Если подозреваемый скрылся от дознания дознаватель

Обновлено: 04.07.2024

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 41 УПК РФ

Текст комментария: Под ред. А.В. Смирнова "КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание

1. Согласно п. 7 ст. 5 дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. В качестве дознавателя может выступать не только штатный дознаватель, но и иное должностное лицо органа дознания, которому дано соответствующее поручение начальником органа дознания или его заместителем. Например, таким должностным лицом является участковый уполномоченный милиции (п. 10.1 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900 // РГ. 2002. 27 нояб.).

4. Дознавателю необходимо получать судебное решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; залога; о продлении срока содержания под стражей; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93; о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114; о контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 29).

5. В ч. 2 ст. 41 УПК установлен запрет на возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Он касается лишь тех работников органа дознания, на которых возложены обязанности по производству предварительного расследования в порядке, установленном главой 32 УПК, и не распространяется на сотрудников органов дознания при проведении неотложных следственных действий согласно положениям ст. 157 УПК.

7. Об обжаловании дознавателем указаний начальника подразделения дознания по уголовному делу см. коммент. к ст. 40.1.

Задайте вопрос юристу:


Сколько времени гражданин может обладать статусом подозреваемого? Прежде чем ответить на поставленный вопрос, сразу заметим, что подозреваемого в уголовном процессе по конкретному уголовному делу может вообще не быть. Если же таковой имелся, то максимальная продолжительность нахождения лица в искомом качестве зависит от того, в связи с чем он был наделен надлежащим правовым положением, применялась к нему или нет и какая именно мера пресечения, в совершении какого преступления он подозревался.

Если подозреваемым лицо стало в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела, то данным статусом оно может обладать неограниченное по продолжительности время. К примеру, в связи с тем, что подозреваемый скрылся от органов предварительного расследования, найти его не могут, а без его участия в уголовном процессе собрать доказательства, достаточные для вынесения в отношении его постановления о привлечении в качестве обвиняемого невозможно.

Когда же статусом подозреваемого лицо наделяется в связи с его задержанием в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, то максимальный срок нахождения его в искомом качестве зависит от того, был ли он заключен под стражу после задержания и в совершении какого преступления он подозревается.

Если после задержания лицо было заключено под стражу, то в соответствии с требованиями ст. 100 УПК РФ подозреваемым оно будет не более десяти суток (сорока пяти суток, когда лицо подозревается в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 209, 210, 210.1, 277, 278, 279, 281, 360 и 361 УК РФ) с момента фактического его задержания.

К такому лицу после задержания может быть применена иная, помимо заключения под стражу, мера пресечения. В этом случае максимальное время, в течение которого оно может быть наделено соответствующим статусом, приблизительно пятнадцать (пятьдесят) суток. Правильнее было бы сказать, что этот срок состоит из двух составляющих. Первая исчисляется в часах, а вторая в сутках. Первая равна 120 часам, вторая 10 суткам (45 суткам, если он подозревается в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 209, 210, 210.1, 277, 278, 279, 281, 360 и 361 УК РФ). Откуда мы взяли 10 (45) суток, думаю, ясно. Это время, в течение которого должно быть предъявлено обвинение. Но что это за 120 часов?

Задержание может продолжаться 120 часов, по нашему мнению, вот почему. По общему правилу и исходя из содержания ч. 2 и 3 ст. 94 УПК РФ срок задержания составляет 48 часов. Но в соответствии с установками, закрепленными в п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ, этот срок может быть продлен на срок не более 72 часов. Если сложить 48 часов и 72 часа, получится искомая сумма в 120 часов. С учетом же ч. 7.1 ст. 108 УПК РФ по истечении указанного периода времени суд вправе отказать в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу и избрать в отношении последнего меру пресечения, к примеру, в виде запрета определенных действий, залога или домашнего ареста. В рассматриваемой ситуации статусом подозреваемого лицо будет наделено еще 10 суток (45 суток, если он подозревается в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 209, 210, 210.1, 277, 278, 279, 281, 360 и 361 УК РФ) с момента применения к нему меры пресечения в виде запрета определенных действий, залога или домашнего ареста.

Предпоследняя разновидность подозреваемого такова. Подозреваемым лицо становится в связи с применением к нему меры пресечения в соответствии со ст. 100 УПК РФ. Поэтому максимальный срок, в течение которого такой гражданин может обладать статусом подозреваемого, не может превышать 10 суток (45 суток, если он подозревается в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 209, 210, 210.1, 277, 278, 279, 281, 360 и 361 УК РФ).

Последняя — когда следователем (дознавателем и др.) лицу вручено уведомление о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ. Следуя логике ст. 223 УПК РФ, срок производства дознания не может превышать 12 месяцев. В свою очередь ст. 223.1 УПК РФ не запрещает вручать уведомление о подозрении в совершении преступления в день возбуждения уголовного дела. В предложенной ситуации подозреваемым лицо будет оставаться до момента завершения дознания: прекращения уголовного дела или вынесения обвинительного акта.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Клюев С., заместитель начальника отдела прокуратуры Удмуртской Республики.

Малыхин Е., старший прокурор отдела.

За последние годы в организации правоохранительными органами работы по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, и прокурорского надзора в этой сфере накопился ряд проблем. Одни из них вполне можно решить имеющимися средствами, другие требуют законодательного урегулирования.

Со статистической точки зрения, в связи с розыском приостанавливается небольшое число уголовных дел. В период с 2004 по 2007 г. в Удмуртской Республике их доля не превысила 2% от общего числа приостановленных, при этом розыск подозреваемых и обвиняемых оказывается эффективным более чем в 75% случаев.

Произошедший за последние 4 года двукратный рост регистрируемой преступности в результате наведения порядка в учете преступлений, а также комплекс мер по повышению эффективности работы аппаратов следствия и дознания повлекли и увеличение числа объявленных в розыск преступников.

Своевременное принятие мер по активизации прокурорского надзора в этой сфере и повышение качества розыскной работы позволили повысить эффективность розыска. Так, если в 2004 г. разыскан 1361 скрывшийся преступник, что составило 75,7% от числа объявленных в розыск, то в 2007 г. их количество превысило 2000 - более 80%. При этом в целом по России в 2007 г. эффективность розыска преступников составила примерно 68% (объявлено в розыск 238682 преступника, а остаток неразысканных составил 76959 лиц).

Вместе с тем в организации правоохранительными органами работы по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, сохраняются две группы проблем. Одна из них относится к стадии досудебного производства по уголовным делам и включает вопросы взаимодействия следователя (дознавателя) и оперативных подразделений органов внутренних дел. Другая - к стадии судебного производства по уголовному делу и охватывает вопросы взаимодействия суда, прокурора, оперативных подразделений органов внутренних дел и судебных приставов в случаях, когда подсудимый скрылся от суда либо место его пребывания неизвестно.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 209 УПК РФ следователь (дознаватель) устанавливает место нахождения подозреваемого (обвиняемого), а если он скрылся, принимает меры к его розыску. Таким образом, роль следователей и дознавателей в организации и осуществлении розыска скрывшихся преступников в стадии досудебного производства по уголовному делу основополагающая.

Однако сегодня приходится все чаще сталкиваться с их незаинтересованностью в розыске преступников в ходе расследования. Характерные недостатки в работе следователей (дознавателей) по организации розыска скрывшихся от следствия и дознания лиц таковы:

  • непредставление исчерпывающих сведений о разыскиваемом лице подразделениям розыска органа внутренних дел;
  • отсутствие документов, подтверждающих, что следователем (дознавателем) принимались меры к установлению местонахождения подозреваемого (обвиняемого) и доставлению его для производства следственных действий (корешки повесток, постановление о приводе, рапорты сотрудников органа внутренних дел, которые исполняли принудительный привод, и т.п.);
  • неуведомление либо несвоевременное уведомление органа, осуществляющего розыск, об обнаружении разыскиваемого преступника или поступлении сведений о его местонахождении;
  • несвоевременное объявление в розыск;
  • необоснованное объявление в розыск.

Существенная проблема взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел со следователями и дознавателями при розыске скрывшихся преступников - непредставление исчерпывающих сведений о разыскиваемом лице при объявлении его в розыск. Нередко в оперативные подразделения не направляются сведения о возможном месте пребывания скрывшегося, его связях, особых приметах, одежде преступника, характеристике личности (особенностях поведения), что негативно сказывается на своевременности проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий и результатах розыска. Поручения следователей о розыске подозреваемых (обвиняемых) в этих случаях отличаются скудными, неполными данными о таких лицах и местах их предполагаемого нахождения, что лишает оперативные подразделения возможности своевременно организовать и эффективно осуществить их розыск и задержание. В последующем материалы уголовных дел изучаются оперативными сотрудниками и указанный недостаток устраняется, однако на это уходит время. Но если на начальной стадии розыска между следователями (дознавателями) и оперативными подразделениями есть хоть какое-то взаимодействие (представление данных о личности разыскиваемого, обстоятельствах совершенного преступления, круге установленных в ходе следствия знакомых и друзей), то в дальнейшем какого-либо участия в розыске следователь (дознаватель), как правило, не принимает.

Не всегда решения следователей и дознавателей о приостановлении уголовных дел в связи с розыском подозреваемых и обвиняемых законны. Имеют место факты невыполнения требования ч. 5 ст. 208 УПК о производстве всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого. К материалам дела в этих случаях не приобщаются ответы на запросы из медицинских учреждений, моргов, кредитных учреждений, компаний сотовой связи, не допрашиваются все установленные по делу свидетели, отдельные поручения остаются без надлежащего исполнения.

Нередко постановления о розыске обвиняемых выносятся не по факту уклонения подозреваемых и обвиняемых от явки к следователю или дознавателю, а перед окончанием срока предварительного расследования, что влечет несвоевременность начала розыска и фактически предоставляет лицу от 2 - 3 недель до 2 месяцев на то, чтобы скрыться от органов предварительного расследования.

В ходе осуществления надзорной деятельности прокуроры выявляют и факты необоснованного объявления в розыск лиц, не обладающих статусом подозреваемых, либо обвиняемых в результате нарушений закона, допущенных органами предварительного расследования. Такие факты выявлены прокуратурой республики в 2006 г. в одном из районных ОВД г. Ижевска по нескольким розыскным делам. В результате принятых прокуратурой мер подобные нарушения законности более не допускались.

Не лишена недостатков работа по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, проводимая сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел. Ведомственными актами МВД России перед органами внутренних дел ставится задача выявления и пресечения намерений лиц скрыться от органов следствия и суда. Вместе с тем такая работа реально проводится только с лицами, находящимися под стражей в изоляторах. Оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления и пресечения намерений скрыться с лицами, в отношении которых в период предварительного расследования избирались другие меры пресечения, на практике не осуществляются. Случаи инициирования оперативными подразделениями перед следственными органами заключения под стражу привлекаемых к уголовной ответственности лиц единичны и свидетельствуют об отсутствии системной работы в этом направлении.

Приходится констатировать, что ведомственный контроль со стороны руководства органов внутренних дел не всегда адекватен требованиям, предъявляемым к розыску скрывшихся преступников, что сказывается на эффективности розыска. Работа по розыску указанной категории лиц не является приоритетной в работе милиции, где основное внимание уделяется раскрытию преступлений, в первую очередь, относящихся к категориям тяжких и особо тяжких.

Розыскные дела руководителями территориальных органов внутренних дел изучаются не на системной основе и не в полном объеме. В тех случаях, когда даются указания о проведении конкретных мероприятий, их исполнение, как правило, не контролируется. Нередко указания по розыскным делам руководителями органов внутренних дел даются в форме констатации фактов допущенных сотрудниками уголовного розыска нарушений либо формально - "активизируйте работу", "примите меры к розыску" и игнорируются сотрудниками уголовного розыска. Отсутствие постоянного контроля со стороны руководства органов внутренних дел за деятельностью подчиненных на практике приводит к хаотичности и бессистемности розыска.

Обращает на себя внимание тот факт, что из года в год процент неразысканных лиц остается приблизительно на одном уровне (20 - 25%). Просчеты в организации розыска со стороны сотрудников правоохранительных органов и недостатки прокурорского надзора на этом направлении, безусловно, влияют на конечный результат. В то же время анализ ситуации позволяет сделать вывод о том, что главная причина сложившегося положения - ограниченность средств, предоставленных законодателем органам, осуществляющим розыск скрывшихся преступников.

Таким образом, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, не могут служить поводом для проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина. Это означает, что при розыске скрывшихся преступников такие эффективные средства, как прослушивание телефонных переговоров и контроль корреспонденции, не применимы. Кроме того, ч. 9 ст. 8 Закона содержит прямой запрет на использование указанных видов оперативно-розыскных мероприятий в целях розыска. Выходом из положения послужило бы внесение соответствующих изменений в ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", которые расширили бы перечень оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, включив в него розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда.

Наиболее эффективными мероприятиями по розыску скрывшихся преступников из имеющихся на сегодня в арсенале оперативных подразделений являются опросы граждан, наведение справок, составление информационно-поисковых карт и других оперативно-справочных документов, запросы информации по ПТК "Розыск-Магистраль". При этом использование ИПК, иных оперативно-справочных документов и поисковых систем позволяет установить местонахождение не более 12 - 15% объявленных в розыск. Применение такого оперативно-розыскного мероприятия, как наблюдение, на практике встречается крайне редко.

Анализ розыскных дел позволяет выделить следующие наиболее характерные нарушения закона в работе сотрудников уголовного розыска по розыску скрывшихся преступников:

  • несвоевременное заведение розыскных дел;
  • необоснованное прекращение розыска;
  • другие нарушения (отсутствие ведомственного контроля, неполнота и несвоевременность розыскных мероприятий), которые составляют подавляющее число выявленных нарушений.

Наиболее эффективен федеральный и международный розыск, поскольку лица, объявленные в него, значатся по всем оперативно-справочным и розыскным учетам. При этом розыск лиц, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с содержанием под стражей, менее эффективен, поскольку в таком случае при обнаружении разыскиваемого лица оперативный сотрудник может только взять объяснение о причинах неявки лица, обязательство о явке в органы расследования или в суд. Это, однако, не решает задачи розыска, которая заключается в обеспечении реального присутствия лица в судебном заседании либо на следственных действиях. В свою очередь, прекращение органами внутренних дел розыскного дела в таких случаях представляется необоснованным.

В случаях, когда подсудимый скрылся от суда либо место его пребывания суду неизвестно, в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 238 УПК судья выносит постановление о приостановлении производства по уголовному делу. Если это связано с побегом обвиняемого из-под стражи, уголовное дело с постановлением суда о розыске обвиняемого, на основании ч. 2 ст. 238 УПК, направляется прокурору. Прокурор, в свою очередь, решение суда направляет в органы внутренних дел для розыска обвиняемых. В случае приостановления судом уголовного дела в связи с тем, что скрылся обвиняемый, не содержащийся под стражей, уголовное дело остается в суде, а прокурору направляется постановление о розыске обвиняемого, копию которого прокурор направляет в органы внутренних дел.

Однако имеют место и факты нарушения указанного порядка, в том числе судьями. В ряде случаев судьи, игнорируя требования ст. 238 УПК, направляют постановления о розыске обвиняемых напрямую в органы внутренних дел, минуя прокурора. В этом случае прокурор лишен возможности немедленно проверить своевременность заведения розыскного дела, полноту планирования и организации розыска скрывшегося преступника. Кроме того, на практике имели место и факты несвоевременного направления судьями постановлений о розыске в органы внутренних дел, в том числе спустя несколько месяцев после его вынесения.

В Удмуртской Республике все решения судов о приостановлении производств по уголовным делам связаны с тем, что скрывались обвиняемые, находящиеся на свободе. При этом в большинстве случаев производство по уголовным делам приостанавливалось мировыми судьями. Это связано с большим количеством рассматриваемых уголовных дел по сравнению с количеством, рассматриваемым федеральными судьями, а также с тем, что процент содержащихся под стражей обвиняемых больше по делам, подсудным федеральным судам. Кроме того, как показывает практика, взаимоотношения федеральных судов со службами судебных приставов при выполнении принудительных приводов организованы на порядок лучше.

Работа судебных приставов по исполнению решений суда о применении к подсудимому предусмотренных законом мер процессуального принуждения выполняется, как правило, формально и ограничивается в лучшем случае выездом по месту жительства, указанному в обвинительном заключении (акте). Подобная ситуация объясняется прежде всего незаинтересованностью службы судебных приставов в конечном результате исполнения таких судебных решений, поскольку ни их количество, ни сроки их исполнения на рейтинг оценки службы существенно не влияют. Реальность же таких показателей вызывает обоснованные сомнения. Так, по оценкам судей, эффективность принудительных приводов подсудимых не превышает 50%, тогда как показатели судебных приставов приближаются к 100%. В конечном итоге подобное отношение судебных приставов к принудительным приводам подсудимых негативно отражается на качестве и сроках рассмотрения уголовных дел судами. В дальнейшем, при отсутствии положительных результатов привода, производство по уголовным делам приостанавливается, а подсудимый объявляется в розыск, который осуществляется органами внутренних дел, создавая для них необоснованную нагрузку.

В целях решения проблемы по установлению места пребывания подсудимых, уклоняющихся от явки в суд, представляется необходимым внесение соответствующих изменений в законодательство, в соответствии с которыми первоначальный этап розыска подсудимых (проверка возможных мест пребывания, наведение справок и т.п.) без проведения оперативно-розыскных мероприятий был бы отнесен к компетенции службы судебных приставов. При этом целесообразно розыск подсудимых отнести к числу приоритетных задач деятельности службы судебных приставов.

Таким образом, большая часть проблем в организации розыска скрывшихся преступников относится к стадии досудебного производства по уголовным делам. Недостатки, вызванные субъективными причинами, могут быть устранены и устраняются принимаемыми прокурорами мерами реагирования. Об этом свидетельствуют наблюдающиеся в республике положительные тенденции изменения количества разысканных лиц, повышения эффективности работы органов предварительного расследования. Однако часть проблем, как указывалось выше, требует совершенствования правового регулирования и вмешательства законодателя.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Процессуальный порядок окончания дознания в виде прекращения уголовного дела и уголовного преследования

В уголовно-процессуальном законе отсутствует понятие прекращения уголовного дела и уголовного преследования. Анализ ст. 158, 212, 213 и др. УПК позволяет определить, что под этим понимают:

  1. уголовно-процессуальный институт;
  2. разновидность уголовно-процессуальной деятельности участников уголовного судопроизводства;
  3. один из видов окончания дознания;
  4. часть одной из стадий досудебного производства.

Прекращение уголовного дела и уголовного преследования может иметь место на всех стадиях уголовного процесса, кроме возбуждения уголовного дела и исполнения приговора.

Согласно ч. 1 ст. 212 УПК уголовное дело и уголовное преследование прекращаются при наличии оснований, предусмотренных ст. 24. 25, 27. 28 УПК.

Уголовное дело не может быть возбуждено, а если оно уже возбуждено, то подлежит прекращению, по нижеуказанным основаниям (ч. 1 ст. 24 УПК):

  1. отсутствие событие преступления;
  2. отсутствие в деянии состава преступления;
  3. истечение срока давности уголовного преследования;
  4. смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;
  5. отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК;
  6. отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 1, 3-5, 9, 10 ч. 1 ст. 448 УПК, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1 и 3-5 ч. 1 ст. 448 УПК.

Помимо этих оснований для прекращения уголовного дела законодатель предусмотрел и ряд других, которые выделил в отдельные нормы или статьи:

В соответствии с ч. 1 ст. 27 УПК уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по следующим основаниям:

  1. в случае непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;
  2. в связи с прекращением уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 1-6 ч. 1 ст. 24 УПК;
  3. вследствие акта об амнистии;
  4. наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;
  5. наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмеченного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;
  6. отказ Совета Федерации или Государственной Думы Федерального Собрания РФ в удовлетворении ходатайства Генерального прокурора РФ о направлении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в суд в соответствии с ч. 2 ст. 451 УПК (п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК);
  7. отказ Государственной Думы Федерального Собрания РФ в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, или отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица (п. 7 ч. 1 ст. 27 УПК).

Согласно ч. 3 ст. 27 УПК уголовное преследование прекращается:

  1. в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, по основанию, указанному в п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК;
  2. в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, по основанию, указанному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК. Кроме того, прекращение уголовного преследования предусмотрено в нормах других статей УПК РФ, в частности, в связи с применением принудительной меры воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 427 УПК).

Все основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования принято условно дифференцировать на юридические и фактические.

Юридическим основанием служит решение (постановление) прокурора, следователя или дознавателя (п. 25 ч. 5 ст. 213 УПК).

Фактическими основаниями являются обстоятельства, препятствующие принятию решения об окончании предварительного следствия с обвинительным заключением либо постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера или об окончании дознания составлением обвинительного акта.

Их можно классифицировать:

1) по источнику права — на материально-правовые и процессуальные , а также предусмотренные иными законами. Материально-правовые — такие, которые исключают преступность деяния или освобождают от уголовной ответственности (ст. 37—42, 75—78, 90 УК РФ). Процессуальные — обстоятельства, которые исключают возможность или необходимость продолжения предварительного расследования (гл. 4, 29, 50-52 и др. УПК);

2) по юридическим последствиям на реабилитирующие и нереабилитирующие ;

3) по волеизъявлению участников, осуществляющих уголовное судопроизводство, — дискреционные и императивные . Дискреционные — это такие основания, которые прокурор, следователь и дознаватель могут применить по личному усмотрению (либо следователь и дознаватель могут применить с согласия прокурора, либо для этого требуется также судебное решение). Императивные (категоричные) основания не зависят от воли прокурора, следователя или дознавателя, так как законодатель обязывает этих должностных лиц прекратить уголовное дело и уголовное преследование (ст. 24, 27, ч. 2 ст. 28, п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК).

4) по времени действия — на временные (условные) и окончательные (безусловные) . Временные (условные) — обстоятельства, указанные в ст. 90 УК РФ и ст. 427 УПК (в отношении несовершеннолетних). К окончательным (безусловным) основаниям относятся обстоятельства. предусмотренные в ст. 24, 25, 27, 28, 416, п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК. Однако само название не препятствует отмене решения (постановления) прокурора, следователя, дознавателя о прекращении уголовного дела;

5) в зависимости от позитивного поведения лица — на субъективные и объективные . Объективные — это обстоятельства, которые обязывают прокурора, следователя и дознавателя прекратить уголовное дело.

Рассмотрим более подробно основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования применительно к дознанию.

Прекращение уголовного дела в связи с отсутствием события преступления. Данное понятие в уголовно-процессуальном законодательстве не определено. Согласно содержанию п. 1 ч. 1 ст. 73 УПК отсутствие события преступления означает отсутствие самого деяния, которое, как предполагалось, имело место.

Прекращение уголовного дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления. Анализ норм УК РФ и УПК РФ обязывает прекратить уголовное дело по причине отсутствия в деянии состава преступления, когда:

  • деяние не предусмотрено Особенной частью УК РФ (ст. 8, ч. 1 ст. 14 УК РФ);
  • действие (бездействие), хотя формально и содержит признаки какого-либо предусмотренного УК РФ деяния, но в силу малозначительности не представляет собой общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ);
  • до принятия окончательного решения по уголовному делу преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом (ч. 2 ст. 24 УПК РФ);
  • отсутствует один из элементов состава преступления или признаки, характеризующие данные элементы, если они предусмотрены УК РФ (ст. 8 УК РФ);
  • установлены обстоятельства, исключающие преступность Деяния: необходимая оборона (ст. 37 УК РФ); причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ); крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ); физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ); обоснованный риск (ст. 41 УК РФ); исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ);
  • установлены обстоятельства, предусмотренные в Общей части УК РФ (ч. 2 ст. 5. ч. 1 ст. 21 (совершение преступления в состоянии невменяемости), ст. 28 (невиновное причинение вреда), ч. 2 ст. 30, ч. 1 и 2 ст. 31 (добровольный отказ от преступления), ст. 36 (эксцесс исполнителя преступления) УК РФ).

Прекращение уголовного дела за истечением сроков давности уголовного преследования. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки: а) 2 года после совершения преступления небольшой тяжести, б) 6 лет после совершения преступления средней тяжести. В соответствии со ст. 94 УК РФ сроки давности при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности сокращаются наполовину. Сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно. Течение сроков давности приостанавливается. если лицо, совершившее преступление, скрывается от дознания.

Прекращение уголовного дела в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего. Основанием для вывода о смерти лица является выданное органами записи актов гражданского состояния свидетельство о смерти подозреваемого или обвиняемого. Однако свидетельство может выдаваться не только в связи со смертью лица, но и при объявлении гражданина умершим в соответствии с ГК РФ. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим или день предполагаемой его гибели. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК уголовное дело правомерно прекращать лишь при отсутствии всех иных оснований прекращения дела, кроме основания, предусмотренного данной нормой. В тех случаях, когда заинтересованные лица ходатайствуют о продолжении судопроизводства в целях реабилитации подозреваемого или обвиняемого, восстановления доброго имени, чести и достоинства, иных законных интересов, производство по делу должно быть продолжено в обычном порядке вплоть до заочного судебного разбирательства. Однако производство по делу может быть продолжено только в том случае, если есть основания полагать, что отсутствует событие преступления, в деянии отсутствует состав преступления, не доказана причастность лица в совершении преступления либо когда есть основания для вывода о виновности лица.

Прекращение уголовного дела в отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК.

Отличие порядка возбуждения уголовных дел частного и частно-публичного обвинения (ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 129. ч. 1 ст. 130, ст. 131, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 136, ч. 1 ст. 137, ч. I ст. 138, ч. 1 ст. 139. ст. 145, ч. 1 ст. 146. ч. 1 ст. 147 УК РФ) заключается в том, что такое дело может быть возбуждено не иначе как по заявлению потерпевшего. Отсутствие заявления потерпевшего является в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК основанием отказа в возбуждении уголовного дела.

В порядке ст. 23 УПК могут возбуждаться уголовные дела о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях, предусмотренных гл. 23 УК РФ (применительно к дознанию это ст. 203 УК РФ — превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб). Дознаватель не вправе по своей инициативе возбуждать уголовное дело по данной статье. Если в результате производства дознания было установлено, что в результате преступлений, предусмотренных ст. 203 УК РФ, вред причинен только интересам данной организации, а заявление потерпевшего, его представителя, а также согласие потерпевшего на привлечение к уголовному преследованию не поступило, возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по основанию, указанному в п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК.

Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон. Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон предусмотрено в ст. 25 УПК. Решение о прекращении уголовного дела применяется по усмотрению дознавателя с согласия прокурора. Требуются обязательные условия для прекращения по данному основанию: 1) совершение преступления небольшой или средней тяжести; 2) наличие заявления потерпевшего или его законного представителя с содержанием просьбы прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого; 3) факт примирения этого лица с потерпевшим; 4) обязательное заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием. Дознаватель вправе с согласия прокурора прекратить уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести в случаях, предусмотренных ст. 28 УПК. Понятие деятельного раскаяния раскрывается в ч. 1 ст. 75 УК РФ. Оно подразумевает, что лицо, совершившее преступление: 1) добровольно явилось с повинной; 2) способствовало раскрытию преступления; 3) возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления 1 Николюк В.В., Магомедов А.Ю.. Шаламов В.Г. Прекращение уголовного дела в связи с деятельным раскаянием в стадии предварительного расследования. Омск: ЮИ МВД России, 1999. С. 63.

Прекращение уголовного преследования вследствие акта об амнистии. В п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК указано основание для прекращения уголовного преследования — вследствие акта об амнистии. Согласно ст. 84 УК РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально неопределенного круга лиц. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности.

Уголовное преследование вследствие акта об амнистии может быть прекращено только тогда, когда подозреваемый или обвиняемый против этого не возражают. В противном случае уголовное дело подлежит расследованию в обычном порядке.

Прекращение уголовного преследования при наличии в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению. Данное основание предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 27 УПК. Вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех органов государственной власти и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Однако решения суда и судьи, вступившие в законную силу, могут быть отменены.

Прекращение уголовного преследования при наличии в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Данная норма отражена в п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК. Сущность данного основания для прекращения уголовного преследования заключается в соблюдении следующих условий: 1) уголовное преследование прекращается в отношении того лица, в отношении которого имеется соответствующее решение прокурора, следователя, органа дознания; 2) постановление должно касаться того же обвинения.

Согласно ч. 3 ст. 27 УПК уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК. По этому же основанию подлежит прекращению уголовное преследование и в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом.

Прекращение уголовного дела с применением принудительной меры воспитательного воздействия. Прекращение по данному основанию предусмотрено ст. 427 УПК. Существо данного основания заключается в том, что дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной ч. 2 ст. 90 УК РФ. Однако прекращение уголовного преследования по данному основанию возможно при наличии следующих условий: а) категория преступлений должна быть небольшой и средней тяжести; б) будет установлено, что его исправление может быть достигнуто без применения наказания; в) несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый или его законный представитель не возражают против прекращения уголовного преследования.

При наличии вышеуказанных оснований окончание производства по делу завершается его прекращением и оформляется мотивированным постановлением дознавателя, в котором излагаются сущность дела и основания прекращения. Копия постановления направляется прокурору. В случаях, когда в соответствии с УПК прекращение уголовного дела допускается только при согласии обвиняемого или потерпевшего, наличие такого согласия отражается в постановлении. В постановлении разрешаются вопросы, вытекающие из ранее принятых по делу решений: об отмене меры пресечения, наложения ареста на имущество, корреспонденцию, временного отстранения от должности, контроля и записи переговоров, о вещественных доказательствах. Также дознаватель вручает либо направляет копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику в течение 24 часов с момента вынесения постановления.

Если основания прекращения уголовного преследования относятся не ко всем подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, то дознаватель в соответствии со ст. 27 УПК выносит постановление о прекращении уголовного преследования в отношении конкретного лица. При этом производство по уголовному делу продолжается.

Читайте также: