Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт содержат разные требования

Обновлено: 19.05.2024

В данной статье представлена подробная характеристика профессионального стандарта и квалификационного справочника, который был составлен на основе Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Рассмотрена история создания профессиональных стандартов, с какой целью и зачем они должны быть созданы. Обоснована необходимость разработки профессиональных стандартов. Указана задача введения новых профессиональных стандартов – преобразовать систему квалификаций и компетенций работников для создания актуальной системы, заменяющей устаревшие единые квалификационные справочники. Рассмотрен порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установлена тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах. Подробно рассмотрен и проанализирован состав разделов в профессиональном стандарте и квалификационном справочнике. А также более подробно рассмотрен профессиональный стандарт специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией и приведен сравнительный анализ в сравнении с квалификационным справочником. Кроме того, произведен сравнительный анализ квалификационного справочника и профессионального стандарта специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией, в результате которого мы выяснили, что, несмотря на то, что они базируются на одной основе и прописывают основные требования к уровню образования, навыкам и опыту работы на определенной должности, в профессиональном стандарте имеются значительные отличия от квалификационного справочника.


1. Аракчеева З.В. География туризма // Учебно-методическое пособие в двух частях / Магнитогорск, 2013. — Ч. I.

2. Аракчеева З.В. Роль туризма в социально-экономической жизни региона // Science Time 2015. – № 1 (13). — С. 17–23.

3. Великанова С.С. Анализ нормативно-правовой базы оценки профессиональной деятельности и аттестации работников муниципальных учреждений // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. — 2013. — № 9-10. — С. 60–62.

4. Великанова С.С. Нормативно-правовые основы, регулирующие процесс обучения персонала и его документационное обеспечение // Научные труды Sworld 2013. — Т. 42. — № 3. — С. 20–25.

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация работника – уровень знаний, умений, навыков и опыта работы работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности [5].

Необходимость разработки профессиональных стандартов обусловлена тем, что характеристики должностей, содержащиеся в Единых квалификационных справочниках, часто уже не соответствовали сложившейся ситуации на рынке труда. Задача введения новых профессиональных стандартов – преобразовать систему квалификаций и компетенций работников для создания актуальной системы, заменяющей устаревшие единые квалификационные справочники.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений [3, 4].

На подготовительном этапе были разработаны Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23) [8] и Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 г. № 148н) [10].

Статьей III Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов определена их сфера применения:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования [8].

Выделено 9 уровней квалификации работников: первые четыре уровня – деятельность под руководством (преимущественно технические работники), 5–6-й уровни – самостоятельная деятельность (специалисты), 7–9-й уровни – определение стратегии, управление процессами и деятельностью на уровне крупных организаций (руководители).

Более подробно рассмотрим Профессиональный стандарт специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.05.2015 г. № 276н [9]). Рассмотрим структуру профессионального стандарта.

Раздел I. Общие сведения. В данном разделе указано наименование вида профессиональной деятельности – организационное и документационное обеспечение управления организациями любых организационно-правовых форм. Далее указана основная цель вида профессиональной деятельности: реализация обеспечивающих функций управления организацией; внедрение лучших технических разработок и новейших технологий в обеспечении управления организацией.

Определены группы занятий, для которых применим стандарт: библиотекари, библиографы, документоведы и специалисты родственных профессий; административно-управленческий персонал; служащие, занятые приемом и информированием посетителей. Группы занятий приведены в соответствии с Общероссийским классификатором занятий.

Раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

Данный раздел содержит обобщенные трудовые функции:

А – организационное обеспечение деятельности организации (уровень квалификации – 3);

В – документационное обеспечение деятельности организации (уровень квалификации – 5);

С – организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации (уровень квалификации — 6);

Д – информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации (уровень квалификации – 6).

Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций содержит:

— наименование обобщенной трудовой функции;

— возможные наименования должностей, профессий;

— требования к образованию и обучению;

— требования к опыту практической работы;

— особые условия допуска к работе;

— наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности.

Далее рассматриваются трудовые функции, относящиеся к данной обобщенной трудовой функции:

— наименование трудовой функции;

— уровень (подуровень) квалификации;

— необходимые знания [1, 2].

Последний, четвертый, раздел содержит сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Далее рассмотрим Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 г. № 37) (с изменениями и дополнениями) [6].

Квалификационный справочник является нормативным документом и рекомендуется для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм для наименования должностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.

Квалификационные характеристики, включенные в справочник, являются нормативными документами, определяющими трудовую функцию работника и регламентирующими ее содержание; способствующими обеспечению оптимальной технологии выполняемой работы, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, а также совершенствованию системы управления персоналом.

В справочник включены квалификационные характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко используемых на практике. Наименования должностей служащих установлены в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР) [7].

В основу построения справочника положен должностной признак, поскольку требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые в свою очередь обусловливают наименования должностей. Справочник разделен в соответствии с принятой классификацией служащих на три категории:

1) руководители, которые осуществляют общее и функциональное руководство, определяют стратегию предприятия, принимают управленческие решения и организуют их выполнение, координируют деятельность структурных подразделений и исполнителей и т.д.;

2) специалисты, которые решают инженерно-технические, конструкторские, экономические, информационные, плановые, снабженческие и другие задачи;

3) технические исполнители, которые выполняют учетные, копировально-множительные работы, ведут первичную обработку и передачу информации, осуществляют табельный учет и выполняют другие операции.

Квалификационный справочник содержит два раздела. В первом разделе приводятся квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей). Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях.

На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, а также производятся записи в трудовые книжки о наименовании должности работника.

В результате сравнительного анализа квалификационного справочника и профессионального стандарта специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией мы выяснили, что, несмотря на то, что оба этих документа базируются на одной основе и прописывают основные требования к уровню образования, навыкам и опыту работы на определенной должности, в профессиональном стандарте все же имеются значительные отличия от квалификационного справочника, а именно: более подробно детализированы полномочия и ответственность специалистов различных уровней; подробно описывается деятельность работников, выделяются трудовые функции и даже трудовые действия; помимо необходимых знаний, в профессиональном стандарте указываются необходимые умения для выполнения той или иной трудовой функции, что позволяет нам сделать вывод о том, что при составлении должностных инструкций к конкретным должностям следует не только придерживаться положений профессионального стандарта, но и все же обращать свое внимание и на квалификационный справочник.

Вопросы регулирования профессиональных стандартов с 01.07.2016 регулируют положения статьи 195.3 ТК РФ. До сих пор многие организации и ИП не знают, как с ними работать. Когда в силу их необходимо переписывать внутреннюю кадровую документацию? Нужно ли корректировать штатное расписание и должностные инструкции? Что делать если оказалось, что образование сотрудников не удовлетворяет принятым стандартам? Обязательно ли переучивать работников, отправлять их на курсы повышения квалификации? И, главное, кто всё это контролирует? Профсоюзы? Инспекции по труду? Давайте разбираться.

Для чего нужны профстандарты

Профессиональный стандарт – это название важного основополагающего документа, который содержит описание следующих норм:

  1. Трудовые функции работника в соответствии с его квалификацией и занимаемой должностью.
  2. Требования к его опыту и знаниям.

Таким образом, можно сказать, что профессиональные стандарты включают в себя описание качественного уровня квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой компании вне зависимости от рода ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

В отличие от специализированных справочников по квалификациям, профстандарты дают более четкое представление о рабочих функциях трудящихся, которые имеют абсолютно точные и подробные описания. Возможно, со временем профстандарты полностью заменят квалификационные справочники как документация, более соответствующая требованиям нынешнего времени.

Государственный реестр профстандартов


Профстандарты и область их использования

Данные стандарты можно применять и учитывать в нижеперечисленных целях:

  • для организации обучения и аттестации сотрудников;
  • формирования политики при укомплектовании штата предприятия высококвалифицированными кадрами;
  • организации процессов управления;
  • выведения внутренних тарифов на производимые работы;
  • облегчения классификации тарифных разрядов;
  • выработки собственных систем оплаты рабочего времени с учетом особенности труда на конкретном предприятии.

Являются ли профстандарты обязательными для выполнения или лишь призваны облегчить организацию предприятия и производства? Должен ли работодатель (владелец компании) беспрекословно следовать им, принимая за пошаговую инструкцию? Или он вправе сам выбирать область и порядок их применения? Попробуем разобраться и с этими вопросами.

Обязательное применение стандартов

Абзац третий части 2 статьи 57 ТК РФ говорит про обязательность профстандартов. В частности, в этом положении упомянут такой важный документ, как трудовой договор. Так, если получение работником предприятия особых льгот, компенсаций или ограничений напрямую связано с выполнением обязанностей, присущих конкретной должности, то работодатель обязан руководствоваться справочниками по квалификациям или же государственными профстандартами.

Поэтому очень важно учитывать такие нюансы и грамотно составлять и заполнять всю необходимую документацию. Если же ошибка будет допущена и это всплывет (предположим, по ходатайству самого работника или в результате текущей проверки предприятия), то руководство компании может быть привлечено к ответственности.

Административный кодекс в 4-й части статьи 5.27 предусматривает наказание за такую преступную халатность – большой штраф. Его размер может варьироваться:

  • от 50 до 100 000 рублей – для организации;
  • от 10 до 20 000 – для должностных лиц;
  • от 5 до 10 000 – для частных предпринимателей.

Что, впрочем, не избавляет бывшего или настоящего работника от последующих проблем с получением им всех положенных ему льгот и компенсаций за уже прошедший период.

Требование к соответствию работников профстандартам

Статья 195.3 ТК РФ регулирует применение профстандартов работодателями. В ней дано краткое, но емкое определение квалификации работника. И пояснено, что если законодательно определены требования к квалификации трудящегося лица, то и применение стандартов становится бесспорной обязанностью работодателя, а не его правом.

Поэтому считаем, что высшее образование обязательно бухгалтеру только если он планирует работать в организациях, входящих в перечень, приведенный в части 4 статьи 7 Закона № 402-ФЗ (например, в ОАО). Если нет, то достаточно будет иметь среднее образование и опыт работы, которые прописан в профстандарте.

профстандарт

Повышение квалификации сотрудников

Работодатель вправе направлять сотрудников своего предприятия на курсы переподготовки и повышения квалификации. В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса, это его право, но не обязанность. То есть, данное решение он может принимать по своему усмотрению, исходя из соображений целесообразности такового обучения. Чаще всего – для поднятия статуса компании на рынке, ее престижа и квалификации работников, задействованных в рабочих процессах.

В серьезных и крупных компаниях работодатель и владелец фирмы заинтересован в высоком уровне подготовки служащих. Для его проверки и подтверждения могут быть использованы международные профессиональные стандарты внутреннего аудита.

Спорный момент: обязательно ли учиться?

Насчет вышеназванных положений до сих пор есть споры и различные мнения. Одни эксперты ссылаются на статью 195.3 Трудового кодекса (на первую ее часть), другие на эту же статью во второй ее части, находя в них некоторое расхождение и неточности, позволяющие двоякое толкование их смысла.

В результате некоторые считают, что применять профстандарты нужно обязательно, а другие полагают, что они носят лишь рекомендательный характер. Однако и те и другие сходятся во мнении, что если законодательно не установлены обязательные требования к квалификации сотрудников определенной специальности, то они могут нести в себе лишь рекомендательный характер для работодателя и не более того. Причем последний вправе использовать их по своему усмотрению, выставляя сотрудникам более жесткие или, наоборот, более мягкие требования, чем того требует стандарт.

Сами же работники тоже неоднозначно реагируют на профстандарты. Многие из них высказывают опасения, что полученное ими на различных курсах образование будет нести лишь формальный характер. И придумано это законотворцами лишь с одной целью – в очередной раз опустошить их кошелек. Ведь на данный момент в законе нет четкого определения, кто же будет все это оплачивать.

оплата повышения квалификации

Пример использования профстандартов в рекомендательных целях

К примеру, приняв профстандарт за некий шаблон, можно:

  • грамотно определять названия должностей;
  • функции, связанные с исполнением рабочего процесса;
  • выставлять разумные требования к их квалификации, опыту, образованию.

То есть, данный документ, по сути, выступает фундаментом, позволяющим работодателю находить точки опоры при построении естественных рабочих процессов в коллективе.

Вопросы применения ст. 195.3 ТК РФ

Все разночтения и толкования статьи 195.3 ТК РФ связаны с ее относительной новизной. Возникает очень много вопросов по области ее применения. Более того, до сих пор не установлен:

  • единый метод внедрения на предприятия профстандартов (план и т. п.);
  • мера ответственности работодателя и работников, уже давно трудящихся в своих компаниях, в случае, если последние не в состоянии на текущий момент соответствовать профстандартам.

И совершенно не ясно, что делать с новыми потенциальными работниками, которые только планируют прийти, чтобы трудиться на предприятие. Рынок труда сейчас переполнен, но не всё так однозначно. Это совершенно не говорит о том, что нет нехватки и дефицита ценных кадров. Не всегда новый работник, имеющий высшее образование, способен заменить старого, имеющего за плечами только среднее профессиональное образование, но зато обладающего колоссальным опытом.

Чиновникам Минтруда России постоянно поступают различные вопросы по поводу применения профстандартов. Приведем некоторые вопросы и ответы на них.

Неукоснительное следование профстандартам

Вопрос: Есть ли необходимость неукоснительно следовать требованиям утверждённых профессиональных стандартов?

Ответ: Да. Работодатель должен иметь в виду, что обязан жестко руководствоваться требованиями при принятии человека на работу, если речь идет о вопросах, регулируемых статьями 57 часть 2 и 195.3 ТК РФ. В иных случаях все требования носят сугубо рекомендательный характер.

Обязательность профстандартов в частных организациях

Вопрос: Обязательно ли исполнение профессиональных стандартов для частных организаций? Или они призваны упорядочить работу государственных и муниципальных компаний и предприятий?

Ответ: Да, обязательно. Закон един для всех, вне зависимости от форм собственности и статуса предприятия и ее владельца.

Различия в профстандарте и квалификационном справочнике

Вопрос: Как следует поступать, если для одной и той же профессии в справочнике по квалификациям и в профессиональном стандарте прописаны различные требования? Какой из этих двух документов использовать в таких случаях?

Ответ: Право выбора в данном случае принадлежит работодателю.

Увольнение работников

Вопрос: Можно ли уволить сотрудника, если вдруг оказалось, что он не соответствует требованиям профессионального стандарта? Например, у него нет высшего образования и необходимого стажа работы, которые стали обязательными по новым правилам?

Ответ: Нет, введение новых профессиональных стандартов не может являться основанием для увольнения ранее нанятых работников. Уволить работников можно лишь на основании результатов проведенной аттестации.

Изменение трудовых обязанностей

Вопрос: Должны ли быть автоматически изменены обязанности трудящихся с введением нового профессионального стандарта?

Ответ: Нет, автоматического изменения обязанностей в данном случае не предусмотрено.

Изменение трудовых договоров

Вопрос: Закон обязывает работодателя начать переписывать трудовые договора и должностные инструкции для своих сотрудников с вступлением в силу новых стандартов?

Ответ: Да, но только в том случае, если требования профессиональных стандартов являются обязательными применимо к конкретной должности.

Оплата обучения

Вопрос: Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации и переподготовки сотрудников, если того требует работодатель?

Ответ: Закон не может однозначно ответить на этот вопрос. Нужно решать, исходя из содержания других правоустанавливающих внутренних документов. Поднимать трудовой договор, различные соглашения, коллективные договоры. У работодателя нет прямой обязанности оплачивать профессиональное образование сотрудников.

Перевод на более высокую должность

Вопрос: Имеет ли право работодатель назначить на должность лицо, которое по условиям профессионального стандарта ей не соответствует?

Ответ: Работодатель имеет на это право. В частности, работодатель может создать аттестационную комиссию. Она может решить, что рекомендуемое лицо обладает достаточным опытом, ответственно выполняет свои обязанности и в полной мере с ними справляется. И тогда можно работника перевести на вышестоящую должность.

Ответственность за игнорирование требований профессиональных стандартов

Утвержденные профессиональные стандарты очень важны в социальной сфере. Ответственность за их неисполнение предусмотрена в случае, когда они являются обязательными. Или в том случае, если они не являются обязательными, но работодатель добровольно принял на себя обязательства следовать их требованиям. Например, отразив это решение в локальном нормативном акте компании.

Если работодатель обязан соблюдать профстандарты, но не делает этого, то его могут привлечь к ответственности на основании статьи 5.27 КоАП РФ. Привлекать к ответственности работодателей будут инспекции по труду.

Новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

Основная функция современного детского сада любого вида – целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Какая ответственность предусмотрена за неприменение профстандартов

Если должность работника содержится и в квалификационном справочнике, и в профстандарте, то образовательная организация вправе продолжить применять квалификационный справочник (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вопрос № 5 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Письмо МинтрудаРоссии от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 ).

В этом случае к ответственности организацию за неприменение профстандартов не привлекут.

Отсутствие плана по организации применения профессиональных стандартов в государственной или муниципальной образовательной организации может быть признано нарушением трудового законодательства. Это связано с тем, что наличие такого плана предусмотрено постановлением Правительства РФ. За нарушение трудового законодательства статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Как применять профессиональные стандарты

Что такое профессиональный стандарт и для чего он нужен

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

– при приеме на работу для определения квалификации работника;

– при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;

– при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;

– при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;

– при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

Профстандарты нужны:

Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.

Совет: Для руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений, педагогов школ и детских садов предусмотрены льготы и ограничения (ст. 331 , 351.1 ТК РФ, ст. 47 , 51 , 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Во-вторых, при разработке образовательных программ:

– профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

– профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

– дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Совет: Если направляете работника на переподготовку или повышение квалификации, проверьте, чтобы программы учитывали действующие профстандарты.

Обязательно ли применять профстандарты

Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Ситуация: обязан ли работодатель уволить работника, если он не соответствует профстандарту?

Обязательность применения именно профессионального стандарта в образовательных организациях не установлена, то есть вы можете выбирать, что использовать.

Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет какой нормативный правовой акт он будет использовать.

Внимание: обязательность применения требований профессиональных стандартов не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя (вопрос № 7 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. №14-0/10/13-2253 .

Несмотря на то что сейчас работодателю предоставляется выбор между квалификационным справочником и профессиональным стандартом, в перспективе квалификационные справочники будут отменены (вопрос № 4 информации Минтруда России по вопросам применения профстандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. №14-0/10/13-2253 .

Для реализации идеи внедрения профстандарта в государственных и муниципальных учреждениях Правительство РФ установило сроки для их внедрения.

Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ – дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

– ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;

– профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада

Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:

1.Общие сведения о стандарте

2.Функциональная карта

Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции: обучения, воспитания, развития.

3.Характеристика функций

4.Сведения о том, какие организации разработали профстандарт

Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

Профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2019 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (выдержка).

3.2.1. Трудовая функция

Трудовые действия

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

Формирование психологической готовности к школьному обучению

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

Необходимые умения

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Необходимые знания

Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

Современные тенденции развития дошкольного образования

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Квалификационные требования к педагогическим работникам — это система требований к уровню образования и стажу работы, которые определяют возможность заниматься педагогической деятельностью. По-другому их называют профстандартами.

Минтруд РФ с 01.01.2017 ввел в действие обязательность использования профстандарта для педагогов. Его необходимо применять, формируя кадровую политику, управляя работниками, организовывая учебу и аттестацию педагогов и заключая с ними трудовые соглашения.

Содержание профстандарта для педагогов

Профстандарт представляет собой форму, в квалификации которой указаны требования к кандидату на должность педагогического работника. Минтруд РФ Приказом от 12.04.2013 № 147н ввел в действие единообразный формат для документа.

Определяя квалификационные требования по должностям педагогических работников, нужно применять единый макет. Он включает 4 раздела:

  1. Общий (отражается цель и наименование вида профдеятельности, вид экономической деятельности и пр.).
  2. Описание трудовых обязанностей (описывается трудовой функционал, указывается квалификационный уровень).
  3. Обобщенные трудовые функции (установленные к уровню образования и опыту работы).
  4. Информация об учреждениях, принимавших участие в разработке документа.

Квалификационные требования

Педагоги дошкольного и школьного уровней могут работать над проектированием и воплощением в жизнь как процессов образовательного характера, так и программ общего образования. Стандарт включает в себя и дошкольное, и три уровня школьного обучения: начальное, среднее и основное.


Квалификационные требования по должностям

Продолжается внедрение ряда профстандартов для отдельных направлений работы педагогов.

Профстандарт для педагога-психолога

Ведет работу в части психологического и педагогического сопровождения процессов обучения в школах, учреждениях среднего и дополнительного профобразования, высших учебных заведениях. Этот специалист помогает обучающимся, у которых возникают проблемы и сложности при освоении программ.

Претендент на должность обязан иметь высшее образование по профильному направлению. Опыт не требуется.


Профстандарт специалиста в области воспитания

Специалист в области воспитания осуществляет:

  • организацию процесса воспитания;
  • библиотечную деятельность и работу с объединениями детей;
  • реализацию процессов тьюторского сопровождения и социально-педагогической поддержки.


Профстандарт педагога дополнительного образования

В обязанности такого сотрудника включена организация работы, связанной с преподаванием дополнительных программ, методикой их реализации.

Претендент должен обладать высшим или средним профобразованием в сфере обучения и педагогики. Существует возможность профессиональной переподготовки.


Квалификационные требования к работникам вузов

Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н утвержден стандарт, касающийся педагогов профессионального обучения.

В документ включены требования к работнику, касающиеся:

  • преподавания программ профессионального обучения, в том числе аспирантуры;
  • обеспечения проведения учебно-производственного процесса;
  • сопровождения группы учащихся педагогического и методического (в части реализации программ) характера;
  • обеспечения мероприятий по профориентации.

Научно-методическая работа находится в компетенции сотрудника. К ней отнесены:

  • формирование программ;
  • составление пособий для учебы.

Установленные к соискателю требования находятся в зависимости от той ступени профобразования, на которой он планирует работать.

Наличие профессионального образования по предмету, дисциплине.

Наличие педагогического образования — профпереподготовка по дисциплине для обучения.

Отсутствие — ДПО в сфере профобразования.

  • повышение уровня квалификации не реже 1 раза в 3 года;
  • проверка у сотрудника знаний по охране труда.

При запланированном обучении дисциплинам профессионального цикла у претендента должен иметься трудовой опыт в конкретной сфере (врач, финансист, дизайнер).


Запреты и ограничения

Существует ряд условий, при наличии которых лицо не будет допущено к ведению педагогического процесса.

  • наличие судимости;
  • лишение права осуществлять подобную деятельность;
  • признание человека недееспособным.

Педагоги дошкольного и школьного уровней обязаны проходить проверки в процессе медосмотра. Если обнаружена болезнь (например, в сфере психиатрии), которая препятствует дальнейшей образовательной деятельности, работать в учреждениях сферы педагогики запрещено.

Отсутствие успешных результатов прохождения аттестации станет ограничением для работы. По действующему законодательству, педагоги постоянно должны подтверждать факт соответствия занимаемой должности. Исключением являются преподаватели высших заведений с учеными званиями.

В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

Читайте также: