Если ребенок посещает спортивную школу обязан ли он посещать физкультуру

Обновлено: 02.07.2024

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИТНЕС-УСЛУГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Services of the fitness for children and adolescents. General requirements

Дата введения 2017-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС"), ООО "Международное Агентство Сертификации", НОУ "Национальный университет фитнеса", Кадетским корпусом (спортивной школой) Военного института физической культуры, ООО "Мастера фитнеса", ООО "АКАДЕМИЯ БОКСА", ООО "Компания А&А", ООО "Фитнес Дивижин", АНО ОЦ "Академия Фитнеса", ФГБОУ ВО "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)", ФГКВОУ ВО "Военный институт физической культуры", ООО "Эко-студия"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 342 "Услуги населению"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 г. N 1357-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к фитнес-услугам для детей и подростков.

Настоящий стандарт распространяется на услуги фитнеса для детей и подростков, предоставляемые организациями различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий национальный стандарт:

ГОСТ Р 56644 Услуги населению. Фитнес-услуги. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56644, а также следующий термин с соответствующим определением:

3.1 фитнес-услуги для детей и подростков: Деятельность исполнителя услуг по удовлетворению потребностей детей и подростков в формировании, поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, достижении спортивных результатов по организации и проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-зрелищных мероприятий, а также по возрастной социализации с педагогической, коррекционной или досуговой целью.

4 Общие положения

4.1 Фитнес-услуги для детей и подростков должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации [1] и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, общим требованиям к фитнес-услугам по ГОСТ Р 56644 и требованиям настоящего стандарта.

4.2 Фитнес-услуги для детей и подростков могут предоставлять в специализированных детских фитнес-объектах или в отделах (департаментах) детского фитнеса фитнес-объектов. При их отсутствии отдельные элементы детских фитнес-программ могут оказываться в комнатах досуга для детей, детских игровых комнатах, в дошкольных организациях, образовательных и спортивных школах и секциях и других детских организациях.

4.3 Фитнес-услуги для детей и подростков предоставляют в форме фитнес-программ и фитнес-технологий.

4.4 Перечень предоставляемых детям и подросткам фитнес-услуг устанавливает исполнитель услуг самостоятельно в зависимости от специфики обслуживаемых категорий, их возрастного (гендерного) состава и условий функционирования фитнес-объекта.

4.5 В своей деятельности исполнитель фитнес-услуг для детей и подростков руководствуется общими требованиями по ГОСТ Р 56644.

4.6 Все объекты фитнес-услуг для детей должны обладать необходимой материально-технической базой согласно ГОСТ Р 56644 с учетом специфики оказания детских фитнес-услуг.

4.7 Фитнес-услуги детям и подросткам должны предоставляться либо как дополнение к услугам по договору, заключенному их родителями, доверенными лицами или законными представителями, либо через клубные карты, абонементы, клип-карты на персональные тренировки и т.п. на условиях их предоставления, указанных в действующих прейскурантах фитнес-объектов.

4.8 Режим работы объекта детского фитнеса устанавливается в индивидуальном порядке. Групповые программы предоставляют согласно действующему расписанию детских групповых программ, на условиях их проведения в зависимости от возраста, продолжительности, стоимости и т.д.

Исполнитель фитнес-услуг вправе изменять условия оказания услуг в одностороннем порядке, при этом информация об изменениях условий оказания услуг размещается на информационных стендах, рецепции фитнес-объекта и на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4.9 Несовершеннолетние дети до 13 лет включительно должны находиться на территории фитнес-объекта в сопровождении родителей или доверенных лиц, не моложе 18 лет, которые также являются посетителями фитнес-объекта. Родители (доверенные лица) не допускаются в залы групповых программ и в бассейн во время проведения детских групповых занятий. Присутствие родителей (доверенных лиц) разрешается только по согласованию с тренером/инструктором, проводящим занятия.

4.10 Родители (доверенные лица) ребенка должны быть ознакомлены с правилами поведения в фитнес-объекте при оформлении договора и нести полную ответственность за соблюдение ребенком указанных правил.

4.11 Потребитель детских фитнес-услуг (родитель или доверенное лицо) должен быть письменно проинформирован о медицинских противопоказаниях для предоставления фитнес-услуг соответствующих видов. На основании этой информации потребителю следует самостоятельно принимать решение о возможности получения их ребенком фитнес-услуг или о необходимости дальнейших консультаций с сотрудником или медицинским персоналом фитнес-объекта для определения соответствия состояния здоровья или текущего самочувствия их ребенка относительно выбранных видов программ или физических упражнений.

4.12 При оказании фитнес-услуги детям и подросткам исполнитель услуг должен учитывать возраст, индивидуальные особенности, уровень физической подготовленности ребенка, а также текущее психоэмоциональное состояние.

4.13 Потребитель детских фитнес-услуг (родитель или доверенное лицо) должен быть письменно проинформирован о повышенной травмоопасности во время занятий и соблюдении техники безопасности и мер предосторожности при работе с технически сложным оборудованием.

5 Основные виды фитнес-услуг для детей и подростков

5.1 Фитнес-услуги для детей и подростков классифицируют на:

6 Специальные требования к фитнес-услугам для детей и подростков

6.1 Реабилитационные фитнес-услуги для детей и подростков

6.1.1 К реабилитационным фитнес-услугам для детей относят программы с использованием методик коррекционной физической культуры, такие как танцевальная терапия, различные программы на фитболах, а также коррекционные программы, направленные на профилактику различных заболеваний, в особенности опорно-двигательного аппарата.

6.1.2 Программы с использованием методик коррекционной физической культуры включают различные физические упражнения, которые являются основой оздоровления и развития детского организма, формирования сознательного стремления занимающихся к здоровому образу жизни. Эти программы также направлены на коррекцию заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушений осанки, плоскостопие), заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной системы детей, близорукости, коррекцию массы тела, и т.д., а также способствуют динамичной смене основных нервных процессов и эргономичному восстановлению сил и работоспособности ребенка.

Примечание - Детская физическая культура коррекционной направленности является особым видом деятельности, способствующим формированию оздоровительных и саногенетических механизмов и изменению реактивности детского организма.

6.1.3 Отличительной чертой детской физической культуры коррекционной направленности является наличие большого количества упражнений в виде игровых техник. В этих программах инструктор/тренер по детскому и подростковому фитнесу специально подбирает соответствующие физические упражнения, учитывая возраст ребенка, степень развития физических качеств, а также психические и эмоциональные особенности.

Физическая культура коррекционной направленности для детей и подростков включает в себя: подвижные игры, физические упражнения с весом собственного тела, дополнительным оборудованием, рычаговыми и блочными тренажерами, а также постурологию и трудотерапию.

6.2 Оздоровительные фитнес-услуги для детей и подростков

6.2.1 Оздоровительные фитнес-услуги для детей заключаются в повышении уровня физической дееспособности, развитии двигательных способностей детей дошкольного и школьного возраста за счет привлечения их к систематическим занятиям физическими упражнениями с учетом индивидуальных интересов и потребностей. Поставленные цели достигаются путем консолидации отечественных достижений в области оздоровительной физической культуры и наиболее эффективных оздоровительных технологий зарубежных стран, и создания на их основе разнообразных фитнес-технологий, которые должны удовлетворять современные запросы детей и подростков в двигательной активности.

6.2.2 Оздоровительные фитнес-услуги направлены на укрепление здоровья (физического, психического, духовного) детей и подростков и способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости организма к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению способности ребенка переносить физические и психические нагрузки.

6.2.3 Оздоровительные фитнес-услуги должны оказываться с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития организма детей и подростков с целью способствования своевременной анатомо-физиологической перестройке организма.

6.2.4 Оздоровление ребенка при оказании фитнес-услуг предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем: развитию выносливости и умения приспосабливаться к изменяющимся нагрузкам и внешним условиям.

6.3 Соревновательные фитнес-услуги для детей и подростков

6.3.1 Соревновательные фитнес-услуги должны способствовать формированию у детей и подростков двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и двигательных способностей через соревновательный процесс для детей различных возрастных групп и различного уровня физической подготовленности.

6.3.2 Фитнес-услуги посредством участия в различных спортивных соревнованиях способствуют приобщению детей к спорту во всех его формах.

6.3.3 В процессе физического воспитания через соревновательные фитнес-услуги дети и подростки:

- узнают названия предметов, спортивных снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;

- усваивают терминологию в сфере физической культуры, спорта и пространственные представления (такие как исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед-назад, вверх-вниз и др.), получают необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнений и об играх;

- приобретают определенную систему знаний о физических упражнениях и их структуре, осознают свои двигательные действия, познают свое тело, формируют телесную рефлексию.

6.3.4 При оказании соревновательных фитнес-услуг достигаются следующие основные задачи:

- укрепление здоровья, закаливание организма и повышение уровня физического развития и работоспособности, воспитание моральных и волевых качеств человека;

- овладение жизненно необходимыми двигательными навыками и умениями, в том числе имеющими прикладной характер;

- развитие физических качеств (быстроты, силы, ловкости, выносливости);

- овладение техникой специальных спортивных упражнений (спортивной техникой).

6.4 Основные фитнес-услуги для детей и подростков предоставляют в виде:

- спортивных и развивающих фитнес-программ;

- организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий и тренингов;

- организации и проведения спортивно-зрелищных мероприятий;

- игровых видов спорта;

- информационно-консультационных и образовательных услуг в области детского фитнеса;

- посещения детской игровой комнаты.

6.4.1 Фитнес-тестирование для детей

Фитнес-тестирование детей представляет собой определение соматического здоровья ребенка, уровня физического развития организма, степени зрелости основных систем организма и соответствие их возрастным нормам. Во время фитнес-тестирования детей также определяется функциональное состояние и резервы физической работоспособности ребенка.

Фитнес-тестирование включает пассивные и двигательные тесты. Фитнес-тестирование помогает выявить патологические нарушения на ранней стадии и предупредить развитие заболеваний. На основании результатов фитнес-тестирования разрабатываются персональные программы занятий для детей.

Что такое медотвод

Медицинский отвод от физических нагрузок — документ, который частично или полностью освобождает школьника или студента от уроков физкультуры (или определенных видов нагрузок).

Его могут выдать, если ребёнок недавно перенес вирусную (или бактериальную) инфекцию, операцию, если у него есть травмы, определенные неврологические состояния и так далее. Обычно в подобных случаях врач дает ученику справку, подтверждающую перенесенный диагноз, в которой указывается — ребенок освобождается от занятий на срок в 10–14 дней.

Освобождение можно получить и на месяц, если ребенок перенес осложненный грипп, воспаление легких, острое инфекционное заболевание, ангину и так далее. Иными словами, если болезнь была тяжелой и организму нужно восстановиться.

В обоих случаях в школу для этого нужно принести справку по форме 095у — такую выдаёт лечащий врач.

Срок медотвода может быть и больше — от 3 до 6 месяцев, но тогда понадобится не только справка от педиатра, но и выписка из амбулаторной карты по форме 027. Такое длительное освобождение назначают, если у школьника был перелом, черепно-мозговая травма, сложная операция. Для освобождения на больший срок, до 12 месяцев, ученику нужно пройти клинико-экспертную комиссию.

Бессрочное освобождение от физкультуры сейчас не дают практически никогда

Если у ребенка есть хроническое заболевание, он все равно должен обновлять справку об освобождении от физкультуры каждые 12 месяцев — и с той же регулярностью приносить ее в школу.

Ребенка могут освободить от нагрузок и всего на один урок — если он принесет заявление, подписанное родителем или законным представителем. Впрочем, учитель имеет право не принять подобный документ.

Не заниматься, но все равно ходить на уроки

Наличие справки, рекомендующей освободить ученика от конкретных упражнений или вообще от всего комплекса физкультурных занятий, не дает школьнику права отсутствовать на занятии. Учитель несёт ответственность за жизнь и здоровье ребенка, даже если его нет на уроке, а значит, освобожденный от нагрузок ученик должен находиться в зале под присмотром педагога.


Новые группы и формулировки

9 декабря на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликовали доработанный приказ об изменении порядка профилактических осмотров школьников. Он может отменить действие старого приказа, друг от друга они отличаются в основном формулировками.

Кроме того, новый проект ещё раз фиксирует: невозможно получить освобождение от физических нагрузок сроком более чем на 12 месяцев. Исключений (например, для детей с тяжелыми хроническими заболеваниями или пороками развития) не предполагается. В приказе подчёркивается: справка действует ровно один год с момента получения. Если новый приказ примут, он начнет действовать с 1 сентября 2022 года.

Зачем школе знать диагноз ребенка

Главная особенность приказов и 2017, и 2022 года — обязательные ежегодные медосмотры, которые ребёнок должен проходить в том числе для получения медотводов. Но даже после такого обследования родители все еще имеют право не сообщать школе конкретный диагноз ребенка: формулировки об освобождении от физических нагрузок по состоянию здоровья вполне достаточно.

Согласно новому документу, родителей могут обязать информировать школу о состоянии здоровья ребенка

Сложности реализации

Если школа не может самостоятельно организовать уроки ЛФК, она договаривается с поликлиниками и ученики посещают подобные занятия по месту жительства. Чтобы получить аттестацию по предмету, ребенок должен принести в школу справку от инструктора ЛФК. При этом нельзя, чтобы ребенок посещал занятия ЛФК в поликлинике вместо физкультуры, не предупреждая об этом учителя.

Алексей Машковцев замечает, что у системы медицинских справок есть большой минус: всегда есть возможность приобрести поддельный документ. Он внешне ничем не отличается от настоящего, а иногда в подлинности документа нельзя усомниться даже после специальной проверки.

Впрочем, постепенно бумажные справки начинают заменять электронными. Пока это касается только справок об отсутствии по болезни для школ и детских садов — в Москве их уже передают из поликлиники в школу в электронном виде. Возможно, впоследствии так же будут поступать и со справками о медотводах — и липовых документов станет меньше.

За причиненный ребенку вред к ответственности привлекут школу, а в некоторых случаях – провинившегося ученика или его родителей. На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

Кто ответит за травмы школьника?

В каком случае школа будет нести ответственность за вред, причиненный ученику?

Закон обязывает образовательное учреждение создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст. 51 Закона об образовании). Ответственность за причинение вреда ученику школа будет нести в случае, если в момент инцидента он находился под ее надзором. Например:

  • на уроке между учениками возник конфликт, они подрались, и в результате здоровью одного из них был причинен вред;
  • на перемене ребенок получил травмы в коридоре школы;
  • в группе продленного дня ребенок пострадал во время прогулки после падения с игрового комплекса, находящегося на территории школы;
  • во время уроков дети находились в школьном дворе, где между ними произошел конфликт, и один из них получил травмы;
  • дети находились не на территории школы, но под надзором учителя или тренера, когда во время поездки на соревнования ребенок разбил окно автобуса и тем самым причинил имущественный вред перевозчику;
  • после уроков в раздевалке школы ребенок упал и получил травму – школа будет нести ответственность, даже если не брала на себя обязательств по контролю за поведением учеников после окончания занятий;
  • школе придется отвечать за причинение вреда ученику в школьном автобусе, если она организует сопровождение детей до дома после уроков. Например, по дороге домой ученик заснул в автобусе. На конечной остановке учитель не убедился, что все ученики вышли, и покинул автобус. После этого водитель проследовал в автобусный парк. В нарушение должностной инструкции он не осмотрел салон автобуса, закрыл его и оставил на ночь в стояночном боксе. Когда ребенок проснулся, он попытался выйти из автобуса. После безуспешных попыток он позвал на помощь, но никто не откликнулся. Позже ему все-таки удалось открыть водительскую дверь. Из стояночного бокса он выбрался через окно и трубу, проходящую вдоль стены. В результате ребенок получил травмы и был доставлен в больницу.

Таким образом, школа несет ответственность, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют контроль за поведением учеников.

Во всех указанных примерах родители могут требовать проведения внутреннего расследования и установления виновных лиц. Если пришлось платить за лечение и реабилитацию ребенка, родители могут обратиться в суд и вправе рассчитывать на компенсацию понесенного ими материального ущерба и причиненного ребенку морального вреда в случае отказа школы удовлетворить их требования добровольно.

В каком случае школа будет освобождена от ответственности?

  • Если ребенок не является учеником этой школы, т. е. между ею и его родителями не был заключен договор на оказание образовательных услуг. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье своих учеников (ст. 32 Закона об образовании).
  • Если ученик получил травму на территории школы, но фактически находился в этот момент под надзором родителя. Например, когда до начала уроков и до момента передачи ребенка тренеру из-за недосмотра родителя он упал с лестницы.
  • Когда ребенок находился под надзором школы, но вред ему был причинен не по ее вине. Так, к ответственности наряду со школой могут быть привлечены родители ребенка – причинителя вреда. Но для этого должен быть установлен факт ненадлежащего воспитания, иначе ответственность в полном объеме будет возложена на школу за неосуществление должного контроля за поведением и здоровьем обучающихся.

Школа имеет право предъявить к родителям ученика, причинившего вред другому ребенку, регрессный иск. То есть школа вправе потребовать компенсировать ущерб, который был взыскан с нее родителями пострадавшего ребенка. Это возможно, если будет доказано, что родители причинителя вреда безответственно относились к его воспитанию, не осуществляли должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к ним внимания), не выполняли родительские обязанности, которые на них возложены ст. 63 Семейного кодекса.

На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

Можно обратиться к школе с требованием о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда, взыскании убытков. Можно привлечь к ответственности причинителя вреда или родителей провинившегося ребенка.

Размер компенсации определяется по соглашению сторон, а в случае спора – в судебном порядке.

На основании анализа судебной практики можно сделать вывод, что средний размер компенсации морального вреда зависит от субъекта РФ и усмотрения судьи:

  • легкий вред здоровью – от 20 000 до 100 000 рублей;
  • средний вред здоровью – от 150 000 до 500 000 рублей;
  • тяжкий вред здоровью – до 1 000 000 рублей.

Степень вреда определяется на основании медицинской экспертизы.

Что поможет получить компенсацию за причиненный вред?

  • Документы, подтверждающие травму. Если школьный врач не может оказать должную помощь, вызывается скорая. В архиве подстанции скорой помощи впоследствии можно получить медицинские документы. При их наличии школа не сможет отрицать произошедшее.
  • Стоит запросить в школе копию акта о несчастном случае и иные документы, связанные с расследованием произошедшего (приказ о дисциплинарном взыскании, докладные записки, объяснительные ответственного учителя, классного руководителя, завуча, протоколы классного собрания, выписки из протоколов заседания комиссии по профилактике правонарушений и т.п.). Внутреннее расследование школы позволит установить виновных.

Необходимо сохранить чеки и медицинские документы, в которых отражен ход лечения. Они помогут подтвердить размер понесенных трат и обосновать требуемую сумму компенсации морального вреда (причинение морального вреда презюмируется, но доказательства влияют на размер компенсации).

Что делать, чтобы призвать к ответственности виновных?

После сбора перечисленных выше документов рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

1. Обратитесь к адвокату, чтобы получить правовую оценку ситуации.

2. До обращения в суд составьте претензию к образовательному учреждению или родителям ребенка – причинителя вреда о компенсации материального ущерба и морального вреда в добровольном порядке.

3. Обратитесь в суд в случае отказа школы выполнить ваши требования.

Исковое заявление подается мировому судье, если одновременно с требованием имущественного характера на сумму не более 50 000 рублей заявлено производное от него требование о компенсации морального вреда; в районный суд – в иных случаях, в том числе если в иске заявлены и другие требования, не подлежащие оценке (например, об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина).

По общему правилу, исковое заявление направляется в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика – школы или родителей ребенка, причинившего вред. Но возможна иная подсудность по выбору истца. Так, с требованием о компенсации морального вреда можно обратиться в суд по вашему месту жительства.

За причиненный ребенку вред к ответственности привлекут школу, а в некоторых случаях – провинившегося ученика или его родителей. На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

Кто ответит за травмы школьника?

В каком случае школа будет нести ответственность за вред, причиненный ученику?

Закон обязывает образовательное учреждение создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст. 51 Закона об образовании). Ответственность за причинение вреда ученику школа будет нести в случае, если в момент инцидента он находился под ее надзором. Например:

  • на уроке между учениками возник конфликт, они подрались, и в результате здоровью одного из них был причинен вред;
  • на перемене ребенок получил травмы в коридоре школы;
  • в группе продленного дня ребенок пострадал во время прогулки после падения с игрового комплекса, находящегося на территории школы;
  • во время уроков дети находились в школьном дворе, где между ними произошел конфликт, и один из них получил травмы;
  • дети находились не на территории школы, но под надзором учителя или тренера, когда во время поездки на соревнования ребенок разбил окно автобуса и тем самым причинил имущественный вред перевозчику;
  • после уроков в раздевалке школы ребенок упал и получил травму – школа будет нести ответственность, даже если не брала на себя обязательств по контролю за поведением учеников после окончания занятий;
  • школе придется отвечать за причинение вреда ученику в школьном автобусе, если она организует сопровождение детей до дома после уроков. Например, по дороге домой ученик заснул в автобусе. На конечной остановке учитель не убедился, что все ученики вышли, и покинул автобус. После этого водитель проследовал в автобусный парк. В нарушение должностной инструкции он не осмотрел салон автобуса, закрыл его и оставил на ночь в стояночном боксе. Когда ребенок проснулся, он попытался выйти из автобуса. После безуспешных попыток он позвал на помощь, но никто не откликнулся. Позже ему все-таки удалось открыть водительскую дверь. Из стояночного бокса он выбрался через окно и трубу, проходящую вдоль стены. В результате ребенок получил травмы и был доставлен в больницу.

Таким образом, школа несет ответственность, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют контроль за поведением учеников.

Во всех указанных примерах родители могут требовать проведения внутреннего расследования и установления виновных лиц. Если пришлось платить за лечение и реабилитацию ребенка, родители могут обратиться в суд и вправе рассчитывать на компенсацию понесенного ими материального ущерба и причиненного ребенку морального вреда в случае отказа школы удовлетворить их требования добровольно.

В каком случае школа будет освобождена от ответственности?

  • Если ребенок не является учеником этой школы, т. е. между ею и его родителями не был заключен договор на оказание образовательных услуг. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье своих учеников (ст. 32 Закона об образовании).
  • Если ученик получил травму на территории школы, но фактически находился в этот момент под надзором родителя. Например, когда до начала уроков и до момента передачи ребенка тренеру из-за недосмотра родителя он упал с лестницы.
  • Когда ребенок находился под надзором школы, но вред ему был причинен не по ее вине. Так, к ответственности наряду со школой могут быть привлечены родители ребенка – причинителя вреда. Но для этого должен быть установлен факт ненадлежащего воспитания, иначе ответственность в полном объеме будет возложена на школу за неосуществление должного контроля за поведением и здоровьем обучающихся.

Школа имеет право предъявить к родителям ученика, причинившего вред другому ребенку, регрессный иск. То есть школа вправе потребовать компенсировать ущерб, который был взыскан с нее родителями пострадавшего ребенка. Это возможно, если будет доказано, что родители причинителя вреда безответственно относились к его воспитанию, не осуществляли должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к ним внимания), не выполняли родительские обязанности, которые на них возложены ст. 63 Семейного кодекса.

На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

Можно обратиться к школе с требованием о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда, взыскании убытков. Можно привлечь к ответственности причинителя вреда или родителей провинившегося ребенка.

Размер компенсации определяется по соглашению сторон, а в случае спора – в судебном порядке.

На основании анализа судебной практики можно сделать вывод, что средний размер компенсации морального вреда зависит от субъекта РФ и усмотрения судьи:

  • легкий вред здоровью – от 20 000 до 100 000 рублей;
  • средний вред здоровью – от 150 000 до 500 000 рублей;
  • тяжкий вред здоровью – до 1 000 000 рублей.

Степень вреда определяется на основании медицинской экспертизы.

Что поможет получить компенсацию за причиненный вред?

  • Документы, подтверждающие травму. Если школьный врач не может оказать должную помощь, вызывается скорая. В архиве подстанции скорой помощи впоследствии можно получить медицинские документы. При их наличии школа не сможет отрицать произошедшее.
  • Стоит запросить в школе копию акта о несчастном случае и иные документы, связанные с расследованием произошедшего (приказ о дисциплинарном взыскании, докладные записки, объяснительные ответственного учителя, классного руководителя, завуча, протоколы классного собрания, выписки из протоколов заседания комиссии по профилактике правонарушений и т.п.). Внутреннее расследование школы позволит установить виновных.

Необходимо сохранить чеки и медицинские документы, в которых отражен ход лечения. Они помогут подтвердить размер понесенных трат и обосновать требуемую сумму компенсации морального вреда (причинение морального вреда презюмируется, но доказательства влияют на размер компенсации).

Что делать, чтобы призвать к ответственности виновных?

После сбора перечисленных выше документов рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

1. Обратитесь к адвокату, чтобы получить правовую оценку ситуации.

2. До обращения в суд составьте претензию к образовательному учреждению или родителям ребенка – причинителя вреда о компенсации материального ущерба и морального вреда в добровольном порядке.

3. Обратитесь в суд в случае отказа школы выполнить ваши требования.

Исковое заявление подается мировому судье, если одновременно с требованием имущественного характера на сумму не более 50 000 рублей заявлено производное от него требование о компенсации морального вреда; в районный суд – в иных случаях, в том числе если в иске заявлены и другие требования, не подлежащие оценке (например, об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина).

По общему правилу, исковое заявление направляется в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика – школы или родителей ребенка, причинившего вред. Но возможна иная подсудность по выбору истца. Так, с требованием о компенсации морального вреда можно обратиться в суд по вашему месту жительства.

Читайте также: