Федерализм как проявление сущности современного правового национального государства

Обновлено: 22.04.2024

Во избежание длительной полемики определим федерацию как конституционно закрепленную форму государственного устройства, подразумевающую формирование государства из территорий его субъектов, обладающих особым статусом и набором прав, собственной правовой системой, а также возможностью участия в принятии ключевых общегосударственных решений на федеральном уровне.

Федерализм – понятие более широкое, нежели федерация. Он определяется как принцип, концепция, парадигма государственного устройства, позволяющая обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях. Как принцип федерализм воплощает способ урегулирования разногласий и объединения людей и их образований на государственном уровне; как режим и форма государственного устройства он определяет разделение государственной власти по вертикали между территориальными образованиями различного уровня в едином государстве.

Существует немало контраргументов в пользу того, что идея федерализма переживает свой кризис, что федерализм для нашей страны неактуален, да и другие федеративные государства также постепенно отходят от федерализма, оставляя за ним роль идеологической ширмы, что, наконец, польза от федерализма мизерна, а вред – велик, поскольку искривление властной вертикали неминуемо приведет к безответственности и сепаратизму. Эти традиционные взгляды на государство и власть как на единоначалие противостоят феномену, получившему в современной правовой науке название полицентризма – структурной основы самоуправляющихся общественных систем.

Федерализм как система

Исследование феномена федерализма как частного случая полицентризма, приложенного к территориальной организации власти, выводит нас к теории систем. Для системного метода характерен взгляд на полицентрическую модель власти как систему, состоящую из совокупности объектов, причем их взаимосвязь приводит к возникновению новых интегративных свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов. Полицентризм согласно данной теории представляет собой самоорганизующуюся систему, черпающую энергию и информацию непосредственно из окружающей их среды способами, недоступными иным разновидностям систем. Самоорганизующиеся системы открыты и упорядочены. В закрытых же системах, напротив, энтропия (беспорядок) постоянно возрастает, достигая в пределе максимума.

В теории систем по структурному критерию выделяются также т.н. сетчатые (неиерархичные, слабоиерархичные) системы (сети). Они слабо-либо вообще неструктурированны, в них каждый элемент либо подсистема связаны со многими другими элементами системы сложными обратными связями, и они так сильно влияют друг на друга, что данную систему невозможно однозначно структурировать или выделить в ней какую-либо иерархию. Такие многосвязанные слабоструктурированные системы плохо расчленяются, а иногда не расчленяются вовсе на отдельные элементы (подсистемы), при этом целостная система представляет собой много больше, чем сумма этих элементов. Данная модель во многом походит на самоорганизующуюся, и она также сопоставима с полицентрическими взглядами на территориальную организацию власти.

  1. Контент-анализ политико-правовых документов в сфере государственной национальной политики
  1. Федерализм и регионализм. Особенности формирования региональной политики в России

Федерализм представляет собой такую политическую организацию, при которой государственное управление разделено между региональными и центральным правительством таким образом, что каждый из уровней управления имеет право принимать окончательные решения по определенным видам деятельности. В этом определении следует обратить внимание на два основных момента. Во-первых, основу федерализма составляет гарантированное разделение власти между центром и региональными правительствами. Во-вторых, субъектами федерации являются регионы, т. е. речь идет о территориальном разделении власти, при котором субъекты федерации определены географически.

В дополнении к основным характеристикам федерализма можно выделить еще несколько вторичных характеристик:

1) Наличие письменной конституции.

Разделение власти должно быть четко определено: и центральному , и региональным правительствам необходимы твердые гарантии, что предоставленные им права не могут быть аннулированы. Конечно, никакая конституция не может служить абсолютной гарантией, тем не менее она является необходимым компонентом федерализма.

2) Двухпалатный парламент.

Высший законодательный орган федеративного государства, как правило, состоит из двух палат: первая представляет население страны в целом, а вторая - субъекты федерации.

3) Право субъектов федерации принимать участие в изменении федеральной конституции и самостоятельно вносить изменения в собственную конституцию.

Как правило, изменения федеральной конституции не могут быть проведены без выраженного в той или иной форме согласия субъектов федерации. Оно может быть выражено верхней палатой парламента, представляющей субъекты федерации, и/или одобрением со стороны по крайней мере большинства законодательных органов субъектов федерации или референдумами, проводимыми в субъектах федерации. Пожалуй, единственным исключением в этом плане является Австрия, где изменения в конституцию могут быть внесены просто низшей палатой парламента большинством в две трети голосов.

В то же время в случае наличия собственной конституции субъекты федерации имеют возможность менять ее по своему усмотрению в рамках полномочий, предоставленных им в соответствии с федеральной конституцией. Один из положительных моментов наличия своих конституций/уставов в субъектах федерации связан с тем, что в этом случае они имеют возможность экспериментировать по своему усмотрению с организационными формами управления. В случае успеха такой эксперимент может быть поле-зен как для других субъектов федерации, так и для всей федера-ции в целом.

  1. Управление этническими процессами на региональном уровне: опыт, проблемы

Управление этническими процессами в полиэтничном государстве является деятельностным выражением государственной национальной политики, направленным, в первую очередь, на гармонизацию и мирное развитие межэтнических отношений. Реализация управления этническими процессами носит во многом организационно-управленческий характер и в определенной степени оторвана от концепции содержания национальной политики, ее целей, задач и приоритетов, что делает значимой тему исследования.

  1. Региональная политика России: концепция и механизмы ее реализации
  1. Состояние и перспективы развития федеративных отношений в Российской Федерации
  1. Особенности формирования федерализма в России: исторический аспект
  1. Федерализм: понятие, основные модели.

Однако историческая и современная сущность федерализма свидетельствует, что проблемы суверенитета, регулирования взаимоотношений между центром и субъектами федерации, разделения политической ответственности между их правительствами, национально-государственного и административно-территориального устройства и другие вопросы взаимосвязаны, они имеют незаменимую ценность для оптимальной организации и функционирования федеративного государства. Поэтому едва ли обоснованно определение федерализма лишь по одному из этих признаков и по конструкции его особой модели.

  1. Местное самоуправление в системе федеративных отношений
  2. Религиозный фактор в региональном управлении
  3. Международные конфликты, их типология
  4. Федеральные округа в системе управления федеративными отношениями
  5. Религиозный фактор в этнонациональных отношениях: специфика и проблемы


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

В качестве одной из основ конституционного строя ст. 1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России, что отражает официальное название государства. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение Российской Федерации уникально: она является самой большой федерацией мира не только по абсолютному количеству субъектов (89), но и по числу их разновидностей (6).

Четкую, непреодолимую границу между федерализмом и унитаризмом провести сложно. Децентрализация власти присуща не только федеративному, но и унитарному государству, при этом степень автономии составных частей некоторых унитарных государств (областей Италии, автономных сообществ Испании, Палестинской автономии в Израиле, Республики Каракалпакстан в Узбекистане и др.) может быть большей, чем субъектов отдельных федеративных государств (например, штатов в Индии). Поэтому сущностным признаком федерализма является не степень автономии составных частей государства, а особый характер федеративных отношений, которые по определению невозможны в унитарном государстве независимо от объема прав, предоставляемых его территориальным единицам.

28. Брак. Понятие, сущность, виды

§ 7.1. Понятие и сущность отчуждения (алиенации)

§ 7.1. Понятие и сущность отчуждения (алиенации) Отчуждение - феномен, присущий политической системе в целом, особенно, государству и праву, определяющий развитие этих институтов и их деформацию. В настоящее время изучение этого явления с точки зрения теории государства и

§ 8.1. Понятие и сущность глобализации

§ 8.1. Понятие и сущность глобализации Существует несколько точек зрения появления такого процесса как глобализация.В интерпретации М.Стегера, первый (доисторический) период глобализации охватывает III - V тысячелетие до нашей эры; второй период - пятнадцать столетий после

17.1. Понятие и сущность особого производства

17.1. Понятие и сущность особого производства Под особым производством понимается вид гражданского судопроизводства, в порядке которого рассматриваются те гражданские дела, где подтверждается наличие или отсутствие юридических фактов, определяющих возникновение,

14. Понятие и сущность брака, его виды

38. Понятие и сущность решения суда

38. Понятие и сущность решения суда Судебное решение– акт волеизъявления органа государственной власти, которое выражается в применении нормы права к конкретному правоотношению, в конкретизации правоотношения, во властном подтверждении правоотношения, права и факта и

§ 1 Понятие и сущность искового производства

§ 1 Понятие и сущность искового производства В рамках гражданской процессуальной деятельности судов общей юрисдикции предусмотрены процессуальные формы пяти видов производств: исковое производство, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений,

1. Понятие и сущность решения суда

1. Понятие и сущность решения суда Судебное решение – акт волеизъявления органа государственной власти, которое выражается в применении нормы права к конкретному правоотношению, в конкретизации правоотношения, во властном подтверждении правоотношения, права и факта и

1. Уголовный процесс: понятие, сущность, назначение

1. Уголовный процесс: понятие, сущность, назначение Уголовный процесс – специально организованная правоохранительная деятельность, осуществляемая органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также другими участниками. Понятие уголовного

1.1 Понятие и сущность права

1.1 Понятие и сущность права Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и

3. Понятие, сущность и виды конституции

1. Понятие, сущность и значение наследственного права

1. Понятие, сущность и значение наследственного права Получение в наследство материальных и нематериальных благ осуществляется путем наследования. Наследование – переход от умершего лица (наследодателя) его имущества к другому лицу в соответствии с нормами

20. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ

20. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ Признание – это политико-правовой акт, которым государство официально подтверждает свою осведомленность о возникновении нового государства, выражает свое позитивное отношение к этому намерению нового государства вступать в

22. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОПРЕЕМСТВА ГОСУДАРСТВ

22. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОПРЕЕМСТВА ГОСУДАРСТВ Регулируя поведение государств как участников международного общения, международное право не остается в бездействии в случаях перемен в их судьбе и статусе, таких как объединение одного государства с другим, отделение от

4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМ ГОСУДАРСТВА Форма государства – организация государственной власти, включающая форму правления, внутреннее территориальное устройство и политический режим.Форма правления – структура высших органов государственной власти, порядок их

Федерализм - это один из основных принципов федерации, состоящий в признании в качестве политического идеала федеративной организации государства, стремлении к объединению нескольких отдельных государств в рамках одной федерации, обращении унитарного государства в федеративное.

Федерация - это форма союзного государства, объединяющего в своем составе несколько государств, за которыми сохраняется определенная юридическая и политическая самостоятельность.

Итак, федерализм следует рассматривать как общее понятие по отношению к федерации. Иными словами, категория федерации производная от категории федерализма. Федерация представляет собой характеристику формы организации территориального устройства публичной власти.

Таким образом, если федерализм можно рассматривать как концепцию территориальной организации власти и реализованного на ее основе принцип территориальной организации публичного управления конкретного государства, то федерацию следует рассматривать как непосредственно учрежденный и действующий механизм территориальной организации власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность категории федерализма можно определить посредством указания на следующие необходимые элементы его содержания:

  • федерализм предполагает согласительную процедуру установления федеративного государственного устройства. Иными словами, федерализм подразумевает соглашение между органами публичного управления центра и членов Федерации, которым устанавливается модель взаимоотношений соподчинения и установления особой структуры власти;
  • федерализм требует принятия важнейших решений публичного управления посредством интеграции с участниками Федерации. Иными словами, политические решения не могут быть результатом диктата центра.

Таким образом, федерализм следует рассматривать как основу государственного территориального устройства федерации. В современных демократических государствах названный принцип призван обеспечить:

  • децентрализацию публичной власти;
  • недопустимость диктата центральной власти;
  • интеграцию интересов участников федерации;
  • адекватное социально-экономическим запросам и обеспечивающее политическую стабильность распределение полномочий между центральным уровнем публичного управления и уровнем субъектов Федерации.

Категория федерации в соотношении с категорией унитарного государства характеризуется как сложная государственно-территориальное устройство. Здесь в отличие от унитарного государства, состоящего из административно-территориальных единиц, не обладающих значительной самостоятельностью и независимостью, составными элементами являются субъекты-участники федерации, которые фактически являются государственными образованиями. При вступлении в федерацию, или точнее сказать при образовании федерации, такие участники договариваются об ограничении собственной самостоятельности и суверенитета.

Исторически федеративное государство формировалось следующим образом: несколько самостоятельных государств, которые были политически обособлены и независимы, объединялись для преодоления внешней опасности и решения других, в том числе и внутренних социально-экономических, проблем с иными государствами. И возникающее посредством такого объединения новое государство фактически учреждается на основании договора участников.

Таким образом, происходило формирование государственного территориального устройства Швейцарии, Соединенных Штатов Америки и пр. Иными словами, типичная федерация представляет собой движение снизу вверх от множества к общему государству. При этом федеральная конституция определяет степень ограничения суверенитета и политической самостоятельности государства участника. Традиционно, свою самостоятельность государства-участники сохраняют в тех вопросах, которые касаются непосредственно их территории, в то время как общенациональные интересы отходят в ведение федерального управления.

Отсюда, в качестве первичного исторического основания федерации можно выделить существование нескольких политически самостоятельных государственных образований.

В качестве следующего необходимого условия образования федерации следует назвать то обстоятельство, что обычно к объединению стремятся относительно небольшие государства, которые не способны решать сложные политические задачи собственными силами.

Еще одним условием формирования федерации является демократический политический режим и достаточно высокий уровень правосознания населения. Федеративное государство и демократическое устройство публичной власти связаны непосредственно.

Способность и возможность политического компромисса между участниками еще одно необходимое условие учреждения и существования федерации.

При этом надо подчеркнуть, что названные условия выступают описанием идеальной модели федерации, на практике федерации преимущественно формируются не по классической схеме. Отсюда и практика реализации идеи федерализма не всегда приводит к ожидаемым последствиям. Так, например, федерализм выступает инструментом создания более сильного государства с централизованной властью посредством объединения менее сильных государств. Другими словами, на практике идеи федерализма не всегда воплощаются в государства с децентрализованной демократической моделью управления.

При этом реализация идеи федерализма, переход к федеративному устройству государства – это сегодня тенденция мировой политики. Многие страны долгое время существовавшие как унитарные централизованные государства, например, Испания, сегодня начинают функционировать как объединение автономных образований с децентрализованной публичной властью.

Во избежание длительной полемики определим федерацию как конституционно закрепленную форму государственного устройства, подразумевающую формирование государства из территорий его субъектов, обладающих особым статусом и набором прав, собственной правовой системой, а также возможностью участия в принятии ключевых общегосударственных решений на федеральном уровне.

Федерализм – понятие более широкое, нежели федерация. Он определяется как принцип, концепция, парадигма государственного устройства, позволяющая обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях. Как принцип федерализм воплощает способ урегулирования разногласий и объединения людей и их образований на государственном уровне; как режим и форма государственного устройства он определяет разделение государственной власти по вертикали между территориальными образованиями различного уровня в едином государстве.

Существует немало контраргументов в пользу того, что идея федерализма переживает свой кризис, что федерализм для нашей страны неактуален, да и другие федеративные государства также постепенно отходят от федерализма, оставляя за ним роль идеологической ширмы, что, наконец, польза от федерализма мизерна, а вред – велик, поскольку искривление властной вертикали неминуемо приведет к безответственности и сепаратизму. Эти традиционные взгляды на государство и власть как на единоначалие противостоят феномену, получившему в современной правовой науке название полицентризма – структурной основы самоуправляющихся общественных систем.

Федерализм как система

Исследование феномена федерализма как частного случая полицентризма, приложенного к территориальной организации власти, выводит нас к теории систем. Для системного метода характерен взгляд на полицентрическую модель власти как систему, состоящую из совокупности объектов, причем их взаимосвязь приводит к возникновению новых интегративных свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов. Полицентризм согласно данной теории представляет собой самоорганизующуюся систему, черпающую энергию и информацию непосредственно из окружающей их среды способами, недоступными иным разновидностям систем. Самоорганизующиеся системы открыты и упорядочены. В закрытых же системах, напротив, энтропия (беспорядок) постоянно возрастает, достигая в пределе максимума.

В теории систем по структурному критерию выделяются также т.н. сетчатые (неиерархичные, слабоиерархичные) системы (сети). Они слабо-либо вообще неструктурированны, в них каждый элемент либо подсистема связаны со многими другими элементами системы сложными обратными связями, и они так сильно влияют друг на друга, что данную систему невозможно однозначно структурировать или выделить в ней какую-либо иерархию. Такие многосвязанные слабоструктурированные системы плохо расчленяются, а иногда не расчленяются вовсе на отдельные элементы (подсистемы), при этом целостная система представляет собой много больше, чем сумма этих элементов. Данная модель во многом походит на самоорганизующуюся, и она также сопоставима с полицентрическими взглядами на территориальную организацию власти.

  1. Контент-анализ политико-правовых документов в сфере государственной национальной политики
  1. Федерализм и регионализм. Особенности формирования региональной политики в России

Федерализм представляет собой такую политическую организацию, при которой государственное управление разделено между региональными и центральным правительством таким образом, что каждый из уровней управления имеет право принимать окончательные решения по определенным видам деятельности. В этом определении следует обратить внимание на два основных момента. Во-первых, основу федерализма составляет гарантированное разделение власти между центром и региональными правительствами. Во-вторых, субъектами федерации являются регионы, т. е. речь идет о территориальном разделении власти, при котором субъекты федерации определены географически.

В дополнении к основным характеристикам федерализма можно выделить еще несколько вторичных характеристик:

1) Наличие письменной конституции.

Разделение власти должно быть четко определено: и центральному , и региональным правительствам необходимы твердые гарантии, что предоставленные им права не могут быть аннулированы. Конечно, никакая конституция не может служить абсолютной гарантией, тем не менее она является необходимым компонентом федерализма.

2) Двухпалатный парламент.

Высший законодательный орган федеративного государства, как правило, состоит из двух палат: первая представляет население страны в целом, а вторая - субъекты федерации.

3) Право субъектов федерации принимать участие в изменении федеральной конституции и самостоятельно вносить изменения в собственную конституцию.

Как правило, изменения федеральной конституции не могут быть проведены без выраженного в той или иной форме согласия субъектов федерации. Оно может быть выражено верхней палатой парламента, представляющей субъекты федерации, и/или одобрением со стороны по крайней мере большинства законодательных органов субъектов федерации или референдумами, проводимыми в субъектах федерации. Пожалуй, единственным исключением в этом плане является Австрия, где изменения в конституцию могут быть внесены просто низшей палатой парламента большинством в две трети голосов.

В то же время в случае наличия собственной конституции субъекты федерации имеют возможность менять ее по своему усмотрению в рамках полномочий, предоставленных им в соответствии с федеральной конституцией. Один из положительных моментов наличия своих конституций/уставов в субъектах федерации связан с тем, что в этом случае они имеют возможность экспериментировать по своему усмотрению с организационными формами управления. В случае успеха такой эксперимент может быть поле-зен как для других субъектов федерации, так и для всей федера-ции в целом.

  1. Управление этническими процессами на региональном уровне: опыт, проблемы

Управление этническими процессами в полиэтничном государстве является деятельностным выражением государственной национальной политики, направленным, в первую очередь, на гармонизацию и мирное развитие межэтнических отношений. Реализация управления этническими процессами носит во многом организационно-управленческий характер и в определенной степени оторвана от концепции содержания национальной политики, ее целей, задач и приоритетов, что делает значимой тему исследования.

  1. Региональная политика России: концепция и механизмы ее реализации
  1. Состояние и перспективы развития федеративных отношений в Российской Федерации
  1. Особенности формирования федерализма в России: исторический аспект
  1. Федерализм: понятие, основные модели.

Однако историческая и современная сущность федерализма свидетельствует, что проблемы суверенитета, регулирования взаимоотношений между центром и субъектами федерации, разделения политической ответственности между их правительствами, национально-государственного и административно-территориального устройства и другие вопросы взаимосвязаны, они имеют незаменимую ценность для оптимальной организации и функционирования федеративного государства. Поэтому едва ли обоснованно определение федерализма лишь по одному из этих признаков и по конструкции его особой модели.

М.В. ТАРХАНОВ

Ключевые слова: федерация, федерализм, форма государственного устройства, принцип государственного устройства.

The article is devoted to the delimitation of the concepts of "federation" and "federalism" The author, based on studies of domestic scientists, concludes that the Federation is a form of state and territorial-political structure and federalism - a set of principles of harmonious coexistence among different parts of the state (federal subjects).

Keywords: fedеrаtsiya, federalism, a form of government, the principle of government.

На заре работы над проектами ныне действующей Конституции РФ и Федеративного договора перед их разработчиками вставал вопрос о будущем государственно-территориальном устройстве новой России. Сторонники унитарного типа российской государственности предлагали реформировать Российскую Федерацию путем воссоздания жесткого унитарного государства через губернизацию России. Подобное решение сочли утопическим и неприемлемым для страны; принцип федерализма был признан одним из наиболее эффективных механизмов перераспределения полномочий между разными уровнями управления в любом государстве[1].

Последователи другой крайней точки зрения, наоборот, абсолютизировали принципы федерализма, выступая за раздел русского этноса на самостоятельные государства-земли (проект Рабочей группы Конституционной комиссии). Были предложения и об образовании Русской республики, при этом выхолащивалась историческая роль Российской государственности[2].

Основополагающие принципы федерализма закреплены в действующей Конституции РФ, и прежде всего в ч. 1 ст. 1, согласно которой Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 5). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны (часть 4 статьи 5).

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (часть 3 статьи 5).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (часть 3 статьи 11).

Вопросам построения федерализма всегда уделялось пристальное внимание в отечественной правовой науке. Только за последние несколько лет увидел свет ряд фундаментальных работ, посвященных социально-юридической природе, сущности, признакам и проблемам федерализма таких ученых, как Н.М. Добрынин[4], М.В. Глигич-Золотарева[5], В.А.Черепанов[6], И.А. Конюхова (Умнова)[7], Н.В.Варламова[8] и др. Актуальность исследованию федерализма в России придает незавершенная федеративная реформа, важнейшим аспектом которой является совершенствование разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации. Максимально безболезненное и эффективное разделение полномочий между несколькими вертикальными уровнями властвования — непростой вопрос для России, учитывая ее историческое стремление к сверхцентрализации власти.

Исследование конституционно-правовой природы российского федерализма принято открывать обзором категориального аппарата, т.е. необходимо определиться с содержанием понятий федерации и федерализма, а также их признаками и (или) принципами. При этом федерации (а их в мире двадцать восемь) отличаются разнообразием институциональных форм, обеспечивающих различную децентрализацию власти, обычно находящуюся в прямо пропорциональной зависимости от степени разнообразия общества и проявляющуюся как в объеме компетенции субъектов федерации, так и в мере автономии, которой они обладают при ее реализации. Общепризнанно, что нет какой-то одной идеальной (безупречной) формы федерации, подходящей для любого сообщества[9]. Россия имеет свою историю федерализации государства, на разных этапах развития государственных и общественных институтов ей всегда были в той или иной мере присущи определенные элементы федерализма, децентрализации государственной власти, договорных отношений между территориями и сообществами, основанных на взаимном согласии.

Как показывает анализ отечественной литературы по проблемам федерализма, точки зрения и подходы к его пониманию, предлагаемые отечественными учеными, во многом базируются на зарубежных исследованиях. Определения и концепции федерализма, имеющиеся в зарубежной литературе, условно подразделяются на две группы:

М.В. Глигич-Золотарева определяет федерацию как закрепленную конституцией форму государственного устройства, подразумевающую формирование государства из территорий его членов, обладающих особым статусом и набором прав, собственной правовой системой, а также возможностью участия в принятии ключевых общегосударственных решений на федеральном уровне[13]. В своей новейшей работе ученый уточняет понятие федерации как конституционно закрепленной формы государственно-территориального устройства, при которой структура государства сложна и включает в себя субъекты федерации, обладающие самостоятельностью вне сферы реализации общих для всех федерации целей и задач, а также возможностью участия в принятии общефедеральных решений[14].

Под федерацией В.А. Черепанов понимает форму политико-территориального устройства государства, которая заключается в разделении государственной власти между государством и составляющими его субъектами (государствами, государственными образованиями) путем конституционного и иного нормативно-правового закрепления: определенных объемов государственной власти за разными ее уровнями, процедуры сотрудничества и согласования их интересов при принятии решений, представительства субъектов в законодательных (представительных) органах государства, единства и целостности государства[15].

Не отрицает элементов соглашения, согласия, сотрудничества, союза в федеративном государстве и В.Е.Чиркин. Как полагает ученый, федеративное государство в самом общем виде можно охарактеризовать как союзную государственно-территориальную организацию, состоящую из государств или государственных образований, опирающуюся на принцип согласия, основанную одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации[17].

1. Федерализм рассматривается как комплексное социально-юридическое, политическое, экономическое, духовно-культурное понятие и явление.

Так, профессор Н.М. Добрынин трактует федерализм как весь спектр явлений и отношений, непосредственно связанных с федеративной формой государственного устройства. Федерализм вбирает в себя экономические, духовно-культурные (в том числе идеологические и научные), политико-правовые явления и закономерности, во-первых, определяющих федеративную модель; во-вторых, существенно влияющие на нее; в-третьих, выражающие, оформляющие ее в разных сферах жизни государства и общества. Федерация при таком понимании является политико-государственной формой всей системы федерализма[18].

4. Федерализм как режим и форма государственного устройства определяет разделение государственной власти по вертикали. В обеспечении единства государственной власти с учетом его одновременного распределения по уровням государственности проявляется организующая роль федерализма, необходимая для достижение эффективности и демократизма публичной власти в конкретном государстве[27].

5. Федерализм как обобщающее для описания государственно-территориального и политического устройства нескольких (федеративных) государств понятие[28].

Мы полагаем, что все указанные подходы и определения понятия федерализма имеют свое рациональное зерно и могут применяться как в научно-теоретических целях, так и на практике, при реформировании федеративных отношений в России.

Сущность понятия федерализма и федерации выражается в их признаках и (или) принципах. Степень реализации данных признаков (или принципов) на практике позволяет говорить о степени федерализации государства.

К их определению в литературе также имеются различные подходы. Так, например, В.А.Черепанов выделяет три таких существенных признака федерализма, как:

1) наличие двух форм государственной власти: федерации и ее субъектов. В Конституции Российской Федерации данный признак закреплен ст. 11 (части 1 и 2). Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти;

2) разделение компетенции между двумя формами государственной власти, или, что то же самое, разделение государственной власти между государством и составляющими его субъектами. В Конституции Российской Федерации данный признак федерализма, сформулированный как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, закреплен частью 3 статьи 5;

3) единство государственной власти и целостность федеративного государства, что специально закреплено частью 3 статьи 5 Конституции РФ. По мнению ученого, выделенные признаки присущи любому федеративному государству, при отсутствии хотя бы одного из них невозможно говорить об организации государственного устройства на основе федерализма[29].

М.В.Глигич-Золотаревой была проделана работа по вычленению и подробному анализу более 30-ти видовых признаков федерации, встречающихся в литературе[30]На их основе ученый выделила родовой формальный (форма государственно-территориального устройства), видовой формально-юридический (закрепление федеративного характера государства в конституции) и видовой сущностный (наличие в составе федерации субъектов, обладающих самостоятельностью вне сферы реализации общих для всей федерации целей и задача, а также возможностью участия в принятии общефедеральных решений) признаки федерации[31].

В книге канадского ученого Дж. Андерсона приводится ряд общих (поскольку, как правильно замечает сам автор, единого для всех рецепта федерализма быть не может), базовых характеристик федерализма:

1) наличие как минимум двух уровней органов власти — общенационального и регионального. Органы власти каждого уровня избираются в ходе прямого голосования граждан;

2) писаная конституция, некоторые разделы которой не могут быть изменены одними только федеральными властями. Важные поправки, затрагивающих субъекты федерации, как правило, требуют согласия как с их стороны, так и со стороны центрального правительства;

3) конституция, которая официально разграничивает законодательные, в том числе и бюджетные, полномочия между двумя уровнями органов власти, обеспечивая подлинную автономию каждого из уровней;

4) наличие, как правило, особых структур, особенно в верхних палатах законодательных собраний, для обеспечения представительства субъектов федерации в ключевых учреждениях центральных органов власти с целью отстаивания региональных интересов в ходе принятия решений центральными властями, причем зачастую мелкие субъекты федерации имеют больший вес по сравнению с тем, на что они могли быть рассчитывать исходя из численности населения;

5) разрешение конституционных споров между органами власти различных уровней с помощью арбитра или на основе определенной процедуры (обычно с привлечением судов, но иногда путем референдума или в рамках верхней палаты парламента);

6) отношения между органами власти различных уровней строятся на основе формальных процедур и институтов.

Автором специально подчеркивается, что сущность федерализма заключается в наличии двух конституционно закрепленных уровней власти, в определенной степени автономных и подотчетных в первую очередь своих соответствующим избирателям[32].

В основе распределения компетенции лежит принцип субсидиарности, заключающийся в том, что вышестоящие властные структуры должны осуществлять только те функции, которые не могут быть надлежащим образом реализованы на нижестоящем уровне. За счет этого достигается максимально возможная эффективность управления в масштабах всех страны и наибольшее приближение его к гражданам.

Также, по мнению Н.В.Варламовой, федерация базируется на принципе верховенства конституции, из которой проистекают полномочия и центральных и региональных органов и которая не подлежит изменению в одностороннем порядке, без согласия (ратификации) большинства (обычно квалифицированного) субъектов. Таким образом, и федерация (федеральные органы власти), и ее субъекты обладают учредительной властью и не находятся в отношениях субординации, то есть они не подчинены друг другу и черпают свои полномочия непосредственно из конституции, что является существенной чертой и важнейшей гарантией данной формы политической организации. Отсюда федерация возможна только в условиях достаточно развитой демократии и конституционализма (разделения властей), гражданского согласия, открытого и конкурентного процесса принятия политических решений[33].

Кратким итогом будет следующий вывод. По нашему мнению, в первом приближении федерация представляет собой форму государственного и территориально-политического устройства, при которой несколько государственных или территориальных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют единое политическое сообщество[34].

Федерализм же — это принцип, точнее совокупность принципов гармоничного сосуществования различных частей государства (субъектов федерации), обладающих определенной степенью автономии от федерации по предметам, закрепленным в федеральной конституции, а также эффективного разрешения конфликтов между органами власти федерации и субъектов федерации. Базовым принципом федерализма является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти в федеративном государстве.

2 См.: Абдулатипов Р.Г. Предисловие// Федеративный договор: Документы. Комментарий. — М.: Издание Верховного Совета Российской Федерации, 1992. С. 3-9.

3 См.: Болтенкова Л.Ф. К истории и содержанию Федеративного договора// Этнополитический вестник России. 1992. № 1. С. 33-35.

4 См.: Добрынин Н.М. Новый федерализм: Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. — Ново-сибирск: Наука, 2003; Он же. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. — Новосибирск: Наука, 2005; Он же. Российский федерализм: генезис, эволюция: избранные публикации: 2 т./ Н.М. Добрынин. — Новосибирск: Наука, 2008.

5 См.: Глигич-Золотарева М.В. Теория и практика федерализма: системный подход / М.В. Глигич-Золотарева; научный редактор Н.М. Добрынин. — Новосибирск: Наука, 2009.

6 См: Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. — М.: МЗ-ПРЕСС, 2003; Он же. Теория российского федерализма. Учебное пособие. — М.: МЗ-ПРЕСС, 2005; Он же. Федеративная реформа в России. Монография. — М., 2007.

8 См.: Варламова Н.В. Современный российский федерализм: конституционная модель и политико-правовая динамика. — М.: Институт права и публичной политики, 2001.

9 См.: Варламова Н.В. Указ. соч. С. 10.

10 См.: Миронюк М.Г. Современный федерализм: Сравнительный анализ: Учебное пособие. — М., 2008. С. 37-38.

11 См.: Конституционное право. Энциклопедический словарь. / Отв. ред. С.А. Авакьян. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. С. 616, 627.

12 См.: Горбачев И.Г. Российский федерализм: принципы построения и конституционно-договорная база разграничения предметов ведения и полномочий. — СПб, 2000. С. 5

13 См.: Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. — М.: Юристъ, 2006. С. 33.

14 См.: Глигич-Золотарева М.В. Указ. соч. С. 64.

15 См.: Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. С. 17-18.

16 См.: Конюхова И.А. Указ. соч. С. 25-26.

17 См.: Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. — М.: Юристъ, 2001. С. 21.

18 См.: Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. С. 16.

19 См.: Глигич-Золотарева М.В. Указ соч. С. 44-45.

20 См.: Горбачев И.Г. Указ. соч. С. 5.

23 См.: Черепанов В.А. Указ. соч. С. 32-33.

24 См.: Там же. С. 35.

25 См.: Конюхова И.А. Указ. соч. С. 16, 19.

26 См.: Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. — М., 1995. С. 31.

27 См.: Конюхова И.А. Указ. соч. С. 19.

29 См.: Черепанов В.А. Теория российского федерализма. С. 33-34.

30 См.: Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. С. 25-27; Она же. Теория и практика федерализма: системный подход. С. 51-64

31 См.: Глигич-Золотарева М.В. Теория и практика федерализма: системный подход. С. 64.

32 См.: Андерсон Дж. Указ. соч. С. 5, 9-11.

33 См.: Варламова Н.В. Указ. соч. С. 9-10.

34 См.: Федерализм: Энциклопедия. — М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 590.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Читайте также: