой приговор, который будет идти в противоречие с мнением присяжных.

Государственный суд Финляндии

Муниципальные суды сложнее по устройству, они состоят из мэра, которому помогают еще 2 младших судьи. Высшей инстанцией в Финляндии является верховный суд, здание которого располагается в Хельсинки.

Что касается административного деления страны, она была в 1997 году разбита на 6 самостоятельных губерний, по-иному ляни, во главе которых президент ставит специальных назначенных людей – губернаторов.

На 1997 год существовало 78 городских, а также 443 сельские общины, которыми заведуют советы, избираемые всеобщем голосованием на срок в 4 года по пропорциональной системе.

Законодательная власть

В 2000 году был принят обновленный Основной закон страны, согласно которому государство было объявлено суверенной республикой, вся полнота власти в которой должна быть предоставлена народу, выражающему её посредством выдвижения своих представителей в органе законодательной власти.

Правительство Финляндии

Таким органом у финнов является Эдускунта, которая является однопалатной. Многопартийная система обеспечивает состязательность и рост партий, в то время как само правительство формируется по принципу симбиоза представителей от всех из них.

Каждое собрание начинается с выбора одного председателя и двух его помощников. Стоит отметить, что голосование является тайным, его детальные результаты не разглашаются.

Также организуется специальный совет, который по сути своей контролирует все действия Эдускунты, а также устанавливает процесс установления решений по вопросам, выносимым на обсуждение. Эдускунта выбирает на время своего действия выбирает ряд комиссий, занимающихся своими персональными сферами влияния.

Каждый год проходит большая сессия, во время которой Парламент выбирает представителей, которые станут лицом Финляндии в решении дел Северного Совета и Совета Европы. Основной кропотливый труд по подготовке всех новых законодательных актов происходит внутри самих комиссий, где формируется идея, после этого она рассматривается и разбирается, готовится проект, который в будущем выносится на общую сессию парламента.

Государственный совет Финляндии

Каждая комиссия должна сделать доклад по результатам своей деятельности, в нем сосредоточены все выводы по работе, а также делается полный список предложений, которые необходимо вынести на общее обсуждение на заседании.

Политика и политические партии

Политическая система очень проста и прозрачно, но тем так и привлекательна, что строится на принципах общего доверия между правительством, политическими партиями и народом. Финны разделили всю полноту власти по независимым ветвям, которые никак не подвластны друг другу, хотя и тесно взаимодействуют, происходит постоянный контакт.

Политические партии в Финляндии

Президент стоит во главе данной системы и контролирует деятельность двух других ветвей:

  • парламента — занимающегося законодательной властью, создающего нормы, по которым живет государство;
  • правительства — органа, осуществляющего реализацию результатов труда создателей нормативных актов.

Стоит заметить, что в последнее время существенно снижается роль и значимость президента, эта должность все больше становится представительным, он является лицом народа при отношениях на международной арене. Так, он практически никак не влияет на внутренние дела, происходящие в границах государства, а во внешних отношениях участвует наряду с правительством.

На данный момент он играет роль своеобразного контролёра за балансом между исполнительной и законодательной властью.

Парламентарии с каждым годом все больше прибирают к своим рукам рычаги влияния всем государственными делами, данный процесс стартовал еще в самом конце 70-х годов прошлого столетия, когда произошел резкий крен в данную сторону. Однако, в случае полного выхода из-под контроля ситуации, президент имеет право распустить парламент в полном составе, что уже происходило в истории, об этом также стоит помнить.

Парламент Финляндии

На протяжении целого века успешно функционирует и развивается многопартийность, позволяющая иметь плюрализм мнений, всегда поддерживать и поощрять оппозицию, но при этом стремиться к консенсусу.

На данный момент официально функционируют целых 19 различных партий, и каждая из них ориентирована на свою цель, стремится к выполнению определенных задач. Но все-таки, партии, которые действуют уже долгое время, пользуются более весомой поддержкой со стороны населения, чем новички на политической сцене.

Существует свое деление на части, согласно которому существуют:

  • правые — в состав входят представители, занимающиеся поддержкой работодателей, а также капиталистов рыночной экономики, иными словами, они защищают и представляют интересы верхов, ключевой силы населения;
  • левые — напротив, защищают права и интересы обычных граждан, работников, ратуют за обеспечение достойных условий труда и жизнедеятельности;
  • центральные — партии, которые либо колеблются в определенный момент, переходят из одной идеологии в другую, либо вовсе поддерживают оба лагеря, стараясь соблюдать баланс между их интересами.

Социал - демократическая партия в Финляндии

На данный момент самой грозной силой в политической системе Финляндии являются социал-демократы, Центральная партия, а также национальная коалиционная партия. Именно их влияние и обеспечивает вектор развития, а также те шаги, которые в соответствии с ним предпринимаются.

При этом не стоит думать о том, что остальные не принимают никакого участия, никак не могут повлиять на политику ближайшего будущего. Совсем нет, коалиционный метод предполагает то, что даже самая маленькая и новая партия имеет шанс громко заявить о себе и закрепиться на данной арене.

Финляндия – это смешанная республика, а по форме государственного устройства – унитарное государство. Система высших органов власти, в том числе их компетенция по разным вопросам, разграничение полномочий и правила взаимодействия друг с другом определяется Конституцией страны.


Президент Финляндии Саули Нийнистё, занимает эту должность с 1 марта 2012 года.

Конституция Финляндии состоит из 131 пункта, разделенных на 13 глав:

Глава 1. Основы государственного строя (§§ 1—5)

Глава 2. Основные свободы и права (§§ 6—23)

Глава 3. Парламент (Эдускунта) и члены парламента (§§ 24—32)

Глава 4. Деятельность Парламента (§§ 33—53)

Глава 5. Президент Республики и Государственный Совет (§§ 54—69)

Глава 6. Законодательство (§§ 70—80)

Глава 7. Государственные финансы (§§ 81—92)

Глава 8. Международные отношения (§§ 93—97)

Глава 9. Правосудие (§§ 98—105)

Глава 10. Контроль за законностью (§§ 106—126)

Глава 11. Управление и самоуправление (§§ 119—126)

Глава 12. Оборона (§§ 127—129)

Глава 13. Заключительные положения (§§ 130—131)

Глава государства – президент Финляндии. Его выбирают все совершеннолетние избиратели (право голоса финны получают с 18 лет). Голосование прямое тайное. Если не удается выбрать президента путем прямых голосований, применяется система косвенных выборов – и тогда президент Финляндии избирается коллегией выборщиков в количестве 301 человека – представителей всех политических партий страны.

Государственное устройство Финляндии предполагает самые широкие права президента – как в сфере исполнительной, так и в сфере законодательной ветвей власти. И не только на бумаге, но и на практике. До 1 марта 2000 года Финляндия была президентской республикой, ныне – смешанная. Да и сейчас президент имеет права утверждать законодательные акты, назначает членов правительства, осуществляет внешнеполитическую политику, наконец, является Верховным главнокомандующим Сил Обороны Финляндии.

Но даже на этом не ограничиваются полномочия президента. Государственное устройство Финляндии предполагает и полномочия по назначению им губернаторов. И лишь Аланские острова (известные своими возможностями для рыболова, отсутствием здесь призыва на военную службу и просто красивой природой) имеют частичную автономию. Впрочем, все коммуны – низшие территориально-административные единицы страны имеют самоуправление.

Согласно "Форме правления" законодательную власть президент делит с Эдускунте – финским парламентом, а исполнительную – с Государственным советов, иначе говоря, кабинетом министров, всего не более 17 министров. Парламент так же избирается путем прямого тайного голосования сроком на четыре года. В Финляндии парламент состоит из одной палаты численностью 200 депутатов. Парламент Финляндии наделен всей полнотой законодательной власти, ратифицирует международные соглашения.

Он же фактически назначает премьер-министра, который после формального утверждения президентом вступает в должность. Впрочем, как раз президент и предлагает кандидата на должность премьер-министра. Чтобы стать премьер-министром кандидат должен набрать больше половины голосов, иначе президент будет вынужден предлагать другого кандидата. Так же парламент предлагает кандидатов на должности прочих министров, которые так же одобряются президентом.

Эдускунте

Крупнейшие политические партии Финляндии – Партия Финляндский центр, Социал-демократическая партия Финляндии, Национальная коалиция, Левый союз, Зеленый союз, Шведская народная партия. Как и государственное устройство любой демократической страны в Финляндии судебная власть отделена от исполнительной и законодательной.

Интересный факт: в 1940 году в Европе оставалось всего две страны с демократической формой правления – Австрия и… Финляндия.

В сельской местности действуют окружные суда, а в городской – муниципальные. Не смотря на то, что окружной суд, как правило, включает в себя 5-7 присяжных и судью, правом выносить приговоры может только судья. Даже в том случае, если его приговор противоречит решению всех присяжных. Заседания муниципальных судов ведет бургомистр (по-нашему – мэр города) с двумя судебными помощниками.

Верховный суд Финляндии располагается в Хельсинки. Лишь изредка он занимается первичным судопроизводством, гораздо чаще он принимает решения о помиловании, рассматривает апелляции, принимает решения о правомерности тех или иных решений и постановлений, соответствии законов, актов и решений Конституции Финляндии. Так же в Финляндии существует целый ряд специальных судов – например, по решениям земельных вопросов, по решению трудовых споров, делам страхования и т.п. Суды подконтрольны министру юстиции, который, впрочем, никогда не вмешивался в судебные решения. Через министерство юстиции суды оказываются подконтрольны парламенту страны.

Верховный суд Финляндии

Верховный суд Финляндии

Рассказ о государственном устройстве Финляндии был бы неполным, если бы не упомянули, хотя бы вскользь, об административно-территориальном устройстве Финляндии. Коммуна – низшая административно-территориальная единица Финляндии (в масштабах России ей будет соответствовать район области, республики или края). Иначе коммуны называется кунтами. Кунты объединены в провинции (маакунты), коих в Финляндии насчитывается ровно 19. По аналогии с коммунами для России это были бы области, республики или края. Еще выше – губернии (ляани). Вот ими-то и управляют губернаторы, назначенные президентом. В Финляндии шесть губерний: Южная Финляндия, Западная Финляндия, Восточная Финляндия, Оулу, Лапландия и Аландские острова.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Финляндия − это небольшая демократическая страна, с простым и развитым государственным устройством.


Политические партии Финляндии

Финляндия входит в скандинавскую ("северную") правовую семью. История Финляндского государства в значительной степени объясняет особенности его правовой системы, сложившейся к настоящему времени.

Начиная с XII в., когда Финляндия стала одной из провинций Швеции, и на протяжении последующих 7 веков на ее территории действовали законы, издававшиеся шведскими королями, а также местные правовые обычаи (объявление Финляндии в 1581 г. Великим княжеством в составе Швеции не изменило ее правовую систему). Важнейшая роль в правовой истории Финляндии принадлежит Закону Шведского государства 1734 г.фундаментальному своду законов, в составлении проекта которого принимали участие как шведские, так и финские юристы. Он состоял из 9 разделов, в которых подробно излагались многие институты гражданского, торгового и семейного права, а также уголовного права и судопроизводства. По существу, Закон 1734 г. являлся кодификацией ранее изданных шведских законов, где в существенной мере были использованы и нормы обычного права, однако некоторые правовые институты он регулировал впервые. Закон 1734 г. послужил основой для дальнейшего развития законодательства Швеции и Финляндии, а некоторые его нормы продолжают действовать в этих странах и поныне. Законодательные изменения, в частности в Финляндии, вносились либо непосредственно в текст соответствующих разделов Закона 1734 г., либо путем издания отдельных актов, самостоятельно регулирующих тот или иной правовой институт или целую отрасль (уголовное право).

С 1809 г. после присоединения к России (в результате Русско-шведской войны) в Великом княжестве Финляндском в условиях автономии сохраняли силу ранее действовавшие шведско-финские законы. После того как в 1863 г. был созван Сейм, управомоченный принимать законы (они подлежали одобрению со стороны российского императора), на протяжении нескольких десятилетий финляндское законодательство было весьма существенно обновлено в самых различных отраслях: издан ряд таких важнейших актов, как Уголовный кодекс, законы о банкротстве, об опеке и др., внесены изменения в законодательство, регулирующее торговлю, банковское дело, наследование и многое иное.

Период 1863-1890 гг., после которого царское правительство резко ограничило автономию Великого княжества, некоторые исследователи называют "золотым веком" в истории финляндского законодательства. После революции 1905 г. трудящимся Финляндии удалось добиться издания нескольких законов, частично обеспечивающих их социальные права.

В след за признанием Советским правительством государственной независимости Финляндии (декабрь 1917 г.), поражением рабочей революции (1918 г.) и провозглашением буржуазной Финляндской Республики (1919 г.) начался процесс весьма существенных преобразований финского права. Однако проведенные до настоящего времени реформы, затронувшие многие его отрасли, все же не привели ни к полной кодификации всей системы законодательства, ни к изданию кодексов, которые бы по-новому регулировали какую-либо большую отрасль права.

Среди актов действующего законодательства важнейшую роль играет Конституционный закон 1919 г. Наряду с этим и другими конституционными законами парламент издает и так называемые обычные законы, составляющие основной массив законодательства в стране. Президент вправе совместно с Государственным советом издавать декреты по вопросам экономического характера, управления государственным имуществом и организации деятельности государственных учреждений. В свою очередь Государственный совет и отдельные министры могут в пределах своей компетенции издавать распоряжения - подзаконные нормативные акты. Эти акты наряду с законами и законопроектами, вносимыми в парламент Государственным советом, подлежат опубликованию на финском и шведском языках. Обеспечению равноправия языков придается большое значение и в делопроизводстве, и в деятельности судебных учреждений.

Известную роль в качестве источника права играют судебные решения. Отчасти это связано с тем, что при отсутствии сплошной кодификации финского законодательства нередко обнаруживаются пробелы в праве. Хотя формально суды не обязаны следовать ранее принятым судебным решениям, на практике нижестоящие суды всегда учитывают позицию, занятую вышестоящими. Этому служит и регулярная публикация решений Верховного суда, и освещение в периодической юридической печати важнейших решений апелляционных судов.

Существенное влияние на развитие законодательства Финляндии оказывает начавшееся с 1870 г. сближение права северных государств, к которому страна официально присоединилась в 1919 г. (ныне Финляндия наряду с Данией, Исландией, Норвегией и Швецией участвует в соответствующем соглашении о сотрудничестве 1962 г.). Проекты законодательных актов, подготовленные комиссиями экспертов-юристов из этих стран, были использованы при издании финских законов в сфере семейного, торгового права, страхования, морского права и др. Однако финский законодатель не всегда следует общему образцу. Например, в отличие от всех других скандинавских государств здесь не был принят закон о купле-продаже.

Читайте также: