Есть ли должность бухгалтер экономист

Обновлено: 25.06.2024

Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.

Родилась я в маленьком приволжском городке с населением около 100 тысяч человек, где грусть, тоска и безнадега. Учиться решила поехать в Киров, выбрала самый дешевый вуз с гарантированным местом в общежитии. Обучение стоило 33 000 Р в год на первом курсе, на последнем — около 40 000 Р . За него пополам платили родители и бабушка с дедушкой.

В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.

В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой. Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время. В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.

На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц. Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц. На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.

После получения диплома пришлось вернуться домой к родителям. Не осталась в Кирове сразу, потому что не нашла человека, с которым на двоих можно было бы снимать жилье. Аренда квартиры стоила 7000 Р в месяц, таких денег у меня не было.

Суть профессии

В городе детства меня пригласили работать на машиностроительное предприятие, по которому я писала все свои курсачи и диплом. Мой первый оклад в 2014 году был 10 250 Р . Примерно столько же получали уборщицы. Но уровень ответственности у меня как у бухгалтера был совершенно другой.

Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги. И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить. В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.

Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.

Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи. Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять. И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.

Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.

Еще в течение дня я выдавала деньги сотрудникам под отчет. Деньги были у меня в сейфе на моем рабочем месте, а касса находилась фактически за пределами предприятия. И иногда приходилось бегать с одного рабочего места на другое, если была острая необходимость.

Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее. Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы. Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.

Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.

На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.

Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.

Место работы

Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.

Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.

Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.

Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.

Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.

Мы оказываем услуги ведения бухучета нескольким фирмам. Изначально я устроилась просто бухгалтером на 25 000 Р . Сотрудники на этой должности проводят документы в программе. Над ними — старшие бухгалтеры. Они отвечают за определенный участок бухгалтерского учета по какой-то одной фирме. Дальше идут ведущие бухгалтеры — они занимаются закрытием счетов по нескольким компаниям. Еще выше — руководитель направления по области учета.

С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.

Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.

Первое время после увольнения старших коллег у нас вообще не было ведущего бухгалтера. Сложные вопросы приходилось регулировать мне, потому что из опытных сотрудников в отделе осталась я одна. И я дополнительно стала контролировать какие-то процессы, пока все вникали в работу. Так что повышение до старшего бухгалтера в моей функциональности практически ничего не изменило, но зарплату повысили до 35 000 Р . Из них 30 000 Р — оклад, 5000 Р — премия. Средняя зарплата по рынку — 30 000 Р .

У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.

Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.

Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно. Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка. Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.

Из этого вытекает и другой недостаток — текучка кадров. Многие увольняются, не проработав и года. Думаю, что в основном это именно из-за переработок, а не потому, что работа им надоела.

Какие организации обязаны применять профстандарт

Применению профессиональных стандартов посвящена статья 195.3 Трудового кодекса РФ. В ней говорится, что если закон или другой нормативный правовой акт устанавливает какие-либо требования к квалификации работника, то работодатель обязан использовать профстандарт в части данных требований.

Если не применять профстандарт в ситуации, когда этого требует закон или иные нормативные правовые акты (НПА), нарушители (организация и ее руководитель) могут быть привлечены к ответственности на основании статьи 5.27 КоАП РФ. Для организации штраф составляет от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, а при повторном нарушении — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей. Санкции для руководителя такие: штраф от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, а при повторном нарушении — штраф от 10 тыс. до 20 тыс. рублей или дисквалификация на срок от года до трех лет.

Что грозит бухгалтеру, который не соответствует профстандарту

Можно ли нанять главбуха, который не отвечает стандарту

Если работодатель применяет профстандарт добровольно, то он может (но не обязан) отказать в приеме на работу кандидату, не прошедшему независимую оценку квалификации. Обратите внимание: работодателям не возбраняется устанавливать для кандидатов требования, которые являются более высокими по сравнению с требованиями профессионального стандарта.

Должности и трудовые функции

Расширен и список обобщенных трудовых функций. В него добавлено составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения; составление и представление консолидированной отчетности; оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Кроме того, для всех обобщенных трудовых функций названы необходимые навыки и знания. В частности, бухгалтеры (в том числе I и II категории) должны уметь составлять первичные документы в электронном виде, пользоваться справочно-правовыми системам, знать законодательство РФ об архивном деле и проч.

Необходимый опыт и образование

Новый профстандарт устанавливает требования к образованию и опыту работы бухгалтеров, которые занимают те или иные должности. Примечательно, что одна и та же должность может предполагать разные уровень образования и опыт работы в зависимости от того, какая обобщенная трудовая функция выполняется. В качестве примера приведем главбуха. Если он составляет отчетность организации, не имеющей обособленных подразделений, то он может иметь среднее профессиональное образование, а опыт руководящей работы при этом не обязателен. Если же главбух составляет отчетность компании с обособленными подразделениями, то он должен иметь высшее образование и опыт работы руководителем (см. таблицу ниже; по клику откроется картинка большего размера).


Важная деталь: для всех без исключения должностей и трудовых функций введено следующее правило. Если у работника есть образование необходимого уровня, но оно не является профильным (то есть не является бухгалтерским), то плюс к нему нужно пройти программу профпереподготовки. При этом для главбухов, начальников отделов бухучета и начальников отделов консолидированной отчетности таким допобразованием являются программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Трудовые функции, образование и опыт работы для различных бухгалтерских должностей

Обобщенная трудовая функция

Ведение бухгалтерского учета (уровень квалификации 5)

Среднее профессиональное — программы подготовки специалистов среднего звена.

Для должностей с категорией нужен опыт работы в должности с более низкой (предшествующей) категорией не менее одного года. Так, для бухгалтера II категории нужен опыт работы бухгалтером I категории не менее одного года.

Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта (уровень квалификации 6)

Высшее — бакалавриат, либо среднее профессиональное — программы подготовки специалистов среднего звена.

При наличии высшего образования необходим опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 5 лет.

При наличии среднего профобразования — не менее 7 лет бухгалтерско-финансовой работы.

Составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения (уровень квалификации 7)

Высшее — магистратура или специалитет.

Не менее 5 лет бухгалтерско-финансовой работы на руководящих должностях.

Составление и представление консолидированной отчетности (уровень квалификации 8)

Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях.

При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.

Составление и представление консолидированной отчетности (уровень квалификации 8)

Высшее — магистратура или специалитет.

Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях.

При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.

Оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухучета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (уровень квалификации 8)

Высшее — магистратура или специалитет.

Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях.

При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.

Должностные обязанности бухгалтера-экономиста


Данная должностная инструкция представлена как образец для разработки аналогичного документа для бухгалтера-экономиста на предприятии любой отрасли.

Документ содержит необходимые сведения о том, что должен знать бухгалтер, выполняющий обязанности экономиста, его функции, права и ответственность, возникающую при ненадлежащем исполнении им работы.

Должностная инструкция должна быть составлена только таким образом, чтобы все предложения и фразы читались четко — вопросов и недопонимания, касающихся их сути, оставаться не должно.

Должностная инструкция

1. Общие положения

1.1. Порядок приема и увольнения, принадлежность к категории персонала.
Бухгалтер-экономист — персонал из категории специалистов, принимаемый и увольняемый только по приказу руководителя предприятия. Предложить кандидатуру для приема в организацию может как специалист отдела кадров, так и руководитель бухгалтерской службы.

1.2. Порядок подчинения
Бухгалтер с экономическим уклоном (экономист бухгалтерской группы) находится в непосредственном подчинении у главного бухгалтера, если на предприятии не предусмотрена какая-либо иная система организации труда (не созданы секторы и прочие подструктуры).

1.3. Нормативная база
Производственная деятельность бухгалтера-экономиста основывается на знании и исполнении:

  • специальных нормативных документов, регламентирующих финансовую, производственно-хозяйственную или экономическую деятельность организации;
  • положений налогового законодательства;
  • методических материалов, рекомендаций, пособий, касающихся оперативного учета и статистического анализа;
  • внутренних документов организации, в том числе Устава и документов, направленных на ознакомление работников с производственными планами компании;
  • правил внутреннего трудового распорядка;
  • приказов и распоряжений руководителя своего предприятия или вышестоящих головных организаций, а также своего непосредственного руководства;
  • положений своей должностной инструкции.

1.4. Требования к компетенции
Работник, выполняющий обязанности бухгалтера-экономиста, должен знать и уметь грамотно и безукоризненно использовать в работе:

  • требования нормативных документов, которые обязывают предприятие выстраивать экономическую деятельность законным порядком;
  • все виды типовых форм необходимой в работе документации;
  • правила разработки финансовых планов;
  • методы регулирования сложных финансовых ситуаций;
  • правила организации действующего на предприятии документооборота;
  • правила отражения в специализированных программах результатов своей работы;
  • методы выполнения всех видов экономического анализа, обязанности которого возложены на бухгалтера-экономиста;
  • основы организации труда;
  • общие правила работы на предприятии: охраны труда, работы с ПЭВМ, внутреннего распорядка и другие (на усмотрение руководства).

1.5. Замещение
В этом пункте указываются порядок замещения и должности соответствующих работников (их должностная инструкция должна содержать аналогичный пункт!), которые исполняют обязанности бухгалтера-экономиста во время его отсутствия. Чаще всего замещающий — это главный бухгалтер или ведущий экономист.
[goo_mid]

2. Функции

В этом пункте должностная инструкция должна содержать разделе все функциональные обязанности бухгалтера-экономиста.

В качестве примера бухгалтер-экономист должен:

  • успешно содействовать реализации экономических планов организации;
  • оперативно сообщать руководству о возникающих по роду своей деятельности проблемных моментах;
  • предлагать собственные новаторские идеи и пути для их внедрения, если это поможет улучшить ФЭД.

3. Обязанности

Этот раздел — практически самый важный. Без него или при его неграмотном составлении должностная инструкция потеряет свой главный смысл — регулирование рабочих отношении руководства и бухгалтера-экономиста.

Примерный перечень обязанностей, который должен выполнять бухгалтер-экономист:
3.1. Разработка финансовой и экономической составляющих политики компании.
3.2. Анализ текущей деятельности предприятия в рамках своей компетенции.
3.3. Разработка всех видов мероприятий, краткосрочных и долгосрочных, направленных как на повышение конкурентоспособности предприятия на рынке предоставляемых услуг, так и на улучшение ее финансовой и хозяйственной деятельности.
3.4. Участие в разработке комплексных мероприятий, целью внедрения которых будет являться улучшение деятельности предприятия в целом.
3.5. Обеспечение правильности и своевременности введения информации по роду своей деятельности в специализированные автоматизированные системы учета.
3.6. Качественное решение текущих вопросов и выполнение насущных задач, обязанности по контролю которых возложены на такого специалиста, как бухгалтер-экономист.
3.7. Предоставление документации по роду своей деятельности как внутри организации по запросу пользователей, так и по требованию сторонних уполномоченных лиц.

4. Взаимоотношения внутри предприятия

5. Ответственность

  • Дисциплинарная — в случае, если бухгалтер-экономист нарушает правила трудового распорядка.
  • Материальная — в случае, если по вине экономиста организации причиняется материальный ущерб, выражающийся в наложении штрафных санкций со стороны государственных надзорных структур.
  • Административная — в случае если бухгалтер-экономист умышленно или неумышленно нарушил срок предоставления отчетной документации по своей деятельности в налоговый орган.
  • Уголовная — при совершении данным работником преступных (попадающих под санкции УК РФ) действий, связанных с уклонением от уплаты налогов, совершенных как самостоятельно, так и под воздействием руководства (очень редко встречающийся вид наказания для рядовых сотрудников).

После составления должностная инструкция согласовывается у непосредственного руководителя экономиста бухгалтерской группы. Утверждает инструкцию только руководитель организации. Оригиналов документа должно быть два: одна должностная инструкция передается под роспись работнику, назначенному на соответствующую должность, вторая должностная инструкция остается в отделе кадров организации.

Кем может работать бухгалтер

Из-за этого даже сотрудники с многолетним стажем работы задумываются, кем может работать бухгалтер после смены специальности. Кроме очевидных вакансий (операционист в банке, налоговый инспектор, аудитор) существуют и другие направления трудоустройства, подходящие бывшему бухгалтеру.

Выбираем новую сферу деятельности: требования, знания, обязанности

  1. Образование. Бухгалтером может работать специалист и со средне-специальным, и с высшим образованием. Для профессионала с дипломом вуза открыты интересные и перспективные направления: финансовая аналитика, аудит, экономика предприятия.

Не стоит упускать возможность повысить квалификацию на курсах, семинарах, конференциях. Дополнительное образование не только повышает профессиональный уровень, но будет полезно и для будущего резюме.

Отличительными качествами бухгалтера считаются исполнительность, высокая работоспособность, четкость, умение следовать должностным инструкциям. Эти свойства пригодятся и в других сферах деятельности, поэтому в резюме о них обязательно стоит упомянуть.

Кем может работать бухгалтер: ТОП-6 специальностей

Итак, принято решение сменить работу и найти новую вакансию. Чаще всего основной рабочий профиль (финансы, учет, работа с документами) в той или иной форме сохраняется. Иногда сотрудник переходит на новую работу в старой организации, и это наиболее простой и наименее травматичный способ трудоустройства. Итак, какие сферы деятельности близки бывшему бухгалтеру?

Вариант 1. Аудитор

Занимается контролем финансовой деятельности организации. Иначе говоря, аудитор — тот самый проверяющий, который оценивает и работу предприятия, и труд самого бухгалтера.

Требования, которым должен отвечать соискатель аудиторской должности:

Аттестация проходит в два этапа: письменная проверочная работа и устный экзамен. После завершения испытаний аудитору выдается свидетельство с подтверждением квалификации, и только после этого можно приступать к работе.

Заработная плата квалифицированного специалиста — около 50 — 70 тысяч рублей в месяц.

Вариант 2. Экономист кредитного отдела в банке

Такой сотрудник не работает с заемщиками напрямую, а проводит предварительный анализ платежеспособности клиента (для частных лиц) или проверяет баланс и оборотно-сальдовую документацию (для предприятий) .

Такая работа для бухгалтера знакома и, как правило, не вызывает затруднений. По заключению экономиста кредитного отдела банк выносит заключение о том, насколько целесообразно выдавать кредит клиенту и какую сумму можно выделить по договору займа.

Многие считают, что это довольно скучная и монотонная работа, которая не слишком отличается от обязанностей бухгалтера. Но в банке есть возможность сделать карьеру (например, стать руководителем кредитного отдела) и получить более высокую зарплату. Кроме того, банковские работники пользуются разнообразными бонусными и корпоративными программами, которые увеличивают денежное содержание на 15-20%.

Кредитные организации с удовольствием набирают бывших бухгалтеров на рядовые должности (кредитный специалист, операционист, менеджер по работе с клиентами). Дальнейший карьерный рост зависит только от квалификации и амбициозности соискателя.

Вариант 3. Финансовый менеджер

Незаменимый сотрудник крупной компании, особенно если речь идет о ритейле, страховании, рекламе. Как правило, финансовую политику фирмы определяет специальный отдел, который отвечает за выбор банка-партнера, анализирует рыночную ситуацию, предлагает стратегически важные шаги. Финансовый менеджер отвечает за определенный участок работы, например, выбор выгодных условий банковского обслуживания. Для успешной работы понадобится:

  • высшее профильное образование;
  • умение работать с большими объемами информации;
  • аналитическое мышление;
  • привычка к командному сотрудничеству.

Менеджер по финансам чаще всего востребован крупными игроками рынка — розничными сетями, кредитными организациями. В мелких фирмах бухгалтер одновременно занимается и финансовым планированием.

Вариант 4. Специалист по работе с кадрами

Квалифицированный бухгалтер, как правило, хорошо разбирается в основах трудового законодательства и так или иначе занимается кадровыми вопросами на предприятии. Если речь идет о маленькой организации, то совместительство прямо подразумевается, ну, а в крупной компании постоянно приходится уточнять спорные вопросы для корректного начисления зарплаты и социальных выплат.

Поэтому некоторые бухгалтеры со временем становятся кадровыми менеджерами. Эта должность не предусматривает материальной ответственности и считается более спокойной по сравнению с напряженным финансовым учетом. Многим нравится постоянное общение с людьми: монотонную работу с цифрами иногда хочется сменить на что-то более динамичное и разнообразное.

Заработная плата кадрового специалиста (особенно в небольшом по численности предприятии) существенно ниже, чем у бухгалтера. Поэтому для сохранения материального уровня стоит поискать вакансию в крупной компании.

Вариант 5. Экономист-аналитик

Специальность подойдет человеку со стратегическим мышлением и аналитическими способностями. Нелишним будет творческий подход к делу и умение трудиться в команде.

Считается, что опыт бухгалтерской работы необходим экономисту, работающему на предприятии. Это связано с обязанностями сотрудника:

  • организация учета;
  • анализ бюджета компании (привлечение заемных и использование собственных средств);
  • составление плана развития организации (введение новых позиций в ассортимент, планирование рекламного бюджета, налаживание контактов со смежниками).

Вариант 6. Операционист, специалист по работе с клиентами в банке

Эти вакансии считаются не слишком престижными и денежными, и для бывшего специалиста по финансовому учету это, как правило, понижение в должности. Но в трудный момент работа на рядовых позициях в банке может выручить: опытного специалиста с образованием бухгалтера на такие рабочие места берут охотно.

Операционист или менеджер по работе с клиентами должен обладать следующими качествами:

  • стрессоустойчивость;
  • точность;
  • дисциплинированность;
  • умение работать по регламенту;
  • четкое знание основных нормативных требований и специального банковского софта.

Часто после нескольких месяцев работы специалистам предлагают более интересные вакансии в кредитном или аналитическом отделе.

Востребованные профессии для бухгалтера: осваиваем новое

Если экономистом, кадровиком или аудитором можно стать на базе прежнего экономического образования, то для получения новой специальности в далекой от бухгалтерии сфере придется начать обучение заново. Но затраченные усилия оправдываются многократно: увеличивается заработная плата, да и перспективы карьерного роста впечатляют.

Бухгалтерский опыт и навыки востребованы в сфере интернет-маркетинга, IT-аналитики, SMM-менеджмента. Эти профессии можно освоить удаленно, да и рынок труда постоянно требует новых квалифицированных кадров по этим специальностям.

Вариант 1. Аналитик данных

Профессиональные обязанности аналитика данных сложны и разнообразны:

  • обработка собранных данных и бизнес-анализ информации;
  • синхронизация внешних данных рынка (колебания спроса, изменения специальных коэффициентов) с внутренними показателями компании (бюджет, расходы на сырье и заработную плату);
  • владение профессиональным софтом — инструментами анализа информации.

Аналитик данных одна из наиболее высокооплачиваемых современных специальностей, и многие начинают ее осваивать сразу после института или в последние годы обучения.

Вариант 2. Веб-аналитик

Занимается оптимизацией интернет-бизнеса: приводит на сайт полезный трафик, улучшает пользовательский интерфейс. Для этого понадобятся все те же аналитические инструменты:

  • работа с веб-информацией (количество посетителей, источник трафика, реакция на рекламу);
  • исследования отклика целевой аудитории на изменения в интерфейсе интернет-ресурса;
  • тестирование эффективных маркетинговых методик.

Вся работа ведется в цифровой среде, и для опытного бухгалтера сложности не представляет.

Вариант 3. Интернет-маркетолог

Отвечает за ведение бизнеса в интернет-пространстве. Основные обязанности интернет-маркетолога:

  • планирование рекламной стратегии;
  • исследование состояния рынков и ближайших конкурентов;
  • управление бюджетом;
  • общее руководство проектом;
  • контакты с подрядчиками.

Другими словами, это все та же работа по продвижению бизнеса, но проводится она в сети.

Дефицит кадров на рынке труда огромен (около тысячи вакансий), да и в ближайшие 10-15 лет безработица интернет-маркетологам не грозит.

Опытный бухгалтер хорошо разбирается в маркетинговых стратегиях и сможет легко сориентироваться в тонкостях интернет-бизнеса.

Вариант 4. Product-менеджер

Профессия, которая заинтересует бывших главных бухгалтеров. Они без проблем справятся с основными обязанностями менеджера проекта:

  • подобрать специалистов и организовать работу команды;
  • просчитать бюджет: возможные доходы и расходы на создание продукта;
  • наладить коммуникацию с клиентом и наметить план реализации проекта.

Руководителю проекта пригодятся организационные навыки, стратегическое мышление и интуиция: перспективную идею еще надо рассмотреть среди множества безнадежных стартапов.

Вариант 5. 1С программист

Интересная профессия на стыке двух дисциплин: программирования и бухгалтерского учета. Для того, чтобы стать 1С программистом, необходимо окончить специальные курсы, на которых изучают:

Кроме собственно программирования 1С специалист должен разбираться и в решении бухгалтерских задач. Так, для автоматизации расчета зарплаты необходимо хорошо знать нормативные документы, механизм начисления оклада, надбавок и премий.

Зарплаты профессиональных методистов и администраторов 1С зависят от квалификации и опыта работы. Новичку заплатят 20-30 тысяч рублей в месяц, профи со стажем может рассчитывать на 70-80 тысяч рублей.

Заключение

Читайте также: