Есть ли альтернатива госуслугам

Обновлено: 30.06.2024

Правительство России продолжает работу по расширению списка сервисов, которыми можно воспользоваться в электронной форме при помощи портала Госуслуги, что значительно облегчает и ускоряет решение многих формальных процедур для граждан.

 Фото: iStock

Так, с 1 июля 2022 года в Многофункциональных центрах государственных услуг (МФЦ) можно будет оформить электронные дубликаты бумажных документов. Они будут храниться в личном кабинете на портале Госуслуги и их можно будет использовать при дальнейших обращениях в МФЦ и органы власти.

Фото: gosuslugi.ru

В списке документов: военный билет, свидетельства о регистрации брака, выданные иностранным государством, и их нотариально удостоверенные переводы на русский язык, свидетельство об усыновлении, трудовые книжки, дипломы об образовании и квалификации, выданные, в том числе на территории иностранного государства, и их нотариально удостоверенные переводы на русский язык и многие другие. Всего в постановлении Правительства России 19 типов документов.

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по культуре Александра Шолохова, нововведение позволит избежать дублирования предоставлений такой информации в разные ведомства и решит проблему сохранности документов.

"Граждане возмущаются тем, что важные документы приходят в негодность или теряются, а ламинировать их нельзя", - заявил Шолохов.

Как рассказали "РГ" в Минцифры, гражданину, пришедшему в МФЦ, будет предложено создать электронный дубликат документа на основе представленного оригинала бумажного документа. При получении от гражданина согласия, сотрудник МФЦ проверит бумажный документ и создаст его электронную копию, которая направляется в личный кабинет гражданина на Госуслугах.

В дальнейшем, при подаче заявления через портал Госуслуг пользователь вправе воспользоваться дубликатом, размещенным в его личном кабинете. Это избавит от необходимости личного визита в орган власти. Электронные дубликаты будут храниться в личном кабинете на портале Госуслуг бессрочно в виде электронных документов, подписанных электронной подписью.

Фото: iStock

Указанные нововведения, по оценке Минцифры, позволят значительно увеличить долю обращений граждан в электронном виде, поступающих в органы власти посредством портала Госуслуг без необходимости очного посещения, что исключительно важно во время распространения новой коронавирусной инфекции.

Еще одной новацией портала Госуслуги стала возможность получать ИНН без посещения налоговых органов.

"Теперь любой гражданин сможет не только подать заявление о постановке на учет в налоговом органе, но и получить в электронном виде уведомление о присвоении ИНН", - сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства.

По словам главы правительства, эта услуга будет востребована и иностранными гражданами, желающими приехать на работу в Россию: еще до въезда в страну они смогут договариваться с работодателями и заранее оформлять необходимые документы, в том числе о постановке на учет в налоговых органах.

А еще в планах Правительства организация и проведение публичных слушаний на портале Госуслуги. С этой целью Минцифры разработало правила использования портала для организации и проведения публичных слушаний с участием жителей муниципального образования. Документ опубликован на портале правовых документов 1 ноября. Как следует из документа, проведение публичных слушаний может проходить через Госуслуги в установленном порядке

На публичные слушания должны выноситься такие вопросы, как согласование проекта местного бюджета и отчета о его исполнении, проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Должны проходить публичные слушания по проектам правил землепользования и застройки, планировки территории, проводятся в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Как цифровые госуслуги меняют жизнь каждого из нас?

Записать ребенка в детский сад, оформить прием к врачу, оплатить штраф ГИБДД, проверить задолженность по ЖКХ, подать заявление на загранпаспорт… Сколько времени у вас это займет? Придётся отпроситься с работы на пару дней, чтобы успеть во все учреждения? Разумеется, нет: все эти услуги уже переведены в онлайн-формат. Россия – один из лидеров цифровизации государственных сервисов в мире, а портал Госуслуг – первое, что приходит на ум, когда слышишь словосочетание "электронное правительство". Как развивается самая популярная госплатформа России, и какие новинки в сфере цифровых госуслуг ждут пользователей в ближайшем будущем?

Глава "Ростелекома" Михаил Осеевский сообщил о модернизации портала Госуслуг на встрече с Президентом РФ 5 августа 2020 года. Компания-разработчик, по поручению правительства, обновляет архитектуру сайта и увеличивает его производительность. Решение о необходимости масштабирования вполне закономерно: электронными госсервисами пользуется все больше россиян – в начале августа на портале Госуслуг зарегистрировался 70-миллионный пользователь. Новая версия сайта будет соответствовать увеличившемуся потоку пользователей, чтобы каждый россиянин смог ежедневно обращаться к государству за получением тех или иных услуг. По оценкам "Ростелекома", к концу года портал должен обрабатывать минимум 100 млн услуг в сутки.

Игра на опережение

С момента запуска Госуслуг в 2010 году перечень федеральных услуг, которые переведены в электронный формат, увеличился почти вдвое. Конечно, госсервисы имеют свой план оцифровки, но в критичные моменты самые необходимые из них могут быть запущены раньше срока. Так, в этом году ускоренная цифровизация пришлась на период самоизоляции, связанной с предотвращением распространения COVID-19. Людям приходилось решать многие насущные вопросы из дома, и здесь электронные госуслуги оказалась как нельзя кстати. В России к кризису получилось подготовиться заранее – большинство госуслуг уже успешно функционировали, а некоторые были созданы специально для оказания поддержки населению и бизнесу в период пандемии.

В первую очередь были важны услуги, связанные со здоровьем и помощью тем, кто оказался в группе риска или особенно пострадал из-за вынужденных мер по обеспечению общественной безопасности. Так, Минздрав России совместно с Минкомсвязью запустил на Едином Портале госуслуг специальный сервис, посвященный коронавирусу, который позволял определить свою принадлежность к группам риска, а также вести дневник наблюдения за своим состоянием здоровья.

Работающие граждане старше 65 лет, оказавшиеся в группе риска и не имевшие возможности выходить из дома, могли продлевать больничные в электронном виде, а у льготных категорий граждан появилась возможность в упрощённом порядке обращаться за услугами, связанными с назначением и выплатой пенсий, пособий, компенсаций, обеспечением средствами реабилитации. Кроме того, статус инвалидности стал продлеваться автоматически, а единовременные выплаты на детей в июле стали приходить на счета родителей в проактивном режиме, без необходимости повторной подачи заявления.

В ускоренном режиме в цифровой вид перевели и подачу заявлений о получении матпомощи многодетным семьям, постановке на учет в центры занятости и выплате пособий по безработице. Оцифровано было и оформление заявок на льготную ипотеку.

Во время самоизоляции наплыв посетителей на портал госуслуг оказался беспрецедентным, особенно после объявления Президентом РФ мер поддержки семьям с детьми, ряд которых можно было оформить через сайт. Нагрузка на Госуслуги в 10 раз превысила средние показатели за апрель, что привело к краткосрочным сбоям в его работе. Сайт быстро привели в норму, но это лишний раз продемонстрировало необходимость масштабирования и совершенствования платформы для того, чтобы обрабатывать все обращения россиян без накладок.

Отдельно не забыли и о помощи бизнесу, который пострадал из-за пандемии: не на портале Госуслуг, но на сайте Федеральной налоговой службы появился целый раздел, посвященный мерам поддержки предпринимателей, и было запущено три новых сервиса: "Перечень лиц, на которых распространяется действие моратория на банкротство", "Проверка возможности получения отсрочки/рассрочки в связи с COVID-19", "Проверка права на получение субсидии в связи с COVID-19". Также для предпринимателей создали отдельную государственную цифровую платформу поддержки предпринимательства "Мой бизнес". Сервис предусматривает возможность получения онлайн-консультаций с Минэкономразвития России для владельцев малого и среднего бизнеса.

Первым делом – россияне

Цифровизацию госуслуг можно свести к одному тезису – обеспечить гражданам максимальный комфорт. Гражданам сегодня не нужно тратить время и ездить по государственным учреждениям, стоять в очередях. Процедура получения нужных услуг – крайне проста, всё фактически находится в одном месте и работает в режиме "единого окна". В перспективе практически все госсервисы будут консолидированы в одном месте, и у вас не будет возникать вопросов "А куда обратиться, если. ". Ответ один — на Госуслуги.

Здесь легко и определиться "в какой жизненной ситуации какие документы куда подавать", и сразу же подать заявку на необходимую услугу. И, кстати, пожаловаться на органы власти, которые слишком долго рассматривают обращение: на портале планируют создать рубрикатор конкретных ситуаций для приема обращений и жалоб, а также внедрить автоматическое перенаправление в уполномоченный орган. Больше не придется мучиться в сомнениях, получено ли обращение, и звонить по справочным телефонам, чтобы узнать его дальнейшую судьбу. Вполне удобно.

Простой пример. Вы ждете ребенка, и за всеми восторгами по поводу прибавления в семействе, вы понимаете, что скоро приведете в свое государство нового гражданина. Как оформить свидетельство о рождении? Получить СНИЛС и полис ОМС? А что насчет пособий, льгот и выплат по беременности, рождению и декретному отпуску? Выглядит как сущий бюрократический ад: а прежде, чем получить что-либо, надо еще разобраться, куда обращаться. Специально для таких случаев на Госуслугах создан раздел "Жизненные ситуации", где все услуги, которые могут понадобиться будущей маме, собраны в одном месте под названием "Рождение ребенка". Но и это еще не все. В ближайшем будущем вы не просто сможете найти все эти услуги в один клик, но сами получите предложение от портала оформить их – своевременно, без бумажных документов и очередей. Похоже на заявление из области научной фантастики – но это будущее уже здесь.

Суперсервисы спешат на помощь

"Рождение ребенка", а также "Поступление в вуз онлайн", "Переезд в другой регион", "Утрата близкого человека" и "Цифровое исполнительное производство" — это первые 5 суперсервисов, которые будут реализованы на Госуслугах по инициативе Минкомсвязи. Всего их запланировано 25.

Что отличает обычные сервисы от "супер"-версий? Все очень просто. Суперсервисы — это комплексы государственных услуг, которые сгруппированы по жизненным ситуациям и предоставляются онлайн в сокращённые сроки. Фактически они позволяют получать сервисы автоматически, без заявления, с минимумом документов или даже без них. Ваша задача — высказать своё желание. Такой сервис будет распознавать, что нужно человеку в жизненной ситуации, самостоятельно подбирать услуги, напоминать о положенных выплатах и присылать уведомление, когда все готово.

Концепция суперсервисов сформировалась из стремления перестроить взаимодействие между различными службами и человеком с "от гражданина к государству" на "от государства к гражданину". Разработчики выяснили, что большинство случаев общения людей и государства можно разбить на 25 универсальных блоков. Они соотносятся с типовыми жизненными ситуациями и включают в себя около 200 отдельных услуг федерального, регионального и муниципального уровня (в том числе негосударственные, например банковские). Эти блоки и станут суперсервисами: по планам Минкомсвязи, они должны охватить 90% "соприкосновений" граждан и бизнеса с государством, и со временем это взаимодействие должно стать и вовсе незаметным.

Сейчас в пилотном режиме уже запущены несколько суперсервисов, например, онлайн-оформление европротокола при ДТП и цифровое исполнительное производство. В рамках "Рождения ребенка" начали выдаваться электронные родовые сертификаты, а сведения из ЗАГСов стали автоматически подтягиваться в Пенсионный фонд, что позволило получать сертификаты на маткапитал без дополнительных заявок – готовый документ сам поступает в личный кабинет на портале Госуслуг. К июню этого года в электронном виде было оформлено уже более 135 тысяч сертификатов. Кроме того, с 15 июля СНИЛС для новорожденных также оформляется без заявлений и автоматически направляется матери. За первую неделю действия услуги она была автоматически оказана 13 тысячам родителей.

Для скорейшего внедрения суперсервисов 84 регионам в текущем году будет выделено 500 млн рублей. Эти средства направят на развитие региональных информационных систем, которые позволят оперативно передавать информацию между ведомствами и обеспечат наилучшее качество предоставления государственных услуг гражданам и бизнесу.

Без права на замедление

В конце июля успехи отечественного электронного правительства оценили в ООН. Исследования о цифровизации государственных услуг проводятся организацией с 2001 года, по их результатам странам присуждается индекс развития электронного правительства EGDI (the United Nations E-Government Development Index). Он учитывает три основных показателя: широта и качество онлайн-услуг, уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры и объем человеческого капитала. Полученное среднее арифметическое позволяет определить, насколько качественно государство оказывает услуг в электронном виде. В исследовании 2020 года Россия получила самый высокий индекс за всю историю: более 0,82 при максимальном значении 1. Эксперты оценили уровень цифровизации госуслуг, как "очень высокий". Признание достижений нашей страны на этом поприще сыграло немаловажную роль и в том, что юбилейный форум ООН по управлению интернетом (Internet Governance Forum, IGF) — одно из главных международных мероприятий, где обсуждаются вопросы развития интернета и цифровых технологий, — пройдет в 2025 году именно в России.

Темп цифровизации Россия снижать не намерена: к 2030 году доля массовых социально-значимых услуг, доступных в электронном виде, должна быть увеличена до 95%. А для обработки типовых запросов планируется использование искусственного интеллекта. Важную роль играет и реализация "единого окна" получения госуслуг. Несмотря на то, что оно имеет высокую сложность с точки зрения проектирования системы, именно этот принцип лежит в основе объединенного интегрированного правительства будущего. По такой модели идут признанные лидеры цифровизации: Сингапур, Корея, Великобритания, Канада, а благодаря ускоренному развитию электронных государственных услуг к этим странам присоединяется и Россия.

Читайте также: