Есть ли коррупция в финляндии

Обновлено: 25.06.2024

Общепризнанно, что коррупция является одной из наиболее серьезных угроз не только для экономики и социального развития отдельных стран, но и для национальной и международной безопасности в целом. Как пишет известный финский специалист в этой области профессор Сеппо Тиихонен, сегодня, как никогда раньше, ясно, что безопасность и благосостояние народа зависит от хорошего правления, то есть способности политической власти управлять делами нации. Коррупция — это болезнь государственной власти и показатель плохого управления. Она подрывает принцип верховенства закона и ослабляет институциональные основы политической стабильности, социальное единство и затрудняет экономическое развитие [1].

Борьба с коррупцией ведется (хотя и, к сожалению, нередко просто декларируется) большинством государств мира. В последние годы в исследование причин коррупции и разработку методов ее предотвращения и преодоления включились многие международные и национальные правительственные и неправительственные организации, видные ученые. Причем, в отличие от недавнего прошлого, все больше внимания уделяется развитым промышленным странам.

Однако в эффективном преодолении коррупции лишь немногим из государств удается добиться ощутимых результатов на практике. Среди них — страны Северной Европы, прежде всего Финляндия.

Сейчас в Финляндии ежегодно рассматриваются три-четыре дела по обвинению во взяточничестве и столько же — взяткодательстве. Наибольший пик дел о взятках пришелся на первое послевоенное десятилетие и на 1980-е гг., когда страна вступила в полосу экономического кризиса. В 1945-1954 гг. были осуждены за получение взяток 549 лиц, в 1980-1989 гг. таких приговоров было вынесено 81, а в 1990-х гг. всего 38.

Интересно, что думают финны о коррумпированности различных государственных институтов. Барометр мировой коррупции за 2002 г. (опросы проведены в 44 странах) показывает, что на 1-е место они поставили бы политические партии (38%), суды (27,7%), лицензирование бизнеса (9,5%), медицинское обслуживание (6,2%), полицию (4,4%). Любопытно, что во многом эти приоритеты совпадают и с мнением опрошенных в России.

В Финляндии фактически никогда не создавалось специального закона о коррупции или специальных органов для контроля за ней. Коррупция рассматривается как часть уголовной преступности и регулируется на всех уровнях законодательства, норм и других систем контроля. Так, коррупция всегда подпадала под действие Конституции, Уголовного кодекса, законодательства о гражданской службе, административных инструкций и других подзаконных актов. Особую роль играют этические нормы.

От обвинений в коррупции и наказаний в Финляндии не спасают ни высокое положение, ни депутатские мандаты, ни общественная популярность. Вот несколько примеров.

В 1993 г., впервые за послевоенные десятилетия, был созван специальный Государственный суд для рассмотрения дела бывшего министра торговли и промышленности, депутата парламента от Партии центра Кауко Юхантало. Он обвинялся в том, что в бытность министром содействовал выдаче государственных гарантий для находящегося на грани банкротства одного из финских банков — взамен на получение, с помощью этого банка, кредитов для собственного бизнеса. В соответствии с решением Государственного суда Юхантало был лишен депутатского мандата. Правда, позднее он, будучи в своем округе весьма популярным политиком, был вновь избран в парламент.

В том же году в прессу просочились сведения, что бывший министр промышленности и торговли и депутат парламента, председатель Социал-демократической партии Ульф Сундквист также способствовал выдаче кредита под правительственные гарантии банку, в котором он имел собственный интерес и который находился на грани банкротства. Сундквист, обвиненный в преступлении (а он, кстати, считался одним из наиболее вероятных претендентов на пост президента Финляндии), подал заявление об отставке с поста председателя СДПФ. Позднее окружной суд Хельсинки приговорил его к выплате денежной компенсации за причиненный ущерб.

За последние 10 лет были уволены или сами ушли в отставку по юридическим или этическим мотивациям шесть членов правительства и 23 высших правительственных чиновников.

В борьбе с коррупцией Финляндия активно использует международно-правовые инструменты, сотрудничает с основными организациями и странами в этой области, приводит свое законодательство и практику в соответствие с международными нормами и стандартами. Она подписала и ратифицировала основные документы, в том числе Конвенцию ЕС о борьбе с коррупцией 1997 г., Конвенцию ОЭСР 1998 г. по борьбе со взятками, конвенции Совета Европы 1999 г. по уголовному и гражданскому праву, касающиеся коррупции, Конвенцию ООН против коррупции, принятую в Мехико в декабре 2003 г.

Определенные сложности возникли с ратификаций антикоррупционных документов Совета Европы, действие которых распространяется не только на всех государственных служащих и судей, но и на членов парламента и ряде случаев требует внесения изменений в национальное законодательство. При обсуждении этого вопроса возникли разногласия. В комиссии финского парламента по конституционным делам высказывалось мнение, что при ратификации следует сделать оговорку о том, что конвенция по уголовному праву не распространяется на парламентариев, однако не все депутаты согласились с этим. Процесс затянулся на несколько лет, и только в конце 2002 г. Финляндия ратифицировала конвенцию.

Примечания:

[1] Tiihonen Seppo. Central Government Corruption in Historical Perspective. The History of Corruption in Central Covemment. IOS Press. 2003. Amsterdam. P. 1.

[2] The History of Corruption in Central Government. IOS Press, Amsterdam, 2002.

[3] Издание монографии в России несомненно привлекло бы внимание как экспертов, так и политиков.

Из книги “Северная Европа. Регион нового развития”, 2008. Под редакцией Ю.С.Дерябина и Н.М.Антюшиной.


В настоящей статье рассмотрена проблема высокого уровня коррумпированности в Российской Федерации, выявлены основные причины неэффективности проводимой антикоррупционной политики, проанализирована антикоррупционная политика Финляндии.

Ключевые слова: коррупция, индекс восприятия коррупции, антикоррупционная политика, взяточничество.

За первые восемь месяцев 2019 г. органами правоохранительной системы было выявлено 18,4 тыс. преступлений коррупционной направленности, из которых 5,5 тыс. были совершены в крупном или особо крупных размерах. В результате данных преступлений был нанесен ущерб в размере 102 млрд. рублей. [4]

Высокий уровень коррупции в России препятствует эффективному функционированию механизма уголовно-правового регулирования, поэтому вопрос изучения мер по ее противодействию в зарубежных странах представляет особый интерес.

Международная неправительственная организация Transparency International провела исследование Индекса восприятия коррупции за 2019 г. Согласно опубликованным данным, в числе наименее коррумпированных стран находятся Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Сингапур, Швеция и Швейцария. Россия, набравшая 28 баллов по шкале, где 0 — самый высокий уровень коррупции, а 100 — самый низкий уровень коррупции, заняла 137 место из 180 и разделила его с Доминиканой, Кенией, Ливаном, Либерией, Мавританией и рядом других стран. [5]

В числе основных причин столь высокого уровня коррумпированности стоит выделить отсутствие политической воли к реальным изменениям, сопровождающееся лишь точечными мерами в области противодействия коррупции и поправками в законодательстве.

Поскольку коррупция во многом способствует расширению теневой экономики, которая по итогу 2019 г. составила 20 % ВВП, и подрывает эффективность функционирования экономики необходимо пересмотреть проводимую антикоррупционную политику и обратиться к опыту стран, в которых уровень коррумпированности значительно ниже российского.

За примером такой страны далеко ходить не нужно. Республика Беларусь, входящая в состав СНГ и являющаяся географическим соседом России, занимает 67 место в рейтинге коррумпированности и имеет 45 баллов, что в 1,6 раз больше результата России.

Акцентируя внимание на таких мелочах, мы стремимся показать стремление некоторых государств комплексно бороться с проблемой коррупции, обеспечивая защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также государственной и частной собственности.

Однако несмотря на довольно высокую позицию Беларуси в общем рейтинге, о заимствовании её опыта и его привнесении в российскую практику речь пока не идет, поскольку данная страна еще сама находится в активной стадии совершенствования антикоррупционной политики. Чего нельзя сказать о Финляндии — стране с наименьшим уровнем коррумпированности.

Финская система построена так, что если чиновник обвинен во взяточничестве, то ему не удастся избежать наказания: не поможет ни общественная популярность, ни высокое положение, ни связи.

К примеру, в 1993 г. выяснилось, что председателя Социал-демократической партии Ульф Сундквист, считавшийся одним из наиболее вероятных кандидатов на пост президента Финляндии, поспособствовал выдаче кредита под правительственные гарантии банку, успех функционирования которого представлял особый интерес для Сундквиста. В последствии он выплатил денежную компенсацию за причинённый ущерб и добровольно покинул пост председателя СДПФ. [1]

В октябре 2012 г. чиновница Министерства Обороны Евгения Васильева была обвинена в проведении коррупционных схем, которые нанесли ущерб государству в размере 650 миллионов рублей. В мае того же года женщину на 5 лет посадили в тюрьму, однако уже в августе, спустя 4 месяца, выпустили по УДО за хорошее поведение.

Основным принципом государственной службы в Финляндии является прозрачность, публичность и открытость. Все протоколы и записи обсуждений, проводимых государственной администрацией, доступны для ознакомления любым желающим гражданином. Совсем иная практика наблюдается среди многих стран Евросоюза. [1]

Еще одним фактором, сдерживающим коррупцию в Финляндии, является материальная и социальная обеспеченность сотрудников. Средний уровень зарплаты руководителя в государственном секторе превышает 7300 евро по месяц (508 062 рубля по курсу ЦБ на 01.02.2020).

Несмотря на минимальный уровень коррупции в стране, Финляндия продолжает активно использовать международно-правовые инструменты и подстраивает свое законодательство под рамки международных стандартов. Она подписала и ратифицировала такие документы, как Конвенция ЕС о борьбе с коррупцией, Конвенцию ОЭСР о борьбе со взятками, конвенции Совета Европы по уголовному и гражданскому праву, касающиеся коррупции, Конвенцию ООН против коррупции. [1]

Россия тоже подписала конвенцию по уголовному праву, касающемуся коррупции (при этом воздержавшись от конвенции по гражданскому праву в этой же области), однако до сих пор не ратифицировала ее.

Подводя итог, отметим, что как таковой не существует уникальной финской модели по борьбе с коррупцией. Главное состоит в создании модели социально-экономического развития страны и формировании таких условий, которые не будут создавать благоприятную почву для взяток и минимизируют уровень коррупции в стране.

Основные термины (генерируются автоматически): Финляндия, россия, коррупция, антикоррупционная политика, Беларусь, высокий уровень коррумпированности, Индекс восприятия коррупции, особый интерес, проводимая антикоррупционная политика, уровень коррупции.

Читайте также: