Если следственное действие ограничивающее конституционные права граждан

Обновлено: 30.06.2024

На суд, в соответствии с Конституцией РФ и уголовно-процессуальным законодательством, помимо осуществления правосудия, возложен целый ряд контрольных функций по отношению к деятельности органов предварительного расследования.

Расширение такого рода юрисдикции связано с гуманизацией уголовного судопроизводства и объясняется тем, что суд более надежный гарант прав личности на досудебных стадиях уголовного процесса.

Согласно уголовно-процессуальному законусудебный контроль может, осуществляется в двух формах. Первая форма заключается в судебном санкционировании процессуальных решений (действий), реализация которых сопряжена с существенным ограничением конституционных прав и свобод гражданина. В ст.29 УПК РФ указано, на производство каких следственных и процессуальных действий, необходимых при расследовании преступлений, требуется решение суда (см. выше).

При этом судебный контроль направлен на то, чтобы не допустить необоснованного и незаконного применения соответствующей ме­ры уголовно-процессуального принуждения на досудебных стадиях производства по уголовному делу.

Вторая форма участия суда как контролирующего органа закреплена в ч.3 ст.29 УПК РФ, а именно - суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя. В соответствии со ст.125 УПК РФ любые действия (бездействия) органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ к правосудию, могут быть обжалованы в суд. Жалоба на действия (бездействие) указанных выше должностных лиц может быть подана заинтересованным лицом непосредственно в суд по территориальности либо через дознавателя, следователя или прокурора.

В случае если жалоба подается непосредственно в суд, суд сам принимает необходимые меры к истребованию требующихся для рассмотрения и разрешения жалобы документов. Принесение жалобы через дознавателя, следователя или прокурора обязывает последних вместе с жалобой представить в суд необходимые документы или материалы дела.

При поступлении жалобы в суд она регистрируется, заводится отдельное производство, к которому приобщаются: жалоба, представленные сторонами материалы, сведения о подготовке к судебному заседанию, постановление судьи по результатам рассмотрения жалобы, а также иные документы.

Суд, считая предоставленные материалы недостаточными для всестороннего и объективного разрешения дела, вправе истребовать необходимые материалы.

На проверку законности и обоснованности действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, прокурора судье отводится не более 5 суток со дня ее поступления в суд. Жалоба рассматривается в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагивает данное обжалуемое действие (бездействие) или решение, а также с участием прокурора. Неявка участников судебного процесса, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, но не явившихся в судебное заседание, не сообщивших суду причину своей неявки и не выразивших желания непосредственно участвовать в рассмотрении жалобы, не является препятствием для начала заседания и решения вопроса по существу.

Форма жалобы законом не регламентируется. Если жалоба подана в суд непосредственно, о ее поступлении уведомляется прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, который в течение 24 часов знакомится с доводами, приведенными в жалобе, и в случае необходимости направляет в суд дополнительные материалы.

Судебное заседание по рассмотрению и разрешению жалобы проходит в порядке, определенном ст. 125 УПК РФ.

По результатам проверки судья выносит постановление, в котором: 1) констатирует признание действия (бездействия) или решения соответствующих должностных лиц незаконными или необоснованными и обязывает устранить допущенные нарушения; 2) признает обжалуемое действие (бездействие), решение выполненным в соответствии с законом и отказывает в удовлетворении жалобы.

Копия постановления судьи по жалобе направляется заявителю и прокурору с указанием права и порядка обжалования. Постановление судьи может быть обжаловано в кассационном порядке в 10-дневный срок в вышестоящий суд.

Принесение жалобы на постановление дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их действия (бездействие) и решения, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, не является основанием приостановления действия или исполнения решения, которые обжалованы. Исключение составляют случаи, когда орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор сами найдут нужным приостановить действие или исполнение решения до рассмотрения и разрешения жалобы судом по существу.

Не вызывает сомнения, что каждое следственное действие обеспечено силой принуждения, однако степень принудительного воздействия неодинакова. Именно поэтому в отдельную группу выделены те следственные действия, проведение которых вторгается в сферу наиболее значимых конституционных прав граждан, вовлекаемых в сферу уголовного судопроизводства.

Следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственных действий в следующих восьми случаях:

1. О производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц.

2. О производстве обыска и (или) выемки в жилище.

3. О производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи.

4. О производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 УПК РФ.

5. О производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях.

6. О наложении ареста на корреспонденцию разрешении на ее осмотр и выемку ее в учреждениях связи.

7. О наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах, на хранении в банках и иных кредитных организациях.

8. О контроле и записи телефонных и иных переговоров.[16]

Перечисленные следственные действия существенно ограничивают конституционные права граждан и проводятся на основании судебного решения, выдаваемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ. Давая разрешение на производство указанных выше следственных действий, суд, таким образом, препятствует возможным злоупотреблениям и нарушениям конституционных прав граждан на предварительном следствии.

Основания и условия проведения следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, могут быть условно классифицированы на материально-правовые и формально-правовые.

Формально-правовые основания: осмотр жилища, обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров возможны только в рамках осуществления следователем, органом дознания и дознавателем предварительного расследования по конкретному уголовному делу, возбужденному в строгом соответствии со ст. 146 УПК РФ и расследуемому в строгом соответствии с установленными законом сроками (ст. 162, 223 УПК РФ).[17]

Материально-правовые основания на проведение следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, представляют собой совокупность доказательств, которые: во-первых, свидетельствуют о том, что проведение предполагаемого действия по делу даст определенный результат; во-вторых, по делу имеются сведения, указывающие на необходимость существенного ограничения конституционных прав граждан в интересах судопроизводства.

После этого следует проверить, что сроки предварительного следствия либо дознания (ст. ст. 162, 223 УПК РФ) к моменту рассмотрения ходатайства не истекли. Если уголовное дело возбуждено одним лицом, а ходатайство о получении разрешения на проведение следственного действия принесено другим лицом, то необходимо проверить, принято ли оно последним к своему производству. Если производство предварительного расследования осуществляется следственной группой, то судье следует проверить факт участия лица, принесшего ходатайство о получении разрешения на проведение следственного действия, в данной следственной группе, наличие у него соответствующих процессуальных полномочий, для чего необходимо проанализировать постановление о производстве предварительного следствия следственной группой.[18]

Затем судье следует выяснить, не имеется ли поводов к прекращению дела по основаниям, перечисленным в ст. 24 УПК РФ. Далее по документам осуществляется проверка необходимости проведения следственного действия, ограничивающего конституционные права граждан, в процессуальном плане, для чего могут анализироваться имеющиеся в деле документы. При этом следует проверить, чтобы все графы в бланках процессуальных документов были заполнены, необходимые подписи участников процесса в них имелись, сомнений в их достоверности не было.

Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства (ч. 2 ст. 165 УПК РФ). В каждом районном суде следует вести специальную книгу учета поступления таких материалов и рассмотрения ходатайств на проведение следственных действий, в которой должны указываться не только дата, но и время поступления этих материалов.

По личной инициативе в судебном заседании вправе принять участие прокурор, следователь или дознаватель (ч. 3 ст. 165 УПК РФ). Если указанные лица своевременно изъявили такое желание, то судья, рассматривающий материал, не вправе отказать им в этом.

Приняв к производству ходатайство о получении разрешения на проведение следственных действий, судья обязан предпринять все необходимые меры, направленные на своевременное уведомление участников процесса о предстоящем судебном заседании. Судебное заседание должно быть начато в пределах 24 часов с момента поступления материала в суд и с учетом возможности реальной явки участников процесса к началу слушания материала по возбужденному ходатайству. Форма уведомления участников процесса о предстоящем разбирательстве должна гарантировать их своевременную явку в судебное заседание при наличии у них соответствующего желания. С учетом краткости установленных в законе сроков представляется, что формами уведомления могут быть телеграф, различные виды электронной связи, доставка повесток нарочным с последующим подтверждением этого факта по телефону. Неявка без уважительных причин прокурора, следователя или дознавателя, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства.

Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.[19] Постановление должно полностью отвечать требованиям, предъявляемым таким документам. Постановления, выносимые в рамках осуществления судебного контроля за проведением следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящий суд в течение 10 дней с момента их вынесения или с того момента, когда заинтересованным лицам стало известно об их вынесении.

Не вызывает сомнения, что каждое следственное действие обеспечено силой принуждения, однако степень принудительного воздействия неодинакова. Именно поэтому в отдельную группу выделены те следственные действия, проведение которых вторгается в сферу наиболее значимых конституционных прав граждан, вовлекаемых в сферу уголовного судопроизводства.

Следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственных действий в следующих восьми случаях:

1. О производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц.

2. О производстве обыска и (или) выемки в жилище.

3. О производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи.

4. О производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 УПК РФ.

5. О производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях.

6. О наложении ареста на корреспонденцию разрешении на ее осмотр и выемку ее в учреждениях связи.

7. О наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах, на хранении в банках и иных кредитных организациях.

8. О контроле и записи телефонных и иных переговоров.[16]

Перечисленные следственные действия существенно ограничивают конституционные права граждан и проводятся на основании судебного решения, выдаваемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ. Давая разрешение на производство указанных выше следственных действий, суд, таким образом, препятствует возможным злоупотреблениям и нарушениям конституционных прав граждан на предварительном следствии.

Основания и условия проведения следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, могут быть условно классифицированы на материально-правовые и формально-правовые.

Формально-правовые основания: осмотр жилища, обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров возможны только в рамках осуществления следователем, органом дознания и дознавателем предварительного расследования по конкретному уголовному делу, возбужденному в строгом соответствии со ст. 146 УПК РФ и расследуемому в строгом соответствии с установленными законом сроками (ст. 162, 223 УПК РФ).[17]

Материально-правовые основания на проведение следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, представляют собой совокупность доказательств, которые: во-первых, свидетельствуют о том, что проведение предполагаемого действия по делу даст определенный результат; во-вторых, по делу имеются сведения, указывающие на необходимость существенного ограничения конституционных прав граждан в интересах судопроизводства.

После этого следует проверить, что сроки предварительного следствия либо дознания (ст. ст. 162, 223 УПК РФ) к моменту рассмотрения ходатайства не истекли. Если уголовное дело возбуждено одним лицом, а ходатайство о получении разрешения на проведение следственного действия принесено другим лицом, то необходимо проверить, принято ли оно последним к своему производству. Если производство предварительного расследования осуществляется следственной группой, то судье следует проверить факт участия лица, принесшего ходатайство о получении разрешения на проведение следственного действия, в данной следственной группе, наличие у него соответствующих процессуальных полномочий, для чего необходимо проанализировать постановление о производстве предварительного следствия следственной группой.[18]

Затем судье следует выяснить, не имеется ли поводов к прекращению дела по основаниям, перечисленным в ст. 24 УПК РФ. Далее по документам осуществляется проверка необходимости проведения следственного действия, ограничивающего конституционные права граждан, в процессуальном плане, для чего могут анализироваться имеющиеся в деле документы. При этом следует проверить, чтобы все графы в бланках процессуальных документов были заполнены, необходимые подписи участников процесса в них имелись, сомнений в их достоверности не было.

Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства (ч. 2 ст. 165 УПК РФ). В каждом районном суде следует вести специальную книгу учета поступления таких материалов и рассмотрения ходатайств на проведение следственных действий, в которой должны указываться не только дата, но и время поступления этих материалов.

По личной инициативе в судебном заседании вправе принять участие прокурор, следователь или дознаватель (ч. 3 ст. 165 УПК РФ). Если указанные лица своевременно изъявили такое желание, то судья, рассматривающий материал, не вправе отказать им в этом.

Приняв к производству ходатайство о получении разрешения на проведение следственных действий, судья обязан предпринять все необходимые меры, направленные на своевременное уведомление участников процесса о предстоящем судебном заседании. Судебное заседание должно быть начато в пределах 24 часов с момента поступления материала в суд и с учетом возможности реальной явки участников процесса к началу слушания материала по возбужденному ходатайству. Форма уведомления участников процесса о предстоящем разбирательстве должна гарантировать их своевременную явку в судебное заседание при наличии у них соответствующего желания. С учетом краткости установленных в законе сроков представляется, что формами уведомления могут быть телеграф, различные виды электронной связи, доставка повесток нарочным с последующим подтверждением этого факта по телефону. Неявка без уважительных причин прокурора, следователя или дознавателя, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства.

Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.[19] Постановление должно полностью отвечать требованиям, предъявляемым таким документам. Постановления, выносимые в рамках осуществления судебного контроля за проведением следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящий суд в течение 10 дней с момента их вынесения или с того момента, когда заинтересованным лицам стало известно об их вынесении.

Копия постановления о разрешении на проведение конкретного следственного действия немедленно вручается под роспись лицу, ходатайствовавшему о его проведении. Постановление о разрешении на проведение конкретного следственного действия изготавливается, как минимум, в четырех экземплярах, которые должны находиться: первый – в материалах дела; второй – у участников процесса; третий – в суде; четвертый – в надзорном производстве. Постановление судьи о разрешении проведения конкретного следственного действия подлежит немедленному исполнению. Факт вручения копии постановления заинтересованным лицам удостоверяется письменной отметкой. Если заинтересованные участники процесса выразили желание обжаловать результаты рассмотрения ходатайства о проведении конкретных следственных действий, то по их письменному заявлению им должна быть выдана копия соответствующего документа.

В соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК РФ в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК РФ. При рассмотрении уведомления о проведении следственного действия без разрешения суда, когда такое разрешение обязательно, в судебном заседании по желанию сторон помимо прокурора, следователя и дознавателя могут принять участие лица, конституционные права и процессуальные интересы которых данным следственным действием были нарушены, а также их защитники и представители. В их число могут входить: подозреваемый, обвиняемый, иные лица.[20]

Все другие следственные действия, указанные в ст. 29 УПК РФ, могут производиться только на основании судебного решения. Но на практике может возникнуть необходимость безотлагательно произвести, например, контроль и запись телефонных и иных переговоров. Ведь по истечении срока на получение судебного решения могут наступить те общественно опасные последствия, на предотвращения которых, и направлено данное следственное действие. Необходимо закрепить в законе возможность безотлагательного проведения всех следственных действий, производимых на основании судебного решения.

Субъектами, имеющими право принесения кассационной жалобы на вышеуказанные постановления, являются все заинтересованные лица. Ими могут быть как представители сторон, так и иные участники процесса, чьи права и законные интересы были нарушены вынесенным постановлением.

Контрольная деятельность суда в досудебных стадиях характеризуется тем, что возникает только по инициативе сторон. Только когда та или иная сторона процесса обращается к суду, он начинает реализовывать свои контрольные полномочия. Итак, поводом к рассмотрению в суде вопроса о возможности производства следственного действия является соответствующее ходатайство прокурора, а также следователя и дознавателя, поданное в суд с согласия прокурора (ч. 1 ст. 165 УПК РФ).

Действующим УПК РФ (ст. 29) предусмотрено, что только суд правомочен принимать решения:

- о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

- об обыске и (или) выемке в жилище;

- о производстве личного обыска, за исключением ст. 93 УПК РФ;

- о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

- о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

- о контроле и записи телефонных переговоров.

Законом предусмотрено обязательное письменное согласие прокурора района либо вышестоящего прокурора на ходатайстве дознавателя, следователя на производство следственного действия. Это позволяет сначала прокурору проверить обоснованность такого ходатайства и одновременно оградить суд от рассмотрения 'незаконных и необоснованных материалов.

В постановлении о возбуждении ходатайства должны быть изложены мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость производства того или иного следственного действия, существенно ограничивающего конституционные права и свободы граждан, при этом всегда следует исходить из того, что они производятся только для установления конкретных данных по делу.

Контроль и запись телефонных и иных переговоров представляют собой комплекс действий, осуществляемых для получения доказательственной информации из переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц с целью выяснения обстоятельств совершения преступления, а также обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля, их близких родственников, родственников или близких лиц.

В соответствии с требованиями ст. 186 УПК контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц производятся при наличии достаточных оснований полагать, что в переговорах указанных лиц содержатся сведения, имеющие значение для уголовного дела. Контроль и запись переговоров допускаются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и только по судебному решению.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок не более чем 6 месяцев. Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для ее осмотра и прослушивания. Фонограмма передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи телефонных и иных переговоров и краткие технические характеристики использованных для этого технических средств.

О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователем с участием понятых составляется протокол. В протоколе должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Фонограмма приобщается к уголовному делу как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления заключается в установлении обязательного для соответствующих учреждений связи запрета передавать определенному адресату отправления, поступающие на его имя, а равно направлять по указанному им адресу исходящие от него отправления.

Основанием для наложения ареста являются фактические данные, позволяющие полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться в тех или иных почтовых отправлениях. Наложение ареста на любые почтово-телеграфные отправления, их вскрытие, последующий осмотр и выемка могут производиться только на основании судебного решения. При удовлетворительном решении вопроса копия постановления судьи направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно ставить следователя в известность как о поступающих на имя определенного адресата, так и об исходящих от него почтовых отправлениях или телеграммах.




Осмотр, выемка или снятие копий с почтово-теле-графных отправлений производятся в присутствии понятых из числа работников соответствующего учреждения связи. В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол.

Прокурор как участник уголовного судопроизводства.

Прокурор — Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.

Прокурор в уголовном процессе является должностным лицом, уполномоченным в пределах предоставленной компетенции осуще­ствлять от имени государства:

· уголовное преследование в ходе уго­ловного судопроизводства;

· ограниченный надзор за соблюдением законов в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования и

· поддержание в суде обвинения, обеспечи­вая его законность и обоснованность.

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным ли­цом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государ­ства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Обвинение в суде поддерживается прокурором — государствен­ным обвинителем.

Государственный обвинитель — поддерживающее от имени госу­дарства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК РФ).

Обвинение — утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном процессуальным законом (п. 22 ст. 5 УПК РФ).

Однако обвинение — не только итоговый вывод о виновности, но и правоотношения и деятельность участников уголовного про­цесса по обоснованию данного вывода.

Подробнее

уголовное преследование (или обвинение).

Частное обвинение (уголовное преследование) — правоотношения и деятельность частного обвинителя, а иногда следователя и с со­гласия прокурора дознавателя в сфере уголовного судопроизводства по возбуждению уголовного преследования конкретного лица и до­казыванию его виновности в совершении преступления частного обвинения. Под согласием законодатель понимает разрешение руководителя следственного органа на производство следователем или прокурора на производство дознавателем соответствующих следственных и иных процессуальных действий и принятие ими процессуальных решений (п. 41.1 ст. 5 УПК РФ).

По делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115 и ч. 1 ст. 116 УК РФ и совершенных в условиях неочевидности (при неиз­вестности данных о личности виновного), частное обвинение (уго­ловное преследование) преобразуется в публичное обвинение (уго­ловное преследование).

Частно-публичное обвинение(уголовное преследование) — право­отношения и деятельность потерпевшего (жертвы), органа дозна­ния, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора по возбуждению и предварительному расследованию уголовного дела о преступлениях, отнесенных законом к частно-публичному обвинению (уголовному преследованию).

Публичное обвинение (уголовное преследование) — правоотношения и деятельность органа дознания, дознавателя, следователя, руководи­теля следственного органа и прокурора и иных участников уголовного процесса по возбуждению производства по уголовному делу и предва­рительному расследованию преступлений в силу служебного долга, без учета волеизъявления участников уголовного судопроизводства.

Полномочия прокурора

В процессе уголовного преследования по уголовному делу про­курор вправе (ст. 37 УПК РФ):

1) в ходе досудебного производства по уголовному делу осуществлятьограниченный надзор за соблюдением законов в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования:

Подробнее

· выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании (по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства);

· требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

· давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

· давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

· истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии УПК РФ;

· отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

· рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

· участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;

· при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;

· разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

· отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

· изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

· утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

· утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

· возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

· осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ.

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

2) в ходе судебного производства по уголовному делупрокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Полномочия прокурора, предусмотренные ст. 37, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

17. Следователь в уголовном процессе: полномочия и процессуальная самостоятельность.

Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 41 ст. 5 УПК РФ).

Предварительное следствие производится следователями Следст­венного комитета Российской Федерации, в том чис­ле военной, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасно­сти и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 38, 151 УПК РФ).

Следователи всех министерств и федеральных служб обладают едиными полномочиями и процессуальной самостоятельностью.

В соответствии со ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен:

1. возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;

2. принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3. самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4. давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5. обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6. осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Читайте также: