Есть ли паспорта у чукчей

Обновлено: 13.05.2024

Ямал и Чукотка: что стало с традиционными именами КМНС

В двадцать первом веке старинные традиции причудливо переплетаются с реалиями современного мира.

Ямальские оленеводы по-прежнему живут в тундре, круглый год каслают (кочуют) с места на место, выпасают оленей. Но медицинскую помощь получают в районных клиниках, которые оборудованы не хуже любой городской больницы. При случае там организуют консультацию столичных специалистов – с помощью телемедицины.

В тундре по-прежнему в ходу старинные предметы – нарты и хорей, упряжь из натуральной кожи, палка для выбивания снега из кисов… Но при этом в каждом стойбище есть генератор, а в каждом чуме – не только телевизор, но и ноутбук, все тундровики пользуются сотовыми телефонами и ездят на японских снегоходах.

Раньше, в пятидесятых-шестидесятых, ребятню привозили в интернаты, учили говорить по-русски… и давали русские имена. Так у многих коренных северян образовалось два имени: одно – традиционное, семейное, ненецкое, второе – русское, по паспорту.

Теперь молодёжь предпочитает носить национальные имена, подчеркивая своё происхождение. Ни один из них не заявил, что хотел бы сменить данное ему при рождении имя.

Какие имена давали своим детям ненцы столетия назад? Мы точно не знаем: письменности у коренных северян не было.

Но по существующим сегодня традициям можно предположить, что именем могло стать всё что угодно: обстоятельства рождения (погода, например), физические особенности малыша, семейная ситуация, названия из животного и растительного мира, манера поведения ребенка, надежды на малыша, своеобразные пожелания для него…

Замечаете разные суффиксы? Суффикс -ко означает уменьшительно-ласкательную форму имени: Хасавако – маленький мужчина, Сэроко – беленький. Такие имена дают мальчикам.

Какие ещё значения вкладывают ненцы в имя малыша? Самые разные. И стараются не повторяться, тщательно выбирая звук, который будет сопровождать ребенка всю его жизнь.

Найко – рождённый весной.

Ейко – родившийся вместо умершего родственника. Обычно так называют малыша, если в семье ещё свежа утрата.

Хартане – самостоятельная женщина. Можно предположить, что девочка рано начала ходить.

Еля – надежда. Нередко так называют поздних девочек.

Хадри и Хадко – ребята, родившиеся в пургу и буран.

Нюдяне – самая младшая…

Словарь ненецких личных имен составила Галина Вануйто. Почти тысяча традиционных имён вошли в список. Это и личный опыт – исследователь вспомнила всех друзей, знакомых, родственников, опрашивала тундровиков, исследовала старые номера газет, изучала списки похозяйственных книг сельсовета…

Имена на ё – целых девять! Среди них – Ёртя (рыбак). Зато на букву О – всего три: мужское Онэ (этимология неясна), Олёко (маленький, младший) и женское Ольне (маленькая женщина).

А вот что говорят сами обладатели национальных имён.

[Имя] переводится как Радость. Имя соответствует, даже очень! Никогда не думал менять, нравится и очень помогает в делах!

Чукотка: имена остались в фамилиях

Те же самые явления с именами для малышей происходили и на Чукотке. Об этом написал в биографической книге классик чукотской литературы Юрий Рытхэу.

Юноша, который позже станет известнейшим писателем, носил имя Георгий, оно было вписано и в свидетельство о рождении. А Юрием он стал позже, в 1946 году, в бухте Провидения.

Пятнадцатилетний молодой человек собирался поступать в Ленинградский университет. Но оказии всё не было, чтобы добраться до города на Неве. И он решил устроиться на работу. Для этого требовался паспорт.

Гидрограф, который предложил юноше работу, сказал, что устроить это нетрудно. Написал записку начальнику милиции. Будущий писатель исправил год рождения 1931-й на 1930-й на единственном официальном документе, который у него в то время был, – комсомольском билете.

Именам соплеменников писатель посвятил немало исследований. И он отмечал те же тенденции, что и у других северных народов. Имя коренного северянина могло значить всё: явление природы, мира духов, богов и демонов, погоду, стороны света, предметы одушевлённые и неодушевлённые, зверей, пресмыкающихся, птиц, просто вещи…

Вспоминает и забавные случаи, связанные с имянаречением:

Самая длинная фамилия.jpg

Самый северный район Дальнего Востока – Чукотский автономный округ. На его территории живет несколько коренных народов, пришедших туда тысячелетия назад. Больше всего на Чукотке самих чукчей – около 15 тысяч. С давних пор они кочевали по всему полуострову, пасли оленей, охотились на китов и жили в ярангах.
Сейчас многие оленеводы и охотники превратились в работников ЖКХ, а яранги и байдарки сменили на обычные дома с отоплением.


Предки чукчей появились в тундре еще до нашей эры. Предположительно, они пришли с территории Камчатки и нынешней Магаданской области, затем двинулись через Чукотский полуостров в сторону Берингова пролива и остановились там.

Столкнувшись с эскимосами, чукчи переняли их морзверобойный промысел, впоследствии вытеснив их с Чукотского полуострова. Оленеводству на рубеже тысячелетий чукчи научились у кочевников тунгусской группы – эвенов и юкагиров.


Владимир Пуя



Жизнь оленеводов

География проживания чукчей сначала зависела от передвижения диких оленей. Люди зимовали на юге Чукотки, а летом уходили от жары и гнуса на север, до берегов Ледовитого океана. Народ оленеводов жил родовой системой. Они селились по озерам и рекам. Чукчи обитали в ярангах. Зимняя яранга, которую шили из оленьих шкур, натягивалась на каркас из дерева. Снег из-под нее вычищался до земли. Пол укрывался ветками, на которые настилали шкуры в два слоя. В углу устанавливалась железная печка с трубой. Спали в ярангах в кукулях из шкур животных.




В Конергино живет около 330 человек. Из них около 70 детей: большинство учатся в школе. В ЖКХ работает полсотни местных жителей, а в школе – вместе с детским садом – заняты 20 воспитательниц, учителей, нянь и уборщиц. Молодежь в Конергино не задерживается: школьные выпускники разъезжаются на учебу и работу в другие места. Депрессивное состояние села иллюстрирует ситуация с традиционными промыслами, которыми славились конергинцы.






Дома в Лорино – покосившиеся деревянные строения с облезлыми стенами и выцветшей краской. В центре села стоят несколько коттеджей, построенных турецкими рабочими, – теплоизолированные здания с холодной водой, что в Лорино считается привилегией (если по обычным трубам пустить холодную воду, то зимой она замерзнет). Горячая вода во всем поселении есть, потому что местная котельная работает круглый год. А вот больницы и поликлиники здесь нет – уже несколько лет людей отправляют за медпомощью санитарной авиацией или на вездеходах.





В летний сезон чукчи охотились на китов и моржей, в зимний – на тюленей. Охотились с помощью гарпунов, ножей и копий. Китов и моржей добывали все вместе, а тюленей – поодиночке. Чукчи ловили рыбу сетями из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, сачками и удилами. Зимой – в проруби, летом – с берега или с байдарок. Кроме того, до начала XIX века с помощью лука, копий и ловушек охотились на медведей и волков, баранов и лосей, росомах, лисиц и песцов. Водоплавающую дичь убивали метательным орудием (болой) и дротиками с метательной дощечкой. Со второй половины XIX века начали использовать ружья, а затем – огнестрельное китобойное оружие.






Одежда и пища

Чукчи мужчины носили кухлянки из двойной оленьей шкуры и такие же брюки. Торбазу из камуса с подошвами из нерпичьей кожи они натягивали на чижи – чулки из собачьей шкуры. Шапку из двойного пыжика окаймляли спереди длинношерстным мехом росомахи, не смерзающимся от дыхания человека ни при каком морозе, а меховые рукавицы носили на сыромятных ремешках, которые втягивались в рукава. Пастух был словно в скафандре. Одежда на женщинах облегала тело, ниже колен она завязывалась, образуя что-то вроде штанов. Надевали её через голову. Поверх женщины носили широкую меховую рубаху с капюшоном, которую надевали её по особым случаям вроде праздников или перекочевок.


Пастуху всегда приходилось беречь поголовье оленей, поэтому животноводы и семьи питались летом как вегетарианцы, а если и ели оленя, то полностью, вплоть до рогов и копыт. Мясо предпочитали вареное, но часто ели и сырое: у пастухов в табуне попросту не было времени на готовку. Оседлые же чукчи питались мясом моржей, которых раньше убивали в огромных количествах.



Как живут в Сирениках?



Купол





Другой ключевой вопрос – здравоохранение. На Чукотке, как и в других северных регионах, говорит представитель Ассоциации малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (АМКНСС и ДВ РФ) Нина Вейсалова, очень распространены болезни органов дыхания. Но, по имеющейся информации, в национальных поселках закрываются тубдиспансеры. Много онкобольных. Существующая ранее система здравоохранения обеспечивала выявление, наблюдение и лечение больных лиц из числа малочисленных народов, что было закреплено законодательно. К сожалению, сегодня такая схема не работает. На вопрос о закрытии тубдиспансеров власти не отвечают, а лишь сообщают, что в каждом районе и населенной пункте Чукотки сохранены больницы, врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты.






Язык и религия


Чукотская семья перед своим домом

© CC0 / Public Domain, Louis Choris | Перейти в фотобанк Стандарт, Болгария

Кто не знает анекдотов про чукчей? Однако немногие знают историю этого северного народа, величайшим позором для представителей которого было умереть естественной смертью, пишет автор. 30 лет они боролись за свою свободу против царской России. И вплоть до ХХ века так и не понимали, что были гражданами Российском империи.

Менталитет чукотских племен формировался в, вероятно, самых сложных условиях жизни: адский холод и нехватка пищи. Поэтому чукчи — рукастые, выносливые, решительные и крайне жестокие люди. Они действительно считали, что умереть естественной смертью — это позор. Для них приемлема была только смерть в бою. Если такой возможности нет, альтернативой было самоубийство.

Первые контакты чукчей с русскими промышленниками и моряками относятся к середине XVII века. В 1648 году во время своей масштабной экспедиции казаки во главе с атаманом Семеном Дежневым столкнулись с чукчами. После серии кораблекрушений они миновали самую восточную точку Евразии — Большой Каменный Нос, как впоследствии назвал ее Дежнев. Они начали торговать с людьми чукотского лидера Ермачина. Но все это, естественно, кончилось военным конфликтом — казаки понесли огромные потери и были вынуждены отступить. Чтобы отомстить местным жителям, в следующем году двинулись две военные экспедиции, но чукотские пустоши сыграли свою роль: кочевников в тундре просто не найти. Казаки, в отличие от постоянно перемещающихся чукчей, — оседлый народ.

В ХVIII веке российское правительство — теперь императорское, а не царское — обратило больше внимания на то, что происходит на дальневосточных землях. Существование мятежного народа на восточных границах Российской империи было для Петербурга крайне неприемлемо: нельзя было оставлять врагов позади себя, пытаясь добраться до Тихого океана. В 1727 году власти Петербурга объявили о завоевательном походе на Дальний Восток. Спустя два года сенат направил на Чукотку большой военный отряд. Цель экспедиции была понятна: непокорных чукчей нужно было покорить и заставить платить ясак.

Жительница поселка Гыда

Против малонаселенного Севера в Анадырском остроге сосредоточилась немалая военная сила — 400 вооруженных солдат. Гарнизон был верен якутскому казаку Василию Шестакову. Войсками командовал тобольский драгунский майор Дмитрий Павлуцкий. По дороге они поссорились — Павлуцкий отказался подчиняться казаку Шестакову, и Шестаков отделился с отрядом из двух дюжин казаков и отправился защищать союзные племена от набегов чукчей. В крупной битве с чукчами на реке Егаче (ныне река Шестакова) он был убит. Власть России над Севером в то время во многом основывалась на силе казачьего оружия, и смерть великого русского военачальника могла поколебать эту власть. Поэтому Павлуцкий отреагировал так же, как испанские конкистадоры в Центральной Америке: он начал беспощадную военную операцию. Несколько сотен казаков и выходцев из северного племени юкагиров за десять месяцев преодолели более двух тысяч километров, уничтожив почти десятую часть тогдашних чукчей — 1 тысячу 500 человек.

Чукчи нападали на племена и воровали животных и продукты, предназначенные для ясака. В 1755 году российские власти поняли, что бессмысленно требовать повиновения от людей, которые даже не понимали, что это такое, но бои продолжились. Лишь в 1763 году командиру Анадырского острога Фридриху Плениснеру удалось убедить Петербург в тщетности войны. Помогли ему в этом цифры: годовое содержание крепости составляло почти 1,4 миллиона рублей, а доход был не более 30 тысяч рублей. С открытием морского пути на Дальний Восток и консолидацией русских на Камчатке необходимость жесткого контроля над Чукоткой постепенно отпала. Винтовки убраны, казаки отозваны. Пришло время для переговоров. Овладеть экономически оказалось намного проще, чем с помощью оружия.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Чукчи. В представлении большинства из нас, знающих о них лишь из анекдотов, - это не особо умные люди, живущие где-то на Севере. Но что на самом деле это за народ? Как и где они живут? Каков их быт? Что они едят? Чем занимаются? Каковы их традиции и праздники? Узнаем об этом подробнее, что, возможно, поможет изменить наше отношение к этому немногочисленному народу.

Но есть и другие чукчи - они оседло живут на побережье и занимаются рыболовством и охотой на морских животных.

На сегодняшний день чукчи насчитывают чуть более 15 тысяч человек, большинство из которых живет на Чукотке (Россия). Первые чукчи появились здесь в третьем тысячелетии до нашей эры.

Согласно мифологии, чукчи - избранная богами раса, а остальные северные народности (эвенки, коряки и другие) нужны лишь для помощи чукчам.

Яранга

Яранга

Костюм чукчи

Зимняя национальная одежда чукчей

Зимняя национальная одежда чукчей

Одежду чукчи шьют из шкур пыжиков - молодых северных оленей. Причем зимняя одежда двухслойная: внутренний слой - мехом к телу, внешний - мехом наружу.

Мужская одежда состоит из двойных рубашки и штанов, чулок, сапог и шапки-капора.

Женская зимняя одежда также двухслойная. В отличие от мужчин представительницы слабого пола носят своеобразный меховой комбинезон с широкими рукавами и разрезом на груди.

Летняя одежда чукчей

Летняя одежда чукчей

Летом чукчи одевают свободные одежды из оленьей замши или ткани, украшенные национальной вышивкой.

Национальная женская прическа - косы, украшенные пуговицами и бусами.

Что едят чукчи

Чукчи

Едят чукчи мясо оленей, китов и тюленей (как свежезамороженное, так и вареное), ливер, кровь, моллюсков, кору ивы, ягоды и щавель.

Есть у чукчей национальное блюдо, которое вряд ли кто захочет попробовать - это моняло. Оленя, которого собираются заколоть, кормят мхом и выжидают определенное время, чтобы он начал перевариваться в желудке. Затем животное убивают и достают содержимое желудка - это и есть моняло. Из него готовят первые блюда (горячий суп с кровью, жиром и кусочками мяса), едят в свежем виде и делают консервы. Как говорится, приятного аппетита!

Пьют они, как правило, отвары из трав.

Чукчи любят выпить, но им категорически нельзя употреблять алкоголь, так как в их организмах не перерабатывается этиловый спирт. Но, как водится, к предостережениям прислушиваются немногие, в итоге - высокая смертность. Согласно статистике, из-за пьянства численность малых народов Севера значительно сократилась, а некоторые исчезли вовсе.

Свадебные традиции

Счастливая пара

Нередко чукчи крали женщину из другой семьи, например, невесту для своего сына. Тогда родственники этой девушки могли требовать отдать им какую-нибудь женщину из той семьи. Зачем? Вовсе не для любовных утех, просто потеря одной пары рабочих рук могла нанести серьезный урон для быта, поэтому и брали взамен украденной другую женщину. А уж если она могла составить пару кому-то неженатому - это было настоящим подарком!

Семья чукчей

У чукчей практически все семьи многодетные. Поэтому нередко делалось так: если какая-то семья отдавала свою дочь замуж в соседнее поселение, то требовала оттуда невесту для своего сына.

Среди чукчей, как и среди всех людей, всегда были и богатые, и бедные. Чукча-бедняк, если не хотел жениться на такой же нищей девушке, как и он сам, шел работать в богатую семью. Спустя время (как правило, несколько лет) он либо получал разрешение жениться на дочери своего хозяина, либо усыновлялся этим хозяином.

Беременность и роды

Во время родов чукотским женщинам ни в коем случае нельзя было помогать. Чукчи верили, что все в руках Всевышнего божества - он знает все души умерших и решает, какую из них послать в лоно женщины для воскресения.

Роженица не должна кричать, чтобы не привлечь злых духов. Когда ребенок появлялся на свет, новоявленная мать сама должна была проделать все остальные манипуляции. Например, она перевязывала пуповину нитью, сплетенной из сухожилия животного и своих волос, а потом отрезала ее.

Читайте также: