Если право на получение патента и исключительное право на него принадлежит рф

Обновлено: 28.06.2024

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях совершенствования регулирования отношений, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности,

2. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации в 3-месячный срок:

а) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом;

б) утвердить методические рекомендации по проведению оценки влияния результата интеллектуальной деятельности, непосредственно связанного с обеспечением обороны и безопасности, на выполнение тактико-технического (технического) задания на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственному контракту, а также его влияния на научно-технические характеристики и конкурентные преимущества разрабатываемого изделия, разрабатываемой технологии.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1, который вступает в силу с 1 января 2022 г.

8 ноября 2021 года

УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации
от 8 ноября 2021 года N 634

Правила установления принадлежности лицу, выполняющему государственный контракт, права на получение патента и исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, непосредственно связанный с обеспечением обороны и безопасности

1. Настоящими Правилами определяются случаи, в которых лицу, выполняющему государственный контракт, принадлежат право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, непосредственно связанный с обеспечением обороны и безопасности, не содержащий сведения, составляющие государственную тайну (далее - результат интеллектуальной деятельности), а также порядок установления принадлежности этих прав.

2. Лицу, выполняющему государственный контракт, право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежат в случаях, если:

а) результат интеллектуальной деятельности не оказывает существенного влияния на выполнение тактико-технического (технического) задания на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственному контракту;

б) результат интеллектуальной деятельности не оказывает существенного влияния на научно-технические характеристики и конкурентные преимущества разрабатываемого изделия, разрабатываемой технологии.

3. Оценка влияния результата интеллектуальной деятельности на выполнение тактико-технического (технического) задания на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственному контракту, а также его влияния на научно-технические характеристики и конкурентные преимущества разрабатываемого изделия, разрабатываемой технологии (далее - оценка влияния результата интеллектуальной деятельности) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, по заказу которого выполняется соответствующий государственный контракт.

4. В целях проведения оценки влияния результата интеллектуальной деятельности лицо, выполняющее государственный контракт, направляет в федеральный орган исполнительной власти, по заказу которого выполняется государственный контракт, одновременно с уведомлением о создании результата интеллектуальной деятельности или в течение 15 рабочих дней после отправки этого уведомления заявление, составленное по форме согласно приложению N 1 (далее - заявление). К заявлению прилагаются оригиналы или заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации копии документов, необходимых для установления принадлежности права на получение патента и исключительного права на результат интеллектуальной деятельности.

5. В случае нарушения предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил срока подачи заявления лицо, выполняющее государственный контракт (далее также - заявитель), направляет в федеральный орган исполнительной власти, по заказу которого выполняется государственный контракт, ходатайство о восстановлении этого срока.

6. Федеральный орган исполнительной власти, по заказу которого выполняется государственный контракт, осуществляет проверку заявления и приложенных к нему документов в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и информирует заявителя о результатах проверки.

7. В случае, если заявление составлено не по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, или если заявитель указал в нем неполные или недостоверные сведения, такое заявление возвращается заявителю для внесения в него исправлений.

8. В случае нарушения предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил срока подачи заявления и при отсутствии ходатайства о восстановлении этого срока федеральный орган исполнительной власти, по заказу которого выполняется государственный контракт, отказывает в рассмотрении заявления. При этом заявитель вправе повторно обратиться в данный федеральный орган исполнительной власти, если указанный срок был нарушен по уважительным причинам.

9. Оценка влияния результата интеллектуальной деятельности и подготовка заключения по результатам проведения такой оценки осуществляются федеральным органом исполнительной власти, по заказу которого выполняется государственный контракт, в течение 60 рабочих дней со дня направления заявителю информации о результатах проверки заявления в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил. В случае необходимости указанный срок может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, при этом заявителю направляется соответствующее уведомление.

10. В целях проведения оценки влияния результата интеллектуальной деятельности и подготовки заключения по результатам ее проведения федеральный орган исполнительной власти, по заказу которого выполняется государственный контракт, может создавать совещательные и (или) координационные органы. К подготовке указанного заключения могут привлекаться генеральный конструктор по созданию вооружения, военной и специальной техники, главный конструктор изделия, входящего в состав разрабатываемого образца вооружения и военной техники, руководители приоритетных технологических направлений и иные специалисты.

11. Руководитель федерального органа исполнительной власти, по заказу которого выполняется государственный контракт, или уполномоченное им должностное лицо на основании заключения, подготовленного по результатам проведения оценки влияния результата интеллектуальной деятельности, принимает решение:

а) о существенном влиянии результата интеллектуальной деятельности на выполнение тактико-технического (технического) задания на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственному контракту и его существенном влиянии на научно-технические характеристики и конкурентные преимущества разрабатываемого изделия, разрабатываемой технологии;

б) об отсутствии существенного влияния результата интеллектуальной деятельности на выполнение тактико-технического (технического) задания на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственному контракту и его существенного влияния на научно-технические характеристики и конкурентные преимущества разрабатываемого изделия, разрабатываемой технологии.

12. Решение, принятое в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, оформляется по форме согласно приложению N 2.

13. Принадлежность лицу, выполняющему государственный контракт, права на получение патента и исключительного права на результат интеллектуальной деятельности подтверждается решением, принятым в соответствии с подпунктом "б" пункта 11 настоящих Правил.

14. Решение, принятое в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, направляется лицу, выполняющему государственный контракт, в течение 10 рабочих дней, но до истечения срока, предусмотренного пунктом 9 настоящих Правил.

1. Право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежат организации, выполняющей государственный или муниципальный контракт (исполнителю), если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию.

2. Если в соответствии с государственным или муниципальным контрактом право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, государственный или муниципальный заказчик может подать заявку на выдачу патента в течение шести месяцев со дня его письменного уведомления исполнителем о получении результата интеллектуальной деятельности, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца. Если в течение указанного срока государственный или муниципальный заказчик не подаст заявку, право на получение патента принадлежит исполнителю.

3. Если право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец на основании государственного или муниципального контракта принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, исполнитель обязан путем заключения соответствующих соглашений со своими работниками и третьими лицами приобрести все права либо обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию. При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц.

4. Если патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не Российской Федерации, не субъекту Российской Федерации или не муниципальному образованию, патентообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца для государственных или муниципальных нужд.

5. Если патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, получен совместно на имя исполнителя и Российской Федерации, исполнителя и субъекта Российской Федерации или исполнителя и муниципального образования, государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование таких изобретения, полезной модели или промышленного образца в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.

6. Если исполнитель, получивший патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи на свое имя, примет решение о досрочном прекращении действия патента, он обязан уведомить об этом государственного или муниципального заказчика и по его требованию передать патент на безвозмездной основе Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

В случае принятия решения о досрочном прекращении действия патента, полученного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи на имя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, государственный или муниципальный заказчик обязан уведомить об этом исполнителя и по его требованию передать ему патент на безвозмездной основе.

7. Автору указанных в пункте 1 настоящей статьи изобретения, полезной модели или промышленного образца, не являющемуся патентообладателем, выплачивается вознаграждение в соответствии с пунктом 4 статьи 1370 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 1373 ГК РФ

Нормы, регулирующие правовой режим объектов патентных прав, созданных при выполнении государственного или муниципального контракта, обладают определенной спецификой по сравнению с нормами, регулирующими сходные отношения и содержащимися в ст. 1371 ГК.

Во-первых, законодатель допускает ситуацию, когда права на объект промышленной собственности могут принадлежать совместно исполнителю контракта и публично-правовому образованию.

Во-вторых, в отношениях по поводу соответствующего объекта патентных прав принимает участие особый субъект - государственный или муниципальный заказчик, чьи действия или чье бездействие в рассматриваемых отношениях имеет юридическое значение. Так, если указанный заказчик не подаст заявку на выдачу патента в пользу публично-правового образования в течение шести месяцев со дня его письменного уведомления исполнителем о полученном результате интеллектуальной деятельности, патент может быть получен исполнителем.

В-третьих, при совместном обладании исполнителя и публично-правового образования правами на объект патентных прав названный выше заказчик самостоятельно может выдавать простые (неисключительные) лицензии на этот объект без согласования, а возможно, и вопреки воле исполнителя. На заказчика возлагается обязанность только уведомить исполнителя о таких сделках.

В-четвертых, отдельно в п. 6 комментируемой статьи законодатель подробно регулирует вопросы, связанные с принятием различными субъектами рассматриваемых отношений решения о досрочном прекращении действия патента.

Другой комментарий к Ст. 1373 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Основу комментируемой статьи составляют нормы ранее действовавшей ст. 9.1 Патентного закона. Однако Кодекс, во-первых, расширил свободу сторон в выборе модели закрепления прав на охраноспособные результаты работ, полученные по государственному или муниципальному контракту. Если в соответствии со ст. 9.1 Патентного закона предусматривалась (при определенных условиях) альтернатива закрепления прав либо за исполнителем, либо за заказчиком, то в соответствии со ст. 1373 эти права могут принадлежать договаривающимся сторонам совместно.

Такая правовая конструкция была заложена уже в Постановлении Правительства РФ от 17.11.2005 N 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности" . Согласно Постановлению государственные заказчики при заключении государственных контрактов могут включать в них следующие условия о закреплении прав на результаты интеллектуальной деятельности:
--------------------------------
СЗ РФ. 2005. N 47. Ст. 4939.

за Российской Федерацией - если данные результаты в силу закона изъяты из оборота либо ограничены в обороте или финансирование работ по доведению этих результатов до стадии промышленного применения берет на себя Российская Федерация;

за Российской Федерацией или по решению государственного заказчика, за Российской Федерацией и исполнителем совместно - если данные результаты необходимы для выполнения государственных функций, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также защитой здоровья населения.

В иных случаях права на результаты научно-технической деятельности закрепляются за исполнителем на условиях, определенных в государственных контрактах.

Не вызывает сомнения, что вопрос о распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые в рамках государственных или муниципальных контрактов, заключенных соответственно субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями, решается аналогичным образом. Во-вторых, согласно п. 3 комментируемой статьи на исполнителя государственного или муниципального контракта, согласно которому права на полученные результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, полезные модели или промышленные образцы) принадлежат Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, возлагается обязанность обеспечить свои права на использованные в разработке охраноспособные решения, принадлежащие третьим лицам. В противном случае исключительные права на соответствующие решения не могут быть переданы исполнителем заказчику.

В свою очередь, исполнитель получает право на возмещение ему заказчиком затрат, понесенных в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц.

2. Пункт 4 комментируемой статьи касается случаев, когда в соответствии с п. 1 статьи патентообладателем является исполнитель государственного или муниципального заказа. Исполнитель, являющийся патентообладателем, обязан по требованию государственного или муниципального заказчика предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца для государственных или муниципальных нужд.

3. Пункт 5 статьи посвящен особенностям распоряжения исключительным правом, вытекающим из патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, права на которые принадлежат совместно Российской Федерации и исполнителю, субъекту Российской Федерации и исполнителю, муниципальному образованию и исполнителю. В этих случаях, в отличие от общего порядка распоряжения правами на результат интеллектуальной деятельности, принадлежащий совместно нескольким правообладателям (см. комментарий к п. 3 ст. 1229), заказчик имеет право предоставлять безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование таких изобретения, полезной модели или промышленного образца в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для государственных либо муниципальных нужд. При этом заказчик должен уведомлять об этом исполнителя.

4. Пункт 6 комментируемой статьи регулирует права и обязанности заказчика и исполнителя государственного или муниципального контракта в случае принятия патентообладателем решения о досрочном прекращении действия патента. Вне зависимости от того, кем является патентообладатель - заказчиком или исполнителем государственного или муниципального контракта, он обязан уведомлять другую сторону контракта о принятом решении и по ее требованию обязан передать ей патент на безвозмездной основе.

5. Пункт 7 статьи также содержит очень важную новеллу, защищающую интересы авторов, участвовавших в выполнении контрактных работ в силу своих трудовых обязанностей. Авторское вознаграждение (как и при выполнении других заказных разработок) им обязан выплатить работодатель независимо от того, кто получит патент на соответствующие изобретения, полезные модели или промышленные образцы.

22 декабря 2020 года был принят Закон[1], согласно которому с 1 января 2022 года изменяется порядок определения принадлежности исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности[2] (далее – РИД), которые создаются по заказу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, или могут быть созданы в результате выполнения работ по заключенному с указанными субъектами государственному контракту (далее – государственный контракт).

Законом, в частности, вводится новая статья 1240.1 и вносятся изменения в статьи 1298, 1373, 1471 ГК РФ, а также признаются утратившими силу положения ГК РФ и иных федеральных законов по вопросу использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии[3].

Почему этот Закон важен?

С 2022 года исключительное право или право на получение патента на РИД[4], созданный по государственному контракту, в большинстве случаев по умолчанию будет принадлежать государству, причем оставить такое исключительное право за лицом, которое такой РИД создало, в прямо установленных Законом случаях будет невозможно.

Принятый Закон важен для всех лиц, выступающих исполнителями по государственным контрактам и создающим по заказу государства, например, архитектурные решения, различные научные разработки или программное обеспечение для нужд государства.

[2] Речь идет об объектах авторского права (в том числе программах для ЭВМ), изобретениях, промышленных образцах, полезных моделях, секретах производства (ноу-хау), селекционных достижениях, топологиях интегральных микросхем.

[3] Под единой технологией понимается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с правилами настоящего раздела, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере (ст. 1541 ГК РФ, утрачивающая силу с 1 января 2022 года).

[4] Далее по тексту при упоминании исключительного права также подразумевается и право на получение патента.

Что изменится?

На настоящий момент исключительное право на РИД может принадлежать государству, если стороны прямо это предусмотрели в государственном контракте, если контрактом этот вопрос не разрешен – исключительное право остается за исполнителем, который, в свою очередь, обязан предоставить государственному заказчику право использовать РИД безвозмездно (ст. 1298, 1373 ГК РФ).

В соответствии с внесенными Законом изменениями, принадлежность исключительного права на такие РИДы с 2022 года будет определяться следующим образом:


Таким образом, Законом прямо устанавливаются случаи принадлежности исключительного права на РИД только государству, когда невозможно установить иное регулирование указанного вопроса государственным контрактом. Важно, что стороны государственного контракта не смогут согласовать и условия перехода исключительного права государству (например, только после полной оплаты работ), что являлось довольно серьезной защитой интересов исполнителя.

Создание РИДа, непосредственно связанного с обеспечением обороны и безопасности

К РИДам, которые могут создаваться для обеспечения обороны и безопасности, Закон прямо относит: программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)[1].

В части объектов авторских прав Закон ограничивается только упоминанием программ для ЭВМ и баз данных, из чего следует, что иной объект авторских прав (например, произведение литературы или архитектуры), создаваемый по государственному контракту, не может рассматриваться как непосредственно связанный с обеспечением обороны и безопасности, и исключительное право на которое по умолчанию принадлежит Российской Федерации.

Такие РИДы должны создаваться в рамках государственных программ или при выполнении государственного оборонного заказа, осуществление которых обеспечивают Минобороны России, ФСБ России, СВР России, ФСО России, МВД России, Росгвардия, либо являться их или подведомственных им государственных учреждений собственными разработками.

Исключительное право на такие РИДы по общему правилу возникает у Российской Федерации, но могут быть исключения, которые должны быть прямо предусмотрены ГК РФ. Закон устанавливает, что подобные исключения должны определяться Президентом РФ:

  • в случаях и в порядке, определенном Президентом РФ, исключительное право на РИД может возникать у исполнителя. Закон не устанавливает, в какой форме такие случаи и порядок должны определяться Президентом РФ.
  • на основании представления[2] уполномоченного органа по решению Президента РФ, принадлежащее Российской Федерации исключительное право может передаваться возмездно или безвозмездно исполнителю или иному российскому юридическому лицу, заинтересованному и обладающему возможностями для внедрения РИДа.

Российская Федерация, которой принадлежит исключительное право на РИД, может по требованию исполнителя предоставить ему право использования РИДа на условиях безвозмездной неисключительной лицензии. Важно, что в указанном случае государство может отказать в предоставлении такой лицензии исполнителю.

Создание РИДа за счет средств федерального или муниципального бюджета

Исключительное право на созданный при выполнении государственного контракта РИД будет принадлежать Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию при наступлении одного из прямо перечисленных в Законе условий (см. выше). Принадлежность исключительного права конкретному публичному образованию определяется в зависимости от того, от имени кого выступает государственный заказчик и за счет средств какого бюджета государственный контракт заключен.

Условие о принадлежности исключительного права публичному образованию, когда создается РИД, необходимый для предоставления государственных услуг либо для осуществления государственных функций, представляется достаточно широким и размытым, что может позволить обосновать необходимость использования почти любого РИДа по указанному основанию и, соответственно, принадлежность исключительного права именно государству. Установленный Законом перечень не является исчерпывающим и иными законами также могут устанавливаться условия, при которых исключительное право на РИД будет принадлежать публичному образованию.

Исполнитель вправе использовать такой РИД, исключительное право на которое принадлежит публичному образованию, на условиях безвозмездной неисключительной лицензии. Из Закона следует, что такое право у исполнителя должно быть даже без прямого на это указания в государственном контракте.

Предоставление безвозмездной лицензии государству

Если исключительное право принадлежит не публичному образованию, правообладатель обязан по требованию государственного заказчика предоставить указанному им лицу возможность использования созданного РИД безвозмездно на условиях неисключительной лицензии. Если правообладатель произвел отчуждение исключительного права другому лицу, такое лицо тоже обязано продолжить предоставлять лицензию на указанных условиях и оно, не будучи связанным условиями государственного контракта, в любом случае не сможет отказать государству в выдаче лицензии. Следует отметить, что существует риск распространения данного правила также и на правообладателей, не являющихся стороной государственного контракта, а, например, привлеченных в качестве субподрядчиков.

Отношения с третьими лицами

В Законе осталось без изменения правило об обязанности исполнителя, который привлекал для создания РИДа по государственному контракту третьих лиц или своих работников, заключить с такими лицами соглашения об отчуждении исключительного права или лицензионные соглашения, чтобы обеспечить передачу исключительного права на РИД в полном объеме государству. За третьими лицами исключительное право может оставаться по согласованию с исполнителем только если исключительное право на РИД, созданный по государственному контракту, не должно принадлежать государству.

Закон прямо не регулирует последствия не приобретения исполнителем исключительного права на РИД у третьих лиц, хотя этот вопрос является достаточно важным. Государство может нести значительные риски в связи с использованием такого РИДа в отсутствие согласия третьего лица. Подход, при котором будет считаться, что государство в любом случае получает возможность использования РИДа, созданного третьим лицом, даже если последнее не передавало исключительного права исполнителю или напрямую государству, не может соответствовать принципам права и смыслу закона в предлагаемой редакции, однако, учитывая размытости формулировок Закона, существует риск, что суды могут при возникновении споров толковать такие формулировки в пользу государства.

Законом также устанавливается возможность распоряжения исключительным правом на РИД только по решению государства при режиме совместного обладания правом[3]: публичное образование по своему решению может выдать лицензию третьему лицу, привлекаемому после создания РИД для выполнения работ поставок продукции для государственных нужд, лишь предупредив об этом исполнителя, с которым они совместно обладают исключительным правом, но не дожидаясь от него на это согласия.

Когда Закон вступает в силу?

Закон вступает в силу с 1 января 2022 года. Закон не имеет обратной силы и будет применяться только к правоотношениям, возникшим после 1 января 2022 года, а также к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 1 января 2022 года по ранее возникшим правоотношениям.

[1] Такие ноу-хау должны будут подлежать учету в Реестре результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности, который будет вести Минобороны России в порядке, определяемом Правительством РФ.

[2] Содержание представления и порядок его подготовки определяются Правительством Российской Федерации.

[3] По общему правилу, лица, совместно обладающие исключительным правом на РИД должны распоряжаться им по соглашению.

Читайте также: