Если муж не удовлетворяет жену ее права в исламе

Обновлено: 02.07.2024

Муж обязан соблюдать права жены, как об этом говорится в хадисе, который приводит имам Тирмизи со своим иснадом от Хаким ибн Муавия (радыяллаху анху), что он сказал:

Поскольку лицо – это самая благородная часть, из частей тела человека, оно включает в себя пять органов чувств, даже животного не бьют по лицу, а человека тем более нельзя так бить. Про это Пророк (ﷺ) сказал:

«Одной из обязанностей мужа перед женой является то, что он не должен оставлять ее одну в пустом доме, потому что она может бояться (оставаться одна), или (какой-то) фасик (нечестивец) устремится к прелюбодеянию (с ней) или подобное этому. Но когда он гневается на жену, он может разделить (покинуть) постель, в целях воспитания.

Сказал факих Абу Лейс Ас-Самарканди:

«Есть пять обязательнностей мужа перед женой:

1. Служение жене в исполнении ее нужд за пределами дома. Поскольку она постоянно остается дома, (муж) должен исполнять ее нужды в том, что находится за пределами дома.

2. Он должен обучить жену тому, в чем она нуждается из установлений Шариата, и не вынуждать искать ответ у кого либо помимо мужа (если муж знает эти вопросы). Если же он не знает, то пусть спрашивает у ученых и объясняет ей, а если он не может (даже после этого) объяснить, то она имеет право сама пойти к ученому и узнать только то, что ей необходимо, например вопросы таухида (единобожия), омовения, намаза, поста, закята, хаджа.
3. Он (муж) должен ей предоставить еду халяль, и одеть ее (предоставить одежду) из халяльных средств и предоставить место проживания из халяля, ибо в запретном нет блага, как нельзя есть из харама, также нельзя дать кому-то что-то из харама.

4. Не делать в отношении нее зульм (не притеснять ее), т.е не препятствовать исполнению ее обязательных шариатских прав (не предоставлять то, что ей положено из еды и одежды и препятствовать исполнению ее фардов)

5. Терпеть ее плохое поведение для ее наставления. В том случае, может быть, она оставит свой дурной нрав, прекратит делать это и увидит это неподобающим для себя. Мужчине не пристало вести споры с женой, потому что она слабая (слабый пол).

Есть риваят, что Адам сначала был в раю один, и не было никого, такого же, как он. Когда он (алейхи салям) спал, Аллах Та’аля сотворил ему жену Хавву (Еву), взяв его ребро с левой стороны тела. Она называлась Хавва, потому что была сотворена из живого (т.е. хай), Аллах сотворил ее так, что Адам (алейхи салям) не почувствовал этого, и не почувствовал боли, а если бы он почувствовал боль, то никакой бы мужчина никогда не проявил благосклонности (и не смилостивился бы) к женщине (т.е у него было бы отвращение к женщине). Когда Адам (алейхи салям) проснулся, увидел ее сидевшей возле его головы, и она была самым прекрасным из того, что сотворил Аллах, тогда Адам (алейхи салям) сказал:

Некоторые великие ученые проявляли терпение в отношении плохого нрава своей жены, когда спросили одного (ученого) об этом (почему он не разведется), он отвечал:

В отношении этого Аллах Та’аля говорит:

(Смысл): И вели (о, Пророк) своей семье (совершать) молитву и сам будь терпелив в ней [совершении её]. Мы [Аллах] не просим у тебя (о, Пророк) удела, Мы (Сами) пропитаем тебя, а (благой) исход (как в этом мире, так и в Вечной жизни) – для (тех, кто обладал качеством) остережения (от наказания Аллаха) (20, 132).
***
Муж будет спрошен о жене, если он знает о ней что-то плохое, не будет спрошен о том, чего он о ней (плохого) не знает, а (его) предположение не имеет значения.

В отношении этого Аллах Та’аля говорит:

И приходит в хадисе, что Пророк (ﷺ) сказал о женщинах:

От Абу Хурейры, (رضي الله عنه), передается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

Женщина также должна проявлять терпение, когда у нее бывают трудности в жизни, например, много работы по дому или же плохое отношение мужа.

Однажды Али (радыяллаху анху) спросил одного из своих учеников:

«Не рассказать ли мне тебе историю о Фатиме (радыяллаху анха), самой дорогой и любимой дочери Пророка (ﷺ) Фатима (радыяллаху анха) сама размалывала зерно, отчего на ее руках появились костные мозоли. Она сама таскала домой воду в кожаных бурдюках , которые оставляли след на ее груди. Она сама убирала по дому, поэтому ходила в грязной одежде.

Кто хочет быть для своей жены любящим и милостивым, то он должен запомнить несколько вещей из ее состояний, чтобы быть справедливым к ней:

• Женщина не может дать мужу талак (развод), а он может.
• Она не может взять что-то из дома без разрешения мужа, а он может.
• Пока она находится с ним в браке, то не может выйти за другого человека, а он может.
• Она не может выйти из дома без разрешения мужа, а он может.
• Она не может ходить без хиджаба (покрывала), а он может.
• Она боится мужа, а он ее не боится.
• Она будет довольна, если увидит радость на лице мужа и (услышит) доброе слово от него, а он может быть недоволен всеми ее поступками.
• Она покидает своих мать и отца и других родственников ради мужа, а он может никого не покидать ради нее.
• Она постоянно служит мужу, даже если она больна, она сама служит себе, а муж часто не беспокоится за жену.

Поэтому разумный человек сам поймет обязательность быть к женщинам милостивым, не притеснять и не проявлять насилие в отношении них.

Подведя итог, можно сказать, что в руках жены находится сам муж, и его имущество и его честь, поэтому, когда муж узнает о большом вреде от жены, ему можно развестись с ней, а если вред не достигает такой (высокой) степени, то лучше проявить терпение.

Мусульманские улемы, изучив все аргументы и доводы относительно обязательств мужа перед женой, указали на следующие выводы.

Обязательства мужа перед женой делятся на две части:

1. Финансовые обязательства.

2. Обязательства во взаимоотношениях.

Финансовые обязательства состоят из махра, нафаки — расходов на жизнь и свадьбы.

I. Обязательство дачи махра.

Этот священный аят является одним из четырех аятов, указывающих на то, что дача махра является для мужа ваджибом. Даже если они разведутся после акдун никаха, не совершая близости, все равно дача махра остается для мужа ваджибом. Однако махр не является одним из условий или столпов никаха. Никах состоится и без него, передача махра может быть и позже, в том нет ничего осудительного.

Махр дается невесте в качестве вознаграждения за то, что она соглашается на супружество и идет на супружеское ложе. Дача махра является фардом. Без этого никах не является никахом. До или после никаха, мало или много, — неважно, все равно махр нужно давать.

Сведения о махре мы упоминали ранее.

II. Обязательства по нафаке (по содержанию).

То, что нафака является для мужа ваджибом, установлено Куръаном, сунной, а также посредством иджмаъ и разумности.

Доказательства из Куръана:

Доказательства из Сунны:

Передается от Джабира радияллаху анху:

«На прощальном хадже Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Передали Муслим, Абу Давуд и Малик.

Передается от Хакима ибн Муавийи Кушайри радияллаху анху:

«Я спросил:

— О Посланник Аллаха, какие права есть на нас у наших жен?

Он (саллаллаху алайхи васаллам) ответил:

Передали Абу Давуд и Насаи.

Передается от Аиши радияллаху анху:

«Хинд бинт Утба сказала:

— О Посланник Аллаха, Абу Суфян чрезвычайно скупой человек, он не дает нам ничего, что бы хватало мне и моему ребенку кроме того, что я беру без его ведома.

Передали оба шейха.

Мнение всех улемов едино в том, что нафака — содержание женщин — является для мужей ваджибом (обязательным). Раз женщина удовлетворяет мужа, ухаживая за ним и находясь в его ведении, безусловно, что ее нафака становится для него ваджибом.

Для семьи и ее членов особо важно знать о нафаке следующие вопросы:

1. Размер нафаки определяется исходя из состоятельности супругов. Если оба богаты, то в соответствии с их богатством, если оба бедны, то в меру своих возможностей. Если муж богат, а жена бедна, или наоборот, то следует придерживаться середины. Даже если при этом жена находится в доме отца, либо болеет в доме мужа.

Каждая семья должна определить размер нафаки жены исходя из своего финансового состояния. Мужчины не должны скупиться, а женщины не должны завышать свои требования сверх меры.

Нафака для жены, что является ваджибом для мужа, состоит из пяти частей:

Это продукты питания, питье и все необходимое для приготовления еды и то, что употребляется вместе с пищей (уксус, масло и тому подобное). Еды должно быть достаточное количество, которое определяется в зависимости от финансового состояния мужа.

б) Одежда;

в) Кров;

Обеспечение жены жильем — местом для проживания для мужа является ваджибом. Жилье должно соответствовать уровню финансовых возможностей мужа. Вместе с тем дом должен быть полностью оборудован всем необходимым для проживания в нем.

г) Если жена из тех, кто нанимает прислугу, то это также входит в ее нафаку;

д) Средства и принадлежности для поддержания чистоты и прочая необходимая домашняя утварь;

2. Если муж не обеспечивает нафакой жену, имея достаточно имущества, кадий выносит решение об его аресте. По требованию жены прочее имущество мужа продается и выдается ее нафака. Если муж не может обеспечить нафакой по причине несостоятельности, то его не арестуют.

3. Нафака не полагается женщине, которая самовольно вышла из дома, или была посажена в тюрьму из-за долга, или которая не была приведена домой к жениху из-за болезни, или которую принудили (похитили), или которая совершила хадж без мужа.

При совершении женой хаджа вместе с мужем она имеет право не на расходы (нафаку) за путешествие и на дорогу, а на ту нафаку, которую она получала бы, находясь дома.

4. Богатому мужу является ваджибом обеспечить жену одной прислугой. Согласно достоверному утверждению, для бедного мужа это не является ваджибом.

5. Если муж не в состоянии обеспечить нафаку, то их не разводят по этой причине. В этом случае жене повелевают брать в долг за счет мужа.

Доводом того, что мужа не разводят с женой из-за неспособности обеспечить ее нафакой, является следующее.

Значит, нужно ждать, пока человек, находящийся в безвыходном положении, разбогатеет. Нехорошо предпринимать какие-либо меры, когда он находится в таком положении.

В аяте утверждается, что нищета не может быть препятствием для никаха.

6. Если на ком-то была возложена нафака соразмерно его бедности, а позже он разбогател, то если потребует жена, он должен обеспечивать ее соразмерно своему богатству.

И наоборот, если нафака была возложена, когда он был богат, то в случае его обеднения размер нафаки пересматривают в сторону уменьшения в соответствии со степенью бедности.

7. Нафака за прошлое снимается с ответственности (не выплачивается).

Если муж определенное время не выплачивал нафаку, то на нем нет обязательств платить ее потом.

8. Разве только если было назначение кадийа или оба супруга договаривались о чем-либо, тогда для мужа становится ваджибом выплатить и за прошедший период. При этом условием является то, что оба они должны быть живы. Если кто-то из них уже умер или жене был объявлен талак до выплаты нафаки, то назначенное снимается с ответственности мужа. Однако, если жена брала в долг по повелению кадийа, в таком случае нафака выплачивается.

9. Нафака, данная раньше времени, не подлежит возврату в случае, если одного из супругов настигнет смерть.

К примеру, некий человек дал нафаку жене на год вперед, но потом один из них умер, не дожив до конца срока. В этом случае нафака возврату не подлежит.

10. Жилье жены является ваджибом на муже с тем условием, что оно должно быть там, где не проживает никто из семьи мужа. Там не должен находиться даже ребенок мужа от другой его жены. За исключением тех случаев, когда жена сама дает на это согласие.

Если муж разместил и устроил жену в доме, где никого нет, а жена жалуется кадийу на побои и притеснения со стороны мужа и просит помощи разместить ее среди праведных людей, то кадий, если удостоверится в правильности слов жены, предостерегает мужа и отвращает его от посягательств на жену. Но при наличии свидетелей, подтверждающих обратное, то есть, что он не причиняет обиду и страдания жене, кадий оставляет их. Если же вокруг нет надежных людей или они на стороне мужа, то кадий в обязательном порядке повелевает заселить жену среди праведных людей.


[1] Махр дается невесте при заключении акдун никаха или впоследствии, во время совместной супружеской жизни. Например, в первом случае, при заключении никаха был назван размер махра и будущий муж дал этот махр полностью. Во втором случае махр не был дан во время заключения акдун никаха и стороны сошлись на том, что супруги будут жить совместно полноценной супружеской жизнью, а махр будет дан через определенное время. Еще один случай: во время сочетания никахом была дана часть махра, по поводу остальной части стороны сошлись на том, что она будет передана позднее. В зависимости от того, в какое время был дан махр невесте, — при заключении акдун никаха или позднее в период супружества, или часть во время никаха, а часть позднее, — при талаке вступают в силу разные шариатские положения (хукмы).

Читайте также: