Если нет оквэд можно ли осуществлять деятельность

Обновлено: 28.06.2024


Какие штрафы при разовой хоз.операции, не соответствующей ОКВЭД?

Провели разово хоз.операцию, не соответствующую ОКВЭД организации. На данный момент заявление на добавление ОКВЭД подано. Что грозит за проведение такой операции?

Сообщаю Вам следующее:

В силу ст. 49 ГК РФ коммерческие организации могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, в том случае, если в их учредительных документах не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми они вправе заниматься. В своих разъяснениях ФНС России, ссылаясь на судебно-правовую практику, указывает, что право на осуществление того или иного вида экономической деятельности не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у юридического лица соответствующего кода по ОКВЭД, внесенного в ЕГРЮЛ. Но несмотря на это юридическое лицо в течение семи рабочих дней со дня изменения сведений о кодах ОКВЭД2 обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).

За несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом (к таким случаям, как уже отмечалось выше, относится в том числе представление сведений о кодах ОКВЭД2) влечет привлечение к ответственности в виде предупреждения или административного штрафа (для должностных лиц) в размере 5 000 руб. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в регистрирующий орган влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 3, 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Каковы правовые последствия осуществления организацией деятельности, не указанной в ЕГРЮЛ при регистрации?

Организация вправе осуществлять деятельность, не указанную в ЕГРЮЛ при регистрации, но обязана сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения в течение семи рабочих дней с начала осуществления нового вида деятельности. В противном случае организация может быть привлечена к административной ответственности и (или) ей может быть отказано в применении налоговых преференций.

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В то же время коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Сведения о видах экономической деятельности, которые предположительно будет осуществлять организация, указываются в листе Ж заявления по форме Р11001 и представляются в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица.

В силу ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (кредитных организаций, страховых организаций и обществ взаимного страхования, инвестиционных фондов), наделены общей правоспособностью и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, в том случае, если в их учредительных документах не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми они вправе заниматься (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2020 N 16АП-1254/2020 по делу N А63-22965/2019).

В своих разъяснениях ФНС России, ссылаясь на судебно-правовую практику, указывает, что право на осуществление того или иного вида экономической деятельности не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у юридического лица соответствующего кода по ОКВЭД, внесенного в ЕГРЮЛ. Присвоение какого-либо кода не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды. ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, и используется при решении задач, связанных с осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов и подготовкой статистической информации (Письма от 19.12.2019 N ГД-19-14/337, от 03.09.2018 N ЕД-19-2/263@).

Но несмотря на это юридическое лицо в течение семи рабочих дней со дня изменения сведений о кодах ОКВЭД2 обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).

Изменение сведений о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности может быть связано с началом осуществления юридическим лицом новых видов экономической деятельности (Письмо Минфина России от 03.05.2017 N 03-12-14/27268).

Таким образом, в случае фактического осуществления организацией иной деятельности, ранее не заявленной при регистрации юридического лица, соответствующей иному коду ОКВЭД2, у организации возникает обязанность по уведомлению регистрирующего органа для внесения изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения.

За несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом (к таким случаям, как уже отмечалось выше, относится в том числе представление сведений о кодах ОКВЭД2) влечет привлечение к ответственности в виде предупреждения или административного штрафа (для должностных лиц) в размере 5 000 руб. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в регистрирующий орган влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 3, 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Соответственно, неуказание в ЕГРЮЛ осуществляемого вида деятельности может быть основанием отказа в применении нулевой налоговой ставки.

В связи с изложенным во избежание возможных претензий со стороны контролирующих органов и привлечения к административной ответственности, в целях отражения в ЕГРЮЛ достоверных сведений об организации, по нашему мнению, все же следует своевременно уведомлять регистрирующий орган о начале осуществления иной деятельности в порядке и сроки, предусмотренные Законом N 129-ФЗ.

Вопрос: Могут ли быть негативные последствия (например, непризнание расходов налоговыми органами) при выплате агентского вознаграждения за поиск новых покупателей организации, у которой соответствующий код ОКВЭД не указан в ЕГРЮЛ?

Ответ: В случае отнесения заказчиком на затраты услуг, оказанных исполнителем, у которого отсутствует соответствующий вид деятельности по ОКВЭД, со стороны контролирующих органов возможно более пристальное внимание к данным операциям, но сам по себе факт занятия непрофильной деятельностью не свидетельствует о нереальности операций.

Обоснование: В уставах большинства юридических лиц указано, что они вправе заниматься не только теми видами деятельности, которые перечислены непосредственно в уставе, но также и другими видами, не запрещенными действующим законодательством РФ.

Однако в ЕГРЮЛ вносятся коды ОКВЭД по конкретным сферам деятельности организации. Налоговики обычно ориентируются именно на те виды деятельности, которые указаны в ЕГРЮЛ. Поэтому совершение любой непрофильной для контрагента сделки они могут расценить как сомнительную операцию и используют этот аргумент для исключения у покупателя расходов.

При этом, по мнению специалистов, несовпадение фактических видов деятельности контрагента с указанными в ЕГРЮЛ само по себе не свидетельствует о нереальности хозяйственных отношений с ним. Ведь присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление других видов деятельности и не свидетельствует о получении сторонами сделки необоснованной налоговой выгоды.

Аналогичного мнения придерживаются многие суды (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 30.04.2013 N А32-29944/2010, ФАС Московского округа от 11.03.2013 N А40-70444/12-20-391).

Важно, что реальность оказания услуг исполнителем будет подтверждена (например, имеется прозрачный отчет агента о привлеченных клиентах, с этими клиентами (хотя бы некоторыми) заключены договоры) и обоснованы деловая цель и производственная необходимость.

Также есть и отрицательная судебная практика, некоторые суды признавали непрофильные для контрагента сделки направленными на получение заказчиком необоснованной налоговой выгоды. Но, как и в других подобных случаях, только в совокупности с иными доказательствами недобросовестности контрагента. Например, при отсутствии у него необходимых производственных и иных ресурсов или из-за наличия противоречий в подтверждающих документах (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27.09.2013 N А63-14453/2012 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.09.2012 N А33-20819/2011).

Таким образом, с учетом сложившейся судебной практики, претензии со стороны налогового органа, мотивированные тем, что основной вид деятельности поставщика по ОКВЭД не совпадает с видом отношений между ним и налогоплательщиком, являются неправомерными.

В связи с этим исходя из вышеизложенного считаем, что в случае отнесения заказчиком на затраты услуг, оказанных исполнителем, у которого отсутствует соответствующий вид деятельности по ОКВЭД, со стороны контролирующих органов возможны претензии именно к заказчику.

Читайте также: